Добавить статью
11:37 7 Июня 2016 39451
Кыргызы - этногенез и история: Консолидация кыргызских племен на Тянь-Шане
(45 часть)

(Читать сначала)

(Читать 44 часть)

160225

Отсюда можно говорить о том, что процесс миграции и консолидации кыргызских племен на Тянь-Шане имел сложный и длительный характер, начавшийся с эпохи Великодержавия и продолжившийся в кара китайскую и монгольскую эпохи. Как нам кажется, довольно большой поток миграции кыргызских племен приходился на эпоху войн между Хубилаем и Хайду ханом, когда одной части енисейских кыргызов пришлось бежать и искать защиты в Золотой Орде, а другой объединиться с Хайду ханом и воевать против Хубилая.

Однако, кыргызы переселялись отдельными группами на Тянь-Шань, независимо друг от друга, что мешало им консолидироваться, собрать свои силы и организовать свое собственное государство. Это также мешало им объединиться с тянь-шаньскими кыргызскими племенами, которые жили здесь еще до вторжения монголов в Семиречье, представляя самостоятельные улусы канглов (группа племен канглы, позже булгачи), кераитов (кара йетти), найманов, чериков, азыков, онгутов и другие. Но все же, они находились в улусных отношениях и не были в состоянии организовать общее сопротивление правителям из династии Чингиз хана.

Таким образом, в XIII-XIV вв. созданные на Тянь-Шане государства Хайду хана и Моголистан возглавлялись чингизидами, но, по существу являлись кыргызскими государственными образованиями, что подтверждала версия эпоса «Манас» С.Ахсикенди.

В научной литературе относительно монгольского периода большую дискуссию вызывало происхождение моголистанского племени чериков. Данная проблема учеными рассматривалась в контексте изучения этнической принадлежности моголистанского князя Анга Торе и племен его улуса, куда входили и черики.

К.Петров одним из первых назвал улус Анга Торе кыргызским. По его мнению, черики были кыргызским объединением. Он писал: «большая часть кыпчакско-кыргызской группы была насильно переселена на Тянь-Шань и входила в улус Инга Торе Бай Мурат Черика, который был главой племени чериков, возглавлял кыргызско-кыпчакское объединение» [321. -C. 4-5.]. Он полагал, что предки кыргызов этого улуса мигрировали из Енисейско-Иртышского междуречья в XIII-XV века. Касаясь проблемы формирования кыргызского этноса, он отмечал значительную роль кимако-кыпчакских родов, переселившихся из Или-Иртышского междуречья.

К. И. Петров к племенам, мигрировавшим в монгольскую эпоху, относил булгачинов и керемучинов, обитавших в Приенисейской области Баркуджин Токум в начале XIII века. По мнению К. Петрова, алтайские кыргызы, занявшие сначала Или-Иртышское междуречье, в середине и второй половине XIII века начали продвигаться к Центральному Тянь-Шаню. По его мнению, в монгольскую эпоху племена булгачи и керемучины переселились в Или-Иртышское междуречье, а затем на Тянь-Шань [321. –C. 23.].

Однако С.М.Абрамзон выразил несогласие с выводами К.И.Петрова о происхождении князя Анга Торе. Он посчитал недостаточным то, что этот князь носил фамилию Черик. По его мнению, совпадение шести из двенадцати имен (они названы предками моголов) родословной Анга Торе с именами легендарных предков правого крыла кыргызов (Ана-л-хак, Лур-хан, Гуз хан, Арсланг-бий, Кулибий и Мары-бий) — тоже неубедительно. С.М.Абрамзон писал: «Вполне вероятно, что киргизы (в том числе и племя черик) входили в улус Анга Тори, но он не был «киргизским» [3. – С. 60-61].

В то же время С.М.Абрамзон одним из первых сопоставил имена потомков Анга Торе с названиями племен современных кыргызов. Он писал: «Все названные имена полностью совпадают (хотя частично искажены в рукописи — С.М.) с именами отдельных родоначальников и с названиями подразделений племени монолдор, зафиксированными в современных генеалогических преданиях» [3. -C. 60]. С.М. Абрамзон также установил прямую генетическую связь между племенем черик С.Ахсикенди и одноименным современным кыргызским родом сопоставив имена потомков другого сына Анга Торе — Ахмед-бека с названиями родоплеменных групп чериков: Ак Чубак (ак чубак), Бай Чубак (бай чубак), Диван-Черик (дуван), Мулла-Черик (молдо-черик), Кара Черик (кара черик) [3. -C.61.].

