Добавить статью
16:19 18 Декабря 2015 55194
Кыргызы - этногенез и история: Эпос «Манас» полностью подтверждает непосредственное участие кыргызов в формировании Караханидского каганата
(27 часть)

(Читать сначала)

(Читать 26 часть)

По мнению ученых, эпоха Кыргызского Великодержавия отражена в ряде эпических произведениях, одними из которых являлись «Огузнамэ» и эпос «Манас». По мнению ученых, в «Огузнамэ» кыргызы названы мифическим именем ит-барак. Победа кыргызов над огузами отражена в «Огуз-намэ» в сюжете о мифическом народе ит-бараков, (собака) одолевшем в борьбе легендарного Огуз хана. Причем, мифические ит-бараки упоминались в связи с рождением младенца, которому Огуз хан дал имя Кыбчак. Согласно сказанию, новорожденный мальчик, получивший имя Кыбчак, появился после неудачного похода Огуз-кагана на племя ит-барак. Минорский предложил искать мифическую страну ит-барак на Енисее, где жили в то время кыргызы [30. —С. 55-56.].

По мнению Б.Е.Кумекова, после разгрома в 840-842 гг. Уйгурского каганата в числе беглых уйгурских племен были и татары, юго-западные группы которых вместе с уйгурами дошли до Гансу и Восточного Туркестана. Татары были рассеяны на протяжении всей северной границы государства Ся. В Тангутском государстве жили в северных степях Гансу и горах Алашань [239. - С. 42.]. По данным китайских хроник, восточно-туркестанская группа татар была покорена главой карательного отряда енисейских кыргызов Алп Сол Тепеком, который совершал специальную военную экспедицию по поручению Кыргызского кагана в Восточный Туркестан.

Как нам кажется, в это время предки восточно-туркестанских кыргызов имели непосредственную связь с племенами тюрками-шато и онгутами (белыми татарами), которые с древних времен обитали в данном регионе. Последние первоначально входили в тогуз огузский племенной союз, позже возвратились в Восточный Тянь-Шань и стали служить Тюргешскому кагану, союзнику енисейских кыргызов. В событиях 840 г. тюрки-шато [26. - С.155] выступили на стороне енисейских кыргызов во главе с генералом Гюйлю Мохэ и сыграли важную роль в разгроме Уйгурского каганата на Орхоне в 840 году [389. — С. 60-62; 26.-С. 155.]. Армия, охранявшая ставку кагана, сбежала, каган попал в плен и сразу же был убит. Жена кагана, китайская принцесса Тайхон, с почестями была отправлена к своему отцу в Китай.

Позже, как свидетельствуют личные переписки между китайским императором и Кыргызским каганом, по просьбе владыки поднебесной Кыргызский каган организовал специальную секретную военную экспедицию в Восточный Туркестан для уничтожения уйгурского царевича Пан тегина и военных отрядов, скрывавшихся в этом регионе, который был с честью выполнен его генералом Алп Сол Тепеком. По завершению военной экспедиции Алп Сол Тепек с почестями возвратился на Енисей.

Генерал Алп Сол, выполняя поручения Кыргызского кагана, провел ряд военных операций и разбил уйгуров в Восточном Туркестане, после он встретился с китайским министром в приграничной крепости Тяньдэ [205. –С. 63-64.]. В ноябре 843 года он, прибыв в столицу Китая, сообщил, что «им подчинились пять племен Аньси (Куча), Бэйтин (Бешбалык), дата (татары) и другие [264. – С. 101.].

Боевые заслуги легендарного военачальника Алп Сол Тепека были высоко оценены как императором, так и Всекыргызским каганом. С.Г.Кляшторный утверждает, что Алп Сол Тепек имел земельные владения на Алтае и в Туве, что могло быть присуждено ему только за особые заслуги перед отечеством. По его мнению, поход Алп Сол Тепека на Китай остался в памяти народа и на основе этих событий создано великолепное сказание, где главный герой у алтайских кыргызов назван Алп Манашом. Позже на Тянь-Шане основные сюжеты сказания, обогатившись новыми событиями, превратили его в грандиозный народный эпос. Он считает Алп Сол Тепека прототипом Манаса [264. —С. 64.] в сказании.

