Добавить статью
12:22 27 Июня 2016 21209
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Брак (обобщение)
(10 часть)

(Читать сначала)

(Читать 9 часть)

Белек Солтонаев

Кудалык — вступление в свойство через брак сына или дочери. Выбор семьи для вступления в свойство диктуется соображениями личной дружбы {куданда; белкуда — заключение сговора до рождения детей), для поддержки существующей уже родственной связи (сёёккуда), по политическим соображениям (сёёктуштум — вступление в свойство).

Жанызак

Готовясь к официальному сватанью, отец жениха собирает скот (у себя или у родни), готовит боорсоки, мясо.

Сватать едут парадно: отец жениха с родственниками-мужчинами, предупредив о времени приезда.

Кыдыр, Чаптели

Отец жениха во время сватанья: везет и гонит с собой подарки, которые входят потом в калым; может явиться без подарков один отец или отец со всеми давшими для калыма скот, взяв с собой музыкантов и забавников (майрампоз и др.).

Жанызак

В последнем случае у отца невесты собираются его родственники, чтобы выбрать себе подарки из того, с чем прибыли сваты. Взаимно угощаются.

Сватовство ведет один из родственников; особой словесной формулы для этого нет. О калыме сговариваются, если те, кого сватают, уже взрослые и вопрос идет о скором сочетании.

Кыдыр

Уговора о количестве калыма не было — давали после по совести. Во время визита отцы с церемониями спрашивают один у другого имена помолвленных и дают за имя подарки.

Переночевав, сваты получают наутро киит: халаты, полотно.

Жанызак

В случае, если пригнанный скот пошел по рукам родственников невесты, эти родственники дают киит из своего имущества. Выплата калыма начинается с первого парадного посещения с подарками.

Отношения между двумя семьями до фактического брака поддерживаются визитами (преимущественно женщинами). Обмениваются подарками.

Отец невесты по желанию требует у своего свата любую вещь, в чем тот не может ему отказать.

Вступление в свойство происходит по различным соображениям: по простой и кровной дружбе, по политическим мотивам, для поддержания уже существующего свойства.

Отец направляет шпиона (арачи) разузнать о состоянии предполагаемой к свойству семьи. Затем либо посылает человека (жуучи), либо сам едет (если достаточно знаком с семьей — Ф.Ф.) узнать о принципиальном согласии на вступление с ним в свойство. После этого едет сватать парадно один или с родственниками, захватив с собой подарки (скот и мясо) или без подарков. Сватовство ведет один из родственников; специальной формы нет. Если сватаемые бракоспособны и вопрос идет о скором сочетании, то сговариваются и о калыме (хотя о калыме см. ниже). Их хорошо принимают, оставляют ночевать, а наутро одаривают халатами всех или дают отцу жениха киит, из которого все спутники получают по куску полотна в знак обязательства быть свидетелями сговора.

Во время этого визита отцы с церемониями спрашивают один у другого имена девицы и жениха и дают за имя подарки. С момента этого сговора отец жениха начинает выплату калыма, и отношения между двумя семьями поддерживаются до того, как вырастет жених, главным образом, визитами женщин. Подарки, которыми в таких случаях обмениваются они, состоят из скота — со стороны жениха, и халатов — со стороны невесты. Разговоры о калыме ведутся собственно, только когда приходит пора играть свадьбу (ника), а до того отец жениха посылает свату подарки.

Жених начинает посещать невесту тайно, когда подрастет; он останавливается в какой-нибудь юрте (не родичей невесты), там происходят игры, в которых принимает участие невеста. По окончании этих игр (не кыз оюн — Ф.Ф.) участники и жених с невестой расходятся (вместе не ночуют).

Уй жаны — такыя сайды устраивают, когда жених и невеста достигают брачного возраста. Жених приезжает с отцом (или с матерью? — Ф.Ф.). Такыя сайды происходит: 1) в чужой юрте, невеста сидит посередине (и маскарад); 2) невеста сидит на главном месте; 3) в юрте отца. Невеста сидит справа, т.е. на месте своем, или слева, за родительским көшөгө (меньше свидетельств). Жених сбивает с нее шапку один или три раза, причем задаются вопросы: «Правильно ли?», «Направо или налево?», «Благополучно ли?», либо все это исполняется молча. После этой игры они становятся супругами непосредственно, или в следующий приезд, или на следующий день. После таыя сайды невеста одаривает приезжих халатами или наутро после брачной ночи подносит мужу штаны, рубаху и тюбетейку, а его товарищу пояс (сравним: новые одежды на свадьбу — Ф.Ф.) Прежде нике делали сразу после этой ночи.

