Добавить статью
15:56 7 Ноября 2016
Еще раз об Алымкуле Лашкер башы...

Об Алымкуле Лашкер баши в советский период, хотя и незначительно, но уделяли внимание. О нем писали узбекские историки: Р.Н.Набиев1, Х.Н.Бобобеков2, кыргызские ученые К.Усенбаев3, В.Плоских4. Также о нем упоминали российский историк Н.А.Халфин5 и П.П.Иванов6. Некоторые сведения об Алымкуле можно взять и из разных исследований колониального периода России: В.Наливкина7, А.Куна8, Н.Веселовского9, Н.Петровского10, М.А.Терентьева11, А.П.Хорошкина12, а также казахского ученого Ч.Ч.Валиханова13 и других.

161107map

В период независимости постсоветских республик Средней Азии в силу развития персонификационной историографии как в Кыргызстане, так и в Узбекистане личности и деяниям Алымкула Лашкер баши уделяется усиленное внимание. Кыргызская историография добилась значительных успехов в исследовании жизни и деятельности выдающегося государственного деятеля и полководца Алымкула Асан уулу. Еще в 60-е годы в историческом романе известного кыргызского писателя Т.Касымбекова «Сынган кылыч” (Сломанный меч) Алымкул Асан бий уулу под именем “Алымкул Аталык” представлен одним из главных персонажей в истории Кокандского ханства. Спорадические сведения советского периода об этой личности отражались во многих статьях кыргызских исследователей, в том числе и в монографиях, указанных выше. С получением независимости одним из первых историков, который дал краткие сведения об Алымкуле был в 1990 г. Т.Кененсариев14. В 1994 году написана хорошая статья известного ныне историка и писателя, сотрудника Кыргызской службы БиБиСи в Лондоне А.Койчуева15. В последующие годы на личность Алымкула обращали внимание многие кыргызские исследователи, такие как К.Молдокасымов, написавший несколько содержательных научных статей16, Ж.Алымбаев17 и др.

Т.Кененсариев неоднократно писал о жизни и деятельности Алымкула в своих монографиях и сборниках18. Он с помощью известного узбекского ученого Р.Шамсутдинова ознакомился с книгой под названием “Амир лашкар Алимкул тарихи” (1997), который был подготовлен на основе рукописи Мулла Юнусжан мунши19. Затем подготовил книгу перевод с комментариями «Алымкул Аталык. Тарыхый-булакнаамалык бейне20, который значительно продвинул персонификационную историографию об исторических личностях Кыргызстана.

Профессор КНУ им.Ж.Баласагына Т.Омурбеков написал об исторических личностях Кыргызстана XIX в.21, где отдельной главой освещены деяния Алымкула Асан бий уулу. В 2004 г. он защитил на эту же тему докторскую диссертацию. В последние годы в исследовании включились и потомки Алымкула Лашкер башы, которые проживают как в Кыргызстане, так и в Узбекистане. Среди них выделяются М.Акматов, ныне работающий заместителем губернатора Жалал-Абадской области22, С.Буркашев23, К.Т.Орозбаев24, М.М.Таиров и О.Мусаев25.

Кыргызские историки широко применяют в своих исследованиях санат-диггарасты об Алымкуле Лашкер баши акына-письменника XIX Молдо Нияза из Кадамжая26, а также сказание андижанского кыргыза, близкого друга и родственника Алымкула Лашкер баши Муса Калбек уулу27, о котором упоминает и профессор Р.Шамсутдинов28. Муса Калбек уулу был участником восстания кыргызов во главе Мамыра Мерген уулу против политики Кудаяр хана в 1873-74 гг., а также движения Джетимханов в 1878 г., после чего был отправлен в Сибирь на каторгу на 10 лет.

