Сюжет о походе монголов на Ангару во времена правления ханши Сорхухтани (середина XIII в.) встречается в труде Рашид-ад-Дина в месте, где рассказывается о племени татар. Согласно ему, племена татар, дурбан, салджиут, катакин объединились и проживали в низовьях рек, где берет начало река Анкара-мурен. При этом говорится, что Ангара течет в одну область, по соседству, с которым находится море. Эта область состояла из четырех округов, лошади у них были пегими (ала) и было много серебра [Рашид-ад-Дин, 1952, с.102].
Поход монголов во время правления Сорхухтани-беги в Приангарье был неудачным: «Соркуктани-беги послала с тысячью людей на корабле [в ту страну] трех эмиров с тысячью мужей они доставили к берегу [из глубины страны] много серебра, но положить его на корабль не смогли. Из того войска больше 300 человек не вернулись обратно, оставшиеся погибли от гнилости воздуха и от сырых испарений. Все три эмира [впрочем] возвратились благополучно и жило долго [после того]». [Рашид-ад-Дин, 1952, с.102]. Эти сообщения нуждаются в комментарии. Безусловно, тут преобладает легендарный сюжет о покорении монголами всех границ мира, где монголы терпят катастрофу, переступив границу реального, обитаемого мира [Юрченко, 2002б]. Однако эти сообщения свидетельствуют о том, что для монголов и до середины XIII в. Приангарье или Прибайкалье представляла собой все-еще непокоренную территорию.
Следовательно, разбитые буир-нурские татары уже в начале XIII в. нашли новую родину в Южном Приангарье. Если они не принимали участия в этногенезе бурятов, то куда же тогда могли подеваться? Во время похода Джучи против «лесных народов» в 1207 г. усуту-мангуны и «пеголошадники» не упоминаются, но они уже были в Приангарье во времена правления Сорхухтани-бегив середине XIII в. Среди татар упоминается племя алчин или алчи, их имя отождествляется с ала-алакчинами. Таким образом, появление племени алчин татар в Приангарье могло спровоцировать возрождение старинной легенды о «пегом» народе.
Между тем в труде Рашид-ад-Дина имеются сведения о типах склонения в языке различных племен татар: «Есть такой обычай, что всякий человек, который происходит из этого племени, если он будет мужчина, его называют – тутукулитай, если же он будет женского пола, то называется тутукуличин. (Происходящие) из племени алчи-татар называются алчитай и алчин; из племени куин-татар, - куитай и куичин, из племени терат – терати и тераучин» [Рашид-ад-Дин, 1952, с. 103]. Как известно в тюркских языках отсутствует род.
Суффикс чин на бурятском языке переходит в жин, в именах праматерей обнаруживается суффикс – тай [Цыдендамбаев, 2001, с.144]. В якутских эпонимах также можно проследить подобные суффиксы, образующие мужской и женский рода. Так имена сыновей Эллэя: Арбыдай, Чэриктэй, Боркутай. В древних женских именах употребляется суффикс – дьын. Например, Нуоралдьын.
От татар сохранились антропонимы, например жены Чингисхана Есуй и Есуган, Мегуджин-Сеульту, Алак-Удур – его сын, Матар, Темучжин, Шики-Хутуху. Или названия местностей, где происходили кровопролитные схватки татар с монгольскими армиями. Далан-Немургес, Буир-Нур. Относительно этнической принадлежности татар, упомянутых в орхонских надписях, П.Пелльо замечает: «Допустимо, что они уже тогда были монголоязычны; впрочем, титулатура и номенклатура татар в XII в. сохраняли следы тюркского влияния» [Кляшторный, Савинов, 2005, с. 147].
Известно, что на Руси Бату и его потомков называли татарами. По свидетельству Вильгельма Рубрука, писцы при дворе Сартака наказывали, чтобы их именовали моалами, так как татары были другим народом. Поэтому В.Рубрук писал, что «в недавних частых войнах почти все они (татары) были перебиты. Отсюда вышеупомянутые моалы ныне хотят уничтожить это название и возвысить свое» [цит по: Скрынникова, 2013, с. 123].
