Добавить статью
11:17 15 Июня 2016 45642
Кыргызы - этногенез и история: К XIV веку создались благоприятные условия для объединения кыргызских и других родственных племен на Тянь-Шане
(47 часть)

(Читать сначала)

(Читать 46 часть)

160615
 Мухаммед-Кыргыз

К эпохе Тимура каждое переселившееся на запад племя имел свой улус в Притяньшанье. Салучи и булгачи [410. - С. 55-56.] выступали как одно этнополитическое объединение. Барласы и жалаиры прошли через Тянь-Шань и осели в горных долинах Таджикистана ближе к лакайцам. В структуре современных казахских жалаиров есть роды, имевшие отношение к средневековым племенам и к Алтаю – кыргыздар, огуз, байчигыр, чагыр, кучук, кочкар, тюленгут [23. -C. 56.] и др. Учеными обнаружены в структуре барласов, жалаиров [410. -C. 132; 23. -С.56.] родовые подразделения под названием «кыргыз».

Историк Моголистана М.Хайдар в XVI веке кыргызов не отделял от моголов, считая их тоже частью этого этноса. Он писал: «Хотя киргизы также могольское племя, однако, из-за многочисленных противоречий с хаканами они отделились от моголов. Моголы поголовно приняли ислам и слились с мусульманами, а киргизы так и оставались в неверии и по этой причине отмежевались от моголов» [317.-C.184.]. Сведения средневекового автора дают возможность утверждать, что кыргызы жили на Тянь-Шане по крайней мере еще до образования Моголистана и провозглашения ислама государственной религией Тоглук Темиром в 1354 году.

Как нам кажется, кыргызы в эпоху ликвидации улусов Угэдэя и Чагатая и гонений представителей из этих династий на некоторое время получили независимость. В этот период кыргызы успели консолидироваться и закрепить за собой Алтай и Притяньшанье, где мы обнаруживаем кыргызские улусы Салучи-Булгачи, Анга Торе Черика, Угэчи-Кашка и ряд других. Первые годы провозглашения государства Моголистан кыргызы делили кочевья с могольскими племенами в улусах Манглай Субэ, Камар ад-Дина и других могольских князей.

Однако после событий 1354 года кыргызы-язычники как один из крупных этносов Тянь-Шано-Алтайского региона начали обособляться от моголов и вести самостоятельную жизнь, пытаясь сохранить единство со своими алтайскими и енисейскими соплеменниками. Кыргызы консолидировались с алтайскими сородичами, обитавшими в лесных зонах Алтая, Притяньшанья и Западной Монголии. В результате, кыргызы в XIV веке вступили в борьбу за свою независимость, объявив открытый вызов могольским князьям Камар ад-Дину, а позже Вейсхану и его потомкам.

В книге XV века «Шаджара ал-атрак» рассказывалось о моголо-кыргызо-отуз огланских связях в эпоху господства чингизидов на Тянь-Шане. В ней обнаруживалась попытка привязать генеалогию кыргызов к племенам с монгольскими названиями кыят, дарлекин и aкираc (род дарлекинов). Согласно легенде, происхождение кыргызов связывалось с сорока могольскими девицами, а отуз огланов с тридцатью юношами. В данной легенде зафиксирован процесс объединения енисейских кыргызов с тяньшаньскими, в составе государств чингизидов на Тянь-Шане.

В связи вышеизложенным можно полагать, что, несмотря на то, что в XIV веке кочевники Семиречья были объединены собирательным именем «могол», этнические и этногенетические процессы в регионе проходили в пользу одного из наиболее крупного тянь-шаньского этноса кыргызов, которые переживали период национального возрождения и консолидации в составе Моголистана. По мере ослабления власти чингизидов в Моголистане, кыргызы усиливались, которые выдвинули из своей среды в правители представителей одного из древних династийных фамилий тагаидов. В результате, к концу XV века правитель тянь-шаньских кыргызов из аристократического рода Тагай стал претендовать на власть под именем Мухаммеда-Кыргыза. Тронное имя Мухаммед-Кыргыз обеспечивало ему распространение его влияния на все племена Тянь-Шаня и Средней Азии. Этноним «кыргыз» превратился в политоним и приобрел собирательный характер для всех кочевников Тянь-Шаня.

