Добавить статью
11:18 14 Декабря 2015 30314
Свидетельства монархистов, антисоветчиков и иностранцев

Павел Назаров родился в Оренбурге, с детства знал казахский язык, высокообразованный человек, закончил МГУ в царские времена, боролся с большевиками в Туркестане, затем скрывался у казахов, узбеков, кыргызов, с которыми имел очень дружественные отношения, бежал в Китай с помощью кыргызских контрабандистов, оттуда на Запад, работал геологом в ЮАР, написал книгу воспоминаний: "Бегство из Центральной Азии. Бишкек: Раритет, 2015. - 296 с."

Воспоминания Назарова интересны, потому что он человек дореволюционной эпохи, русский антисоветчик (это не ругательство - констатация факта).

Интересны его наблюдения, сейчас сказали бы, "как инсайдера". Многие из них не нуждаются в комментариях. Многие из них трудно заподозрить в предвзятости.

Страница 31. ... переселенцы были отчаянными головорезами, бежавшими из Центральной России, где оставаться им становилось опасно. Они притесняли здешнее население, ненавидевшее переселенцев за постоянные оскорбления.

Страница 121. ...российское правительство имело любопытную систему колонизации Туркестана. Оно пыталось заселить эти богатые земли нищими и пьяницами, которые были нежелательны для Центральной России.

Страница 131. ...я был поражен зависимостью русских поселенцев от местного населения. Многое делалось киргизами1: они работали на полях, пасли скот, добывали каменный и древесный уголь и т.д. Иногда они арендовали собственные земли у поселенцев - земли, которые отобрали у них по приказу царского правительства и раздали колонистам из России.

"Многое делалось киргизами" - справедливости ради надо сказать, что это имеет отношение не ко всем русским, а к тем "нищим и пьяницам", которых было немало среди переселенцев. У каждого этноса своя трудовая ниша, которая имеет свою определенную специфику. И русские, и кыргызы - невесть какие овощеводы, в отличие от корейцев и дунган. Зато из корейцев и дунган невесть какие табунщики и слесари. А сейчас, когда много русских уехало, некоторые председатели айыл окмотов жалуются, что некому стало выточить болт на фрезерном станке.

Страницы 139-140. Причиной недовольства киргизов русскими властями была несправедливость, при которой их земля отбиралась и передавалась русским переселенцам. Были различные злоупотребления местных властей в реквизициях во время войны: несправедливо изымали скот, лошадей, юрты и т.п. на основании того, что в период общего кризиса требуются обязательные жертвы. Восстание было, конечно, подготовлено и организовано немецкими агентами и турецкими резидентами при попустительстве высокой русской администрации. Правительство в Петрограде не могло придумать ничего лучшего, как назначить генерал-губернатором Туркестана во время войны немца фон Мартсона2, а военным губернатором Семиречья - другого немца, Фольбаума. Фон Мартсон спровоцировал восстание мусульман преднамеренно3, путем неожиданного призыва их на фронт для военных работ.

Антинемецкая риторика Назарова, на наш взгляд, не оправдана. К лету 1914 года более 300 тысяч немцев, подданных Российской империи, сражались в рядах Русской армии против Германии и Австро-Венгрии. Из 1,5 тысяч генералов Русской армии было более 20% были немцами. Высокий уровень немцев был среди командного состава Императорского флота - также 20%4.

Наиболее известные военачальники немецкого происхождения - адмиралы Николай Эссен и Андрей Эбергардт, командующие – соответственно - Балтийским и Черноморским флотами, генералы Павел Плеве, Александр Бринкен, Василий Флуг, Павел Ренненкампф, Алексей Будберг, Петр Врангель…

«Русские немцы» - и не только военные – искренне любили Россию и верно служили ей. (Так же, как и, наверное, большинство "наших героев" - Штюрмер, Фольбаум, Гиппиус и др.) Несмотря на это, антинемецкие настроения были широко распространены тогда в России.

100 лет назад в конце мая в Москве прошли массовые немецкие погромы. В то время русские – под ударами германских войск – терпели неудачи на фронтах Первой мировой войны, российские армии вступили в период «великого отступления» (А. Деникин). Русское общество искало «виновников»… Они были здесь, под рукой.

Расследование установило, что в беспорядках участвовало около 100 000 москвичей. Пострадавшими были признаны 113 германских и австрийских подданных, а также 489 подданных Российской империи с иностранными и 90 – с чисто русскими фамилиями. Всего в Москве за 3 дня беспорядков были разгромлены 732 фирмы, принадлежавшие немцам. Убытки составили более 50-ти миллионов рублей. По тем временам несметные деньги!