Еще Г.Дерфер пришел к выводу, что имя татар монголы сами избрали с целью избежать возмездия со стороны божеств завоеванных стран [цит. по: Юрченко, 2006, с.522]. Аналогично и татары Приангарья следуя своим шаманским традициям, могли избрать имя могол, монгол с целью запугать духов, отождествляя его с могилой – Нижним миром.
Сайшиял утверждает, что татары были самым сильным племенем Монголии до возвышения Чингисхана. Аймаки, соединившиеся с татарами, тоже назывались татарами. Внутри союза татары постоянно грабили слабые племена, эксплуатировали их. Он их называет презренными предателями, продавшими интересы всех монгольских аймаков, коленопреклонно угождающими чужестранным поработителям [Сайшиял, 2006, с.90]. Но все имеющиеся факты говорят об обратном. Действительно, они укрощали самостоятельность племен, наказывали провинившихся, казнили преступников. Но еще возглавляя племенной союз цзубу – сог-по татары отважно сражались с киданьской династией Ляо, отстаивая интересы всех кочевников Монголии.
В 1195 г. татары и цзиньцы (чжурчжэны) окончательно поссорились из-за добычи, награбленной во время совместного похода против монгольских аймаков. Татары мгновенно двинули войска и окружили императорскую армию. Полководец Ван Чинсэн воспользовался оплошностью татар, глухой ночью вырвался из окружения. Татар стали преследовать войска другого чжурчжэнского полководца Ван Анкуве, именно к этому времени подоспели войска союзников Цзиньской империи Ван-хана и Чингисхана. В лагере убитого ими татарского царя нашли золотую колыбель, покрывало, украшенное дорогими камнями [Сайшиял, 2006, с.91-92]. Предатели удостоились высших воинских почестей со стороны императорского двора Цзиней, не подозревавших какого врага они вырастили.
Еще два сражения дали неукротимые татары Чингисхану, сражались с ним и в лагере его противника Джамухи. В местности Далан-Нэмургес были разгромлены четыре татарских аймака. Их в бой вел вождь белых татар Алгудор. Третье сражение также происходило в этой местности. Постольку враг был свирепым, то Чингисхан приказал войскам при случае отступления, возвращаться на место в случае контратаки, грозя смертной карой. После боя, победители всех мужчин убили, женщин и детей отдали в качестве рабов и слуг семьям монголов [Сайшиял, 2006, с. 100].
Следует отметить удивительную связь сведений о появлении буир-нурских татар в Приангарье с фольклорными источниками саха о своих предках. В другом фольклорном источнике речь идет о возникновении «огненной войны» Чыныс Хаана, в результате которой племена различной этнической принадлежности были вынуждены бросить прежние местожительства и уходить по верховьям рек в разные направления. В это же время, совершив много злодеяний, проиграв в сражении, предки саха ушли с прежних мест обитания, убегая по верховьям рек [Боло, 1994, с. 30]. По другому источнику, предки саха из племени татаар, проиграв в войне, бежали и до переселения на Лену проживали по Ангаре [Боло, 1994].
Причина появления Эллэя на Средней Лене объясняется следующим. Эллэй ранее жил в татарском городе. Оттуда он убежал от притеснений сумасшедшего царя. По другой версии, он бежал от притеснений монголов [Предания, легенды и мифы саха (якутов), 1995, с.295].
В фольклорных записях сохранилось предание о том, что предки саха проживали вместе с кыргысами и татарами у теплого моря, куда можно было добраться, перейдя через, включая и Лену, восемь рек. Тогда над ними по указу Чыныс хаана и по предопределению Одун-хаана утвердил свое господство народ «татары». Затем предки саха до прихода на реку Лену проживали по Ангаре реке и вокруг Байкала [Боло, 1994, с.128].
