Добавить статью
9:23 13 Мая 2016 31779
Кыргызы - этногенез и история: Клановая система в кочевых обществах
(40 часть)

(Читать сначала)

(Читать 39 часть)

Тюркский народ состоял из пяти племен толис и пяти тардуш [119. –С. 60.]. Примерно такая же система была внедрена на Тянь-Шане, после покорения местных племен данного региона Истеми каганом. Все тянь-шаньские племена были разделены на пять племен нушиби и пять дулу. В первом-лидирующую роль играл род азгыр с титулом «иркин», а во втором - род чумек с титулом чор. Каждое объединение представляло одну стрелу, поэтому союз племен называли он ок будун [318. - С. 96.].

160513

Однако, как только ликвидировалась власть господствующей династии, сразу вместе с ней распадалась конфедерация, бывшие союзные племена разбегались, спасались бегством, дробились на более мелкие объединения. Падение Западнотюркского каганата представляло классическую форму изменения политической ситуации в стране и перехода власти от одного клана к другому. В 704 году был убит последний представитель династии ашина тюргешами, что положило конец гегемонии этой династии на Тянь-Шане.

История Западнотюркского каганата отражала все могущество института кагана в эпоху централизованного правления Истеми кагана, но вместе с тем, всю слабость при его приемниках, особенно Ишбар Хилаш кагане. Князья дулу и нушиби заставили его провести реформы общественной структуры каганата, что привело к практической независимости вождей племен [167. -C. 70.]. Был ликвидирован институт тутукства [250.-C. 91], предназначенный для контроля и сбора налога, что показывало слабую власть кагана. Отныне вожди племен утверждались и назначались каганом, тем самым он превратил их в «управляющих», зависимых лично от него. Каган направлял в каждое племя представителя из рода ашина – шада, который не был связан с племенной знатью. Он должен был руководствоваться, прежде всего, интересами центральной власти [133. -C.20.]. Однако, это не помогло. Вожди племен дулу и нушиби, почувствовав свободу, активно вмешивались в политику и государственные дела. Каждая сторона старалась привести собственного ставленника к власти, чтобы иметь своего кагана. В конечном счете, это привело к гибели государства в 704 году.

Следовательно, в Западнотюркском государстве деление народа по принципу толис-тардуш не стало работать после смерти Истеми кагана и развала Великого Тюркского каганата на два государства: Восточный и Западные каганаты. Так как, привилегированное положение в системе «десять стрел» постоянно сохранялось за пятью племенами нушиби и пятью дулу. Реформы Ышбар кагана (635 г.) не изменили ситуацию в стране. Племена нушиби и дулу оставались в привилегированном положении. В то же время, каждый из них друг в друге видел политического конкурента в борьбе за власть, а не представителя единого социального организма–народа с общим интересами.

Власть ашина была настолько обессилена, что каганы не могли включать в число привилегированных даже своих соплеменников тюркютов, живших в Западном каганате, которые могли быть их главной опорой. Кроме них не были включены, ягма, кипчаки, басмылы, а также потомки среднеазиатских хунну – чуюе, чуми и шато [119. - С. 213.]. Несправедливый учет интересов племен региона, вызывал постоянные недовольства в стране и, в конце концов, привел к гибели государства.

Как нам кажется, наиболее четкую картину межклановых и межплеменных отношений дает М.Чураса, информировавший нас о положении дел в Моголистане. По его данным в XIV-XV века под моголами понимались все племена Моголистана, признававшие власть чингизидов, в том числе тянь-шаньские кыргызы. Моголы делились на крупные и малые племена. В число крупных могольских племен входили баарины, булгачи, аркануты, канглы (бекчики), кераиты, дуглаты, барласы [132. - С. 409.].

Крупные тюркские племена в составе Моголистана ничем не уступали в правах моголам, кроме как в вопросе престолонаследия и других, когда проблема касалась прав господствующей династии. По М.Чурасу, некоторые племена имели привилегированное положение в системе управления и оказывали свое влияние на решение политических и других проблем страны. М.Чурас информировал, что «если же могольское войско шло на север или на запад, то право идти впереди войска принадлежало эмирам правой руки. Место на краю правой руки распределялось между эмирами (рода) чурас, народа духтуй и главой кераитов». Такие же привилегии были у племени канглы-бекчиков. Чурасы постоянно оспаривали у канглы-бекчиков право идти на краю, как на охоте, так и во время военных действий [132. -C. 438-439.].