В этнополитических процессах важную роль играли генеалогические составляющие вождей племен, которые подвергались изменению и обновлению при каждом периоде консолидации этноса. Очевидно, в XIV веке кыргызы начали вносить некоторые коррективы в эпос «Манас» и генеалогические предания о происхождении народа и крупных племен.

В версии эпоса «Манас», приведенной в книге С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих», обнаруживалась попытка превращения кыргызского эпоса в сказание чингизидов Золотой Орды и биографию главного темника Ногая (1227-1300). Ногай выступал прототипом хана кыргызов Манаса, о чем будем говориться в следующем разделе. Это подтверждалось содержанием более поздних версий эпоса «Манас», где персонаж Ногай [274. -C.33] выступал в качестве деда хана кыргызов Манаса. Отдельные кыргызские вожди свое генеалогическое древо связывали с Ногаем. Тем самым, кыргызские князья получали возможность выступать от имени Ногая, что давало им большие преимущества. Кыргызов воспринимали как часть могольского этноса, что подтверждалось данными источников. О проживании кыргызов в Илийской долине в XIII-XIV вв., прежде всего, говорит сходство этнонимов Моголистана с названиями племен и местностей Северного Кавказа, которые были указаны нами выше. Например, «ногай»/«ногой», «костек»/«кастек»/«каштек», «ас»/«осок»/«азык», «бекши-кады»/«бекчик-канглы/канды» и др.

В родословной С.Ахсикенди происхождение кыргызских племен связывалось с их общим предком Отуз Огулом и его потомками Тагай, Адыгине, Багыш и Мунгкуш, представлявших прародителей аристократических родов. В XIII-XV века в Моголистане господствующее положение и монополия на власть моголов не оставляла кыргызам никакого шанса на активные действия. В данный период центральная власть в Монгольской империи еще была сильна. В XIII веке тянь-шаньские кыргызы, разделенные между разными государственными образованиями чингизидов Золотой Ордой, государства Хайду не имели возможности консолидироваться. Поэтому кыргызы, живя автономно от моголов, особо не нуждались в могущественном могольском правителе, если не было необходимости в нем. В этом случае, кыргызы могли перейти к активным действиям только при слабой центральной власти хана. Как, например, в эпоху Чапара, когда слабая власть хана не могла контролировать кыргызов и кытаев, которые производили набеги и грабили селения [184. -C. 61.].

Однако со второй половины XIII века, с ослаблением центральной власти, когда началась борьба между царевичами, тянь-шаньские кыргызы стали усиливаться в Семиречье. Постепенно начался процесс консолидации кыргызских племен на Тянь-Шане. В связи с этим отметим, что О.Караев справедливо относил сведения Ибн Вали в XIV веке [183. -C.139.] к истории народа и к тянь-шаньским кыргызам.

Как нам кажется, именно восточнотуркестанские группы кыргызов, в частности черики, кулжыгачи, Салучи-Булгачи нападали, грабили города и юрты монголов в эпоху Ильчидая сына Кенджека. Поэтому он в целях их усмирения организовал специальный поход в Туркестан, в результате которого наказал вождей кыргызских племен. Кыргызы в то время продолжали жить в окрестностях Ак Орды. Так как, в источниках также говорится о разгроме кыргызов правителем Ак Орды Пулад ханом (1407 г.). После чего хан пытался преградить им путь [167. -C. 108-109.] с помощью эмиров моголистанского племени баарин (байрин), соседей кыргызских чериков.

К XIV веку создались благоприятные условия для объединения кыргызских и других родственных племен на Тянь-Шане. Кыргызы, став одним из главных политических сил на Тянь-Шане, начали притеснять и ассимилировать моголов. Процесс консолидации кыргызов начался и проходил одновременно как на Алтае, так и на Тянь-Шане. Анализ показал, что кыргызские племена этих регионов имели тесные контакты между собой. Данный процесс имел свои особенности.

Во-первых, кыргызские роды отделялись от могольских и других племен и консолидировались вокруг собственных племенных вождей, превращаясь в один из крупных этносов региона. Вокруг аристократического рода Тагай бия собрались потомки именитых отуз огланов (кара чоро), чигилей (бугу, сары багыш), ягма (солто), а также потомственных кыргызских родов саяки, черики, азыки и многие другие.

Во-вторых, кыргызы ассимилировали местные тюркские племена Тянь-Шаня. В состав кыргызов вошли ряд тянь-шаньских карлуков ябагу (роды пл. саруу, черик), кара кунасы (род пл. адыгине) [162. -C.20.], упоминавшиеся в эпоху Чингиз хана.

