Добавить статью
11:35 16 Мая 2011
Кыргызы и славяне: «Кощей Бессмертный»
История взаимоотношений славянских народов и кыргызов в традиционной историографии начинается только с 17-18 века. При этом вопрос сопоставительного изучения огромного пласта культуры – мифологии славян и кыргызов остается до сих пор открытым.

Одной из загадок мифологии славян является генезис и этимология «Кощея Бессмертного». При изучении данного вопроса ни один из ученых не смог предлагать обоснованную гипотезу о происхождении и этимологии рассматриваемого нами мифологического персонажа.

Мы предлагаем свою гипотезу по данному вопросу.

Согласно славянской мифологии «Кощей Бессмертный» имеет отличительные черты, которых можно сгруппировать следующим образом:

1 группа - основная сюжетная линия русской народной сказки:

1. Кощей является пленником, 300 лет пробывшим в заточении в подземелье скованным цепями;

2. Иван-царевич освобождает Кощея из подземелья;

3. Кощей убивает Ивана-царевича;

4. Ворон, Сокол и Орел оживляют Ивана-царевича;

5. Иван-царевич убивает Кощея (1. Иван-царевич убивает Кощея, раздавив яйцо или сломав иголку; 2. Марья Моревна убивает Кощея булавкой; 3. Кощея убивает волшебный конь Ивана-царевича);

6. Иван-царевич разводит огонь и сжигает Кощея на костре, а пепел его развевает по ветру.

2 группа - типологическая характеристика Кощея:

1. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя;

2. Смерть Кощея сокрыта в другом месте: «Смерть моя - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц в железном сундуке сидит, сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне, посреди моря-океана”.

Вышеизложенные сюжетные линии и типологические характеристики Кощея Бессмертного полностью повторяют сюжетную линию и типологическую характеристику одного из персонажов мифологии кыргызов. Этот персонаж встречается в эпосе «Эр Тёштюк» под именем «Чоюн Алп» (букв. Чугунный Богатырь).

1 группа - основная сюжетная линия:

Славянская мифология:

1. Кощей является пленником, 300 лет пробывшим в заточении в подземелье скованным цепями.

Кыргызская мифология:

1. Чоюн Алп является пленником, 40 лет пробывшим в заточении в подземелье.

Славянская мифология:

2. Иван-царевич освобождает Кощея из подземелья.

Кыргызская мифология:

2. Эр Тёштюк освобождает Чоюн Алпа из подземелья.

Славянская мифология:

3. Кощей убивает Ивана-царевича.

Кыргызская мифология:

3. Чоюн Алп убивает Эр Тёштюка.

Славянская мифология:

4. Ворон, Сокол и Орел оживляют Ивана-царевича.

Кыргызская мифология:

4. Алп Кара Куш (букв. Большая Черная Птица или Сокол) и ее два птенца оживляют Эр Тёштюка.

Славянская мифология:

5. Иван-царевич убивает Кощея (1. Иван-царевич убивает Кощея, раздавив яйцо или сломав иголку. 2. Марья Моревна убивает Кощея булавкой, 3. Волшебный конь Ивана-царевича убивает Кощея).

Кыргызская мифология:

5. Эр Тёштюк убивает Чоюн Алпа (1. Эр Тёштюк убивает Чоюн Алпа, убив семь пичужек. 2. Быйты (жена Эр Тёштюка) убивает Чоюн Алпа булавкой. 3. Волшебный конь Эр Тёштюка убивает сына Чоюн Алпа).

Славянская мифология:

6. Иван-царевич разводит огонь и сжигает Кощея на костре, а пепел его развевает по ветру.

Кыргызская мифология:

6. Эр Тёштюк разводит огонь и сжигает Чоюн Алпа на костре, а пепел его развевает по ветру.

2 группа - типологическая характеристика:

Славянская мифология:

1. Кощей часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.

Кыргызская мифология:

1. Чоюн Алп часто выступает в роли похитителя невесты главного героя.

Славянская мифология:

2. Смерть Кощея сокрыта в другом месте: «Смерть моя - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц в железном сундуке сидит, сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне, посреди моря-океана».

Кыргызская мифология:

2. Смерть Чоюн Алпа сокрыта в другом месте: «Смерть моя - в семи пичужках, семь пичужек - в железном сундуке, железный сундук - внутри архара, архары живут возле золотого колодца, который расположен возле огромного чинара».

Как видно совпадения налицо. Различия небольшие, но они закономерны, так как кыргызы исторически развивались в другом географическо-культурном пространстве, а славяне – в другом. При этом сохраняются все типологические характеристики и сюжетная линия. Это дает нам возможность предполагать, что кыргызы и славяне в начале своего этногенеза (по нашему мнению в андроновский период) жили в одном культурном пространстве, следовательно, имели вариативы одной мифологической системы. Таким образом, генезис «Кощея Бессмертного» тесно связан с процессами этногенеза славян и кыргызов, которые могли иметь место в Урало-Алтайском ареале.

Этимологию слова «Кощей» можно дать, опираясь на вышеизложенные факты. Исходя из имени персонажа «Чоюн Алп» можно предполагать, что слово «Кощей» может иметь значение «металл, чугун». Если опираться на факты сопоставительного языкознания, тогда наблюдается следующая лексемно-семантическая группа внутри индоевропейских языков:

Чугун – португальский язык: ferro fundido, ferro gusa, gusa; (горшок) pote (tigela) de ferro fundido;

немецкий язык: 1) Gußeisen , Roheisen;

итальянский язык: ghisa;

английский язык: cast iron.

Слово чугун было заимствовано из китайского языка. 生铁 shēngtiě, 铸铁 zhùtiě выплавка чугуна — 炼铁 2) (сосуд) 铁罐子 tiěguànzi. При этом в китайских источниках указывается, что слово «каша» в значении «железо» происходит от самодийского языка. Данный факт подтверждает гипотезу о наличии процессов этногенеза кыргызов и славян именно в Урало-Алтайском ареале.

Следовательно, этимология слова «Кощей» происходит от лексемы «Каша» с семантикой «металл, железо или чугун». Кроме того, в данное время наблюдается распад сюжетной линии эпоса «Эр Тёштюк» на отдельные более короткие сказки.

Таким образом, совпадение мифологической составляющей культуры кыргызов и славян дает нам возможность предлагать гипотезу о едином культурном пространстве в начале этногенеза кыргызов и славян.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

О титулах «Кара Кан» и «Бограч Кан»

Первое упоминание этнонима «қазақ»

«Теңир»
(лингвистическо-исторический анализ лексемы)

Юэчжи. Лингвистический анализ этнонима

Письмо-орнамент кыргызов

Об этнониме «Шато» – «Солто»

Кыргызское великодержавие: главные направления военных походов

Происхождение этнонима «түрк»

Тюркютские роды «Ашина» и «Ашидэ»

Происхождение этнонима «кыргыз»

Еще статьи