Предок саха Эллэй с отцом Татаар-тайма, убегая от своих преследователей, долгое время скитались по безводной местности. Приходилось шелковую материю волочь по земле, выжимая из нее воду [Ксенофонтов, 1977, с.162]. Как отмечал Г.В.Ксенофонтов, эти сюжеты по мысли Г.Миллера отражают подлинное бегство буир-нурских татар по пустыням Шамо и Гоби [Ксенофонтов, 1992]. Предок саха Эллэй бежал со своей родины, держа на спине своего отца Татаар-тайму.
Как известно Г.Ф.Миллер давал высокую оценку саха, утверждая, что когда-то они были единым народом с татарами. «Якуты же среди почитаемых ими богов имеют одного, которому они присваивают имя древнего татарского князя Татара, этим не только подтверждается родство между якутами и татарами, но этот факт можно даже принять как сильное доказательство древности татарской истории» [Миллер, 1999].
Согласно Г.В.Ксенофонтову, мысль о татарском происхождении саха, могла зародиться сначала среди русских старожилов Якутска, потом могла быть усвоена самими саха. По его мнению, саха с татарами могли познакомиться только в XIX в. после прибытия ссыльных татар в улусы [Ксенофонтов, 1992, с. 39]. Однако еще в XVIII в. в Намском улусе почитали в качестве высших божеств: Кыыс-хаана – «в образе лебедя», Могол-хаана, Татаар-тайму [Элерт, 2001, с. 119]. Таким образом, саха безусловно знали, более того, считали средневековых татар в качестве своих предков. Тот факт, что только намцы почитали божеств под именами Могол и Татаар, указывает на то, что именно они могли быть собственно потомками водяных монголов и татар, или усуту-мангун.
Однако Г.В.Ксенофонтов сам же указывал на то обстоятельство, что такой осведомленный и внимательный автор как Г.Ф.Миллер выводил предков саха не от минусинских татар, а от настоящих татар Внутренней Монголии. Как указывал германский ученый, якуты кочевали с татарами Абульгази и монголами, а не жили среди татар Минусинского края, может статься, самих татар служило больше в войске Чингисхана, чем самих монголов, поэтому их имя получило широкое распространение [цит.по: Ксенофонтов, 1977, с. 46-47, 49]. По его мнению, «якуты не только не исключаются из числа татар, когда-то живших в Монголии, но даже выделяются из среды прочих, как наиболее отчетливо сохранившие следы своего соседства с древними монголами» [цит. по: Ксенофонтов, 1977, с.52].
Оригинальную концепцию по поводу происхождения племени усуту-мангун выдвинул Ю.А.Зуев. Название племени усуту-мангун им переводится как «речные драконы». Далее это имя отождествляется с кимакским племенем аджилар (от авестийского azi-змей) [Зуев, 2002, с. 133]. Однако этимология имени усуту-мангун, предложенная Ю.А.Зуевым, не выдерживает сравнения с точным определением термина усуту-мангун как водяных монголов. Гипотеза Ю.А.Зуева о связи четырех областей «серебряной» страны в Приангарье с кимеками на первый взгляд вызывает удивление, однако происхождение усть-талькинцев связывается с проникновением кимакских племен в Прибайкалье [Николаев В. С., 2004; Харинский, 2000?].
Поэтому поставим вопрос о том, какое средневековое племя Прибайкалья можно связать с кимаками? Версия В.С.Николаева о связи туматов с кимакским миром было раскритиковано А.В.Харинским. Он убедительно показал, что на территории Тувы, откуда мигрировали туматы, не было схожих погребений с конем [Харинский, 2005]. Ю.А.Зуев связывает ранних кимаков или по нему кимеков с Хинганом, возводя к огузо-татарам, они были известны древним тюркам под именем племени Кумуш [2002, с. 125]. Географический трактат неизвестного персоязычного автора «Худуд ал-алам», написанный в 982-983 гг., причисляет татар к токуз-огузам – «самым богатым среди тюрков» [Бартольд, 1994, с. 12].
