Добавить статью
12:44 25 Марта 2016 104530
Кыргызы - этногенез и история: Кыпчаки и кыргызы - изменение этнополитической ситуации на Алтае и Тянь-Шане в X-XII вв.
(34 часть)

(Читать сначала)

(Читать 33 часть)

§2. Кыпчаки и кыргызы: изменение этнополитической ситуации на Алтае и Тянь-Шане в X-XII вв.

Могущественный каганат, созданный кимаками-канглы, просуществовавший с IХ до ХI века, простирался от Аральского моря на юге до Оби на севере, от Волги на западе и до Байкала на востоке. Здесь кимако-кыпчакские племена имели три сравнительно больших владения – Йаксун-йасу, Ондар Аз Кыпчак, Каркырахан. Превалирующую роль в создании этих областей играли кимакско-кыпчакские и кыргызские племена Алтая, переселившиеся на запад из Тувы и Западной Монголии в эпоху Кыргызского Великодержавия. По данным исторических источников кыргызы и кимако-кыпчакские племена составляли основное население края до нашествий монголоязычных кара китаев и монголов, которые подвергли изменению этнополитическую ситуацию в регионе.

Средневековые исторические источники, сочинения анонимного автора «Худуд аль-Аалам», Истахри, аль Идриси подтверждали активность кыргызов на Алтае и Тянь-Шане, а сведения книги Бахши Имана «Джагфар тарихи» - вплоть до монгольской эпохи.

В VIII- IX века с усилением Кыргызского государства на Енисее и распространением власти кыргызов на Алтай изменилась этнополитическая ситуация в регионе. Кыргызы пришли на Алтай в период войн между огузами и кангаро-печенежскими племенами, которые вынуждены были мигрировать на запад. Аль Масуди информировал о воинах между четырьмя племенами «Баджанак, Баджане, Баджгард и Наукерде и гузами, карлуками и кимаками [30. –С. 151.], что также обеспечило миграцию восточных кочевников огузов, печенегов и других на запад.

В эпоху Кыргызского Великодержавия кыргызы стали единоличными хозяевами Центральной Азии и постепенно продвигались в западном и юго-западном направлении, вслед за огузами и карлуками, выдворяя их с Алтая и Тянь-Шаня. Аль Истахри писал о группе кыргызов, живших в то время рядом с рекой Итил, в соседстве с кимаками, огузами и булгарами [200. –C. 21.]. По информации Гардизи эта часть кыргызов установила этнополитические связи с хазарами, башкирами, огузами и другими народами Урала и Алтая в VIII-X века. Кыргызским племенам удалось с начало сблизиться с хазарами, затем башкирами, а позже покорили огузов и заняли Алтай, что подготовило благоприятную почву для изменения этнополитической ситуации в пользу победителей.

Анонимный автор сочинения «Худуд аль-Алам» в X веке описывал примерно такую же картину, отмечая об исторических и этнокультурных связях кыргызов и кимаков, кыргызов, кешдимов, огузов, кыпчаков и т.д. По сообщению источника кыргызы жили на Алтае и Тянь-Шане. Отдельные группы кыргызов совместно с ягма проживали в районах города Кашгар. В источнике отмечалось: Андар Аз Кыфчак представлял собой область «кимаков, где жители напоминают гузов некоторыми своими обычаями». О владении Кыркырхан писалось: «еще одна область, принадлежавшая кимакам, и жители ее напоминают по своим обычаям хырхызов» [393. –C.50.]. О племени кесим (кешдим) отмечалось: «это один из хырхызских родов, их речь ближе халлухской (карлукской — Д.С.), а по одежде они напоминают кимаков» [393. –C. 48.].

В сочинении Бахши Имана «Джагфар тарихи» (булгарские летописи, 1680 г.) приводились весьма интересные сведения о кыргызах и об их взаимоотношениях с булгарами, кимаками, кыпчаками, а также меркитами. В источнике алтайские кыргызы назывались искилик (киликами или иллаками, илеками) [14. –C.25-33.]. Известно, что в прошлом саяно-алтайские племена кыргызов называли килик. В.Бартольд записал предание у енисейских остяков о нападении на них «сверху», т.е. с юга, могущественного народа «килики или кыргызов [40. –C. 183-184.].

В книге Бахши Имана «Джагфар тарихи» мы находим весьма важные дополнительные сведения об истории Волжской Булгарии и взаимоотношениях с соседними государствами и племенами, в том числе, с кыргызами и кимако-кыпчаками. Сведения, приведенные в книге Бахши Имана, полностью совпадали с историей двух восточных государств Волжской Булгарии и Кыргызского каганата, интересы которых столкнулись на Алтае в IX-X века. По информации средневекового автора «Хон китабы» Кул Гали, часть алтайских кыргызов была подвластна Волжской Булгарии. В ней кыргызы были представлены отдельным объединением под племенным названием ишкиль (эсегель, аскль). Кул Гали называл их кыргызами киликами (илек или иллак) [14. –C. 25-33.].

По сведениям Кул Гали, кыргызы в Волжской Булгарии в некоторых районах жили вперемешку с кыпчаками. В отдельных случаях этноним «кыргыз» применялся как общее имя кыргызов, кимаков и кыпчаков. Например, автор писал: «оймеки (кимаки), ранее подчинявшиеся Булгарии, провозгласили себя Оймекским (Кимакским) каганатом. …Большинство этого мнимого государства составляли кыпчаки или кыргызы, то оймеки восприняли некоторые обычаи кыпчаков, и на них, поэтому, также распространились названия «кыпчак» и «кыргыз». Только булгары могли еще отличать оймека от кыпчака».

Кыргызы указывались в Причерноморских степях, на Урале, Иртыше и Ишиме. Рассказывается о кыргызском племени таз. Кыргызы, жившие на Урале, назывались искиликами (ичкиликами) или сокращенно киликами, иллаками или илеками. Булгарский летописец о кыргызах писал: «Кыргызы жили в тюбе (административно-территориальное деление – область) Сэбэр, расположенном между Иртышом и Обью… Слово «искилик» произносят также и в формах «аскалы» и «эсегелы»… Они – потомки кыргызского племени киликов и алтайцев, почему их и назвали «подобные киликам». … А вот родиной киликов является тюба Кара-Иджим. Северные килики, которых наши часто называют «иллак» или «илек», поселились на берегах притока Джаика, получившего их имя Иллак (Илек)...» [14. –C. 25-33.].

Важность сведений булгарских летописей в том, что они донесли до нас информацию о алтайских кыргызах и их взаимосвязях с скифо-сакскими и сарматскими племенами, которые были ими ассимилированы. По имеющейся информации можно полагать, что кыргызы, теперь уже как полноправные хозяева Алтая, на древних землях кангарских племен (древних туранских вождей) слились с местным населением края и сформировали новые владения и объединения кыбчак, кимак и др.

