Добавить статью
10:19 19 Мая 2016 22632
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Сватовство
(2 часть)

(Читать сначала)

Глава первая

Обряды жизненного цикла

Свадебные обряды у кыргызов

160112_10

Сорорат (обычай женитьбы на младшей сестре умершей жены или невесты)

Кыдыр

В случае смерти невесты либо ее сестра занимает ее место, либо калым возвращается.

Сватовство

Жингаш ажи, p.Тюп

Когда наступает время совершения брака, отец жениха1 едет на сговор к отцу невесты с одной лошадью. Жених посещает невесту и до того.

Бозбаштык

Арачи — «шпион», которого посылает отец мальчика к незнакомому еще ему человеку, дочь которого он предполагает взять за сына, с тем чтобы тот высмотрел все и донес ему, насколько удачен его предполагаемый выбор.

Жуучи — посланный отцом мальчика узнать о принципиальном согласии отдать дочь за него.

Кыдыр, старик

Перед сватаньем отец жениха в разговоре обиняком выясняет о готовности отца девушки с ним породниться. Потом предупреждает, когда приедет для сговора насчет калыма. До того они подарков друг другу не делают.

Жантели, рч. Большой Кемин

Сговора о количестве калыма не было — давали после свадьбы2. На сговор отец жениха гонит несколько голов скота, которые потом включаются в калым. Выплата его могла начаться с этого момента.

Сарыбагыш

В младенчестве мальчика отец его, желая сосватать ему жену, едет к отцу избранной девочки, ночует у него (ему режут барана). На следующее утро гости и хозяин выходят в степь и говорят о деле (не о калыме). В случае согласия по возвращении домой он собирает своих близких родственников-мужчин (10-12 человек) и едет с ними уже парадно сватать, взяв с собой 2x9 или 3x9 крупного рогатого скота, среди которого непременно одну хорошую лошадь. Вместе с тем, зарезав и сварив двух хороших баранов, кладут их в мешки и везут с собой, навьючив на эту хорошую лошадь; ко лбу ее привязан кусочек ваты, чтобы отношения между отцами обоих детей были хорошими3.

По приезду к отцу невесты скот дается ему в подарок, мясо тоже отдается в его хозяйство. Приехавших угощают, зарезав барана, и оставляют ночевать, а наутро богатый человек раздает всем по халату (шелковому и др.), после чего гости уезжают, не говоря больше о деле. До того как дети вырастут, отношения между семьями поддерживаются через женщин, причем всегда жениховская сторона дарит и отдаривает скотом, а невестина — халатами4.

Садвакас Хожакин

Сватают девочек разных возрастов. Сватает либо сам отец, либо другого посылает. Собирает ближайших родственников — двух-трех мужчин (женщины не участвуют в сватанье), и едут уговариваться, без подарков. Приехав, все рассаживаются в юрте по рангу, разговор о сватанье начинает один из родственников, обычно только о согласии породниться (если речь идет о детях), либо тут же переходят к договору о размерах калыма (если сватают взрослых). Потом сваты едут домой и дома сообщают о результатах переговоров.

Через неопределенное время едет отец жениха с одной-двумя лошадьми или верблюдами к отцу невесты (кулдук уру — с поклоном), предупредив об этом его заранее. Эти лошади — первый подарок; такие подарки преподносятся 1-2 раза в год, до момента заключения брака. Отец невесты в ответ дарит чапан или халат5. Во второй раз приезжает с девятью или 18-ю головами скота, режет барана и, сварив мясо, кладет в мешок и везет с собой (той тушурдо).

Сагимбай Оросбеков

Сватать приезжает сам отец, один или в сопровождении товарищей. Отец намеченной девушки соглашается, но требует в калым один куль6, например. После договора калым выплачивается частями. Если отцу невесты нужна скотина, он посылает за нею к отцу жениха, и тот обязан дать ее, хотя бы пришлось брать у кого-нибудь взаймы.

