Добавить статью
12:03 6 Июля 2016 35971
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Рождение ребенка. Имянаречение и стрижка детей
(13 часть)

(Читать сначала)

(Читать 12 часть)

Той

Товака, Ошский окр.

Той устраивают: 1) при рождении ребенка. В колыбель кладут на четыре-пять дней, и приносит колыбель родственник; 2) когда мальчик в первый раз садится на лошадь, созывают людей на угощение, и аксакалу дается халат; 3) когда делают сүннөт (обрезание) — лет семи от роду.

Когда отдают в учение, ученик несет учителю дастархан (угощение). Угощение остается учителю, а посуда и скатерть возвращаются.

Имянаречение

Пишпекский у., сел.Буранинское

«Мать-пупок» берет ребенка себе тотчас после рождения и моет его в теплой воде. Потом азанчы читает свой азан и дает ребенку имя.

Ребенку дается имя по выбору старика: о чем тот подумает, так и назовет1.

Если дети умирают (не живут), то можно дать новорожденному имя кого-либо из ближайших родственников (деда, бабки)2.

Сарыбагыш, Сонкуль

Имя ребенку всегда давал старик. Сартская пословица: «Если у киргиза ребенок родится в степи, назовут его степью, если в горах — горою” (Кыргыс баланинг ойго туса, ой гооды, тога туса — тог гооды).

Суранчи Адылов

Мясо зарезанной скотины варят и угощают приглашенных. Жото (кость с альчиком) оставляют (сваренную) до того, как нужно дать имя ребенку, т.е., когда гости закончат есть и остается только вымыть руки. Тогда старику подносят ребенка, а также эту кость на блюде. Он срезает мясо, нарезает его на куски, и все присутствующие едят по кусочку. Потом старик дает имя, смотря по месту рождения, например Кийизбай, Тузбай3 и др. После этого, вымыв руки, гости расходятся. Остаются одни женщины.

Кайназар, Талас

Имя ребенку дается без особых церемоний каким-нибудь стариком.

Стрижка детей

Ибрагим К., солто-карамоин, Талас

При первой стрижке волос ребенку (в полгода-год) человек зажиточный режет барана, готовит мясо и посылает в дом родственника или знакомого целую процессию в шесть-восемь человек, состоящую большей частью из женщин. Сам он не идет. В том доме гостей угощают своими яствами и сами угощаются. Ребенок принесен сюда же. Хозяин дома стрижет ребенка и дает ему рубашку и даже, может быть, лошадь или бычка. Бедные проделывают это с лепешкой, сахаром и проч.4

Стрижка может быть полной либо частичной, для вида, и тогда ее заканчивают дома. При этой стрижке оставляют көкүл, саамай или чокчачы (на затылке).

160706_1

Трое маленьких ребят с обритыми головками: мальчик посредине с чубом на лбу (кырг. көкүл, казах. кекил или айдар); девочка справа с чубом на лбу и двумя боковыми чубами (кирг. нияз, казах. тулумшак), заплетенными в косички; девочка слева с младенческими боковыми чубами. Казахи найман. 1927 г. (Фото Ф.А.Фиельструпа)

Время от времени чубы детям подстригают. Сохраняют их до 12-13-летнего возраста, когда снимают окончательно. Богатый человек режет на угощение барашка.

Жанызак, солто

Карын чач (букв. «утробные волосы») сбривают младенцу бритвой через 40 дней после рождения.

Кайназар

Ребенка стригут на 40-й день. Приготовив угощение и подарки (например, чапан), несут младенца к многодетному старику. Всех своих старик угощает принесенным, а пришедших потчует своим угощением. Если он богат, то дает младенцу лошадь, бычка. Стрижет ножницами, оставляя из карын чач чубы.

Чубы оставляют в той семье, где дети умирают. Когда приходит время совсем состричь чубы, то для этого приглашают муллу или хаджи.

160706_2

Шестилетняя девочка с чубами, оставленными по бокам головы (кырг. нияз, казах. тулумшак). Казахи найман-каракерей. 1927 г. (Фото Ф.А.Фиельструпа)

Кашимбеков, бугу, Чиминдисай

Когда мальчику лет 7-8, ему сбривают все оставленные на голове волосы, устраивают той.

Товака, Ошский окр.

У ребенка начинают брить волосы в годовалом возрасте. Отец посылает к старшим родственникам, и каждый из них остригает немного и дает подарок: тай, торпок, т.е. жеребенка или теленка.

У девочек стригут волосы только до трех лет, а потом оставляют их расти.

160706_3

Девочка с младенцем девяти месяцев, у которого на затылке оставлен пучок волос (кырг. көкүл, казах. айдар). Казахи найман. 1927 г. (Фото Ф.А.Фиельструпа)

Сарыбагыш, рч. Большой Кемин

Волосы, оставленные на голове мальчика (чубы), срезают лет в 15 и при этом устраивают той.

Чубы у детей

Товака, адигине, Ошский окр.

Көкүл — оставляют только у девочек.