С.М.Абрамзон писал об участии кереитов в этногенезе моголистанского улуса Анга Торе и современных алтайцев. С.М.Абрамзон с именем одного из потомков моголистанского князя Анга Торе Кире (букв. Кирей) сравнивал этноним «кереит». Он же отмечал, что «потомки средневековых кереитов и их ветви — тункаитов, относящихся к кереитам алматов (албатов — С.М.), представлены у южных алтайцев сеоками «тонгжон» и «алмат», у северных — сеоком «тонг» [3. –C. 63]. В то же время этнограф сопоставил приведенные в генеалогическом предании имена сыновей Атан бия сына Бай Могола — Чолок Тукуме, Кире и других с названиями родов кыргызского племени монолдор чолок туума, улу кыйра и бала кыйра.

По его мнению, черики могли сложиться еще раньше XVI века. В табгачской надписи черики обозначены в форме «чэ-ли», в сакском документе VIII века упоминались рядом с тохарами, что говорит о проживании их в это время в Восточном Туркестане [3.-C.61].

В интересующей нас проблеме была внесена определенная ясность после полного анализа отрывка эпоса «Манас» приведенного в сочинении С.Ахсикенди «Маджму ат Таварих». О.К.Караев, анализируя данные о кыргызах в данной книге, пришел к выводу, что главные сюжеты рассказа совпадают с основными событиями, происходившими в Моголистане в связи с войнами дуглатского эмира Камар ад-Дина [180.]. Отсюда ученый полагал, что кыргызы жили в это время в Илийской долине Восточного Туркестана и тоже воевали с Камар ад-Дином.

С.А.Аттокуров, основываясь на данных этнографических материалов, поддержал мнение ученых о переселении енисейских кыргызов в эпоху Великодержавия на Тянь-Шань. В частности, он отмечал, что отдельные кыргызские племена переселились на Тянь-Шань в VIII-X века. Это азыки (VIII век), саяки, басызы и другие. Он считал, что в XIV веке кыргызы не только входили в состав государства Моголистан, но и отдельные их вожди, такие как Анга Торе, Кулжыгач, являлись предводителями улусов, поскольку вышеотмеченные князья упоминались в источниках повествующих походы Амира Тимура. Отсюда ученый утверждал, что последние являлись предками Черика [36. -C. 42-43.]. Другим предком Черика он назвал Атан бия, родоначальника левого крыла кыргызов, имевшего двух сыновей Кулжыгач Торе и Лаклак бия [36. –C. 84.]. По его мнению, Тагай бий сделал Черика своим знаменосцев, из-за его благородного происхождения, имевшего отношение к древнему кыргызскому княжескому роду [36. –С. 80-86.]. И по этой же причине обтянутое золотом знамя Тагай бия было унаследовано Чериком.

По мнению Т.Д.Джуманалиева, племена черики и баарины мигрировали на Тянь-Шань в монгольскую эпоху. Первоначально они находились в составе государства Ак Ордо. Затем вошли в улус Анга Торе. По его утверждению, булгачи-ичкилики представляли кыргызский улус, тогда как владение Анга Торе Бай Мурата Черика было кыпчакско-кыргызским [132. –C. 410-412; 438-441.].

В родословной С.Ахсикенди происхождение кыргызских племен связывалось с их общим предком Отуз Огулом и его потомками Тагай, Адыгине, Кара Багыш и Мунгкуш, представлявших прародителей аристократических родов [33. -C. 226.]. В то же время в санжыре с помощью Наал эже (сестры Тагай бия и Адыгине), выданной замуж за царевича Коке [36. -C. 126.], пытались зафиксировать процесс слияния монолдоров с кыргызами. Важно отметить, что в родословной представители племени монолдор названы потомками Наал эже и Коке, а черики – потомками усыновленного Наал эже мальчика, прозванного Чердегей (пузан) Чериком.

