Добавить статью
12:20 31 Октября 2016
К вопросу о происхождении этнонима «татар»

В научной литературе существует разные мнения об этимологии этнонима «татар». Однако, большинство ученых сходятся в одном, что его происхождение исходит к средневековому этнониму «тат», что значило «чужой» или «чужак». В средние века татами называли иранцев, в том числе и согдийцев, говорящих по-ирански. Еще Махмуд Кашгари писал: «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси». Отсюда полагали, что первоначально слово «тат» использовался для обозначения «иранец», «говорящий по-ирански». Но, затем этим словом стали обозначать всех чужестранцев, чужаков» [1]. Так как, в средние века татами тюрки называли и других соседей – китайцев и уйгуров.

Ввиду того, что в средние века под этнонимом «татар» упоминались довольно широкий круг кочевых племен Саяно-Алтайского края и Монголии, все еще спорным и актуальным остается вопрос об этимологии этнонима «татар», этногенезе и истории происхождения средневекового татарского этноса. В связи с вышеизложенным, систематизация и анализ сведений исторических источников, научных трудов по истории татар, а также этимология этнонима «татар» на основе сравнительно-сопоставительного анализа, новых сведений и аргументов являются одними из главных целей и задач данной статьи.

Г.Е.Грумм-Гржимайло [2] полагал, что татары пришли с востока и заселили земли, оказавшиеся свободными после разгрома Уйгурского ханства. Отдельные ученые высказывали мнение о том, что тибетцы согдийцев обозначали этнонимом сог-по, что соответствовала китайскому цзубу. Позже этим словом стали называть население страны Татарская Степь во Внутренней Монголии [3]. Ван Цзинчжу [4] писал, что татары идентичны цзубу. По его мнению, и цзубу, и татары «напоминают тибетское название монголов согпо». Ли Фанцзюнь [5] в носителях этого имени видел потомков ираноязычных согдийцев-колонистов, которые составляли значительную часть населения городов региона в период господства тюрков и уйгуров [6].

Ссылаясь на М.Кашгари Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывал с древнетюркским словом и названием древнеиранского этноса тат [7]. По мнению С.Г.Кляшторного [8] «татами» назвали только ираноязычных поселенцев-согдийцев. Одним словом «тат» означал – «чужой, иноплеменник».

Ван Говэя [9] отмечал, что в «Ляо ши» термин «цзубу» используется вместо дада (татары), встречавшийся в данном труде всего несколько раз. По мнению Л.Л.Викторовой название «татары» сунских авторов имело всего лишь собирательный характер, оно не было этническим именем народа [6]. Авторы труда вместо дада традиционно продолжали использовать термин шивэй [6]. По мнению Г.Г.Пикова в «Ляо ши» собирательное имя цзубу применялось в отношении кочевников обитавших в районах современной Северной Монголии и Забайкалья. Как он полагает, в киданьских письменных источниках (Ляо ши, Цидань го чжи) четко различались термины «цзубу» и «шивэй» [10].

Как полагает В.Ушницкий [4] в «результате этнических контактов между тюрками и монголами в XI веке на территории Монголии образовался союз татарских племен, известный как «цзубу». «Потом татарские племена разделились на «белых», «черных» и «диких». Из объединения цзубу возникли Татарский, Найманский, Кереитский улусы. По его мнению, последние два объединения были тюркоязычными.

Отметим, что в исторических источниках ряд племен Западной Монголии подпадали под понятие татар, например, анчи-татар (алакчыны), водный народ-урсуты, а под понятие белых татар – баргудайи, туматы, найманы (XII-XIII вв.) и их родственники онгуты. Практически каждый из вышеуказанных средневековых племен имел тесные контакты с енисейскими кыргызами и кыпчаками. В «Кратких сведениях о черных татарах» Пэн Да-я и Сюй Тина упоминается водный народ («Usu irgan»). «Прямо на север – да-та [они племя урсутов] и меркиты, прямо на юг – сихи» [11]. Водный народ-урсутов отождествляли с племенем усухань, обитавшим в районах Верхнего Енисея. В легенде, приведенной в «Юаньши», отражалась древняя связь усинцев (усухань или азов) с кыргызами [12].