Отец окольными путями выведывает, доволен ли сын девушкой и возьмет ли ее в жены, а если так, спрашивают у ее отца о дне свадьбы (и увоза) и сколько еще следует доплатить калыма; в случае отказа одной из сторон от брака они возмещают затраты и прочее.

Кыз оюн происходит только в последующие после такыя сайды посещения, хотя некоторые показывают, что игры, устраиваемые и в прежние посещения, называются так же и носят тот же характер. Другие же считают, что кыз оюн делают только с приездом на свадьбу (об өргө и вопрос о целомудрии невесты см. ниже).

Считают, что клятва верности (закусывание пули и соответствующие слова) была домусульманским супружеским обетом, теперь же произносится супругами для себя и даже только теми, кто соединился помимо воли родных, своевольно.

Нике (свадьба) устраивается в ауле невесты. После решения вопроса о калыме, собственно о доплате, идут приготовления к браку: приданое, одежда и т.д., а жених тем временем живет с невестой в өргө. Өргө дает отец невесты вместе с приданым, количество которого зависит от его воли. В течение этого периода вечерами устраивают кыз оюн.

В день нике утром ставят өргө, причем родители жениха режут скот и готовят угощение, хотя угощают их все еще как гостей. Расчеты по калыму уже закончены. Приданое развешивают для подсчета и осмотра на аркане от чангарака до чангарака. Во время установки өргө жених и невеста переодеваются в новые платья, приготовленные ее родителями (приданое развешивают после бракосочетания — Ф.Ф.) После угощения и осмотра приданого — байга. После байги родители жениха, дав лошадь родителям невесты, получают право снять и сложить своими силами приданое в өргө.

Призвав вечером муллу, режут барана и угощают его и присутствующих гостей. Жених и невеста сидят в өргө. Потом их приводят, прикрывая от взглядов, и сажают за көшөгө (слева от төра). По окончании обряда снимают көшөгө, выносят, заслоняя им молодых, и вешают на хозяйском месте в өргө; постель там уже постлана. Перед входом невесты (молодых) в өргө в первый раз резали одного козла, но сами не ели, а отдавали в соседнюю юрту; при заклании животного желали молодым счастья. Осмотр постели или опрос жениха происходили только после этой ночи, если он не имел встреч с невестой прежде, а таковые были допустимы с ночи после уй жаны (и даже раньше тайно). В случае, если бракосочетание было совершено раньше, перед отъездом молодухи торжество справляется так же, исключается только незначительный эпизод с муллой.

Утром молодуха уходит в юрту отца. После ухода жениха өргө снимают, складывают и навьючивают на лошадей или верблюдов под руководством свекрови. Утром же расплетают молодухе косички и заплетают волосы в две косы. Впрочем, есть одно свидетельство, что после тоя, невесту приводили в юрту и, дав ей блюдо с мясом, мазали волосы салом, заплетали в две косы и надевали элечек.

В первой вариации это происходит в то время, когда седлают лошадей. При заплетании касаются кос курдючным салом, оставшимся от тоя, потом надевают шөкүлө (а элечек везут в сундуке), хотя теперь надевают сразу элечек (так как шөкүлө исчезает), нацепляют сойко, надевают вышитые шелком по черному бархату перчатки. Женщинам, заплетавшим косы молодухе, отец жениха дает ценный подарок, например хорошую лошадь или что-нибудь другое. При отъезде якобы происходит борьба за приданое, которое женщины не хотят отдавать, а приезжие мужчины пытаются отобрать силой. Прощаясь с молодухой, девушки и женщины поют кошок, каждая поодиночке, покрываясь с молодухой кымкапом или чапаном.