В составе кимакского союза были предки качинцев и аринцев, которые имели отношение к кимакскому тотему дракон (змея). По сведениям русских источников прорадителем аринцев был змеиный царь. В XVIIв. качинцы (гээчжи, ханкас) жили в союзе с аринцами. По информации Н. Кострова качинцы (хаас) имели город под названием Змеины в районах нынешнего города Красноярска. Качинцы в своей структуре имели родоплеменные группы хасха, ах-хасха, паратан-хасха, талджан-хасха, ус-хасха, хара-хасха, кангит и др.

Отметим, что кимаки также имели тесные этнополитические и этногенетические связи с Волжской Булгарией. Часть племен кимаков, кыпчаков и кыргызов входили в состав этого государства. В некоторых случаях, Волжскую Булгарию и булгар называли «кешдях». И это название было распространено среди племен кыргызов, кыпчаков, ногайцев, татар и других.

По данным родословной некий Эштек бий назван общим предком племени солто. В родоплеменной структуре его встречались роды кошой, качы, жети кашка, коман. Согласно эпосу «Манас» в более древние времена стойбища нойгутов называли Эштекским юртом (улус эштек), а в сказанию «Жаныл мырза» Эштек-нойгут айылы [399. –C. 100.], что может говорить о соседстве и общности пастбищ вышеотмеченных племен. В эпосе «Манас» нойгуты представляли племя родственников Манаса по материанской линии. Манаса всегда сопровождали его друзья дракон-ажыдаар, сабака-куумайык и беркут.

Однако, в древние времена кочевников Центральной Азии греки называли скифами, а персы саками. Китайские хроники на Саяно-Алтайском крае размешали динлинов (теле), цзюеше (кюеше), гэгуней (кыргызы), синьли (канглы) и др. По Птолемею в районах Уральских гор обитали три племени тибиаки, табеиты и аскатаны. Как уже выше было отмечено, В.Н. Татищев [369.] отождествил их с татарскими родами кара табын, кыпчак-табын и катай. Мы же полагаем, тибиаки Птолемея могли соответствовать цзюеше (кюеше-кыпчак-табын), табаиты –добо (дубоут) китайских хроник, а аскатаны -азгиши восточных источников.

Отметим, что в VIII-XIвв. алтайские племена подверглись к активным этническим и этнополитическим процессам, что не могло не отразиться на их жизни и остаться в народной памяти, в виде генеалогических преданий алтайцев. Одним из подобных памятников можно назвать родословную рода ший кыпчак, которое посвящалось генеалогии племени канглы. В нем говориться о существовании тесных этногенетических связей между печенегами, кангарами, табынами и кыпчаками.

Согласно санжыре в более древние времена кенегес и кыпшак представляли один народ и назывались кый-пшак. Их тамга представляла одну вертикальную черту (косая линия, начерченная сверху вниз в виде цифры /). Однажды враги, воевавшие с кыпчаками, пленили часть народа. Они с детьми и женами были переселены за Алтай в непригодные к пропитанию земли. Двадцать лет они находились в рабстве и всегда думали о месте за обиду. Когда их потомство родившиеся в новом месте подросло и научилось держать оружие, они вместе с народом, жившим в тех местах, разбили своих врагов. И боями стали пробиваться в родные степи.

За эти двадцать лет разобщенной жизни, кыпшаки ушедшие в период войн за реку Эртыш сложили с себя старое имя «кыпшак» и приняли новое кенегес, что означало вольные или свободные (от «кангы»). Они избрали своим ханом представителя из рода «бес увыл».

Кыпшаки, идущие из-за Алтая послали гонца к «бес-увылам» с просьбой перейти Эртыш и помочь им. При этом напоминая им о том, что они один народ и им нужна их помощь. Однако, хан кенегесов обозвал и гонца, и кыпшаков словом канглы - т.е. бродячими (прибившимися; слово кангы-означает бродяга; отсюда кангып келген, прибившийся). Кыпшаки, обидевшись, перешли реку Эртыш и вступили в схватку со своими бывшими соплеменниками. В результате они перебили и рассеяли их силы. Бес-увылы со своим народом ушли за реку Эдиль (Волгу). Но, из-за постоянных стычек с местными племенами, они не смогли жить там, и многие из них вынуждены были вернуться назад до зимы, потеряв свой скот. Хан кыпшаков собрав возвратившихся кенегесов и спросил: «Теперь кто из нас – Канглы»? Они в ответ признались «теперь канглы – мы». Хан кыпшаков приказал раздать поровну добытый в степи скот, а чтобы скот не смешивать - канглам в тамгу канглийцев добавить «шек»- черту (тамга представляла цифру / - единицу), направленную наоборот), а кый-пшакам в честь того, что соединились два рода добавить ещё один «нож» к тамге – ( // ) и называться «экы-пшак».

Отметим, что род бес увыл встречался среди ногайцев. Он у них считался аристократическим родом ак-сиёк (белая кость). Ший-кыпшаки их называли бешенек или «бес энек», что тождественно с «печенек».

Как нам кажется, данное генеалогическое предание было сложено в период возвышения кимако-кыпчакских племен IX-Xвв. в Центральной Азии. В результате этого печенеги начали покидать свои места проживания на Волжко-Уральском регионе и уходили на запад. Но, часть их осталась, на прежних землях, а другая позже вернулась и все они участвовали в этногенезе кыпчаков. Однако, по легенде печенеги также назывались бес увыл, что указывает на участие уральского племени табынов (род «пять») в этногенезе печенегов, канглов, кыргызов кыпчаков, а затем и ногайцев. Бес увылы можно сравнить с родом бес пшак племени конграт кара калпаков.

Следует отметить, что нам удалось обнаружить ряд этнонимов связанных названиями с «бес увыл», «бес пшак» и средневековым кыргызским антропонимом «эмке», которые сохранили свои этнические имена в качестве родоплеменных групп в составе современных тюркских народов Центральной Азии. Однако, все они встречались наряду с названиями родов, которые имели свою аналогию в этнонимии тяньшаньских кыргызов. По этим сведениям можно заметить, что к племенам с тамгами «пшак» наиболее ближе находяться канглы, кыпчаки и шанышкылы, что указывалось в имени последних. Отметим, что родословы в состав канглы наряду с родами онбай и тогузбай относили роды енке, сары канглы, ешкили (сыбаным), телкожа, каспан, караманас. Последние имели свои аналогии в этнонимии кыргызских (емке предводитель алтайских кыргызов, енке торе черик, телкозу, канды, ичкилик) родов. Племя шанышкылы (от названия тамги «шанышкы»- «острога») тоже в своем составе имело роды бесул (бес увыл), бескаска (кыргызск. жети кашка), бесьтентек, бесбай, бессокыр, енкес (енке), араншы, тас (кыргызск. тас), тастогызак, каратогызак, тогызак, аганай (агынай, пл. саруу), коноксары (конок, пл. саруу), кулшыгаш (кулжыгач, пл. саяк), корук (бешкорук, пл. кыпчак-солто), балта (балтатыр, жообатыр пл. бугу; ак балта- «Манас»), кырсадак (кырксаадак).