Китайский посол Чжао Хун отмечал три группы татар и связывал их происхождение с тюрками-шато Восточного Туркестана. Он писал: «Земли, на которых впервые возвысились татары, расположены к северо-западу от земель киданей. Племена татар происходят от особого рода шато... Их имеется три вида: черные, белые и дикие» [13].

Отметим, что татары упоминались впервые в орхоно-енисейских текстах еще с середины VIII в. [14]. В них упоминались две ветви татар-отуз татары, в памятнике в честь Кюль-Тегина, а в середине VIII в., как и в енисейской надписи из Хербис-Баары, они названы «девятью татарами» (токуз-татары). С.Г. Кляшторный по этому поводу писал: «Не исключено, что в изменении названия отражен распад первоначальной группировки татарских племен, которые разделились на две ветви [15].

Исторические источники отмечали о проживании отдельной группы татар и в стране енисейских кыргызов, что говорит о существовании тесных контактов предков татар кыргызов в прошлом. В девятой надписи найденных в Уйбате в Минусинской котловине говорилось о жертвоприношении общины татар в честь земледельческого праздника:

Община Татар приносит дары хозяину

Посевы им оберегаются [16].

Следует отметить, что сведения анонимного автора с. «Худуд ал-Аалам», Гардизи, М.Кашгари о татарах взаимно дополняют друг друга. Анонимный автор сочинения Худуд ал-Алам (982 г.) татаров и тюрков относил к тогузгузам, что указывает на существование определенных этнополитических и этнокультурных связей между этими племенами. В книге Гардизи (XI в.) татары упоминались как одно из семи племен Кимакского каганата, в формировании которого принимали участие и племена тогуз гузов, бежавшие на Алтае - Уральский регион сразу после падения их государства. Согласно генеалогии, приведенной в книге Гардизи кыпчаки, кимаки и татары происходили от общих предков – татар [17].

Общим тотемом данного союза племен крокодил (неханг), который согласно преданию стащил жену кимакского вождя в реку Иртыш. Сведения Гардизи в определенной мере подтверждались информацией М.Кашгари (XI в.), который включал татар, наряду с каи, ябагу в число племен, говорящих на родном языке, но, в то же время, хорошо владевших тюркским языком. Он же писал, что в то время довольно большую территорию между Северным Китаем и Восточным Туркестаном называли «Татарской степью» [17]. Ученые отмечали тесную этнополитическую связь племен каи или си с древними тюрками, сеяньто и уйгурами [18]. М.Кашгари в одном месте этноним «татар» упоминал рядом с «кыргыз», как бы указывая на их соседство. Важно также отметить, что отдельные племена союза цзубу кераиты, найманы, онгуты имели один хозяйственный тип с енисейскими кыргызами. Все вышеуказанные племена были и скотоводами, и земледельцами.

В связи с вышеизложенным мы полагаем, что происхождение этнонима «татар» было связано с согдийцами, которые имели тесные этнополитические связи с кочевниками, имевшими связи с древней Согдой. В этой связи интерес представляют канцзюйцы, среднеазиатские хунну- alty сub sogdaq, которые в исторических источниках упоминались в связи с Согдой. В средневековых источниках страна Канцзюй или племя телесных хэйчэчжэ-шивэй [3] также упоминались наряду с огузо-татарскими племенами Внутренней Монголии, представляя группу южных шивэев, одного из племен цзубу.

Еще Ю.А. Зуев утверждал, что после падения Уйгурского каганата, в северной части Внутренней Монголии и востоке Большого Хингана продолжала существовать область Канцзюй. Последние были соседями шивеев и назывались хэйчэзцы (чернотележники) шивеи. По Ю.А. Зуеву они и есть объединение Канцзюй. Значит, ими могли быть кочевники-канцзюйцы, обитавшие в соседстве с отуз татарами и он татарами, которых в научной литературе отождествляли с монголоязычными шивеями. Этноним «тележные татары» (хэйчэзцы) указывает на связь с «канцзюй». Источник отмечал: «Хэйчэчжы – это владение, а название получили от того, что искусно мастерили юрты на телегах» [3].

