Добавить статью
10:57 13 Июля 2016 23473
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Омовение покойника
(16 часть)

(Читать сначала)

(Читать 15 часть)

160713

Кыргызское кладбище. Джеты-Огуз. 1929 г. (Фото Ф.А.Фиельструпа)

Омовение покойника

Кыргызы

Нарын

Покойника обмывают непосредственно перед похоронами. Моющим дают деньги, одежду или лошадей. Особого кумгана для этого обряда нет. Моют в кибитке.

Саяк, Кокомерен

Перед выносом тела обмывающим дают его одежду. Обмывают и тело, привезенное издалека, несмотря на разложение.

Кайназар

Штаны и сапоги покойного отдают тем, кто обмывает тело.

Казахи

Адай

Шесть-семь человек моют покойника и получают за это его одежду, каждый — что-то одно, например пару сапог и т.д.

Немедленно после обмывания трупа к нему подводят с правой стороны верблюда. Перекидывают повод от верблюда через труп мулле, сидящему по другую сторону, и при этом спрашивают, берет ли он на себя грехи покойного за неисполнение намаза. Это обряд даур.

Платье покойного раздается на седьмой день тем, кто мыл тело. Ныне стали раздавать в день смерти.

Обмывальщики получают вознаграждение не скотом, а одеждой умершего (кийим). Число обмывальщиков, по возможности, должно соответствовать количеству оставшейся после умершего одежды..., но опять-таки зачастую обмывают труп не назначенные суякши, а добровольцы из родственников, за что, конечно, большей частью не получают ничего... Под руководством муллы, сидящего за занавесью, с трупа снимают белье, вынимают из-под него одеяло и кладут на приготовленный табыт...: на два таганка... кладут одну решетку (кереге)... Обмывают обычно пять человек.

Крымские татары

Перед похоронами тело обмывают. Для этого его выносят на войлоке из дому (головой вперед) на двор, снимают с него повязки и кладут на особую скамью или помост, называемый тенешир тахта, которую приносят из мечети, где эти скамьи хранятся между носилками. Обмывают три человека: мужчины — мужчину, женщины — женщину (муллы и их жены). За это полагается плата. Один готовит теплую воду, другой поливает из кумгана, третий моет. В зависимости от важности исполняемого дела находится и вознаграждение. Им же отдается и кумган, из которого поливали при омовении и который часто специально на этот случай покупается. При обмывании читают какую-нибудь молитву, а когда тело наполовину обмыто, трое-четверо мужчин выкрикивают молитву су сила. После обмывания тело в дом не переносят.

Моют муллы или старухи в сарае, чтобы не видели посторонние. Кумган для омовения хранится в мечети.

Буряты

Сперва тело умершего шамана Галши мыли освященной ключевой водой, в которую клали богородскую траву и бересту.

Кыргызы

Нарын

Лицо покойника покрывается белым платком1. На теле никаких повязок не делают; нижняя челюсть, как говорят, отвисает только у стариков, и тогда ее подвязывают; взрослым глаза закрывают.

Покойника (мужчину) облачают в три савана (кепин): койнек, закрывает его от шеи и пониже колен; дамбал (изар) кончается вровень с головой и ногами; чапан (илвафа), самый длинный, — в него завертывается все тело с головой и ногами и остается еще напуск сверху и снизу, которые завязываются; кроме того, тело опоясывают. Если умерла женщина, то первому савану предшествует еще белдамчи (все из того же материала), которое закрывает грудь и спускается ниже колен; вместо элечека вокруг головы обертывается кусок материи в два аршина длиной и 1/4 аршина шириной.

Саяк, Кокомерен

Кепин для мужчины состоит из двух полотнищ, оба одинаково закрывающие тело с ног до головы и завязывающиеся вверху и внизу. Для женщины — из пяти частей: от пояса до колен; поверх груди; закрывающей голову (как элечек); два последних — как для мужчины. Сверху покойника завертывают в белую кошму (которая при погребении снимается), связывают, привязывают к носилкам и покрывают кымкапом.

Крымские татары

1. После обмывания тело одевают в йенсиз койлек — рубаху без рукавов; заворачивают в шаршай — саван, который обычно соответствует росту покойника; все посетители и сопровождающие тело на кладбище кладут сверху марама, юз бези и проч. Богатые заворачивают покойника в три куска материи: до пояса, до колен и все тело, завязывая с головой и ногами вверху и внизу.

2. На покойника надевают новую рубаху (вскрыв ворот), потом кефин. Полотенца, которые покрывали тело, делят между собой муллы. Платки, положенные на покойника, перед погребением раздают бедным.

Казахи

На мужчину надевается саван из трех слоев: первый — мешок, сшитый с капюшоном, доходит почти до колен. Остальные два слоя точно такого же устройства, но гораздо длиннее и доходят до ног. Перевязывают в трех местах: под головой, под ногами и на поясе. Затем снимают с табыт и заворачивают в ковер.

