Добавить статью
15:05 12 Ноября 2015 40473
Кыргызы - этногенез и история: К вопросу о времени сложения эпоса «Манас»
(24 часть)

(Читать сначала)

(Читать 23 часть)

§2. К вопросу о времени сложения эпоса «Манас»

(Проблема народного трагизма в эпосе «Манас»)

Кыргызы - это народ, внесший огромный вклад в развитие человечества, создав уникальное произведение искусства - эпос «Манас», прежде всего, представляющий историческую эпопею, повествующую об истории народа c седой древности до эпохи Тагай бия, охватывая все аспекты жизни кочевников Центральной Азии.

Эпос «Манас» представляет собой историческую эпопею кыргызов, народа, который в своей истории пережил все тяготы степной жизни, вышел победителем в борьбе за свое место под солнцем, построил свою национальную государственность и отстоял ее независимость, тем самым, доказав миру свое величие, мудрость, любовь к прогрессу и процветанию.

В эпосе «Манас» отражено историческое прошлое кыргызского народа, его история, культура, обычаи, традиции, менталитет, философия, основанная на тенгрианстве. Поэтому в «Манасе» обнаруживаются исторические события, произошедшие в Центральной Азии с участием кыргызов от седой древности до эпохи хунну, древних тюрков, енисейских кыргызов, караханидов, кара китаев, монголов, ойрот-калмаков и других исторических периодов, которые хоть и напластованием, но все же получили отражение в Великом сказании.

Центральное место в Великом сказании «Манас» занимает идея национальной государственности, проходящая с первых строк эпоса до самого конца. В сказании воплощение в жизнь идеи построения независимой национальной государственности освещается путем преодоления общенационального трагизма народа; сюжетная канва эпоса, концентрируя внимание слушателей и читателей на нем, усиливает интерес к великому произведению искусства, повышает чувство сопереживания и сострадания.

Одним из первых произведений искусства подобного жанра в истории человечества была поэма шумеров «Гильгамеш» [409.-С. 221.], которая стала популярной не только в стране Шумеров, но и далеко за рубежом. Гильгамеш - герой древнего мира, искатель приключений, храбрец, стал символом человеческого тщеславия, жажды славы и бессмертия. Человек с великим духом, с невероятной харизмой добился поддержки народного собрания и стал любимцем публики. Он отказался подчиниться совету старейшин и люгалю города Киша Аге. С поддержкой народного собрания Гильгамеш становиться военным вождем – люгалем. Гильгамеш выходит победителем в решающей битве с Агой Киша за власть, осадившим его родной город Урук, чтобы усмирить любимца народа.

В 2675 году до н.э. сын Кулаба Гильгамеш, победив своих врагов, добился независимости Урука и установил свою гегемонию над Нижней Месопотамией. После Гильгамеш объединил под своей властью ряд городов- Адаб, Ниппур, Лагаш, Умма и др. Он стал выступать защитником религии, построил ниппурское святилище Туммаль. В Лагаше были построены ворота, носящие его имя. Так постепенно Гильгамеш стал любимцем народа. Его и его деяния обоготворяли. О нем, об его подвигах, геройствах слагали легенды, мифы и т.д. Он стал героем ряда шумерских песен. Ему посвящали стихи, поэмы. Слава о нем донеслась и до Вавилона, где, в конце II тысячелетия до нашей эры различные сказания, рассказы о нем были собраны в единое произведение и сложены в «поэму о Гильгамеше».

В основу поэмы легла одна из версий легенд, рассказывающая о сотворении Гильгамеша богами, об его дружбе с Энкиду и о смерти последнего [409; 29.— С. 97—99.]. Примечательно, что в первых строках поэмы говорится о сотворении Гильгамеша богами, после построения ими Урука и храма Ану (бог Неба). Герой описывался громадного телосложения. Богатырь имел рост в одиннадцать локтей, ширина его груди составляла девять пядей. Две части в нем были бога, а третья часть-человека. Он имел чудовищную силу, выглядел как дикий бык и не было ему равных [29. — С. 97, 98,99.].

