Добавить статью
13:56 8 Сентября 2016 47128
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов
(2 часть)

(Читать 1 часть)

ukQ379U449szw82BW36C5zRQJai9DH

Считается, что генезис древнетюркской культуры происходил в рамках булан-кобинской культуры постхуннской эпохи, но истоки тюркской культуры прослеживаются и в более древней пазырыкской культуры VI-III вв. до н.э. в Горном Алтае. Показательно, что ее генезис связывается с переселением саков или юэчжей (согдов), с территории Восточного Туркестана. Это сравнивается с генеалогическими легендами древних тюрок связывающих их с саками и с усунями (асиана).

В связи с этим хотелось бы привести тот факт, что тюрки-ашина пок¬лонялись оленю, а он был символом Солнца. Возможно, олень был священным животным и у кыпчаков. Об этом свидетельствует то, что рисунки ланей вырезались на костяных пластинах, украшавших колчаны полов¬цев-кыпчаков в XIII-XIV вв. [Зуев, 1962, С. 110, 116, 132]. Действительно, корни этих представлений уходят в скифо-сибирскую эпоху. Так ведущим тотемом у древних племен в Туве, на Саяно-Алтае был олень [Грач, 1980].

Между тем утверждается, что этноним – топоним Сак ("олень"), встреча¬ется в "Бэйши" и у Менандра в качестве древнего обозначения предков ашина [Зуев, 1962]. В этой связи представляет интерес мнение о связи самоназвания якутов "саха" с древними тюрками, предками которых являются ираноязычные саки. Подобное утверждение опирается на мнение историков, что авестийские туры в персидских источниках именуются са¬ками. При этом предполагается, что в период завершения этногенеза древних тюрков, т.е. в III-V вв. "туры с быстрыми конями" были отуречены, а их родоплеменное имя "тур" превратилось в этноним "тюрк" [Еремеев, 1980, с. 129-130].

Весьма интересно, что первая редакция древнетюркского генеологического предания сообщает о родине тюрков, названной "страной" Со. При этом среднекитайское звучание ие¬роглифа со (сак), по мнению С.Е.Яхонтова, предполагает только один ва-риант – sаk [Зуев, 1961, с. 63]. Следует напомнить, что И.В.Константинов само¬название саха связывал с именем древних тюрков "Со" [Константинов, 1975]. Однако, существует предположение о связи пратюркского государства Со с назва¬нием страны Со (в современной Восточной Монголии), из которой происхо¬дили Сяньби или их часть, которая именовалась Тоба. Именно их называли Со-лу– "варварами из страны «Со» (Люи Маотцай) [Бичурин, 1953, с. 323; Зуев, 1961, с. 61-63]. Тем более кумандинский род со, с которым принято связывать родину тюр¬ков «Со», в русских документах XVII в. обозначался Солунской волостью.

Имеется и другой вариант легенды, который Е.И.Кычанов называет северным или енисейским. «Говорят, предки тюрок происходят из государства Со, которое находилось к северу от сюнну. Дажэнь их було звался Абанше. Имелось 17 братьев, и один из них звался Ичжинишиду “рожденный волчицей”… Он взял в жены двух девушек, говорили, что они были дочерьми духа Лета и духа Зимы. Одна из них забеременела и родила четырех сыновей, один из которых превратился в белого лебедя. Один из них создал свое государство между реками Афу (Абакан) и Цзянь (Кем, Енисей), называвшееся Цигу (кыргыз), один из них создал государство на реке Чучжэ, а один, а именно Даэр (Нодулу-шад, имя буквально значит “старший сын”- Е.К.) поселился в горах Цзяньсычучжэши» [Кычанов, 2010, с. 288]. Далее следует типичный миф о Даэре как культурном герое, добывшем огонь и накормившем людей, благодарные сородичи сделали Даэр государем (чжу) и назвали его Туцюе (тюрком). Это был Нодулу-шад, имевший 10 жен. Сыновья, от которых произошли роды, получили свое имя по названию рода матери. Следовательно, тогда у древних тюрков был матриархат. Далее идет рассказ о том, что сыновья состязались в скоростном подъеме по дереву. Такие состязания по подъему на кедровое дерево до сих пор существует у северных алтайцев, у которых сбор кедровых шишек является одним из традиционных занятий.

