Добавить статью
12:53 17 Мая 2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века

160517_3 Данная работа является публикацией этнографических материалов российского ученого Федора Артуровича Фиельструпа (19.02.1889-07.12.1933). Она посвящена обычаям и обрядам кыргызов и других тюркских народов начала XX века в самых разных областях быта, прежде всего обрядам, связанным с рождением и воспитанием ребенка, свадебным и погребально-поминальным. Книга дает представление о хозяйственной деятельности, празднествах и развлечениях, традиционной социальной структуре кыргызского общества, архаичных пластах мировоззренческой системы кыргызов.

Редакция предлагает вниманию читателей фрагменты книги Ф.А.Фиельструпа.

160517_1

Глава первая

Обряды жизненного цикла

Свадебные обряды у кыргызов. Формы брака и развод

Кыдыр, Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

Браки заключались главным образом внутри сословий: манапы между собой, баи между собой, так же и бедняки. Стоящий в социальном отношении выше мог взять себе жену из бедного сословия, но редко когда отдавали дочерей замуж в низшее сословие.

Беспрекословное подчинение воле родителей.

160517_4

Белек Солтонаев

1. Белкуда — сваты по дружбе, если, например, один обязан жизнью другому. Соглашаются еще до рождения детей поженить их, когда они родятся и вырастут.

2. Куда — брак по политическим соображениям, например, для объединения двух родов и усиления своей группы.

3. Куданда — сваты по кровной дружбе, когда появятся соответствующие дети.

4. Сөөк куда — «сваты одной кости», для поддержки родственной связи. Например, мой сын женится на дочери брата моей матери. Сөөк түштүм — породниться через брак кого-нибудь из своих, стать сватами.

Товака, адигине, Ошский окр., Бельбашат под Чолкунду

Белкуда (бел — поясница, позвонок) — сосватавшие друг за друга своих еще утробных детей.

Сагимбай Оркобаев, солто, местн. Сарыбулак

Тамыр — друг до смерти. Обряд заключения дружбы состоит в присяге на Коране — Куран кармашты (дашты)1. Перед церемонией созывают народ, режут скотину и угощают приглашенных. Звание “тамыр” дает известные права человеку в смысле “хозяйничанья” в юрте друга, если при посещении его не оказалось дома; распоряжения его исполняются женщинами и джигитами беспрекословно, как приказания хозяина. Вступление в такой союз обязывает обоих не отказывать друг другу ни в каких просьбах, и подчас тамырство заканчивается судебным делом, когда один из друзей злоупотребляет своими правами и в то же время недостаточно уступчив2.

Умыкание невесты

Сатывалды, бугу, местн. Сарыбулак

В прежнее время редко воровали невесту.

В случае умыкания невесты приходили в большом числе, связывали родителей, увозили ее саму и все содержимое кибитки, постель и пр.

За кражу невесты полагался штраф, и собиравшийся увозить девушку считался с этим и готовился к штрафу, состоявшему из полного калыма плюс 9 голов скота. По меньшей мере, дополнительных.

160517_5

Киргизы племени саяк. Сон-Куль. Фото Ф.А.Фиельструпа.

Волосы невесте в две косы заплетала впоследствии свекровь3.

Умыкание совершалось и в случае, если отец невесты после заключения договора и получения части калыма передумает и захочет отдать свою дочь за другого.

Зордук — умыкание силой.

Эриштик айвы — штраф за невыполнение договора (л. 38).

Садвакас Хожакин, Сон-Куль

Алакачу келди — украсть невесту в случае, если она просватана уже за другого.

Саяк, пер. Каравос, приток Нарына

Тайный увоз девушек практиковался мало. В случае увоза за вором гнались и невесту отнимали на дороге. Если же похититель успевал ее увезти, то приезжали требовать калым или девушку обратно. Увозили ее в свой аул; если аул слаб и не мог внушить преследователям уважения к себе, то происходили драки. Жених увозил свою невесту, чтобы заплатить меньше калыма, — условия ставил тот, у кого находилась девушка. Особых церемоний примирения между родителями той и другой стороны не было.

Расторжение сватовства

Кыдыр, Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

У Сагимбая Оросбекова был случай. Старшая его сестра была просватана, но убежала к сыну волостного, за которого хотела выйти замуж. Когда приехал сговоренный жених и потребовал ее, родителям пришлось уплатить шесть верблюдов, 15 лошадей-пятилеток, 15 четырехлеток, 15 трехлеток, 15 двухлеток, 60 чапанов и хорошей материи, 60 баранов, 60 рублей. Волостного отстранили от должности, и он уплатил еще 3x94 лошадей и три верблюда суду (биям и манапам) — иначе родителей невесты и волостного убили бы.

Нерушимость брака в домусульманские времена

Солтон сары, Жингиш ажи5, Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

Брак в прежнее время, до мусульманства, был нерушим. Развод (талак) появился только с усилением мусульманства.

Кокумбай Жинин

Развода в прежнее время не бывало. Даже брак решенный, пока жених и невеста еще в люльке, по произнесении обычной формулы: «Аллах Акбар», т.е. бата6 являлся нерушимым и в случае смерти одного из сговоренных до брака вопрос о замещении решался обычным порядком.

Развод

Токузбулак, западный берег Иссык-Куля Кыдыр

Талак (бир талак, уч талак)7 — слова, сказанные мужем жене, после которых брак считается расторгнутым. Эти слова не имеют силы в случае ее беременности до родов или если муж находится в невменяемом состоянии (пьян, лишился рассудка и пр.).