В-третьих, моголы сами поглощались в тюркской массе, при этом сохраняя свое господствующее положение, этническое имя и особенность как этнос. К примеру, племя бахринов (бааринов), которое являлось опорой Хайду хана, после ликвидации его государства, находилось под покровительством более могущественных улусов Анга Торе [132. -C.410.] и кыргызов. В конце концов, оно было ассимилировано последними [36. -C. 102-103.]. Потомки бааринов встречались в составе племени кара чоро под названием баарын. Это же произошло с кераитами, которые были поглощены онгутами (нойгутами), монолдорами улуса Анга Торе. Ассимиляции подверглось одно из крупных племен духтуи, которое вошло в состав кыргызов под названием доотай.

В-четвертых, моголы, взаимодействуя с кыргызскими, кыпчакскими племенами, входили в состав тюркоязычных объединений, передавая свое этническое имя последним. Например, можно привести случай с потомками Наал эже и Коко, общего предка племени монолдор. Коко был сыном Кылыч хана из тору кыпчаков, обитавших в Илийской долине. Однако его внук, родившийся от Наал эже и Коко, назывался Монолдором, что связывал происхождение его потомков с моголами.

В-пятых, процесс консолидации народа проходил под влиянием кыргызских племен, постоянно прибывавших с востока и севера на Тянь-Шань. Активизация кыргызов в данном регионе началось с образования улусов Анга Торе, Салучи Булгачи, а также государства Угэчи Кашка в 1399 году, а еще больше после распада ойратского племенного союза в 1468 году, который развязал им руки. В 1469 году внук Угэчи Кашка Абабарцы Чингсанг со своим туменом кыргызов переселился в окрестности Хами и Баркуля. Тем самым, ускорив консолидацию кыргызских племен на Тянь-Шане. Здесь они постепенно слились с тянь-шаньскими кыргызами. По утверждению Т.Бейшеналиева, ставка пришлых кыргызов, известных под названием буруты, находилась к северу от Хами в местности Басыхо (Барсколь). Центр правителя тянь-шаньских кыргызов располагался в Барскооне на Иссык-Куле.

Кыргызы в то время в количественном отношении представляли сравнительно многочисленный народ. По подсчетам китайских историографов, они насчитывали более 100 тысяч человек. Племя сяолету (солто), управляемое вождем Ибрахим-онганом, насчитывало 7 тысяч человек. Солтинцы обитали в районах Басыко (Барскуль). Здесь же, в горных районах Восточного Притяньшанья — Хами, Барскуля и других жили племена кэшиту (кушчу), челикэ (черики), сяоши (саяки) и др. [59. -C. 21.]. Вместе с ними жило племя емекэли (дикие меркиты) Бек-Арслана (Цзяцзясылана), которые кочевали в окрестностях Хами и насчитывали около 50 тысяч человек [59. -C. 20-21.]. Позже меркиты окончательно вошли в состав тянь-шаньских кыргызов.

В процессе консолидации кыргызов в Семиречье важную роль сыграли, прежде всего, тянь-шаньские кыргызские племена, которые возродились или, слившись с пришлыми алтайскими родами, создали новые объединения. Сюда можно отнести племена и роды азык, кючюк, басыз, кулжыгач и ряд объединений, имевших этногенетические связи с башкирскими табынами. Башкирские табыны имели родовое подразделение кесе-табын, а в структуре других племен башкиров встречались роды барын-табын, калчир-табын, дуван-табын, кувакан-табын/ворона, которые имели сходство с названиями кыргызских племен и родов барын, кесек, жоо кесек, кылжыр, дуван-черик, карга/пл. монолдор (кувакан-табын/ворона). С табынами (калчир-табын, бишул-табын) могли быть в родственных отношениях кыргызские рода кылжыр (сары багыш), беш бакачы (саяк), беш корук (солто). Табыны активно участвовали в образовании моголистанского кыргызского улуса Анга Торе. Об этом, прежде всего, говорят тождество названий отдельных родов башкирских табынов барын-табын, дуван-табын с этнонимом «баарын», «дуван-черик», карга/пл. монолдор улуса Анга Торе.

