Добавить статью
14:48 18 Апреля 2016
Кыргызы - этногенез и история: Взаимоотношения кыргызов с кераитами, найманами и меркитами
(37 часть)

(Читать сначала)

(Читать 36 часть)

160418_1

2.14. Кыргызы и племена Цзубу

По сведениям в «Ляо ши», после падения гегемонии уйгуров и в период кыргызско-кара киданьских противостояний на исторической арене Центральной Азии появился новый союз племен цзубу, основной костяк которого составляли монголоязычные и тюрко-монгольские племена шивеи, татары, найманы, меркиты, кераиты. Вновь созданная конфедерация кочевников цзубу в середине Х века располагалась на востоке от енисейских кыргызов.

По мнению ученых, последние четыре рода татары, кераиты, найманы, меркиты представляли кочевников, входивших в состав Великого Кыргызского каганата.

Основной целью сложения нового племенного союза являлось противостояние экспансии кара китаев. В связи с чем новая конфедерация была создана наподобие трехкрылой системы управления. В Цзубу кераиты составляли центральную группу, найманы составляли северо-западную, а меркиты - северную. Кроме них также существовала группа согдийцев (сог-по) [6.].

2.15. Кераиты

Наиболее ранние сведения о кераитах в письменных источниках относились к началу Х в. Кераиты составляли центральную группу Цзубу. Правителем Цзубу был вождь кераитов Мо-ко-сы (Маркус или Меркуз, Хурчаус, Буюрук-хан), дед Тогорила (Тоорила) или Ван-хана кереитского [103.]. Мо-ко-сы удалось собрать вокруг себя многие соседние племена, в том числе часть татар. Рашид-ад-дина о кераитах писал: «Они представляют собой род монголов; их обиталища есть по рекам Онону и Керулену, земля монголов… Они славны многочисленным племенем, войсками и древними государями, имели сходство с монгольскими племенами и их обычаи, нравы, наречия и словарный состав (лугат) – близки друг другу».

Государство кераитов достигает своего расцвета при Тогрул (Тоорил) хане или Ван хане. При Ван хане земли кераитов простирались от верховьев Селенги на севере до излучины Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до Буир-Нора и Халхин-гола на востоке. Кераиты имели на западе соседями найманов, на севере – меркитов, на востоке - татаров, на юге - тангутов. Правящий клан кераитов имел две резиденции: северную - в г.Хатун-балык на р.Орхон и южную - севернее излучины р.Хуанхэ. Здесь же кераиты имели соседями онгутов (белых татар). Кереиты поддерживали тесные этнополитические и этнокультурные связи с племенами найманов, канглы, уйгуров, меркитов, онгутами, монголами и другими. Особые отношения были с канглы и онгутами. По данным Рашид ад-Дина, онгуты были тюрками. Он же отмечал группу онгутов на излучине Хуанхэ.

По данным исторических источников, кераиты, найманы, онгуты, меркиты держались вместе против нашествий кара китаев. Их объединяло единство веры. Все они исповедовали христианство несторианского толка. По информации арабского историка Абул Фараджа (1007 г.) [6], царь кереитского народа обратился к несторианскому митрополиту Ебед-Иешу в г.Мерв (город в Хорасане) с просьбой принять его в христианскую веру с кераитами, насчитывавшими 200 000 душ. Ученые считают, что это одно из первых первым упоминаний о кераитах. Единство в вере и общность истории и культуры способствовали единению и консолидации вышеназванных племен. Однако, несмотря на дружеские отношения, кераиты, найманы, меркиты вели между собой конкурентную борьбу за верховенство в Степи. Их больше объединяло существование общего более могущественного врага - кара китаев.

