Добавить статью
11:58 27 Мая 2016 36276
Кыргызы - этногенез и история: Золотая Орда – Кыргызское ханство
(43 часть)

(Читать сначала)

(Читать 42 часть)

Глава IV. Роль кыргызов в формировании чингизидских государств на Алтае и Тянь-Шане в XIII-XIV вв.

§1. Золотая Орда – Кыргызское ханство

1.w500

Потомки Чингиз хана, начиная от Угэдэя и Тулуя и кончая Бату и Хайду ханом, старались оказывать большое влияние на кыргызов и вызывать у них особое расположение к себе.

В ХIII-ХIV века племена Дашти Кыпчака, алтайские и тянь-шаньские азы, кыргызы, канглы, кыпчаки и другие были втянуты в политические интриги золотоордынских ханов и царевичей за власть. После смерти Угэдэя, Бату и его ставленник Мункэ хан расправились с потомками Угэдея и Чагатая, обвинив их в подготовке государственного переворота. Большинство из них было уничтожено. Улусы Чагатая и Угэдэя были разделены между Бату и Мункэ ханом. Граница их владений проходила по степи между Таласом и Чу, к востоку от Александрийского хребта [192. -C.382.]. Восточный Туркестан, Кульджинский край и Семиречье были подчинены верховной власти великого монгольского хана.

Однако вскоре начались интриги между потомками Джучи и Тулуя. Золотоордынские ханы чтобы взять вверх над всемонгольским ханом, стали подстрекать против него потомков Чагатая и Угэдэя. В целях успешного противостояния всемонгольскому хану Хубилаю Золотая Орда пошла на сговор с потомками Угэдэя и Чагатая и разрешила им провести свой объединенный съезд в Таласе в 1269. На съезде чингизиды своим общим ханом избрали Хайду, внука Угедэя. Золотая Орда активно поддерживала новоиспеченного хана [132. -C.384.].

В ХIV веке в период войн между империей Тимура (1336-1405 гг.) и Токтомуш ханом, интересующий нас регион входил в состав владений и район военных действий Золотой Орды и его союзников Анга Торе, Салучи- Булгачи и кыргызов. Амир Тимур планировал захватить Моголистан и сделать его плацдармом для нападения на Золотую Орду. Токтомуш хан, хорошо зная замыслы противника, стал поддерживать князей Моголистана Анга Торе и эмира дуглатов Камар ад-Дина, натравливая их против своего врага Амир Тимура. В это время кыргызы активно включились в дворцовые интриги между царевичами –чингизидами с одной стороны, в борьбу между Золотой Ордой и империей Тимура с другой.

В целом, в XIII-XIV века, как указывали источники, кыргызы постоянно вовлекались в политические интриги Золотоордынских ханов, что могло создать благоприятные условия для начала нового витка миграции енисейских и алтайских кыргызов на Тянь-Шань.

В XIII-XIV века в источниках сообщалось о кыргызских и родственных союзных им (тюрко-монгольских) улусах на Тянь-Шано-Алтайском регионе. Это улусы Салучи Булгачи, Анга Торе, Тайбука, Угэчи Кашка. Все они располагались рядом с улусом Джучи, Чагатая и Угэдэя. Племена, входившие в вышеназванные улусы, могли принять непосредственное участие в формировании государств чингизидов, особенно, Золотой Орды (Ак Орды, Кок Орды), Чагатайского улуса, государства Хайду и Моголистана.

Как нам кажется, после смерти Джучи в распоряжении Батыя оказалась, часть канглы, кыпчаков, кыргызов и мангытов, ранее служивших Джучи хану. В Золотой Орде кыргызы подчинялись главному темнику Ногаю, и служили золотордынским ханам. Особенно Токтамыш хану, что подтверждаются историческими источниками.

По данным источников, Батыю от его деда достались три главных его полководца Байку, Анчи ноен конурат и Кунан. По данным Рашид-ад-Дина, Чингиз хан еще при жизни своего эмира Байку вместе с войском отдал Джучи. Байку ведал правым крылом его войска [340. -C.172, 274.]. В «Дафтар-и Чингис-наме» (XVII в.) Байку упоминался как глава рода уйшын Майкы бий. Его описывали как значительное лицо, восседающее по правую руку от Чингиз-хана [128. -C. 17.]. Костяк его войска составляли табыны и минги. Алшын конурат возглавлял левым крылом, где основными племенами считались конгураты, мангыты, онгуты, куда также относились все лесные племена Севера. В том числе, племена улуса Хорчи – бахрины, черики, асы, кыргызы. Кунан управлял центральным крылом или ички. Очевидно, что костяк его составляли кыргызы, канглы, кыпчаки и другие.

