Добавить статью
12:16 14 Апреля 2016 28399
Кыргызы - этногенез и история: Кыргызы в эпоху кара китаев
(36 часть)

(Читать сначала)

(Читать 35 часть)

2.13. Кыргызы в эпоху кара китаев

История киданей подробно описана в китайских источниках и трудах Джувейни, ал-Асира, Рашид ад-Дина, Абул Гази и др. Все эти сведения были проанализированы В.В.Бартольдом, М.А.Кейменем, Г.Г.Пиковым, О.Караевым, Т.Чоротегином, Е.Кычановым, Т.Бейшеналиевым и др.

В науке проблема кыргызо-киданьских войн вызывает большие споры. Одни полагают, что кидани воевали с енисейскими кыргызами. Другие же напрочь отрицают это, полагая, что кидани воевали только с тянь-шаньскими кыргызами.

Кидани известны с IV века н.э. Они кочевали на северо-востоке Китая, в степях современной внутренней Монголии и всей Монголии. В 907 году вождь Абаоцзи объявил себя императором киданей и образовал независимое государство, подчинив ряд соседних племен. Земли киданей расширились на запад и север. В 908-918 годы уйгуры, проживавшие в Центральной Монголии, прислали послов с данью киданьскому императору. В знак благодарности киданьский император Абаоцзи в 916 и 924 годы совершил два профилактических похода в Монголию и «вступил в область уйгуров», представлявших осколки некогда сильного каганата. Эти походы преследовали цель освободить уйгуров Центральной Азии от зависимости, настроить их против кыргызов и выдворить последних из Халхасских степей, ибо источник отмечал, что «хягас не мог совершенно покорить хойху» [75.-C.357.].

Усилившиеся к Х веку племена киданей вступили в борьбу за верховенство в Великой Степи и начали широкую кампанию против кыргызов.

По нашему мнению, данные источников говорят о том, что кидани воевали как с енисейскими, так и тянь-шаньскими кыргызами, ибо кидани являлись тем народом, который одним из первых начал притеснять и выдворять кыргызов из Халхасских степей. После того, как кидани заключили союз с уйгурами, создав антикыргызскую коалицию, театром военных действий стали халхасские, монгольские степи, а также Восточный Туркестан.

В 926 году кидани завоевали на востоке царство Бохай. В 937 году господствующая могущественная династия Восточной Азии получила новое название Великое Ляо. Земли ее были раскинуты от Японского моря до Восточного Туркестана. На заре своего могущества это государство подчинило Китай, вынудив его платить дань.

Западные границы Киданьской империи простирались до Алтайских гор. Кидани подчинили под свою власть кыргызов, которые в эту эпоху были разделены на несколько мелких княжеств. В XII веке кыргызы испытывали военное давление со стороны киданей и усилившихся к тому времени найманов. В результате енисейским кыргызам пришлось признать власть киданей. Источник отмечал, что ко двору императора Ляо «хагясы постоянно присылали посланников и дань» [251.-C.12.].

Кидани пытались установить тесные взаимосвязи с кыргызами, представители которых приглашались на учебу ко двору. Так источник отмечал: «При ляоском Тайцзуне западная граница руководила приходом к просвещению людей государства Хягасы».

С конца XI века начался упадок государства Ляо, что позволило активизироваться соседним племенам чжурженям, которые, в конце концов, в 1125 году уничтожили это княжество. Главной причиной падения государства Ляо явилось то, что центральная власть не смогла сплотить вокруг себя народ, сконцентрировать и направить все силы против общего врага чжурженей.

В этой ситуации отдельные князья, преследовавшие цель сохранения национальной независимости, пытались действовать самостоятельно, опираясь на помощь степных племен Севера. Одним из них был потомок Тай-цзу (или Абаоцзи; первого императора Ляо) в восьмом поколении Елюй Даши. Источник отмечал, что Елюй Даши, «не получив поддержки со стороны киданьского императора и большей части феодалов в своем стремлении провести реорганизацию армии для более эффективной обороны чжурженям..., решает обратиться за помощью к монгольским племенам» [144.].

Елюй Даши происходил из аристократического рода дийела. Он прославился своей храбростью в бою и полководческим талантом. Бежавший на Север новоиспеченный гурхан Елюй Даши ставил перед собой ряд задач, одними из которых были: получить поддержку северных племен и обрушить все силы их на чжурженей; восстановить былое могущество империи киданей.