Следует отметить, что средневековые табыны также сыграли немаловажную роль в формировании кыргызских племен сары багыш и бугу. Башкирский этноним «калчир-табын» имел тождество с именем одного из предков башкирских кыргызов Кылчан (кылча/н) и племен тянь-шаньских кыргызов сары багыш и бугу – Кылжыр (кылжыр). С.М.Абрамзон о кылжыре писал: «В числе наиболее ранних предков кыргызов называется Кылджыр. Река со сходным названием Калджыр течет по территории, примыкающей к Южному Алтаю». Очевидно, здесь имелся в виду правый приток Иртыша, река Кальджир, расположенная в районе озера Марка (Черный Иртыш, Восточный Казахстан), где видимо, произошло слияние кыргызских племен с западнотюркскими племенами хулуу кюльчурами, агыч эри и т.п.

Как нам кажется, племя солто мигрировало на Тянь-Шань из Солтонского района в Горном Алтае. Здесь в районах рек Бия, Неня, Солтонка, Саза обнаруживалось компактное проживание племени куманды. В структуре племени солто, кумандинцы представлены родом каман.

Отметим, что ряд этнонимов увашей (в. аваки — Т.А.), отмеченных Балхашиным, «сарыбагыс» (кыргызское племя сары багыш), сарча (род сарча племени черик), чога (сака, саку) можно отнести к кыргызам [23. -C. 174-175.]. Предком всех этих родов был хан Кокчо сын Айдархана и внук Канбархана. В эпосе «Манас» казахский хан Кокчо (сын Айдархана и внук Канбархана) выступает в качестве союзника Манаса.

Ассимилятивные процессы в Моголистане нашли свое отражение путем напластований и в эпосе «Манас», приведенной в книге С.Ахсикенди «Маджму ат-Таварих». В ней особое значение придавалось правителю кереитов Онг хану (Ван хану, по прозвищу Ак Туг бий) и его трем сыновьям Тохтамыш хану, Темир хану (очевидно, Амир Тимур), Анга Торе и Атан бию. Очевидно, здесь речь идет о «приемных сыновьях», что широко распространялось среди средневековых кочевников. Отцом Онг хана был Маргуз.

Согласно преданию Онг хан, приступая к правлению Ташкентом, принял новое имя Мари Онг хан, первая часть которого представляла усеченный вариант династийной фамилии «маргуз». Здесь же, сказано «ему подчинились все моголы» [33. -C.45.], что может свидетельствовать о влиянии кераитов на определенную часть могольских и кыргызских племен. Это подтверждалось данными других источников.

В источнике Атан бий (один из предков левого крыла кыргызов) сын Онг хана руководил могольским объединением и воевал с калмаками [33. -C. 84.]. В данном случае, под моголами следует понимать кыргызов, которых в то время средневековые авторы не отличали от моголов, полагая, что они один этнос. Или же тех, моголов, которые уже подверглись ассимиляции.

В родословной князя Анга Торе, его генеалогия возводилась к общекыргызским родоначальникам правого крыла. Здесь же отмечалось, что он посредством своего предка Онг Могола (Ван хан кераитов) имел родство с Токтамыш ханом, что говорило об активном участии кераитов в формировании его улуса. Онг Могол тождествен Онг хану (Ван хану) [33. -C. 47.], главе кереитов, а в родословной Анга Торе в числе его потомков встречалось антропоним «кире» (кераит). По нашему предположению, Мари Онг хан соответствует кыргызскому Мары бию.

В родословной С.Ахсикенди описывалась генеалогия кыргызских племен, состоящая из трехкрылой системы управления – правого, левого и ичкилик. Предками кыргызов назывались Ак уул и Куу уул. От первого произошли все роды правого крыла, разошедшие от Отуз огула и отпрыски Салубека-Булгачи. К потомкам Отуз огула относились Адыгине, Мунгкуш, Кара Багыш и Тагай бахадур [260. -C. 226-227.].

Кроме того, этнические процессы ускорялись по той причине, что пришлые с востока баарины, черики, кераиты главным образом стали объединяться со своими западными соплеменниками, которые были им близки по духу и крови, в то же время, продолжая поддерживать этнические отношения с теми племенами, с которыми имели этногенетические связи на востоке. Среди пришлых с востока племен были и те, которые считались кыргызскими или родственными им объединениями. Например, арканут, доолосы, булгачи, керемучины, найманы, доланы (йети огузы). Последние сливались с местными кыргызскими и западнотюркскими племенами, усиливая кыргызский элемент в регионе.