Из узбекских историков, которые в годы независимости обращали внимание на личность Алымкула Лашкер башы, можно отметить Х.Зиёева29, Ш.Каримова, Р.Шамсутдинова30 и других. Особо следует отметить здесь книгу Р.Шамсутдинова и П.Равшанова “Амир лашкар Алимкул тарихи”31, авторы которой на основе рукописи Мулла Юнусжан мунши подготовили на узбекском языке отдельную книгу. Х.Турсунматов и Р.Шамсутдинов написали исторический роман “Елкин” и издали в 2001 году в Ташкенте32. Усилиями профессора АнГУ Р.Шамсутдинова сведения об Алымкула лашкер баши помещены в учебниках33, различных сборниках и энциклопедиях. Даже в Узбекистане молодой ученый З.Ильхамов в 2004 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: “Аликули Амирлашкар ва унинг Кукон ханлиги сиясий хаётида тутган урни” в Ташкенте34 . Упоминается Алымкул и в монографии Исакжон Жунайдуллы Ибрата об истории Ферганы на узбекском языке35.

В качестве историографического и источниковедческого труда по Кокандской истории большое значение имеет труды казахского историографа Т.К.Бейсембиева36, где даны краткие содержания местных нарративных источников по Алымкулу, а также последняя его биографическая работа об Алымкуле Лашкер баши, изданная в Лондоне на английском языке37.

Таким образом, об Алымкуле Асан бий уулу накопилось достаточное количество литературы и источников как в Кыргызстане и в Узбекистане, так и в Казахстане.

Из Казахстанских ученых следует особо остановиться на книге некоего казахского автора кандидата исторических наук, Абубекира Сагынгалы, который обращает внимание на жизнь и деятельность крупного государственного деятеля Кокандского ханства Алымкула Асан бий уулу. Речь идет об его книге “Коканнын сонгы ханы кыпшак Алимкул Хасанби (Амирлашкер)”, изданной почему-то в Бишкеке в 2016 г.38 Довольно толстая монография этого неизвестного в кыргызской историографии историка, скорее, похожа на сборник материалов, нежели на научный труд.

Автор допускает ряд грубых ошибок. Во-первых, он не знаком с подлинными архивными, нарративными источниками, санжыра, не говоря о солидных исследованиях об Алымкуле Лашкер баши. Следовательно, он не имеет научный аппарат (ссылки) и не владеет исторической логикой. Во-вторых, он считает Алымкула казахом, когда давно доказано об его кыргызском происхождении (кыпчакское племя ичкиликской группы кыргызов) в научных исследованиях. В-третьих, направляет читателей заведомо на ложный путь, говоря, что де “узбекские ученые не обращали должного внимания на Алымкула, считав его казахом”, когда ни один из узбекских исследователей не называли его так. В-четвертых, Алымкула Лашкер баши он называет “последним Кокандским ханом (1863-65)”, когда он никогда официально не выбирался ханом Кокандского государства и считал себя только “лашкер баши” или “амирул умаро (эмир эмиров)”. Более того, после 1865 года официальными ханами Коканда были Кудаяр хан (1865-75), Насирдин хан (1875, ноябрь-1876-февраль), параллельно – народный хан - Искак Асан уулу Полот хан (1873, июль – 1876, февраль). В-пятых, он демонстративно возвышает кипчаков (по его мнению, все кипчаки есть казахи) как народ - “образец могущественной орды, перевернувший всю Азию”, закрепляя мысль следующими словами: “Кипчаки принадлежат к самому древнему и первоначальному тюрскому племени” (с.195). Это высказывание не вызывает гордость казахам, а скорее выглядет как комикс. С другой стороны, противопоставляет другим тюркским народам, проживающим в Центральной Азии.

Надо сказать, что за последние годы в историографии как в Кыргызстане, так и в соседних республиках, наблюдается определенный крен в сторону “фольк-хистори”. Те или иные личности присваиваются, или отталкиваются, или умышленно не пишется об его этнической принадлежности. Такой “болезни” подвергнуты некоторые авторы. Помимо упомянутого Абубекира Сагынгалы, даже молодой узбекский историк З.Ильхомов в своей диссертации об Алымкуле Амирлашкара заведомо не пишет (или не знает) о том, что он был кыргызом из племени кыпчак ичкиликского крыла. Но большинство узбекских ученых, как Р.Шамсутдинов, П.Равшанов и другие признают, что он является выходцом из рода кыпчак племени ичкилик кыргызского народа.