Произведения подобного жанра в древнем мире и средневековье были очень популярны, так как, с наступлением эпохи бронзы и железа человечество переживает глубокие перемены в своем развитии. Происходит резкая дифференциация внутри общества, появляются богатые и бедные, процветает частная собственность на средства производства, защита которой, требовала изменения общественных институтов, присущих к первобытному родовому общинному строю и формирование более современных политических институтов - государства. В связи с потребностями времени появились первые государства с более совершенными политическими институтами, общественными структурами и законами, защищающими права и интересы господствующего класса, властьимущих.

Развитие производительных сил и производственных отношений в бронзовом веке обусловившие появление государства в железном веке сыграли позитивную роль в плане улучшения и усовершенствования общественных отношений, но в то же время они имели определенные негативные стороны. В это время источником богатства становились воины. Стране нужны были, люди с политическими амбициями, поистине державные талантливые стратеги, воинственные, с жестким нравом и непримиримым характером личности. Именно такими героями описывались в источниках исторические личности Гильгамеш, Модэ Шаньюй, Чингиз хан, Амир Тимур, а также эпические персонажи Гильгамеш, Манас, Огуз хан и другие.

Несомнено, для создания океаноподобного эпоса «Манас», порадивший его народ должен был иметь древнюю историю, пожить именно в тех условиях, когда начинались складываться первые кирпичики национального государства, пережить весь трагизм, описываемый в сказании, выстоять свою судьбу, и выйти героем, став победителем всех грозных времен и эпох. Именно поэтому «Манас», подобно «Гильгамешу» следует отнести самым древним творениям человечества, продолжившим шумерские традиции произведении искусства, пересказавший целую историю кыргызской аристократической династии, Кыргызского государства и народа от седой древности до Тагай бия. Возможно, первые строки «Манаса» были сложены под влиянием и в память о Гильгамеше, экспортированного шумерами далеко на восток в Центральную Азию, где в новых условиях он пережил эволюцию; усовершенствовалась идея и модернизировалась сюжетная канва, превратив его в великолепное произведение мирового значения. «Манас» это историческая эпопея кыргызского народа, рассказывающая о жизни кочевников в Великой Степи.

Как нам кажется, поэма Гильгамеш и эпос «Манас» могли быть сложены примерно в одно время. Как ни странно, имена обоих главных героев Гильгамеша и Манаса были внесены в Библию. Если в Библии Манассия признан внуком (или сыном) Якоба, то в «Манасе» хан кыргызов Манас назван сыном Жакыпа. Отметим, что в то время когда слагалась поэма о Гильгамеше, в Центральной Азии по данным индийского источника «Авесты» уже существовало царство Канха, отождествляемый с владением средневековых канглы - Канцзюем. Канха являлось государством туранских вождей и играло значительную роль в исторической и политической жизни региона. Древнее государство Канха (канглов) могло общаться с Передней и Малой Азией через страну киммерийцев Северного Причерноморье, где один из их городов носил название Германасса. Отдельные ученые рассматривают киммерийцев как выходцев из Передней Азии. Позже, отсюда, по их мнению, они мигрировали на юг России. Киммерийцы совершали дальние походы в страны Передней и Малой Азии. Они воевали со странами Лидией, Урарту, Ассирией и другими. Отец истории Геродот сообщал о походе египетского царя Сесостриса в земли скифов и покорении их, т.е. киммерийцев.

В таком случае не исключено, что еще в то время Канха могло представлять одно из шумерских государств в Центральной Азии, где на основе и на подобие «Гильгамеша» был сложен новый эпос под названием «Манас». Возможно, оно уже было посвящено одному из туранских вождей или полководцев под именем Манас. Известно, что «гильгамеш» - это аккадское имя. По мнению ученых, в шумерской версии главного героя звали Бильгамес. Стало быть, «гильгамеш» мог иметь ряд других форм. Как уже было отмечено выше, в структуре племени канглы обнаруживался род кара манас, имевшее сходство с «германасса». Можно сделать параллель между «гильгамеш» (гильманеш/с), библейским «манассия», античным «германасса», канглийским «кара манас» и эпическим «манас». Вторая часть топонима «германасса» («манасса») очень даже ближе к библейскому «манассия».

