Добавить статью
11:04 23 Мая 2016 62102
Кыргызы - этногенез и история: О клане Тайбука
(42 часть)

(Читать сначала)

(Читать 41 часть)

О клане Тайбука

160523 По данным источников Тайбука был выходцем из Бухары. Согласно документу найденного В.Д.Дмитриевой, хан Бухары Шах-Мираввал в Западную Сибирь («Изкар юрты») в качестве хана отправил своего сына Тайбуга-бия вместе с группой проповедников в 500 человек. В другом документе «Происхождение аула Сала» рассказывается о Сулайман-бае и его сыновьях, основавших деревни Субра и Сала. Сулайманбай прибыл в Приобье из Бухары вместе с людьми бия по имени Тайбуга Шах-Мурад-угли. Пришельцы заселили г. Искер и Западную Сибирь [136.-С. 40 – 41.].

Однако рассказы о клане Тайбуке интересны тем, что генеалогические предания о нем с одной стороны подтверждали древнее пребывание кыргызов в районе Сыр-Дарьи и города Бухара, с другой существование тесной взаимосвязи между ними и канглы и кераитами на Алтае.

Владение Тайбуки находилось в соседстве с улусом Шибана, сформированного на основе земель Дашти Кыпчака. Улус Шибана охватывал земли центрального и северного Казахстана, а также область между реками Или и Сырдарьей. Шибан кочевал на просторах между Уральскими горами и реками Илек и Иргиз, зимой — в районах Сыр-Дарьей, Чу и Сары-Су [254. -С. 198.]. Следовательно, земли улуса Шибана вплотную подходили к владению канглинцев на Сырдарье и Таласе, где последние имели соседство с Бухарой. Известно, что в эпоху Токтамыш хана, кыргызско-канглийское объединение Салучи-Булгачи было разгромлено амиром Тимуром в местности Бикут, где-то на Иртыше [260.-C.109, 140; 132. –С. 422.]. В данный племенной союз входили племена канды, доолос, тейит, жоо кесек, бостон, кыдырша [132. -C.422.].

Следует отметить, что история улуса Тайбуга проходила в тесной взаимосвязи с историей Золотой Орды и чингизидов Токтамыш хана, Абулхайир хана, Касым хана и др. Абулхайир хан захватил владение Тайбуга и образовал государство узбеков с центром в Чимги Туре в 1428 году. В эпоху Абулхайир хана предводитель мангытов Вакас (Бакас) правил городом Узгеном. Мангыты играли важную роль в составе войск не только Абулхайир хана, но и Шибана (манккыт, ички), Барак хана, а затем Жаныбек хана и Керея. Племена Абул-Хайр хана имели тесные связи с сырдарьинскими канглы и кыргызами. Поэтому владыка Моголистана Есен Бука хан не стал отказывать и разрешил разместиться беглым Жаныбек хану и Керею в долине р. Талас [318. -C.159.] Позже в 1460 году ханы Жанибек и Керей, собрав значительные силы, вернулись в свои кочевья на востоке, где сформировали Казахское ханство (1465г.).

В связи с вышеизложенным целесообразно было бы рассмотреть вопрос об этнической принадлежности и происхождении князя Тайбука, происхождение которого связывалось с кыргызами и средневековым городом Бухара.

В средние века город Бухара всегда выступал как торговый центр и город кочевых племен айлинцев, канглы, кыргызов, мангытов, конгратов и др. Бухара имел связь с одним из северных городов Чимги Туре, где правил Тайбука (и его потомки), чье происхождение по родословным данным связывали с кыргызами и башкирами.

В то же время история владения Тайбугуидов свидетельствует о существовании тесной связи между северными и южными племенами, костяк которого составляли кыргызы. Становится очевидным факт существования в средние века в Центральной Азии кыргызского единого этнического пространства от Тувы до Таласа и до Волги, где обитали кыргызы и кыргызообразные племена еще с эпохи Кыргызского Великодержавия. В связи с чем кыргызы и тюрко-огузские кочевники, имевшие общее происхождение, взависимости от ситуации постоянно мигрировали то на юг, то на север, ища себе пристанище в землях своих пращур.

Е.Р.Кузеев [234] писал о миграции башкирских племен усерганов, тангауров, сырдарьинских канглы и кыргызов из районов Сырь-Дарьи и города Бухара в нынешнюю территорию Башкирии в VIII-IXвв.

С.М.Абрамзон о башкирских кыргызах писал, что родоначальником их считался Коркуд-ата (в других вариантах он Калдар бий или Кандыр бий). Предки их некогда жили «на Бухарской дороге у моря Сыр» [3. -C.73.]. Далее он же отмечал: «В таблице родоплеменного состава башкир киргизы (кыргыз С. А.) представлены в качестве одного из подразделений рода кесе-табын племени табын, подразделения рода шайтан кудей племени кудей, подразделений родов илекей-ин и кубоу племени мин и в качестве самостоятельного племени кыргыз среди нижнебельских племен башкир западных башкир, с родами танкей и кадыкей. Кроме того, общие с киргизами этнонимы имеются и в названиях племен (кыпсак, катай, канлы - С.А.) и в родовых названиях (аю, мунаш, барын-табын, кошсы, балыксы, миркит-мин и др.». [3. -C.73-74.].