По данным источников, Ван хан кераитов не раз посещал ставку кара китайского гурхана. Тем самым Ван хан пытался всячески снять напряжение между двумя государствами. В «Манасе» С.Ахсикенди одно из центральных мест уделено правителю кераитов Ван хану из племен кара йетти. Он упоминается в качестве предка моголистанского князя Анга Торе. В то же время, как выше отмечали, во всех версиях сказания одним из главных врагов Манаса указан эпический герой Жолой, имя которого ученые отождествляли с именем гурхана кара китаев Елюй Даши, основным противником Ван хана. Очевидно, в данном случае мы обнаруживаем в сказании отражение эпохи противостояния двух великих держав Центральной Азии кара китаев и кераитов, которые сыграли немаловажную роль в судьбе кыргызского народа и эпоса «Манас».

Как нам кажется, сложение союза Цзубу в середине Х века было неслучайным. К середине Х века Великий Кыргызский каганат состоял из ряда владений, где правителями были представители аристократического рода еди. В улусе кыпчак правил род жети кашка, в кераитском - кара йетти, у алтайских кыргызов - жети кашка и т.д. В некоторых владениях представители аристократического рода еди были представлены фамилиями. Например, Эмке, Илак, Еллей, Елюй, Еди, Кара йетти, Долон, Адыгине, Тагай и т.д.

Время усиления Ван хана совпало с периодом разгрома и падения Киданьской империи (Да Ляо) чжурчженями в 30-х годах XII века. В данный период империя Цзинь не могла, как ранее, контролировать кереитские и монгольские земли на севере своих владений. В целях восстановления силы и контроля над северными племенами Елюй Даши перебирается в монгольские степи, что усиливает противоборство между кара китайским гурханом Елюй Даши и Ван ханом кераитским с одной стороны и Елюй Даши и кыргызами - с другой. Следовательно, именно в данный период Ван хан был поддержан алтайскими племенами кыргызами, кыпчаками и другими народами Севера.

Кыргызы в то время удерживали Саяно-Алтай и Западную Монголию, где у них было два крупных владения Кыргыз и Кэмкемджиут. В монгольском эпосе, истоки которого восходят к XI в., рассказывается о предводителе племени мангутов хане Нанчине, жившем на Орхоне. Соседним государством его владения указывался улус кергисов. Рашид ад-Дин писал, что кыргызы в те времена граничили с юго-запада с найманами, жившими к югу от Алтая. Между ними часто происходили стычки, а в 1199 г. Буюрук-хан найманский бежал от Чингиз хана в Туву, которая в то время была одной из областей кыргызов.

В 1124 году Елюй Даши прибыл в крепость Хотунь. Отсюда он организовывал вылазки против кыргызов, которые оказывали отчаянное сопротивление. Не сумев укрепиться в Монголии, Элюй Даши через земли Турфанского княжства перебрался с большим количеством поддерживавших его людей в Эмиль. Собрав сорокатысячное войско, Елюй Даши отправлял войска к пределам кыргызов, чтобы отомстить им за причиненные неудобства в прошлом.

Следовательно, кераиты, канглы, кыргызы, кыпчаки и другие алтайские племена в данный период держались вместе против общего врага кара китаев.

Очевидно, что именно события вышеотмеченного периода могли быть отражены в сюжетах, рассказывающих о противостояниях Жолоя и Манаса в эпосе «Манас». Примечательно, что если в варианте эпоса С.Ахсикенди союзниками Манаса упоминались племена Салучи-Булгачи, куда входили доолос, теит, кесек, жоо кесек, бостон, кыдыршах, то в позднейших версиях сказания последние наряду с алтайскими родами найманами, кыпчаками указывались как кыргызские объединения. Выше мы отмечали, что в версии «Манаса» С.Ахсикенди в списке имен союзников Манаса мы не обнаруживаем найманов. Совершенно обратное можно наблюдать в позднейших версиях эпоса «Манас», где не упоминались имена Ван хана и Анга Торе. В перечне родов союзников Манаса не упоминались кераиты. В то же время в родословной кыргызов в качестве предков народа упоминались имена Мары бия (Маркуса), Онг хана (Ван хана), Долон бия, происхождение которых можно связать с кераитами. И не исключено, что Ван хан прототип Долон бия. Вполне возможно, что происхождение и миграция ряда этносов на запад в Восточный Туркестан были связаны с кераитами, которые в то время переселялись в разные области Центральной Азии из-за притеснений кара китаев и монголов. Например, долоны, солоны, шивеи и др. Примечательно, что отдельные из этих народов упоминались в эпосе «Манас».