Отметим, что основная идея поэмы о Гильгамеше в точь в точь повторялась в кыргызском эпосе «Манас», как будто они имели одного автора или скопированы. Например, в основе обоих произведений лежит идея о создании национальной государственности, его развитие и защита. В обоих произведениях рождение государства прикреплено к богу Неба и исторической личности, в поэме богу Ану (Неба) и Гильгамешу. В эпосе небесному божеству Тениру и эпическому персонажу Манасу. В поэме Гильгамеш сдружился со своим главным врагом Энкиду, созданного богами для того, чтобы тот убил его, а в кыргызском эпосе Манас баатыр сделает своим другом чужестранца, из страны его заклятых врагов Алманбета. Причем, оба героя, как Гильгамеш, так и Манас умирают после смерти своих самых близких друзей Энкиду и Алманбета и 40 чоро, не пережив мучительную утрату и боль в сердце.

Примечательно, что если поэма начинается с сюжета о сотворении Гильгамеша богами, после построения ими Урука и храма Ану (бог Неба), то первые строки океаноподобного «Манаса» начинаются именно с картины обращения к небу Тениру, чтобы он дал хану кыргызов Джакыпу долгожданного наследника, который мог бы сплотить вокруг себя народ и продолжить отцовский род.

Джакып, отец Манаса, до 50 лет оставался бездетным. Каждый раз он обращался к небу, прося о том, чтобы тот дал ему потомка, который был бы наследником ему, когда Джакып уйдет в потустороннюю жизнь. Затем ему, его женам — Чыйырды (первой жене) и Бакдоолот (второй жене) — одновременно приснился таинственный сон. Джакып увидел ловчую птицу Буудайык и пестрошеего белого кречета (символ власти у древних кыргызов) Чыйырды — старца, давшего ей яблоко, съев которое, она родит дракона, длиной в 60 кулачей.

Этот дракон,

когда, озлившись, дышит,

лунный мир всасывает,

когда, осмотревшись, в испуге опешит,

рост его удлиняется,

130-аршинным он делается.

Бакдоолот приснились два ястреба-тетеревятника тунжур, которых она привязала на несет.

Собравшиеся по волеизъявлению Джакыпа старцы предсказали ему рождение сына-богатыря.

Всех, живущих в подлунном мире,

Осчастливит твое дитя.

...Все, живущие на подсолнечной земле,

Будут ухаживать за твоим ребенком.

Благодаря обращению к небу, жена Джакыпа Чыйырды родила ребенка, которого нарекли таинственным именем Манас. Новорожденный описывается в скифских традициях. В нем можно заметить следы солнцепоклонства и тенирианства [3. –С. 371.]. В эпосе говориться:

Из серебра и злата

Создан подобно сплаву,

Тверди земной и небу

Подобно создан на славу,

Цвету луны и солнца

Подобно создан по праву. Из эпоса «Манас»

В древности тенгрианство имело важное значение в жизни кочевников и олицетворяло не только Небо, но и Солнце, Луну, Землю и т.д. Поэтому в древних легендах и сказаниях степных народов Центральной Азии большое внимание уделяется небесному божеству «tangri».

С.М.Абрамзон по этому поводу писал: «Каменнописные памятники позволяют также сделать вывод о том, что содержание самого понятия «tangri» у древних тюрков было значительно шире, чем только божество неба. Это верховное божество выступало как бы в виде синтеза всех астральных представлений, оно адекватно понятию «вселенная». В значении божества «tangri» прилагалось не только к небу, но и к солнцу, («кун-тенгри»), луне («ай-тенгри»), земле («тенгри-йер»), что свидетельствовало о неразделимости божеств неба и земли» [3. — С. 308.].