По данным «Нусрат-намэ» Абул -Хайр хан, придя к власти, подверг форматизации племена и роды, подчинившиеся его власти. Абул-Хайр хан, после захвата власти в улусе Тайбуга в 1428 году, ликвидировал власть клана туйбугидов и двух главных даруг, помогавших в управлении улусом. Сразу после завершения коронации Абул–Хайр, хан представителей двух кланов Кирни-Таринчак-бахадур (из дурманов) и Илин-ходжа и Суфра-ходжа (из ички) назначил даругами Чимги-Туры. Если Кирни–Таринчак-бахадур отвечал за состояние войска, то следующие двое вельмож, несомненно, судя по их именам, следили за религиозными делами города [285. –С. 16]. В результате, новые племена, имевшие связи со Средней Азией ички и дурманы выдвинулись на передний план. Возможно, именно под их влиянием Абул–Хайр хан переселил свою ставку в Сыгнак, став непосредственными соседом улуса канглийцев в долине р. Талас.

При клановой системе каган не мог вступать в брачные узы, беспорядочно со всеми племенами конфедерации. Господствующий клан имел брачный союз лишь с одним из наиболее авторитетных и крупных племен, которое могло бы выступить на равных с его объединением. Отношения между правителем и «лидерами «правящих племен» регулировались перекрестными супружескими союзами по женской линии» [174. - С.24-57.]. Иначе, элитарный род во-первых, мог бы потерять всю сакральность, дарованной Небом власти, во – вторых, контроль над кланами и монополию на власть, создав правящую корпорацию из двух или трех клановых группировок.

В Восточно-Тюркском каганате существовала династийная группировка, состоящая из каганского рода –кок тюрк, представлявшая центр, катунской фратрии ашидэ-левое крыло и басмылов –правое крыло [132. - С. 220.]. В Западном каганате каганскую группировку представляло племя чумук - (центр), брачующую - улуг ок (левое крыло), азгыр куль эркин (правое крыло), возглавившее конфедерацию нушиби [132. –С. 220.]. Вступление в брачный союз с династийным родом давало большие возможности племенам для укрепления своего политического и социального статуса. Например, кыргызы, воспользовавшись супружеским союзом с Вейсханом, оказывая большие услуги представителям этой династии, в последующем смогли организовать свой собственный улус [349.]. Примерно такая же история случилась в Кокандском ханстве, где династия мингов имела брачные узы с кыргызскими племенными правителями. Восставшие против ставленника Бухарского эмира в 1842 году, кыргызы привели к власти представителя минга Шерали, выросшего у родственников матери среди кыргызов в Таласской долине. С этого времени главные посты в каганате аталык, мин башы занимали кыргызы [318. -С. 217.].

Процесс прихода к власти нового клана подкреплялся его безупречной родословной, которая, прежде всего, служила для доказательства связи господствующего клана с сверхъестественной силой и получении им своей власти от самого Тенира. Генеалогические составляющие играли важную роль в этнополитической консолидации кочевых племен и формировании этноса, поэтому практически все тюркские народы связывали свое генеалогическое древо с именем их первопредка – Тюрком. В древних могущественных кочевых обществах были созданы генеалогические повествования – санжыры, в последующем превратившиеся в гимн народа. В империи Хунну существовало предание о восшествии на престол Модэ шаньюя, Огузском каганате – «Огузнамэ», Караханидском каганате – легенда о Сатуке Бугре хане, в Великом Кыргызском каганате – «Манас», в Монгольской империи – родословная о детях Алангоа.

Вышеназванные произведения искусства являлись, прежде всего, генеалогическими трактатами, основанными на военной демократии, где заложена идея самосохранения, единения этноса во благо будущего государства и общества. В них отражены стратегия развития государства и общества, геополитические интересы, его верования и быт, обычаи и традиции, а также место обитания народа. Учтены интересы как крупных, так и малых племенных объединений. Эти обстоятельства превратили их в гимн народа, что обеспечивало и повышало его иммунитет самосохранения. При каждом случае, когда начинался период консолидации народа и возрождения государственности, каждое племя старалось одним из первых откликнуться на зов центробежных сил и вступить в союз.