Следовательно, мы обнаруживаем существование различных версий эпоса «Манас». По крайне мере, сначала было две версии: енисейская и алтайская или кыпчакская. Однако последующие - кераитская и найманская - версии эпоса «Манас» получили свое развитие на основе кыпчакской версии и после формирования конфедерации Цзубу, где эти два объединения стали играть важную роль в истории Центральной Азии.

После того как в 1199 году кераиты были разбиты найманским ханом Буйрук ханом и выдворены в монгольские степи, найманы стали господствовать на Алтае. Через некоторое время после этих событий, в 2003 году кераиты были полностью уничтожены Чингиз ханом. Ван хан был убит пограничниками найманов. Улус кераитов прекратил свое существование. Силы кераитов рассеялись по степным просторам. Чингиз хан требовал от одного из них - беглого полководца Кайранбая - сдаться и служить ему. Однако Кайранбай отказался, аргументируя это тем, что он раньше служил Ван хану, теперь его нет в живых, а он не может изменить тому, кому служил. После он скрылся в неизвестном направлении. У Кайранбая было десять сыновей. Все они попали в плен. Младшего из них Яньчжэня (Алчина) отдали на воспитание императрице Чжуаншэн (жена Толуя, мать Хубилая, кераитка). Получив воспитание при дворе, он служил Хубилаю. Возможно, Кайранбая можно рассматривать в качестве предводителя кыргызов Орозду в эпосе «Манас», у которого также было 10 сыновей.

После гибели Ван хана его старший сын после крушения Кераитского государства скрылся у онгутов. Однако он был убит местными князьями, а его жена и дети были переданы Чингиз хану. По некоторым данным они находились под опекой монгольского владыки. Согласно легенде, Чингиз хан одному из отпрысков выделил отдельное владение с центром в городе Чинги Торе в Тюмени.

Сразу же после уничтожения кераитов в 1204 году Чингиз хан разбил найманов во главе с Джамухой и Таян ханом, который был убит в бою. Однако преемнику хана Кучлуку, скрывшемуся у кара китайского гурхана в Хосун Ордо, удалось объединить племена найманов, кераитов, меркитов и захватить власть на Тянь-Шане. Молодого царевича Кучлука поддержали енисейские кыргызы и туматы, восставшие против монгольской экспансии. Союзники были разбиты поодиночке. Кучлук бежал на запад и нашел убежище у кара китайского гурхана на Тянь-Шане. Но позже Кучлук был пойман и обезглавлен Жебе нойоном, специально посланным для поимки и уничтожения его Чингиз ханом.

Отсюда можно сделать вывод, что версия эпоса «Манас» во многом совпадала с основными историческими событиями и политическими процессами, происходившими с кыргызами, кераитами, найманами, огутами с одной стороны, кара китаями и монголами в XII-XIII вв. - с другой. В связи с этим можно заметить, что с уничтожением Ван хана и Кучлука история взаимосвязей кыргызов с лидерами кераитов и найманов не завершается, а имеет свое продолжение с участием их потомков, что находит подтверждение в сюжетах эпоса «Манас». Особенно в версии С.Ахсикенди, где главными героями указывались исторические лица - Ван хан кераитский, Токтамыш хан, Анга Торе и их заклятые враги - Жолой (Елюй Даши), Камар ад-Дин, Кызыр Коджа. Причем, все отмеченные здесь исторические личности были в то же время и современниками, и заклятыми врагами [33.].