Следует отметить, что в отличии от кочевников башкир, наряду со скотоводством кыргызы занимались и земледелием. Они были мусульманами. Кыргызы сохранили свою самобытность, обычаи, традиции и т.д. Кыргызы жили в различных районах Башкирии: в Бугильминском уезде (сс. Иски киргиз, Ташлы, р. Белая, оз. Татыш), Миякинском уезде (рр. Киргизля, Деме, Коромчай, Мияки, Киргиз-Мияки), а также Агрызском районе (с. Кадыбаш, рр. Бальшая и Малая Кады/Казы) и др. Кыргызы также жили на берегу реки Манашты (т.е. Манасты).

В данном регионе кыргызы жили с Хазарского каганата и постоянно включали в свой состав новые группы печенегов, огузов, кыпчаков, кимаков. В конце концов кыргызы здесь смогли образовать нижнебельскую подгруппу башкиров, куда входят роды кыргыз, канлы (пл. канды), еней (корова/пл. енисейских кыргызов), елан (иланджоу/владение енисейских кыргызов), ельдяк (енисейский - чилдег, кыргызский -желден), дуваней (дуван-черик), таз (таз, таздар/пл. нойгут), гирей (кераиты), каршин, уваныш. Практически название каждого из них имело связь с кыргызами [234. -C.361; 35. -С. 35.].

Следует отметить, что в составе башкиров есть отдельные племена, ельдяк (кырг. желден), айле (айлинцы) происхождение которых могло быть связано с кыргызами. Об этом особенно говорит тот факт, что по преданию предки айлинцев и ельдяков, пришли в эти места из берегов Сырдарьи. Согласно легенде предки айлинцев переселились из районов Бухары.

Как нам кажется, в эту группу племен следует отнести племя ильбору, предки которых, по мнению С. М. Ахинжанова мигрировали в Башкирию в кимако-кыпчакскую эпоху [30. -C.201-203.]. Любопытно отметить, что племя возглавлялось Калдар бием. Ученые происхождение этнонима «ильбору» связывали с тотемом волка – бору (волчий народ). Отсюда можно полагать, что ильбору имели древние связи с башкирскими племенами тангаурами, усерганами, канглы, кыргызами, кыпчаками, которые мигрировали на запад и достигли нынешней территории Башкирии VIII-X вв. Видимо, ильбору (племя бори) соединились со своими соплеменниками в период господства кимако-кыпчаков, как одно из их групп, ранее отставшее от основной массы.

Примерно, это же можно сказать о племени чертки, которое сыграло немаловажную роль в этногенезе кыргызов, кыпчаков, казахов и даже донских казаков. Например, выходцами из этого рода был клан Степана Разина, семья которого носила фамилию Чертковых. Род чертки или чертуу (от чертуу-выбивать альчиков из круга, в игре ордо; чери туу-войсковой знаменоносец) возглавлял кыргызское объединение кыпчаков тор-кыпчак, обитавшее в долине реки Или в XIII-XVI вв. В составе кыргызских племен сары багыш чертки встречались также под названием чертике [36. -C.121.]. Следует отметить, что они себя относили к нойгутам, обитавшим в средние века в долине реки Или в Восточном Туркестане.

Однако, анализ показывает, что этнические процессы, происходившие на севере, повторялись и на юге, куда мигрировала часть северных тюркских кочевников. В Семиречье алтайские племена сливались с местными крупными объедениями, сохранив свои этнические названия. Здесь уместно отметить, что известный кыргызский этнограф И.Молдобаев насчитал около 30 схожих названий родов и племен башкиров и кыргызов [301. -C.183.]. В этом нас больше уверяет и то, что башкирские племена, башкирские и тянь-шаньские кыргызы имели общие родовые подразделения с лакайцами Таджикистана. Например, башкирские каллар и каршин можно сопоставить с кыргызскими каллар или калдар (пл. кесек, теит, кыпчак), кармыш (кыпчак), лакайскими (Таджикистан) каллар и кармыш. Весьма любопытно, что этноним «каллар» («калдар») встречается у кыргызских племен группы ичкилик, племена которых могли быть более ближе к башкирским кыргызам. Например, канды, кесеки, теиты, кыпчаки.