Данная генеалогическая легенда подтверждает тезис о кровном родстве тюркоязычных народов, имеющих единых предков – соседей. Согласно ему древние тюрки, обитавшие на Горном Алтае, выступают в качестве ближайших родственников енисейских кыргызов. Как считает С.Г.Кляшторный, четыре основные древнетюркские группировки племен, сложились на раннем этапе тюркского этногенеза, когда еще ощущалось и было запечатлено в мифах их генеалогическое родство. Это цигу – древние кыргызы сформировавшиеся в рамках таштыкской культуры; группа «белого лебедя», отождествляемая с кыпчаками, связанными с верхнеобской культурой в Горном Алтае. Памятники берельского типа на Горном Алтае связываются с родичами ашина, поселившимся на р. Чжучже [Кляшторный, 2010, с. 199, 200].

Не случайно, генеалогическая легенда древних тюрков совпадает с расселением североалтайских этносов. В цигу узнаются современные хакасы или же предки кыргызов, к ним можно отнести шорцев, близких к хакасам. К группе «белого лебедя» можно отнести кумандинцев и челканцев, почитающих лебедя. К родственникам древних тюрков на реке Чжучже можно отнести теленгитов и телеутов, обитавших на р. Чуе. К потомкам самих древних тюрков можно отнести представителей сеоков (родов) тёлёс и тардуш.

Это генеалогическое родство прослеживается и в более раннюю скифо-сибирскую эпоху, когда в Горном Алтае существовала пазырыкская культура, в Минусинской котловине – тагарская, в территории Тувы – уюкская. Если предками древних тюрок – Ашина можно считать усуней, то этногенез тюркских народов связывается с «северными» народами, покоренными хуннами во времена шаньюя Маодуня. Так теле являются потомками динлинов, кыргызы - гяньгуней. Таким образом, предков древних тюрков считают изначально монгольским (сяньбийским) или иранским (усуни и саки) племенем. Однако усуни, согласно китайским источникам, составляли восточное крыло объединение хуннов, как и Ашина обитали «к востоку от сюнну» [Зуев, 1981]. Усуней Ю.А.Зуев считал тюркоязычными. Хотя их название, как и Ашина, возводиться к имени алан-асиана-ариана. Значит, тюркизация ираноязычных асов-алан-усуней могла происходит в более раннюю скифо-сибирскую эпоху.

Считается, что прямых потомков древних тюрков не осталось. Вместо них есть многочисленные огузские народы. Проблема соотношения между древними тюрками и огузами многократно ставилось в научной литературе. Предки огузов в китайских источниках обозначены под именем теле. К телеским или огузским племенам принадлежали древние уйгуры и сеяньто, в которых принято видеть предков кыпчаков. Предполагаемые предки саха курыканы тоже принадлежали к телеской группе племен. Принято считать, что локализация огузов в территории современной Туркмении, смешение и ассимиляция с местными, ираноязычными народами привела к формированию туркмен, затем с их миграцией в территорию Закавказья, Ирана и Малой Азии к сложению азербайджанского, кашкайского и турецкого этносов. Поэтому древние корни огузских народов находятся на территории Монголии, Забайкалья и Алтая, где их предки проживали с древности.

Племена теле-огузов, которых по названию властвующего племени иногда называют уйгурами, считают потомками хуннов. Они ездили по степям Центральной Азии на телегах с высокими колесами; поэтому при династии Юань-вэй ханьцы их называли гаогюй или чилэ [Бичурин, 1950]. Гаогюй - в переводе с древнекитайского языка обозначает «высокие телеги». Иным написанием термина гаоцзюй считается название гаочэ, тоже переводимое как «высокие телеги». Российский историк С.Г.Кляшторный племена теле также считает тележниками, считая их настоящим названием тирек. Утверждается, что к началу VII в. прозвище гаоцзюй в китайских хрониках было вытеснено названием теле. Так Дж. Гамильтон показал, что слово теле является китайской транскрипцией древнемонгольского слова тегрек, вошедшего в тюркские языки, с первоначальным значением «обод, колесо», а также «телега, тележник» [Кляшторный, Савинов, 2000].

По Бэй-Вэйской истории гаогюйцы были потомками Чи-ди. Вначале назывались Дили (по Паркеру Терек), в северных странах считались Чи-лэ, а в Китае были известны как гаогюйские динлины. Были родственны с хуннами по женской линии. Таким образом, китайская история времен Бэй-Вэйской династии (386-558) считает древнейшими известными родоначальниками племен гаогюйских динлинов племя чиди т.е. красных ди [Позднеев, 1896]. Они считаются имевшими более иное происхождение, чем динлины. Названия дили, чиле и тиле являются лишь иными вариантами передачи слова теле-тегрек [Каржаубай, 2002, с. 59]. Этноним теле иногда сопоставляется с более древним динлин, названием народа, обитавшего к северу от хуннов, предположительно на территории Южной Сибири, Северной Монголии и Забайкалья.

