Могольские эмиры, прекратив временно свои распри, объединились для отражения ойрат-монгольского нашествия. Юнус-хан как Чингизид оказался во главе всего «улуса могулов».
Кровопролитное сражение в 1470-1471гг. на р.Или окончилось тяжелым поражением могольского войска. После этого «весь могольский улус» во главе с Юнус-ханом отошел сначала на Сыр-Дарью и далее – в Ташкентский оазис и Фергану.
После возвращения ойрат-монголов за Или на территории современного Северного Кыргызстана в 80-х годах сложилось этнополитическое объединение, в которое входило, по-видимому, большинство кыргызских племен. Во главе объединения в 1484 г. оказался второй сын Юнуса, Ахмед, бежавший из отцовского улуса, находившегося в Ташкентской области. Его тайному побегу, вероятно, предшествовали соответствующие переговоры с главами кыргызских племен, желавших иметь у себя хана из династии Чингизидов.
В XV в. значительная часть кыргызов еще жила в Моголистане, населяя его горную и лесную части. «Кыргызам, - пишет самый осведомленный из историков Моголистана Мухаммед Хайдар, - принадлежит значительная часть лесных районов Моголистана». (Мирза Мухаммед Хайдар. Тарих-и Рашиди. Рукопись № 1430. - ИВ АН Узбекистана, л. 105а.) В другом месте своего сочинения он называет кыргызов «лесными львами Моголистана». (История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 431.)
В 80-годах XV в. на территории Моголистана существовало два политических объединения. Одно из них – основной улус моголов во главе с Юнус-ханом, которому наследовал затем старший сын Махмуд. Другое объединение занимало территорию бывшего улуса Камар ад-дина в Северном Кыргызстане. Моголистан никогда не был строго централизованным государством. Постоянные межплеменные распри и междоусобные войны феодальных владетелей, которые вместе с тем были вождями племен и родоплеменных объединений, обостряли политическую ситуацию в стране. Правитель Северного Моголистана Ахмед, по прозвищу Алача, умер в 1505г., именовался ханом, сын-преемник, Султан-Халиль-Султан, считался признанным «падишахом киргизов». (История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 406.)
Утверждение власти Ахмеда встретило оппозицию монгольской знати. Ему «потребовалось десять лет, - писал автор «Тарих-и Рашиди», - чтобы полностью подчинить могулов, оставшихся в Могулистане (на территории Киргизии, добавляет К. И. Петров). (История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 406.) Некоторых эмиров он подавил, в том числе крупных эмиров рода арлат, которые противились ему. Он пошёл в конце концов на них войной и уничтожил их род. Он также убил эмира Али-чораса, который с тех самых времен, как эмиры оказали противодействие Эсен-Буке-хану, продолжал борьбу со всеми ханами и никому из ханов не подчинялся. В это время объединились несколько вождей из племени калуджи, крупнейшего в Могулистане. Однажды ночью они напали на хана.
…Когда хан оправился от ран, их начали преследовать всюду, где бы они ни были. За два года они были совершенно искоренены. После этого дела хана стали процветать, и никто в Могулистане не мог противоречить ему». И далее читаем: «Ахмед-хан держал власть в Могулистане так прочно, что к границам Могулистана… не было подхода ни калмакам, ни узбекам, ни казахам». (Мирза Мухаммед Хайдар. Тарих-и Рашиди. Рукопись ЛО ИВ АН С-395, л. 83.) «Закрепившись на территории собственно Киргизии, Ахмед-хан распространил свою власть на Кашгарию, штурмовал Яркенд, вступил в борьбу против узбекского хана Мухаммеда Шейбани в Фергане. Все это говорит о значительной силе объединения, в которое входили в конце XV–начале XVI в. киргизы». (К. И. Петров, История Киргизской ССР. «Кыргызстан», Ф., 1984, с. 407.)
Перед завершением своего повествования об ойрат-монгольском завоевании Кыргызстана хотелось бы напомнить, что в истории было два похода ойратов против кыргызов и других народов Средней Азии. Первый, о котором уже рассказывалось, ойрат-монгольский, а второй – ойрат-джунгарский, поэтому нельзя их путать. О втором нашествии ойратов, которых кыргызы тоже называли калмаками, мы расскажем в следующий раз.
А пока… до следующей встречи.
Чингиз-хан принимает своих сыновей на берегу реки Сырдарьи
Масуд ибн Осман-и Кухистани. «История Абулхайр-хана». Рукопись ИВ АН УзССР, 9989, л. 139 б. 1540-е гг. Самарканд