Башкирские табыны имели родовое подразделение кесе-табын, а в структуре других племен башкиров встречались роды барын-табын, кумрук-табын, калчир-табын, дуван-табын, кувакан-табын, которые имели сходство с названиями кыргызских племен и родов [12. -C.20.] барын, кесек, жоо кесек, кылжыр (пл. сары багыш), дуван-черик, карга (пл. монолдор карга-кавакан). Отдельные этнонимы башкирских кыргызов и табынов, имевшие сходство с названиями родов и племен кыргызов говорят об участии их в формировании тянь-шаньских улусов Салучи-Булгачи (кесек, теит, кыпчак) и Анга Торе (черик, монолдор) и баарин (баарын).

Кроме вышеотмеченных племен с кыргызами имели этногенетические и этнокультурные связи такие башкирские племена как табын, айле, сальют, усергены и другие, которые связывали свое происхождение с кыргызами, Сырь-Дарьей и средневековым городом Бухара. Например, родоначальник башкирского племени усерган и всех башкир Муйтен-бий был другом Чингиз хана. Он жил «со своим родом на Сырдарье» [234. -C.143.].

В связи с вышеизложенным мы полагаем, что владение Тайбука могло существовать и до монгольских завоеваний и на землях предков канглы и кераитов.

Согласно преданию, Чингиз хан после завоевания Бухары, одному из потомков Онг хана Тайбуке подарил земли Иртыша, Тобола и Туры с центром Чимги Торе. [39. -C.38-39.]. По данным источников данное государство тайбугидов просуществовало до ХVI века. По мнению Адия Атласова начиная с 20-х годов ХIII века по XVI век, владением, находившемся между землями Джучи и Угедэя правили потомки Тайбука хана. Далее он отмечал, что в 1220 году после покорения Бухары один из отпрысков кыргызского хана Мамыка Тайбука выпросил у Чингиз хана районы Иртыша, Тобола, Ишима и Туры. После его смерти там правили его потомки. Весьма любопытно, что имена исторических тайбугинцев совпадали с именами потомков кыргызского Тайбуги. Например, с 1428 года Сибирским ханством правили Гази бий (1428; по легенде Кожо хан), Мар (Умар, Омар, около 1450—1480; Мархан), Муса бий - (1460—1496), Мухаммед (1496—1502; Мухаммед хан), Касым Мухаммед (1502—1530, племянник Ангиша; Анмыш хан), Едигер Касым (1530—1563; Эгдер), Бек-Булат Касым (1555—1558), Сейд Ахмед (Сейтек) Бек-Булат (1583—1588 гг.) [39. -C.38-39.]

В исторических источниках есть упоминание о хане Махмуд-ходже, чьи владения находились между Тоболом и Ишимом (с центром на берегу р. Тобол). Согласно источникам он «воевал с представителями эля Тура против тюменей (племен) кунграт и салжигут» [234. –С. 232–238]. В источниках рассказывается и том, что Кучум хан захватил г. Сибирь (т. е. Искер) и убил Сибирских князей братьев Едигера и Бекбулата в году. После этого сын Бекбулата Сейдяк, бежал в Бухару. Но, позже в период похода Ермака вновь возвратился в Сибирь из Бухарских земель [331. –С. 48–59].

В научной литературе нет единого мнения по вопросу об этнической принадлежности клана Тайбуга. Одни полагают, что тайбугиды принадлежали кераитам, другие мангытам (ногайцам), третьи чингизидам, четвертые салжугидам.

По мнению Д.Н.Маслюженко согласно легендам, «тайбугиды обладали не только не менее древними правами на власть …, но даже имели преимущество над потомками Чингисхана» [282.]. В.Д. Дмитриева в рукописи «История» нашла интересные сведения о «тайбугидах», где указывается имя их предка и место происхождения. Его звали Тайбуга Шах-Мурад угли. Он был выходцем из Бухары.

Н.Ф.Катанов изучивший предания сибирских татар, отмечал о делении войск хана Кучума на четыре отряда — Кордак, Туралы, Аялы и Бараба [195.].

Ученые, поддерживавшие мнение о салджигутском происхождении «тайбугуидов» основывались на источниках, где один из представителей «тайбугуидов» мурза Едигер» назывался выходцем из этого клана. В Чингиз-наме» рассказывается о воинах между шибанидом Махмудек ходжа (сын Каанбая, в 1375-1376 г. правил в г. Сарае). [370. -С. 391; 350. –С. 128.] и мирзой Едигером сыном бия салджигутского тюмена. Хотя конечно, в источнике четко отмечается, что «Совместно с представителями эля Тура он воевал против тюменей кунгратов и салджигутов, победив их, смог подчинить [себе] государство» [110.-С. 25.]. Однако, Д.М.Исхаков несмотря на это даже считал Едигера из клана салджугитов основателем династии тайбугидов. Он же полагал, что два отряда из войска Кучум хана аялы и туралы составляли объединения аялы и жалаиры.