Генеалогические составляющие имели строго закрытый характер для не членов социальной группы, даже если индивид является членом родственной подгруппы (рода или племени), представляя один этнос с первым. Это обеспечивало выживаемость и давало возможность более точно узнавать экономические потребности народа (количество ртов) и вести определенную слаженную социально-экономическую и общественную политику. Поэтому часто встречались случаи, когда юношу, выросшего у своих родственников по материнской линии (попавшего в эту группу, в силу различных непредвиденных обстоятельств), достигшего зрелого возраста, возвращали или он сам возвращался к своим соплеменникам по отцовской линии. Это, прежде всего, делалось для того, чтобы тот получил социальную защиту в отцовском роду и где бы смог получить ему причитающуюся долю. Так как инородцы не имели права получения наследства или улуша (доли) в чужой для него социальной группе. Таким образом, данные нормы не связывались с отчуждением юного родственника по материнской линии, а наоборот были связаны с заботой рода о его будущем, чтобы он смог получить свой улуш (долю) в отцовском роду, где он имел полноценные права и социальную защиту.

Ярким примером данного явления может служить сюжет из трилогии эпоса «Манас», где описывались события после смерти Манаса. Сразу после смерти Манаса его жена Каныкей со своим новорожденным сыном Семетеем бежит к своему отцу в Бухару, где вырастит молодого царевича. Достигнув зрелого возраста, Семетей покидает дом своего дяди и возвращается к своему народу. Подобный сюжет повторялся в легенде, посвященной к эпохе консолидации кыргызов во главе Тагай бием, когда его сын Кара Чоро, рожденный от иноземки, в поисках своего отца приходит на Тянь-Шань. Он со своими товарищами Азык, Саяк, Черик [36. - 77, 81, 84, 89, 101-102.] находит Тагай бия во время дележа улуша между своими сыновьями. В результате нашедший своего отца Кара Чоро был принят Тагай бием, а его друзья были усыновлены. Тагай бий каждому из них распределил свои доли, причитающие и принадлежащие им, защищенные родовым правом.

В данном случае, речь идет о племенах, которые до эпохи Тагай бия отделились от основной массы и оказались в составе другого союза племен или государства. Очевидно, в эпоху консолидации кыргызов вокруг Тагай бия, многие племена, оказавшиеся по воле судьбы в разных государствах, странах и областях Алтая и Тянь-Шаня возвратились и вошли в состав кыргызского народа, в том числе, вышеотмеченные племена, вошедшие в состав народа Тагай бия в статусе приемных сыновей.

Как указывали источники, в составе племен с первых дней возвышения Токтамыш хана были аз-ширины, барины, кыпчакы и аргыны. Есть прямое указание источника о контролировании улуса кыргызов баринами (бахринами), служивших золотордынским ханам. Согласно ибн Вали Пулад хан в 1407 году (сразу после смерти Токтамыш хана) своими силами разбил мятежных кыргызов [167. -C.108-109.]. После чего, хан, поручил охранять пределы границ с кыргызами баринам (бахринам). Согласно, генеалогических преданий кыргызов, азыки (аз) всегда упоминались с чериками. В связи с этим в этнониме «аз-ширин» можно видеть связь с «черик», исходящий к монгольскому слову «черуу/н» («ширин»). Видимо, под названием «черик» скрывалось имя аристократического рода енисейских кыргызов аз, что как бы подтверждает первая часть этнонима «аз-ширин (аз-шерик, близкая ногайской форме этнонима). Отсюда можно полагать, что аз-ширины были предками кыргызских племен азык и черик.

Анализ и сравнение родоплеменного состава кыргызских и казахских родов указывали на существование между вышеназванными объединениями тесной этнополитической связи в прошлом.

По данным булгарских источников, в домонгольское время аргыны обитали в районах реки Аргунь на востоке. Происхождение аргынов связывали с кыргызами. До каракитайской эпохи аргыны-кыргызы подчинялись меркитам (ара китаям). Источник отмечал: «в прошлом аракытаям подчинялась восточная часть племен хон и кыргызов, которых называли «аргын» - по имени реки Аргын (Аргунь)». В XIII-XVI вв. аргыны активно участвовали в политических процессах Золотой Орды и Моголистана.