Следовательно, в средневековых источниках неслучайно западную ветвь канцзюйцев вместе с отуз огланами и он огулами помешали в Семиречье, а восточную группу канцзюйцев с отуз татарами и он татарами в Монголии и белыми татарами (онгутами) во Внутренней Монголии и Восточном Туркестане. В средние века белыми татарами называли онгутов, которые входили в состав тюрков-шато, сформировавшихся в результате слияния одного из шести племен alty сub sogdaq чуюе и огузов, обитавших близ степей Шато (Каменистая пустыня) [19].

Онгуты (белые татары) одно из основных племен, входивших под понятие «татар». В более раннее время они имели этнополитические связи с десяти родными джалаирами, отдельные из которых имели тюркское происхождение. Рашид ад-Дин упоминал о племени кангаут в составе джалаиров Внутренней Монголии. Возможно, поэтому отдельные тюркские племена жалаиров назывались онгутами (десятиродное племя). В VI в. онгуты жили с табасцами (сяньбийское племя). Первоначально онгуты кочевали, в основном, вдоль реки Шара-Мурен в восточной Монголии, затем заняли почти всю южную часть восточной Монголии. В первой половине VII века их называли хи (кумоси). В 648 году онгуты попали под влияние Китая. Их владение имело название «Жаоло». В XII в. род хи стали называть татаби, китайцы их называли бай-дада или онгутами (от «унгу» - охранники китайской стены»), что по значению соответствовало названию племени хунну цзюцзюй (букв. кузотчу - стерегующее племя или племя сторож). Позже онгуты встречались в составе тюрков-шато и представляли осколков могущественных хунну.

По мнению отдельных ученых онгуты, представляли тюрков в татарской конфедерации. Онгуты имели соседство с родственными найманами в Джунгарских степях, а кераитами на излучине Хуанхэ, где была расположена их южная столица. В эпоху Чингиз хана онгуты управлялись Алагуш ханом и жили на севере Китая. Рашид ад-Дин их небольшую группу помещал на излучине Хуанхэ и писал, что онгуты из тех народов, «которые не столь давно получили имя монголов». Н.А. Аристов отмечал, что предки онгутов известны были еще в эпоху древних тюрков под именем кумоси (хи), в период монгольского владычества их называли белыми тата (татары). Позже потомки последних составляли совершенно омонголившийся аймак ониют [20]. В XVII в. онхотскими татарами называли небольшую этническую группу в Западной Монголии. В составе бурятов их потомки представляли небольшой род онхотов.

Как выше было отмечено, тибетцы согдийцев обозначали этнонимом «сог-по», что соответствовала китайскому «цзубу». Позже этим словом стали называть население страны Татарская Степь во Внутренней Монголии [3]. Отсюда можно предполагать, что этнонимы «согпо» и «цзубу» соответствуют названию народа аримаспы [21] в античных источниках. По сведениям Геродота, этноним «аримаспы» состоял из двух слов «арим» («единица») и «спу» («глаз»). Видимо, последнее слово здесь представляла стяженный вариант от «согпо» или «цзубу» и указывало на монголоидность этого племени. Геродот о них писал: «Выше исседонов, по их собственным рассказам, живут одноглазые люди и стерегущие золото грифы. Скифы передают со слов исседонов, а мы, прочие, узнаѐм от скифов и зовѐм их по-скифски аримаспами: «арима» у скифов значит единица, а «спу» — глаз» [21]. Эсхил их называл «одноглазым войском», якобы потому, что они, были весьма искусными стрелками и для того, чтобы вернее прицелиться, всегда закрывают один глаз. Вследствие этой привычки, у них один глаз сделался меньше другого. И поэтому их называли одноглазым [21]. «А сверх того, они, естественно, родятся с этим недостатком от ранее получивших его отцов, и вследствие постоянного повторения этот недостаток сделался отличительным признаком племени: не иначе, конечно, говорят, произвела природа столь чудовищное племя». Поэтому, вследствие этого недостатка, их называли, одноглазые: ибо αρι по-скифски значит один, а μασπός — глаз» [22]. Однако, в данном случае, речь идет о лучниках-воинах, которые в военное время играли самую важную и решающую роль для достижения победы. Лучниками становились целый род или племя. Вожди племен специально приглашали племя лучников для улучшения обороноспособности своего войска и укрепления своей боевой позиции [23, 24].