По утверждению Д. М. Исхакова в пользу принадлежности «тайбугуидов» к клану салджигут свидетельствовали «данные о присутствии среди башкир, локализованных на Урале и в Зауралье, подразделений «сальют». В частности, такая группа имелась в составе башкирского племени айлы, находящегося в генетическом родстве с сибирско-татарской группой аялы 77 (род аялы в составе сибирских татар [94. –С. 35; 375. –С. 46; 234. –С. 207.], а также в составе расселенных в Зауралье катайцев» 78. Он полагает, что окончательное формирование северо-восточной группы башкир произошло уже после перехода «Тайбугина юрта» под протекторат Ногайской Орды. Так как, согласно генеалогии башкирских айлинцев их предки в прошлом проживали «на Сыр-Дарье» [234. – С. 198-199; Он же. 233. – С. 171-172.] Он же имя богатыря и хана айлинцев Сейдаша отождествляет «с именем Тайбугида Сейдяка». По его мнению Сейдаш и Сейдяк одно и тоже лицо.

Однако, в составе улуса Тайбугидов могли находиться довольно много племен и объединений, которые находились в подчинении или по воле судьбы участвовали в разных исторических событиях, имевших место в данной стране, в том числе, чулымские тюрки, енисейских кыргызы, кызыльцы, качинцы и т. д. В народной памяти чулымских тюрков, хакасских кызылцев, качинцев сохранились предания об их приходе с берегов Ишима и Тобола [376. –С. 4.]. Следует отметить, что к началу 1430 годов князья вилайата Чимги Тура представляли племена аялы, кунгират, дурман, найман, кушчу и мн. др. Причем, все эти племена наряду с другими входили в состав владения Шейбанидов, а их предводители в 1429 г. участвовали в провозглашении Абул Хайра ханом в [176. -С. 175.], а в 1446 году все они в составе войск хана мигрировали в Сыгнак, куда хан перенес свою ставку.

Однако мы считаем, что аргументы Исхакова о салджигутском происхождении «тайбугидов» не могут быть приняты по той простой причине, что салджигуты и кунграты улуса Чинги Тура в отличии от аялы, выходцем которого являлся Сейдяш баатыр (Сейдяк Тайбуга) не нуждались дополнительной генеалогической поддержке и защите. Так как, их происхождение связывалось с именами сыновей Алангоа, а аялы нет. Но, несмотря на это можно утверждать, что племя аялы могло иметь особое значение и статус среди монгольских племен. Причем, лишь в одном случае. Если предки племени аялы (или ай) могли быть аристократическим кланом кунгратов, куда относилась мать Чингиз хана красавица Айлун.

В научной литературе считается, что тюркские племена с названием «ай» были потомками юэчжи-тохаров. По мифологическим понятиям их предки были сотворены верховным небесным богом-творцом Ай, или Айа, чьем олицетворением на небе являлась Ай-Луна. Современные буряты считали луну своим богом –творцом Ай Хайр-хан-бурханом.

В VII—IX века предки башкирских айлинцев (айле) входили в состав кангаро-печенегов, огузо-кыпчакских племен сырдарьинских и приаральских степей. В IX в. айле переселились на Урал. Род айле (луна) имел родовую тамгу в виде полумесяца (☽). В родоплеменной структуре айлинцы имели подразделения ай (кырг. ай и ай тамга), айзар, кыргыз, турна (каркыра-журавль), этемген (итэмген), этемген айле, эжек (азык), яманай, бухар и др. Все вышеприведенные названия родов находили свою аналогию в этнонимии кыргызов. Причем, башкирские айлинцы обнаруживались среди сибирских и чулымских татар, где ранее жили и откуда мигрировали алтайские кыргызские племена с аналогическими названиями ай тамгалуу доолос, ай тамгалуу солто, айбаш мундуз, и другие на Тянь-Шань.

В связи с этим, мы считаем, что племя аялы имело тесные этногенетические связи с племенами кунграт и салджугит. В одном из источников, хотя и косвенно, но ясно указывается независимое положение клана Тайбугидов от кунгратов. Источник отмечает, что Бату хан после завоевания Шибаном Крыма передал ему за проявленную доблесть во время Западного похода 1236-1242 гг. сорок тысяч сабель: «имена предводителей этих сорока тысяч [таковы]: кыйат Бурулдай бик, затем дед [предок] бика из кунгратов, Тайбуга из буркутов, Тукбука из тюменей» [174. –С. 25.]. О существовании между племенами аялы и кунгратов тесных этногенетических связей может говорить упоминание в генеалогическом предании имени «кунграт» в числе местностей компактного проживания племени айлинцев в стране их пращур в Бухаре. Видимо, о существовании родственных связей между аялы и салджугитами говорит информация источника, где мурзу Едгера связывали со последними (салджугитами).

Следовательно, аялы, салджигуты и кунграты могли постоянно конкурировать между собой за власть в стране Чинги Тура. Не исключено, что «тайбугиды» происходили из клана аялы, который имел этнополитические и этногенетические связи с кунгратами и салджигутами.