Самоназванием теле и их центральноазиатской племенной группировки С.Г.Кляшторный считает токуз-огуз. Термин огур он считает более архаичной формой имени огуз. Болгарские племена он считает прикочевавшими на Запад племенами теле [Кляшторный, 2010, с. 175].

Имеется также мнение С.Каржаубая, что этноним гаоцзюй (гаочэ) является транскрипцией названия «коча», обозначения населения Восточного Туркестана, говорившего на одном из тохарских языков. По его мнению, тиреки с «высокими телегами» - гаюгюй не соотносятся, сближение транскрипций тэлэ (тегрек) и телэ (тирек) с древним названием динлин также является проблематичной, последнее встречается в этнонимике Саяно-Алтая в форме телеут [Каржаубай, 2002, с. 157].

Огузы 160908_1 в орхонских текстах выступают как наиболее сильные противники древних тюрков. В других текстах огузы являются собственным народом Древнетюркского кагана. Возможно, слово огуз здесь применяется в качестве обозначения племен, входивших в состав тюркского каганата. В состав огузов могли входить как племена, составлявшие костяк Древнетюркского эля, так и подчиненные им племена теле, объединенные вокруг уйгуров. Так упоминаются тогуз-огузы и сегиз-огузы. Потомками восьмиплеменных сегиз-огузов считается племя найманов, обитавший в XII в. в территории Монгольского Алтая. Однако в рунических текстах сохранилось упоминание о гибели племени секиз-огузов: «Секиз огуз калмати келmi» - «Не осталось ни одного из восьми огузов» [Айдаров, 1971, с. 111]. Огузы в состав телесского объединения могли входить в качестве главенствующего племени: сеяньто, сун-уз, кыбыр, туба, курыкан, теленгет, бугу, байырку, тонгра, кун, сыгыр, хасар, айгыр, эдиз, байси [Каржаубай, 2002, с. 158].

В.В.Радлов доказал, что термин «уйгур» 160908_2 в VIII-IX вв. означал «объединенный, соединенный». В памятнике Тэс, обнаруженном в 1976 г. в Монголии, есть слово «ujyurmys» [Тэс.II.2], употребляемое для обозначения понятия «объединенный». Здесь корень слова – «ujyur», а «mys» глагол прошедшего времени. Слово «ujyurmys» в контексте надписи переводится как «объединившиеся», «соединившиеся», «сотрудничающие». Далее, по словам С.Коржаубая речь идет об организации Уйгурского каганата. Он подчеркивает, что объединитель 12 племен Йоллыг упоминает в каменных памятниках имена тюркских каганов (Бумын, Истеми) как тюркского периода, так и Уйгурского каганата. Что интересно, уйгурский каганат в них не представлен отдельно. Также он подчеркивает, что тексты памятников времен Первого, Второго Тюркских каганатов и уйгурского периода абсолютно идентичны. В них он не обнаруживает ни малейших орфографических и диалектологических различий [Каржаубай, 2002, c. 3].

По мнению Сорткожаулы Коржаубая созданное усилиями фамилий Ашидэ и Ашина государство орхонских тюрков получило название «Turk-sirboduny» (тюрк-лев) [Каржаубай, 2002, c. 169]. Тюрки-кыпчаки упоминаемые в надписи из Могойн Шинэ ус были им отождествлены с лунным племенем Тоньюкука – тюрк-шир (тюрки-арсланы), реально правившее огузами в период существования Второго Тюркского каганата. Тюркское слово куба/кума омонимично со словом кума в значениях, восходящих к обозначению Луны, Лунной династии [Каржаубай, 2002, c. 180]. И.Маркварт писал, что в восточно-иранских диалектах слово sir ~ ser ~ sar< могло обозначать «князь», но приобрело значение «лев». Поэтому допускается сосуществование двух обозначений: персидского «шир» и тюркского «арслан» [Каржаубай, 2002, С. 162-163].

Тележными являются не только племена теле, но и многочисленные канглы, имеющиеся в составе почти всех тюркоязычных народов. От слова канк «телега» выводят этноним канглы/канлы [Аманжолов, 1959]. Ещё в легенде об Огузе, приведенной у Абулгази, даётся народная этимология, согласно которой предок канглы получил свое имя, вследствие того, что чинил телеги [Абульгази, 1906].