Как утверждает С.Г.Кляшторный, в рунических надписях того времени правитель алтайских кыргызов носил титул ябгу [264. - С. 63.], что вполне соответствует историческим событиям, произошедшим в IХ-Х вв., когда кыргызы, ликвидировав гегемонию уйгуров, установили свою власть над степными племенами. В этот период алтайские кыргызы количественно увеличились за счет воинов Алп Сол Тепека, которые осели на Алтае и в Туве. О чем свидетельствовали рунические надписи с р.Бегре, правого притока Бий-хема [264.]. Часть кыргызских воинов Алп Сол Тепека также могла осесть в Восточном Туркестане.

Отметим, что ряд сведений из булгарских источников о расселении кыргызских, кыпчакских и кимакских племен в Х-ХII вв. вполне совпадает с данными других источников и эпоса «Манас». По данным булгарских источников, отдельные кыргызские племена кочевали в причерноморских и прикаспийских степях, о чем расскажем чуть ниже. В поздних версиях эпоса «Манас» рассказывалось о Черной Горе в области Каспан (Каспий), где жили кыргызы и кыпчаки (команы). В этой связи можно предполагать, что озеро Кырк кол, упоминаемое в версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди могло соответствовать Аральскому озеру, где наблюдается название острова Барса-Кельмес («Кто пойдет, не вернется»), упоминаемого в поздних версиях «Манаса». По некоторым данным, Аральское море также называли озером Кубэляк – Кырклук, где жили башкирские племена усерган, тангауры и другие, которые в средние века вместе с канглы, кыргызами мигрировали на территорию современной Башкирии.

Однако вышеприведенные сведения можно отнести к эпохе Хазарского и Кимакского каганатов. Возможно, в данном случае речь идет о кыргызах и команах (кимако-кыпчаках), обитавших в средние века на севере от Таласа [37. - С. 158-159.]. В VIII-X вв. области Черных Гор на Севере Каспия обитало хазарское племя каз [305. — С. 179-180.], которое, возможно, представляло предков кумыков в Хазарском каганате, что отразилось в их средневековом имени казы-кумык. В Тюргешском государстве азы имели собственный улус. В западной части долины реки Талас находились земли кангюйцев-канглы. Последние имели постоянные контакты с Хазарским каганатом, кочуя между Каспийским и Аральским морями.

Возможно, хазары имели эпическое название эргач, упоминаемое вместе с народом ит эли в Радловской версии эпоса «Манас». И.Молдобаев по этому поводу писал: «Относительно этнонима печенег употреблялось и такое выражение как народ «ит бежене». Заметим, что народ «ит эли» встречается в радловской записи эпоса «Манас». На наш взгляд, совпадает и локализация этого этноса по обоим источникам. Если, согласно письменным источникам, в IX в. ит бежене жили в предгорьях Сырдарьинских Кара-Тау, то в радловском варианте «Манаса» ит эли вместе с эргач эли (народ эргач И.М.) размещены далее Самарканда, что, примерно, может соответствовать предгорьям Сырдарьинских Кара-Тау» [301. —С. 162-163.].

Этнографа И.Молдобаева также интересовали сведения, приведенные в труде Ч.Ч.Валиханова «Извлечения из Джами ат-таварих», о Кошое из рода качи. И.Молдобаев эту проблему изучал и сопоставлял популярный среди народов Центральной Азии эпос «Эр Косай» с одним из главных персонажей Кошой в «Манасе». Здесь же он писал, что «в структуре племени солто имелись родовые подразделения коман, кошой и качы [301.], что вполне сопоставимо с казы кумык. Причем, общим предком племени солто был некий Эштек бий (ср. с Кешдяк). Все это говорит об этногенетических связях племени солто с алтайскими племенами, в том числе с команами.

В таком случае, вышеупомянутые сюжеты в эпосе «Манас» рассказывают, прежде всего, об исторических событиях, связанных с эпохой Хазарского каганата. В VIII-IX вв. часть кыргызов, оказавшихся на землях Хазарского каганата, вступили в этнические контакты с прикаспийскими, приволжскими и приуральскими племенами, в том числе и кангаро-печенегами. Продвинувшись далее на Запад, дошли до Северного Кавказа, где позже сыграли важную роль в этногенезе карачаевцев, балкар, кумыков.

Отсюда, можно сделать вывод, что вышеприведенные сюжеты служат подтверждением существования древних связей между кыргызами и племенами кангаро-печенегов и Хазарского, и Кимакского каганатов.