Согласно «Дафтар-и-Чингис намэ», некий Калдар бий вместе с Майкы бием упоминался в числе имен князей, оказавших помощь Чингиз хану стать ханом. Калдар бий смастерил телегу для Чингиз хана. Его связь с телегой говорит об его принадлежности к племени канглы (высокие телеги). В родословной башкирских кыргызов их общим предком упоминался некий Калдар бий или Кандыр бий (он же Коркут Ата) [404.]. Согласно генеалогии С.Ахсикенди предводитель объединения ичкилик кыргызов Салучи-Булгачи имел сына Кангды. Костяк объединения ичкилик составляло племя кангды/канды [33. -C. 67.]. В таком случае, не исключено, что костяк золотоордынского объединения ички составляли канглы или канды.

В Золотой Орде кыргызов кроме вышеназванных объединений могли представлять ас-ширины и их союзники кыпчаки, баарины, аргыны, черики, которые с первых дней возвышения Токтамыш хана поддерживали и привели его к власти. Утемиш-хаджа писал, что «Ширин, Барын, Аргун [и] Кыпчак были давними, со времен предков элями Токтамыш оглана», которых тот, наряду с прочими своими элями, «забрал ... и ушел к реке Идил» [383. -C. 115-116.]. При Токтамыш хане представители ас-ширинов, кыпчаков, барынов, аргынов занимали должности четырех карачи беев правого крыла войска Золотой Орды. Должность улусбеги занимали представители ас-ширинов, которые руководили всем войском Золотой Орды.

Следует отметить, одними из главных причин миграции кыргызов в Семиречье и на Тянь-Шань в монгольскую эпоху являлись завоевательные походы Чингиз хана и образование в покоренных странах новых государственных образований улусов Джучи, Чагатая, Угэдэя. В них чингизиды, ставшие во главе государства, проводили новую форматизацию племен, что заставляло кочевников спешить войти в тот или иной улус, чтобы обеспечить себе благоприятное будущее, стабильное развитие, надежную социальную защиту, привилегии и благополучие. Отметим, что чингизиды, получившие свои улусы в наследство, были заинтересованы в включении в свою орду новых этнических групп, для того чтобы укрепить свой тыл и продолжить завоевательные походы. В этом смысле Батый был одним из главных царевичей, который нуждался в сильных и верных полководцах и высоким духом воинах. В период похода Чингиз хана и после прослеживается миграция монгольских и других восточных племен в Среднюю Азию.

Отметим, что монгольскую эпоху в Семиречье эмригрировали бахрины, барласы, жалаиры, катаркины, конгираты, кераиты, найманы, булагачины, керемучины, меркиты, отдельные из которых прошли по землям алтайских кыргызов, канглов, шанышкылы и других, которые жили в Прииртышье, на Горном Алтае, по реке Лебеди, притока Бии, Чанглы-Булак, притока р. Кальджира, истока озера Марка. Видимо, в данную эпоху часть вышеназванных местных племен вкупе с восточными мигрантами переселилась на Тянь-Шань и в Ферганскую долину. Например, одна из групп жалаиров была передана детям Джучи и поселилась к востоку от среднего течения реки Чу, а другая утвердилась в долинах рек Чирчик и Ангрен. Сюда же мигрировали канглы, шанышкылы, конураты и кыргызские племена.