Четыре области серебряной страны в Приангарье Ю.А.Зуев обозначает под именами Алакчин (в переводе труда РАДа - Адутан), Мюнггю – от слова серебро и локтан – имя кимекского племени лотань. С названием города Канкати связывает этноним канглы – Канцзюй. В.В.Бартольд и другие исследователи читали название этого кыргызского города на Ангаре из труда Рашид ад-Дина как Кикас. Кимеков он связывает с близнечным индийским мифом Йама и Йами (Йимак), притом в Алтае этот персонаж известен под именем Нам [Там же, с.113].
По сообщению арабских источников, племя токсоба в составе кыпчаков был из племени татар, дурут из кыпчаков [Исхаков, Измайлов, 2007, с. 195]. Тот факт, что в этногенезе кыпчаков участвовали татары, принуждает принять во внимание обманный ход Субудая, заявившего донским половцам возглавляемых Шаруканидами (дракон): «Мы и вы из одного народа, из одного рода» [Ахинжанов, 1989]. Среди мамлюков Египта из кыпчакских степей тоже было много татар. Поэтому погребения с конем в кыпчакские степи могли быть принесены татарскими племенами (кимаками-уранкаями, байаутами, баргутами). Все эти факты свидетельствуют о самодостаточности татарского этноса в Евразийских степях. Тот факт, что их предки могли быть монголоязычными, лишь говорит о глубоком генетическом родстве между монголоязычными и тюркоязычными народами, легко переходивших с одного языка на другой язык. Ведь подавляющую часть правящих кланов в татарских государствах составляют носители монгольских этнонимов: гирей, кият, барлас, мангыт. И в более раннюю эпоху представители неукротимых татарских племен ушедших на Запад и на Север могли переходить на тюркские языки.
Этническую историю центральноазиатских татар можно разделить на несколько этапов. 1. Шивэй. Общемонгольский период (VI–VII вв.). Предки татар принадлежали к южным шивеям, известным в качестве племени Улухоу. 2. Шивэй-татары (VIII-IX вв.). В рунических надписях были известны в качестве токуз и отуз-татар. В районе Буир-Нура обитали хэйчэчжэ-шивэи, тележные шивэи. Ю.А.Зуев их отождествлял с канглами. 3. Татарское великодержавие (X-XI вв.). В киданьских источниках были известны как цзубу, что воспринимается как тибетское сог-по (сак). В начале XI в. часть шивей ушла от киданей на юг, к горам Иньшань, затем распространились на запад до реки Керулен. Татары обитали вдоль всей Китайской стены вплоть до Джунгарии. Сложение отдельного племени татар в территории современной Внутренней Монголии в результате ассимиляционных процессов ими были поглощены ираноязычные согдийцы. В татарский союз племен цзубу входили кереиты, найманы и меркиты, возможно и монголы. 4. Буир-нурский период (XII в.). Выделились в результате распада цзубу. Соперничество с монголами привело к катастрофе, хотя именно татары способствовали распаду государства Хамаг-монголов и улуса Есугея. В период правления первых монгольских ханов в Прибайкалье откочевало племя айриуд-буйрууд, в которых можно увидеть ойрат-бурятов. 5. Приангарский период существования (XIII-XIV вв.). Татары соответствуют племени усуту-мангун на Ангаре. Вероятно, именно ими оставлена усть-талькинская археологическая культура в Южном Приангарье и они могли принимать активное участие в этногенезе народа ураангхай-саха.
Происхождение центральноазиатских татар также имеет важное значение для изучения этногенеза кыргызов, как и большинства современных тюрко-монгольских народов. Такие огромные кочевые орды возникали в результате слияния распавшихся кочевых объединений, их части мигрировали в северном и западном направлении, принимая самое активное участие в генезисе кимако-кыпчакских племен, а также ойрат-бурятов и саха.