В таком случае, эпос «Манас» отражал реальные события, происходившие в тех или иных государствах или племенных союзах Саяно-Алтайского края и на Тянь-Шане с участием кыргызских племен. Однако, чем древнее государство и исторические события, отраженные в сказании, тем они подвергались напластованию и забывались. В то же время «Манас» дополнялся новыми историческими личностями и событиями. Как только появлялось в Центральной Азии новое государство или племенной союз, куда входили и кыргызы, так сразу появлялась новая версия великого сказания. Это наше мнение как бы подтверждается версией эпоса «Манас» С.Ахсикенди, где рассказывается о формировании государства монголов во главе Чингиз ханом и его другом Ван ханом. В варианте С.Ахсикенди рассказывается о походе Чингиз хана в Среднюю Азию и участии в нем кераитов и кыргызов. Т.е. данная версия эпоса целиком посвящена миграции кыргызов на Тянь-Шань и их взаимосвязям с Золотой Ордой и Моголистаном. Но к этому мы вернемся чуть позже.

2.16. Нaйманы

Рашид ад-Дин указывал соседями найманов канглов. В связи с чем у нас есть основание полагать, что найманы представляли одно из трех кангарских племен, входивших в состав печенегов. В этом союзе также главную роль могли играть алтайские азы. История появления найманов на исторической арене по времени совпадет с миграцией азов с востока на запад, в Прииштышье. В VIII в. найманы жили к югу от озера Байкал. В середине IX в. найманские племена кочевали от Орхона до Тарима и Черного Иртыша.

По данным источников, найманы так же, как и древние азы, всегда упоминались с кыргызами. Как азы, так и найманы являлись выходцами из Западной Монголии. Любопытно, что их вожди к своим именам прибавляли кыргызские этноним аз (ас, ус). Например, сын Таян хана найманского (в ХII в.) носил имя Ус Сегиз Кучлук хан. По нашему мнению, антропоним «уз сегиз» говорит о связи господствующего рода найманов с восьми племенным народом печенегов. Очевидно, в этногенезе найманов главную роль играли печенеги-кангары, азы, кючюки, кыргызы и огузы. Примечательно, что в структуре найманских родов встречались родоплеменные группы, сохранившие названия средневековых алтайских племен. Например, прикаспийские ногайские (XIX в.) найманы имели роды – ускюбе («куб-владение ус»), бакай улу, турецкие найманы - кучук-найман, кыргызские найманы – «нарай-найман» (ср. с нарба-хакасов), «чандык» (ср. с шандин родом енисейских кыргызов, сандырдыр - фуюйских кыргызов), туума тукум (древние туматы), а казахские найманы - сегиз сары, бура-найман, кара кирей-найман [22.-C. 95.] и т.д.

Найманы на западе имели соседство с канглы и кыпчаками, обитавшими в верховьях Иртыша, на севере - енисейскими кыргызами, на востоке - кереитами, жившими в Восточной Монголии, а на юге - уйгурами. Тесные этнополитические и культурные связи отмечались особенно с канглы. По некоторым данным группы канглы и кыпчаков расселялись во владениях найманов.

По сведениям Рашид ад-Дина, владение найманов находилось рядом с кыргызской областью Кэм-Кэмджиут. Он писал: «одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори (фули — Т.А.), баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баркуджин-Токум, также близки к этой области» [338.- С. 151.]. По указанию источника Баркуджин-Токум находился в соседстве с Кэм-Кэмджиут.

Согласно Рашид ад-Дину, баргуты (баргу), кори, толосы (долосы), туматы, родственные роды, называвшиеся баргутами, поскольку они жили по ту сторону реки Селенга, в связи с этим область, где последние обитали, также носила название Баркуджин-Токум. Предводители племен баргу, толос, тумат носили титул «инал». По Рашид ад-Дину, баргу, кури и кыргызы имели тесные этнополитические отношения. Баргутами также названы племена, родственные курлаутам, кунгиратам и эджигинам, имеющие общую тамгу и сохранившие фратральные отношения. Ссылаясь на Рашид ад-Дина К.Петров к племенам Баркуджин Токума относил толосов, кури (алакчыны), булгачи и кэрэмучинов. Последние также назывались баргутами [321.-C. 23.].

В ХII веке найманы усилились. Они за короткое время взяли под свой контроль огромную территорию, раскинувшуюся от Иртыша и Алтая до Прибайкалья (область Баркуджин Токум), т.е., начиная от земель кераитов на Алтае до самых дальних кыргызских владений булгачи и керемучинов на востоке.

