Добавить статью
12:03 16 Мая 2016 7864
Кыргызы - этногенез и история: Чингиз хан и эпос «Манас» С.Ахсикенди
(41 часть)

(Читать сначала)

(Читать 40 часть)

О клане барджугинов. Чингиз хан и эпос «Манас» С.Ахсикенди

b895d205f8742d11cef4ed47451de9fb

Ряд ученых считали Чингиз хана кыргызом. Основанием для выдвижения этой гипотезы послужило совпадение описания миража-человека, первопредка золотого рода барджугинов с внешностью енисейских кыргызов, которые в эпоху Кыргызского Великодержавия мигрировали далеко на восток от Енисея. По мнению И.Березина Алан-Гоа могла родить своих сыновей с европейской внешностью в период Кыргызского Великодержавия от кыргызского военачальника, руководившего монгольскими племенами. Позже мнение И.Березина было поддержано и другими исследователями [244. -C. 40.] Е.Кычанов считал, что Чингиз хан происходил от «омонголившегося» кыргызского рода [244. –С. 40.].

В связи с вышеизложенным отметим, что одним из важных моментов в истории Центральной Азии явилась эпоха Кыргызского Великодержавия, когда енисейские кыргызы смогли взять под контроль всю Степь и подвергнуть ассимиляции тюркских и монголоязычных кочевников Западной Монголии, тем самым включить в свой состав новые этнические компоненты.

Однако ряд ученых полагали, что в эпоху Кыргызского Великодержавия енисейские кыргызы, мигрируя на восток, на территорию Западной Монголии столкнулись с монголоязычными объединениями и многие из них подверглись ассимиляции со стороны местных племен.

Китайский ученый Хань Жулинь, специалист по юаньской эпохе, считал найманов той частью енисейских кыргызов, которые в I-й половине Х века после падения государства юаньской династии ушли на юг. Он обратил внимание на то, что в эпосе «Манас» найманы постоянно упоминаются вместе с кыргызами, будучи в числе верных их союзников. П.Рачневский писал, что найманы и кереиты могли быть частью кыргызского народа или частью этноса Кыргызского каганата. [246. -C. 103-104.] По мнению П.Рачневского, кераиты являлись одним из разделов кыргызов, так как обитали на тех же землях, где жили кыргызы, на реке Иртыш и на Алтае. Он же полагал, что позже предки кераитов, также как и найманов, подверглись монголизации. Е.Кычанов видел в кераитах, найманов, меркитах и татарах народ Великого Кыргызского каганата [245.] Другие же в найманах видели алтайскую группу кара китаев [102. -C. 150-155.].

В период противостояний киданей и кераитов, возглавлявших союз племен цзубу, степные племена разделились на три крупных противоборствующих силы. Первую группу племен возглавляли кидани и найманы, вторую кераиты и кыргызы, которые в то время стали консолидироваться в основном в двух владениях Кыргыз, расположенными на среднем течении Енисея и Кэмкемджиут в Западной Монголии. Третью составляли монгольские племена, имевшие с кераитами дружбу на паритетной основе. Причем, кераиты, имевшие этнополитические связи с кыргызами в эпоху господства киданей, с удовольствием оказывали большие услуги Чингиз хану в начале его политической карьеры, что может указывать на существование этнополитических и этногенетических связей золотого рода с ними в прошлом.

Согласно генеалогии Чингиз хан считался представителем золотого рода, предки которых с древних времен правили племенами Западной Монголии. Генеалогия Чингиз хана, рассказавшая о благородном его происхождении, помогла ему быстро собрать вокруг себя кочевников и в ликвидации своих конкурентов в борьбе за власть.