Ногайцы етисан ордасы (орда из семи родов/чисел) имели род оймаут, в родоплеменном составе которых встречались роды бес увыл (кыргызск. беш бакачы, пл. саяк; беш берен, пл. саруу), токъ (кыргызск. тагай), ети нокта (жети кашка), ушкесек (кесек), доьрткесек (кесек), косын (пл. кушчу, пл. солто) и др. В то же время оймауты считались одним из основных родов кара калпакских кенегесов Канлыкульского (канглы) района Каракалпакстана, что указывает на связь оймаутов с канглами. Каракалпакские конграты (тамга босого) имели роды бес пшак, такай (кыргызск. тагай), сумурын (суу мурун), сангмурын, которые находили свои аналогии в этнонимии кыргызов.

Следовательно, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что алтайские табыны сыграли важную роль в этногенезе кангаро-печенегов, кыпчаков, кимаков, ногайцев, кыргызов Алтая. Об этом, прежде всего, свидетельствовали название родов, встречавшиеся в родоплеменных группах алтайских племен «бес пшак», «экы пшак», «кый пшак», «бешул табын», «бес увыл» и другие.

К.Шаниязов пишет: «Каждое племя или древний род, входивший в данный союз племен, имел свою племенную или родовую тамгу. При этом, видимо, за основу бралась общеплеменная тамга или тамга, господствующая в данном союзе племен. Таким племенем в Дешт-и-Кипчаке с середины Х до 30-40-х гг. ХIII в. и с ХV в. до середины ХVII в. были кипчаки. Следовательно, основой тамговых знаков, входивших в кипчакские союзы племен, являлась кипчакская тамга (/). Выделившись из кипчакского союза, племена или новые племенные союзы, вероятно, брали за основу прежнюю тамгу, внеся в нее некоторые изменения»[401. -C.152.]

В тюркском языке слово «ший кыйшак» (или «чий») обозначает «чертить /косо» или «кривое начертание» («кривая/косая линия»). По данным этнографических материалов кыргызские санжырачы кыпчаков называли двух тамговыми (эки тамгалуу) кыпчаками [36. –C. 184.]. Т.е. народом с ножеобразным начертанием родового знака. Усуни возглавлялись двумя аристократическими родами с тотемами волчица (бору) и ворона (кузгун).

Как нам кажется, под бес увылами в вышеприведенной легенде следует понимать аристократический род печенегов (от пес-пегас) или табынов («бишул-табын-пять»), которые являлись одним из основных аристократических родов пяти скифо-сакских племен. Очевидно, неслучайно, в родословной кыргызов первопредками народа назывались Ак уул (Авыл) и Куу уул (Кувул), что сближает кыргызов с кангаро-печенегами и табынами (бес увыл). По-видимому, предки кангаров (массагеты, три племени), кыпчаков (две), табынов (печенеги –пять) и другие входили в союз пяти сакских племен. По нашему мнению, союз назывался экы кыпчак, название которых имело связь с коротким сакским кинжалом –акинак. На кыпчакском языке акинак могли называть кый пшак (обрезанный или укороченный пшак-ножь»). Однако, кый пшак также мог происходить от «кай пшак» («змея, дракон -пшак»). Видимо, народ кый пшаков и экы пшаков также могли называть эски пшак (древние/протцы пшаков/псак). Последние на иностранном языке могли передаваться в форме «скиф» и «сак».

Видимо, именно поэтому табыны, кангаро- печенежские и кыпчакские племена имевшие тамги с косым начертаниям в образе ножа («пшаков-акинаков») или нескольких ножей («экы пшак», «бес пшак»), а также шанышкы (острога), также назывались кый пшак, экы пшак, бес пшак, шанышкылы и т.д. В круг племен кангаро-печенегов и табынов с тамгами «пшак» мы можем отнести также кимаков, которые свое название могли получить из слияния двух этнонимов «кай» («змея», «дракон»,) и «емек/кимак» (от «иймек», прообраз косой линии). «Кай йемек» мог быть синонимом средневековым этнонимам «уранкай» («уран+кай») и «койлон» (от «кай»+«илан»). «Кимак» также мог происходить от «кыйма» (режащий предмет, ножь), «кыймак» («обрезать», «укорачивать»). Однако, можно также привести варианты «экы+маки» («два ножа/маки-карманный нож»), «экы+бак» («два улуса/бак-улус»).

Следует отметить, что в родоплеменном составе и структуре кыргызов можно обнаружить племена и роды, чьи родовые тамги и знаки сложено по образу родственных родов канглы и кыпчаков. Например, ряд кыргызских племен (солто) имело тамгу с начертанием одной луны -ай тамга, однако племя доолос имело тамгу с начертанием двух лун, и она называлась кош тамга. Примечательно, что доолосы имели род под названием ай тамга [3. –С. 44.].

Кроме всего этого, можно отметить, что в родоплеменном составе кыргызов есть роды под названием жалан найза (одно копье) племени кушчу (в средние века входила в группу племени огузо-кыпчакских племен Алтая). По рассказам стариков в древние времена род тата племени солто имело родовой знак в виде двух стрел от лука, или двух копий. В эту группу родов также можно отнести род болокбай, упоминаемых в рассказах связи с двумя ножами.

В то же время отметим, что к группе племен кангаро-печенегов можно отнести таласских отуз огланов (предков отуз уулов тяньшаньских кыргызов) и отуз татаров, в коих мы видим осколков табынов Западной Монголии, которые входили в состав Великого Тюркского каганата в VI-VIII вв. Табыны в VIII-Xвв. входили в состав енисейских кыргызов. По нашему мнению, отуз огланы представляли потомков кангаро-печенегов, слившихся с енисейскими кыргызами. По преданию, отуз огланы переселились в Талас в двух этапах. Первыми пришли группа отуз огул (тридцать сыновей), а чуть позже он огул. Всего их, как и печенегов, было сорок родов. Следовательно, отуз огланы могли представлять тяньшаньскую ветвь алтайских кыргызов во главе с Эмке, упомянутых Гардизи.