В таком случае, вполне возможно, что аримаспеи (арим+спу) античных источников могут соответствовать предкам десяти родных жалаиров («жал+аир»), в составе которых были тюркские группы кангауты. Еще в составе хунну существовали канцзюйцы под названием цянцзюй [25], происходившее от юэчжей. Они составляли отдельную группу племен, объединенных названием цзе. И выделялись от основной массы густыми бородами и большими носами. Племя цянцзюй кочевало в Хингане во Внутренней Монголии [3], в районах реки Кангань. В мифе присутствует камень, как помним канг – камень в тохарском [3]. Цянцзюй обитало в тех районах, где в источниках жили хуннские племена цзюцзюй (кузотчу – караул, сторож, стража, хранитель) [25], что соответствовало местообитания племен белых татар. Согласно источнику один из четырех аристократических родов хунну суйбу отвечал за охрану границ и называлось цзюцзюй. Источники здесь же помещали белых татар-онгутов, которые охраняли от кочевников подступы Великой Китайской стены [26]. Они кочевали от оз. Буир-Нур вдоль границ Цзиньской империи и защищая Северные границы Китая.

Отсюда, можно полагать, что хуннские цянцзюи (канцзюи-юэчжи) и цзюцзюи, а также онгуты-белые татары Внутренней Монголии одно и то же племя. Очевидно, в первом случае речь идет об этническом имени этого племени, а других последующих случаях об их функциональных обязанностях в государстве хунну.

Следовательно, вышеуказанные племена канцзюй Хингана могли быть потомками древних юэчжи, которые в эпоху могущественных Хунну жили в степях Монголии. Однако, после того как они были разбиты усунями, юэчжи мигрировали на запад и оказались сначала в Восточном Туркестане, а затем жили в районах Сырдарьи и Ферганской долине. Здесь ими было сформировано государство Великих Кушанов во главе с Герай.

Однако, позже, в конце V века, когда южные племена во главе с предками ашина мигрировали на север, потомки юэчжи, канцзюйцы тоже возвратились в земли своих пращур на Саяно-Алтайском крае и Монголии. В купе с канцзюйцами на север и восток возвратились среднеазиатские хунну – alty сub sogdaq, гуньгуни (кыргызы), потомки усуней и другие. Здесь они нашли своих восточных соплеменников и слились с ними. Предки древних канцзюйцев, среднеазиатских хунну, гяньгуней с древних времен могли иметь тесные этногенетические, этнополитические и этнокультурные связи с согдийцами Средней Азии. Н.А.Аристов полагал, что среднеазиатские хунну жили в Эбин-норской котловине в Восточной Джунгарии, т.е. в южных пределах страны кыргызов. По мнению Аристова племена чуюе, чуми (чумиши-чубань), чумугунь, чубань обитали смежно друг с другом и занимали земли между Алтаем, Бардыком и Тянь-Шанем [27]. Они также были известны под именем чуйских племен alty сub sogdaq (или шесть чубов согдак), куда входили чубань, чуюе, чуми, чумугунь, а также гешу-чубань и шуниши-чубань. Несомненно, они на севере, на Алтае-Уральском регионе соседствовали угорскими племенами, одну из групп которых могли представлять алтайские ограки.

Отсюда мы полагаем, что в генеалогических преданиях древних тюрков и в эпосе «Манас» были зафиксированы этнополитические, этногенетические и этнокультурные связи согдийцев и им родственных кочевых племен в период возрождения ими национальной государственности на Саяно-Алтае, куда мигрировали предки последних. Согласно эпосу «Манас», однажды тянь-шаньские кыргызы были разбиты врагами. В результате народ и 10 сыновей хана Орозду были переселены в разные концы света. Один из сыновей хана Ногоя, Джакып, по воле судьбы попал на Алтай, где и родился богатырь Манас [24].

