К тысячелетию Юсуфа Баласагуни, великого поэта и мудрого учёного
Итак, «Кут адгу билиг» («Власть под названием счастье (благоденствие)») Юсуфа Баласагуни – это назидательно-дидактическое произведение, в котором великий поэт и философ пытается воссоздать некий образ идеального государства, где идеальный правитель справедливо и разумно управляет своим народом.
Автор «Кутадгу билиг» описывает в своем произведении организацию одного государства. Эта организация - идеализированная форма структуры государства в XI в. н.э.
Поэт и государственный деятель, в первую очередь, старается рассказать о качествах хана, о качествах, которыми должны обладать сановники, отношение хана к разным сословиям населения. Разумеется, все примеры и образцы, показанные в произведении Юсуфа Баласагуни, несомненно, несколько идеализированы. Но являющиеся в произведении предметом обсуждения сведения о государственных учреждениях, рангах, титулах и классах сановников взяты из жизни. Это учреждения, ранги и классы, которые обычно существовали в реальном Караханидском государстве.
Такая традиция берет начало уже в енисейско-орхонских эпитафиях, относящихся к VI-VIII вв. н.э., где мы видим три важных элемента государства: хана, беков и народ.
Ближе к XI веку организация государства переживает свой расцвет, государственные механизмы усложняются.
Во главе государства, описанного в «Кутадгу билиг», стоит хан, носящий титул «ээлик».
Кроме хана, в этом государстве есть множество высших сановников с совершенно определенными обязанностями.
Существовали следующие высшие сановники: визирь, улуг хаджип (великий визирь), сюбаши (командующий войском, военачальник), министр при дворце, казначей (уполномоченный по финансам), секретарь хана, послы.
Кроме них были еще чиновники второй и третьей ступеней. Общее название всех чиновников было «тапукчу». «Тапук» в буграхановском языке от глагола «тап-», что означало «служить, поклоняться». (Древнетюркский словарь. «Наука», Л., 1969, с. 533.) В современном кыргызском языке «табын-» тоже означает «служить, поклоняться». (Киргизско-русский словарь. т. 2, «СЭ», М., 1965, с. 187.)
Обязанности всех чиновников, и большого, и малого рангов, были четко определены.
Если сравнивать с данными енисейско-орхонских эпитафий, то как государственное управление у жителей Караханидского государства было более сложным, чем у енисейских кыргызов, так и население у них подразделялось на множество групп, их общество было структурированным.
В енисейско-орхонских эпитафиях упоминаются лишь беки (князья, руководители) и народ. В обществе жителей Караханидского государства мы видим, что общественные классы в полном смысле слова оформились или же находятся в процессе оформления.
В «Кутадгу билиг» перечисляются все эти классы и обстоятельно разъясняется, какое должно быть обращение у хана и у членов правительства по отношению к каждому из этих классов.
Все это видно уже из оглавления книги. Например, в главе 29 рассказывается о том, каким должен быть муж, пригодный для должности везира, а в главе 30 о том, каким должен быть муж, возглавляющий войско. И далее Огдюльмиш рассказывает ээлику, каким должен быть муж, достойный должности великого хаджиба; каким должен быть муж — управитель дворца; каким должен быть муж, отправляемый послом; каким должен быть писец-письмовод; каким должен быть муж, достойный должности казначея; каким должен быть главный повар, стольничий; каким должен быть муж, ведающий напитками.
Дальше – больше. Огдюльмиш теперь уже рассказывает ээлику об обязанностях беков по отношению к слугам. Затем Огдюльмиш объясняет уже Одгурмышу о законах и правилах служения бекам; как должно обходиться с мужами, несущими службу во дворце; как должно обходиться с людьми простого звания и с людьми благородного происхождения; как должно обходиться с людьми учеными и знающими; как общаться с лекарями; как должно обходиться со знахарями, с толкователями снов, со звездочетами, со стихотворцами, с земледельцами, с торговцами, со скотоводами, с ремесленниками, с бедняками и т.д.