В таком случае, кыпчаками назывались роды, имевшие тамгу в образе ножа с косым или кривым начертанием, именовавшиеся «кый/ык пшак», «кай пшак» («кай», прообраз дракона), «эски пшак», «кыйшак пшак», или «кыйшак тамга» или «кыпчак тамга», что могло представлять завершившуюся форму этнонима. Очевидно, кыпчаки представляли алтайских конгаров, и саков, получивших свое название от их родовой тамги «кыйшак пшак», что могло иметь стяженную форму «шакшак» или «шак/сак», а также немного измененную форму «кайсак», что отразилось в этнониме «кыргыз-кайсак».

Следовательно, тибияки (табыны) Птолемея соответствовали античным племенам саков и китайским цзюйше, союз которых состоял из пяти сакских (кангаро-печенежских или табынских) объединений. В таком случае, скифы могли быть предками кангаров/канглы, а саки/массагеты – печенегов/кыпчаков. Кангары/канглы и печенеги/кыпчаки составляли этническое ядро древних кыргызов. Очевидно, канглы состояли из двух крупных групп – аристократической канглы и родственной кыпчак. Причем, канглийцы называя вторую часть народа кыпчаками, пытались лишить их всяких претензий на власть. Следовательно, в древности одна часть канглы с тамгой с одной косо линией представляли кыргызов, а другая часть канглийцев с тамгой с двумя косыми линиями-кыпчаков и соответственно назывались кыргыз-кыпчаками, кыргыз-кайсаками или кыргыз-казаками. Отсюда можно полагать, что происхождение вышеприведенных терминов «кайсак» и «казак» связано с косой линией, используемой в родовой тамге канглийцев. Т. е. «казак» мог означать косую линию (или две косых линий). Так как, на кыргызском языке слово «косая линия» означает «кыйгач сызык» или «кыйшак сызык», что находится ближе к этнонимам «канглы/кангач» и «кыпчак». Как нам кажется, кыпчаки удостоились второй косой линии по причине того, что их предки смешались с кимаками.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно предполагать, что в VIII - IХ века кыргызы продвинувшись на запад, на Алтай слились с кангаро-печенежскими племенами и образовали кимако-кыпчакский союз племен, который состоял из трех больших владений Йагсун –Ясу, Ондар Аз Кыпчак и Каркырахан. Во главе вновь созданного государства стоял род кимак (йемек), имевший непосредственное отношение к средневековым кумоси (команам), куда по утверждению Н. А. Аристова в древнетюркскую эпоху входили предки онгутов. Любопытно, что еще Ю.А.Зуев считал, что сюжет о четырех областях «серебряной» страны ошибочно отнесен к Ангаре, а целиком относится к Внутренней Монголии, где жили татары и находились кимекские племена [154]. Отметим, что Зуев писал о двух племенах кимаков аджилар и локтан [154.]. Ю. Зуев название кимакского племени аджилар (от авестийского azi - змей) сравнивал с западномонгольским родом усуту-мангун, имя которого передавал значение «речные драконы». Ученые в усуту-мангунах видели племя азов (усинцев) [294.]. Не исключено, что племя аджилар (азы с тотемом дракон) представляло группу енисейских кыргызов, попавших на Алтай в эпоху Кыргызского Великодержавия. По крайней мере, племена усы (азы, усуты) встречались в составе мангытов. Здесь нельзя забывать, что азы (усы) встречались в составе кумыков Северного Кавказа под названием ак аз, что указывает на существование тесной этногенетической связи между алтайскими азами и кимако-кыпчаками.

Следовательно, команами могли называть канглов кыпчаков и азов, которые являлись одними из основных племен страны Комании.

Отметим, что алтайские онгуты в исторических источниках также могли называться бикинами или тегинами, которые всегда упоминались вместе с найманами, родственным народом первым. В исторических источниках вождь онгутов Алагуш дегин носил титул «тегин». Согласно китайских хроник в этническом составе онгутов были найманы, а также небольшая группа шивэй и киданей, которые были с чигилями политически тесно связаны. Онгуты называли себя татарами. Найманы XII-XIII вв., представляя собой ветвь кара китаев и вместе с последними подходили под понятие «белых татар». Онгутов и найманов связывали, кроме прочего, династические браки, оба эти народа исповедовали христианство и находились в тесных этнополитических связях. В эпосе «Манас» найманы и нойгуты представляли кыргызские объединения и всегда выступали как союзники. В связи с этим можно полагать, что северные группы онгутов –бикинов (текинов) имели этногенетические и этнополитические связи с команами. Онгуты были высокорослыми, крупного телосложения людьми. И не исключено, что благодаря команам, мигрировавшим вместе с ними на запад бикинов в Европе стали называть викингами.

Йаксун йасу являлась областью, где находилась ставка кимакского кагана. По нашему мнению, название этой области могло быть связано с племенем и средневековым торговым городом Саксин (X-XIV века), расположенного в устье Волги. «Саксин» легко сопоставим с «йаксун йасу».

Хамадани писал: «Саксин – это город, больше его нет в Туркестане… Жителей его беспокоят племена кыпчаков и йемеков» [30. –C.177.]. По данным Ал-Гарнати [27. –C.445; 79. –C.27.], посетившего город (в 1131 и 1153 гг.), основное население его составляли гузы. Здесь же жили хазары, булгары и сувары. Чуть позже кыпчаки. Возможно, средневековые города Саксин и Тухсин принадлежали желтым тюргешам, в частности беглым племенам согэ.

Область Ондар Аз Кыпчак была образована тремя племенами ондар, аз и кыпчак, мигрировавшими на территорию Центрального Казахстана из степей Западной Монголии, где в то время располагалось кыргызское княжество Ус.

Ряд ученых полагают, что тувинский род кыргыс, обитавший в Туве, пришел в данный регион во время Великодержавия енисейских кыргызов и здесь слился с местными родами ондар: ханхан-ондар, уйгур-ондар и кыргыс-ондар. В.Бутанаевым было установлено тождество минусинского этнонима «хапхын» («хапхына» или «хахпын», «хахпына») и тувинского «ханхан» с названием средневекового народа ханханас, который еще в ХIII веке был отмечен на Енисее. Согласно преданиям, еще в древние времена часть хапхан-ондаров переселилась на север за Саяны в Минусинскую котловину, а значительная группа кыргыс-ондаров ушла на юг к озеру Изиг-хол, т.е. Иссык-Куль [11. –С.88-89; 79. –С.95,97-98; 86. –С. 42-43.]. Основываясь на этом, В.Бутанаев пришел к выводу, что часть народа княжества Ханхана после победы кыргызов над уйгурами мигрировала на Тянь-Шань.