Осенью 1124 года (по некоторым данным Нуси или Туси Тайфу) Елюй Даши бежал на запад, имея при себе всего лишь 200 верных воинов. Елюй Даши прошел через земли онгутов, где получил поддержку и помощь, а затем пересек пустыню Гоби и оказался в крепости Хотунь на Орхоне, крайнего западного пункта Киданской империи. Здесь к нему присоединился 20-тысячный гарнизон, дислоцированный в крепости Хотунь. В крепости он принял титул гурхана Северной Ляо и стал во главе античжурженовской компании. Позже в 1129 году Елюй Даши, пройдя по территории уйгуров, прибыл в долину р.Эмиль, основал город и остался там жить. На Алтае численность киданей достигла 40 тысяч семейств [162.-C.101-103.].

По сообщению «Цзинь-ши», влияние Элюй Даши распространялось практически на всю территорию Монголии. Элюй Даши поддержали 18 племен, живших в самых разных частях Монголии и Сибири.

Абул Гази о первых столкновениях кара китаев с кыргызами писал: «Китая два: один из них зовется Кара Китай. Многие кара-китайские семейства почему-то взбунтовались против своих государей и, убежав оттуда, перешли в земли киргизские. Считая тамошних жителей за пришельцев, они начали похищать скот у них, а потому и там не могли ужиться и перешли в землю Идиль (т.е. Имиль — Т. А.), основав там город, поселились в нем...» [2. -C.43-44.].

Джувейни писал, что прожив в Эмиле несколько лет, в 1134 году гурхан предпринял поход на Кашгар и Хотан. Подчинив эти города, Елюй Даши послал «войско к пределу киргизов, чтобы отомстить за беспокойства, причиненные ими, и взял Бешбалык» [315. - С. 246-247.]. Если судить по маршруту передвижения Елюй Даши, то он воевал с кыргызами Западной Монголии. Так как Елюй Даши сначала через земли онгутов перебрался в Монгольские степи, там в его распоряжение перешел 20-тысячный гарнизон киданьских войск, дислоцированный в крепости Хотунь. Отсюда он организовывал набеги на кыргызские земли, крал их скот и т.д. Ощутив отчаянное сопротивление со стороны кыргызов, вождь киданей перебрался через территорию уйгуров в Имиль, а затем, после взятия Кашгара и Хотана, стал мстить кыргызам за причиненные в прошлом обиды и взял Бешбалык. В данном случае, речь идет о восточнотуркестанских кыргызах, которые смежно проживали с ягма близ городов Бешбалык, Яркенд, Кашгар и Атбаш.

Как нам кажется, в данном сообщении речь идет о предках кыргызов и огузов, сражавшихся с кара китаями за Кашгар и Хотан в Восточном Туркестане, куда пробивался гурхан Елюй Даши со своим войском. С.Ахсикенди приводится легенда, видимо, как раз рассказывающая о западном походе кара китаев и его завоевании Кашгара и Хотана. Согласно преданию, предки кыргызов огузы вели религиозную войну с неверными в Восточном Туркестане, т.е., очевидно, с кара китаями. Однако, проиграв сражение, они мигрировали в Фергану и поступили на службу Султану Санжару. В легенде происхождение кыргызов связывалось с сорока гузами (огузами), скрывшимися в горах Ходжента в эпоху Султана Санжара.

Как нам кажется, успех Елюй Даши мог обеспечиваться и тем, что господствующая династия кара китаев имела этногенетические связи с аристократическим домом енисейских кыргызов, которые подчинили своей власти омонголившиеся огузские и монгольские племена Монгольских степей и Манчжурии в эпоху Кыргызского Великодержавия. Отметим, что, по данным источников, «...уйгуры (он уйгур), тогуз огузы, секиз огузы (найманы), ети огузы (долоны) и другие родственные племена длительное время находились в составе конфедерации 15 племен теле (гао-гюй) и расселялись на территории от Иртыша до Селенги, т.е. на Алтае-Саянской и Хангайской горной стране» [143.]. В.Бартольд предлагал, что под племенным союзом «восемь племен» следует видеть найманов (секиз огузов). Он же писал, что «некоторые центральноазиатские народы вполне могли называть кара китаев найманами или наоборот» [297. –С. 79; 102. –С. 150-155.]. В свою очередь Л.Гумилев относительно киданей писал: «их держава была союзом из восьми равноправных племен» [119 -С. 101]. Е Лун-ли пишет, что Е-лю Амбагай вокруг себя объединил восемь киданьских племен [144. Гл. I.], которые до этого имели союз, где поочередно через каждые три года председательство переходило от одного племени другому.

