Аксакалы, распорядители поминок. Кыргызстан, Ошский окр. 1927 г. ГМЭ. (Из архива Ф.А.Фиельструпа)
Поминки (сроки)
Кыргызы
Фрунзенский кантон
Поминовение совершается на третий, седьмой, 40-й дни и в годовщину смерти.
Тогузбулак
Аш назначается родней умершего, когда им удобно — через несколько дней после смерти до одного года. Поминки справляются на седьмой и 40-й дни. Аш — последние поминки.
Саяк, Кокомерен
Аш делается обыкновенно осенью, независимо от времени смерти человека. Кыркы — поминки на 40-й день; чач жыйды (заплетение кос)1. Устраивают угощение близким. Богатые обычно выдерживают не меньше года до аша, а если смерть случилась близко к осени, то через осень.
Саяк, Сон-Куль
В прежнее время аш делали даже и через два года после смерти. Кыркаш — поминки через 40 дней. Вообще особо выделяли только кыркаш и чонаш.
Ошский р-н
Кырки — скачки на 40-й день. Аш устраивают на третий, пятый, шестой месяцы или через год.
Поминки на седьмой день называются хатми куран (полное прочтение Корана). На 40-й день — кырк аш. Поминки на годовщину называются чонаш (большой пир).
Казахи
Адай, Младший жуз
В Иргизском уезде ас справляется в память умершего в годовщину или в другой срок.
Аргын-каракесек, Средний жуз
Ас делается всегда после кузома — в сентябре у подразделения нурбико. Ас справлялся и через два-три года.
Найман, Урджар
Ас делается приблизительно через год после смерти, но вдова раньше, чем через год, замуж не выходит.
Найман-садыр
Поминки устраивают на седьмой, 40-й дни и т.д. 40-й день — кырки шикару2. В этот день семья покойного советуется с родственниками и другими близкими аксакалами, делать ли ас (либо на особом совещании, собранном позже).
Ас намечают сделать осенью, когда кочевники спустятся с гор, на тех местах, где группа имеет обыкновение стоять в это время.
Жалаир, Старший жуз
Душа умершего возвращается домой на седьмой день, на 40-й день, через один год, три года, 10 лет и, наконец, в последний раз — через 30 лет.
На седьмой, 40-й, 100-й дни и в годовщину смерти.
Поминовение усопшего совершается на седьмой день (жетыас), на 40-й день (кыркас) и по истечении года (жылы). Годовые поминки справляются сравнительно редко. Ас справляется в августе- сентябре.
Крымские татары
Поминки по умершим справляются на третий, седьмой, 37-й, 40-й, 100-й дни и через год.
Бельтиры
Поминки справляются на третий, седьмой, 20-й, 40-й дни, затем идут полугодовые и годовые.
Буряты северные
На третий день поминают покойника пиром (прежде совершают обряд яха барьха — кости собирают после сожжения покойника, с тем чтобы закопать).
Казахи
Аргын-тобыкты
Ас делается в то время, когда скот жирен. Время соблюдается не очень точно. Бывает, что по человеку, умершему весной, справляют поминки той же осенью.
Найман, Минбулак
Поминки жетсын — на седьмой день, кыркын — на 40-й день, ас — в годовщину. Больше 12 месяцев до аса не проходило в прежнее время, а меньше бывало.
Кыргызы
Саяк, Сон-Куль
Көр баши — посещение могилы всеми близкими родственниками умершего между кыркашем и чонашем. Приносят с собой готовую пищу и там ее едят после прочтения молитвы, на могиле ничего не оставляют.
Солто
Бейт баши — молитва по умершим на могиле на 40-й день.
Меньшие поминки
Фрунзенский кантон, Тогузбулак
Раньше во время поминок на могиле умершему оставлялась пища. На 40-й день делали угощение близким, резали скот и устраивали байге. После угощения, когда мужчины уедут на скачки, женщины остаются дома, и гостьи заплетают волосы хозяйкам.
На 40-й день совершают бейт баши — молитву по умершему на могиле. По пятницам должны поминать умерших.
Казахи
Аргын-каракесек, Средний жуз
Подрод каракесеков нурбико никогда не пропускает поминок, как бы бедна ни была семья умершего.
Найман-садыр
На кырк шикару седлают коня, служившего покойному, покрывают его одеждой хозяина, вешают впереди седла камчу, а на переднюю луку насаживают его шапку. Пику покойного выставляют, проткнув насквозь кошму.
Качинцы
На поминки (седьмой, 40-й дни) готовят дома барана, мясо везут на кладбище и там его съедают. Голову, сваренную с шерстью, получает какой-нибудь старик, который, ощипав ее и съев мясо, вешает череп на прут, воткнутый в головах могилы (крест стоит в ногах). Остатки от поминок сжигаются на костре.
Бельтиры
До 40-го дня ежедневно жгут дома еду для него — пока его дух витает вблизи своего дома.
Сагайцы
В течение 40-ка дней дух умершего держится вблизи дома, и семья поэтому кормит его, ставя на стол еду для него особо.
1 Чач жиди — букв. «собрали волосы», т.е. заплели косы. Заплетенная коса у многих народов служила признаком принадлежности к миру людей, а расплетенная, напротив, свидетельствовала о десоциализации носителя (Традиционное мировоззрение тюрков. II. С. 175). Именно поэтому покойницам расплетали косы. Поскольку вдова тоже должна была “уходить” с усопшим мужем в мир иной, она (а у многих народов и близкие родственницы покойного) должна была оплакивать его с распущенными или срезанными волосами (Ютернберг Л.Я. Указ. соч. С. 205; Снесарев Г.П. Реликты... С. 132; Писарчик А.К. Смерть... С. 123; Бабаева Н.С. Указ. соч. С. 37-38; Сидихменов В.Я. Указ. соч. С. 88; Лэйн Э.У. Указ. соч. С. 396; Толеубаев А.Т. Указ. соч. С. 95—96. См. также примеч. 33). Заплетание же волос означало завершение траура у вдовы, возвращение ее в мир живых. Завершение траура сопровождалось и заменой траурной одежды и головного убора. Отныне вдова имела право выйти замуж.
2 Кырк шикару — проведение сороковин.
Читать продолжениеФедор Артурович Фиельструп (19.02.1889-07.12.1933) – российский, а затем советский ученый-этнограф. Один из первых специалистов-этнографов, изучавших кыргызов центрального Тянь-Шаня. Закончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Член Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран Академии наук СССР. Материалы этой Комиссии должны были послужить основой для проведения национального размежевания СССР. С экспедициями он объездил огромную территорию СССР (от Приуралья до Ферганской долины и от Алтая до Кавказа и Крыма). В результате этих поездок ученый собрал большой фактический материал по этнографии различных тюркских народов страны, особенно казахов и кыргызов.