Дети начинают ходить
Сарыбагыш, рч. Большой Кемин
Когда ребенку исполняется год, варят мясо или делают побольше лепешек, собирают соседей и угощаются. Оставив немного еды на одном блюде, связывают ребенку ножки (как путают лошадей), собирают семь или девять мальчиков, увозят их за версту от аула и пускают наперегонки. Призом служит то, что осталось на блюде (байга — приз) — первому побольше. Победителю дают в руки нож, и он перерезает путы ребенку. Этим дело кончается.
Кайназар, Чонур-Талас
Когда мальчик или девочка начинают ходить, родители устраивают той, режут скотину и пускают детей взапуски, давая за это приз.
Затем связывают ребенку ноги веревкой, дают старику или старухе острый нож, чтобы он (она) перерезали эту веревку. Тушоо кесуу — путы перерезать. Этот нож отдается в собственность перерезавшему.
Первая посадка на лошадь
Жанызак, солто
Мальчика сажают на лошадь в первый раз в 3-4 года. Отец его режет барашка или лошадь. Приготовляют боорсоки, урюк, кишмиш. Лошадь седлают айырмачем. Посадив мальчика, дают ему с собой курджун вареного мяса. Перед посадкой всадника и лошадь осыпают боорсокамм и пр. Лошадь идет на поводу у кого-нибудь из родственников-мужчин, также едущего верхом. Они посещают только ближайшие аулы родственников и оканчивают эти посещения в один день. Не слезая с коня, взрослый спутник раздает мясо по кибиткам, выбирая куски, соответствующие положению хозяина кибитки. Одариваемые мясом отдаривают маленького всадника принадлежностями конского убранства.
Сарыбагыш, рч. Большой Кемин
Когда ребенку исполняется четыре года, ему в первый раз седлают коня. Режут барана, варят мясо, делают боорсоки, но никого не приглашают. Кладут готовую провизию в курджун, потом один человек садится с курджуном на другую лошадь, берет лошадь мальчика за повод, и оба объезжают окрестные кибитки. В каждую кибитку дают понемногу провизии из курджуна и получают в обмен какую-нибудь часть конского снаряжения. Объехав таким образом всех, вожатый привозит родителям мальчика все необходимое для его коня.
Адигине, Ошский окр.
Той устраивают, когда мальчик в первый раз садится на лошадь. Созывают людей на угощение и аксакалу дают халат.
Обрезание
Кыдыр, Пишпекский у., сел. Буранинское
Сүннөткө отургузуу — обрезание мальчиков в шесть-восемь лет проводится специалистом. Богачи делают при этом той. Происходит это обычно к осени или весной.
рч. Большой Кемин
Когда ребенку исполняется три года, делают той: режут крупную скотину, приглашают соседей со всей округи, варят мясо угощают их, оставляя опять жото жилик. Когда угощение кончится, все идут на байгу. В это время в юрте остается несколько стариков, один из них специалист по обрезанию. Мальчика сажают на землю, дав ему в руки жото жилик1, с которого большую часть мяса старики сняли и съели. В другой руке у него лепешка в форме кокур: кокур токоч2. Отец ребенка перевязывает двух-трехаршинным платком правую руку оперирующему, и тот совершает обрезание. При этом отец придерживает сына за руки сзади. После этого, оставив ребенка, идут на байгу: скачки, борьба, кок бору — этим дело кончается. Мальчик находится дома после операции 10-15 дней.
Адигине, Ошский окр.
Той по этому случаю устраивают, когда малютке лет семь от роду.
Ибрагим Кошоев, солто-карамоюн, Чон Кошой
По поводу этого события делается той.
Первый день тоя: кенеш — совещание (вернее, объявление) по поводу будущего обряда.
Второй день: режут скот и ночью готовят мясо. Устраивается кок бору.
Третий день (и последний): угощение главное и также кок бору.