Следует отметить, что в версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди обнаруживались имена многих могущественных личностей ханов, главных темников, Золотой Орды начиная с эпохи Бату хана, что, прежде всего, говорило о том, что кыргызы, канглы, кыпчаки, мангыты являлись соучредителями данного государства. В сказании также описаны политические процессы, отражавшие борьбу за власть в Золотой Орде в XIII-XV века. Еще этнограф И.Молдобаев [299.-C.82.] интересовался тем, что в отрывке Сейфи Ахсикенди, наряду с эпическими героями Манасом, Якуб-беком, Жолоем, упоминались реальные исторические лица, правители Золотой Орды Тимур-ходжа (1361 г.) Токтамыш хан (1376-1377 гг. и вторично 1380-1398 гг.), Тимур-Кутлуг (1396-1399 гг.), Джелал-ад-Дин (1411-1412 гг.). Причем, все вышеприведенные личности и эпические герои являлись союзниками и им оппонировали хан Золотой Орды Сарай Мамай (1360-1380), Белой Орды Пулад (1407-1411 гг.), мангыт Джамгырчи (астраханский владыка 1546-1547 и 1550-1554) и другие. Здесь же отмечались имена золотоордынского хана Гийас уд-Дин Тохтак хана (1291-1312), темника Ногая (1266-1300), мангыта Едиге (1396-1411 гг.), выступавших как главные герои великого кыргызского сказания [299-C.82.].

Отметим, что в научной литературе в Большой Орде правящими кланами были Кыят, Сальджигут, Кунграт, Мангыт. Сюда же можно относить Ички, Аз-Ширин. В Крымском, Казанском, Касимовском ханствах правящими родами в статусе карачибеев находились Ас-Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак. Более того, трое из них (Барын, Аргын, Кыпчак) упоминались в версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди в качестве союзников Токтамыш хана, Манаса и кыргызов. В поздних версиях эпоса «Манас» встречаются аргыны и кыпчаки. Это еще раз подтверждает правильность нашего мнения о том, что ас-ширины в союзе племен Токтамыш хана представляли народ Манаса и кыргызов.

Согласно Утемиша –хадиси «Чингиз намэ», при Токтамыше в Золотой Орде представитель клана ас-ширин Дангы бей руководил правым крылом войска. Левым крылом руководил предводитель мангытов Едиге. После уничтожения Мамая в Крыму, в данном регионе был образован Крымский тумен, возглавляемый представителями клана ас-ширинов в должности даруги. Князь Дангы бей сидел в Крыму и руководил армией, а его сын Руктемир находился при Токтамыш хане и занимал должность беклярбека Золотой Орды. Беклярбеком был и его сын или внук Тегина. Согласно источнику, племя ас-ширин, возглавляемое князьями из клана Дангы бея, происходило от «эля ас», у которого была тамга «чумеч» (ковш).

Следовательно, для прихода к власти Токтамыш хан воспользовался слабостью центральной власти и сложившейся благоприятной ситуацией в Золотой Орде. Токтамыш хан, чтобы уничтожить своих главных врагов правителя Ак Орды Урус хана, мангыта Мамая, сделал ставку на кыргызов, ас-ширинов и их союзников кыпчаков, баринов и аргынов. Сюда же мы относим чериков, которые вместе с баринами (бахрин) мигрировали в земли Ак Орды с востока. Видимо, здесь черики (восточные азы) нашли своих соплеменников азов, обитавших в районах Хоррезма и новое объединение стало называться аз-ширин (от «черуу/н-шерин/шерик»).

Все вышеотмеченные племена обитали во владении Туй ходжи отца Токтамыш хана и выражали недовольство ак ордынскому правителю. Токтамыш хан с их помощью с легкостью уничтожил Урус хана, а затем взял Сарай-Берке, подвергнув к бегству Мамая. Его войско, состоявшее из ас-ширинов, барынов, аргынов, кипчаков, кыргызов, отправилось в Крым и ликвидировало его в городе Кафе.

Отметим, что после смерти Ногая Токтамыш хан стал одним из главных покровителей кыргызов, что давало им возможность выступать ведущей политической силой в Золотой Орде. Воспользовавшись поддержкой Токтамыш хана, кыргызы образовали собственное независимое княжество и вели самостоятельную политику в регионе, в том числе и в отношении шибанидов, которые были стеснены Тимуром. Ибн Вали писал, что в период гонений Амира Тимура шибаниды скрывались от наказаний и пользовались покровительством кыргызов. Позже шибаниды ответили добром за добро, отказав Пулад хану (в 1407 г.) участвовать вместе с ним в походе против кыргызов. Пулад хан в 1407 году своими силами разбил кыргызов и потеснил их из мест тогдашнего обитания [167-C. 108-109.]