Согласно первой версии тюркской легенды, однажды предки тюрков были истреблены воинами соседнего племени. Уцелел лишь 10-летний принц, которого спасла волчица, впоследствии ставшей его женой и родившей ему 10 сыновей. Позже потомки последних из Восточного Туркестана мигрируют на Алтай, где они возглавили местные роды. В другой версии предания происхождение тюрков связывается с среднеазиатскими хунну, т. е. с чуйскими племенами чумугун, чу-юе, чуми, чубань. По данной версии, тюрки происходили от четырех чуйских племен, которые жили во владении Со, расположенном на севере от хунну. В легенде говорится, что после того, как все представители рода Со погибли «из-за собственной глупости» (в чем она проявилась — не объясняется), в живых остались только четыре внука волчицы. Один из отпрысков волчицы превратился в лебедя, второй, Кыргыз (цигу) поселился между реками Афу (Абакан) и Гянь (Кем, Енисей), третий обосновался на р. Чуси (Чуй), четвертый жил в горах Басы-чуси-ши (в верховьях р. Чуй) [19].

Следовательно, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что область Со соответствовала владению канцзюйцев и среднеазиатских хунну. По данным источников Канцзюй отождествляется с Согдом. Еще Ю.А. Зуев писал, что Согд - это Канцзюй и Канг [3]. Не случайно, среднеазисткие хунну «Шесть округов ху» в древнетюркских текстах назывались alty сub sogdaq [28], что указывало на их связь с местным персоязычным населением Средней Азии. Отсюда можно полагать, что татарами называли согдийцев, которые имели тесные этногенетические, этнополитические и этнокультурные связи с кацзюйцами, среднеазиатскими хунну «шести чубов согдак» и кыргызами. Неслучайно, анонимный автор сочинения Худуд ал-Алам (982 г.) татаров и тюрков относил к тогузгузам, а Гардизи происхождение татар связывал с Урало-Алтайским регионом.

Значит, происхождение этнонима «татар» связано, прежде всего, с согдийцами и им родственным племенам канцзюйцев и среднеазиатских хунну –шести чубов, которые жили в области Со. Возможно, что значение слова «татар» сохранилось в первой части имени одного из подразделений племен цзубу меркитов – угур-меркит – «угур» («чужой», «чужак»). Отметим, что «угур» может выступать синонимом ни только слова «тат»/«татар» («чужой», «чужак»), но и «узбек» («чужой» или «чужак»), происхождение которых тесно связывалось с Алтаем. «Угур» (в. «йогур») можно сопоставить также с алтайским этнонимом «угуз» или «огуз».

В таком случае, не исключено, что этнонимы «тат» или «татар» («тат эр») могли исходить к тюркскому слову «жат» или «жат эр»/жат киши/жат адам (чужой человек или чужак). В то же время «жат эр» мог означать «чужак-противник». Например, в тюркском языке слово «жат» применимо для обозначения любой этнической общности (для противопоставления одна другой), независимо от его национальной принадлежности. Следует отметить, что термин «жат» мог использоваться для обозначения противоборствующих сторон, даже если последние были родственными родами, племенами, этносами. Например, «жат тарап».

Как нам кажется, приемник золотоордынского хана Токтака воссел на престол с тронным именем Узбек (чужой, чужак) по той причине, что он не являлся прямым потомком хана, а приходился ему всего лишь племянником, сыном его родного брата, которого Токтак убил, как и всех своих близких родственников, опасаясь захвата власти. Т.е. на Токтаге пресекалась прямая линия наследования власти потомками следующая от Батыя в Золотой Орде. В связи с чем, возможно, новоиспеченный хан воссел на трон с именем «узбек» («чужой», «чужак»).