По мнению Ю.С.Худякова, найманы в ХII веке занимали районы Западной Монголии, включая хребет Эктаг-Алтай. В середине ХII века найманские вожди Наркыш Таян и Эният Каан «разбили племя киргизов», которое обитало «в области киргизов, на границе с р.Иртыш и пустыней, сопредельной со страной уйгуров Турфана» [389.-C. 73.]. Однако в 1199 году найманский хан Буйрук был разгромлен Чингиз ханом и вынужден был бежать в кыргызскую область Кэм-Кэмджиут.

После сокрушительного поражения, боясь возмездия, найманский хан не стал долго задерживаться на кыргызских землях. Он ушел на Иртыш, потеснив оттуда в степи Монголии и Джунгарии кереитов. Очевидно, после поражения от найманов одна из групп кереитов смогла, скрывшись в Джунгарских степях, уйти на Тянь-Шань. Однако вскоре вслед за кереитами, последовали и сами найманы, не сумевшие отразить натиск монгольских полчищ.

В монгольскую эпоху кыргызское объединение булгачи и кэрэмучины могли держаться вместе с найманами. По некоторым данным, они вкупе с найманами мигрировали на Тянь-Шань в XIII-XIV вв. В то время в Моголистане кыргызы имели конфедерацию салучи-булгачи.

В найманской среде группа булгачи (от булгачи — смутьян, мятежник, непокорный) выделялась особым собирательным именем булгачи-найман.

Племена под названием булгачи вместе с керемучинами и толосами первоначально обитали в Прибайкалье, в области Баркуджин Токум. Но позже они переселились на Тянь-Шань и активно участвовали в политической жизни региона. К эпохе Тимура булгачи вместе с родственными салучи смогли образовать свой улус в Моголистане. Здесь же в составе кыргызских племен жили керемучины (кэрэмучины).

В исторических источниках имелись ряд сведений, которые подтверждали миграцию найманов и других племен в Семиречье в период монгольских нашествий. В «Сиюй Чжи» найманы упоминались в составе кыргызских племен объединения булгачи-ичкилик наряду с керемучинами, кыпчаками и другими, которые жили в соседстве с ними на Алтае. В «Сиюй Чжи» приводиться названия группы кыргызских родов кыпчак-бурутов: караджайдак, яман тейит, кызыл аяк, тору айгыр, сарт кыпчак, кызыл кыпчак, нойгут, кара тейит, саря тейит, чал тейит, найман, кеке найман, кэрэмучин, сары найман, кызыл найман [286.-C. 206.]. Сведения «Сиюй Чжи» говорят об общности истории и культуры алтайских племен найманов, кыпчаков, онгутов (нойгутов), керемучинов и других.

В позднейших версиях эпоса «Манас» найманы, нойгуты (потомки онгутов) и ногайцы, кангы (канглы), кыпчаки, доолосы и другие занимали центральное место. Вышеназванные племена упоминались в качестве кыргызских объединений и союзников кыргызского хана Манаса.

Следовательно, с 1199 года, когда кераиты были разбиты Буйрук ханом и выдворены в Монгольские степи, найманы стали лидерствовать в группе алтайских племен, ранее входивших в союз Цзубу. Найманы лидерствовали и после событий 1204 года, когда Чингиз хан разбил объединенные силы найманов и Джамухи против монгольского владыки. Несмотря на это, сын убитого Таян хана Кучлук хан безуспешно попытался объединить под своим началом найманов, кераитов, онгутов, меркитов, енисейских кыргызов, туматов и другие племена. Однако Кучлук хан был пойман и обезглавлен. После его трагической гибели лидерство вновь перешло к потомкам Ван хана кераитского.

2.17. Меркиты – алтайские толосы

Меркиты сыграли важную роль в этногенезе кыргызов, что также говорит в пользу динлинского происхождения меркитов.

