Добавить статью
17:21 4 Ноября 2015 29726
Кыргызы - этногенез и история: Татары и белые татары
(23 часть)

(Читать сначала)

(Читать 22 часть)

1.18. Татары и белые татары

Этноним «татар» связывали со словом «тат», используемым в средние века для обозначения иноэтнических групп в степях Монголии.

По информации Махмут Кашгари, «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси», т.е. вообще на иранских языках, так как, например, согдийцев он также именует фарсами. Кроме того, татами тюрки называли и других соседей — китайцев и уйгуров. Первоначальное значение слова «тат» было скорее всего «иранец», «говорящий по-ирански», но затем этим словом стали обозначать всех чужестранцев, чужаков» [146. - С.134.]. Ссылаясь на М.Кашгари, Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывал с древнетюркским словом и названием древнеиранского этноса тат [146. –С. 134.]. По мнению С.Г.Кляшторного [214. - С. 169] «татами» назвали только ираноязычных поселенцев-согдийцев. Одним словом, «тат» означал – «чужой, иноплеменник».

Ван Говэя [414. -С.101.] отмечал, что в «Ляо ши» термин «цзубу» используется вместо дада (татары), встречавшийся в данном труде всего несколько раз. По мнению Л.Л.Викторовой, название «татары» сунских авторов имело всего лишь собирательный характер, оно не было этническим именем народа [103.]. Авторы труда вместо дада традиционно продолжали использовать термин шивэй [103. -С. 15.].

По мнению Г.Г.Пикова, в «Ляо ши» собирательное имя цзубу применялось в отношении кочевников, обитавших в районах современной Северной Монголии и Забайкалья. Как он полагает, в киданьских письменных источниках (Ляо ши, Цидань го чжи) четко различались термины «цзубу» и «шивэй» [322.-С. 171 – 216.].

Однако татары упоминались впервые в орхоно-енисейских текстах еще с середины VIII в. [209.-С. 133-134]. Анонимный автор сочинения Худуд ал-Алам (982 г.) татаров и тюрков относил к тогузгузам.

Китайский посол Чжао Хун отмечал три группы татар и связывал их происхождение с тюрками-шато Восточного Туркестана. Он писал: «Земли, на которых впервые возвысились татары, расположены к северо-западу от земель киданей. Племена татар происходят от особого рода шато... Их имеется три вида: черные, белые и дикие» [398. –С. 93.].

В книге средневекового историка Гардизи (XI в.) татары упоминались как одно из семи племен Кимакского каганата. Согласно генеалогии, приведенной в книге Гардизи, кыпчаки, кимаки и татары происходили от общих предков – татар [50. -С.44]. Его сведения в определенной мере подтверждались сведениями М.Кашгари (XI в.). В своем труде «Диван Лугат ат-Турк» М.Кашгари включал татар наряду с каи, ябагу в число племен, говорящих на родном языке, но в то же время хорошо владевших тюркским языком. Он же писал, что в то время довольно большую территорию между Северным Китаем и Восточным Туркестаном называли «Татарской степью» [213. - С. 139-147; 209.-С. 144]. Ученые отмечали тесную этнополитическую связь племен каи или си с древними тюрками, сеяньто и уйгурами [30. – С.113-114]. М.Кашгари в одном месте этноним «татар» упоминал рядом с «кыргыз», как бы указывая на их соседство. Известно, что, по данным китайских хроник, восточно-туркестанская группа татар была покорена главой карательного отряда енисейских кыргызов Алп Сол Тепеком (842/843гг. [389. - С. 62-63].

Отметим, что в средние века под этнонимом «татар» упоминался довольно широкий круг кочевых племен Саяно-Алтайского края и Монголии. В орхоно-енисейских текстах упоминались две ветви татар - отуз татары, в памятнике в честь Кюль-Тегина, а в середине VIII в., как и в енисейской надписи из Хербис-Баары, они названы «девятью татарами» (токуз-татары). Кляшторный по этому поводу писал: «Не исключено, что в изменении названия отражен распад первоначальной группировки татарских племен, которые разделились на две ветви» [213.-С. 258-267].

В девятой надписи, найденных в Уйбате в Минусинской котловине, говорилось о жертвоприношении общины татар в честь земледельческого праздника:

Община Татара приносит дары хозяину

Посевы им оберегаются [215. — С.33-36; 216. — С.77.]