Согласно С.Ахсикенди одним из основных родов улуса Анга Торе являлись племена, происходившие от двух сыновей Анга Торе Мухаммедбека и Ахмадбека - черик и монолдор. С.Ахсикенди называет Ахмедбека знаменосцем [285. -C. 227-228.]. Вышесказанные сведения находят подтверждение данными кыргызских родословных. Следует отметить, что в кыргызском варианте генеалогии указывается родственность племен кыпчак, монолдор, черик и нойгут. По санжыре у Кылыч хана из племени тору кыпчак были два сына Коко и Тагир (в других версиях Дайир; очевидно он же Доор в генеалогии племени монолдор), которые волею судьбы скрывались у Тагай бия. Позже Тагир, обидевшись на своего брата Коко, покинул его и ушел к жалаирам (от которых откололись онгуты). Коко, женившись на Наал эже, остался у кыргызов. Наал эже ему родила сына, которого назвали Монуулдур (Монолдор) [36.-C. 126.]. Тагай бий во время похода находит мальчика в стране нойгутов, который становиться приемным сыном Наал эже. Его прозвали чердегей Чериком. Черик был знаменоносцем Тагай бия. От него разошлось племя черик. [36. -C. 80-85.]. В таком случае у Наал эже было двое сыновей, первый собственный сын от мужа монгола Коко-Монуулдура, а второй приемный - Черик.

Как нам кажется, в данном случае, сказители санжыры пытались указать на кыргызское происхождение черика. Выше в аргынском предании говорилось о том, что черики (шерики) вместе с аргынами пришли с востока в район Каркыралинска и жили по соседству с кыпчаками. Черик (Шерик) был признан бием при кыпчакском хане. Т.е. черики жили обособленно в соседстве с кыпчаками. В случае с Коко Черик становится родственным Монолдору, сыну кыпчакского царевича посредством усыновления Наал эже.

Следовательно, С.А.Аттокуров справедливо считал, что Черик был кыргызом и имел аристократическое происхождение. Видимо, поэтому, для скрытия его аристократического положения к имени Черика прибавили уменьшительно-ласкательное (оскорбительное) слово «чердегей» («пузан»). В то же время, Тагай бий доверил ему государственное знамя, сделав его своим знаменосцем [36. -C. 81.].

Как нам кажется, анализ и сравнение родословной кыргызов, приведенной в книге С.Ахсикенди и более поздними санжырачи показывают, что в данном случае мы становимся свидетелями объединения, двух кыргызских групп вокруг Тагай бия. Очевидно, первую группу составляли местные тянь-шаньские племена, выдвинувшие Тагай бия в вожди, а вторую племена алтайских кыргызов, окончательно переселившиеся в период консолидации народа на Тянь-Шань. В связи с чем, их происхождение в родословных данных связывали с кыпчаками, тем самым, указывая на их связь с Алтаем.

Отсюда можно сделать вывод о том, что в период этнического возрождения кыргызов Анга Торе Бай Мурат Черик и Тагай бий соседей чериков кыпчаков нарочно стали называть монолдорами, связывая их происхождение с моголами. Видимо, это делалось специально для того, чтобы не иметь со стороны кыпчаков каких-либо притязаний на власть. Следовательно, улус Салучи –Булгачи был кыргызо-канглийским, а улус Анга Торе - кыргызо-кыпчакским. Причем, термин «салучи» и генеалогия Анга Торе связывали эти объединения с кангло-кераитами.

Следует отметить, что по собранным этнографическим материалам можно говорить о существовании этногенетической связи между кыргызскими племенами черик, нойгут, монолдор. Нами были выявлены имена потомков Анга Торе по линии Мухаммедбека Кункаш, Сокы, Буваке (бакы), которые также находили свои аналогии в этнонимии кыргызских племен монолдор (конкош, согу, бакы) и нойгут (сакы, бакы). Кыргызские (нойгутские) роды сакы и бакы упоминались в исторических источниках эпохи Аппак кожо. Более того, вышеприведенный род бакы (Бакы – общий предок) в составе кыргызских монолдоров делился на три родоплеменных подразделения под названиями улуу кыйра, орто кыйра и кичи-кыйра, что уже было сопоставлено с могольским антропонимом кире (кераит) [3. -C.67.] С.Ахсикенди.

Как нам кажется, черики, а стало быть и онгуты (белые татары, потомки кумоси) представляли кыргызов в составе хунну, а затем среднеазиатских хунну и монголоязычных союзов племен бахринов, жалаиров и др. В то же время онгуты находились в тесной взаимосвязи с родственными им канглийцами и кыпчаками. Благодаря этому, позже, в эпоху консолидации народа, они вернулись в земли своих пращур и вновь объединились со своими соплеменниками.