Внизу хотелось бы дать краткие данные о жизни и деятельности Алымкула Асан бий уулу (1832-1865), чтобы ставить все на свои места.

Алымкул родился в 1831 или 1832 году в селе Таштак нынешнего Курган-Тюбинского района Андижанской области Узбекистана. По настоящее время малая родина Алымкула в народе называется “Алымкулдун таштагы” (официально с.Н.Исанова). Его отец Асан был бием рода кыпчак ичкиликской группы кыргызов Курган-Тюбе. Асан происходил из рода “таз” кипчаков. Род “таз” делился на три подрода: “карынчы таз”, “какшык таз” и “шилекей таз”. Асан бий принадлежал последнему подроду39. Отец Алымкула Асан бий был сыном Эркул, а его отец – Жамгырчы. Жамгырчы приходился сыном Калыгула, внуком Эркесары, правнуком Кенесары, который был сыном известного героя эпоса Шырдакбек40.

Во многих исследованиях ученые путают ферганских кыпчаков с кыргыз-кыпчаками. Подлинные ферганские кыпчаки имели следующие роды: тогуз уруу, жети-уруу, парча-кыпчак, тору айгыр, кара-кыпчак, ак кыпчак, сары кыпчак, кыпчак сарай, сегиз урук, кулан, узун и др. Известный кокандский мингбашы Мусулманкул происходил из рода “кулан” кыпчаков.

А кыргыз-кыпчаки имели следующие роды: жаманак, омонок, таз, шардэн, кармыш, тору айгыр, ахтачы, кожом-шукур, жарты баш, сакоо-кыпчак, алтыке, кызыл аяк, кыдырша, кытай-кыпчак, сарт-кыпчак и др. Из рода “таз” происходил Алымкул Асан бий уулу. Подавляюшее большинство манасоведов богатыря Манаса выводит из рода “кожомшукур”. Так утверждает небезизвестный исследователь кыргызской истории, руководитель “Центральноазиатского исторического сервера” Р.Абдуманапов, который живет в г.Томск41.

Вернемся к Алымкулу. Жена Асан бия Шаарбанбубу родила сначала дочь Бурабия, затем сына Алымкула. (Шаарбанбубу принадлежала ичкиликскому племени нойгут. Известная кыргызская воительница XVII в. Жаныл-Мырза была из племени нойгут.) В два года от роду Алымкул остался сиротой. Поэтому мать Шаарбанбубу переезжает к родственникам, живущим в то время в селе Бужум современного Баткенского района Кыргызстана. Отдает его на воспитание своему брату Молдо Досу. Таким образом, до шести лет Алымкул жил у родственников матери (тага журт). 1837 году семья Алымкула вернулась в Курган-Тюбе и юноша Алымкул начал учится в Андижанском медресе. Затем он продолжал учебу у известного тогда в Кокандском ханстве Аяза Максым уулу Мактым ажы.

161107kokand_flag
Кокандский флаг

С 14 лет Алымкул уже показывает себя как силача-жигита, участвовал в состязаниях улак-тартыш (козлодрание) и национального куреша. В юношеские годы муж сестры Тагайкул (жезде) обучал Алымкула военным делам, народной дипломатии, нравам и обычаям населения Кокандского ханства. В известной рукописи Мухаммада Юнус бин Мухаммад Амина, которая находилась в институте Востоковедения Академии наук Узбекистана упоминается, что однажды Хаким Андижана Сопу бек устраивал большой той, где молодой Алымкул понравился будущему Кокандскому хану Малабеку, старшему брату Кудаяр хана, своей отвагой на скакуне. Это было примерно в 1847-48 годы. Малабек позвал его на службу и с тех пор Алымкул стал одним из верных его джигитов42. Таким образом в 16 лет Алымкул окончательно встал на путь военной службы в Кокандском ханстве, в качестве кавалериста–сарбаза. В 18 лет уже он становится сотником в войске Малабека. Одновременно природный ум, сноровка Алымкула привели его к известности в том краю, и он был признан кипчаками Курган-Тюбе “своим молодым бием”43.

