Добавить статью
23:41 18 Декабря 2015
Межэтнические отношения 1916: до, тогда, потом, сейчас

Впервые с высказываниями о дискриминации русских я столкнулся в публикациях А.Князева лет 8-9 назад (специально никогда не интересовался). Набрал в гугле "князев киргизия дискриминация русских" - вышло результатов: примерно 1 270 000 - это меня озадачило. Я не считаю, что у нас все в порядке с правами этнических меньшинств. Но когда о дискриминации русских говорит российский гражданин, это подразумевает, что в самой России все в порядке с правами этнических меньшинств, в том числе кыргызов - граждан России. Мы знаем, что это не так.

У империи не было конституции, положение даровалось царем через его указ. Регион был полуколонией. Статус казахов регулировался степным положением 1898 г. что-то похожее было и в Кыргызстане1. Казахам даровался статус государственных крестьян, право иметь паспорта, передвигаться свободно по стране, получать высшее образование, переходить из сословия в сословие, в т.ч. дворянское и т.д. Большинство этих прав были фиктивные, формальные, т.е. не для всех, а для, например, казахской знати.

Формально законодательство Российской империи почти не знало правовых ограничений по национальному признаку. Правовые ограничения действовали на основе конфессиональных различий и степени владения русским языком. В отношении мусульман данные ограничения регулировались подзаконными актами, хотя, конечно же, при безоговорочной готовности «инородцев» служить самодержавию они фактически не действовали. Впрочем, для многих мусульман «гяурская власть» была очень нежелательна в принципе. Поскольку конфессиональные различия в основном совпадали с национальными, всевозможные ограничения и притеснения получали этническую направленность и плохо сказывались как на отношениях между государством и «инородцами», так и на отношениях между самими народами империи.

Добавим к этому и такие оскорбительные меры, как, например, введенная на рубеже 19-20 веков обязанность «туземцев» снимать головной убор перед российскими должностными лицами или, скажем, отведение особых мест для пассажиров в «туземной» одежде в ташкентских трамваях. Это же попытка введения расовой сегрегации. К счастью, подобные «нормотворческие» акты были вскоре отменены. Качество колониальной политики, во многом определялось крайне низким уровнем кадров, направлявшихся империей в регион.

Еще шире распространились произвол и коррупция в среде избираемой мусульманским населением низшей администрации. Присяжный поверенный Е. Самойлов, 8 лет проработавший членом Семипалатинского окружного суда, отмечал: «Власть получила характер азиатской деспотии, а народ развращался подкупами, насилиями и несправедливостью, лежавшей в основе управления. Наш суд был жестокой игрушкой в руках киргизских2 главарей». Все это не способствовало установлению гармонии - ни межнациональной, ни межконфессиональной, ни социальной.

Царские власти именовали нерусские народы «инородцами», подчеркивая тем самым пренебрежительное отношение к ним, не признавали за ними права на равноправие. Русские в Туркестане, во-первых, значительно меньше, чем на других окраинах вступали с местным населением в непосредственный контакт; во-вторых, были поставлены в положение господ, впервые в истории Российской империи.

Европейцы, захватывая колонии за морем, сталкивались с людьми, которые коренным образом отличались от них в расовом, религиозном и культурном отношении. Европейцам "проще" было принять расистские взгляды.

Российские колонизаторы, не встречались с такими резкими культурно-цивилизационными и расовыми рубежами, как европейцы. Ползучая колонизация шла медленно, столетиями, давая возможность адаптироваться самим и адаптировать завоевываемых. Российская элита имела обширные кыпчакские, тюркские корни: Юсуповы, Аксаковы, Шереметьевы (Шер-Умет), Кутузовы (Кут-Туз), Тимирязевы (Темир-газы) и т.д. Я что-то не припомню английскую или французскую знать, имеющую индийские или африканские корни.

Мы уже приводили свидетельство Павла Назарова3: "Когда говорят о жестокости монголоидной расы - это определенный оговор, и хотя бы по отношению к тюрским народам высказывание неверное". Это является следствием того, что кочевые народы более толерантны вследствие широты кругозора (в самом бытовом понимании) и тенгрианской философии, которая не антропоцентрична. Тенгрианское мировосприятие признает равными не только других людей, но и животных, растений и даже неодушевленные (с точки зрения христианина) предметы природы.