По преданию, прабабушка Тимучина в девятом колене вдова Алан Гоа родила от своего мужа Добун Баяна двоих сыновей (Бэлгунут/ай и Бугунут/ай), но после его смерти троих сыновей от рыжего человека с лучом лунного света, спустившегося ночью через верхнее отверствие юрты. Алан Гоа назвала их Бугу хатагин, Бугуту салджи и Боданчар. Все трое сыновей рожденные от этого человека имели европеоидные черты лица, имели рыжые волосы и голубые глаза. Род Чингиз хана барджугинов разошелся от одного из троих сыновей Алан Гоа Боданчора. Согласно генеалогическому преданию двое сыновей Добун Баяна отцом своих троих сводных братьев считали некоего Малика Баяута (из рода баяут), которого приютил еще в юности их предок. Однако, Алан Гоа рождение своих последующих троих сыновей связывала с лучом света в образе рыжего человека. Она просила, своих сыновей жить в дружбе и любви, поскольку все пятеро родились из одного чрева [346. -C.153.].

В интересующую нас эпоху кыргызы компактно проживали двух владениях Кыргыз и Кэм-кэмджиут и имели соседство с племенами Баркуджин Токума [389. -C.74.] Рашид ад-Дин пишет: «Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баргуджин Токум, также близки к этой области» [389. –С.74]. По информации Рашид ад-Дина, вышеназванные баяуты представляли род олконутов, которые являлись ветвью кунгиратов.

Большинство из вышеотмеченных племен ранее входили в состав Великого Кыргызского каганата состоявшего из нескольких крупных племен, объединений и вассальных владений. В число вышеназванных племен можно причислить и кераитов, предок которых был выходцем из кыргызской области Кяньчжоу, позже переименованный в Кэм-кэмджиут [389. -C.109.] В то время кыргызами правили представители рода эди (семь).

Примечательно отметить, что в эпоху господства древних тюрков, а затем тогуз огузов алтайские табыны входили в состав их государства. Однако в IX-X вв. табыны вошли в состав Великого Кыргызского каганата. В Минусинской котловине до сих пор сохранилась местность под названием Табынская (или Кыргызская) земля [353.-C.99-100.]. По данным в «Дафтар-и-Чингиз намэ» имена предводителя табынов Майкы бия и башкирских кыргызов Калдар бия упоминались в качестве князей, оказавших помощь Чингиз хану стать ханом.

По данным этнографических материалов и генеалогических преданий, кыргызы имели тесные этнополитические и этногенетические связи с племенами Баркуджин Токума, что подтверждается кыргызскими генеалогическими преданиями. Отсюда можно полагать, что часть вышеуказанных племен в купе кыргызами и монголами мигрировали в Семиречье в эпоху монголов. В этническом составе кыргызов конгираты встречались под названием конурат. В Алайском районе Кыргызстана кыргызское племя баргы представляет одно из главных племен данного региона. Здесь же в местности Жылуу Суу обнаруживается небольшая компактная группа конуратов. В родоплеменном составе последних есть род под названием тумат. Здесь же встречается местность Туматай.

Отсюда можно полагать, что из вышеназванных племен Баркуджин Токума близкие к кыргызам отношения могли иметь баргу, тумат, найман и баяут, названия которых и по сей день сохранилось в этнономии кыргызов в качестве имен племен и их родовых подразделений. Здесь же отметим, что племена кунгираты и салджигуты, возводившие свое происхождение к потомкам Алан Гоа тоже имели связи с кыргызами. По нашему мнению, кунгираты и салджигуты были теми группами, которые в эпоху кыргызского Великодержавия входили в состав Кыргызского владения Кэмкемджиут. По происхождению, они были родственны с кераитами и кангалами (кангач-эчжи) Западной Монголии. Этноним «кунгират» (или кыргызский «конурат») можно сблизить с названием енисейских кыргызов «кангорай» (или «кангурай») и якутским «кангалас» [231. -C.157; 76.-С.23,35.].. Согласно генеалогии конгираты (конраты), также как и кыргызы, имели тамгу ай (луна). Салджиуты, получившие свое название от тюркского слова «саал» («плот», «изготовитель плотов»), также могли представлять тюркское таежное племя.