Каракольский уезд, долина р.Тюп

Отец посылает человека спросить, желает ли избранный с ним породниться. Особой словесной формулы для такого предложения нет. Посланец идет без каких-либо подарков. В случае согласия, отец вместе с родственниками, взяв с собой девять голов скота (одного верблюда, лошадей и коров), отправляется в гости к отцу жениха. Отец невесты режет барана, перед отъездом гостей он передает отцу жениха киит7, состоящий из восьми одежд и одного куска полотна (маты или другого белого материала) в восемь аршин, который называется актык8. Последний разделяется между спутниками отца жениха, чем они как бы подтверждают согласие своей стороны.

Чапаны полученные: один парчовый (кымкап), другие из разных материй. Во время этого визита отец жениха встает, кланяется (кулдук рат) отцу невесты, просит сказать ее имя и обещает еще одну лошадь, а отец невесты спрашивает имя жениха таким же порядком и дает чапан (сейчас или после)9.

Батырхан, долина р.Тюп

Спрашивание имени невесты и жениха происходит, когда уговорятся о браке в первый раз.

Жингиш ажи

Отец жениха начинает посылать скот с момента уговора о браке, пока жених еще ребенок.

Жанызак, солто

После договора отец жениха готовит один кап (мешок) боурсака, двух баранов, затем обходит родственников, прося дать ему скот: «Кошорун барба?» (Есть ли у вас что-нибудь для калыма?). Среди скота, который он таким образом наберет для калыма (калын мал)10 есть одна-две головы отменно хороших. Лучшей лошади или лучшему верблюду (баштөө)11 привязывают ко лбу кусочек ваты.

Все давшие скот отправляются вместе с отцом жениха в гости к отцу невесты. Берут с собой музыканта, забавника (майрам пос, ырчи, чертмекчи)12.

Отец невесты приготовился к встрече гостей, собрались у него и его родственники, чтобы выбрать себе подарки из того, что гости пригнали. Осматривая скот, они делают себе отметки и потом говорят отцу невесты, кто что хочет себе взять13. Привезенное угощение (боурсак, баранина) съедают, а сватов угощает хозяин.

После угощения родственники невесты выходят (из кибиток) на совещание: что дать гостям в киит. Каждый, выбравший себе подарок из калыма, должен дать в ответ либо вещь, либо деньги14. Бывает, что сваты намекают на желание получить в киит деньги, но обычно, когда их спрашивают, говорят, что им все равно. Дают шубы, халаты, ткань, лошадь; матери жениха: элечек, чапан, кымкап (парча). Иной сват дает киит только в половинном размере. Бывает, что гости просят в киит баранов.

Над приезжими киргизы не шутят — это казахский обычай15.

Кокумбай Жинин, рч. Макмал

Вторую жену при жизни первой сватает она (свекровь) с другими женщинами (не по обычаю, а только фактически). Если же первая жена умерла, то ее родственники. Если же парень женится первым браком по смерти своего отца, то жену ему сватают его родственники.

Визиты обеих сторон до свадьбы

Жанызак, солто

До свадьбы стороны обмениваются визитами. Когда отец невесты приезжает к свату, тот дает ему лошадь. При первых визитах обмениваются подарками добровольно, а потом, прося один у другого ту или иную вещь, скотину.

Если у одной из сторон умер кто-нибудь, другая сторона приносит подарок (аса16) и получает в ответ также что-нибудь. В случае родин таким же образом на жентек дарят какой-нибудь чапан или скотину. Сторона жениха дарит обычно скот и вообще больше, чем сторона невесты, которая обычно дарит одежду.

Көчкой17 — если при кочевании аул жениха проходит аул невесты, то с него удерживается скотина (но не наоборот). Көчкой ловят себе сами соаульники невесты, но если добыча — слишком ценная скотина, то отец жениха может обменять ее на жеребенка (тай) и получает взамен киит (чапан). Отец невесты режет своего барана и угощает свой аул, говоря, что получил көчкой.