Вышесказанное наше мнение подтверждается информацией в «Чингиз-наме», где четко сказано, «Совместно с представителями эля Тура он (шибанид Махмудек ходжа-Т. А.) воевал против тюменей кунгратов и салджигутов, победив их, смог подчинить [себе] государство» [110. – С. 25.]. Т.е. в данном случае говорится о союзе господствующей аристократии эля Тура и Махмудек ходжи против салджугитов и кунгратов. Как нам кажется, в данном случае речь идет о представителях аристократического клана улуса, об истинных «тайбугидах», которые вынуждены были прибегать помощи извне, из-за того, что сами не могли самостоятельно справиться с более могущественными объединениями страны. В связи с чем, мы полагаем, что в Чимги Туре представители клана кунгратов и салжигутов являлись даругами улуса, помогавшими аристократической династии в управлении страной. В «Нусрат-намэ» по поводу улусных даруг говорится, что сразу после завершения коронации Абул –Хайр хана лидеры двух кланов Кирни-Таринчак-бахадур из дурманов и Илин-Ходжа и Суфра-ходжа из ички были объявлены даругами Чимги-Туры. Очевидно, первый управлял войсками, а последние двое, судя по их именам, следили за религиозными делами города [287. -С.16].

В связи с вышеизложенным, интерес представляет информация Н.Ф.Катанова [194.], где он объединение аялы указывает в числе четырех основных отрядов войск хана Кучума. В родоплеменной структуре башкирских айлинцев есть род сальют (потомки салджигут [234. –С. 196; 110. –С. 25.]. Здесь же отметим, что царевич Сейдяк (Сейдаш, айлинец по башкирским преданиям), после убийства своего отца хана Бекбулата бежал в Бухару. В «Сибирских летописях» о возвращении царевича Сейдяка в Бухару говорится, что царевич Сейдяк «…собрался со всем домом своим и с воинскими людьми», т. е. в сопровождении свиты и большой группы людей, военачальников и т.д. Но, позже в период похода Ермака вновь возвратился в Сибирь «из Бухарские земли» [332. –С. 48–59]. Согласно родословной, Сейдаш богатырь принадлежал к клану айлинцев и был ханом этого племени, которое в более древние времена проживало «на Сыр-Дарье» или близ Бухары [234. -С. 198–199]. Это племя жило вблизи Хорезма, Ургенча, Хивы, Кунграта [233. –С. 171–172]. Сейдаш был женат на дочери «каракалпакского и киргизского хана» [195. –С. 9–11.]. Затем Сейдаш богатырь бежал в долину р. Миасс (Миач). Возможно «миасс» имеет какое-то отношение к названию местности Кыргыз Миак в Башкирии, где жили кыргызы.

Выше мы отмечали, что предка «тайбугидов звали Тайбуга Шах-Мурад-угли. В кыргызских генеалогических преданиях довольно часто встречается имя Муратай, Бай Мурат Черик, Узун Калпак Маатбий, или Узун Калпак Муратай, которые выступают в качестве имен общих предков народа. Причем, все они жили в городах Ферганской долины, а их имена имели сходство с именем Тайбуга Шах Мурат угли. Важно также отметить, что в одном из кыргызских санжыра имя одного из кыргызских родоначальников Муратая упоминается в связи с завоеваниями Чингиз хана. Согласно преданию, когда Чингиз хан подчинил себе Саяно-Алтайский край и владения кыргызских правителей Ырыса (Урус инала) и Сабатая, признавших власть монгольского владыки, Долон бий (брат Ырыса) и Муратай (брат Сабатая) бежали на Тянь-Шань, в горы Азирета Айыпа (Андижан) в Ферганской долине. Долон бий обосновался в Андижане. Муратай в Ходженте. От внука Муратая Ырая произошло племя саяк. В родословных данных предками южнокыргызских (ферганских) племен упоминались Узун Калпак Маатбий, или Узун Калпак Муратай.

Ряд ученых отмечали этническую и историко-культурную связь тянь-шаньских кыргызов с башкирскими кыргызами. Р.Г.Кузеев [234, 233.], С.М.Абрамзон [3.], С.А.Мамытов [278.], И.Б.Молдобаев [299, 300, 301, 302.], А.Шмитц [405] и другие, изучив родословную башкирских кыргызов, выявили ряд сходств в традициях и быте, названиях племен и родов башкирских и тянь-шаньских кыргызов. Среди выявленных общих этнонимов в названиях племен отмечали кыпсак, катай, канлы, а в родовых названиях аю, мунаш, барын-табын, кошсы, балыксы, миркит-мин и других. Ученые связывали средневековую историю башкирских кыргызов с Волжской Булгарией, Ногайским ханством, алтайскими кыпчаками и т.д.