Основываясь на вышеизложенном, можно полагать, что генеалогическое предание о детях Алан Гоа могло быть составлено на основе легенд о происхождении средневекового племени табын («пять»; в прошлом входившего в круг племен кангаро-печенегов), которое обитало в VIII-IX вв. в степях в Западной Монголии, где по сей день сохранился топоним «уч табын» («три табына»). Антропоним «добун баян» (от монг. «табын»; пять родов) легко сравнить с средневековым этнонимом «табын» («пять»).

В таком случае, происхождение рода барджигинов и племени кият (кый/т) могло быть связано с племенами кыргызов, табынов, кыпчаков и огузов Западной Монголии, которые после событий 840 года вошли состав Великого Кыргызского каганата. Возможно, происхождение киятов могло быть связано с кый кыпчаками. В эпоху Кыргызского Великодержавия покоренные новым хозяевам тогуз огузовские племена управлялись представителями аристократического рода кыргызов. Очевидно, что легенда о детях Алан Гоа рассказывает о слиянии трех европеоидных (кыргызских) племен с двумя местными родами Западной Монголии. Возможно, об этом же говорит этноним «кият», который сходствует с первой частью этнонима «кый кыпчак».

В таком случае, генеалогия Чингиз хана действительно могла иметь связь с тувинскими монгушами (ман +огуз), которые живут вместе с племенами кыргыс, куулар в районах Баян Талаа Ховузу в Туве [301. -C.125, 130.] Видимо, предки монгушей попали в зависимость от новых хозяев Центральной Азии кыргызов в середине IX века. По этому поводу этнограф И.Молдобаев писал, что, по преданиям, Чингиз хан происходил от монгушей. Он родился в местечке Монгут (в бассейне реки Онон) и, якобы, создал государство Монгут. И.Молдобаев отмечал: «монгут, монгуш, монгул, мингат обозначали название одного и того же народа. Киргизские мунгуши происходят от этих монгушей. По рассказам стариков, они откочевали на территорию Киргизии примерно лет 300 тому назад.» [299. -C. 95.]

Следовательно, ученые справедливо считали, что в середине IX века, после установления Кыргызского Великодержавия енисейские кыргызы, мигрируя на восток, смешались с монголоязычными племенами края. Очевидно, в результате этого, к эпохе усиления киданей в Монгольских степях появились новые общины кочевников, которые представляли смесь кыргызов и монгольских племен. Верхушку этих общин, несомненно, могли представлять кыргызы. На это указывают и сохраненные термины «кыргыз», «баяут» и «малик». Если первые двое имели связь с средневековыми этнонимами «кыргыз» и «баяут», то третий «малик» («правитель») имел арабское происхождение, что возможно, соответствовало кыргызскому титулу «инал» и китайскому «ван» («король»).

Отсюда можно полагать, что одними из главных причин того, что кыргызы не смогли организовать должного сопротивления киданям в эпоху завоеваний Елюй Амбаганя в Х веке могли быть, во-первых, часть кыргызских племен Западной Монголии к тому времени уже начало свою миграцию на Север, в направлении Якутии. Прежде всего, это были группы праотцов саха-якутов Омогоя и Еллея, Сарыбая Тойона и предки хори, хори туматов [301.-C.132.] и другие. Во-вторых, к тому времени кыргызы, огузы, осколки древних тюрков уже были подвергнуты монголизации. Так как еще в Х веке был создан новый племенной союз Цзубу, состоящий из монголо-тюркских племен найманов, кераитов, татаров, киданей, отдельные из которых представляли кыргызов или их родственников, или управлялись омонголившим кыргызским кланом. В-третьих, отдельные племена Алтая, в частности найманы и другие, симпатизировали киданям. Чуть позже они добровольно вошли в состав Киданьского государства, составляя их алтайкую ветвь. Это давало возможность Елюй Амбаганю, практически без боя овладеть Монгольскими степями.