В исторических источниках ряд племен Западной Монголии подпадали под понятие татар, например, анчи-татар (алакчыны), водный народ - урсуты, а под понятие белых татар - баргудайи, туматы, найманы (XII-XIII вв.) и их родственники - онгуты. Практически каждое из вышеуказанных средневековых племен имело тесные контакты с енисейскими кыргызами и кыпчаками.

В «Кратких сведениях о черных татарах» Пэн Да-я и Сюй Тина упоминается водный народ («Usu irgan»). «Прямо на север – да-та [они племя урсутов] и меркиты, прямо на юг - сихи» [411. – С. 153.]. Водный народ - урсутов отождествляли с племенем усухань, обитавшим в районах Верхнего Енисея. В легенде, приведенной в «Юаньши», отражалась древняя связь усинцев (азов) с кыргызами. [294.-C. 74-76.]. Отсюда можно полагать, что татары Восточного Туркестана, покорившиеся кыргызскому генералу Алп Сол Тепеку в 842/843 годы могли быть западной ветвью азов, обитавших в то время в Илийской долине. Ими также могли быть белые татары-онгуты.

Г.Е.Грумм-Гржимайло [121.] полагал, что татары пришли с востока и заселили земли, оказавшиеся свободными после разгрома Уйгурского ханства. Ван Цзинчжу [384] высказал мнение, что татары идентичны цзубу. По его мнению, и цзубу, и татары «напоминают тибетское название монголов согпо». Ли Фанцзюнь[423.P.101.] в носителях этого имени видел потомков ираноязычных согдийцев-колонистов, которые составляли значительную часть населения городов региона в период господства тюрков и уйгуров [103.].

По мнению В.Ушницкого [383.], в «результате этнических контактов между тюрками и монголами в XI веке на территории Монголии образовался союз татарских племен, известный как «цзубу». «Потом татарские племена разделились на «белых», «черных» и «диких». Из объединения цзубу возникли Татарский, Найманский, Кереитский улусы. По его мнению, последние два объединения были тюркоязычными.

Отметим, что тибетцы согдийцев обозначали этнонимом сог-по, что соответствовала китайскому цзубу. Позже этим словом стали называть население страны Татарская Степь во Внутренней Монголии [154.-С. 161]. В таком случае, возможно, этнонимы «согпо» и «цзубу» соответствуют античному названию древнего алтайского народа аримаспы [113. IV. 27.], имя которых состояло, по сведениям Геродота, из двух слов «арим» («единица») и «спу» («глаз»). Видимо, последнее слово здесь представляла стяженный вариант от «согпо» или «цзубу» и указывало на монголоидность этого племени. Геродот о них писал: «Выше исседонов, по их собственным рассказам, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы. Скифы передают со слов исседонов, а мы, прочие, узнаём от скифов и зовём их по-скифски аримаспами: «арима» у скифов значит единица, а «спу» — глаз» [113. IV. 27.].

Эсхил их называл «одноглазым войском», якобы потому, что они были весьма искусными стрелками, и для того чтобы вернее прицелиться, всегда закрывают один глаз. Вследствие этой привычки у них один глаз сделался меньше другого. И поэтому их называли одноглазыми [10. 78.]. «А сверх того они, естественно, родятся с этим недостатком от ранее получивших его отцов, и вследствие постоянного повторения этот недостаток сделался отличительным признаком племени: не иначе, конечно, говорят, произвела природа столь чудовищное племя». Поэтому, вследствие этого недостатка, их называли, одноглазые: ибо αρι по-скифски значит один, а μασπός — глаз». [252.-С. 242; 10.-С. 77-78.].

Однако в данном случае речь идет о лучниках-воинах, которые в военное время играли самую важную и решающую роль для достижения победы. Лучниками становились целый род или племя. Вожди племен специально приглашали племя лучников для улучшения обороноспособности своего войска и укрепления своей боевой позиции. По преданию кыргызов, во время сражения Жайыл батыра с казахским султаном, первый пригласил лучников из рода тата, которые заняли передовые позиции обороны кыргызов, для того чтобы отразить атаку противника.

В средневековых источниках наряду с огузо-татарскими племенами Внутренней Монголии или южных шивэев рассказывается о стране Канцзюй или племени телесных хэйчэчжэ-шивэй [154.].