В средние века Волжскую Булгарию также называли страной Кешдяк, позже этим названием стали называть башкиров. Это же название в форме «эштек» встречался в качестве имени родоначальника кыргызского племени ай тамгалуу солто, в составе которого обнаруживались родоплеменные подразделения коман и жети кашка, связанные с урало-алтайским регионом. В составе вышеотмеченного кыргызского племени саяк имелось родоплеменное подразделение ички и кулжыгач, имя первого в источниках встречалось в числе алтайских племен, а второго - среди тянь-шаньских племен в XIV - в XV вв. По преданию, саяки разошлись из местности Бештерек в Таласской долине, куда мигрировали конгираты в XIII- XIVвв. В родоплеменной структуре чимкентских (казахских) конуратов встречается род кулжыгач, что указывает на существование этногенетических связей между этими родами в прошлом (в XIII- XIV вв.).

Здесь же отметим, что еще енисейские кыргызы имели общую тамгу под названием «ай тамга» (в виде полумесяца ☽) [3. –С.43-45; 36. –С. 105-110; 160-164; 200-205.] В родоплеменной структуре кыргызов есть крупные племена и объединения отуз уул, ай тамгалуу солто, ай тамгалуу доолос, ай баш мундуз, чьи происхождения связывались с Алтаем [36. – С. 105-110; 160-164; 200-205.]. В составе Тарского уезда, основанного на основе бывших земель улуса Тайбугидов в Сибири в XVIII-XVIII вв. упоминались названия волостей Отуз, Тав-Отуз (куулары), Аялы, которые имели сходство с вышеуказанными кыргызскими этнонимами.

В связи вышеизложенным отметим, что история Тайбуга Шах-Мурад угли мог быть отражен в версии эпоса «Манас» в книге С. Ахсикенди (из города «Ахсикет) «Маджму ат -Таварих», т. е. он (или один из его отпрысков) мог быть прототипом правителя могольского улуса, больше известного в народе под именем Анга Торе Бай Мурад Черик. Согласно С. Ахсикенди «… от Ак-Туга (по прозванию Онг хан) произошел Мары бий, от него – Доуле-бий, от него-Атанбий, от него -Кул-Джугач-тюре произошел, то него-Инга-тюре Бай-Мурад Черик» [285. – С. 227.]. Можно провести параллели Анга Торе Бай Мурат Черик и Тайбуга Шах Мурад угли. Примечательно, что согласно кыргызским санжыра Атан бий и Кулжыгач Тюре признаны как родоначальники племени чериков [36. – С. 84.]

Отметим, что как Шах Мурад угли так и Анга Торе нуждались в генеалогической поддержке и защите, прежде чем выйти на политическую арену в качестве самостоятельных улусных правителей. В то же время благородное происхождение правителя улусов Тайбуга и Анга Торе давали им возможность стать популярным не только среди племен Саяно-Алтайского края, где личность Ван хана была очень популярной, но и во всей Средней Азии. Более того, и Шах мурад угли и Анга Торе как выходцы земли канглийцев и кераитов вполне могли называть себя потоками Ван хана.

В эпосе «Манас» С.Ахсикенди в первой его части рассказывается об участии Онг хана кераитского в походе Чингиз хана на Среднюю Азию, в результате которого союзники овладевают городом Бухара. Онг хан выступает в качестве сподвижника и советника монгольского владыки. Сыновьями Онг хана названы исторические личности XIVв. Токтомуш хан и Темирхан (Амир Темир). По генеалогии Анга Торе Черик тоже его потомок. Онг хан, Анга Торе, Токтомуш хан, Салучи-Булгачи выступали в качестве союзников предводителя кыргызов Манас в его борьбе против могольских князей Камар ад-Дина, Ильяс кожо и др. Одного из сыновей Анга Торе звали Мухаммедбек по прозвищу Кокбука. Он представлял племя черик. В кыргызских генеалогических преданиях Анга Торе Черик выступает родоначальником племен черик [285. – С. 227.].

Отметим, что в поздних версиях эпоса «Манас» содержится много сюжетов, имевших сходство с историей улуса Тайбугидов и Анга Торе. В «Манасе» Джакып, отец Манаса указан как современник Чингиз хана. Манас, обидевшись на своего отца, переселился в Восточный Туркестан. Здесь он занимался выращиванием хлеба. Джакып, после того как Манас собрал урожай, пришел к Чингиз хану и выпросил для него жеребенка, будущего боевого коня батыра Ак кулу, взамен на весь урожай хлеба [243. – С. 85.]. В «Манасе» город Бухара имел центральное место. Хан Джакып после переселение кыргызов с Алтая в Алай и Андижан, женит Манаса на дочери владыки Бухары Атемира [275. – С. 279-291.] Кроме того, имена отдельных вышеназванных кыргызских племен (доолос, кесек, тейит и т.д. [275. – С. 74, 53, 132.] в качестве союзников Манаса встречаются в поздних версиях эпоса «Манас». Здесь, в окрестностях древнего Аксыкета в Ферганской долине они жили наряду с кыргызским объединениями дурман, окчу (ср. с «аксикет») и др. Отметим, что группа племен ичкилик с древних времен обитала на юге Кыргызстана, располагаясь от Алая до древнего Аксы, Андижана, Намангана, Жизака, Ходжента и Бухары.