В данном случае, речь идет о событиях, произошедших сразу после смерти главного покровителя кыргызов Токтамыш хана в 1406 году. В 1407 году Пулад хан (1407-1410 гг.) установил свою власть в стране. По-видимому, новая расстановка сил в Орде не устроила бывших союзников шибанидов и кыргызов, которые видимо, тоже желали воспользоваться удобным случаем и привести на золотоордынский трон своего человека. Пулад хан, пытаясь наказать кыргызов, вторгавшихся в пределы Ак Орды, безуспешно попытался склонить на свою сторону шибанидов, настраивая их против них. Пулад хан своими силами разбил кыргызов и очистил от них окрестности Ак Орды, которые соприкасались с землями кыргызов. [297. -C.101] Хан, после усмирения их, поручил охранять пределы границ с кыргызами баринам (бахринам). В данном случае, речь идет не только о кыргызах улуса Анга Торе и Салучи Булгачи, а и кыргызах государства Угэчи Кашка, которые проявляли активность и в эпоху Токтамыш хана. Угэчи Кашка переселил свои основные силы в Притяньшанье.

События периодов, дворцовых интриг в Золотой Орде очень красноречиво отражены в версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди. В своем «Манасе» историк подробно рассказывал об участии и роли моголистанских улусов и племен, в том числе кыргызов, в появлении на политической арене Токтамыш хана и его борьбе с одним из соперников на трон Пулад (в. Пулат) ханом, а также Сарай Мамаем и мангытом Джамгырчи (Йамгурчи). Столкновение сторон происходит в Жайыке, т.е. на Урале [33. -C.52-54.].

В источнике Токтомыш хан, кыпчаки области Джете и моголистанский князь Анга Торе, Салучи-Булгачи, бахрины указаны как верные союзники кыргызов, а золотоордынские ханы и князья Пулад хан, мангыт Джамгырчи, Сарай Мамай - в качестве их главных противников. Манас выходит на поединок с Пуладом и ранит его. Во втором поединке Манас ранит Жолоя, а его союзник Темиркожо (Айкожо) сразил копьем Пулада, а затем отрубил ему голову. Союзники, одержав победу, возвратились в свою резиденцию – город Манассию [33. -C.52-54.]

В «Шейбаниаде» в составе алтайских кочевников мы находим названия племен: найман, мангыт, кунграт, дюрмен, уйшун, которые упоминались в качестве союзников кыргызов более поздних версиях эпоса «Манас». В источнике также встречались имена племен: ички, кушчу, жалаиров, сулдузов, баринов, аргынов и других, имена которых были известны и в Моголистане. Позже вышеотмеченные племена вошли в состав кыргызов, ногайцев, узбеков, казахов, кара калпаков и др. Важно отметить, что аналогичное имя с названием золотоордынского объединения ички встречалось у кыргызского племени саяк (род ички), у казахов (ичкилик (род) и у кыргызов (ичкилик -одно из трех крупных объединений племен-ичкилик).

В исторических источниках сохранились сведения, которые указывали непосредственное пребывание кыргызов в центральных районах Золотой Орде. Так, согласно данным ибн Вали, кыргызские племена, проживавшие в Астраханском вилайете, дважды поднимали восстание после смерти Абай хана, внука Бату-хана (1227-1255 гг.). По мнению А.Мокеева, данные источника дополняли сведения, сохраненные в народных преданиях кыргызов. Согласно им, в более древние времена предки каракольских (иссык-кульских) кыргызов проживали в Астраханских степях, откуда в незапамятные времена переселились в горные районы Ферганской долины. Горную местность, где кыргызы жили, сами они называли Андижанскими горами. А.М.Мокеев, сопоставив данные источников, предположил о возможной миграции кыргызов через Ферганскую долину на южные склоны Тянь-Шаня, в частности, в районы Нарына и в бассейн озера Иссык-Куль [297-C. 158.].

Отметим, что еще С.М.Абрамзон указывал, что в кыргызских санжыра упоминалось название страны Булгар, из которой переселились такие племена как джетиген, кушчу, куркуроо, проживавшие в долине реки Талас. Он же отмечал, что некоторые кыргызские племена, живущие в Таласе, жетиген, саяк в пятидесятые годы ХХ столетия, как и их предки, назывались астархан-ногой [3. -C.76.].