По утверждению Ю.А.Зуева, уже в VIII в. огузы оказались на Западе. Но все-таки, часть теле-огузских племен осталась на своей прародине и позднее смешалась с монгольскими племенами, занявшими опустевшие земли. Остатками огузов в территории Центральной Азии можно считать алтайцев, среди которых этноним телеут, теленгит является преобладающим. Среди теле-огузских племен упоминаются дубо, их потомками считаются тувинцы. Другое название тувинцев сойот приводит к племени сйеяньто, также можно упомянуть саев в составе туркмен. От яньто производят йемеков – крупное тюркское племя, которых отождествляют с кимаками. Их можно считать предками йомудов, хотя Ю.А.Зуев в этом качестве видел племя Юй-мэй-хунь, упоминаемое в «Тамге лошадей из вассальных княжеств». Потомками огузских племен также считаются монгольские племена сальджиутов, связываемые с сельджуками и джалаиры, отождествляемые с яглакарами, династийным родом в составе уйгуров.

Огузов связывают с огурами, предками угорских народов. Так по мнению А.Н.Бернштама, ранней фонетической формой этнонима огуз был вариант с ауслатным – р (укер, уйгур) и только после VIII в. этноним получил нынешний фонетический облик [Атаниязов, 1988, с. 92]. Многочисленные племена оногуров, кутригуров, утиргуров также считаются частью огурских племен. Их принято считать осколками гуннского союза племен, однако С.Г.Кляшторный их считает новой волной кочевников с Центральной Азии, появившихся в Восточную Европу в связи с усилением теле-огузов. Таким образом, названия огуз и огур сопоставляются, термин огуз на Западе под влиянием ротацизма превратился в огур, гур. Отсюда и этнонимы огуз и уйгур представляются синонимичными друг другу. Уйгуры сами себя в основном называют югур, что выглядит близким к этнониму угр, угорские народы. Тем более считается, что в этногенезе северо-алтайских народов принимали участие европеоидные угорские племена.

Тогуз-огузы были одним из тюркских народов, название которого часто встречается в Орхонских надписях. После образования каганата и до его ликвидации близким народом по отношению к тем, кто именовал себя тюрками. Бильге-каган пишет на своем памятнике: «Народ тогуз-огузов был моим собственным народом» [Запорожец, 2011, с. 58].

По мнению А.С.Шабалова, слово огуз/огур не просто самоназвание, а тотемное самоназвание дили-гаогюйских-телеских племен и некоторых хунну. До наших дней сохранилось тотемное название Огуза/огура/ухэра у иркутских бурят, вероятных потомков гулиганей, упоминаемых среди телэских племен,слабо задетых, так называемыми, мировыми религиями. Во-вторых, тотемное название огуз/ухэр/огур ведет свое происхождение не отэпического Огуз-хана, а, наоборот, последний является тотемом, ставшим героем одноименного сказания. Верующие приангарские буряты до сего времени поклоняются ему. Вероятно, у тургутов (тукю) существовал наряду с волком – бури второе тотемное животное огуз/ухэр/огур [Шабалов, 2014].

Наличие большого количества монголоязычных этнонимов и антропонимов в языке дили-гаогюй-хойху дало, видимо, основание Н.Я.Бичурину говорить о древних предках современных уйгуров как омонголах. Считаю, первоначально дили-гаогюй и даже хойху были монголоязычными, об этом свидетельствует ономастика, затем с конца VII в. н. э. хойху становятся двуязычными, одинаково хорошо владеющими как монголоязычием, так и тюркоязычием, об этом свидетельствует Махмуд Кашгарский [Шабалов, 2014].

Древнетюркские племена, обитавшие на территории Кыргызстана: тюргеши, ягма, чигилы, тухси, чумули, басмылы; безусловно, принимали самое активное участие в этногенезе кыргызов. Огузские племена, занимавшие Тянь-Шань и Иссык-Куль, ушли на Запад и через Среднюю Азию в страны Ближнего Востока, но часть их осталась на территории Кыргызстана и вошла в состав поздних кочевых образований, просто поменяв правящее имя тюрков на кыргыз.

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

15-03-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: племя Тумат
(21 часть)
60211

15-02-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Баргуты - поиск потомков в евразийском регионе
(20 часть)
30777

30-01-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Бома (алаты) – предки алат кыргызов
(19 часть)
29394

19-01-2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Ангарская провинция кыргызов
(18 часть)
31647

28-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Алтайцы – этнос, наиболее близкий к кыргызам
(17 часть)
54582

23-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Проблема происхождения хакасов
(16 часть)
34577

14-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Этнонимы «бурут» и «бурят» имеют единое происхождение?
(15 часть)
45285

01-12-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Монгольские народы и кыргызы - общность исторических судеб в Центральной Азии
(14 часть)
66551

22-11-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Меркиты – загадочное племя Центральной Азии
(13 часть)
37579

16-11-2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Загадочное племя кереитов
(12 часть)
37505

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×