29 мая войскам Московского гарнизона был дан приказ стрелять по погромщикам. Однако окончательно унять беспорядки удалось только через неделю. Немцы спешно закрывали предприятия, магазины и конторы - 1 июня 1915 года вышел указ об увольнении всех немцев с московских предприятий и прекращении деятельности в городе немецких фирм. Многие со слезами на глазах уезжали из Москвы, ставшей им родным городом…5

Страница 212. Интересно, что практически всюду в Туркестане местные мусульмане - киргизы и сарты - проявляли гораздо больше человечности, милосердия и справедливости по отношению к жертвам коммунизма, чем русские, особенно латыши, евреи и другие инородцы из европейской России. ... Когда говорят о жестокости монголоидной расы - это определенный оговор, и хотя бы по отношению к тюркским народам высказывание неверное.

Вообще, по определению кочевые народы должны быть более толерантными. Потому что путешествуя по миру, они изначально знают (и принимают), что люди - разные. А оседлые, когда, наконец, узнают, что люди - разные, могут в силу уже сложившихся стереотипов и не принять этого. Все, что неизвестно - вызывает настороженность. А от настороженности до негативного отношения - рукой подать. Отношение татаро-монголов к православию русских даже в наше время - образец толерантности. А то, что нравы у монголов были свирепые, так это у всех тогда было. Да и свирепствовали то не по расовому или этническому критерию, как "цивилизованные" европейские колонизаторы.

Следующий абзац из книги Павла Назарова подтверждает предыдущий.

Страница 153. Поднимая восстание против русских властей, киргизы на общем собрании своих лидеров провели резолюцию не убивать никого из мирного невоюющего населения и не грабить их собственность. Это намерение, без сомнения, было благородным и делает им честь, но трудно удержать животные инстинкты у человека, если их разбудить, даже у народов, которые в целом считаются цивилизованными. Восстание вспыхнуло, начались убийства и грабежи и различные жестокости, изнасилования, и без сомнения русские женщины и дети были захвачены и уведены на китайскую территорию6.

Страница 275. Я знал Керенского еще гимназистом. Уже тогда его хвастливые заявления и истерическая болтовня не пришлись мне по вкусу. ...старые ташкентцы должны краснеть за такой недоброкачественный фрукт, выросший в Туркестане и сыгравший такую позорную роль в судьбе нашей бедной России.

Здесь Назаров, как ярый монархист, очень предвзято относится к Керенскому, виновному, по его мнению, в гибели монархии. То, что Павел Назаров - монархист - подтверждает абзац из его книги 22 страницами ранее:

Страница 253. Я был глубоко тронут этой сценой. На далекой границе Российской империи, в глубине горных твердынь, семья кочевника оплакивала трагическую смерть своего Белого Паши - так звали русского царя...

Очень интересно! Получается, что антирусские настроения совершенно спокойно сосуществовали вместе с пророссийскими и даже монархическими.

Американский ученый, писатель, путешественник и дипломат Юджин Скайлер говорил о русской администрации, что чиновники совершенно не интересуются бытом и культурой завоеванных народов: «Я не встречал ни одного русского чиновника или офицера, который знал бы местный язык, интересовался бы богатой местной культурой. Они держат себя завоевателями, ничем не доказывая своего превосходства, за исключением права сильного».

Марко Буттино (еженедельник «Свободный Туркестан», 1918. 31.01, №14) писал: «Голодающие киргизы питались телами умерших соотечественников, и их не вразумляли призывы мусульманской интеллигенции, которая пыталась отговорить их от каннибализма, утверждая, что это «тяжелый грех» для мусульманина».

Мурат Суюнбаев, академик РАЕН, Досмир Узбеков, ветеран спецслужб

1 под киргизами в то время чаще всего понимали казахов, иногда собственно кыргызов, которых обычно называли "кара-киргизами".

2 1914—1916, занимал должность до Куропаткина.

3 Тезис пока не нашел подтверждения из других источников.

4 Три дня страха 26 мая 2015 года Валерий Бурт http://svpressa.ru/post/article/123073/

5 Три дня страха 26 мая 2015 года Валерий Бурт http://svpressa.ru/post/article/123073/

6 Paul Nazaroff (Павел Степанович Назаров) «Hunted Through Central Asia» Oxford University Press 1993 First published 1932, с.165

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

23-12-2015
1916 год: лабиринт интерпретаций
56183

18-12-2015
Межэтнические отношения 1916: до, тогда, потом, сейчас
51027

16-12-2015
Борьба за землю не на жизнь, а на смерть. Хороших колонизаторов не бывает в принципе1
39357

10-12-2015
Агенты с правом на убийство
Часть 2. «Никогда не говори "никогда"»
56008

08-12-2015
Агенты с правом на убийство
Часть 1. «Шпион, который меня любил»
43479

07-12-2015
«Пять турков в Азии»
37879

03-12-2015
Керенский без женского платья
63967

02-12-2015
Правило Миранды: колонизаторы перед судом истории
63303

30-11-2015
Доклад А.Ф.Керенского о событиях 1916 года в Туркестане на закрытом заседании Государственной думы
13 декабря 1916 г.
130223

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×