В связи с вышеизложенным, отметим, что в версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди довольно красноречиво рассказывается история развития кыргызско-кераитских взаимоотношений в период господства киданей и дружбы Ван хана кераитского с Чингиз ханом. Как нам кажется, данная версия «Манаса», прежде всего, составляет идеологическую основу эпохи возрождения кыргызского народа, его борьбы за независимость и свободу против экспансии киданей.

В «Манасе» С.Ахсикенди рассказывается о периоде возрождения и этнополитических связах кыргызов с кераитами, кыпчаками, моголами и другими племенами Алтая и Тянь-Шаня. О взаимоотношении с Золотой Ордой. В «Манасе» С. Ахсикенди главная роль отводится Онг хану (главе Ван хану кераитскому) [33.-C.35-36.]. Важным моментом является то, что в нем, хоть и с напластованиями, сохранены сюжеты миграции кыргызов в купе с кераитами и монголами на запад в связи с завоеваниями Чингиз хана Средней Азии.

В версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди в эпической форме рассказывается о событиях XIII-XIV вв. Отдельные события, упоминались в позднейших версиях великого кыргызского сказания «Манас» и генеалогических преданиях, взаимно дополняя друг друга. В версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди рассказывается о формировании Чингиз ханом и его другом Ван ханом Монгольского государства, о воинах между Чингиз ханом и Он хана с Буйрук ханом найманским. По версии эпоса «Манас», Чингиз хан и его друг Онг (Ван) хан кераитский совместными усилиями сформировали Монгольское государство. Далее говорится об отношении Чингиз хана с Жамухой, уничтожении государства Таян хана найманского, провозглашении Чингиз хана владыкой всех монгольских племен и о походе Чингиз хана в Среднюю Азию. После Чингиз хан и Онг хан кераитский организовали поход в Среднюю Азию. Онг хан руководил правым и левым крылом его войска, а сыновья монгольского владыки Джучи, Чагатай, Угэдей и Тулуй принимали активное участие в захвате городов Средней Азии.

По мнению Чингиз хана, род Онг хана происходил из потомственных царей, за что он заслуживал уважение у монгольского владыки. После захвата Бухары, Чингиз хан за большие услуги дарит Онг хану Ташкент. В сказании Онг (Ван) хан представлен выходцем из страны Адыл (Итил), где ранее находились сначала земли печенегов, потом кераитов, а после Золотой Орды. По преданию, после смерти Онг хана преемником хана стал его сын Токтамыш хан. Царство было разделено между Токтамыш ханом и Анга Торе, которые были двоюродными братьями. Первый правил в Золотой Орде, а второй Моголистане [33. -С. 35-82.]

Следовательно, данный сюжет, с одной стороны, как бы подтверждает участие в походе Чингиз хана в Среднюю Азию кераитов и кыргызов, с другой стороны дополняет данные дошедшие до нас исторических источников и генеалогических преданий о кераитах, потомках Онг хана и кыргызах.

В другом разделе рассказывается об отношении Онг хана и сына Каркыры - Джакыпбека, правителя кыргызов. Онг хан постоянно оказывал поддержку и помощь молодому Джакыпбеку, правителю владения Каркыра. Центр его владения находился в Кара Кыштаке в долине р.Талас. Однажды калмаки во главе с Чунча напали и захватили его резиденцию Кара Кыштак. Онг хан оказывал помощь Джакыпбеку, выделив 10 тысяч монгольского войска, но оно было разбито. Тогда Онг хан лично выступил против калмаков, выдворил их из Каркыры и вновь возвратил Джакыпбеку его ставку Кара Кыштак. После он возвращается к себе в Ташкент. Далее говорится, что от Чунчи калмака родился Жолой, от Джакыпбека родился Манас, а от Онг хана - Токтамыш хан, а от Халоку (Алооке) - Абакган. [33. –С. 35-45.].