Обряд обрезания совершается через два-три дня после тоя. Мастеру перед операцией (в качестве подарка) подвязывают платок, а после нее вознаграждают: дают барашка или что-нибудь другое ценное.
Во время операции сидящему мальчику дают в правую руку кашка жилик (мозговую кость), а в левую — лепешку.
Отрезанную крайнюю плоть завертывают в вату и затыкают за кереге (или ук) в правом, так сказать, углу (от тор’а), и там этот сверточек находится до выздоровления пациента. До выздоровления мальчика не пускают во двор при ветре.
Бесплодная женщина съедает praeputium с лепешкой сейчас же после операции, чтобы родить сына3.
Жанызак, солто
Обрезание производится в 11-12 лет от роду.
Дети-подростки
Солто-болокбай, Аламединка
Родители вешают көшөгө своей дочери в 15-16-летнем возрасте. Момент этот ничем не отличается.
Сын көшөгө не имеет.
Алимбек, бугу, местн. Сарыбулак
После 13 лет девушка вешает себе көшөгө сама. Она его шьет сама или мать ее.
Сатывалды
По шариату, на мальчика с 12 лет, на девочку с 9 лет налагаются религиозные обязанности (орозо и др.), и с этого момента им непристойно спать вместе с отцом. Это разделение связано с появлением поллюций у мальчика и регул у девочки.
Магия
Пишкекский у., сел.Буранинское
Далы — баранья лопатка. Когда рождается ребенок, нужно кусочек бараньей лопатки положить ему в рот, а затем каждую неделю показывать его ему, чтобы он был мудрым и знал (предугадывал) все4.
Суранчи Адылов, сарыбагыш, Сон-Куль
Девочку одевают мальчиком, чтобы следующий ребенок был мальчиком. Хвостик яка нашивали на спину ребенку, потому что як был редким, ценным и почти священным животным.
На одежду ребенка нашивают, например, зуб человека — старика, чтобы он дожил до старости и т.д.
Пучки волос делают мальчика похожим на девочку, чтобы его не сглазили, не испортили.
Девочку одевают мальчиком, когда нет сына: у брата Саке есть 13-летняя дочь, которую он одевает как сына, и на байге она скачет, как мальчик.
Девочку, если сыновья не родятся, называют иногда мужским именем, а мальчика, если много сыновей, — женским именем.
Кайназар, Чонкур-Талас
Улке5 — называют девочку, если хотят, чтобы следующим родился мальчик.
Турум бүбү6 — называют девочку, если она, наконец, родилась после сыновей.
Если мальчика одевают девочкой, то значит, что в семье мальчики умирают, и наоборот, если девочку одевают мальчиком.
Ибрагим К., солто-карамоюн
Если мальчики умирают в семье, то мальчика одевают девочкой.
Тенгизбаев, бугу
Если в семье родятся только девочки, а родители хотят иметь сыновей, они дают такие имена дочерям: Бурулча (пусть превратится в сына), Уулча, Уулман (Уул — сын), Уултай (сын-жеребенок) и др.
Б.Солтонаев
Кыстане7 — мальчик, одетый девочкой, чтобы скрыть его истинный пол и обмануть враждебные силы.
Углан, угул — сын, так называют некоторые девочку, когда, одев ее в костюм мальчика, делают вид, что это действительно сын (чтобы родились мальчики).
Суранчи Адылов, Сон-Куль
Девочку одевают мальчиком, чтобы следующий ребенок был мальчик.
Приметы, обычаи
Суранчи Адылов, сарыбагыш, Сон-Куль
Когда нужно отлучать ребенка от груди, женщина смазывает соски бараньей желчью. Такой пузырек с желчью видел в юрте.
Кайназар, Чонкур-Талас
Эмчектеш8 — дети, вскормленные одной кормилицей, браком не сочетаются.