По утверждению Ю.А.Зуева, после падения Уйгурского каганата в северной части Внутренней Монголии и востоке Большого Хингана продолжала существовать область Канцзюй. Последние были соседями шивеев и назывались хэйчэзцы (чернотележники) шивеи. По Ю.А.Зуеву, они и есть обьединение Канцзюй. Следовательно, ими могли быть кочевники-канцзюйцы, обитавшие в соседстве с отуз татарами и он татарами, которых в научной литературе отождествляли с шивеями. Этноним «тележные татары» (хэйчэзцы) указывает на связь с «канцзюй». Источник отмечал: «Хэйчэчжы – это владение, а название получили от того, что искусно мастерили юрты на телегах» [154.-С. 136.].

В связи с вышеизложенным, нас интересует то, что в средневековых источниках западную ветвь канзюйцев вместе с отуз огланами и он огулами помещали в Семиречье, а восточную группу канзюйцев с отуз татарами и он татарами - в Монголии и белыми татарами (онгутами) - во Внутренней Монголии и Восточном Туркестане. В средние века белыми татарами называли онгутов, которые входили в состав тюрков-шато, сформировавшихся в результате слияния одного из шести племен alty сub sogdaq чуюе и огузов, обитавших близ степей Шато (Каменистая пустыня) [119.-С. 213, 217, 265].

Однако онгуты в более раннее время имели этнополитические связи с десятиродными джалаирами, отдельные из которых имели тюркское происхождение. Рашид ад-Дин упоминал о племени кангаут в составе джалаиров Внутренней Монголии. Возможно, поэтому отдельные тюркские племена джалаиров назывались онгутами (десятиродное племя). В VI в. онгуты жили с табасцами (сяньбийское племя). Первоначально онгуты кочевали, в основном, вдоль реки Шара-Мурен в восточной Монголии, затем заняли почти всю южную часть восточной Монголии. В первой половине VII века их называли хи (кумоси). В 648 году онгуты попали под влияние Китая. Их владение имело название «Жаоло». В XII в. род хи стали называть татаби, китайцы их называли бай-дада или онгутами (от «унгу» - охранники китайской стены»), что по значению соответствовало названию племени хунну цзюцзюй (букв. кузотчу - стерегущее племя или племя-сторож). Позже онгуты встречались в составе тюрков-шато и представляли осколки могущественных хунну.

В таком случае, вполне возможно, что вышеуказанные аримаспеи (арим+спу) античных источников могут соответствовать десятиродным жалаирам («жал+аир»), в составе которых были тюркские группы кангауты. Еще в составе хунну существовали канзюйцы под названием цянцзюй [366.-С. 152.], происходившие от юэчжей. Они составляли отдельную группу племен, объединенных названием цзе. И выделялись от основной массы густыми бородами и большими носами. Племя цянцзюй кочевало в Хингане во Внутренней Монголии [154.-С. 99-100.], в районах реки Кангань. В мифе присутствует камень, как помним, канг – камень в тохарском [154. - С. 99-100]. Цянцзюй обитало в тех районах, где в источниках жили хуннские племена цзюцзюй (кузотчу- караул, сторож, стража, хранитель) [366.-С. 114. Прим. 1,2,3.], а также белые татары - онгуты, живя там же, охраняли от кочевников подступы к Великой Китайской стене [132. – С. 101). По данным источников, один из четырех аристократических родов хунну суйбу отвечал за охрану границ и назывался цзюцзюй.

Следовательно, хуннские цянцзюи (канцзюи-юэчжи) и цзюцзюи, а также онгуты-белые татары Внутренней Монголии - одно и то же племя. Очевидно, в первом случае речь идет об этническом имени этого племени, а в других последующих случаях - об их функциональных обязанностях в государстве хунну.

В этой связи отметим, что в исторических источниках сохранились описания онгутов и кавказских кыргызов П.Карпини, у которых наблюдались традиции, сохраненные от хунну.