Аргыны имели тесные этнополитические связи с канглами, кераитами, с которыми жили по соседству. По данным источников в 1360 году Тоглук Тимур во время похода в Мавереннахр по результатам совещания в близ Ташкента эмиры Улуг Тук-тимур из племени караит, Хаджи бек из племени арканут и Бекджак из племени кангали выступали в качестве авангарда войска [26. - С. 373.]. Аргыны также воевали на стороне Камар ад-Дина. Аргыны издревле обитали в Семиречье на обширной территории от р. Эмиль до Тарбагатая до р. Каратал и далее на запад от Сайрама. Т.е. практически в тех районах, где упоминались канглы, кераиты и тянь-шаньские кыргызы в монгольское время.

Сведения А.Х.Маргулана о племени аргын полностью подтверждали их этногенетическую связь с кыргызами. В эпоху Золотой Орды в состав аргынов входили кыргызы и мангыт-ногаи. Например, теит, кусшы, шерик, жунды кыргыз, а также ногаи – орыс, ногой, убай (ср. с увакас, именем сына Едиге). В родословных данных приводимых А.Букейханом родовое подразделение кыргыз племени аргын имело следующие подроды - саркуртка, кыпчак, саяк, джаубасар, шерик [84.]. Тянь-шаньские кыргызы имели в своем составе два крупных племени черик и саяк, у последнего встречался род уч куртка. В то же время, родоплеменная структура саяков (роды ички и кайдуулат) указывала на связь их с золотоордынским объединением ички, а также с моголистанским племенем дуглат, возглавлявшим эмиром Камар ад-Дином, с кем аргыны имели тесные этнополитические связи в XIVв. Вышеуказанный этноним «джуабасар» легко сравнить с кыргызским «жообасар» (под род группы тынай племени сары багыш).

По информации М.С.Муканова в середине XIX в числе 18 волостей Каркыралинского округа упоминалась Манас-Тобыктинская волость, где обитали аргыны. [307. - С. 124-125.]. В Зайсанском уезде Чиликтинской волости среди зимовок расположенных между Тарбагатаем и Манраком обнаруживалась зимовка Манаса [307. - С. 124-125.]. По генеалогии от Аргына происходил Сарысопы, от него Атыгай, а от него Моныс [314. - С. 24.], т.е. Манас. В этой связи хотелось бы отметить, что в советское время один из старейшин кыргызских аргынов перед своей смертью просил соседей кыргызов похоронить его почестями как кыргыза. Он говорил, что всю жизнь вы принимали меня за аргына и думали, что я казах. Но, это не так. Аргыны - древний кыргызский род. Казахами стали называться только после появления и государственных границ между Казахстаном и Кыргызстаном.

Отметим, что в соседстве с аргынами жило казахское племя кара кисек, в составе которого обнаруживались роды манас, тагай и кусчи (г.Каркыралинск, в Восточном Казахстане). Немаловажно знать названия родов, упомянутых в генеалогии аргынов встречались в родословной кыргызов и племен улуса Анга Торе, приведенной в книге С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих» (XVIв.). Например, тагай, кара чоро, саяк, лалым кушчи, теит и черик [287. - С. 225-227.].

Кыргызское племя кара чоро вместе с саяк, азык, черик и монолдор входило в состав правого крыла кыргызов, возглавляемого Тайгай бием. В его составе обнаруживалось родоплеменное подразделение барын (от внука Курту и калмычки) и суу мурун (потомки сартянки), включенных в него по родственным связям по материнской линии потомков Кара чоро. Как указывает само слово «суу мурун» («су-воин», «мурун-барын») они были хорошими вояками. В военное время их использовали в качестве воинов, и они всегда были под контролем племени, что говорило об их инородном происхождении. Поэтому о суу мурунах говорили: «жоо келсе чоро, доо келсе ороо» [36. - С. 101-103.].

Как видим из вышеизложенного процесс ассимиляции инородных племен и родов проходил очень сложно и занимал длительное время. Включение инородного объединения проводилось с разрешения совета старейшин и в исключительных случаях. Приемные инородцы находились в статусе тондуу бала или олжо бала и т.д., что указывало на его инородное происхождение.