В «Кутадгу билиг» перечисляются качества, которыми должны были обладать все высокопоставленные государственные чиновники.
Начнем с хана. Согласно «Кутадгу билиг», быть ханом означает соблюдать власть закона. Какими же свойствами должен обладать кара-хан (любой хан или ээлик), то есть, как правитель должен осуществлять закон и справедливость?
Юсуф Баласагуни свои мысли о законе, справедливости и об обязанностях правителя вкладывает в уста ээлика Кюнтогду. Как мы уже указывали ранее, Кюнтогду в этом произведении олицетворяет закон и справедливость.
«Сподвижники мудрые в деле нужны —
Такие, чтоб делу радели, нужны.
Помощники надобны — дел знатоки,
По разуму действуешь — цели легки,
Помощников много — властитель силен,
В порядке правленье, незыблем закон.
Помощники в каждом деянье важны,
А в деле правленья — подавно нужны.
Когда властелин без помощников, он
Все делать своею рукой принужден.
И так каждый день ему много тревог,
Но бед и не счесть, если он одинок!» (Стихи 427 – 432)
Кроме того, устами Кюнтогду автор поэмы возвещает истину, в которой кроется сила власти:
«Желаешь покоя — беда тут как тут,
За радостью следом печали идут.
Чем больше величья, тем больше обуз:
Крупна голова — так и шапка что груз!
Нет тайн для властителя и за дверьми,
Когда он и слухом, и зреньем — с людьми».
Дурных он карал справедливой рукой,
Негожих — от дел отправлял на покой.
И правил он, зорко владенья храня,
И счастье росло его день ото дня.
Да, зоркость для всякого дела нужна,
А делу правленья — всецело нужна.
Когда ты опаслив да зорок, тогда
Всё — благо, и ты не познаешь вреда. (Стихи 434 – 442)
И поэт изрекает мысли, смысл которых сводится к тому, что величие и власть похвальны лишь в том случае, если они вершат правду и право:
«Опасливой зоркости — честь и хвала,
Беспечность к погибели многих вела!»
В делах не плошай, ведай зоркий расчет:
Беспечность тебя в двух мирах подведет.
Кто слишком уверен в себе, тот и плох:
Он гибнет, врагами застигнут врасплох.
Внемли, что всесветный властитель речет,
В победах над недругом знавший расчет:
«Властитель, будь вдумчив и зорок стократ,
Блюсти осторожность велит шариат.
Беспечный — в дремоте от лени своей,
О мощный, будь зорок, лениться не смей!»
При мудром владыке страна расцвела,
Все жили в довольстве, не ведая зла.
И стал весь народ столь богатым при нем,
Что волк и овца пили воду вдвоем.
И жил он, любовной молвою хвалим,
А недруги шеи склонили пред ним.
Иные искали в нем щит от тревог,
Иные с надеждой лобзали порог.
И вот что сказал муж достойный, внемли,
Слова его — словно цветы всей земли:
«Величье и власть достохвальны стократ,
Когда они правду и право вершат.
Власть бека достойна великих похвал,
Но лучше — закон, что во благо он дал.
Сколь благостен в доброе время народ,
Когда властелин справедливость блюдет!
Сколь благостно доброе имя: оно
Как вечное счастье навеки дано!
И счастлив достойный властитель, пойми,
Когда человечно он правит людьми».
И праведно правил народом элик,
И стал во всем мире он славой велик.
Росла его слава, молились о нем,
И полнилось счастье его день за днем.
Тянулся к нему весь вселенский народ —
Изведать добро его благ и щедрот.
Был поясом счастья повязан народ,
И в дружбе с ягненком жил волк-живоглот. (Стихи 444 – 461)
Таким образом, лишь праведное правление приводит государство к процветанию и благоденствию. Но помимо справедливости царя нужна и честность беков-князей и остальных тапукчу-чиновников…