Весьма любопытно, что имя хана Сейдяка и хана айлинцев Сейдаша тождественны с именем хана кыргызского Сейтека сына хана Семетея и внука Манаса в трилогии эпоса «Манас».

Отметим, что история с царевичем Сейдяка полностью сходствует с сюжетом о царевиче Семетее в трилогии эпоса «Манас». В сказании после смерти Манаса его вдова Каныкей вместе со своим новорожденным сыном Семетеем бежит к своему отцу в Бухару. Здесь царевич Семетей жил до возмужания и находился в безопасности. Когда он вырос, он возвратился на родину отца в Талас. Сюжет о его возвращении в Талас описывается очень красноречиво. Семетей возвращается с большой группой сопровождения. Его перекочевка поддерживается и самим небом и природой, всем окружающим миром, зверями, которые в его сопровождении следуют в Талас [276.].

В связи с вышеизложенным мы полагаем, что кыргызы имели родственные отношения с племенами, чье происхождение связывалось с именами легендарных Добун Баяна и Алангоа, в том числе, вышеназванных салжигутов и кунгратов. В XIV-XVI вв. кыргызы имели крупное племенное объединение салучи-булгачи, где одним из главных его племен был род канды. Улус «тайбугидов основывался на землях племен кераитов, западной группой которых являлись канглы. Это как бы подтверждает наше мнение о том, что кунграты и салджугиты входили в число племен, имевших этногенетические связи с енисейскими кыргызами, которые были объединены общим названием кангурай. Можно провести параллель «кунграт», «конгират» и кангурай. Основываясь на этом, имя салжигутов («салчи/гут») можно сблизить с кыргызским этнонимом (антропоним) салучи («сал/учи»). «Салчи» (от индоевропейского «sal» - «течь, текущая вода» [93. – С. 29-37.], отсюда тюркское «сал-плот»), «салчы» – так называли людей, живших на берегу реки (вблизи переправы) и изготовляющих плоты для переправы.

В таком случае, важность информации о Тайбуке не только в том, что она указывает на связь города Бухары и Чимги Тура тайбугидов, но и канглы, айлинцами (их предками айле), кераитами, кыргызами, салджигутами, кунгратами, ички, дурманами и окчу, которые жили и кочевали на берегу р. Сырдарья в прошлом. Как нам кажется, в данном случае, мы сталкиваемся с историей племен, предки которых некогда представляли алтайских кыргызов, состоящих из кыргызов и тюрко-огузов во главе с Емке, мигрировавших в Среднюю Азию и на Тянь-Шань в VIII-Xвв. В данном регионе ими было образовано Сельджукский и Караханидский каганаты. Центральными районами их владения были города Бухара, Самарканд, Аксыкет, Андижан, Наманган, Ходжент, Му Каркыра (или Каркыра-Кангу Тарбан) в Таласе. Становится очевидным, что предки Тайбука имели благородное происхождение, связанное с древним аристократическим родом енисейских кыргызов, мигрировавших в Семиречье (в страну Каркыра и Бухару), а также Алтая и степи Западной Монголии, где их восточная группа стала называться новым именем «кункират» («конгират», «конграт»). В эпоху Чингиз хана разрозненные роды этого благородного племени кыргызов вновь могли воссоединиться и возродить свое собственное владение. Связь их с потомками Алангоа обеспечивала представителям этого клана уважение и почет у чингизидов. В свою очередь, они могли помогать чингизидам в управлении местными среднеазиатскими племенами. Следовательно, воспользовавшись доверием чингизидов, представители этого клана, пытались возродить свою государственность.