Следует отметить, что события, рассказанные в средневековых источниках XIII-XIV веков, касающиеся взаимоотношений между кыргызами и Токтомуш ханом, Анга Торе, а также Амиром Тимуром нашли полное отражение в версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди. Следует отметить, что сведения ибн Вали о кыргызах полностью совпадали с приведенными генеалогическими преданиями в «Юаньши» и в книге С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих», а также с сохранившими в народной памяти кыргызов сказаниями и легендами о кыргызах и кыпчаках. Причем, во всех вышеприведенных источниках, а также в различных версиях эпоса «Манас» родословных преданиях о кыргызах сохранялась одна и та же линия о проживании народа в районах священных гор Кара Тоо, в области Андижана и Намангана в Ферганской долине.

В версии эпоса «Манас» С.Ахсикенди хоть и с напластованиями довольно ярко в эпической форме рассказывались взаимоотношения кыргызов с кераитами, кыпчаками, канглы, баринами и другими племенами Моголистана.

В эпосе «Манас» С.Ахсикенди кыргызы еще до рождения Манаса жили в долине реки Талас. Онг хан кераитский оказывал большие услуги молодому Джакыпу, отцу Манаса по изгнанию врагов из кыргызской земли. [33. -C.44, 45] Отсюда, можно полагать, что кераиты и им союзные племена кыргызы, кыпчаки, после разгрома их сил найманами в 1199 году или монголами в 1202 году мигрировали в Семиречье, где организовали свои улусы. Здесь кераиты объединились с канглами, кыпчаками, кыргызами во главе с Атан бием и Анга Торе. Тем самым кераиты продолжили свою героическую историю.

В монгольскую эпоху кераиты, канглы и кыргызы Семиречья долгое время служили и жили на землях двух государств чингизидов Золотой Орды и государства Хайду. Как нам кажется, в данный период кыргызы, кераиты, канглы, кыпчаки, мангыты, тюрко-огузские племена продолжали представлять единый кыргызский народ Тяньшано- Алтайского края. В то же время в Семиречье кераиты, канглы и кыргызы подпадали под понятие могол и играли значительную роль в политической жизни региона.

Следовательно, этническое возрождение вышеназванных племен происходило в составе Золотой Орды и Моголистана. Согласно С.Ахсикенди, первопредком племени канглы считался некий Канглы, сын Салус-бека Булгачи. Последний являлся предком отделения «ичкилик» - «внутрение», которое представляло одно из трех крупных объединений кыргызов. По данным санжыра, предводитель рода кан-канлы князь Кан-Канлин (Кайлин, Кыр-Канлин, 1270—1360) окончательно согласовал с правителями Золотой Орды земли и границы улуса Канли и тамги, дерево (дуб), птицу (журавль), оран [400. -C. 178—195.]

Отсюда можно полагать, что сформированное тянь-шаньскими кочевниками государство Моголистан XIV в. следует считать моголо-кыргызским, где важную роль играли две группы кочевников - собственно моголы и четыре родственных тюркских объединений - кераиты, канглы, кыргызы и кыпчаки. Возможно, что поэтому Ван хан кераитский в эпосе «Манас» С.Ахсикенди назван Онг Моголом [33. -C. 47.]

Отметим, что в эпоху Великого Кыргызского каганата степные просторы, расположенные на западе от Ангары, назывались Каркыраханом, а в период расцвета кимако-кыпчакского государства Команией. В этих государствах этносообразующими и государствообразующими племенами были кыргызы, канглы, кимаки, кыпчаки, также другие тюрко-огузские и тюрко-монгольские объединения. В эпоху Великого Кыргызского каганата эпос «Манас» являлся идеологической основой Кыргызской империи, а в кимако-кыпчакском государстве «Манас» становится великим сказанием страны Комании. В монгольский период эпос «Манас» становится идеологической основой Золотой Орды, как одного из центральных княжеств на западных землях Монголии, которая по своей воле вершила историю и судьбы народов западных стран. В данный период «Манас» использовался для решения определенных идеологических задач: признание власти чингизидов и главного темника Ногая в Золотой Орде, особенно Токтамыш хана; признание статуса соучредителей Золотой Орды за кыргызами, канглами-команами, кыпчаками, баринами; признание улусов Анга Торе, Салучи Булгачи, Кыргыз, Барин как соучредителей государства Моголистан.