В «Манасе» С.Ахсикенди также рассказывается о Токтамуш хане, его союзниках Анга Торе (двоеродный брат Токтамыш хана), правителе кыргызов Манасе, Ак Тимур Кыпчаке и их борьбе с могольскими князьями Камар ад-Дином, Ильяс кожо и т.д. [33. –С. 46-83].

Следовательно, сведения С.Ахсикенди о кыргызо-кераитских отношениях в эпосе «Манас», подтверждают, во-первых, о существовании между енисейскими кыргызами и кераитами этнополитического союза в их совместной борьбе против киданей (кара китаев), во-вторых, данные источников о родстве канглов и кераитов, которые мигрировали в страну своих западных соплеменников в связи с усилением монголов. В-третьих, это также подтверждает наше мнение о том, что енисейские кыргызы являлись восточной частью кангюйцев. В-четвертых, роль и значение владений Кыргыз и Кэмкемджиут в консолидации кыргызских племен в периоды господства киданей и монголов.

Как нам кажется, если верить сведениям версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди, то кыргызы активно поддерживали правителей кераитов, в том числе и Ван хана, в период их борьбы с киданями (кара китаями) и найманами, которые разбили их силы в 1199 году. В 1203 году кераиты, а чуть позже, в 1206 году, енисейские кыргызы были покорены Чингиз ханом. Оба эти владения вошли в состав единой Монгольской империи. В 1218 году Чингиз хан, полностью уничтожив силы найманов, организовал поход в Среднюю Азию, в котором участвовали и силы кераитов, и кыргызов.

Следовательно, эпос «Манас» С.Ахсикенди составлял идеологическую основу борьбы кыргызов за сохранение своей национальной независимости против киданей (кара китаев) и монголов. Очевидно, что после событий 1199 года часть кыргызов мигрировала вкупе с кераитами на Тянь-Шань, другая часть - вместе с кераитами и монголами - в период завоевания Чингиз ханом Средней Азии, а третья (бахрины и черики) - после образования государства Хайду, что подтверждается историческими источниками. В XIII-XIV вв. отдельные из них имели свои улусы в Семиречье. Весь этот процесс представлял консолидацию кыргызских племен на Тянь-Шане и рассказан в эпосе «Манас» С.Ахсикенди, составившего идеологическую основу миграцию на запад и консолидации кыргызских племен на Тянь-Шане в монгольский период.

В таком случае, «Манас» С.Ахсикенди подтверждает огромную роль и значение правителей кераитов и их улуса в консолидации кыргызских племен. Сведения С.Ахсикенди подтверждаются данными исторических источников, где рассказывается о тесной этнополитической связи енисейских кыргызов с племенами Западной Монголии в эпоху Чингиз хана. В 1218 году кыргызы поддержали туматов и мятежного принца найманов Кучлука, восстав против монголов.

Следовательно, можно полагать, что в процессе консолидации кыргызских племен немаловажное значение играло владение Кыргыз и Кэмкемджиут в Туве, где ведущую роль в управлении улусом играли кыргызы и кераиты. Как нам кажется, в состав Кэмкемджиута входили кераиты, канглы (кангачи), туматы, хабханасы, кыргызы, азы, баргу, баяуты, мелиге (меркиты), предки монгушей, кууларов и др.

В «Манасе» С.Ахсикенди приводится родословная кыргызов, которая представляла новое формативание кыргызских племен. В ней мы не обнаруживаем названия племен, приведенных Гардизи в XI в. Однако названия отдельных из них встречаются в родоплеменной структуре в качестве имен родовых подразделений кыргызов. Например, азык (род аз), желден/пл. бугу/(чилдег), беш терек/пл.саяк/пять тополей (род поклонявшийся красивым деревьям), уйлар/пл.канды (род поклон. корове), кушчу (род поклон. соколу) [36.-C. 75, 93,115, 140, 208.].