Жылкычи кой18. Зимой пасут лошадей в степи, далеко от кыштоо19. Табунщик отца невесты приезжает в аул жениха и требует себе кой. Отец жениха дает барана или денег. Ответного киита в этом случае нет.

Читать продолжение

1 У большинства народов Средней Азии и Казахстана в конце XIX — начале XX в. главная роль при выборе невесты и сватовстве отводилась отцу и вообще мужчинам: у киргизов, казахов, каракалпаков, таджиков, туркменов, а также тувинцев и, видимо, других народов несреднеазиатского региона (Кисляков Н.Л. Семья и брак у таджиков: По материалам конца XIX — начала XX в. М.; Л., 1959. С. 78; Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы (историко-этнографические очерки). М., 1961. С. 137; Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969. С. 234; Есбергенов X., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 52—53; Таджики Каратегина и Дарваза. Душанбе, 1976. Ч. III. С. 29; Пещерева Е. М. Указ. соч. С. 180; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 15; Фиельструп Ф.А. Архив: полевой материал; Кармышева Б.Х. Личный архив (хранится в Ин-те этнологии и антропологии РАН). Пожалуй, только у узбеков главная роль при выборе невесты отводилась матери и вообще женщинам, хотя в переговорах о калыме участие они, по-видимому, не принимали (Кисляков Н.А. Очерки... С. 140). У узбеков же северного Хорезма мать жениха участвовала не только в сватовстве, но и в переговорах о калыме (Лобачева Н.П. Свадебный обряд как историко-этнографический источник. На примере хорезмских узбеков. / / СЭ. 1981. №2. С. 40). У узбеков-кипчаков невесту выбирала мать, тетки, замужние сестры, но сватами были мужчины (Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбекского народа. Историко-этнографическое исследование на материалах кипчакского компонента. Ташкент, 1974. С. 309). Эти детали свидетельствуют, видимо, о неизжитых элементах матрилокального брака у узбеков.

2 Это не характерно. Обычно вопрос о размерах калыма обговаривался заранее.

3 Лошадь, кобыла — символ плодородия у скотоводческих народов. У казахов, например, жених дарит тестю кобылу в свой первый официальный визит в аул невесты именно в надежде на будущую плодовитость невесты (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 18—19). Клочок ваты на лбу лошади (верблюда) — акт синдиасмической магии, характерный и для других народов Средней Азии. Так, у таджиков Каратегина клочки ваты для “белизны”, благополучия бросают в тюбетейки певцов, провожавших жениха в дом невесты, вплетают в косы невесты при переплетении ей волос, раздают присутствующим на смотринах невесты и т.д. (Таджики Каратегина и Дарваза, Ч.III. С. 41, 46; Кисляков Н.А. Семья и брак... С. 184).

4 По материалам Кармышевой Б.Х., у каратегинских таджиков маленькую невесту родители жениха поздравляли во время двух мусульманских праздников: курбан и рамазан.

5 Чапан — это и есть халат.

6 Неясно, что понимается под словом куль.

7 Кийит — подарок в виде одежды; подарки от родственников жениха родственникам невесты после помолвки (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 386). По Ф.А. Фиельструпу, это ответный подарок родственников невесты стороне жениха, обычно одеждой, тканями.

8 Актык — букв, “белизна”. У многих народов мира, в том числе и у тюркских, магия белого цвета играла большую роль в свадебной обрядности. Отрез белого материала, подаренный во время сватовства, символизировал пожелание «белого», беспрепятственного пути начатому делу.