По данным инб Хордадбека, в IХ веке тогуз гузы граничили «с Китаем, Тибетом и карлуками. Затем кимаки, гузы, джигиры, печенеги, тюргеши, азгиши, кыпчаки и киргизы» [30. –C.144.]. Поэтому появление области Ондар Аз Кыпчак в Х веке в Центральном Казахстане само по себе говорит о миграции восточных племен ондар, аз и кыпчак на запад и участии их в формировании этой области. В сочинении «Худуд аль-Алам» отмечается: «Андар Аз Кыпчак область кимаков, где жители напоминают гузов некоторыми своими обычаями» [393. –C. 50.]. Эта область располагалась к югу от Йагсун-йасу и к западу от Каркар (а) хана. Ондар Аз Кыпчак занимал территорию Центрального Казахстана и включал в себя окрестности Улутауских гор, реки Тургай, Сарысу, Каракенгир и др. На юге она простиралась до низовьев рек Чу и Талас. По Сырдарье она граничила с владением Сасанидов, а на западе – с землями огузских племен [30. –C. 163.].

Как нам кажется, племя ондар относилось к разряду тех родов, которые возникли под влиянием и непосредственного участия древних тюрков (потомков волчицы), таких как он ок будуны, он огузы (уйгуры), он огулы (ветвь отуз огланов, кыргызы), ондар аз кыпчаки и т.д.

Несомненно, вышеотмеченные этнонимы «ондар» и «ханхан» указывали на этнические контакты енисейских кыргызов с лесными племенами Тувы в эпоху Кыргызского Великодержавия. «Ондар» (б. десятиродные) можно легко сопоставить с башкирским «онлар» (десятиродные), а также отуз огланским «он огул» (десять сыновей-прародителей рода), В VIII-IХ века отуз огланы уже обитали в Таласской долине (на Тянь-Шане) и состояли из двух подразделений: отуз оглан и он огул. По преданию, каждое объединение добиралось на Тянь-Шань самостоятельно. Первыми переселились отуз огланы, позже – он огулы. В таком случае, отуз огланы и он огулы являлись кыргызскими объединениями, переселившимися поэтапно на Тянь-Шань. В он огулах можно усмотреть западную ветвь кыргыс-ондаров Тувы. Основываясь на вышеизложенном этноним ондар также можно сравнить башкирским онлар.

На юге земли области Ондар Аз Кыпчак подходили к среднему течению Сырдарьи, непосредственно касаясь низовьев рек Чу и Талас [30. –C.160.], горных долин хребта Кара Тоо, где граничили с Караханидским каганатом.

В данном регионе располагалось множество городов, принадлежавших огузам, чигилям, карлукам и другим племенам региона. По историческим данным, огузы жили по среднему течению Сырдарьи и в предгорьях Каратау [306. – C.48-53.], где находились города огузов. Здесь же располагался укрепленный против кимаков город Шагильджан (рядом с Туркестаном) [30. –C.160.], который соответствовал приграничной крепости Чигиль М.Кашгари.

По данным средневековых источников Х века, тюргешей в Карлукском каганате представляли их крупные объединения азы и тухси. Новый этап консолидации азов и кыргызов началась после того, как огузы покинули свои стойбища в районах гор Улук Таг и Кичик Таг в Илийской и Таласской долинах в XI веке. В это время азы и кыргызы наследовали их земли, а горные районы Кара Тоо всегда служили центральным районом их владения. В связи с чем, до нас дошли предания о кыргызах, произошедших от сорока огузов в горах Ходжента в эпоху Султана Санжара.

По-видимому, в Х веке одна из групп азов обитала в районах реки Аччык Дарья (азчик) в Илийской долине. М.Кашгари в своей книге «Дивани Лугат ат Турк» указывал три селения Азык, Кас и Абал (имения) вблизи Кашгара, принадлежавших представителям караханидской династии барсханской ветви. Названия вышеназванных селений, так же как и средневекового города Барсхан (ныне село Барскоон) на берегу озера Иссык-Куль сохранились и по сей день. В селении Азык, расположенном под горой Опол Тоо, находится мавзолей ученого М.Кашгари. С городом Барсхан его связывал горные перевалы, по которым проходила одна из веток Великого Шелкового пути. По родословным данным, азыки с древних времен жили на берегу Барсханского озера (Иссык-Куль).

Область Каркырахан принадлежала «…кимакам и жители ее напоминают по своим обычаям хырхызов» [392. –C.50.]. Очевидно, в источнике немного преувеличено влияние кимаков на кыргызов. В книге анонимного автора «Худуд аль-Алам» рассказывалось о военных успехах кыргызов в Восточном Туркестане. Аль Идриси о стране кыргызов писал: «Страна киркиров обширна, плодородна, часто посещается путешественниками, хорошо орошается многими реками, доходящими сюда от китайских границ; главная из этих рек носит имя Манхаз (в других переводах Манхар). ...Город, где обитает царь киркиров,.. расположен близ полуострова Гиацинтов... Киркиры сжигают своих умерших и бросают их пепел в Манхаз, а кто живет далеко от реки, те собирают пепел и пускают по ветру... Страна этих киркиров находится к востоку от страны багаргаров (уйгуров) и недалека от китайского моря» [11. –С. 87.]. В стране кыргызов располагались пять городов: Нашран, Хирхир (дважды), Хакан Хирхир и Дараид Хирхир. Кыргызские города тянулись со стороны Тувы с востока на запад до Енисея.

К.И. Петров, В.Ф. Минорский, Б.Е. Кумеков, С.М. Ахинжанов, В.П. Мокрынин, А.М. Мокеев [321, 239, 30, 298, 297. ] и другие локализовали область Каркырахан в Восточном Казахстане. В.Минорский и Б.Е. Кумеков находили ее в районах современного города Каркыралинска в Восточном Казахстане. С.Ахинжанов полагал, что земли Каракырахана простирались от Иртыша до Балхаша и Алакуля на юге. В нее входили Тарбагатайский хребет, Чингизтауские и Каркыралинские горы, где обнаруживалось множество названий местностей, связанных с Манасом.

Б.Е. Кумеков допускал мысль о том, что часть кыргызов в IX-X века жила на Тянь-Шане. По его данным, кимаки имели общие границы с кыргызами как на Алтае, так и на Тянь-Шане, где они взяли под контроль ряд городов в Х веке в Восточном Туркестане [239. –С. 67]. По мнению Б.Е. Кумекова, топонимы, упоминаемые аль Идриси, соответствовали: озеро Гаган – системе озер Алакульской впадины, Гиргир – Тарбагатаю [239. –С. 74-75.]. Здесь же располагался город Банжар. Ссылаясь на порядок перечислений тюркских племен Шамс ад-дина Суфи, где указывалось наряду с кыргызами, кимаками самостоятельное племя кыркыр, он пишет о существовании отдельного рода кыркыр, земли которого находились между кыргызами и кимаками [239. –С. 66].

