Аш: первый день (кемегесин чабат)
Cаяк
Скачки в день копания очагов для варки поминального угощения. Очаги копаются в форме особых ям вне кибиток. Скачки этого дня делаются на 20-30 верст, потом борьба (курош) пешая, борьба всадников (эниш), турнир (саиш). После этого ырчы (певцы) возглашают песнью весть, что сейчас будут распределять по кибиткам.
Участники κөκ бөрү и зрители на поминках в дол. Каттаджике. Кыргызстан. 1927 г. ГМЭ. (Из архива Ф.А.Фиельструпа)
Ошский р-н
Кемеге байге — угощения никому не делается — первый из четырех дней аша. Приезжают «союзники» и прочие приглашенные на тамаша. Останавливаются и питаются у родственников (последние), а «союзники», живя неподалеку, — у себя. «Союзники» приглашены назавтра (кенеш байге), а прочие на конок байге. В этот день могут приехать и те, кто живет близко, но они возвращаются к себе на ночь, не получая никакого угощения. Угощают в этот день только особо почетных гостей. Если же кто-нибудь из дальних все-таки приедет, то находит себе пристанище самостоятельно у родственников, не претендуя на гостеприимство хозяев аша. Если в этот день собирается много гостей и бегунцов, то устраивают кок бору и am чабат (скачки), если же мало, то не устраивают.
Роют ямы для установки казанов и варят мясо, которое будут раздавать на завтра.
При проведении небогатого аша, хотя название кемеге байге и остается, в этот день гостей уже угощают едой, приготовленной в течение предыдущего дня и ночи.
Казахи
Аргын-каракесек, Средний жуз
Первый день — ошак — копают очаги по числу нужных котлов (тай дузгон — большой казан, вмещающий мясо целого жеребенка). В этот же день ставят кибитки и готовят кумыс.
Ошак казу — копание очагов. Устраивается ошак майлар — освящение очагов. Когда очаги готовы, режут и варят двух-трех лошадей в этих новых очагах, устраивают кунан чабар на пять-шесть верст с призами. Это устраивает семья поминаемого.
Тобыкты
Ошак казу — день, когда копают очаги; кибитки приходят в то же время или позже. Топливо для костров уже собрано заранее.
Найман
Начиная с копания очагов до собственно аса проходит три дня. Первый день — копают очаги, режут скот и варят мясо.
Найман, Урджар
Первый день — жер ошак — копают очаги, режут скот и варят мясо.
Жалаир, Старший жуз
При выкапывании очагов режут одну—две скотины и варят на этих очагах так называемый кудайи. Варят это мясо не на всех новых очагах, а на двух-трех — сколько надо. Это делается, чтобы ас прошел благополучно.
Первый день — копают очаги — жерочакнын казу.
За день до аса, когда рыли ямы для установки котлов, было первое состязание ошак майлар — бег на лошадях на небольшое расстояние.
Аш: второй день
Стрельба в ямбу (китайская монета). Ямба привязывается за три нитки к шесту, вышиною аршин в 12. Шест этот ставят на ровном месте, и желающие могут сбить ямбу пулями или стрелами на полном скаку. Сбивший ямбу получает ее себе в награду.
Аргын-каракесек
Сойс — режут скот; прикочевывают запоздавшие с кибитками и ставят их.
Тобыкты
Режут скот и варят мясо. В тот же день начинают съезжаться гости.
Найман
Второй день — тавак тарту — угощение. В день угощения вечером устраивается борьба. Призы палванам (силачам) назначает устроитель аса из числа скота, полученного в помощь от родственников. После чая, кумыса и т.д. ложатся спать.
Найман, Урджар
Второй день — жеин — собрание.
Найман-садыр
На второй день начинают собираться гости. В этот день привязывают к керме коня, служившего покойному, и потом режут его.
Жалаир, Старший жуз
Второй день — жер ачак am чават — скачки в день рытья очагов.
Аш: третий день (калта байга)
Кыргызы
Ошский р-н
По приходе лошадей с калта байга, когда розданы призы, собравшимся аксакалам (родовых) групп объявляется, что такой-то группе будет дано на союш столько-то баранов, другой — столько-то и т.д., чтобы они послали людей туда-то и приняли их. Потом тут же совещаются, на какое расстояние назначать скачки для конок байга и откуда им скакать.
Получив баранов, их готовят и ужинают. Тем временем лошади отправляются к назначенному пункту. После ужина собирают аксакалов, и они, рассмотрев общее количество призового добра (устроитель указывает им его), распределяют его на отдельные призы. В этот день принимают мааракалаш (участников маараке).
Казахи
Аргын-каракесек
На третий день — варка и дележ мяса. В тот же день уже появляются
первые гости из ближайших мест, которых угощают.
На третий день — ет тарту — происходят скачки жорго.