Все эти космополиты и "пролетарские интернационалисты" с точки зрения этнической толерантности - приготовишки по сравнению с тенгрианцами. И мы это в конце статьи покажем.

Русские тоже по сути кочевники, медленные, но "дальние" - добраться до Русской Калифорнии (9,5 тыс. км!) - это дальше, чем монголам "к последнему морю" - 8,5 тыс. км. Но если кыргызы "маятниковые" (джайлоо - зимовка) кочевники, то русские - "линейные": откочевал, так откочевал.

Присоединение Туркестанского края произошло за несколько десятилетий до Первой мировой войны и событий 1916 года. Таким образом, во второй половине 19 века в Семиречье встретились с одной стороны нерасистские кочевники-колонизаторы, а с другой не националистические кочевники-"туземцы".

Жестокость во времена бунтов была всегда и везде. И в этом смысле отношение к своим русским бунтовщикам (тоже люто зверствовавшим, как, например, этнически русские революционные матросы в Гражданскую) не отличалось от отношения к восставшим кыргызам. Те же методы, та же ответная жестокость. Т.е., связывать жестокость в событиях 1916 года с межэтническими (и конкретно кыргызско-русскими) отношениями - бессмысленно.

Ведь начиналось все иначе. О добрых отношениях между русским и коренным населением в ранний дореволюционный период говорит генерал-майор Я.И.Корольков: «На киргизов вообще я привык смотреть как на народ добродушный, незлобный, гостеприимный... Что касается отношения между русским населением и киргизами могу сказать, что вообще оно хорошее, хотя неустойчивость политики нашей по вопросу землепользования и даже неудачная постановка самого вопроса этого вплоть до времени издания Степного положения приводила к кровавым расправам, в которых страдальческой стороной являлись киргизы»4. Таким образом, когда эти добрые отношения осложнялись, то, как отмечал Я.И. Корольков, это происходило по вине царского правительства, проводившего колониальную политику.

Даже через 1 месяц после начала бунта начальник Кустанайского уезда М.В.Кочергин в рапорте губернатору М.М.Эверсману от 4 августа 1916 г.5 отмечал: «... разъезжая большими группами, киргизы (здесь казахи), за исключениями, обиду русскому населению не причиняют, но весьма враждебно относятся к полиции...»

А простые русские и кыргызы нередко спасали друг друга. Наблюдались и отдельные случаи перехода русских крестьян на сторону восставших. Это объяснялось общей ненавистью к царизму.

Те русские маргиналы, которые охотно грабили земли кыргызов, после революции 1917 года также охотно "грабили награбленное" теперь уже у своих русских кулаков и купцов (см. П.Назаров). "Ничего этнического - только бизнес".

Так что никакой особой национальной нетерпимости не было, было ожесточение, связанное с борьбой за ресурсы одних и за выживание - других.

Как считает американский историк Э.Лор6, именно участие России в Первой мировой войне привело к мощному всплеску именно русского национализма, способствовало обострению межнациональных отношений в империи. В его книге подробно проанализированы репрессии против этнических немцев, евреев и других народностей, начиная с первого года войны.

Первым объектом репрессий стало немецкое меньшинство. Представители национальных меньшинств стали восприниматься как потенциальные шпионы, для борьбы с которыми допускались такие меры, как выселение из мест постоянного проживания, конфискация земельной собственности, ликвидация частных торговых и промышленных предприятий. Э.Лор показывает, что русский национализм имел гораздо большее значение в последние годы существования Российской империи, чем было принято считать ранее.

В 1905–1917 гг. в России активизировались черносотенцы — собирательное название представителей крайне правых организаций, выступавших под лозунгами монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма7.

Телеграмма 18.08.1916 о причинах восстания на юге Семиреченской области: За период в 40 лет мы не приблизили к себе сердца этих простых, но еще первобытных людей, а чрезмерно усердною деятельностью по отчуждению лучших земель, находившихся веками в распоряжении киргизов, для образования русских селений, вызвали недовольство киргизов новым режимом управления...

В межэтническом взаимодействии в Туркестанском крае накапливался конфликтный потенциал. Царские чиновники относились к "туземному", как тогда официально говорилось, населению без особого пиетета. В случае конфликтов из-за дележа земли, власть всегда готова была пустить в ход и пускала военную силу. Здесь это не столько национализм, сколько спесь колонизатора, обладающего военным превосходством.