А.Н. Бернштам, В. В. Ромодин, О.К. Караев [60, 64, 67; 341; 184, 185, 186.] полагали, что в IX-X века кыргызы смогли организовать свое княжество под названием Каркырахан на Тянь-Шане. А. Бернштам, В. Ромодин и О.Караев, анализируя отрывок эпоса «Манас» С.Ахсикенди и других источников, пришли к выводу, что в данном случае речь идет о жителях древней области Каркырахан, центральными районами которой были Таласская и Илийская долины. Ставка предводителя кыргызов находилась в районе современного города Мерке, где обнаруживались реки под названиями Каркыра и Кара Кыштак [64. –С. 21].

Как нам кажется, анонимный автор «Худуд…», информируя об области Каркырахан, не учитывал изменения этнополитической ситуации в Семиречье в Х веке. В данный период земли на западе от енисейских кыргызов были разделены между двумя государствами Кимакским княжеством и Караханидским каганатом. Видимо, кимаки-канглы и кыргызы смогли образовать собственное государство на северных районах Семиречья, Прииртышья и Алтае, состоящее из трех крупных областей Йаксун Йасу, Ондар Аз Кыпчак и Каркыра хан. В середине X века канглы, отуз огланы, кыргызы, чигили, тюрки совместными усилиями сформировали Караханидский каганат на Тянь-Шане.

В сообщении анонимного автора с. «Худуд ал Аалам» читаем, что область Каркар (а) хан принадлежал кимакам, однако жители ее напоминали по своим обычаям хырхызов [392. –C.50.]. Вышеотмеченные сведения дополняли данные, упоминаемые в версии «Манаса» приведенной в книге Маджму ат-Таварих» С. Ахсикенди, где говорилось о кыргызском владении Каркыра, земли которого простирались от Енисея до Таласа. В «Манасе» С. Ахсикенди область Каркыра охватывала Восточный Казахстан, Или-Таласкую долины и районы горы Кара Тоо, где кыргызы имели соседство с огузами. Ее можно отождествить с Западнотюркским каганатом. Страна Каркыра указывался в соседстве с владением Бахрин, в котором можно усмотреть название тюргешского господствующего племени мукрин, потомков приамурских мукри. Страна Каркыра всегда упоминалась и располагался рядом с Куланом, Кара Кыштаком, Таласом, Чаткалом. Кыргызами управляли представители рода Каркыра. Династию Каркырабека представляли Джакып и его сын Манас. Ставка баатыра находилась в Кара Киштаке рядом с Куланом (ныне Луговое) в Таласской долине, кыпчаки действовали в верховьях Таласа, где проходили основные сражения Манаса с калмакским ханом Джолоем, за Кара Кыштак [33. –С 47,48.].

В поздних версиях эпоса «Манас» родственное кыргызам племя кангы (канглы) играло немаловажную роль в истории кыргызского народа возглавляемого Манасом. По содержанию эпоса «Манас» кыргызы во главе с Манасом возвратились на земли своих пращуров на Тянь-Шане, где батыр основал свою ставку в долине реки Талас.

Как нам кажется, при анализе источников нам необходимо учитывать, что енисейские кыргызы в эпоху Кыргызского Великодержавия могли мигрировать и уходить самостоятельно отчасти в купе с другими племенами далеко на Восток, Запад, Юг и Север, что подтверждается топонимическими и этнографическими материалами. Поэтому аль Идриси сообщает о Кыргызском владении, раскинувшемся с востока на запад, начиная от самых глубин восточных земель. Истахри информирует о группе кыргызов на Волге (Итил), а Марвази (ХI-ХIIвв.) пишет о группе кыргызов, ставших соседями мусульман и т.д. Идриси пишет: «… Киркиры сжигают своих умерших и бросают их пепел в Манхаз, а кто живет далеко от реки, те собирают пепел и пускают по ветру...». В свою очередь, аль Марвази отмечает: «У хирхизов в обычае сжигание умерших; они утверждали (при этом), что огонь очищает и делает их чистыми. Таким был их обычай в прошлом, но когда оказались соседями мусульман, то стали хоронить мертвых» [184. –C. 59]. Т. е. Марвази в данном случае рассказывает о тех кыргызах, которые жили уже далеко на юго-западе, что вынуждало их смириться с ситуацией и сложившимися обстоятельствами. Кыргызы Марвази могли жить только на Тянь-Шане и Ферганской долине. Так как, в Х веке на севере существовал Хазарский каганат, где государственной религией был иудаизм. В Х- ХI в. на Алтае усиливались исповедующие несторианство найманы и кераиты, а ХIIв. в данном регионе пытались закрепиться кара китаи. Затем кара китайский гурхан Елюй Даши овладел Караханидским каганатом и на его развалинах построил государство Северное Ляо. Весьма любопытно, что продвижение кара китайского гурхана Елюй Даши на запад и противостояния кара китаев с огузами полностью совпадает с преданием записанном С. Ахсикенди о происхождении кыргызов от сорока гузов в эпоху Султана Санджара в XIIв. Согласно легенде предки кыргызов жили в Восточном Туркестане. В то время ими руководил имам Джафар Садык, который вел религиозную войну с неверными (кафирами) в Восточном Туркестане. Однажды, гузы проиграв сражение, отступили в Ферганскую долину и прибыли в Узген. Здесь они были перебиты Султаном Санжаром. Смогли спастись всего лишь сорока гузам, которые скрылись в Ходжентских горах. От них произошли кыргызы.

Отсюда, можно заключить, что в период возвышения кара китаев алтайские и тяньшаньские племена огузов и кыпчаков стали консолидироваться вокруг кыргызских князей и сливались с кыргызами.

Как нам кажется, в эпоху Кыргызского Великодержавия были созданы все условия для распространения этнонимов «кыркыр» и «кыргыз». Отметим, что в исторических источниках довольно часто встречались названия с термином «кыркыр» и «кыргыз», распространение которых могло быть связано с эпохой Великодержавия. Например, в эпоху Амира Тимура название города Му – каркара встречалось, где-то близ лежащих районах городов Аспары и Ташкента [285. –С. 166.]. В современной топонимике самым восточным топонимом, связанным с термином «кыркыр» («хирхир») встречается в Забайкалье, в районе р. Аргунь, где обнаруживалась река Хирхира (городище Хирхира, ставка Хасара, брата Чингиз хана), на левом берегу р. Урулюнгюй, а самый западный неподалеку от средневековых городов Аспары и Кулана в долине р. Талас. Названия местностей и племен связанные с кыргызами «кыркыр», «канглы», «аз», «мундуз» и другие встречались и на Северном Кавказе, Азербайджане и т.д.