...Саван женщины состоит не из трех, а из пяти слоев: первый — прикрывает голову и шею, второй — доходит до груди (закрывая ее), третий ряд достигает колен, как первый ряд у мужчины, и т.д. Таким образом, над лицом получается саван из пяти слоев, над грудью — из четырех слоев, от груди до колен — из трех слоев и над ногами — из двух слоев.

После облачения в саван начинается обряд искупления грехов (пидие). Существует интересный расчет по возрасту2.

Буряты

...Одевали покойника в лучшую одежду ... Клали на почетное место и около него раскладывали все его шаманские принадлежности и военные доспехи — колчан со стрелами, лук с футляром, меч, копье и прочие знаки достоинства.

Покойник в кибитке

Кыргызы

Нарын

Умершего кладут за көшөгө или чий3: женщину слева от тор’а, мужчину — справа; ребенка — все равно на какой стороне, хотя обычно слева4. Покойника укладывают на спину, вытянув руки так, что ладони покоятся на верхней части ног, головой в глубь кибитки (дверь кибитки обращена в зависимости от местности, куда удобнее); лицо покрыто белым платком. На теле нет никаких повязок; челюсть отвисает только у стариков, и им ее подвязывают. Взрослым глаза закрывают, у детей же они остаются незакрытыми (вероятно, на глаза и челюсть обращают мало внимания). Мужчину кладут мужчины, женщину — женщины.

Саяк, Кокомерен

Мужчина-покойник лежит на правой стороне (оң), женщина — на левой (сол). Глаза покойнику закрывают руками, а подбородок подвязывают.

Бугу

В кибитку, где лежит тело, вхожи только женщины (исключение составляют обмывающие тело и носильщики).

Кайназар

Если человек умер где-нибудь не дома (в дороге, например), то тело держали в доме, где он умер, до приезда его родственников. Когда те приезжали, его тело отправляли с ними домой.

Саяк, Кокомерен

До похорон умершего в кибитке находятся женщины, которые не спят и ночью, охраняя тело5; родня покойного угощает их мясом.

Казахи

Адай, Младший жуз

Покойник (мужчина или женщина) лежит на правой стороне от тор’а кибитки), и над ним мулла читает федиа (молитвы). За это он получает бегунца или три-четыре головы хорошего скота.

Найман, Урджар

До похорон тело лежит в особой кибитке на правой стороне.

Крымские татары

Сразу же после смерти покойнику связывают ноги (поперек колен, щиколоток)6, вытягивают руки вдоль тела, подвязывают челюсть. Мулла закрывает ему глаза пальцами. Труп кладут в собалый у стены ногами на юг, на войлоке, например, прикрыв с головой чем-нибудь (одеждой). К телу допускаются только родственники.

Казахи

В ауле умершего выставляется особая кибитка, куда и кладут умершего, приготовленного к погребению, в ожидании приезда родственников и муллы.

Казахи и кыргызы

В кибитке покойного не варят ничего в продолжении 3-5 дней. Пищу приносят соседи. Если (кыргызы) раньше хотят варить, то должны перенести кибитку хотя бы на небольшое расстояние. Иначе ангел смерти Азраил душит покойного, отчего кибитка бывает запятнана кровью и осквернена (мокрух).


1 Г.П.Снесарев объяснял обычай закрывать платком лицо покойного, исходя из зороастрийского представления о нечистоте трупа, нежеланием осквернить им небесные светила (Снесарев Г.П. Маздеистская традиция в погребальном обряде народов Средней Азии. М., 1960. С. 4). Но как тогда объяснить тот факт, что вещи, связанные с покойником (например, кошмы, одеяла, на которых покойника несли на кладбище), и которые тоже были уже «нечистыми», оставляли для очищения под звездами и луной? Или тот факт, что труп в теплое время года довольно часто обмывали во дворе, т.е. под солнцем, но обязательно за занавеской, чтобы никто, кроме обмывающих не видел его и, может бьггь, не сглазил, ничем не навредил усопшему? Думается, что обычай закрывать лицо покойного платком восходит к дозороастрийскому периоду, и часть савана, закрывавшая лицо покойного, выполняла роль оберега от злых духов. Так оберегали от недобрых взглядов и новорожденного, и жениха с невестой (См. разделы “Обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка” и “Свадебные обряды”). Для этой же цели умершего сразу же помещали за циновку или специальный занавес — көшөгө (см. ниже).

2 Во время обряда избавления покойника от грехов мулла спрашивает у искупителя грехов, согласен ли он принять на себя грехи покойного, и получает утвердительный ответ. Поскольку взрослый человек практически всегда грешен, этот (вопрос-ответ) повторяется столько раз, сколько умершему лет, минус 12 лет для мужчин и 9 лет для женщин, т.е. тех лет, когда человек считается несовершеннолетним, а значит, безгрешным.

3 Занавес (көшөгө) или циновка (чий), видимо, играли ту же роль, что и платок, закрывающий лицо покойника, а именно роль оберега от злых духов, дурного глаза (см. примеч. 1).