Детские игры
Руки складываются так: мизинец правой руки (ладонью вниз) захватывает конец мизинца левой руки (ладонью вверх). Безымянный и средний пальцы правой руки просовываются под ними и лежат на соответствующих пальцах левой руки. Указательный поверх ладони левой соединяется с указательным и большим пальцами левой руки (кончиками). Большой палец правой спрятан под левую руку. Два указательных и большой держат вертикально стебелек чия. Играют двое. Один играющий хочет взять огонь в отверстие между большим и указательным пальцами левой руки: «Бу жерден от алайынбы?» (букв. «Я могу взять отсюда огня?»). «Уулум урушчаак» — отвечает другой (У меня сын злой). В отверстие у основания среднего и безымянного пальцев левой руки — злая собака (итим кабаган). В отверстие между большим пальцем левой и указательным пальцем правой руки — злая сноха.
На концах среднего и безымянного пальцев правой руки — сын и отец делают пули (аталу, балалу ок куйуп жатат.). На нижних концах левых среднего и безымянного пальцев — две сестры делают ичик (шуба, крытая материей) — кавы жатыр. На конце правого мизинца — привязанные друг к другу телята (кошок толуу кош музоо). У основания правых среднего и безымянного пальцев — дают корм лошадям в стойле (атамдын aт байлай турган акеры). Приходя к основанию стебля, спрашивают: «Можно ли здесь сидеть?» (Бу жерге коноюнбу?). Ответ: «Дым не выходит» (түтүн чыкпайт). Повыше то же: «Баранов буду пасти» (Кой жаям). Еще выше: «Лошадей буду пасти» (Жылкы жаям). Еще выше: «Верблюдов» (Төө жаям). Еще выше (или ниже — Ф.Ф.): Коров (Уй жаям). Тогда на вершине один из играющих говорит: «Здесь вор сидит», а тот, кто держит стебель, говорит: «Я сейчас выйду». Держащий чий отпускает одну руку и проводит правой рукой по лицу, а другой игрок тем временем выхватывает стебель чия и бежит. Если первый успеет схватить его за руку, вор пойман, если нет, то вор выиграл.
Пойманному делают матек по голове, т.е. проводят большим пальцем левой руки «против шерсти».
Ребенок сидит на руках. Берут правую его ручку, водят пальцем по ладони и говорят: «Таруу куру, буудай куру, бу жерде сирке, бу жерде бит» (букв. «Просо сухое, пшеница сухая, здесь гнида, а здесь вошь»). Повторяя: «Бу жерде сирке, бу жерде бит, бит, бит», — поднимаясь по руке под мышку и щекоча его.
1 Жото жилик — кость берцовая; во время угощения среди трубчатых костей первая по почетности (Юдахин К.К. Указ. соч. С. 254).
2 Кокур токоч - фигурная лепешка.
3 Видимо, один из приемов симпатической магии. Съедание частички крайней плоти должно было, по поверьям, привести к появлению в организме съевшего целого существа, а именно мальчика.
4 Вспомним, что гадание по бараньей лопатке — один из распространенных способов гадания у тюркских народов.
5 Улке (Уулко) — от уул (мальчик, сын).
6 Турум бубу — от турум (постоянство).
7 Кыстане — от кыз (девочка).
8 Эмчектеш — букв, «зубы, коснувшиеся груди». Обычай, когда молочные брат и сестра не могут сочетаться браком, известен многим народам мира.
Федор Артурович Фиельструп (19.02.1889-07.12.1933) – российский, а затем советский ученый-этнограф. Один из первых специалистов-этнографов, изучавших кыргызов центрального Тянь-Шаня. Закончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Член Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран Академии наук СССР. Материалы этой Комиссии должны были послужить основой для проведения национального размежевания СССР. С экспедициями он объездил огромную территорию СССР (от Приуралья до Ферганской долины и от Алтая до Кавказа и Крыма). В результате этих поездок ученый собрал большой фактический материал по этнографии различных тюркских народов страны, особенно казахов и кыргызов.