И колонизатор, и угнетаемый - оба "националисты" (блюстители своих национальных интересов). Но одинакова ли природа их "национализма"? "Национализм" угнетаемого - охранительный (инстинкт самосохранения), а "национализм" колонизатора - захватнический. Как перестали захватывать земли местных жителей, обрекая их на голод и гибель, так и межэтнические отношения нормализовались.

В соответствие с фундаментальным принципом единства прав и обязанностей, если государство лишило человека права на жизнь, лишив его источников пропитания, то он ничего и не должен этому государству. (Собственно поэтому приговоренных к смертной казни никто и не побуждает работать). "Инородцы" не были юристами, но отказавшись идти на тыловые работы, действовали в точности с этой логикой. И им было все равно: преднамеренно их лишили права на жизнь или по преступному недомыслию. А кроме того царская власть нарушила свое обещание не использовать население Туркестана на войне.

Именно в Первую мировую войну возникло понятие “геноцид”, то есть “действия, направленные на уничтожение целых групп населения по этническим или религиозным признакам”. 40% армян погибло в результате геноцида 1915 года. Явные признаки взаимного геноцида разного масштаба есть и в кровавых событиях на севере Кыргызстана в 1916 г.

Историческая оценка массовой гибели людей на постсоветском пространстве имеет несколько вариантов. Например, голод 1932-1933 годов, когда умерли 7 млн. украинцев и 2 млн. казахов (50% этноса). Украина «голодомор» признала актом геноцида, а Казахстан — преступлением тоталитарного режима. При этом президент Н. Назарбаев, выступая на годовщине «ачарчылык», призвал не политизировать трагедию.

В случае с голодом человеческую смерть легче списать на «перегибы». Куда трудней списать целенаправленные массовые убийства, поэтому армяне не стали все списывать на турецкого султана.

В результате уничтожения во время 2-й Мировой Войны общее число евреев уменьшилось более чем на одну треть (с приблизительно 16,7 млн. в 1939 г. до немногим более 11 млн. человек в 1948 г.). От рук нацистов погибло две трети еврейского населения Европы8.

По подсчетам туркестанских чиновников, коренное население Северного Кыргызстана уменьшилось на 42%. По данным Г.К.Кронгардта, исследовавшего демографические аспекты событий 1916 г., в результате карательных действий и гибельных условий после подавления и бегства, погибло более 100 тысяч человек9.

Особенно жесток был оплот колонизаторов в Семиречье - казаки, забывшие и предавшие свои тюркские корни. Имелись случаи, когда они поголовно уничтожали мужское население аилов холодным оружием. Жестокость - как способ забыть предательство. Полукровки всегда отличались рвением. С таким же рвением в "Кровавое воскресенье" казаки рубили шашками, стегали нагайками и топтали лошадьми русских людей.

Часть казачьих войск возникла не исторически, а создавались государством: Оренбургское войско, Сибирское, Семиреченское и др. Получается, Российская империя исчезла, а Семиреченское казачье войско осталось. Странно.

Часть казачьих войск в России занимает нишу, очень близкую к правоохранительным органам, привлекаются к пограничной службе10. В начале 20 века казаки превратились в «верных псов реакционного царизма». Они участвовали в подавлении революции 1905 года и в борьбе против большевиков в 1917 году. Сегодня сказали бы, что такое использование армии против собственного народа «антиконституционно». Это и тогда было нарушением сложившегося порядка: казаков до 1905 года мобилизовали только в случае войны с внешним врагом11.

Казаки - это военизированная форма, погоны, команды, шашки. По-существу - это незаконные военизированные формирования (НВФ). "НВФ" это — военизированная группа людей, организованная без соблюдения норм действующего законодательства, не подконтрольная законному правительству.

Руководство одного российского фонда намеревалось в 2014 году выделить грант представителю казачества в КР В.А. Гатченко. Это все равно, как расследование геноцида армян поручили бы младотурку или мусаватисту12... От реализации более чем спорного намерения этот фонд спас только промысел божий.

Как указывал депутат Государственной Думы кадет Василий Степанов, восстание и его подавление создали «глубокую рытвину между местным населением и властью, превратив их в два враждебных лагеря, и в то же время привела к интенсивному росту национального самосознания народов края».