Перед отъездом часть приданого раздается в подарок почетным лицам. Сомнительно одно показание, будто муллу призывают на утро после брачной ночи. При отъезде мужа в аул еще часть чапанов и прочего передается в качестве подарков старшей родне молодожена. Из приданого молодухе остаются постельные принадлежности, а все остальное берут себе родители мужа. Обычно дольше следующего дня гости и молодуха возле своего отца после бракосочетания не остаются.

Не всегда имеется өргө; у бедняков молодая приезжает в юрту свекра.

Когда молодая подъезжает к аулу мужа, в степи ее встречает женская родня мужа. Молодуха сходит с лошади. Өргө быстро подвозят к аулу, устанавливается новое жилище, после чего молодая идет пешком, а у юрты ее встречает свекровь с чачыла (сладости), которое она рассыпает перед входом и за входом перед молодой.

В пути и при входе в юрту мужа (өргө) никакого покрывала на голову и лицо женщина не накидывает. Огонь в өргө впервые зажигается своими средствами, т.е. не заимствованными. У себя молодуха уже снимает шөкүлө, заменяя его элечеком, снимает перчатки, и все это складывается в сундук до следующей свадьбы. За көшөгө молодуха скрывается от старших мужчин, ее там посещают и с ней знакомятся женщины и младшие родственники мужа мужского пола. Приданое в өргө развешено несколько парадно. В ауле делается той, на котором присутствует и родня молодухи.

При первом посещении юрты свекра молодуха прячет лицо за покрывалом. У входа ее встречает свекровь, которая мажет ей салом руку (как бы принимая жертву из ее рук как посредница —Ф.Ф.). Потом свекровь бросает сало и льет молоко в огонь, высказывая пожелания счастья и проч. Молодуха при входе отвешивает поклоны (прежде с коленопреклонением), при этом сопровождающие ее девушки приподнимают покрывало, чтобы присутствующая родня мужа могла взглянуть на ее лицо. Другой источник сообщает о таком входе в юрту мужа (при отсутствии өргө —Ф.Ф.), о троекратном коленопреклонении и собственноручной жертве салом огню; при поклонах покрывало якобы приподнимает старший из присутствующих. Затем молодуха скромно занимает место с девушками внизу, справа у входа, и ее угощают грудиной барана и т.д. После чего она удаляется. С этих пор доступ в юрту свекра в его отсутствие свободен.

Брак в домусульманские времена был нерушим. Брак совершался, за редкостью мулл, с помощью человека, знавшего хоть какую-нибудь молитву, а еще раньше только властью посредника, который спрашивал при свидетелях о согласии обеих сторон. До брака жених и невеста клялись указанным выше порядком в верности друг другу при первом посещении жениха (т.е. уй жаны). Предположительно, до мусульманства брак заключался следующим образом: 1) спрашивали о согласии, потом перерезали прут пополам; 2) жених и невеста, порезав себе подушечки мизинцев, сосали кровь друг друга; 3) закусывали пулю; 4) одним рукопожатием (по-восточному).

Увоз девушки практиковался, чтобы уплатить меньше калыма. Потом совершалось примирение с родителями невесты.

Читать продолжение

Федор Артурович Фиельструп (19.02.1889-07.12.1933) – российский, а затем советский ученый-этнограф. Один из первых специалистов-этнографов, изучавших кыргызов центрального Тянь-Шаня. Закончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Член Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран Академии наук СССР. Материалы этой Комиссии должны были послужить основой для проведения национального размежевания СССР. С экспедициями он объездил огромную территорию СССР (от Приуралья до Ферганской долины и от Алтая до Кавказа и Крыма). В результате этих поездок ученый собрал большой фактический материал по этнографии различных тюркских народов страны, особенно казахов и кыргызов.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

25-01-2017
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Прочие обычаи
(39 часть)
27922

07-01-2017
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Игры
(38 часть)
14497

27-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Развлечения - как проводили шерине 100 лет назад
(37 часть)
20314

21-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Жертвоприношения, празднества, магические действия
(36 часть)
13536

08-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: «Несчастливые» дни недели
(35 часть)
11611

29-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Названия месяцев
(34 часть)
37311

18-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Календарь и астрономия. Новый год
(33 часть)
46329

11-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Врачевание
(32 часть)
14761

04-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Земледелие и охота
(31 часть)
23735

26-10-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Обряды, связанные с хозяйственным бытом. Скотоводство
(30 часть)
28697

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×