Прием инородцев сопровождался оставлением заметных признаков в генеалогии инородцев, указывающих на их чужеродное происхождение. Например, в структуре кыргызов есть роды, которые имели непосредственные прямые контакты и этнополитические связи с кангаро-печенегами и кыпчаками. По преданию Кара Чоро, нашел своего отца Тагай бия с помощью сакрального предмета кестика (ножа). Видимо, в данном случае, указывается этническая связь Тагай бия и Кара чоро с кангаро-печенегами, имевшими родовую тамгу с косым начертанием тамги в виде ножа (/), с помошью которого они могли узнать друг друга. В родословной предок беглых царевичей Коке и Дайыра Кылыч хан указывался выходцем из рода тор-кыпчак. Однако, ребенок рожденный от Коке и Наал эже получил имя Монол (Монолдор). От него происходили все роды племени монолдор [373. - С. 25; 36. –С. 126-127.]. В данном случае, обнаруживается связь (восточнотуркестанских) кыпчаков с моголами, которые всегда держали под своим контролем Восточный Туркестан.

Следовательно, предками монолдоров были кыпчаки, которые в купе с кыргызскими чериками и чертки, мигрировали в земли онгутов в Восточном Туркестане. В XVI-XVIIвв. в данном регионе кыпчаки имели свое владение получившее известность как кыргыз-кыпчакский улус. Отсюда они переселились в Ферганскую долину.

Белек Солтоноев вышеуказанного Азыка называл сыном Кюртука, из кыпчаков. По его информации по рассказам большинства аксакалов основа племени – кыргыз-кыпчаки, и именно вместе с ними прикочевали из Алтая и Хангая» на Тянь-Шань [328. - С. 94.]. О.Сыдыков Азыка называл отпрыском предводителя ферганских кыпчаков Домо хана. В структуре солто и басыз есть роды под названием болокбай (букв. инородный), имя которого указывает, что носители его имели инородное происхождение. О болокбаях говорили, что «при них может не оказаться нож при употребления мяса, но в битву вступают сразу с двумя ножами». Т. е. в данном случае, видимо, говорится об этнополитических связях племен солто и басыз с кыпчаками экы пшак в прошлом.

Отметим, что многие племена кыргызов могли иметь тесные связи с кыпчаками из страны Комания. В том числе, солто и басызы. Однако, как видим, они не сливались и не поглощались с кыпчаками, а наоборот, пытались сохраниться с помощью генеалогии этноса. Как нам кажется, кыргызы считали себя печенего-кангарами (канглы), что могло обеспечивать им привилегированное положение по сравнению с кыпчаками. В то же время кыпчаки ими воспринимались как племя, имевшее с ними близкородственные связи по системе отношений «экы пшак». Очевидно, поэтому в исторических источниках этноним «кыргыз» и «кыпчак» среди алтайских кыргызов, кыпчаков и кимаков выступали как синонимы. Это позволяло называть алтайских кыпчаков кыргыз-кыпчаками, а происхождение алтайских кыргызских племен связывать с кыпчаками (связывая их общего предка с именем Кыпчак или кыпчаками), после переселения их на Тянь-Шань. Известный этнограф С.Аттокуров удивлялся тому, что все попытки связать отдельные племена с кыпчаками не находили подтверждения [36. - С.78.]. Видимо, подобные приемы тоже можно отнести тем, которые использовались для снижения уровня влияния более крупных племен, тем самым минимизируя притязания с их стороны на центральную власть тагаидов.

Немаловажную роль в консолидации кочевников играл социальный (или этнический) фактор, основанный на генеалогии рода, племени, народа, прикрепленный к названию той или иной социальной группы. В генеалогии народа были строго определены социальный статус каждого индивида, рода, племени, что являлось одним из особенностей развития кочевого этноса. Название рода, племени и народа, служили в качестве этнического кода, а генеалогия социума устной летописи, где хранилось его древо, с помощью которых определялся статус социальных групп и обеспечивались социальные гарантии и права их членам. В привилегированном положении находились аристократический род, племя и этнос, названия которых имели собирательный характер для всех членов социума. В племенных союзах антропонимы и этнонимы, связанные с аристократическим родом использовались в качестве политонима и играли консолидирующую роль, что усиливало ассимиляционные тенденции.

В кочевых обществах племена могли вступать в различные конфедерации, жить врозь от основной массы племени или народа, обитать совсем в другом регионе, но в любое время они могли воссоединиться обратно. В этом им помогала генеалогия рода и племени. Генеалогические данные гарантировали кочевникам свободное передвижение, особенно в военное время, когда необходимо было срочно реагировать на изменение политической ситуации и скрыться от преследований. Отколовшиеся, от основной массы группы кочевников могли жить совершенно в другом регионе даже в течении длительного времени. В то же время, в силу различных обстоятельств отделившиеся друг от друга группы кочевников могли вновь воссоединиться и влиться в один этносоциальный организм. Иногда это представляло поэтапную миграцию народа в течении длительного времени с одного региона в другой. В результате это приводило к смене местожительства и центра консолидации этноса.