Советское правительство воплотило намерения Керенского в жизнь: кыргызов вернули обратно, и деньги выплатили, и, кроме принесенных извинений, определили границы земельных владений между коренными жителями и приезжими. Политика советских властей пыталась изменить ситуацию и установить хотя бы шаткое равновесие путем передела земли. «...по директиве ЦК ВКП(б), когда еще работал Ленин, в 1920 году была проведена земельно-водная реформа во всей Средней Азии, особенно в Джеты-Су… Это была реформа, которая оправдала свою задачу с точки зрения разрушения позиции колонизаторов в Джеты-Су13». В отчете Джетысуйского обкома КПТ от 17 апреля 1924 года отмечалось, что эта реформа «развязала узел между русским и коренным населением»14.

Возвращение кыргызскому населению принадлежавших ему земель и имущества, уравнение русского и коренного населения в правах землепользования и водопользования, справедливое урегулирование национальных отношений способствовали ликвидации причин межнациональных трений и восстановлению нормальных дружественных отношений между народами.

В советское время межэтнические отношения начали крепнуть, а Кыргызстан - развиваться в мультикультурном направлении. Во власть начали приходить не только представители славянских национальностей, но и коренные жители. 20-40-е годы 20 века стали расцветом культуры, письменности основных народов, населявших Кыргызстан.

Позже народы сплотила общая беда – Великая отечественная война 1941-1945 годов. На защиту Родины шли все и гибли, невзирая на национальность. В 1941-1945 гг. за общую Родину – СССР - погибло примерно столько же населения Кыргызстана, как в 1916 году15. Президент А.Атамбаев озвучил цифры: 365 000 ушли на фронт, 1/4 погибла. Приняли 300 000 беженцев. И где тут русофобия? Просто отношения со стороны российких властей изменились и условия стали совсем другими.

В г. Волоколамске в 2015 г. бюст Шопокова поставили рядом с бюстами Б.Момышулы и И.Панфилова (смотри фото. Угол бюста Б.Момышулы виднеется справа).

151218

 Фото Ильяса Суюнбаева

Т.е. те, кто 25 лет назад убивали друг друга (кыргызы / казахи и русские), бились плечом к плечу против общего врага. Кто же будет ставить памятники завзятым русофобам, как некоторые казахов и кыргызов пытаются представить. Т.е., дело не в мифической русофобии кыргызов с казахами, а отношении к ним со стороны русских властей. И воевать (не окопы рыть) пошли без особых проблем - потому что знали: Советская власть, если что, их семью в беде не оставит. И это всего через 25 лет – одно поколение – после 1916 года - когда еще живы были выжившие.

А здесь обещанный пример тенгрианской этнической толерантности (просим прощения за неуместную здесь терминологию - другой нет).

Легендарная Токтогон Алтыбасарова в 17 лет, в годы войны секретарь сельсовета, стала матерью для 160 детей из блокадного Ленинграда. Ни один ребенок, кто добрался тогда до горного села, уже не умер. Алтыбасарова обошла в селе каждый дом. Ничего не просила, а только рассказывала о синюшных заморышах и о том, что крохам довелось пережить. И люди стали приносить ленинградцам последнее, что было в доме. Не по указке сверху — от души и сердца16.

Е.Шершнева: Все годы, что мы жили в детском доме на берегу Иссык-Куля, она продолжала нас опекать как родных детей. После окончания педагогического училища поехала работать в самый отдаленный район, в высокогорное село. Я там была одна русская на многие километры вокруг. Те четыре года я вспоминаю как лучшие в своей жизни. Киргизия стала для нас второй родиной.

Комментарии пользователей Интернета:

Преподаватели РУДН: СПАСИБО автору за статью! ЭТО самое доброе из того, что я читал, слышал и видел в последние годы. Моя судьба похожа на судьбу тех детей, которых спасла Великая Женщина из Киргизии.

Нина: Низкий поклон Токтогон-апа, человеку с золотым сердцем! Спасибо всем людям Киргизии за их доброту и человечность.

Вот кому надо присваивать звания Героя России. И рассказывать школьникам на классных часах. Такими историями укрепляется дружба народов.

ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ИДЕЯ о присвоении звания Героя (именно) России. Спасибо Вам за идею, журналисты МК17!