9 Этот обычай является пережитком универсального в прошлом явления: табу на имя собственное. В древности имя собственное считалось существенной частью человека, как бы одним из его органов. Недруг и просто иноплеменник, знающий имя человека, мог нанести носителю имени непоправимый вред {Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980. С. 277—296). Поэтому имя человека всуе не употреблялось. Вынужденное же сообщение имени невесты и жениха во время сватовства представителям другой семьи (другого рода) должно было компенсироваться подарком, видимо, для того, чтобы нейтрализовать вред этого акта. По этой же причине, видимо, невестка (иноплеменница) не имела права называть по имени никого из родни мужа (мужчин и женщин), родившихся до ее прихода в эту семью, для которых она была представительницей чужого (не своего) рода, чтобы не нанести им вреда. Запрет этот снимался по отношению к родственникам мужа, которые родились после ее прихода в семью: ведь для них она уже была представителем их рода (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 2 8 2—285; Кисляков Н.А. Очерки... С. 181—182; Абрамзон С.М. Киргизы... С. 260; Цэрэнханд Г. Некоторые обычаи избегания у монголов / / СЭ. 1991. № 5. С. 113).

10 Участие родственников жениха в сборе скота для калыма; участие родственников невесты в сборе приданого; участие родственников обеих сторон в расходах на подарки, с которыми сваты приезжали друг к другу во время свадебных церемоний; распределение между родственниками невесты части калыма, а между родственниками жениха части приданого, а также подарков, которые привозили сваты — все это разные стороны пережиточной формы принципа перераспределения расходов и доходов того или иного рода, общины, характерного для доклассового и раннеклассового общества [Абрамзон С.М. Киргизы... С. 218—224; Сухарева О.А. Квартальная община позднефеодального города Бухары. М., 1976. С. 2 8—30; Люшкевич Ф.Л. Традиция межсемейных связей узбекско-таджикского населения Средней Азии. К проблеме бытования калыма и других патриархальных обычаев / / СЭ. 1989. № 4. С. 5 9—60; Львова Э.Л., Октябрьская И.В., Сагалаев А.М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск. 1989 (Далее: Традиционное мировоззрение тюрков... II. С. 191)]. Кисляков Н.А. придерживается иной точки зрения. Он считает, что калым является институтом купли-продажи женщины, в то время как институт приданого имеет совершенно другое происхождение (Кисляков Н.А. Семья и брак... С. 202-203).

11 Баштөө — букв. «главный верблюд», в данном случае лучший из верблюдов, которого давали в дар (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 118—119); башат — соответственно, лучший из коней.

12 Ырчы — певец, чертмекчи — играющий на комузе, майрам пос — затейник.

13-14 См. примеч. 10.

15 См. о забавах над сватами: Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 17.

16 Аса, то же что аза — траур, а также что-либо принесенное семье покойного на поминки (скот, вещи и т.п.). См.: Юдахин К.Л. Указ. соч. С. 25, 74.

17 Көч — кочевка, перекочевка; кой — овца.

18 Жылкычы — конепас, конскии пастух; кой — овца; жылкычы кой — овца для пастуха (т.е. его доля).

19 Кыштоо — зимовка.

Федор Артурович Фиельструп (19.02.1889-07.12.1933) – российский, а затем советский ученый-этнограф. Один из первых специалистов-этнографов, изучавших кыргызов центрального Тянь-Шаня. Закончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Член Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран Академии наук СССР. Материалы этой Комиссии должны были послужить основой для проведения национального размежевания СССР. С экспедициями он объездил огромную территорию СССР (от Приуралья до Ферганской долины и от Алтая до Кавказа и Крыма). В результате этих поездок ученый собрал большой фактический материал по этнографии различных тюркских народов страны, особенно казахов и киргизов.
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

25-01-2017
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Прочие обычаи
(39 часть)
29563

07-01-2017
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Игры
(38 часть)
16396

27-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Развлечения - как проводили шерине 100 лет назад
(37 часть)
22380

21-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Жертвоприношения, празднества, магические действия
(36 часть)
15114

08-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: «Несчастливые» дни недели
(35 часть)
13651

29-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Названия месяцев
(34 часть)
41365

18-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Календарь и астрономия. Новый год
(33 часть)
48751

11-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Врачевание
(32 часть)
16812

04-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Земледелие и охота
(31 часть)
25955

26-10-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Обряды, связанные с хозяйственным бытом. Скотоводство
(30 часть)
30705

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×