В эпосе «Манас» кыргызы первоначально жили на Тянь-Шане, позже переселились на Алтай [275. - С. 8-37; 168-169.]. Но через определенное время кыргызы вновь возвратились на родину своих пращуров. И.Молдобаев связывал происхождение тувинских ондар-кыргызов и монгушей с эпохой Кыргызского Великодержавия, когда енисейские кыргызы мигрировали на территорию Тувы, а чуть позже - на Тянь-Шань. По информации И.Молдобаева, роды тувинского объединения ондар – ондар - кыргыз и ондар - уйгур до настоящего времени помнили о переселении представителей первой группы в Изыккол на Тянь-Шане в древние времена, а второй в Восточный Туркестан. В трудное для народа время предводитель нойонов Даа хошуна Хайдын нойон собрал всех лам на съезд, где решался вопрос о переселении «на территорию Кыргызстана всех тувинцев, аргументируя это тем, что там хорошие пастбища, самые лучшие пастбища в мире, другой причиной откочевки тувинцев в Кыргызстан являлась более ранняя перекочевка их родственников». На собрании также рассматривалось предложение «откочевать к уйгурам в местечко Ангыр-Кодасы (р-н Турфана, на территории Китая), ибо тувинские ондар-уйгуры имеют общность и с уйгурами». По мнению нойона, в Восточном Туркестане проживало немало тувинцев. Порассуждав, представители аристократии отказались от вышеотмеченных предложений и остались жить в Туве. [301. -С. 114-115.].

Таким образом, клановая система, прежде всего, была выгодна для аристократического рода для того, чтобы узаконить свою власть, господство над всеми союзными племенами, мирно разрешить конфликтные ситуации и усмирить крупные племена, враждебные каганскому роду. Каган в любой момент имел право лишить царевича руководства войска, подчиненного его личности, разбить крупные племена и оставить их в ведении князей и полководцев, подчиненных ему лично. При формировании в тысячи крупные племена также подвергались раздроблению. Все это приводило к усилению этнокультурных связей между разными племенами и ассимилятивных процессов.

В Монгольскую эпоху силы одного из сравнительно могущественных этносов кыргызов были рассредоточены между различными государствами чингизидов в улусе Угэдэя, Золотой Орды и государства Хайду, а также улуса Хорчи. В источнике отмечалось, что в улус Хорчи вместе с бааринами входили «пополненные до тьмы адаркинцы, чиносцы, телесы, телеуты» [218. -C. 207.], кыргызы, черики и ряд других лесных народов, живших от Енисея до Иртыша. Сюда же относились подвластные ему тысячники Тахай и Ашихтар.

В свою очередь, Хубилай в целях ослабления енисейских кыргызов вынужденно переселял их вглубь своей империи. В Моголистане кыргызские племена были распределены и входили во владения эмиров крупных могольских племен эмира Пулатчы, Камар ад-Дина, Абу Бекра и т.д.

Несмотря на принимаемые центральной властью жесткие меры, как только падал ее авторитет среди кочевников, каганат приходил в упадок, поскольку это сильно влияло на государственную безопасность и положение вождей племен, крупных кланов, которые опасались потерять все – социальное положение, власть, влияние, богатство и т.д.

Племена приходили в замешательство, искали нового вождя, осуществляли государственные перевороты, предавали, переходили к другому правителю и т.д. Одним из ярких примеров подобного явления обнаруживалось в период падения Уйгурского каганата в середине IX века. Начавшаяся война между кыргызами и уйгурами длилась 20 лет. По мере усиления кыргызов уйгурский дом слабел. Начались дворцовые интриги. Каждый из них искал повод и различные пути для того, чтобы воспользовавшись удобным случаем, привести своего царевича к власти.

В дворцовые интриги и борьбу за власть были привлечены все: вожди племен, служилые иностранные военачальники, в том числе кыргызские и т.д. Кланы предавали, убивали своего кагана, провозглашали нового царевича каганом, и так продолжалось вплоть до падения каганата. В источнике отмечалось, что потеряв центральное управление уйгурский хан не мог продолжать войну. Наконец, его же полководец Гюйлу Мохэ привел Ажо в хойхускую орду. Ставка кагана была уничтожена, его самого казнили.

