Подавив в 1366 г. совместно с Хусейном движение сарбадаров в Самарканде, Тимур приступил к захвату власти в Мавераннахре, затем, уничтожив в 1370 г. своего союзника Хусейна, объявил себя эмиром с традиционным провозглашением подставного хана из династии Чингизидов, Суюргатмыша. (История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 396.)
Вообще, тогда подобная практика провозглашения ханом монгола существовала повсюду, где прежде властвовали чингизиды. Поэтому, и только поэтому нынешняя территория восточной части Средней Азии сначала называлась Чагатайским улусом, затем государством Тимура и Моголистаном, жители ее – могулами, а язык их позднее европейская наука назвала чагатайским. Конечно же, монгольское завоевание половины мира оставило огромный след в истории многочисленных народов как Востока, так и Запада. Это практически все страны на запад от Монголии и до Адриатического моря. Так что напрасно некоторые представители других народов, живущих в Кыргызстане, чванливо поспешили заявить в комментариях, что кыргызы – те же самые монголы. Ведь не зря Ф.М.Достоевский написал: «Копни – и в каждом русском обнаружишь татарина». Или тот же Бабур, которого узбеки считают своим, в своей самой знаменитой книге писал: «Ханом могольского народа в юрте Джагатая был в то время этот Юнус хан, который приходился мне дедом». (Бабур-наме, изд. АН Узбекской ССР, Ташкент, 1958, с. 15.) А в другом месте он же пишет следующее: «Спустя несколько лет, ее (Нигар ханум) выдали за одного из казахских султанов, Адик султана, потомка Джучи, старшего сына Чингиз хана» (там же, с. 22.).
Улугбек с семьей и свитой на соколиной охоте.
Миниатюра на листе, вырезанном из неизвестного манускрипта. Галерея Фрир. Вашингтон, 1441—1442гг. Самарканд |
Да ладно уж, не буду перечислять дальше, у кого какой крови больше, а лучше продолжу свой рассказ о драматических событиях в жизни народов государства Тимура и Моголистана.
Деятельность по объединению раздробленного Мавераннахра Тимур сочетал с организацией завоевательных походов в соседние страны, и прежде всего в Моголистан. В 1371 и 1375 гг. Тимур дважды нападал на Моголистан. Как свидетельствовал ибн-Арабшах: «… крайний пункт, до которого доходили его слова и действовали указы… это то, что за рекой Сейхун (Сыр-Дарьёй) на восток по направлению к владениям могулов и Джете… Посланные им люди заняли там долины и поля и построили несколько крепостей, самая отдалённая из них называется Ашпара» (История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 401.). Эту территорию бывшего улуса Камар ад-дина и формально весь Моголистан Тимур передал в качестве наместничества внуку Улугбеку (именно тому самому великому астроному и политическому деятелю).
Отношения только номинально зависимого от Тимуридов Моголистана имели в дальнейшем характер отношений с Мавераннахром, как между соседними феодально-раздробленными странами. Отдельные полунезависимые или фактически независимые владетели вступали с обеих сторон в коалиции против своих номинальных верховных правителей, всё больше вовлекая их в междоусобную борьбу.
В условиях политической зависимости Моголистана в последние годы жизни Тимура (умер в 1405 г.) и при Тимуридах главная роль среди моголов в первой четверти XV в. принадлежала улус-беги Худайдаду. Худайдад враждовал в это время с Вайс-ханом и Шир-Мухаммедом в Восточном Туркестане. Худайдад обратился за помощью к Улугбеку. Улугбек тотчас выступил. Когда он достиг пределов Чуя, эмир Худайдад перебежал к мирзе Улугбеку, а в Могульском улусе началось полное смятение. (Мирза Мухаммед Хайдар. Тарих-и Рашиди. Рукопись ЛО ИВ АН С-395, л. 50б.)
После удаления Худайдада из Моголистана вместе с Улугбеком Вайс-хану удалось продержаться лишь три года. Он был убит в 1428 г. предводителями своего войска в столкновении у Иссык-Куля с неким Сатук-ханом, посланным Улугбеком в Моголистан. Последующий период отличался длительной борьбой двух группировок, выставлявших в качестве ханов двух сыновей Вайса: Эсен-Буку и Юнуса, которые практически не имели власти. (История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 403.)
Юнуса поддерживал один из могущественных владетелей области Ала-Буки Керим Берди. С помощью его группировки Юнусу удалось добиться признания себя ханом, и он начал пытаться утвердиться в Моголистане. Однако распространить власть на весь Моголистан ему не удалось. Вскоре в 1470-1471 гг. территорию Северного Моголистана заняло объединение ойрат-монголов из-за Или во главе с Амасанчи-тайши. Кыргызы называли их калмаками.