Согласно монгольской летописи, в 1229 году на курултае, избрав Угэдэя ханом, было решено отправить армию в 30 тысяч сабель под начальством Чармагуна в Персию против возвратившегося туда из Индии султана Джелал-ад Дина, а другую под предводительством Гуюка и Субудая — для покорения Kunra и булгар. П.Карпини (1182 – 1252 гг.) писал, что Угэдэй хан направил одного из военачальников Цирподана (Чармагуна) на юг для покорения кыргызов. Он отмечал: «эти люди идолопоклонники, не имеющие на бороде волос. У них такой обычай, что если у кого умрет отец, то в знак печали вырезает он у себя на лице, как бы ремень от одного уха до другого. Победив их, пошел на юг против арменов». [356.-С. 159; 26. — С. 374, прим. 2.]. В данном случае под кыргызами можно понимать предков карачаев и кумыков, которые к монгольской эпохе уже представляли самостоятельный этнос Северного Кавказа.

По данным исторических источников, онгуты - высокорослые, хорошо сложенные люди. Почитали родителей и старших по возрасту. Когда умирал кто-нибудь из близких родственников, то мужчины делали надрезы на лице и громко рыдали. Онгуты поступали в данном случае подобно своим предкам – хуннам.

Следует также отметить, что у татар, канглы и кыпчаков нож имел особое значение. Согласно Сокровенного сказания монголов (ССМ), во время казни плененных татар по приказу Чингиз хана, они бросились на монголов, вынув спрятанные за пазуху ножи, решив: «Умирать, так умрем, по крайней мере, на подушках (из тел врагов)» [218.– С. 5–122.].

Онгуты-белые татары кочевали от оз.Буир-Нур вдоль границ Цзиньской империи и охраняли границы Северного Китая. Важно отметить, что они были и скотоводами, и земледельцами. Они разводили лучших лошадей.

В эпосе «Манас» онгуты упоминались под названием нойгутов, родственным племенем кыргызскому хану Манасу по материнской линии. Мать Манаса являлась выходцем из рода нойгутов. В «Манасе» кумоси или кимаки-кумоны назывались гоз команами и представляли родственный род Манасу по отцовской линии. В одном из сюжетов Манас, обидевшийся на отца Джакыпа, встретив Баба-Дыйкана (покровителя земледельцев) вместе с ним сеют зерно и получают хороший урожай. Джакып все зерно Манаса отдает правителю нойгутов Карача (в других версиях Чингизхану) и взамен просит будущего боевого коня баатыра Ак Кулу [243.-С. 85].

По мнению отдельных ученых, онгуты представляли тюрков в татарской конфедерации. Онгуты имели соседство с родственными найманами в Джунгарских степях, а с кераитами на излучине Хуанхэ, где была расположена их южная столица. В эпоху Чингиз хана онгуты управлялись Алагуш ханом и жили на севере Китая. Рашид ад-Дин их небольшую группу помещал на излучине Хуанхэ и писал, что онгуты из тех народов, «которые не столь давно получили имя монголов». Н.А.Аристов отмечал, что предки онгутов известны были еще в эпоху древних тюрков под именем кумоси (хи), в период монгольского владычества их называли белыми тата (татары). Позже потомки последних составляли совершенно омонголившийся аймак ониют [23.-С. 116, 127-128.]. В XVII в. онхотскими татарами называли небольшую этническую группу в Западной Монголии. В составе бурятов их потомки представляли небольшой род онхотов.

Следовательно, вышеуказанные племена канцзюй Хингана могли быть потомками древних юэчжи, которые в эпоху могущественных Хунну жили в степях Монголии. Однако после того как они были разбиты усунями, юэчжи мигрировали на запад и оказались сначала в Восточном Туркестане, а затем стали жить в районах Сырдарьи и Ферганской долине. Здесь ими было сформировано государство Великих Кушанов во главе с Герай (в. Герас-журавль-каркыра; герай-кара).

Но, как нам кажется, в конце V века, когда южные племена во главе с предками ашина мигрировали на север, потомки юэчжи, канцзюйцы тоже возвратились в земли своих пращуров в Саяно-Алтайском крае и Монголии. Вкупе с канцзюйцами на север и восток возвратились среднеазиатские хунну - alty сub sogdaq, гуньгуни (кыргызы), потомки усуней - азы и другие. Здесь они нашли своих восточных соплеменников и слились с ними.