4 У тюрков левая от тора половина юрты — место хозяев, а правая — гостевая. А.Т.Толеубаев считает, что перенесение тела хозяина с левой стороны на правую связано с представлением о покойнике, как о госте (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 155). К женщине такое представление, видимо, не относится, хотя ниже у Ф.А.Фиельструпа есть указание на то, что на правую сторону кладут и покойницу.

Есть и другое мнение по поводу переноса покойника на правую сторону. Есбергенов X. и Атамуратов Т. связывают это с представлением о «нечистоте» трупа. А именно на этой стороне юрты держали «нечистые», по их мнению, вещи: сбрую, ружья, здесь жили охотничьи собаки, ловчие птицы и т.д. (Есбергенов X., Атамуратов Т. Указ. соч. С. 176).

5 Женщины охраняют покойника, видимо, от злых духов, как и новорожденного, и молодых в первую брачную ночь (см. разделы “Обряды, связанные с рождением и воспитанием ребенка”, “Свадебные обряды”). Не случайно эти ночные сидения рядом с покойником у казахов назывались “кузет”, т.е. “охрана” (Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 91).

6 Комок земли, который кладут на грудь покойнику, является, видимо, трансформированной формой древнего обряда вручения покойного земле, известного многим народам мира (Литвинский Б.А. Семантика древних верований и обрядовпамирцев / / Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М., 1981 С. 9 2—93. Там же приведена литература).

Соприкосновение тела с Матерью-землей, прародительницей всего сущего в том числе и человека, способствует более быстрому возвращению умершего ее лоно. Таджики долины Хуф, например, для большей верности разрезали саван так, чтобы тело соприкасалось с землей. Считалось также, что тело праведника быстро превращается в прах, а тело грешника долго не разлагается (Андреев М.С. Таджики долины Хуф (верховья Аму-Дарьи) Сталинабад, 1953 Вып. 1. С. 191; Литвинский Б.А. Там же).

Железные конские путы (кишен), которые клали на ноги покойника, тоже видимо, трансформированный обряд, но имеющий иное значение. Можно объяснить его трояко: 1) страхом перед покойником и желанием связать его ноги, что бы он не бродил среди живых и не приносил им вреда (Литвинский Б.Л. Курганы и курумы западной Ферганы. М., 1972. С. 104—106); 2) желанием отпугнуть злых духов, которые могли бы навредить покойнику. А злые духи, как известно боятся железа и всего, что связано с лошадьми (см. раздел “Обряды, связанные рождением и воспитанием детей”); 3) и, как нам кажется, этот обряд является одним из инициационных обрядов. Попробуем объяснить последнее.

Когда ребенку исполняется год, и он делает первые самостоятельные шаги у киргизов, казахов и других тюркских народов совершается обряд “Разрезания пут”: ребенку связывают ножки, а затем кто-нибудь разрезает путы. Смысл это го обряда заключается в том, что младенец пришел в этот мир со связанными ножками, т.е. “неходячим”. Отныне, после совершения обряда, он переходит в новый статус, статус “ходячего” человека.

Смерть — это один из переходных этапов существования человека, и сопровождается он определенными обрядами, в том числе, на наш взгляд, и инициационного характера. Одним из таких обрядов и является связывание ног (или только больших пальцев) покойного, надевание на его ноги пут, что означает, что он переходит в статус “неходячего”. При возвращении его, “неходячего”, в этот мир (в лице какого-нибудь младенца) потребуется опять обряд “разрезания пут”, чтобы он смог пройти свой земной путь самостоятельно и т.д. Объяснение же, что комок земли на груди покойного и конские путы на его ногах — это залог предохранения его от порчи, скорее всего, попытка дать свое объяснение давно забытым обрядам.

Читать продолжение

Федор Артурович Фиельструп (19.02.1889-07.12.1933) – российский, а затем советский ученый-этнограф. Один из первых специалистов-этнографов, изучавших кыргызов центрального Тянь-Шаня. Закончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Член Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран Академии наук СССР. Материалы этой Комиссии должны были послужить основой для проведения национального размежевания СССР. С экспедициями он объездил огромную территорию СССР (от Приуралья до Ферганской долины и от Алтая до Кавказа и Крыма). В результате этих поездок ученый собрал большой фактический материал по этнографии различных тюркских народов страны, особенно казахов и кыргызов.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

25-01-2017
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Прочие обычаи
(39 часть)
29558

07-01-2017
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Игры
(38 часть)
16389

27-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Развлечения - как проводили шерине 100 лет назад
(37 часть)
22369

21-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Жертвоприношения, празднества, магические действия
(36 часть)
15104

08-12-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: «Несчастливые» дни недели
(35 часть)
13646

29-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Названия месяцев
(34 часть)
41339

18-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Календарь и астрономия. Новый год
(33 часть)
48740

11-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Врачевание
(32 часть)
16802

04-11-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Земледелие и охота
(31 часть)
25946

26-10-2016
Из обрядовой жизни кыргызов начала XX века: Обряды, связанные с хозяйственным бытом. Скотоводство
(30 часть)
30699

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×