Отметим, что в сведениях исторических источников предки племен чериков чэ-ли и онгутов указывались в Восточном Туркестане. Они жили в одном и том же районе. На это же указывает то, что племена улуса Анга Торе (сокы) и выше отмеченные кыргызские роды монолдор (согу), нойгут (сакы) и мунгуш (соколок) и сары уйгуры (род соколок) Восточного Туркестана, имели этнонимы с аналогическими названиями, что указывало на их соседство и существование между ними тесных этногенетических связей.

По данным исторических источников онгуты или белые татары были соседями кераитов, найманов и киданей. Есть основание полагать, что предки онгутов являлись западной ветвью енисейских кыргызов, которые жили в соседстве с чигилями и ягма.

В Уйгурском каганате земли тюрков-шато и онгутов составляли западную окраину государства. Очевидно, неслучайно, объединенными силами западных земель Уйгурского каганата руководил полководец Бойла Кутлук Ярган (кыргыз по происхождению), который сыграл роковую роль в падении Уйгурского каганата в 840 году. По данным Суджинской Стелы, в самый решающий момент Бойла Кутлуг поднял восстание против Уйгурского кагана и перешел на сторону Кыргызского Ажо со 100000 армией, в составе которой находились также соединения из западных земель тюрки-шато, онгуты, татары и др. Тем самым был положен конец Уйгурскому каганату на Орхоне. Объединенные силы быстро справились с врагом и захватили столицу предводителя уйгуров Орду Балык.

Следовательно, сведения о Бойла Кутлуге говорят о существовании более древних связей между енисейскими кыргызами и племенами Западнотюркского (Тюргешского) каганата. Более того, тюрки-шато и онгуты как союзники енисейских кыргызов могли участвовать в организованном Кыргызским каганом в военной экспедиции Алп Сол Тепека в Восточный Туркестан в 841-843 гг. По данным источников, Алп Сол Тепеку «…подчинились пять племен Аньси (Куча), Бэйтин (Бешбалык), дата (татары) и другие [264. –С. 101]. Алп Сол Тепек был на Тянь-Шане всего несколько лет. Однако ряд источников продолжали группу кыргызов локализовывать в Восточном Туркестане и после возвращения Алп Сол Тепека на Енисей. Китайские источники отмечали о поддержке кыргызов и тибетцев группировку тюрка Ли Кэюна в междоусобной борьбе в Китае в 904 г. Следует отметить, что Ли Кэюн мог быть лидером кыргызов и тюрко-огузов, которые в то время уже представляли один народ [184. -C. 57.], в котором можно видеть будущих караханидов. Так как, в 940 году или ровно через 46 лет, после этих событий на Центральном Тянь-Шане было сформировано новое государство –Караханидский каганат. Очевидно, к этому времени тюрко-огузы и кыргызы продвинулись на запад и заняли Центральный Тянь-Шань, где вместе с ягма, чилями и отуз огланами сформировали Караханидский каганат в середине Х века.

В связи с вышеизложенным, мы полагаем, что первая группа кыргызов на Тянь-Шань могла быть переселена еще Бойла Кутлук Ярганом, который командовал военными силами западных земель Уйгурского кагана. Бойла Кутлук Ярган руководил 100-тысячной армией. Ему необходима было поддержка соплеменников. Видимо, именно поэтому в средневековых источниках кыргызы указывались в соседстве с чигилями и ягма в Восточном Туркестане. Так как эта часть кыргызов, чигили, ягма, онгуты могли иметь связь с племенами Бойла Кутлук Яргана. Как нам кажется, отуз огланы, отуз татары, онгуты (белые татары) могли иметь между собой тесные этногенетические связи. Все они являлись соседями племени канцзюй (канглы).

Кроме этого, отуз огланы, чигили, ягма, онгуты могли представлять южную группировку кыргызов. Позже в составе кыргызского народа чигилей стали представлять племя бугу, а ягма род жутма (ср. «ягма», «ютма») племени солто. Тотемом ягма был бугра-верблюд. Можно сопоставить ягма с жутма (обнаруживается закономерный переход средней буквы «г» на «т»). Возможно, неслучайно, компактное проживание рода жутма обнаруживался в районе перевала Тоо Ашуу, в с.Сосновка Жайылского района Чуйской области. Общим предком солто был богорустон, что может состоять из двух тотемических названий «бугур» («верблюд») и «арстан» («лев»), имевших отношения к средневековому племени ягма и владению Бюгюр («верблюд») в Восточном Туркестане, а также высшему титулу в Караханидском каганате - «арслану». В таком случае, предки племени солто и его роды богорустон и жутма могли иметь отношение к караханидам.

