Добавить статью
12:07 12 Января 2016 19824
«Знание, дающее счастье»
(19 часть)

(Читать сначала)

(Читать 18 часть)


К тысячелетию Юсуфа Баласагуни, великого поэта и мудрого учёного

Анализ рукописных источников привел В.В.Бартольда к выводу, что в отличие от Саманидской державы, во главе которой стоял «самодержавный правитель», у Караханидов «государство считалось собственностью всего ханского рода и разделялось на множество уделов; крупные уделы в свою очередь делились на множество мелких; власть главы империи иногда совсем не признавалась могущественными вассалами» (Бартольд, 1963а, с. 285, 330). Более развернутую характеристику политической структуры Караханидского каганата предложил О.Прицак, опиравшийся преимущественно на рукописные, отчасти нумизматические источники. Основные его выводы сводятся к следующему.

Если основатель каганата Билге Кюл Кадыр-хан, был единственным его главою, то уже при его сыновьях была введена дуальная система власти с разделением государства на две части.

Восточная со столицей в Баласагуне управлялась великим каганом, считавшимся главою династии и всей державы. Западную ее часть возглавлял соправитель, младший каган, имевший ставку в Кашгаре или Таразе. Великий каган титуловался Арслан-ханом, младший — Бугра-ханом, со смертью первого его пост и титул переходили ко второму. Около 433/1041-42 г. государство, до того единое, разделилось на два совершенно самостоятельных каганата — Западный (со столицей в Узгене) и Восточный (с центром в Баласагуне). Теперь в каждом из них было по два кагана — старший (Арслан-хан) и младший (Бугра-хан). Имелись еще «низшие» каганы — Арслан-илиг, Бугра-илиг (Йинал-тегин), Арслан-тегин, Бугра-тегин (Йанга-тегин). В наследовании у Караханидов господствовал принцип сеньората, т.е. власть и титул переходили не от отца к сыну, а к следующему по старшинству члену династии. Так, Йанга-тегин, поднимаясь по иерархической лестнице, мог стать Арслан-тегином, затем Йинал-тегином, далее Арслан-илигом и, наконец, ханом (Прицак, 1950, с. 210-219; 1953, с. 23-24).

160112_2

Однако в иерархии Караханидов О.Прицак ошибался, как и многие другие историки. Мы уже говорили о том, что бугра-хан, арслан-хан и кара-хан – это титулы правителей, а не имена или тотемы, как часто выдают нам некоторые ученые, тегин (принц) и элик (владетель) – это титулы дворян.

При реконструкции структуры власти в каганате О.Прицак постоянно обращался к древнетюркским материалам, тем более что в караханидских политических институтах обнаруживаются сильные традиции древнетюркского государства. Изучив систему власти у тюрок VI-VIII вв., Л.Н.Гумилев заключил, что у них уже в VI веке сложилась своеобразная система престолонаследия, в соответствии с которой хану наследовал не сын, а младший брат, а младшему дяде — старший племянник. В ожидании престола члены династии получали в управление уделы (Гумилев, 1959, с. 11-25).

Здесь нельзя не согласиться со специалистом по нумизматике Караханидского периода Б.Д.Кочневым, который утверждает, что концепцию О.Прицака разделяют многие исследователи, но прежде всего те, кто историей Караханидов специально не занимается; у тех же, кто ее изучает, сомнения возникают (Б.Д.Кочнев. Нумизматическая история Караханидского каганата (991- 1209 гг.), изд. «София», 2006, с.127.).

Некоторые стороны концепции О.Прицака подверг критике О.Караев (1983, с. 20, 92-93, 170-171), который, в частности, не признает обязательность «ступенчатой системы санов», наличие в Караханидском государстве «поста старшего кагана» и т.д. М.Н.Федоров (1980, с. 44, 46), не обнаружив у главы Западного каганата титула Арслан-хан, вообще заключил, что «караханидская «табель о рангах», которую разработал О.Прицак, исторической действительности не соответствует.

О.Прицак сформулировал некие общие принципы организации власти в каганате, очевидно, отдавая себе отчет в том, что в реальной жизни они могли нарушаться. И выявление таких отклонений, само по себе небесполезное и даже необходимое, разумеется, отнюдь не зачеркивает, вопреки убеждению М.Н.Федорова, концепцию в целом. Правильнее проверить ее всей суммой имеющихся на сегодня фактов, прежде всего, нумизматических, из коих очень многие О.Прицаку не были известны.