Вечная слава Великой Женщине! Мне, пережившему военное детство в Казахстане, трудно сдержать слёзы и невозможно выразить словами чувства благодарности народам Средней Азии, пригревшим нас, бежавших от войны в далёкие края. Да хранит вас всех БОГ, вас и ваших детей! АЛЛАХ ДА ПРЕБУДЕТ С ВАМИ, братья мои!

Алтыбасарова умерла 11 июня 2015 года, так и не дождавшись звания Героя России (хотя и не ждала ведь). Но присвоить звание можно и посмертно. Это нужно нам и России, а не ей.

Если говорить о постсоветской ситуации, то не в Кыргызстане, а в России появились скинхеды, которые убивают людей просто за другую этническую принадлежность.

И Кыргызстан, и Россия находятся сейчас на стадии становления национального самосознания. Это всегда сопровождается всплеском здорового и нездорового национализма. Россия находятся сейчас в стадии «веймарского синдрома18» - империи, встающей с колен после десятилетий унижения. Это чревато уже фашизмом и мы видим его проявления: погромы, скинхеды.

Черносотенные организации есть и сейчас во многих городах России и зарубежья: Москве, Санкт-Петербурге, Тихвине, Костроме, Новосибирске и других. В городах Ефремове и Томске созданы музыкальные ансамбли под названием «Чёрная сотня».

Для кыргызов Николай 2 значит то же самое, что для евреев - Адольф Гитлер. Причисление русской православной церковью "Николая кровавого" (названного так самим русским народом за "Кровавое воскресенье") к лику святых - более чем спорное действо. Чтобы символизировать "отречение от большевизма", палача возвели в ранг святого... Чтобы избавиться от одного мифа - создали другой. По этой логике и Адольфа Гитлера, и Генриха Гиммлера, если бы они были бы злодейски убиты большевиками, тоже следовало бы причислить к лику святых.

А более 100 тысяч (точнее уже вряд ли кто скажет) мученически погибших в 1916 году православная церковь помянуть не хочет?


1 http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/16814/%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%9F%D0%9D%D0%9E%D0%95

2 здесь казахских.

3 http://kghistory.akipress.org/unews/un_post:7097

4 Восстание 1916 г. в Средней Азии и Казахстане. Сб. документов, М., 1960, с.300.

5 Слесарев А. Уроки восстания. 1931.

6 Лор Э. Русский национализм и российская империя: кампания против «вражеских подданных» в годы Первой мировой войны. М.: Новое литературное обозрение, 2012.

7 Шарова В.Л. Праворадикальная идеология в России: истоки и преемственность // Политико-философский ежегодник. — М.: Институт философии РАН, 2008. — Вып. 1. — С. 121.

8 http://www.eleven.co.il/article/15494

9 Кронгардт Г.К. Демографические аспекты восстания 1916 г. в Кыргызстане / Восстание 1916 г. в Кыргызстане (сб. мат-лов науч. Конф., посвященной 75-летию восстания). Бишкек, 1993, с.51.

10 vm.ru/.../kazaki-narod-ili-soslovie-kto-dast-otvet-na-vopros-o-samoident...

11 vm.ru/news/2015/06/.../kazaki-neudavshijsya-russkij-frontir-290526.htm

12 турецкие и азербайджанские националисты.

13 Исакеев Б. Киргизское восстание 1916 года. Киргизиздат, 1932, с. 43.

14 АОАПД, ф.666, д.1029, л.61 об.

15 http://www.news-asia.ru/review/Ivan%20Donis/2566

16 http://www.mk.ru/social/2015/06/21/kirgizka-vykhodila-160-detdomovcev-iz-blokadnogo-leninrada.html

17 МК - газета "Московский комсомолец".

18 постимперская ностальгия то, что происходило в Веймарской Германии и привело к фашизму.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

1916 год: лабиринт интерпретаций

Борьба за землю не на жизнь, а на смерть. Хороших колонизаторов не бывает в принципе1

Свидетельства монархистов, антисоветчиков и иностранцев

Агенты с правом на убийство
Часть 2. «Никогда не говори "никогда"»

Агенты с правом на убийство
Часть 1. «Шпион, который меня любил»

«Пять турков в Азии»

Керенский без женского платья

Правило Миранды: колонизаторы перед судом истории

Доклад А.Ф.Керенского о событиях 1916 года в Туркестане на закрытом заседании Государственной думы
13 декабря 1916 г.

Еще статьи