Скифы являлись последователями учения о тенгрианстве. В верованиях людей того времени большую роль играло почитание и поклонение основным силам природы: солнцу, дождю или представителям нижнего мира — дракону, священной реке, горе и т.д.

В древние времена считалось, что дракон является первосоздателем всего сущего на земле. Он отделил небо от земли, создал солнце, людей. Связь главы рода (скифов и др.) с драконом (божеством нижнего мира) или священной рекой говорила о святости правящей династии.

Древние скифы, хунну, кыргызы и другие степные народы особо почитали солнце, которое представлялось им небесным божеством. В то же время скифские (сакские) цари считали себя земными божествами.

По идеологическим представлениям скифов, хунну, кыргызов царская власть посылалась солнечным божеством. Поэтому цари саков надевали сверкающие, расшитые золотом одежды, как бы олицетворяя собой живое солнце. В целях покрытия лицевой части специально изготавливали маску из чистого золота. Одна из таких масок, с богатыми золотыми вещами, была найдена в Кыргызстане при раскопках в урочище Шамшы, впоследствии названном «шамшинским кладом». Военная амуниция царя саков (получившая название сакского воина), полностью изготовленная из золота, была найдена в раскопках клада Ыссык, недалеко от озера Иссык-Куль, на территории Казахстана.

У скифов особое значение имел культ коня. Он также был тесно связан с поклонением солнцу. Культ коня имел широкое распространение и был объектом поклонения не только кочевников, но и земледельцев. В честь этого божества совершались жертвоприношения, возжигался священный огонь.

В этой связи любопытны сами легенды о происхождении скифов, которые дошли до нас в первозданном виде. Так, по одной из версий, предками скифов были Таргитай, сын Зевса и дочь реки Борисфена. Таргитай основался и жил в пустынной земле, имел трех сыновей Липоксая, Арпоксая и Колоксая. В эпоху их властвования на скифскую землю с неба упали золотые предметы — плуг с ярмом, обоюдоострая секира и чаша. Впоследствии они достались самому младшему Колоксаю, который стал править всеми скифами. Колоксай разделил Скифию на три царства между своими сыновьями и одно из них сделал наибольшим — то, в котором хранилось золото.

От Липоксая произошел род — авхатов, от Арпоксая — катиар и траспий, а от Колоксая — паралат. «Все племена вместе назывались сколотами, т.е. царскими. Элины же зовут их скифами» [113. — IV. 5, 6.]. Возможно, авхаты соответствовали асхатанам Птолемея, катаиры - кутургурам, траспии-тюргешам, а паралаты – бурутам.

По другой легенде, происхождение скифов связывалось с Гераклом, который в поисках своих лошадей забрел в Скифию. В области Гелия в пещере он встретился с полудевой-полузмеей, которая упрятала коней Геракла. Взамен их она просила Геракла вступить с ней в брак и жить в супружестве. От них родились три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. Позже Скиф, выполнивший все требования отца, остался в стране и правил народом [113. — IV. 8, 9,10.].

В древности идеологические аспекты жизни кочевника строились и строго подчинялись принципам тенгрианства. Согласно этому учению, жизнь человека начиналась с неба (рождение от света), опускаясь на землю в образе различных тел — звезды, солнечного луча и т. д. Иногда шаманы сдували эти образы с веток священной березы. Они спускались через тундук в юрту и оседали над головной частью постели. От них женщины оказывались в положении. (Это как бы подтверждает существующие этнонимы - хакасский (чжельден/чилдег) и кыргызский «желден/ветер). По древним понятиям, женщины могли оказаться в положении с помощью солнечного луча и золотой нитки [327. — -С. 62-145.].