Однако, следует отметить, что появление этнонима татар на исторической арене могло быть связано с рядом причин. Во-первых, одним из главных причин могли быть войны между государством туранских вождей и Персией, когда восточные кочевники стали продвигаться на запад и столкнулись с персоязычным оседлым населением Средней Азии. В это время противоборствующие стороны активно пленили друг друга и уводили вглубь своей страны. В степях персоязычные земледельцы или занимались земледелием и выращивали хлеб для своих господ или переходили на скотоводство, представляя инородцев.

Во-вторых, это также могло быть связано с развитием торговли и открытием Великого Шелкого Пути. В это время в степной части Центральной Азии появились города и стала развиваться торговля. Основное население города представляли торговцы, ремесленники, священнослужители, миссионеры и т.д. Жизнь горожан совершенно отличал их от номадов, которые круглый год ходили за скотом в поисках лучших пастбищ. Горожане в отличие от кочевников, вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, ремеслом и т.д. Поэтому, кочевники называли их «жат ер» («тат ер») или «угур», что означало «чужой или «чужак».

Стало быть, первые татарские группы могли представлять подвергнувшиеся ассимиляции население городов – выходцы из Средней Азии, главным образом, торговцы, ремесленники, религиозные миссионеры, персоязычные скотоводы (персы, перешедщие на скотоводство), племенники-рабы и др.

Однако появлению этнической группы татар также могло повлиять Великое переселение народов на запад во главе с хунну. С уходом хунну на запад, на востоке усилились монголоязычные племена сяньби, жужане, которые продвигаясь на запад, на территорию между Северным Китаем и Восточным Туркестаном, где они встретили и подчинили своей власти потомков согдийцев, саков, юэчжей, тагарцев, эфталитов (белых гуннов), предков тюрков ашина, канцзюйцев, среденазиатских хунну, кыргызов. В эту эпоху отдельные группы последних стали называться татарами, а их страна Татарией.

Позже, вышеотмеченные племена, в том числе бывшие хозяева Степи сяньби и жужане вошли в состав более могущественных государств Великого Тюркского и Великого Кыргызского каганатов. В указанное время потомки вышеназванных древних кочевников образовали множество новых родов и племен, многие из которых значились как татарские объединения или подпадали под понятие татар. Например, татары, отуз татары, он татары, онгуты (белые татары), канзюйцы, кераиты, найманы, меркиты, водяные урасуты или усуханцы (азы или усы) и многие другие.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном можно сделать вывод о том, что этноним «татар» мог исходить к тюркскому слову «жат эр» (чужой, чужак) и использовался для обозначения социальных групп, подпадавших в категорию «иноплеменник». Соответственно, в средние века татарами называли иноплеменные группы, в первую очередь, согдийцев и в равной мере монголоязычные и тюркоязычные племена, противопоставляемые той или иной стороне. Однако, исторические источники и этнографические материалы указывают на то, что появление устойчивой этнической группы татар на исторической арене могло быть связано с миграцией южных племен канцзюйцев, среднеазитских хунну, кыргызов во главе с ашина на Север в конце Vв. н. э., где они столкнулись с монголоязычными племенами шивэй и другими. Отметим, что этноним «татар» получил широкое распространение в период могущества племенной конфедерации цзубу, а еще больше в эпоху Монгольской империи. В монгольскую эпоху этнониму «татар» предавалось военно-политическое значение. Татарами называли все объединения, представлявшие монгольское войско.

Табылды Абдраманович Акеров – кандидат исторических наук, доцент кафедры социально гуманитарных наук Международного университета Кыргызстана. Директор института этнологии.

Библиографический список

1. Еремеев, Д.Е. Семантика тюркской этнонимии. – М.: 1970.

2. Грумм-Гржимайло, Г.Е. Западная Монголия и Уранхайский край. – Л., 1926.

3. Зуев, Ю. А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы. 2002.

4. Ушницкий, В.В. Население Байкальского региона в эпоху средневековья (к проблеме происхождения саха). Якутск. 2013.

5. Wittfogel, R.F., Feng Chia-sheng. History of chinese society: Liao. Philadelphia. 1949.

6. Викторова, Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М., 1980

7. Еремеев, Д.Е. Семантика тюркской этнонимии. М.: 1970.