Следовательно, в середине IX века енисейские кыргызы сформировали Великую Кыргызскую империю, простиравшуюся от Приамурья до Таласа. Кыргызское владение превратилось в Великий Кыргызский каганат. Кыргызами управлял род каркыра. В связи с чем имя господствующего рода каркыра (царь журавль) могло выступать в качестве названия всего народа, государства, а то и империи кыргызов. Т. е. это имя могло распространяться в равной мере и на племена-вассалы и на покоренные области, куда мигрировали кыргызы. Империя, созданная кыргызами, имела название в честь господствующего рода кыргызов –Каркыраханом. Земли Великого Кыргызского каганата охватывали всю Западную Монголию и Прибайкалья на востоке, Западнотюркский (Тюргешский) каганат на западе. Позже, с ослаблением центральной власти империя разделилась на мелкие владения Кыргыз, Кяньжоу (Кэм- Кэмджиут), Каркырахан (или страна Каркыра по С. Ахсикенди), который как название страны закрепился за землями Западнотюркского (Тюргешского) каганата, куда переселилась часть енисейских кыргызов в VIII-Х века. Отсюда, мы считаем, что ставка Манаса (по версии Ахсикенди) соответствовала Кангу Тарбану, который служил центром для канглов, отуз огланов и азов. Вышесказанное наше мнение подтверждалось сведениями более поздних версий эпоса «Манас», где географическому ареалу обитания кыргызских племен включались Енисей, Западная Монголия (Прибайкалье, Орхон) на востоке, Иртыш, Алтай и Тянь-Шань на западе, где проходил процесс консолидации кыргызских племен в монгольскую эпоху.

По нашему мнению, в формировании владения Каркырахан на западе важную роль сыграли азы и кыргызы, которые продвинулись в купе с чигилями на Тянь-Шань в VIII веке. В эпоху Кыргызского Великодержавия к ним присоединились енисейские кыргызы, которые через Тянь-Шань продвинулись далее на запад, на Сырдарью, в Приаралье, Крым и на Волгу. Как указывали этнографические материалы башкирские племена, в том числе кыргызы, мигрировавшие из берегов Сырдарьи на Волгу имели общий центр в Таласе. Им мог быть столица кангюйцев Кангу –Тарбан в Таласской долине.

В XI веке, в период усиления кара китаев в Центральной Азии, с одной стороны усиливается миграционная тенденция среди восточных племен, с другой наблюдается новый процесс консолидации алтайских племен, сыгравший весьма важную роль в истории данного региона. Как нам кажется, к эпохе кара китайских нашествий кыргызы вновь стали играть важную роль в процессе консолидации племен Саяно-Алтайского края. Вокруг кыргызов собирались многие племена, готовые противостоять кара китаям. М.Кашгари информировал нас об установлении дружественных отношений между алтайскими родами ябагу, кыргызов и кыпчаков в XI веке, против кара китаев, продвигавшихся с востока на запад. В эту эпоху кыргызы вновь став главенствующим народом на Саяно-Алтае получили возможность ни только возглавлять общее сопротивление племен против кара китаев, но и организованно отступать и мигрировать в западном направлении на Тянь-Шань, Северный Кавказ, Причерноморье и Крым и т.д. Кыргызы сосредотачивались в Семиречье, где в IX-XII века упоминалась страна Аргу. Согласно Махмуду Кашгари: «Аргу – «ущелье», то что находится между двумя горами. Страну, расположенную между Таразом и Баласагуном называют «Аргу», так как она располагается между двумя горами» [199. –С.155]. По мнению З. В. Тогана племена аргу, кочевали в долинах Чу и Таласа, а затем переселились в Кашагар [419. –С. p.60,note.80.]. Возможно, в данном случае, речь идет об одном из племен союза четырех восточных родов, аз-ширинов, бахринов, аргынов и кыпчаков, обитавших в Семиречье. В этническом составе кыргызов потомки аргу известны под названием оргу.

Следует отметить, что этнографические материалы подтверждают миграцию башкирских племен и кыргызов в нынешнюю территорию Башкирии с юга, с районов средневеково города Бухара. Как нам кажется, процесс миграции племен имел общий центр, в Кангу Тарбане, в стране сырьдарьинских канглы в Таласе. И в связи чем, видимо, южные мигранты долгое время не забывали о своих корнях и поддерживали связи со своими южными соплеменниками. Возможно, что отдельные их группы вновь возвращались в составе мигрировавших алтайских племен в Семиречье о которых сообщали Ал Асир, Ауфи, Марвази и др. Т. е. северные и южные кочевые племена, являлись близко родственными объединениями. В связи с чем, они быстро сливались друг с другом, инициируя процесс консолидации племен то на Алтае, то на Тянь-Шане.

Аль Асир, Ал Марвази и др. рассказывали о миграции восточных племен в Семиречье и на Тянь-Шань. Караханидский каганат принимал их в свое подданство с единственным условием, если пришельцы согласятся принять ислам. Отдельные племена, согласившись с условиями, приняв ислам, тут же рассеивались и сливались с караханидским элем, что говорит о существовании между ними тесных этногенетических связей. Вполне возможно, что они были одного происхождения и считали себя одним народом. К примеру, племена, входившие в объединение тюрков, проводившие зиму в окрестностях Баласагуна, а лето близ Камы, о которых нам сообщал Аль Асир, сплачивала лишь взаимная поддержка против мусульман. После того, как они приняли ислам, все они рассеялись и слились с народом Караханидского каганата. «В честь перехода в истинную веру было принесено в жертву 20 тысяч баранов» [30.-C.185.], - говорится в источнике.

Весьма интересны сообщение Марвази о миграции племени аш-шариййа на запад во второй половине XIв., которых в научной литературе ассоциируются алтайской группой команов -канглы. Ал Марвази писал о кунах как о племени, отделившемся от киданей. Согласно Марвази, куны прогнали из насиженных мест племя каи, они в свою очередь прогнали аш-шариййа (шары), те – туркмен, те – огузов, а последние – печенегов. Т.е. миграцию начали куны, бежавшие от Кытай хана и прибывшие в земли племени кай на Иртыше, откуда были прогнаны дальше на запад. Таким образом, процесс миграции восточных племен охватывал обширную территорию, начиная от Тувы до Приаралья. Автор называл союз племен, выдворивший туркмен-огузов с Тянь-Шаня, аш шариййа (шары) [398. –C.101]. Они делились на восточных и западных. Восточные мигранты во главе с аш-шариййа захватили Тянь-Шань, бассейн Сарысу вплоть до земель северо-восточней Аральского моря, выдворили отсюда огузо-туркмен и смешались с канглами, азами и другими племенами края.