В этой связи интерес представляли сведения Абул Гази Хивинского, назвавшего владыку кара китаев - гурхана Нуси Тайфу (Елюй Даши) - потомком Афросиаба (Эфросиаба-Т.А.). Караханид Илек Нукрак, потомок Афросиаба, не сумевший организовать достойное сопротивление могущественным канглы и не справившись с управлением государства, передал все бразды правления Нуси Тайфу (Елюй Даши), потомку их общего предка. Источник отмечал: «…Илек хан послал человека к беку, выходцу из Китая, приглашая его к себе и обещая отдать в его власть свое владение. Ото пришел, стал владельцем страны, сделал Илека своим нукером и дал повеление, чтобы с этого дня никто не называл его Илек ханом, а называли бы его Илек-туркменом; себе дал имя Гур-хан» [162.-C. 102.].

Рашид ад-Дин писал о соседстве найманов, кыргызов и канглы в XII в. По его сведениям, в районе верхнего Иртыша в местности Йеке Алтай, где проходили границы между владениями найманов и кыргызов, проживало племя канглы [46.-C. 276-277.]. Абул Гази Хивинский информировал, что ближе всех народов к туркменам жили китаи, канглы и найманы. «Эти или стали нападать на оставшихся туркмен. Туркмены покинули все эти юрты – Иссык-Куль, Алмалык, Сайрам, горы Улуг-таг и ушли в устье реки Сыра» [30.-C. 188.]. Отсюда видно, что в первом сведении рассказывалось об этнической ситуации до переселения кара китаев на Алтай, а во втором - после покорения Елюй Даши данного региона. Поэтому во втором сообщении вместо кыргызов указывались кытаи, подчинившие своей власти одного из ведущих этносов края. Затем найманы, канглы, кытаи, кыргызы во главе с Елюй Даши вынудили мигрировать на запад огузо-туркмен и заняли Тянь-Шань.

Следует отметить, что вышеуказанные сообщения также указывали на политико-социальный статус канглы в регионе, которые, по нашему мнению, являлись древним этносообразующим ядром кыргызского народа. Как нам кажется, после переселения Елюй Даши на Алтай, канглы из-за притеснений пришельцев стали нападать на земли Караханидского каганата. Очевидно, с целью переселиться на Тянь-Шань. Т.е. миграцию северных племен на Тянь-Шань начали канглы. Данные сведения источника точь-в-точь совпадают с одним из основных сюжетов эпоса «Манас» «О гоз команах», где последние, являясь родственным объединением кыргызам, выступали с открытыми притязаниями на власть в Кыргызском государстве. Все это может говорить о существовании этногенетических связей между караханидами и алтайскими кыргызами, канглами, найманами, кытаями.

Продолжая вышесказанное, можно отметить, что приведенные выше исторические события также напоминают один из основных сюжетов эпоса «Манас» «Поминки по Кукотаю», где рассказывалось о переселении Букмуруна в Прииртышье, Алтай и Хангай под покровительство Жолоя (Елюй Даши) [95.-C. 25.]. В одном из сюжетов версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди рассказывалось о том, как кара китайский вождь Жолой (Елюй Даши) и его сподвижник Тобой (верблюд; возможно, речь идет о караханиде илек-туркмене) безуспешно пытались отравить кыргызского хана Манаса. Интересно, что кыргызское племя кытай (Таласская долина) в своем составе имело родоплеменное подразделение тобой. Одним из его девяти колен считался род тардуш, в котором можно легко увидеть название племени тюрко-огузской группы толис-тардуш. Любопытно, что данная группа сохранила пословицу известную и распространенную среди алтайских толосов и кыргызских доолосов (Ферганская долина), записанных этнографом И.Молдобаевым. В ней говорится: «Толос торун бербейт, олсо корун бербейт» [301.-C. 112-113.].

Примечательно, что у алтайцев в родоплеменной группе тотош (потомки тардушей) обнаруживался род найманак. В составе родоплеменной структуры казахского племени найманов есть род бура/верблюд найман. В структуре бура-найманов (Семипалатинск) встречались поколения тазлар, алтыбай, богазы [22.-C. 95.] (ср. с кыргызскими булгачы или богачы). Несомненно, все это говорит, во-первых, об участии тюрко-огузских племен в этногенезе киданей. Во-вторых, правильность нашего мнения о том, что после событий 840 года в составе кыргызского народа тюрко-огузские племена составляли субэтническую группу. Одними из подобных групп были найманы и кытаи. В-третьих, возможно, караханиды и ягма, имевшие тотем «бугра», имели этногенетические связи с бура найманами и тобой кытаями. Не исключено, что этноним найман исходит к «ягма». В-четвертых, с приходом Елюй Даши происходит процесс консолидации родственных племен кытаев, найманов, канглов и кыргызов на Алтае, которые в последующем вместе мигрировали на Тянь-Шань.