Кыргызский этноним «желден» сохранен у хакасов в форме «чильдег», «чжельден». «Желден» имеет широкое распространение не только среди кыргызов, его можно также встретить в структуре венгерских кыпчаков, башкир («шайтан-кудей»/«желден-кудей»). Последний встречается (его варианты) в качестве названия родоплеменного подразделения кыргызских племен племени адыгине (ширден), кыпчак (шерден), черик (желден), солто [36. см. генеалогические таблицы племен.].

С помощью вышеприведенного обычая, исполнение которого являлось одной из главных обязанностей шаманов, оказывались социогенетические услуги. Поэтому специально идеалогизировалось рождение ребенка путем обращения шамана к небу, божеству. Признанный рожденным от света по праву считался «чистым семенем», рожденным по воле Всевышнего. Человек, рожденный подобным образом, мог считаться представителем Всевышнего на земле. Подобного признания удостоились прародитель древних тюрков Ань-Лушань, Барсбек, Чингиз хан и многие другие именитые каганы Великой Степи.

Однако, важно отметить, что в вышерассказанном сюжете о рождении Манаса не менее важной деталью являлось то, что это событие сопровождалось всеобщим трагизмом кыргызского народа, который заключался: первое, отсутствием наследника у хана Джакыпа; второе, беззащитностью народа, который подлежал к уничтожению и истреблению.

Нужно признать, что эта часть проблемы дает нам возможность, провести сравнительно сопоставительный анализ и попытаться установить примерное время сложения эпоса «Манас». Т.е., необходимо поразмышлять, когда начались слагаться первые строки эпоса «Манас». Так как для того, чтобы иметь подобный сюжет, народ, имевший общенациональный трагизм, должен был пережить действительно историческую трагедию, которая могла бы запомниться ему на всю жизнь или навеки.

Как нам кажется, это событие должно быть одним из самых сложных и драматических исторических периодов, сохранившимся на всю жизнь в памяти народа, которое оно мог воспроизвести и включить в эпос как одно из самых трагических событий в своей истории.

Согласно эпосу «Манас», однажды кыргызы были разбиты врагами. В результате, народ был переселен в разные концы света. Один из сыновей хана Ногоя Джакып, по воле судьбы, попал на Алтай, где и родился богатырь Манас.

В «Манасе» об уничтожении народа и вынужденной миграции рассказывается более конкретно. Любопытно, что в варианте Шаабая Азизова Манас родился на Енисее.

…Где неясно вырисовываются ввысь вершины гор,

Где склоны гор заострены,

В Эне-Сае, в пустынной земле,

В Юрте белой в 60 звеньев

Шесть дней длились родовые схватки,

И Манас великодушный родился.

В эту строну от Бай Келя (оз. Байкала)...

…В Ээн-Сай как-то пришел,

От караванщика такую весть услышал,

От торговца слышал разговор

Эр Бакай сын Бая

Десят сыновей Орозду

Слышал, что они разбрелись,

Один ушел на Кангай,

Один ушел на Алтай,

Один ушел на Шыбыр,

Один ушел на Серен (Аральское море),

Один пропал в Теренге (спустился вниз ).

Один ушел в Ойон (Монголия)

Пройдя через песчаную пустыню.

Один ушел на Саяны [301.-С. 72-73].

Как нам кажется, сюжет о всеобщем трагизме народа был включен в соответствии с историческими реалиями и законами Степи. Отсутствие законного наследника, ставило под большое сомнение, будущее кыргызской государственности. Господствующий клан, племена, народ не знали, как разрешить эту проблему. Ситуация усложняется тем, что однажды враги разбивают кыргызов, вынуждают народ к бегству, миграции. Народ подвергается уничтожению и истреблению.

Таким образом, путем народной трагедии сказители в сказании в сюжете о рождении наследника, обостряя ситуацию, пытались укрепить единство народа, призвать их к единению вокруг будущего наследника трона - Манаса.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
25018

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12144

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19431

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31884

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18891

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31554

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19540

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10065

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40658

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
24061

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×