После развода женщина может выйти замуж через три месяца, когда выяснится, что она не беременна {? — Ф.Ф.). В случае, когда разведенные пожелают вновь сойтись, а развод произошел после слов «бир талак», они могут сочетаться браком в любой момент. Если же развод сопровождала фраза «уч талак», то женщина должна побывать предварительно замужем за другим человеком; после брачной ночи снова должны пройти три месяца до того, как она, разведясь с новым мужем, может выйти за прежнего.

Домусульманский обряд бракосочетания

Белек Солтонаев, Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

До мусульманства брак заключался следующим образом:

1. Спрашивали о согласии у обеих сторон, потом два человека брали за концы прут, а третий перерезал его пополам посередине; концы кидали в разные стороны. Так же поступали и при заключении всяких условий и договоров.

2. Муж и жена, порезав себе подушечки пальцев, сосали кровь друг у друга.

3. Ок тиш теген (букв, «белые зубы коснулись пули». — Б.К., С.Г.) — оба «закусывали пулю», оставляя на пуле следы своих зубов и потом хранили ее. Если один изменит, то пуля эта убьет его. Так же делали и при заключении дружбы8.

Клятва: Сен мени таштасан — Сени ок урсун,

Мен сени таштасам — Мени ок урсун.9

Кокумбай Жинин

Прежде брак совершался и без муллы, с помощью человека, знающего какую-нибудь молитву. Платой за бракосочетание был ала кииз. До брака жених и невеста произносили клятву верности и “закусывали” при этом пулю при первом же посещении женихом невесты.

Предполагают, что брак совершался без муллы при помощи посредника, который спрашивал о согласии той и другой стороны при свидетелях, и только.

р.Макмал-Нарын близ Тогуз-Торо

Пулю «закусывали», завершая клятву, двое непросватанных, пожелавших друг друга самостоятельно.

Бозбаштык, Токузбулак, западный берег Иссык-Куля

В прежнее время, когда муллы были редки, бракосочетание совершалось одним рукопожатием.

Читать продолжение

1 Курон кармашты — поклялись на Коране. От Курон кармаш — поклясться на Коране: произнося клятву, целуют Коран, прикладывают ко лбу и возвращают. (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 44 8).

2 Запись о тамырах приведена Ф.А.Фиельструпом в этом разделе, видимо, потому, что тамыры очень часто клялись породниться, т.е. стать сватами, и тем самым еще больше скрепить свою дружбу. О такой клятве тамыров см.: Аргынбаев Х.А. Семья и брак у казахов. Автореф. дис… д-ра истор. наук. Алма-Ата, 1975. С. 67.

3 Переплетение девичьей косы в две (женская прическа) — символ перехода девушки в другую (следующую) возрастную группу (см. об этом ниже). Обычно это делали мать или кто-то из женщин со стороны невесты. При умыкании невесты, т.е. при не совсем традиционном пути перехода девушки в следующую возрастную группу, это вынуждена сделать ее свекровь.

4 Свадебные подарки (калым, а также подношения, штрафы и т.д.) у народов Средней Азии и Казахстана исчислялись обычно “девятками” и назывались токуз, токызлык и т.д. (Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. Л., 1969. С. 106, 118, 140; Пещерева Е.М. Свадьба в ремесленных кругах Каратага // Семья и семейные обычаи у народов Средней Азии и Казахстана. М., 1978. С. 181; Есбергенов X., Атамуратов Т. Традиции и их преобразование в городском быту каракалпаков. Нукус, 1973. С. 67; Юдахин К.К. Указ. соч. С. 741). 2 X 9, 3 X 9 и т.п. означает, что дарили две или три “девятки” скота. И вообще число 9 — магическое, приносящее, видимо, удачу, счастье, фигурирует во время свадебных церемоний у многих народов мира (кроме указанных выше работ, см.: Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971. С. 232; Лобачева Н.П. Различные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана / / Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975. С. 304; Толеубаев А .Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов XIX - начало XX в. Алма-Ата, 1991. С. 33—34. Там же приведена и литература).

5 Ажи — то же, что хаджи, т.е. человек, совершивший паломничество в Мекку.

6 Бата — одно из значений слова: молитвенное напутствие, благословение, которое совершалось после угощения при окончании или начале сговора, какого-либо дела; выражало удовлетворение результатами или пожелание успеха (Юдахин К,К. Указ. соч. С. 116).

7 Талак — развод (супругов); бир талак — однократный развод; уч талак — троекратный развод. Для того, чтобы троекратный развод стал действительным, достаточно три раза произнести слово «талак», дальше следуют только формальности (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 695).

8 С появлением мусульманского бракосочетания карающую функцию для неверного супруга стала выполнять не пуля, а «венчальная вода» (см. о ней ниже), как например, у казахов (Толеубаев А .Т. Указ. соч. С. 25).

9 Букв. «Если ты меня бросишь, Пусть тебя сразит пуля,

Если я тебя брошу, Пусть меня сразит пуля».

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Прочие обычаи
(39 часть)

Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Игры
(38 часть)

Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Развлечения - как проводили шерине 100 лет назад
(37 часть)

Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Жертвоприношения, празднества, магические действия
(36 часть)

Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: «Несчастливые» дни недели
(35 часть)

Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Названия месяцев
(34 часть)

Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Календарь и астрономия. Новый год
(33 часть)

Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Врачевание
(32 часть)

Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Земледелие и охота
(31 часть)

Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Обряды, связанные с хозяйственным бытом. Скотоводство
(30 часть)

Еще статьи

X
Для размещения комментария авторизуйтесь
Нет аватара
alimyrza9377
18:21, 18 ноября 2016
бул китепти кайдан тапса болот кызыктуу керек создор бар экен
АКИpress. Новости Кыргызстана, которые интересуют всех.


Закрыть