Найман
Третий день: am чавар — скачки. Для скачек самое большое расстояние — 20-30 верст. Устраивают их в последний день. Все встают очень рано и отправляют лошадей к старту. Потом ждут без особых развлечений. Лошади возвращаются после полудня. После скачек гости разъезжаются. Перед отправлением лошадей устанавливают призы для лошадей, начиная с четвертой (ибо три первые были установлены на кенесе).
Найман, Урджар
Ат чавалат — скачки бегунцов.
Найман -садыр
Am шават. После скачек аксакалы, свои и из гостей, приходят в кибитку к вдовам и прекращают траур. Почтенные женщины из гостей помогают вдовам и другим скорбящим женщинам привести себя в порядок после того, как кибитка убрана.
Жалаир, Старший жуз
Третий день — борьба.
На третий день были скачки — каргытоды и состязания иноходцев — жорга байгы. Состязалось около 50 иноходцев, причем было выдано 10 призов.
Скачки кунанов (трехлетних лошадей). На них скачут дети не старше 13 лет на расстояние 20-30 верст. Лошади допускаются на скачку без ограничения их числа, но выставляется только 9 небольших призов. Чаще всего первым призом является верблюд, последним — жеребенок двух лет.
Курөш (борьба). Кыргызстан, джайлоо Суусамыр. 1929 г. (Фото Ф.А.Фиельструпа)
Кыргызы
Байге устраивается преимущественно осенью — только на поминках.
Аш: четвертый (главный) день поминок (чон aт чабыш)
Саяк
После ночевки и утреннего чая гостям объявляют снова через ырчы, что всем надлежит собраться на большую байгу — чон aт чабыш — там же, где и вчера, чтобы присутствовать на скачках взрослых лошадей, на 40-50 верст иногда, где присуждают большие призы (25, 15 и девять лошадей). После окончания скачек гости сразу же разъезжаются по домам. Таким образом, в гостях они проводят всего одну ночь.
Ошский р-н
Конок байге — большая байга (для гостей) с ночевкой лошадей на старте. Лошадей отправляют к старту с вечера, они ночуют там и пускаются на скачку рано утром, до рассвета.
На конок байге гостей принято приглашать.
Казахи
Аргын-каракесек
Табак тарту — день, назначенный гостям для съезда.
Тобыкты
Четвертый день называется ат шабар. Певцы ходят по кибиткам.
Найман-садыр
Состязания в борьбе и проч. происходят в день ет тарту.
Жалаир, Старший жуз
Четвертый день — жамба атады — стрельба в комок кизяка на приз в один китайский ямб.
На четвертый день аса были знаменитые бега — байга на 30 верст, в которых принимало участие до 250 лошадей. Призы были выданы 25 наездникам.
Аш: пятый день
Кыргызы
Скачки четырехлетних лошадей. Призы небольшие. Расстояние до 50 верст в оба конца.
Скачки третьего и пятого дней преимущественно устраивают не хозяева аша и не дети, а друзья й близкие родственники умершего.
Казахи
Жалаир, Старший жуз
Пятый день — ат чават — главные скачки.
Аш: шестой день
Кыргызы
Приготовляются к большой скачке, разделяют призы, число которых бывает обыкновенно 15; вечером раздают мясо, заготовленное до начала аша всему народу, т.е. не только живущим в выставленных юртах, но и тем, кто жил по аулам.
Аш: седьмой день
Этот день составляет сущность аша и обходится дороже всех дней. Призов обыкновенно бывает 15... Непомерная разница между первым и прочими призами заставляет всех сражаться за первенство...
Во избежание недоразумений при раздаче призов, обыкновенно назначают для скачек большое расстояние — от 80 до 100 верст в оба конца. Вследствие этого половина лошадей гибнет, и если некоторые и приходят к финишу, то лучшие: кто только легкой рысью, а кто шагом. Случается, что седоки идут шагом и погоняют лошадей, лишь бы только она добрела... Было принято давать приз, если даже лошадь сама не дошла, но привезли ее голову.
Как средство выиграть приз затевают кутерьму. Для этого на полдороге хозяин лошади ставит человек 10 верховых, которые, выждав свою лошадь, подхватывают ее на гумбуры, на всем скаку снимают мальчика-жокея и гонят лошадь без седока. Если впереди скачет одна лошадь без жигитов, то ее нередко задерживают, сбивают мальчика, иногда даже убивают его.
Этой скачкой завершается аш, и гости уже прямо едут по домам, не заезжая в юрты. Наследники воздали честь отцу, а сами, может быть, остались нищими.
Федор Артурович Фиельструп (19.02.1889-07.12.1933) – российский, а затем советский ученый-этнограф. Один из первых специалистов-этнографов, изучавших кыргызов центрального Тянь-Шаня. Закончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Член Комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран Академии наук СССР. Материалы этой Комиссии должны были послужить основой для проведения национального размежевания СССР. С экспедициями он объездил огромную территорию СССР (от Приуралья до Ферганской долины и от Алтая до Кавказа и Крыма). В результате этих поездок ученый собрал большой фактический материал по этнографии различных тюркских народов страны, особенно казахов и кыргызов.