В эпоху монголов в результате реформ Чингисхана была разрушена традиционная социальная структура. По мнению ученых, Чингиз хан придерживался политики смешивания племен [293.-С. 133.], что отвечало духу военного времени. Подобным образом можно было легко разрушить крупные племена и ослабить их, чтобы не иметь противоречий внутри империи.

В эпоху монголов клановая система стала представлять более сложную, но наиболее упорядоченную политическую систему. Во главе империи стоял всемонгольский хан. Ему подчинялась вся армия. За непослушание он своим приказом мог лишить должности любого сановника и даже чингизида. Это особенно проявилось в период ликвидации улусов потомков Угэдэя и Чагатая при правлении Мунке хана.

Верховная власть по своему усмотрению могла изменять состав рядовых улусов, передав часть войска или племена, входивших в один улус, другому представителю аристократии. Удельные князья обязывались ежегодно являться к хану. Ослушавшийся князь лишался право на владение улусом. Хан мог свободно вмешиваться в дела кочевых улусов, которые были лишены не только иммунитетов, но и территориальной устойчивости и определенности. Так, во время правления Угэдэя, хан приказал переселиться нойону Таиру Бахадуру Буджаю, соединиться с нойонами других улусов и перейти Амударью [134. -С. 184.].

В Золотой Орде и других государствах чингизидов верными помощниками кагана были главный темник и карачи беи. Каган, как правило, на должность главного темника или беклярбека, назначал одного из представителей брачующего клана или представителя из своей династии, который в порядке очередности на занятие трона имел наименьшую возможность и права. Руководство войсками было доверено главному темнику и четырем карачи беям.

После смерти Чингиз хана его империя была разделена между четырьмя сыновьями монгольской владыки. Вся власть в улусах принадлежала чингизидам, от которых зависел рассвет и могущество государства или наоборот. Вплоть до XIV века никто не имел право посягать на власть чингизидов. Амир Тимур, захвативший власть в Мавереннахре, чтобы удержаться в ней, вынужден был жениться на одной из представительниц чингизидской династии. Подобным же образом взошел на престол Мунке Темир (Угэчи Кашка), силой захвативший власть в ойрато-кыргызской конфедерации, низложив владыку государства ойратов [246.-C.109.]. Чтобы ликвидировать господство представителей мингов в Кокандском каганате, кыргызы в своих претензиях на власть основывались на одной из версий генеалогического древа правителей Кокандского каганата, где говорилось о равном участии в формировании данного рода и клана кыргызов, кыпчаков и мингов.

Несмотря на то, что политическая система кочевников (двух- или трехкрылые политические системы) во главе с каганом имели свои негативы, все же она способствовала в определенной мере консолидации общества, а в некоторых случаях формированию более устойчивых этносоциальных организмов. Наибольшего успеха в этом добились древние тюрки во главе с кланом ашина, огузы, енисейские кыргызы, монголы, которые смогли построить более устойчивые этнические общности.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что клановая организация номадического общества и этнополитические факторы играли важную роль в процессе консолидации кочевых племен Центральной Азии. Аристократический клан играл важную роль в политической жизни кочевников. Клан являлся одним из главных и активных этносоциальных элементов, влиявший на политические процессы в кочевом обществе. Аристократический клан управлял и консолидировал общество, формировал или участвовал в формировании военно-политического союза, государства и империи.

Одним из основных причин создания племенных союзов кочевников являлся способ их производства – скотоводство, требовавшее постоянного расширения пастбищных угодий. Надстройка, общественные институты создавались в зависимости от способа производства кочевников и имели военизированный характер.

Вся жизнь номада, основанная на скотоводстве, зависела от вождя племени, который определял всю политику кочевого общества и именно ему суждено было найти ту нишу в политическом устройстве того или иного региона, которая приходилась наиболее приемлемой для него самого и его народа.

Рассвет и падение государства, распад племенного союза зависели от личностных качеств вождя племени или кагана, являвшегося надобщественным субъектом, живым воплощением сверхъестественной силы – бога, получившим власть от самого Тенира-Неба. Его личность воспринималась в качестве живого божества на земле, что обеспечивало ему статус неприкосновенности и небесной харизмы собирательности, которые распространялись и на членов его семьи.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
24896

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12098

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19353

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31606

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18764

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31385

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19384

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10013

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40524

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
23973

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×