Следовательно, у нас есть все основания считать, что предки найманов и киданей, представляли омонголившие огузо-тюркские племена Монголии и Манчжурии, оказавшиеся под влиянием енисейских кыргызов в эпоху Кыргызского Великодержавия. Как нам кажется, во главе найманов и киданей стояли представители аристократического клана алтайских кыргызов по линии Емке (Илак, Еллей). Сам этноним «кидань» или «кытай» мог происходить от «кизань/гузань/кутань» или «кузай/кызай/кутай/кытай». Согласно родословным данным, кыргызы происходили от Долон бия, переселившегося из степей Западной Монголии на Тянь-Шань, по одной версии - в период кара китаев, по другой - в эпоху Чингиз хана. В Иссык-Кульской и Нарынской областях до сих пор сохранились топонимы Долон ашуу (перевал Долона; от монг. «долон-семь») и Жети огуз («семь огузов»), происхождение которых связывались с именами Долон бия и огузов. В Жети Огузе в местности Барскоон находилась ставка, всекыргызского хана Мухаммеда-Кыргыза в XVI в. (больше известного как сын Долон бия Тагай бий).

Елюй Даши удалось легко покорить Караханидский каганат, который к тому времени переживал свой упадок. Каган караханидов, не сумев усмирить восставшие племена карлуков и канглы, вынужден был обратиться за помощью к Нуси Тайфу (Елюй Даши). Воспользовавшись подвернувшимся случаем, кара китайский правитель срочно прибыл в Баласагун. Здесь он устранил слабого владетеля и создал собственное государство, простиравшееся от Енисея до Таласа. Страной правил гурхан, а объявленному низложенным правителю прежнего государства был пожалован титул «илек-туркмен».

Вскоре гурхан подчинил канглов, захватил Восточный Туркестан, разбил войска владетеля Мавераннахра, нанес сокрушительное поражение войску султана Санджара.

О.Караев и С.Аттокуров связывали образование правого и левого крыльев кыргызов с эпохой кара китаев. По мнению А.Мокеева, в период войн Султана Санжара и гурхана кара китаев за Мавереннахр и Ферганскую долину в середине XII века [297.-C.58-70.] кыргызы поддерживали первых.

Таким образом, Семиречье и Туркестан без особого труда оказались в руках Элюй Даши. В результате, Елюй Даши сформировал огромную империю, простиравшуюся от Каспия до пустыни Гоби, которая в китайской историографии упоминался как «Западное Ляо». Следует также отметить, что часть кара китаев, отделившись от своих соплеменников, создают на севере степи независимое Найманское ханство.

В эпоху кара китаев тянь-шаньские кыргызы держались вместе с западно-тюркскими племенами канглы, нушиби, дулу и другими. Совместная борьба против кара китайского натиска сыграла важную роль в сплочении и укреплении этнополитических, этнокультурных связей между кыргызами и западнотюркскими племенами. Очевидно, благодаря этому союзу, кара китайцы не смогли полностью подчинить Алмалыкское княжество западнотюркских племен. Оно находилось в номинальном подчинении.

Согласно информации Рашид ад-Дина, кыргызы наряду с другими племенами Саяно-Алтая - туматами - приняли активное участие в борьбе Кучлука против монгольской экспансии. После разгрома найманов и кереитов в районе верхнего Иртыша, Чингисхан послал свои войска в приграничные владения Туркестана для отражения племен кыргызов и тумат и распорядился захватить Кушлука и Куду - сыновей государя меркитов, образовавших после своего поражения и бегства антимонгольское сборище [339.-C. 179.]. После очередного поражения союзников Кучлук ушел в Семиречье, где его приютил кара китайский гурхан. Позже здесь на землях тянь-шаньских кыргызов Кучлук был схвачен и обезглавлен монгольским полководцем Жебе нойоном.

В источниках монгольской эпохи кыргызы и китаи упоминались вместе на Тянь-Шане. По данным ибн Вали, после смерти Хайду кыргызы и кытаи постоянно оказывали неподчинение монгольским князьям, занимаясь грабежом. Ильчидай, сын Кенджека, в целях усмирения последних организовал специальный поход в Туркестан, в результате которого наказал вождей кыргызских племен.

