К тысячелетию Юсуфа Баласагуни, великого поэта и мудрого учёного
Мы не стали бы так долго и подробно останавливаться на противостоянии Ирана и Турана, если бы средневековые арабские и персидские авторы династию Караханидов не называли «ал-хакания», «илханы», «илханиды» и «дом (потомки) Афрасиаба». А присвоив Афрасиаба Турану, туранцев же назвав опять-таки иранцами, современные ученые пытаются таким способом вновь утвердить нас в мысли, что тюрки были кочевниками, а кочевники не могли иметь ни городов, ни садов, ни пашен. Но исторические факты доказывают обратное.
XI – начало XIII вв. для всей Средней Азии (в том числе и для Кыргызстана) является временем дальнейшего развития и укрепления феодализма, значительных хозяйственных, социально-экономических и политических перемен, важных процессов в области материальной и духовной культуры и этногенеза. В хозяйственной, социально-экономической и политической жизни наиболее приметные и общие для всей Средней Азии признаки времени – дальнейшее развитие производительных сил в сельском хозяйстве и ремесле, интенсивное развитие товарно-денежных отношений и городской жизни, своеобразие денежной торговли, продвижение кочевых племен с образованием новых государств и перераспределением земельного фонда, удельное устройство новых государственных образований и дальнейшее развитие института феодальных пожалований.
Не вызывает сомнения, что эти общие для всей Средней Азии тенденции развития проявлялись различно в разных ее культурно-исторических областях. Конкретно-историческое исследование локальных вариантов существа и темпов развития общих тенденций – наиболее трудная тема, разработка ее требует усилий специалистов разного профиля, выявление и тщательного анализа местных источников для каждой историко-культурной области, расширения источниковедческой базы за счет таких источников, которые хоть в какой-то мере равнозначны и сопоставимы (в первую очередь – археологических, эпиграфических, нумизматических).
Здесь, следуя логике, о которой твердили до сих пор, мы намерены согласиться с профессором Е.А.Давидович, которая буквально писала следующее: «Значение этих источников для изучения XI – начала XIII вв. взрастает еще и потому, что традиционные письменные памятники вообще очень скудно освещают какие бы то ни было стороны исторического процесса на той огромной части Средней Азии, которая вошла в состав государства Караханидов. Это неоднократно приводило к тому, что аналогия из вспомогательного инструмента исследования превращалась в основной источник умозаключений. Одним из примеров превышения значимости аналогий является все еще бытующая в литературе аттестация развития института феодальных пожалований (икта) в государстве Караханидов. В традиционных письменных источниках нет прямых данных для убедительного суждения об уровне развития здесь этого института. На основе же имеющихся в них косвенных данных можно было заключить лишь одно: государство Караханидов поделено на уделы между членами династии. Но этому весьма общему заключению не хватало бы полноты и конкретности из-за невозможности представить даже степень «дробности» удельного устройства, развитость иерархичности и т.д. Между тем, появилось и начало перекочевывать из работы в работу утверждение о том, что в государстве Караханидов институт икта стал таким же господствующим, как в государстве Сельджуков, в котором институт икта пронизал всю социально-экономическую жизнь общества: от простого воина и мелкого чиновника до крупного военачальника и члена династии – все получали икта. Такая простая экстраполяция не имела основания и мешала выявлению и исследованию своеобразия развития икта именно в государстве Караханидов» (Киргизия при Караханидах, изд. «Илим», Ф., 1983, с.4.).
Разумеется, «простой воин и мелкий чиновник», вероятнее всего, не получали никакого икта, да и слово это ни разу не встречается у Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари. Более того, в поэме «Знание, приносящее счастье» поэт в главе «Огдюлъмиш рассказывает элику, каким должен быть муж, возглавляющий войско» прямо говорит об источнике пропитания воинов и военачальников:
Да, должен быть щедрым начальник-воитель,
Тогда лишь он — лучшим мужам предводитель.
Готов он все всем раздавать без изъятья —
Соратники будут при нем и собратья.
Раздаст он одежды, оружье, коней —
И к славе всесветной пути нет верней.
Пусть он для потомков не копит добра,
Не жаждет угодий, садов, серебра.
Пусть он утверждает мечом свое право:
Что взял — то раздай, и — возвысится слава!
Да будет он щедр, всех кормя, одевая,
Коней и невольников всем раздавая.
Несчетных мужей соберет его меч,
Горой за него они рады полечь! (Стихи 2275 – 2281)
Как видим, икту в том смысле, о котором мы уже говорили ранее, Караханидские воины уж точно не получали. Ранее мы утверждали: чтобы удержаться в захваченных владениях, Караханидам были необходимы постоянное присутствие и помощь военной силы. Поэтому они выделяли пришедшим с ними соплеменникам лучшие земли, выплачивали воинам жалованье или (гораздо чаще) наделяли их икта. Икта - это род феодального пожалования за службу, когда иктадар (обладатель икта) получал не саму землю, а право сбора с нее налогов. Эта форма феодального пожалования наиболее удобна для воинов. Принимая участие в военных мероприятиях своего хана, илека или тегина, исполняя более или менее постоянную военную службу, воин остальное время проводил со своим племенем, приезжая в пожалованное икта для сбора налогов.
Но у Юсуфа Баласагуни говорится:
Глава над войсками для власти — опора,
Где лад в ратном деле — правление споро.
Где сильная власть, там и рать — для защиты,
Где войско возглавлено — воины сыты.
А если не будет у войск вожака,
Считай, о элик, что погибли войска! (Стихи 2300 – 2302)
И далее поэт и политический деятель дает следующие дельные и ценные советы полководцам:
Вот доблести, что полководцу нужны
Для лучших успехов в веденье войны:
Во-первых, будь честным, прямым и правдивым,
Народ не поверит обманным призывам.
Второе — будь щедрым, всех жалуй добычей,
Корыстный — без войска, таков уж обычай.
И третье: будь смелым, сражайся с задором,
Лишь трусу привычно прикинуться хворым.
В-четвертых, знай хитрости разных уловок:
Осилит и льва тот, кто в хитростях ловок. (Стихи 2323-2327)
Из этих строк становится ясным, что икта для всего войска не предназначалась. Тем не менее, далеко не всестороннее, но зато совершенно конкретно-историческое изучение этого института икта при Караханидах все же возможно, часть вопроса может быть аттестована с помощью такого местного источника, как Караханидские монеты. Нумизматический источник свидетельствует о наличии уделов и владений разных размеров и значимости, о многоступенчатой феодальной иерархии (причем в качестве вассалов выступают и не члены династии), о перемене уделов и владений, но также и о продолжительном наследовании, а косвенно и о размерах прав, коль скоро имели место факты, когда вассалы проставляли свое имя на монетах вместе с именем сюзерена, а то и без него.
Все это просматривается в произведении Юсуфа Баласагуни, который, обращаясь к правителю, писал:
Будь ласков, приветлив и щедр на дары —
Три доблести эти добры и мудры.
И вольный за доброе станет рабом,
И жертвенный пыл воспылает в любом.
Об этом, о мудрый, и верное слово,
Посмотришь, в нем сказана правда толково:
«Приветлив, и ласков, и милостив будь —
Всех вольных к тебе привлечет этот путь.
Не золотом, не серебром привлекай —
Всем любо к трем этим достоинствам льнуть!» (Стихи 2405 – 2409)