Предки древних канцзюйцев, среднеазиатских хунну, гяньгуней с древних времен могли иметь тесные этногенетические, этнополитические и этнокультурные связи с согдийцами Средней Азии. По данным источников, Канцзюй отождествляется с Согдом. Еще Ю.А.Зуев писал, что Согд - это Канцзюй и Канг [154.-С. 91.]. Неслучайно среднеазиатские хунну «Шесть округов ху» в древнетюркских текстах назывались alty сub sogdaq [214. – С. 134-139.], что указывало на их связь с местным персоязычным населением Средней Азии. Отсюда можно полагать, что татарами называли согдийцев, которые имели тесные этногенетические, этнополитические и этнокультурные связи с кацзюйцами, среднеазиатскими хунну «шести чубов», алакчынами, состоящими из четырех племен.

Однако в данном случае мы не должны забывать, что в то время среднеазиатские хунну «шести чубов» жили на землях Канцзюй (Канглы) и могли находиться под влиянием последних. Отметим, что М.Тынышбаев о потомках канцюйцев, входивших в состав казахов, писал, что они были известны под общим названием алты ата кара канглы (шестиколенные канглы). Последние состояли из шести родов - тогузбай, онбай, каспан, бадрак, кызыл-канлы и кара манас (или карманас) [378. С.67.]. Названия вышеприведенных родов тогузбай (ср. «тогуз огуз») и онбай («он огуз») сами за себя говорят о сложении данного племенного союза после событий 840 года, когда кыргызами был разгромлен Уйгурский каганат. В родословной кыргызов С.Ахсикенди в кыргызское объединение Салучи-Булгачи входили шесть родов канды (канглы), теит, жоо кесек, кыдырша, доолос, бостон [33.-С. 82.]. Племена канглы играли важную роль в составе государства Моголистана и имели этнические связи со своими соседями аргынами, кыргызскими саяками и другими объединениями [301. –С. 143-144.], о чем будем говорить чуть ниже.

Значит, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что происхождение кыргызского народа имели тесные этногенетические и этнополитические связи с древними племенами Центральной Азии юэчжи, канцзюй, усунями, хунну и другими. Если в древние времена в стране туранских вождей Кангюй жили кангюйцы и сакарауки [210. –С. 47.], то в средние века здесь жили уже канглы, кыпчаки и кыргызы. По данным С.Ахсикенди, канглы жили в соседстве с отуз оглами и он огулами на Тянь-Шане. Ставка их вождей Кангу Тарбан находился в долине реки Талас. В то же время канглы обитали рядом с онгутами (белыми татарами) на Алтае и Джунгарии. Енисейские кыргызы, канглы (канцзюй), кераиты являлись соседями отуз татар, он татар в степях Монголии.

Отсюда мы еще раз убеждаемся, что кыргызы в древние времена жили как на Тянь-Шане, так и на Саяно-Алтае. Государство Кангюй и кангюйцы [132.-С. 62.] представляло кыргызов на Тянь-Шане, а канглы, кераиты, енисейские кыргызы - на Саяно-Алтае. Небезынтересно отметить, что в этнонимии тянь-шаньских кыргызов обнаруживались этнонимы «канды» и «сакы». В родоплеменной структуре современных кыргызов племя канды считалось одним из основных объединений ичкилик-кыргызов. В составе хакасов есть роды кангит, сагай и соххы. В родоплеменной структуре кыргызского племени солто встречались роды каман (коман), чаа (от чаабук-огуз), тата (от татаби-онгут) и сеек мурун (букв. большой костлявый нос). Существование в составе племени солто вышеуказанных родов позволяют относить его к потомкам древних канцзюй-юэчжи. Особенно об этом говорит род сеек мурун, который сохранил отличительную особенность юэчжи-большой выступающий нос.

Следовательно, из всего вышеизложенного можно заключить, что в средние века этноним «татар» мог иметь социальный и военно-политический характер. Как нам кажется, этнонимы «тат» или «татар» («тат эр») могли исходить от тюркского слова «жат» или «жат эр»/жат киши/жат адам (чужой человек или чужак). В то же время «жат эр» мог означать «чужак-противник». Например, на тюркском языке слово «жат» применимо для обозначения любой этнической общности (для противопоставления одну другой), независимо от его национальной принадлежности. Следует отметить, что термин «жат» мог использоваться для обозначения противоборствующих сторон, даже если последние были родственными родами, племенами, этносами. Например, «жат тарап». По нашему мнению, термин «татар»/«жат эр» мог выступать в качестве синонима меркитскому этнониму «угур» (угур-меркит; чужой, чужак) и золотоордынскому антропониму «узбек» (чужой, чужак).