Следует отметить, что успехи Елюй Даши беспокоили правителей чжурженей, которые в 1130-1131 гг., отправили специальную военную экспедицию для поимки и уничтожения кара китайского гурхана. В свою очередь, Елюй Даши, после создания империи Западное Ляо, попытался осуществить свою давнюю мечту о ликвидации гегемонии чжурженей и восстановлении Киданьской империи Ляо на Дальнем Востоке. По данным «Ляо Ши», в 3-м месяце 1134 г. Елюй Даши отправил семидесятитысячную армию под командованием Сяо Валила на восток через пустыню с целью восстановления империи Ляо. Однако попытки Елюй Даши по восстановлению империи Ляо не увенчались успехом, как и стремление чжурженей поймать и уничтожить гурхана. Военные экспедиции противоборствующих сторон возвратились из походов, не встретившись с противником лицом к лицу. Войска сторон не могли найти дорогу к вражескому стану и безуспешно блуждали в горах и безграничных восточных степных просторах.

Вполне возможно, что для подготовки этой военной операции гурхан кара китаев пытался подчинить своей власти кыргызов, что являлась одной из главных причин противостояний между двумя государствами. Однако то же самое можно говорить и о чжурженях.

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод о том, что ученые были правы, когда они связывали эпический персонаж Жолоя в эпосе «Манас» с эпохой кара китаев (Х-XII вв.). Однако, как нам кажется, более реально считать, что в сказании персонаж Жолоя используется в роли кара китайской династии Елюй. Т.е. под Жолоем следует видеть всех предводителей и императоров киданей (кара китаев), в том числе Елюй Даши. Это можно обнаружить и в версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди, и более поздних его версиях, где Жолой всегда выступает как один из основных противников Манаса и кыргызов [33. – С. 53-57.]. Во всех версиях эпоса персонаж Жолой и кара китаи представлены в качестве одного из главных противников «Манаса. Следовательно, сказители эпоса, используя персонаж Жолоя, пытались отразить события, связанные с эпохой господства киданей (кара китаев) в Центральной Азии. Главным образом рассказывали о кыргызско-кара китайских отношениях, о подвигах кыргызских баатыров, геройстве народа и т.д.

Однако отметим, что в эпосе «Манас» эпоха кара китаев отражена не только персонажем Жолоя. В поздних версиях эпоса «Манас» встречается сюжет о кара китайце Алманбете, который полностью пересказывает биографию Елюй Даши, предводителя кара китаев. Как мы полагаем, данный сюжет использован специально для отражения истории кыргызско-кара китайских отношений в эпоху Елюй Даши. В эпосе «Манас» Алманбет, один из представителей правящей династии, также как и Елюй Даши, бежит из своей страны Кара Китай, выразив несогласие правящей элите. Алманбет долго скитаясь по степи, приходит местность Арка (Монгольский Алтай), где сдружился с местным казахским бием Кокче. Побыв у него некоторое время, он покидает его. Затем приходит к Манасу, поступает ему на службу и навсегда остается в стране кыргызов [275. -С. 218-223]. По кыргызским преданиям, Алманбет носил в ушах серьги, что являлся одним из главных признаков алтайской традиции и культуры.

Согласно сказанию, Алманбет становится одним из главных сподвижников и другом Манаса. Его имя упоминалось во всех сюжетах и наряду с родственниками, главными героями из окружения Манаса Чубаком и Сыргаком. В одном из главных сюжетов «Чон казат» Манас совершает поход в страну кара китаев. Для этого он создает разведгруппу, куда после долгих споров входят Манас, Алманбет, Чубак и Сыргак. Однако поход оказался тяжелым для Манаса и кыргызов. Манас теряет всех своих сорок чоро, его самого смертельно ранит баатыр кара китаев Конурбай. В конце концов, Манас, не оправившись от ран, умирает на руках своей возлюбленной Каныкей. Его хоронят в горах Эчкили в Таласе, где находилась ставка баатыра.

Очевидно, в данном случае мы сталкиваемся с исламизированной версией биографии Елюй Даши и истории кыргызско-кара китайских взаимоотношений. Так как Елюй Даши захватил мусульманское государство Караханидский каганат и на развалинах этого государства образовал империю Западное Ляо. В контексте вышеизложенного можно сравнить сюжет «Чон казат» с событиями 1134 года, когда Елюй Даши отправил семидесятитысячную армию под командованием Сяо Валила на Восток через пустыню с целью наказания чжурженей и восстановления империи Ляо. Несомненно, в рамках похода организовывались разведка и поиск путей в страну Китай, что отражено в эпосе «Манас». Видно, что сюжет, связанный с гибелью Манаса и его сорока чоро, рассказывает, прежде всего, о гибели Караханидского каганата, в состав которого входили кыргызы, канглы, чигили и другие, которые были свидетелями, а отдельные из них - непосредственными участниками похода Сяо Вавила на Восток.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
24896

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12098

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19353

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31607

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18764

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31385

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19384

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10013

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40524

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
23974

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×