Как нам кажется, миграция предков аялы и других кыргызских племен на Север, в Сибирь произошла в период кара китайских завоеваний в XII в. По мнению А. Мокеева в эпоху Султана Санжара кыргызы и огузы вместе воевали против кара китайского гурхана в Ферганской долине [297. – С. 144; 12. –С. 38.]. Однако, кара китайскому гурхану удалось разгромить своих противников и включить их земли в состав своего государства. В это время многие племена временно покинули Среднюю Азию и Тянь-Шань. Однако, как нам кажется, в период похода Чингиз хана в Среднюю Азию предводители большинства племен, бывших мигрантов активно участвовали в разгроме Кара китайского государства и взятии Бухары, Самарканда и других городов региона, оказывая большие услуги владыке монголов. За оказанные услуги хан сохранил за отдельными из них улусные права на владение собственными княжествами, предоставив им определенную самостоятельность. В кыргызской родословной улус Тайбуга упоминается четвертым улусом, добровольно покорившимся Чингиз хану [382. – С. 80.]. Одним из подобных князей был предок Тай Бука Шах Мурада угли, сформировавший на Севере свой собственный улус. Вполне возможно, что после смерти Чингиз хана, князья данного улуса расширили свою политическую самостоятельность. Не исключено, что улус заслужил это право при правлении Тайбука Шах Мурада угли, которому удалось распространить свое влияние на алтайских кыргызов. В свою очередь, это обеспечило ему усилиться за счет поддержки алтайских племен кыргызов, кыпчаков, кераитов, канглы, найманов и др. В этом ему помогало специально сложенное для этого генеалогическое предание, где он назывался сыном легендарного Онг хана кераитского. Благородное его происхождение Тайбуке Шах Мураду угли помогло собрать вокруг себя не только племена Саяно-Алтайского края, но и объединить под свое единоначалие всю Среднюю Азию. Очевидно, в связи с новыми условиями и для большей убедительности, он сложил с себя старое имя и приобрел новое, назвавшись Енке Торе Бай Мурат Чериком. Первая часть его новой имени Енке, служило ему в качестве его фамилии. Видимо, оно было заимствовано у алтайских кыргызов, которыми правили потомки легендарного Емке, упоминаемого Гардизи, рассматриваемого нами в качестве прототипа Манаса.

Следовательно, основываясь на вышеизложенном, можно полагать, что Тайбука Шах Мурад угли среди союзных племен больше был известен как Анга Торе Бай Мурат Черик и жил в XIV в. Очевидно, что авторитет новоиспеченного князя еще больше возрос, после того как он и его улус был вовлечен в дворцовые интриги между царевичами Золотой Орды с одной стороны и между Ордой и империи Тимура с другой.

Согласно данным «Манаса» Сейфи Ахсикенди, улус Анга Торе был сформирован с помощью его союзника Токтамыш хана. По данным исторических источников улус Анга Торе располагался в приграничных землях с Алтаем между реками Или и Черным Иртышом и Караталом [184.-C.62; 132.-С.421.]. В него входили осколки западнотюркских племен согэ, кераиты, черики, монолдоры, кыргызы, онгуты и др. В соседстве с ним находился Кыргызский улус (в середине XIV века) булгачинов-ичкиликов, расположенный между Или-Иртышом, охватывая районы Алтайин-нуру и Тянь-Шаня, где главную роль играли ичкилик кыргызы.

Весьма важно отметить, что время политического возвышения Чинги Туры (вторая половина XIVв.) совпадает с периодом активных военных действий Амира Тимура (1370-1995гг.) против Анга Торе и могольского эмира Камар ад-Дина. Известно, что период политической активности Анга Торе завершился в 1390 году, когда Амир Тимур полностью уничтожил силы князей Моголистана, подстрекаемых против него Токтамыш ханом. В 1996 году сам Токтамыш хан обессиленный и обескровленный безуспешно попытался использовать «трон Тайбугидов в качестве "параллельного" ордынскому.

Отсюда можно полагать, что Тайбука Шах Мурад угли после того как стал популярным среди алтайских племен, переселился и обосновался в Моголистане, где перестроил структуру своего улуса на подобии Чинги Тура. Большое значение предавалось представителям местных племен монолдор и черик, которые были признаны как ведущие объединения.

Итак, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что улус Тайбугидов был образован еще задолго до в XIVв. на основе древних земель канглов и кераитов. Однако, улус активно начал включаться в политическую жизнь в регионе после смерти Хайду хана, когда народы Средней Азии пытались освободиться от чингизидов могольских ханов и царевичей, развернувших непрекращавшуюся борьбу за власть в регионе. Улус был в тесном сотрудничестве с кыргызами, кыпчаками, найманами и другими кочевниками края. В эпоху Токтамыш хана, воспользовавшись сложившейся политической ситуацией в Золотой Орде и Моголистане, Тайбука Мурад угли вступил в союз с ханом Золотой Орды и с его поддержкой усилил свое влияние на Алтае-Тянь-Шаньском регионе. Владыка Золотой Орды Токтамыш хан умело использовал силы Анга Торе Бай Мурат черика (Тайбука Мурад угли) против своего основного врага Амира Тимура.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующее заключение, что Чингиз хан с помощью кераитов мог установить свой контроль над родственными с ними племенами канглами, кыргызами, кимаками, кыпчаками и другими. В связи с чем вышеназванные племена могли переселиться в числе войск Чингиз хана в Семиречье, а отдельные их группы переселялись на Тянь-Шань вслед за монгольскими полчищами.

В Средней Азии восточные пришельцы объединились своими западными соплеменниками и образовали новые улусы на Тянь-Шано-Алтайском регионе. Одними из которых были улусы Анга Торе (или улус Тайбуга), Салучи Бугачи и другие, которые сыграли важную роль в консолидации кыргызов на Тянь-Шане в XIII-XIV вв.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
24900

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12099

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19353

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31609

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18765

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31386

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19385

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10013

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40527

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
23976

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×