Рашид-ад-Дин пишет, что «это племя имело многочисленное, чрезвычайно воинственное и сильное войско. Меркиты - это часть монгольского племени. Они сражались и воевали с Чингиз ханом и Онханом». По его же сообщению, Чингиз хан приказал, чтобы «никого (из меркитов) не оставляли в живых, а (всех) убивали, так как племя меркит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним» [338.-C. 116.].

По данным Рашид ад-Дина, в эпоху Чингиз хана меркиты были сосредоточены между Алтаем и Тянь-Шанем. Главные силы меркитов во главе с братом Тухтабека Куду и тремя его сыновьями — Чилаун, Маджар и Мерген - находились в районы Имиля и Кобука. По данным источников, меркиты оказывали отчаянное сопротивление монгольским войскам, имея союз с найманами и канглы.

Меркиты пытались держаться вместе с енисейскими кыргызами. Во время восстания туматов, подстрекаемых Кучлук ханом в 1218 году, меркиты и кыргызы поддержали мятежников. Кыргызы отказались выполнить требование монголов и послать войска для подавления мятежа родственных туматов. Вместо этого кыргызский князь Курлун примкнул к восставшим. Учитывая, что восстание кыргызов во главе с Курлуном могло повлечь за собой серьезную опасность для господства монголов в этом крае, туда были отправлены главные силы монголов. Войскам под командованием Джучи хана удалось усмирить кыргызов, одновременно подчинив ханьханасов, теляньу, кэшдимов, хоинов и ирганов (иркин). Также были покорены племена урасут, теленгут и другие.

Во время противостояния найманов и монголов Тянь-Шань был в подчинении у кара китаев, гурхан которых располагался в Баласагуне. Чингиз хан, разбив силы найманов и меркитов в 1208 году, начал военную кампанию против Китая. Кучлук хан после поражения ушел в страну кара китаев, а сыновья погибшего в бою Тухта бека меркитского остались во владениях уйгурского идикутства, вассала гурхана кара китаев.

Меркитские вожди пытались наладить отношения с уйгурами, однако последние, видя силу и мощь Чингиз хана, отказались иметь с ними дело. Посланный меркитами посол был убит. В решающем сражении между меркитами и уйгурами на реке Джем первые потерпели поражение и вынуждены были уйти на Алтай, на земли найманов. Источник отмечал, что меркиты «бежали к границам области найманов», где присоединились к Кучлуку. По данным Джувейни, меркиты расположились в районе Имиля и Кобука, т.е. севернее средневекового города Джамбалык, который, по мнению Е.Бретшнейдера, находился между рекой Манас и Гученем.

По данным Рашид ад-Дина, брат Тухтабека Куду и трое его сыновей - Чилаун, Маджар и Мерген - прибыв в районы Имиля и Кобука, стали собирать силы для реванша.

Однако в 1215-1216 гг. Чингиз хан, покончив с войной в Китае, развязал себе руки и вновь обратил свое внимание на запад. Против меркитов он направил своего верного нойона Субудая. Сражение между меркитами и монголами проходило, как и прежде, на той же реке Джем. И вновь меркитам не удалось устоять против монголов и они были рассеяны по Степи. Китайцы сообщали, что в 1219 г. армия пришла к реке Чжан (Джем) и разбила мелиги (меркитов); два вождя их полонены; глава их Ходу бежал в Кинча». [30.-C. 225.].

В свою очередь Джувейни информировал о том, что в последние дни властвования Кучлука предводитель меркитов Туктуган отделился от него и ушел в область Кум-Кубчак. В другом месте он отметил, что, когда хорезмшах Мухаммед готовился к походу на найманского хана Кучлука, до него дошли вести «о бегстве Туктугана от монголов в Кара Кумы, где жили канглы» [30. –С. 225.].

В.Бартольд утверждал, что меркиты бежали от монголов в «Кем-Кемчик», т.е. к енисейским кыргызам. При этом сделав оговорку, что никакие известия не подтверждали появления меркитов в интересующее нас время в кыргызской области.