Что и делает Б.Д.Кочнев, проверяя основные положения концепции О.Прицака по пунктам.

160112_1 На дирхамах Куз Орду 454/1062 г. названы два лица: в поле лицевой стороны — Арслан кара-хакан Абд ал-Халик, в поле обратной стороны — Табгач-хан Ибрахим, более полный титул которого — Табгач Бугра кара-хакан. И взаиморасположение упоминаний ('Абд ал-Халик фигурирует в позиции менее почетной, чем Ибрахим), и политическая ситуация (Ибрахим, завоевав Чуйскую долину, посадил на баласагунский престол Абд ал-Халика) не оставляют сомнений в том, что Ибрахим занимал более высокое положение, нежели Абд ал-Халик. Значит, титул Арслан-хан не был ни выше, ни ниже титула Бугра-хан. Мухаммад б. Сулайман (1102-1130), который вошел в историю как Арслан-хан, одновременно носил титул Тамгач-хан (Бартольд, 1963а, с. 381, прим. 7).

В 405-408/1014-18 гг. ханский титул носили Кадыр-хан Йусуф, Тоган-хан Ахмад, Арслан-хан Мансур, в 408-415/1017-25 гг. — Йусуф и Мансур, в 415-418/1025-28 гг. — Йусуф и Тоган-хан Мухаммад, в 418-423/1028-31 гг. — Йусуф, в 423-426/1031-34 гг. — Арслан-хан Сулайман б. Йусуф, Бугра-хан Мухаммад, Кадыр-хан Сулайман, Табгач Бугра кара-хакан Али, в 426-429/1034-37 гг. — все те же, но без Али. Как ясно из этого перечня, по титулу невозможно установить, какое место в «царской» иерархии занимал носитель любого ханского титула.

При таком «обилии» ханов, казалось бы, трудно считать каганат единым. Тем не менее, в этом вопросе О.Прицак был прав, ибо владения любого хана не были стабильными территориальными и политическими образованиями. Итак, единый каганат существовал, сколь бы формальным ни было его единство.

В повествовании о событиях начала XI в. Гардизи упоминает «великого хана», хотя знает и другого кагана, Кадыр-хана, явно не тождественного «великому» Тоган-хану Ахмаду (Бартольд, 1963а, с. 332, 335). Таким образом, когда в каганате было более одного хана, какой-то из них считался главным, «великим». Но как узнать, какой именно? В этом плане ничего не дает ни известная титулатура, ни наличие монетного чекана: каждый хан выпускал монеты от своего имени, не упоминая других каганов, т.е. был полным монетным сеньором, и все они обладали равным суверенитетом.

Вот как об этих правителях писал великий Юсуф Баласагуни:

Державу и трон даровал ему рок,

Да шлет ему счастье в правлении бог!

Весь мир от всевластья хакана в покое:

Все в мире — тому подтвержденье благое.

Все горние птицы слетелись нежданно —

От румских владык и владык Индустана.

И песни поют, его имя хваля,

И полнится радостным пеньем земля.

И ярко цветами весь мир разукрашен —

Высь неба, просторы нагорий и пашен.

И служит владыке вся зелень живая,

Врата благовонья пред ним раскрывая.

И дарят амбру ему тысячи рук,

И мускусным духом все дышит вокруг.

Без счета дары ему возят с Востока,

На Западе чтут его славу высоко.

У врат его счастье к услугам готово —

У врат быть услужливым другом готово.

Весь мир услуженьем почтить его рад:

Властитель восславлен, сражен супостат!

И в громе литавр, во вселенной гремящем,

Приходит прозренье к незрящим и спящим.

Спокоен весь мир, дан закон ему правый,

Законность венчает властителя славой.

Кто хочет узреть непорочности лик,

Да видит он образ владыки владык!.. (Стихи 92 – 104)

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

18-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(28 часть)
11419

11-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(27 часть)
9757

04-03-2016
«Знание, дающее счастье»
(26 часть)
10290

26-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(25 часть)
10468

19-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(24 часть)
17308

12-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(23 часть)
12142

05-02-2016
«Знание, дающее счастье»
(22 часть)
10602

29-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(21 часть)
11836

21-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(20 часть)
18711

08-01-2016
«Знание, дающее счастье»
(18 часть)
10093

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×