Анализ родоплеменного состава племени солто показывает, что данное объединение сложилось из слияния двух этнических родственных групп алтайской/ эштекско-команской (коман, кошой, качы) и тянь-шаньской (ягма, бугур, арслан; юэчжийской-онгут, солто, чаа, тата, сеек мурун, кайдоол-эфталиты. Отсюда, можно заключить, что предки солто представляли одну из групп караханидского эля, которые позже объединились со своими северными соплеменниками. В народе солто признается как этносообразующее племя. О нем говорили: «Солто уюткулуу эл» или «Солто тупкулуктуу эл».

Как мы полагаем, в составе войска Эштек бия были роды, имевшие непосредственное отношение к древним аристократическим золотым родам енисейских и тянь-шаньских кыргызов, которые выдвинулись на передний план, после его смерти. Одним из них были ягма (жутма), богорустон (бугур+арстан), солто, сеек мурун (б. костлявый нос, род с выступающим костлявым носом, признак яркого выражения европеоидности), кайдоол (потомки эфталитов). Очевидно, значение названия последнего отражал топоним «солтон сары», что было связано и означало месторождение золота. В древние времена золото означало на индоевропейском языке «zolt», «zoltо» - «желтый» или «сияющий», «солнечный», а на авестинском языке zairi - «жёлтый», «золотистый». Таким образом, не исключено, что в древние времена предки племени солто представляли золотой род кыргызов.

Отсюда можно полагать, что Кыргызский ажо, склонивший на свою сторону Бойла Кутлуга и ликвидировавший господство тогуз огузов, мог быть очередным прототипом Манаса в эпосе «Манас». Так как сразу после этого начинается миграция кыргызов на восток, запад, юг и север. В этой связи можно полагать, что недолговременный поход Алп Сол Тепека на Восточный Туркестан в середине IX в. мог отразиться в одном из сюжетов эпоса «Манас», где рассказывается о кратковременном походе кыргызского батыра на Тянь-Шань. В эпосе Манас приходит на Тянь-Шань покоряет своих врагов, встречается здесь с Кошоем, чубаком из племени нойгут. После чего возвращется на Алтай и переселяет кыргызов в долину реки Талас.

Таким образом, сведения исторических источников о племенах онгутов, чериков и солто как бы подтверждают о существовании двух ветвей кыргызского этноса - енисейской и тянь-шаньской. По нашему мнению, западную ветвь кыргызов составляли потомки кангюйцев, юэчжей и саков, которые были под влиянием могущественных Хунну, тюрков ашина, а затем Китая. В составе Великого Тюркского и Западнотюрского (Тюргешского) каганатов тяньшаньские кыргызы были представлены племенами кангюй, аз, чэ-ли, согэ, кумоси (онгуты) и ягма. После падения Тюргешского каганата онгутов стали называть белыми татарами, а в монгольскую эпоху – онгутами.

Онгуты, обитали примерно на тех же землях, где китайский посол Чжао Хун локализовал предков татар — тюрков-шато [398. -C. 93.], которые были сформированы в результате слияния древних чуюе и огузов, обитавших близ степей Шато. Тюрки-шато кочевали в районах озера Барскуль и города Бешбалыка. Вели постоянные войны с тибетцами.

В эпоху монголов онгутами правил князь Алагуш декин. Он был союзником Китая, но когда монголы вторглись в пределы их владений, перешел на сторону орды. Алагуш декин и его воины участвовали в походе монголов на Пекин.