Поэтому версия эпоса «Манас» С.Ахсикенди, в первую очередь, представляет продолжение истории государств кераитов Ван хана и империи Чингиз хана. В нем центральными государственными образованиями становятся Золотая Орда, Моголистан и владение Каракыра с центром в Таласе. «Манас» был посвящен истории чингизидов, Токтамыш хана, главного темника Ногая (1227-1300) и Золотой Орды. Были заимствования отдельные события из биографии и жизни деятельности главного темника Золотой Орды Ногая (1227-1300) и Хайду хана. «Манас» превращался в кыргызско-золотоордынский эпос, где рассказывалась история кыргызов (правое крыло и ички-центральное крыло), канглов-команов, кыпчаков и мангытов (левое крыло) в политической жизни Золотой Орды эпохи главного темника Ногая.

По содержанию сказания можно полагать, что главный темник Ногай выступал прототипом хана кыргызов Манаса. Ногай был чингизидом, а в «Манасе» главный герой Манас принадлежал господствующей династии и аристократическому роду кыргызов. Главный темник Ногай воевал с Хулагу, а в поздних версиях эпоса «Манас» главным противником кыргызского хана Манаса выступал Алооке (эпическое имя чингизида) [309. — С. 106.]. Ногая убил золотоордынский хан Токтак, а согласно версии сказания С.Ахсикенди Манаса уничтожил Токтак из кара калмаков [301. -C.125.]. Токтак правил в ставке Бату в Астрахани, входившей во владение младшего брата Бату хана Тукай-Тимура.

Отметим, что личности золотоордынского главного темника Ногая огромное внимание уделялось и в более поздних версиях эпоса «Манаса». Практически во всех поздних версиях эпоса персонаж Ногай [274. -C.33] выступал в качестве деда хана кыргызов Манаса. Отдельные кыргызские вожди свое генеалогическое древо связывали с Ногаем [405.]. Тем самым, кыргызские князья получали возможность выступать от имени Ногая, что давало им большие преимущества. Кыргызов воспринимали как часть могольского этноса, что подтверждалось данными источников.

Весьма любопытно, что в эпосе «Манас» С.Ахсикенди время расправы с Ногаем совпадало с периодом уничтожения Кыргызского государства на Енисее войсками всемонгольского хана Хубилая. В то время Золотая Орда и Хайду стремились достичь независимости от центральной власти Хубилая. Между Золотой Ордой и государством Хайду существовал этнополитической союз. Стороны договорились о совместных действиях и взаимопомощи в случае нападения на одного из них со стороны всемонгольского хана. В интриги между чингизидами были вовлечены и кыргызы.

Хайду хан пытался объединиться с енисейскими кыргызами, чтобы совместно противостоять Хубилаю. Он постоянно отправлял войска для защиты енисейских кыргызов. Однако ему было трудно противостоять всемонгольскому хану. В это время часть енисейских кыргызов вынуждена была переселиться на Тянь-Шань к Хайду хану, а другая – в Золотую Орду. Вкупе с кыргызами мигрировали также и мангыты, которые позже низложив свое племенное имя, стали называться народом ногай, который по эпосу «Манас» имел этнополитические связи с первыми.

Хубилай, чтобы не дать енисейским и алтайским кыргызам объединиться с силами Хайду, усилил кыпчакского полководца Тутука и отправил его против мятежников [391. -C.80-81.]. В 1292 году он разграбил район Алтайских гор, посетил на обратном пути г.Кара Корум. Затем по приказу Хубилая, чтобы покорить енисейских кыргызов, прошел по льду и достиг реки Кем. Тутук покорил все пять кыргызских племен и разместил в их юрте монгольские войска, чтобы охранять их [301. -C.80.]. Хубилай также распорядился переселить кыргызов вовнутрь страны в степи Западной Монголии и Маньчжурии. В 1277 году большая часть кыргызов была насильно переселена в центр вновь созданного округа Чжаочжоу в Западной Монголии. В 1293 году на бывшие земли мятежного князя Наяна были переселены племена усухань, ханас, цзилицзисы (кыргызы). Другая группа кыргызов, проживавшая в местности Чжирхэхусотай, была переселена в район Хэсыхэ в провинции Ляодунь, находящийся на юго-востоке Маньжурии [245; 391. -C.157-158.].

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
25022

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12149

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19434

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31898

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18897

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31559

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19545

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10072

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40663

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
24064

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×