8. Кляшторный, С. Г. Государства татар в Центральной Азии (дочингисова эпоха)// Mongolica. К 750-летию «Сокровенного сказания». М.: 1993.

9. Ван Говэя History of chinese society: Liao. Philadelphia. 1949.

10. Пиков, Г.Г.Памяти хана Кучлука (из истории становления Монгольской империи) // Вопросы всеобщей истории и историографии. Новосибирск. 2006.

11. Юрченко, А.Г.Христианский мир и «Великая Монгольская империя». Материалы францисканской миссии 1245 г. СПб.: Евразия, 2002.

12. Митько, О.А.Средневековое население долины р. Ус // Источники по средневековой истории Кыргызстана и сопредельных областей Средней Азии и Центральной Азии. Бишкек. 1991.

13. Чоротегин, Т. Этнические ситуации в тюркских регионах Центральной Азии домонгольского времени. Бишкек. 1995.

14. Кляшторный, С. Г., Султанов, Т. И. Государства и народы евразийских степей. Санкт-Петербург. 2000.

15. Кляшторный, С. Г. Государства татар в Центральной Азии (дочингисова эпоха) // Mongolica. К 750-летию «Сокровенного сказания». М.: 1993.

16. Кляшторный, С. Г. Девятая надпись с Уйбата // Советская тюркология, 1987. — №1.

17. Бартольд, В. В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью 1893 - 1894 гг. // Сочинения. - Т. IV. Москва. 1966.

18. Ахинжанов, С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. 1989.

19. Гумилев, Л.Н. Древние тюрки. М.:1993.

20. Аристов, Н.А. Труды по истории и этническому составу тюркских племен. Бишкек. 2003.

21. Геродот. История. Л.: 1972.

22. Латышев, В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. I, вып. 1-3, СПб., 1893, 1896, 1900; Т. II, вып. 1 - 2, СПб., 1904 - 1906.

23. Акеров, Т.А. Азы элитарный род кыргызов [Текст] / Т.А. Акеров // Гуманитарные проблемы современности». - Бишкек. 2010. - № 11. (3).

24. Акеров, Т. А. Кыргызы: этногенез и история. Бишкек. 2014.

25. Таскин, В. С. Материалы по истории кочевых народов в Китае III-IVвв. Выпуск I Сюнну. М.: 1989.

26. Джуманалиев, Т. Очерки политической истории кочевников Притяньшанья древности и до конца XVII века. Бишкек. 2007.

27. Аристов, Н.А. Усуни и кыргызы или кара кыргызы. Бишкек. 2001.

28. Кляшторный, С.Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2003.

"Вестник" Тувинского государственного университета. г.Кызыл. №2016/1. стр. 35-43.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

Найманы в XII–XIV вв. (аспекты происхождения и этнополитических связей)

Об этнополитических связях кыргызов и кераитов в версии эпоса «Манас», приведенной в книге «Маджму ат-Таварих» С.Ахсикенди (XVI в.)

Версия эпоса «Манас» в книге «Маджму Ат-Таварих» С.Ахсикенди как источник по истории кыргызского народа
(окончание)

Версия эпоса «Манас» в книге «Маджму Ат-Таварих» С.Ахсикенди как источник по истории кыргызского народа

Енисейские кыргызы. Кыргызский каганат в орбите этнополитических и миграционных процессов в Центральной Азии в VIII–XIV веках

Кыргызы - этногенез и история. Заключение
(50 часть)

Кыргызы - этногенез и история: Мухаммед Кыргыз — правитель независимого ханства (XV-XVI вв.)
(49 часть)

Кыргызы - этногенез и история: Государство Мунке Темира
(48 часть)

Кыргызы - этногенез и история: К XIV веку создались благоприятные условия для объединения кыргызских и других родственных племен на Тянь-Шане
(47 часть)

Кыргызы - этногенез и история: Роль кыргызов в формировании Чагатайского улуса, государства Хайду и Моголистана в XIII-XIV века
(46 часть)

Еще статьи

X
Для размещения комментария авторизуйтесь
АКИpress. Новости Кыргызстана, которые интересуют всех.
Закрыть