В научной литературе онгутов отождествляли с кыргызским племенем нойгут, который занимал центральное место в эпосе «Манас». Представители этого племени приходились родственниками по материнской линии предводителю кыргызов Манасу. Нойгуты всегда жили на севере Китая в Восточном Туркестане. Весьма любопытно, что нойгуты как и черики (шерики племени аргын) имели более раннюю связь с эпосом «Манас». В родословной как нойгуты, так и черики постоянно указывались вместе с кыпчаками. Согласно генеалогии, общим предком Нойгута и Кыпчака был Пулат хан сын некоего Ичкилика. Кыпчаки и нойгуты имели по девяти родовых поколений. Они всегда выступали вместе. Нойгуты и кыпчаки возглавлялись Чумач-бием, который привел часть кыргызских племен из местности Итарка Сарыджол (близ Кашгара) нынешние места обитания в Фергане. Около 250 лет тому назад.

Б.Солтоноев в одной из версий преданий о происхождении Манаса приводит интересные сведения, которые могут связать кыргызских нойгутов с средневековыми онгутами. Согласно ей, Манас был выходцем из рода локуш. Информаторы утверждали, что: «Когда кара-китаи напали на Кара-Кыштак, что вблизи Алматы, из кипчаков рода локуш батыр Манас пришел в Талас, где вместе с владетелем Намангана Кара-Ходжой объединился против кара-китаев и разбив их, вернул Каштек (Кастек) кыпчакам. После этого, в эту местность кара-кытаи долго не могли прийти» [357. -C. 138.]. Он же писал, что кашгарские кыргызы относили Манаса роду лакшу племени Кыпчак.

Р.Абдуманапов вышеприведенные этнонимы локшу/локуш отождествил с названием алтайского рода байлагас. Он пишет: «Этот род лакшу/локуш вполне соотносится с алтайским сеоком байлагас - бай-лагас/бай-лакаш, который вместе с родом кергиль Потапов Л.П. относит к числу собственно алтайских» [4. -C. 211-217; 326. - С.34.]. Как нам кажется, принимая во внимание вышесказанное можно сравнить этнонимы «алакуш», «локуш», лакуш», байлагас»/бай +алакуш», а также лашын, алакшын. Более того, «алакуш» и «локуш» вполне сопоставим с онгут. Возможно, неслучайно, китайские источники эпохи Тан локализовали на западе от Аньси реку под названием Бома (пегая или белая река; алакшын) в Восточном Туркестане, что указывает на пребывание отдельной группы бома-алакчынов в данном регионе еще до эпохи Кыргызского Великодержавия.

Отметим, что алакчыны состояли из четырех племен, одно из которых имело название локтан [154.]. Возможно, «локтан» имел более правильную форму локшан, локшы, алакшы/н и т.д.

Становится очевидным, что онгуты имели северную и южную группы. Возможно, черики являлись северной группой онгутов. «Черик» на монгольском языке означало «войско». По кыргызским родословным данным, нойгуты и черики имели общее происхождение. Согласно генеалогии, в древние времена нойгуты имели всенародно избранного хана Карача. Хан не оставил после себя наследника. Согласно обычаю, его младшего брата Черика женили на младшей жене Карача хана. От Черика произошли все роды чериков. Безусловно, вышеприведенная родословная зафиксировала процесс возрождения племени черик и смену династии у восточнотуркестанских кыргызов ХIV-ХV веков. Очевидно, в связи с образованием черикского улуса Анга Торе.

В таком случае, мы можем утверждать, что тянь-шаньские кыргызы в середине IX века имели непосредственные контакты с енисейскими кыргызами, участвуя в ряде крупных исторических событиях, имевших важное значение в истории народа и Центральной Азии. В первом случае, они выступали на стороне енисейских кыргызов в составе войск Бойла Кутлуг Яргана в разгроме Уйгурского кагана, а во втором как союзники Кыргызского кагана участвовали в военной экспедиции Алп Сол Тепека в Восточный Туркестан. В-третьем, поддерживали военные операции кыргызского полководца Або против шивей в 848 году. В четвертом, они наряду с енисейскими кыргызами и тибетцами могли участвовать в событиях 904 года в Китае.

Следовательно, енисейские кыргызы имели реальную возможность переселиться и обосноваться на Тянь-Шане в эпоху Кыргызского Великодержавия, а тянь-шаньские кыргызы имели пополнить свои ряды новыми группами своих соплеменников из Севера. Как нам кажется, таласские отуз огланы и кыргызы, обитавшие в районах Кашгара, могли представлять тянь-шаньских кыргызов в IX-X вв. Очевидно, одним из осколков кыргызов могли быть предки сары уйгуров, проживавших на территории Восточного Туркестана, в которых ученые видят потомков, переселивших и обосновавшихся групп енисейских кыргызов на Тянь-Шане. Не исключено, что сары уйгуры были сформированы из слияния пришлых енисейских кыргызов и тюргешских согэ.