По мнению ученых, данная родословная народа была сложена в период правления Мухаммеда Кыргыза, объединившего все кыргызские племена под свое единоначалие в XVI в. По Ахсикенди кыргызы имели трехкрылую систему управления – правое, левое крылья и ичкилик. Предками кыргызов назывались Ак уул и Куу уул. От первого произошли все роды правого крыла, разошедшиеся от Отуз огула и отпрыски Салузбека-Булгачи. К потомкам Отуз огула относились Адыгине, Тагай бахадур, Кара Багыш и Мунгкуш. От Тагай багадура и его сыновей произошли следующие роды – кулан, гылджыр, богорустон, кара чоро, саяк, доолос, йадгер, бугу, солто. От Салусбека-Булгачи разошлись племена бостон, теит, джоо кисек, доолос, хыдыршах, кангды. К объединению Куу уул относились племена басыз, лалым кушчи, ай баш мундуз, чон багыш, саруу, сунджек хытай [260. -C. 226-227.].

Анализ генеалогии и форматизации кыргызских племен подтверждает участие в процессе консолидации кыргызского народа не только племен Алтая и Тянь-Шаня, но и Западной Монголии. Например, адыгине (ветвь баргы - кара баргы, сары баргы, таз баргы) и племя мункгуш, которые находили свои аналогии в Западной Монголии.

Согласно родословной народа, предок кыргызов Долонбий возвратившись из кара китайского (XII век) плена, женился на девушке Монмош (Монгуш). Ребенка, рожденного от этой девушки, назвали Монмош (Мунгуш). От него произошли все роды кыргызских монгушей. Позже, когда Чингиз хан подчинил себе Саяно-Алтайский край и владения кыргызских правителей Ырыса (Урус инала) и Сабатая, признавших власть монгольского владыки, Долон бий (брат Ырыса) и Муратай (брат Сабатая) бежали на Тянь-Шань, в горы Азирета Айыпа (Андижан) в Ферганской долине. Долон бий обосновался в Андижане. Муратай в Ходженте. [36; 372.-C. 12-16, 23.] В родоплеменном составе вышеотмеченных мунгушей встречался род соколок, находивший свою аналогию в структуре сары уйгуров в форме «сокалык», что указывает на миграцию определенных групп кыргызов через территорию Восточного Туркестана.

Стало быть, родословная кыргызов также подтверждает роль и значение Западной Монголии в консолидации и миграции енисейских кыргызов на Тянь-Шань. Следовательно, кераиты, канглы, кыргызы, мигрировавшие на Тянь-Шань в XIII-XIV вв. возвращались на свои западные земли, в страну Кангюй, центральными районами которой были долины рр.Или и Талас. Восточные пришельцы мигрировали на запад через древние земли тюргешей согэ в Восточном Туркестане, поэтому мы в именах потомков Анга Торе по линии Мухаммедбека (племя монолдор) встречаем антропонимы саку и бакы, в родоплеменном составе кыргызских племен монолдоров согу и бакы, нойгутов сакы и бакы, мунгушей соколок, сары уйгуров сокалык.

Следует отметить, что в версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди найманы не упоминаются, также как и в поздних версиях эпоса не говорится о кераитах, Онг хане и Анга Торе. Более того, в поздних версиях сказания найманы вместе с нойгутами (онгуты) выступают в качестве основных союзников Манаса и кыргызов, что говорит о существовании отдельных кераитской и найманской версий эпоса «Манас». И это вполне объяснимо, так как и кераиты, и найманы в одно и то же время имели самостоятельные конкурирующие между собой государства. После событий 1199 года, когда Буйрук хан разбил кераитов и выдворил их в Монгольские степи, найманы стали единственными хозяевами Алтая. В связи с этим, в поздних версиях эпоса «Манас» указывалась значительная роль найманов и нойгутов как основных союзников Манаса и кыргызов, а кераиты были забыты. Очевидно, с истечением определенного исторического времени, кыргызские сказители эпоса «Манас» более молодого поколения, рассказывали историю народа в тесной взаимосвязи с новыми хозяевами Алтая - найманами, упуская из виду эпоху господства кераитов на Алтае.