Значит, племя шары (аш-шариййа) начало свое движение с Алтая и Западной Монголии, пришло в Семиречье, а затем передовые его группы дошли до Аральского моря. Цепь передвижения восточных племен на запад представлял следующий порядок каи, куны, шары (аш-шариййа), туркмены, огузы, печенеги [30. – C. 179.].

По мнению В.Минорского, западные группы аш-шариййа (шары) жили в бассейне реки Сарысу и землях северо-востока Аральского моря. Восточные их соплеменники по соседству с Эдзин-голом [30. –C. 185.]. Аль Марвази писал о восточных шары: «Путник, идущий к китаям на расстоянии в полмесяца пути от Санджу (Шачжоу), достигает группы аш шариййа, которая известна по имени их главы, называвшегося Басмыл. Они убежали в эти места от ислама, боясь обрезания» [30. –C. 185.].

Следовательно, часть племен аш-шариййа (команы -канглы) остановились и осели на землях канглы в Таласе, а другая ее часть, боясь обрезания, покинула Талас и ушла в район Эдзин-Гола.

В таком случае, восточная часть аш-шариййа возвратившая на восток, могла стать соседями кыргызов, которые с эпохи Кыргызского Великодержавия обосновалась и жила в районах р. Карамурен. А чуть позже, они заняли долину реки Или. Кочевали в районах реки и одноименного озера Манас, а также озера Айир (Ай-эр) нур, расположенных неподалеку от горы Куркура Усу.

Следовательно, восточные аш шариййа могли быть родственным объединениям кыргызам, которые в последующем слились с ними. Чуть позже это же случилось и с киданями (кытаями). Потомки, аш-шариййа и кытаи в кыргызской родословной С. Ахсикенди указаны в составе левого крыла кыргызов под названиями саруу и кытай. Аш-шариййа также могли быть предками кыргызского племени сары багыш, казахского сары уйсунов.

Значит, кыргызы, аш-шариййа и кытаи жили в восточных окраинах Карханидского каганата и постепенно были приобщены к исламу. Возможно, что ал Марвази писал именно о кыргызах живущих в районе рек Кара мурен и Манас в Восточном Туркестане.В эпоху монголов они входили в состав государства Хайду. Ибн Вали, рассказывая о распрях между царевичами в связи со смертью Хайду хана, писал, что приемник хана Чапар (1307-1308гг.) не мог взять под контроль страну. Ибн Вали размещал кыргызов в районах реки Кыргыз в Моголистане. После смерти Хайду, воспользовавшись внутренними распрями между царевичами-чингизидами, кыргызы и кытай нападали, грабили города и юрты кочевников края. По данным ибн Вали, кыргызы постоянно оказывали неподчинение монгольским князьям. Ильчидай, сын Кенджека, в целях усмирения последних организовал специальный поход в Туркестан, в результате которого наказал вождей кыргызских племен.

Следовательно, из всего вышеизложенного можно заключить, что в исследуемый период кыргызы и кимако-кыпчакские племена пережили три большие стадии, сыгравшие важную роль в их этнополитической консолидации. На первом этапе кыргызы, одержав победу над уйгурами, сыграли важную консолидирующую роль в Центральной Азии в IX-X века. Кыргызы установили господство в Центральной Азии, заняли Алтай, переселились на Тянь-Шаня и Ферганскую долину постепенно начали ассимилировать местные племена.

Во втором этапе алтайские кимако-кыпчакские племена, усилившись, отделились от Кыргызского каганата. В конце IX века алтайские кыргызы, канглы, кыпчаки на развалинах владения кангаро-печенежских племен, формировали новое государство – Кимакский каганат (Команов). С этого момента алтайские кимаки –команы стали составлять угрозу Кыргызскому государству.

Третий этап был связан с установлением тройственного союза между кыргызами, кыпчаками и ябагу против – кара китаев. Кыргызы вновь стали играть важную роль в Саяно-Алтайском регионе.

Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в IX-XI века происходившие исторические и этнополитические процессы в Центральной Азии сыграли важную роль в истории Притяньшанья и кыргызского этноса. В IX-X века кыргызы мигрировали на Алтай и Тянь-Шань. На Алтае кыргызы вступили в конкурентную борьбу с кимако-кыпчакскими племенами. В XI веке кыргызы усилились и добились установления тройственного союза между кыргызами, кыпчаками и ябагу против кара китаев. В данный период кыргызы сыграли важную консолидирующую роль в объединении племен региона против кара китаев, что, в конечном счете, обеспечило победу этнонима «кыргыз» в данном регионе.

Следовательно, канглийцы и кыргызские племена в X-XI века были разделены на южных и северных. Судьба первых была связана с Караханидским каганатом, который был образован в середине Х века. Вторые образовали кимако-кипчакский племенной союз с центром на Алтае. Однако, оба объединения еще помнили о своем общем происхождении, несмотря на то, что каждый из них в своей стране включал в свой состав новые этнические элементы. В Семиречье кыргызы и канглы имели тесные этнополитические связи с огузо-туркменами. В свою очередь, алтайские кыргызы, по сообщению М. Кашгари, имели союз с ябагу и кыпчаками (шары-команами). В то же время, в эпоху господства киданей канглы и кыргызы включили в свой состав восточных мигрантов шары и вступили в союз с огузами возглавляемыми Султаном Санжаром против общего врага кара китаев (киданей).

Таким образом, в X-XII века происходит консолидация различных групп родственных племен-кочевников кыргызов, канглы, кимако-кыпчаков как на Алтае, так и Тянь-Шане. Северные их группы объединялись под названием кимако-кыпчакского племенного союза, а южные под флагом Караханидского каганата. Однако, Караханиды пытались включить все северные земли в свое владение, объединив алтайских кимаков (йемеков), кыпчаков и кыргызов под единое начало. Позже племена шары-команов продвинувшись на запад, оказались на землях Караханидского каганата, где приняв ислам, алтайские пришельцы тут же расселялись и слились с караханидским элем, что указывает на родственность этих двух этнических групп.

Следует отметить, что процесс объединения кыргызских племен продолжался и в монгольский период. В XIV в. выходец из рода айлинцев из Бухары Тай Бука Шах Мурада угли (Анга Торе) попытался возродить государственность кыргызов, объединив племена Алтая и Средней Азии.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
25043

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12172

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19453

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31950

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18924

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31613

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19583

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10090

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40710

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
24093

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×