Следовательно, можно полагать, что появление новых терминов «каз», «казы-кумык», «коз коман» и др. могло быть связано с Хазарским и Кимакским каганатами.

По мнению ученых, тянь-шаньские кыргызы в Х веке вошли в состав Караханидского каганата и наряду с народом этого государства приняли ислам.

Примечательно, что в эпосе «Манас» обнаруживалось достаточно много сходств с основными событиями, произошедшими в Караханидском государства. Сегодня мы можем утверждать о том, что основные сюжеты, использованные в генеалогии Сатука Бугра хана и эпоса «Манас», имели сюжеты схожие с картинами из сказания о предводителе великих хунну Модэ шаньюе, которые в точь в точь были повторены в «Огуз намэ».

Так, в предании, как и во всех древних легендах, сюжеты о противоречиях молодого царевича с главой племени или государства занимали центральное место. Согласно преданию, основатель империи хунну Маодунь в юношестве был отдан своим отцом заложником в Дом Юэчжи. Тоуман рассчитывал, что юэчжи убьют Модэ при нападении на них хунну и тогда преемником предводителя станет его младший любимый сын. Но, когда хунну во главе с Тоуманом напали на юэчжи, Модэ, воспользовавшись подвернувшимся случаем, удалось сбежать. По возвращении домой, убив отца (умер от пушенной неизвестно кем стрелы), мать, всех членов семьи, провозгласил себя главой хунну - шаньюем [365. 140 - С. 37-39.].

Отметим, что противоречия между основателями государства и преемниками (родителями и сыновьями), а также обычаи, характерные патриархально-родовому строю, имели место во многих больших и малых эпосах и сказаниях древних кочевников, например, в родословной основателя караханидской династии Сатука Бугра хана, эпосе «Манас», «Курманбек батыр» и др.

В «Огуз намэ» Кара хан, узнавший о том, что его сын проповедует другую религию - ислам, хотел избавиться от него, убив. Предупрежденный о злых намерениях своего отца Огуз хан со своими сподвижниками пошел на открытое сражение с ним. По данным Абул Гази, Кара хан также был убит попавшей ему в голову стрелой [3. - С. 367.].

Согласно родословной, появление на свет Сатука Бугра хана сопровождалось чудесными предзнаменованиями. Шаманы предсказывали, что царевич примет ислам. Младенца пытались умертвить, но матери удалось спасти свое дитя. Сатук принял ислам в 12-летнем возрасте от Абу Назара Самани, пришедшего из Бухары в Кашгар в качестве распространителя этой религии. Во главе своих 40 сподвижников Сатук поднял восстание в Кашгаре, где правил его дядя-язычник Карун Бугра хан, женившийся на матери царевича и заменивший ему родного отца. Убив его, он стал во главе государства [3. - С. 365-366.].

В кыргызском эпосе детство Манаса проходило далеко от родного очага. «Родители отдают его в подпаски к пастуху Ошпуру» [3. - С. 372.]. Позже Джакып, отец Манаса, боясь захвата власти сыном, вступает в противоречие со своим отпрыском. Джакып был против властвования молодого царевича. На этой почве произошло разногласие между Джакыпом и главой катаганов Кошоем. Как нам кажется, в эпосе главный герой Манас показан как прототип Сатука Бугра хана, а его наставник Ошпур - в роли Огул Чак Кадыр хана.

В сказании Манас представлен потомком легендарного предка тюркских племен Кара хана, правившим от его имени.

Еще О.Караев отмечал, что отдельные события из истории Караханидского государства отражены в эпосе «Манас». Например, борьба Манаса с Акун-ханом, столкновение на Амур-дарье, следствием которого явилась помолвка Семетея с Айчурек, напоминает военное столкновение 1025 года между караханидом Юсуф Кадыр ханом и Махмудом Газневи [182. - С. 86.].

Учитывая, что ислам был объявлен государственной религией Караханидского каганата Мусой, сыном Сатука Бугра хана, в 960 году, можно полагать, что вышеотмеченные события проходили не без участия тянь-шаньских и алтайских кыргызов и имели непосредственное отношение к принятию подобного решения.