Древнее проживание кыргызов в Восточном Туркестане имеет подтверждение в устном народном творчестве кыргызов, а также в родословной народа.

Благородное происхождение нойгутов подтверждается тем, что это племя занимает центральное место в эпосе «Манас». В эпосе «Манас нойгуты вместе с родственными коз команами, кыпчаками, ногойцами, найманами представлены как одни из главных объединений кыргызов. Предводитель племени нойгут Ак Балта приходился братом Чыйырды, матери Манаса (внука Ногой хана). В одном из сюжетов эпоса «Манас» рассказывается о проживании кыргызов в земледельческих районах Восточного Туркестана до монгольских завоеваний. Эта группа кыргызов здесь занималась земледелием. В различных вариантах эпоса упоминалось о том, что, якобы, в эпоху Чингиз хана Манас, таивший обиду на отца, переселился в районы Турпана (Восточный Туркестан) и занялся земледелием [243. -C. 85.]

Известно, что нойгуты являлись авторами ряда малых эпосов Кыз Сайкал, Жаныл Мырза. С.Аттокуров называет нойгутов в числе 40 древних кыргызских племен, издревле обитавших на Тянь-Шане. По мнению ученого, именно поэтому их имя не встречается в числе племен Тагай бия, которые представляли пришлые кыргызские роды [36. -C. 171-179.].

Возможно, поэтому в народных сказаниях отразились и процесс объединения кыргызов, победа и подчинение главой кыргызских племен — Тагай бием рода нойгутов в Восточном Туркестане. И все это практически констатировало завершение процесса объединения кыргызского народа. Нойгуты из всех кыргызских родов имели самую древнюю родословную. Поэтому саяки, жетигены и другие кыргызские роды пытались привязать свою генеалогию к нойгутской.

К кыргызским племенам и родам, имевших более древние этногенетические связи с нойгутами можно включить кыпчаков, сары багышей, бугу, солто, которые в своей структуре имели родоплеменные группы чертки, чертике, нойгут и сеек мурун. Причем, согласно родословной как чертки, так и сеек муруны считались примкнувшими подразделениями к более могущественным объединениям кыргызов. Важно отметить, что представители рода сары багышских чертике, также как солтинских сеек мурунов и бугинских нойгутов (Жети Огуз) не скрывали о существовании родства между ними и нойгутами в прошлом.

По генеалогии род чертки когда-то жил на востоке, где кыргызы имели свое собственное ханство. Однажды в Кыргызское владение пришли иноземные захватчики, которые начали истреблять народ. Ханы не могли дать достойный отпор врагам. В стране господствовали хаос, интриги между царевичами в борьбе за власть.

В данной ситуации предки рода чертки, полагая, что дальше оставаться в стране опасно, отделились от основной массы и в поисках нового местожительства ушли на запад. Пройдя долгий путь, чертки оказались на Тянь-Шане. Их было достаточно много и они были очень воинственны. На новом юрте им не раз приходилось отстаивать свои права и защищать свои интересы. Но, когда они ослабели, то вошли в состав более могущественного племени сары багыш и составили одно из трех (доолос, орозбакты, чертике) главных его объединений.

В таком случае предки рода чертике могли быть той частью енисейских кыргызов, которые мигрировали на Тянь-Шань в эпоху Кыргызского Великодержавия. Очевидно, что первоначально часть народа пришла на Алтай, и подчинили там кыпчаков, что стало причиной переименования своего племенного имени в кыпчак. Однако другая часть последовала дальше и достигла Тянь-Шаня, где слились с предками нойгутов (онгутов). Они представляли их аристократическую группу. Возможно, эта группа кыргызов пришла на Тянь-Шань в составе войск Алп Сол Тепека.

Это же можно сказать о роде сеек мурун. Представители этого рода отличались от других родов своим необыкновенно большим и выступающим носом, что издревле являлось одной из важных характерных черт европеоидной арийской расы. Сеек мурун - значит костлявый (выступающий) нос. Исторические источники еще с эпохи хунну отмечали об особом племени, с высокими выступающими носами. Хунну тоже отличались от китайцев слишком выступающим европеоидным носом.