Однако кераиты, выбитые найманами в Монгольские степи и в последующем поступившие на службу к Чингиз хану, имея этнополитические связи с енисейскими кыргызами, смогли сохранить отдельную кыргызско-кераитскую версию «Манаса» записанную С.Ахсикенди в XVI веке, которая включила в себя историю формирования Чингиз ханом вместе с кераитами Монгольской империи. В эпосе встречаются схожие сюжеты, имевшие отношения к личности Чингиз хана и эпическому герою Манасу. К примеру, как Чингиз хан в родословных данных, так и герой эпического произведения Манас родились со сгустком крови в руке.

Отсюда можно утверждать, что версия эпоса «Манас» С.Ахсикенди посвящена истории формирования Чингиз хана вместе с кераитами Монгольской империи, а также походу монгольского владыки в Среднюю Азию, миграции кераитов и кыргызов в Семиречье, истории Золотой Орды, государства Хайду, Моголистана и кыргызов в монгольский период.

Как нам кажется, в монгольский период эпос «Манас» продолжал отражать и пропагандировать исторические события и политические процессы с участием кераитов, кыргызов и кыпчаков, но только теперь в составе государства и империи Чингиз хана. Версия эпоса «Манас» С.Ахсикенди стала отражать историю формирования Чингиз ханом с помощью его крестного отца Ван хана кераитского Монгольской империи. Т.е. история монгольской империи пропагандировалась как продолжение истории Кераитской государственности. Очевидно, тем самым кераиты, кыргызы и кыпчаки пытались идеологически обосновать свою роль и место во вновь созданной империи Чингиз хана.

Поэтому ключевым моментом сказания становится поход Чингиз хана и Ван хана в Среднюю Азию, куда были переселены кераиты, кыргызы и кыпчаки в монгольскую эпоху. В качестве отправной (отсчетной) точки новой истории кераитов, кыргызов и кыпчаков на западе выбрано покорение средневекового города Бухара в 1220 году. После этих событий Чингиз хан за большие заслуги перед Монгольским государством потомкам Ван хана разрешил сформировать собственное владение на севере, коим был улус Тайбуга. Т.е., тем самым, в эпосе пропагандируется идея признания Чингиз ханом и его потомками заслуг кераитов, кыргызов, кыпчаков перед Монгольской империей и последние признаются как равные ее соучредители, а также основатели и защитники интересов чингизидов во вновь образованных улусах и государствах в западных землях.

В этом смысле эпос «Манас» становится идеологической основой Золотой Орды, как одного из центральных княжеств на западных землях Монголии, которая по своей воле вершила историю и судьбы народов на западе от Енисея. В соответствии с вышеизложенным, эпос «Манас» заключает в себе ряд политико-идеологических основ: первое - создание Монгольского государства (Чингиз хан с помощью своего крестного отца Ван хана); второе - обоснование участия в покорении Средней Азии и взятии города Бухара кераитами, кыргызами и кыпчаками; третье - идеологическое обоснование создания Золотой Орды как одного из центральных княжеств на западных землях Монголии; четвертое - признание власти чингизидов и главного темника Ногая в Золотой Орде, особенно Токтамыш хана; пятое - обоснование роли и места канглов, кыргызов, кыпчаков, аз ширинов баринов (бахринов), аргынов в Золотой Орде; шестое - признание улусов Анга Торе, Салучи Булгачи, Кыпчак, Бахрин, Канглы, Кераит, Аргын как соучредителей государства Моголистан.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
3355

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
4995

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
9784

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
4189

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
8962

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
7644

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
4284

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
24493

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
11316

12-04-2018
О происхождении клана Тайбуга
6067

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×