В эпоху правления Вейс хана кыргызы были признаны как одна из могущественных политических сил в Моголистане. Правители отдельных кыргызских кланов вошли в близкое окружение хана. Например, кыпчаков, кушчи и др. По данным исторических источников, мать Юнус хана была кыпчачка. Д.Сапаралиев пишет, что Вейс хан был женат на дочери или внучке Сары Буги, правителя области Кыпчак [349.]. Как бы там ни было в дальнейшем, кыргызы и моголы действовали вместе против ойратов.

Признание могольским ханом их как политической силы, была вынужденной мерой, поскольку в то время стране угрожала внешняя опасность со стороны Ойратской державы. Однако это усложнило ситуацию, когда вопрос коснулся престолонаследия после смерти Вейс хана. Могольские кланы желали видеть на отцовском троне Эсен-бука хана, сына Вейс хана от моголки. Тюркские племена поддерживали другого сына Вейс хана Юнус хана, который был рожден от кыпчачки. В межклановой борьбе выиграла могольская партия. Племена проигравшей стороны после объявления Эсен-Бука ханом, вынуждены были покинуть страну, боясь возмездия новоиспеченного хана. Каждое племя спасалось самостоятельно, а главное - по этническим признакам. По сообщению М.Хайдара, племена чорасов и бааринов ушли к калмыкам, сыну Эсен тайши-Амасанджи тайше, а калуджи и булгаджи – к Абул-Хайр хану. Согласно китайским источникам в это время кыргызы ушли на север, примерно в районы южных предгорий монгольского Алтая [184. -C. 63.].

Однако, кыргызы оставались верными своему выбору и продолжали поддерживать Юнус хана и его потомков. Последние оказывали помощь Юнус хану в период войны между ойратами и Моголистаном. Очевидно, что в войнах между моголистанским Юнус ханом и ойрататским Аши – Тэмуром в 1470-1471 годах первый привлек на свою сторону кыргызов, которые также стремились защитить свои земли в Восточном Туркестане и не пустить ойратов на Тянь-Шань.

В данный период необходимо было всем тянь-шаньским племенам объединиться под единоначалие законной власти. Кыргызы очень хорошо осознавали это. Они провозгласили своим ханом сына Юнуса Ахмед хана. Кыргызскими ханами были признаны также младшие сыновья Ахмед хана – Султан Халил и Султан Саид. Но в данном случае учитывался обоюдный интерес. Кыргызы желали привести к власти своего царевича, а те в свою очередь желали использовать силы последних во внутренних разногласиях по вопросу престолонаследия между ними и их старшим братом Мансур ханом. Позже, воспользовавшись сложившейся благоприятной ситуацией в стране кыргызы объединились под единовластием нового лидера Мухаммеда-Кыргыза.

Следовательно, из вышеизложенного можно заключить, что с эпохи Хайду хана миграция кыргызов на Тянь-Шань приобрела постоянный характер. Кыргызы вновь возвратились и имели свои постоянные кочевья на Тянь-Шане. Они боролись и защищали свои интересы и земли в данном регионе. Этнические процессы проходили в пользу местных тюркоязычных племен Тянь-Шаня, главным образом кыргызов, которые постепенно превратились в ведущий этнос в регионе.

Читать продолжение

Табылды Акеров, кандидат исторических наук, директор Института этнологии Международного университета Кыргызстана.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

16-07-2020
Об этнополитических связях кыргызов и уч-карлуков в VIII-X вв.
24896

10-03-2020
К вопросу о связях кыргызов с иштяками
12098

12-03-2019
Этноним «Иштяк». Об этнополитических связах кыргызов с кочевыми обществами Волжско-Уральского региона
19353

01-08-2018
Кыргызский этнос был сформирован в эпоху Кыргызского Великодержавия, а история казахского народа начинается с Чингизхана
31607

23-07-2018
О происхождении Анга Торе и племен его улуса
18764

21-06-2018
Ногайская орда. Мангыты и кыргызы в Золотой орде
31385

06-06-2018
Кыпчаки и кыргызская область Каркырахан
19384

30-05-2018
Бахрины – союзники кыргызов
10013

11-05-2018
Карачаевцы, кумыки, ногайцы и крымчаки и некоторые другие народы Северного Кавказа – это осколки азов – древнего рода кыргызов
40524

25-04-2018
При Токтамыш хане кыргызы выступали как одна из ведущих политических сил в Золотой Орде
23974

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×