По родословным данным прослеживается четкая линия тесных взаимоотношений нойгутов и сеек мурунов с племенем солто, которые, видимо, длительное время жили в соседстве с алтайскими команами, что сближает их с нойгутами, «Манасом» и Алтаем. В эпосе «Жаныл мырза» места кочевки нойгутов назывались «эштек-нойгут айылы» («эштек-нойгутским юртом), что говорит о совместном проживании солтынцев с нойгутами в прошлом. Как мы полагаем, после покорения нойгутов Тагай бий передал их владение в управление своему внуку Эштеку. Согласно одной из версий санжыра, одного из приемных сыновей Эштек бия звали Сеек мурун. По некоторым данным праотцами рода сеек мурун считались Нойгут, Койлон, Кооз Жедигер, Куттукожо, Тугол, Кенжебай. Последние являлись именами крупных племен и родоплеменных объединений, что может свидетельствовать о поддержке Эштек бия многими кыргызскими племенами в период калмакских завоеваний. Эштек бий был одним из единственных кыргызских князей после Тагай бия, кто смог объединить все кыргызские племена под свое единоначалие и организовал активное сопротивление против калмакского нашествия.

Однако родословные данные говорят о том, что род сеек мурун существовал еще до эпохи Эштек бия. В связи с этим мы полагаем, что сеек мурунами назывались те роды племени солто, которые являлись потомками канцзюй-юэчжей с большими носами. В составе хунну они были известны под названием цянцзюй, происходившее от юэчжей. Это племя кочевало в соседстве с онгутами в Хингане во Внутренней Монголии [154. -C. 99-100.].

Отсюда можно сделать вывод, что раздробление племени нойгутов было связано с эпохой легендарного Тагай бия, который в целях объединение кыргызских племен под свое единоначалие прибегал к различным приемам. Очевидно, более могущественные и крупные племена уничтожались или раздроблялись путем перераспределения между племенами участниками военной экспедиции против ведущих независимую политику племен.

Следовательно, в генеалогических сведениях эпохи Тагай бия запечатлено существование очень сложных взаимоотношений между пришлыми и местными тянь-шаньскими племенами. Местные кыргызские роды управлялись собственным кланом, имели свою историю, родословные данные, властные традиции, через которые невозможно было просто так переступить. Поэтому объединительный процесс кыргызских племен проходил в несколько этапов.

Сначала Тагай бий объединил те племена, которые решили добровольно подчиниться всекыргызскому хану, а после он силой заставлял признать центральную власть крупным объединениям и племенным союзам, которые пытались сохранить свою независимость. Это особо четко прослеживается в генеалогическом предании, где говорится об установлении власти Тагай бия в Арке, куда стали стекаться на поклон к нему представители племен, которые были приняты им (Кара чоро, Саяк, Черик, Азык). По родословной они были объявлены его приемными сыновьями. Однако в генеалогии они признавались как пришлые племена и их прошлую историю связывали с кыпчаками и Алтаем. Но алтайские пришельцы не признавали свою связь с кыпчаками.

Согласно генеалогии, Тагай бий, объединив племена Центрального Тянь-Шаня, отправился в поход в Восточный Туркестан. Там ему удается разбить одно из крупных племенных союзов нойгутов, куда входили черики, кыпчаки, монолдоры и др. Тагай бий ликвидировал гегемонию нойгутов в данном регионе. Силы нойгутов были рассеяны. Последние были разделены на несколько мелких объединений чертки (чертике), черик, нойгут и т.д. Очевидно, что часть аристократического клана нойгутов была перераспределена между племенами-участниками военной экспедиции Наал эже (черик), сары багышей (чертике), бугу (нойгут, Жети Огуз) и т.д. Однако притеснения этим не ограничивались. Они продолжались до тех пор, пока нойгуты окончательно не ослабли и не разделились на две группы (в эпоху Жаныл Мырзы), покинув свое место обитания в Илийской долине, переселившись в пустыни Лоб нора и горные районы Баткенской области.

Очевидно, именно из-за господствующего положения в регионе в прошлом (до эпохи Тагай бия), нойгуты специально не указывались в родословной кыргызских племен, всегда пребывая в статусе обособленной группы кыргызов.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
22423

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
10395

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
17668

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
27421

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
16778

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
27170

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
16481

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
8838

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
37690

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
22260

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×