Меркиты долго жили в независимости в кыпчакских степях. По сведениям Рашид ад-Дина, в эпоху правления Гуюк хана монголы вновь организовали военную кампанию против меркитов, кыпчаков и других. Благодаря стараниям князя Берке, возглавлявшего поход против меркитов и кыпчаков, последние вновь покорились монголам. В целях утверждения этой победы в 636 году Гуюк хан, Менгу-каан, Кадан и Бури направились «к городу Минкас и зимой, после осады, продолжавшейся один месяц и пятнадцать дней, взяли его».

Очевидно, последний поход монголов для меркитов был самым тяжелым и роковым, ибо после этих событий меркиты уже не упоминались в источниках как могущественное самостоятельное политическое объединение. Позже, в эпоху ойратско-кыргызской конфедерации меркиты вошли в состав Ойратского государства татар, созданного кыргызским правителем Угэчи Кашка (Мунке Темир). После гибели этого государства в 1468 году, по данным китайских историографов, южные группы меркитов численностью в 50 тысяч кибиток упоминались уже в составе восточнотуркестанских кыргызов. Весьма интересно, что в то время меркиты составляли ровно половину восточнотуркестанских кыргызов, которые всего насчитывали 100 тыс. человек. Источник отмечал, что племя Бек Арслана (Цзяцзясылана) емекэли (дикие меркиты) насчитывало около 50 тысяч человек, кочевавших в окрестностях Хами. Здесь же, в горных районах Восточного Притяньшанья - Хами, Барскуля и др. жили племена кэшиту (кушчу), челикэ (черики), сяоши (саяки) и др. [59.-C. 21.].

Следует отметить, что Рашид ад-Дин в эпоху монголов писал о владении Толос на Алтае, которое, по-видимому, было кыргызским. На это есть веские основания. Толосы упоминались в составе племен Моголистана в эпоху Амира Тимура. Толосы, как и меркиты, мигрировали на Тянь-Шань в эпоху монголов. В составе алтайских толосов можно встретить не только потомков кереитов и меркитов, но и мундузов, шорцев, тардушей (тардуш - осколки древних тюрков) и других местных родов. Потомки последних смогли сохранить свои этнические названия в составе современных алтайцев. Отметим, что кыргызское племя доолос в своей структуре имел роды керейит, шорон (шор), додон (тардуш), нарай (хакасский - нарба), толман (толуманцы - саянцы из русских источников), [87.-C. 170.]. чулум кашка, меркит, муркут (нуркут). Полагали, что последние два рода произошли от двух братьев Меркита и Муркута. Еще С.М.Абрамзон писал, что этнонимы «толос» и «мундуз» сохранились только в структуре алтайцев и тянь-шаньских кыргызов [3.-C. 63.].

В таком случае, под восточнотуркестанскими меркитами можно видеть одно из моголистанских племен долосов (монгольской эпохи), которые позже вошли в состав кыргызского народа. В этническом составе кыргызов племя доолосов вместе с канды активно участвовали в формировании одного из трех крупных объединений ичкилик [36.-C. 204.]. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что после поражения меркитов на р.Джем последние вновь отступили на древние земли канглы и толосов на Алтае и в Западной Монголии. Позже, меркиты мигрировали вместе с алтайскими толосами на Тянь-Шань.

Таким образом, история кыргызского народа в монгольскую эпоху проходила в тесной взаимосвязи с тюркскими и монгольскими племенами Саяно-Алтайского края и Тянь-Шаня. В данный период кыргызы сохранили за собой Саяно-Алтайский край. Кыргызы имели конфедерацию салучи-булгачи, которые имели тесные связи с кимако-кыпчакскими племенами, найманами и другими, сыгравшими немаловажную роль в жизни кыргызского этноса в монгольский период.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
2923

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
7436

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
2969

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
6345

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
5635

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
3338

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
21494

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
9606

12-04-2018
О происхождении клана Тайбуга
4701

28-03-2018
Улус Хорчи. Изменение этнополитической ситуации на Саяно-Алтае и Тянь-Шане до и после образования государства Хайду
4879

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×