Нияз — два боковых чуба оставляют на голове ребенка.

160706_4

Девочка с двумя косичками, заплетенными из пучка волос на темени (кырг. төбөчач, казах. айдар). 1926 г. (Фото Ф.А.Фиельструпа)

Бугу, Тенгизбаево

Көкүл (хохол) — волосы, оставленные несбритыми на темени ребенка.

Саамай — волосы, оставленные спереди на висках.

Төбөчач — волосы на макушке головы, заплетаемые в косички.

Жылкычач — волосы на затылке у взрослых.

Секелек — волосы сзади по бокам.

Кешимбеков

Секелек — волосы, оставленные спереди.

Саамай — на висках.

Көкүл — на макушке.

Оставлять волосы с боков сзади — китайский, дунганский обычай.

Кыдыр

Көкүл — волосы, оставленные спереди.

Саке, саяк, рч. Макмал

Пучки волос делают мальчика похожим на девочку, чтобы его не сглазили, не испортили.

160706_5

Ученики школы с чубами (слева направо): А.Диманов (12 лет, женат) с чубом на макушке (кырг. көкүл, казах. айдар); К.Инамов (10 лет) с чубом на макушке, заплетенным в косичку (кырг. төбөчач, казах. айдар); А.Калямбаев (10 лет) с чубом на лбу (кырг. көкүл, казах. кекил); К.Нурумов (12 лет) с чубом на макушке (кырг. көкүл, казах. айдар); К.Шунгиров (12 лет) с боковыми чубами (кырг. нияз, казах. тулум, тулумшак). 1926 г. (Фото Ф.А.Фиельструпа)

Солто-карамоюн

Чокчачы — на затылке.


1 У многих кочевых народов был обычай называть ребенка первым попавшимся на глаза предметом. Таким образом, ребенок как бы терялся среди окружающих его предметов и становился невидимым для злых духов (Гафуров А. Указ. соч. С. 11 -12).

2 Обычно в Средней Азии имена живущих родственников (деда, бабки) не давали новорожденному; можно было дать имя лишь умерших предков (Андреев М.С. Таджики долины Хуф. С. 83). По записям Ф.А.Фиельструпа не ясно, имя умершего или живущего родственника можно было дать младенцу. Но в том и другом случае оно давалось с пожеланием, чтобы ребенок дожил до возраста того, чье имя ему дано.

3 Кийизбай — от кийиз (кошма), Тузбай — от туз (соль).

4 Первая стрижка волос — еще один этап в социализации ребенка. Удаление родовых волос как бы окончательно отделяло ребенка от утробного мира и приобщало к миру людей, в котором ему придется жить. Древние тюрки, и не только они, придавали этому акту большое значение, и сопровождался он обычно большим торжеством и целым рядом обрядов (Сухарева О.А. Мать и ребенок у таджиков... С. 154; Андреев М.С. Таджики долины Хуф. С. 91; Таджики Каратегина и Дарваза. Ч. III. С. 85; Потапов Л.П. Указ. соч. С. 271—272; Традиционное мировоззрение тюрков... II. С. 172—175; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 76-77).

По представлениям многих народов мира в древности, состриженные волосы (и ногти) находятся в симпатической связи с их владельцем (как и послед, и отпавшая пуповина — см. выше). И от того, в чьих руках и в каком состоянии они находятся, зависит судьба ребенка. Более того, тот, кто у себя имеет чьи-то волосы, может управлять их владельцем, как ему захочется. В связи с этим состриженные волосы тщательно прятались: хранились в доме, подвешивались на дереве или закапывались в укромном месте (Фрэзер Дж. Указ. соч. С. 263—270). Первые волосы состригали только ближайшие родственники и, видимо, в качестве компенсации им за это давали ценный подарок.

Читать продолжение

Федор Артурович Фиельструп (19.02.1889-07.12.1933) – российский, а затем советский ученый-этнограф. Один из первых специалистов-этнографов, изучавших кыргызов центрального Тянь-Шаня. Закончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Член Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран Академии наук СССР. Материалы этой Комиссии должны были послужить основой для проведения национального размежевания СССР. С экспедициями он объездил огромную территорию СССР (от Приуралья до Ферганской долины и от Алтая до Кавказа и Крыма). В результате этих поездок ученый собрал большой фактический материал по этнографии различных тюркских народов страны, особенно казахов и кыргызов.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

25-01-2017
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Прочие обычаи
(39 часть)
29558

07-01-2017
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Игры
(38 часть)
16389

27-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Развлечения - как проводили шерине 100 лет назад
(37 часть)
22369

21-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Жертвоприношения, празднества, магические действия
(36 часть)
15104

08-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: «Несчастливые» дни недели
(35 часть)
13646

29-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Названия месяцев
(34 часть)
41339

18-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Календарь и астрономия. Новый год
(33 часть)
48740

11-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Врачевание
(32 часть)
16802

04-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Земледелие и охота
(31 часть)
25946

26-10-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Обряды, связанные с хозяйственным бытом. Скотоводство
(30 часть)
30699

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×