По отдельным сюжетам эпоса «Манас» можно находить подтверждение древнего пребывания кыргызов на Тянь-Шане. По крайней мере, с эпохи миграции ягма и чигилей в Семиречье или с эпохи Кыргызского Великодержавия. По сведениям анонимного автора с.«Худуд ал-Аалам», в Х веке на землях, расположенных между городами Кашгар и Атбаш, жили ягма и кыргызы, а на Иссык-Куле жили чигили.

В версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди особое знечение дается средневековому городу Атбашу. В ней данный регион находился под контролем Анга Торе Черика [33. —С. 47.]. В поздних версиях эпоса в Атбаши жили кыргызы во главе с Кошоем. Манас по совету старейшин совершает поход на Тянь-Шань, где встречается с Кошоем. Манас освобождает кочевья Эштека – дяди по линии матери Манаса — подвергнувшегося нападению со стороны одиннадцати дуу-ду. Т.е. родственники Манаса по линии матери племена нойгутов и окчу жили на Тянь-Шане.

Манаса, совершившего поход на Алай для освобождения кыргызских племен нойгутов и окчу, враги называют:

Алтайдан келген кыргыз…

Кангайдан келген качкын…

[275. –С. 166-175.].

Победив врагов, Манас превращает в свою зимовку равнины города Андижан [275. — С. 188.]. На Тянь-Шане Манас и Кошой объединяют свои силы и побеждают врагов. Манас возвращается на Алтай и переселяет кыргызов в земли своих пращур на Тянь-Шань. По эпосу, коз команы тоже переселились в Семиречье. Манас их поселил в Атбашы [275.]. Очевидно, неслучайно сегодня развалины города Атбаш называется Кошой Коргон.

В таком случае эпос «Манас» полностью подтверждает непосредственное участие кыргызов в формировании Караханидского каганата. Кыргызы могли быть той группой тюрков, которые захватили власть в Карлукском каганате в 940 году, низложив кагана.

В эпосе «Манас» С.Ахсикенди обнаруживались сюжеты, схожие с событиями шести периодов истории енисейской, алтайской, кыпчакской, кераитской, найманской, золотоордынской и моголистанской, которые играли важную роль в политической жизни Центральной Азии.

Отдельно следует остановиться на кимако-кыпчакском периоде, который также играл немало важную роль в истории кыргызов и сложении эпоса «Манас». После установления Кыргызского Великодержавия в консолидации племен Саяно-Алтайского края важную роль играли кыргызы и родственные им кимако-кыпчакские племена, которые в одно и то же время соперничали и оказывали огромное влияние друг на друга.

В конце IX века алтайские кыргызы, канглы, кыпчаки на развалинах владения кангаро-печенежских племен сформировали новое государство – Кимакский каганат. С этого момента алтайские кимаки стали составлять угрозу Кыргызскому государству.

Однако в эпоху каракитаев кыргызы вновь стали играть главную роль в Саяно-Алтайском регионе. В данный период кыргызам удалось взять инициативу на себя и установить тройственный союз между кыргызами, кыпчаками и ябагу, что сыграло важную роль в консолидации племен региона против общего врага – кара китаев. В это время для племен Саяно-Алтайского края и Притяньшанья этноним «кыргыз» превратился в политоним, многие из них выступали под флагом кыргызов, в том числе канглы, кытаи, шары и др.

В поздних версиях эпоса «Манас» эпоха активных этнополитических отношений и соперничества между кыргызами и кимаками-канглы отражены в двух основных и больших сюжетах сказания. В первом сюжете канглы и кыпчаки выступали как союзники Манаса и кыргызов.

Союз и родственные отношения кыргызов с канглы отражены в эпосе «Манас»:

Недавно прибывшие родичи

Как приютились у бая Жакыпа,

Год уже прожили.

Немного их семей,

Народ под названием канглы - они,

Среди канглы

Был и богатырь Чегиш [301. - C.178.].

Во втором сюжете рассказывалось о противоборстве Манаса и его родственников в лице правителей коз команов Абыке и Кобош [148.-C. 128-129, 132, 158-159.].

Влияние кимаков и канглы на кыргызов было значительным. Об этом свидетельствовали хакасские этнонимы кангоорай или хоорай хырхыз, «кангит», «камасин». Камасинцы в прошлом себя называли кангаласами (канглы). В них можно видеть осколки средневекового кимакского племени кумоси.

Продолжение следует.

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
25022

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12151

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19434

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31899

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18897

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31560

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19545

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10072

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40663

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
24064

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×