Как нам кажется, преемник золотоордынского хана Токтака сел на престол с тронным именем Узбек (чужой, чужак) по той причине, что он не являлся прямым потомком хана, а приходился ему всего лишь племянником, сыном его родного брата, которого Токтак убил, как и всех своих близких родственников, опасаясь захвата власти. Т.е., на Токтаке пресекалась прямая линия наследования власти потомками, следующая от Батыя в Золотой Орде. В связи с чем, возможно, новоиспеченный хан воссел на трон с именем «узбек» («чужой», «чужак»).

Отметим, что появление этнонима татар на исторической арене могло быть связано с рядом причин. Во-первых, одной из главных причин могли быть войны между государством туранских вождей и Персией, когда восточные кочевники стали продвигаться на запад и столкнулись с персоязычным оседлым населением Средней Азии. В это время противоборствующие стороны активно пленили друг друга и уводили в глубь своей страны. В степях персоязычные земледельцы или занимались земледелием и выращивали хлеб для своих господ, или переходили на скотоводство, представляя инородцев.

Во-вторых, одной из причин также могло стать развитие торговли и открытие Великого Шелкового Пути. В это время в степной части Центральной Азии появились города и стала развиваться торговля. Основное население города представляли торговцы, ремесленники, священнослужители, миссионеры и т.д. Жизнь горожан совершенно отличалась от номадов, которые круглый год ходили за скотом в поисках лучших пастбищ. Горожане, в отличие от кочевников, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, ремеслом и т.д. Поэтому кочевники называли их «жат ер», что означало «чужой или «чужак».

Стало быть, первые татарские группы могли представлять подвергнувшееся ассимиляции население городов - выходцы из Средней Азии, главным образом, торговцы, ремесленники, религиозные миссионеры, персоязычные скотоводы (персы, перешедшие на скотоводство), племенники-рабы и др.

Однако на появление этнической группы татар также могло повлиять Великое переселение народов на запад во главе с хунну. С уходом хунну на запад, на востоке усилились монголоязычные племена сяньби, жужане, которые продвинулись на запад, на территорию между Северным Китаем и Восточным Туркестаном, где они встретили потомков согдийцев, саков, юэчжей, тагарцев, эфталитов (белых гуннов), которых подвергли ассимиляции и стали называть татарами (белые татары, онгуты), а их страну Татарией.

К XIII веку в Западной Монголии обнаруживались чиносцы (потомки ашина), водяные урасуты или усуханцы (азы или усы), барджугины, киаты, белые татары (потомки эфталитов) и другие, которые могли быть потомками древних саков, юэчжи, усуней и др. Большинство их ранее входили в состав Великого Тюркского каганата. Еще в VIII-IX века основная часть тюрков ашина и азов покинула свои места обитания в Западной Монголии, а оставшаяся их часть подверглась монголизации. Примерно такая же судьба постигла кыргызские племена после падения центральной власти Кыргызского кагана в середине Х веке. В результате, на востоке от енисейских кыргызов сформировалась новая конфедерация племен Цзубу, куда вошли кераиты, найманы, меркиты, татары и др. Тем самым на востоке от енисейских кыргызов шел процесс возрождения потомков древних племен саков, юэчжей, динлинов, которые теперь уже выступали как тюрко-монгольские объединения. Так как история племен цзубу имела непосредственное отношение с Великим Тюркским каганатом, Великим Кыргызским каганатом на Енисее.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что этноним «татар» мог исходить к тюркскому слову «жат эр» (чужой, чужак) и использовался для обозначения социальных групп, подпадавших в категорию «иноплеменник». Соответственно, в средние века татарами называли иноплеменные группы, первую очередь, согдийцев и в равной мере монголоязычные и тюркоязычные племена, противопоставляемые той или иной стороне. Этноним «татар» был широко распространен в период могущества племенной конфедерации цзубу, а еще больше - в эпоху Монгольской империи. В монгольскую эпоху этнониму «татар» предавалось военно-политическое значение. Татарами называли все объединения, представлявшие монгольское войско.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
25018

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12144

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19431

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31884

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18891

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31553

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19540

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10065

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40658

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
24061

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×