Алымкул Лашкер башы стоял в государственной должности Кокандского ханства около семи лет, точнее с 1858 г. - до его смерти в 1865 году. Сначала был в партии Малабек хана (1858-62). В время смуты 1862-63 годов он смог проявит себя умным правителем и успешным военоначальником, который сумел сохранить независимость Кокандского ханства от Бухарского Музаффара. После изгнания бухарского эмира с пределов Ферганы 9 июля 1863 года был проведен в Жармазаре, в окрестностях Маргелана, судьбоносный курултай, который вернул Кокандское ханство в норму существующей традиции и тем самым была сохранена былая государственность народов Ферганской долины, Ташкентского оазиса, Южного Казахстана и Кыргызстана. На том курултае была собрана народная масса в 5-10 тыс. чел., в том числе известные государственные мужья и родоправители Маргелана, Андижана, Оша, Коканда, Нахрихана, Намангана, Чуста и других земель.

По данным "Тарих-и Фаргона" Исхаккана Жунайдулла Ходжа оглы (Ибрата) и других источников, в курултае участвовали много народу и именитых личностей. Алымкул лашкер башы проявил щедрое гостеприимство. Всем участникам было распределено множество халатов и других подарков. Курултай продолжался около 3-4 часов. В конце Алымкул обратился присутствующим и напомнил им, что “все беспорядки в ханство происходили из-за того, что население государства не признает единого государя – хана. Поэтому мы должны признать одного избранного человека в качестве законного государя”. Тогда один из известных улама из Коканда Зиявуддин Магзум44 встал и предложил стать ханом Коканда Алымкулу лашкер башы. Однако Алымкул, уважительно отклонив это предложение, указал по традиции избрать ханом человека из ханского рода. После долгого обсуждения курултай остановился на кандидатуре Султан Сейита, сына Малабека. Фактически, и Алымкул тоже думал о нем. После этого Султан Сейит был провозглашен ханом, с поднятием на белом войлоке45.

Согласно исследованиям, Султан Сейиту тогда было 9-11 лет от роду. А Алымкул лашкер башы было 32 года. Таким образом, Алымкул лашкер башы в качестве регента малолетнего хана взял бразды полной власти в ханстве в свои руки – начиная от внутренней и внешней политики, финансы и назначения, а также главнокомандущего. Официально он не был провозглашен “аталыком”, хотя во многих исследованиях и художественных произведениях Алымкул именуется “Аталыком”. В конце курултая было составлено специальное соглашение - документ, под которым подписались все известные улама, зыялы и должностные лица ханства, участвовавшие в курултае. С этого дня Алымкул стал носить звание "амирул умаро"(эмир эмиров) или просто Лашкер башы.

На долю деятельности Алымкула лашкер башы во главе ханства пришлось вести борьбу против экспансии Российской империи на Среднюю Азию. Алымкул умело управлял ханством, укреплял обороноспособность государства, значительно улучшил состояние вооруженных сил, вел интенсивные дипломатическую деятельность как с соседями, так и с Кашгаром и Россией. Именно по решению Алымкула был отправлен в Кашгар Якуббек, который позже основал Восточно-туркестанское государство “Жетишаар”.

Алымкул лашкер башы был одним из редких военначальников Кокандского войска, который нанес первое поражение войскам Российской империи за время её среднеазиатской кампании46. 1 октября 1864 г. в ходе битвы за Ташкент войскам М.Г.Черняева пришлось отступить при 16 убитых и 62 раненых. В числе этих 78 человек были 4 офицера, погиб и полковник Обухов. После этого Алымкул отправился к городу Туркестан, чтобы напасть на его казачий гарнизон. В местности Икан состоялось сражение, по итогам которого казаки были вынужены отступить к Чимкенту, безвозратно потеряв 60 человек, не считая пленных. Взятым в плен Алымкул предложил принять ислам, а после их отказа - велел казнить. В конце декабря 1864 г. через купца Мухамада Сайида Черняеву было отправлено предложение мирного договора, однако российский генерал отверг его.

161107verecshagin

Картина «У крепостной стены. Пусть войдут». Василий Верещагин. 1871 г.

Алымкул лашкер башы погиб в неравном бою против армии генерала М.Г.Черняева под Ташкентом 9 мая 1865 г. Имя Алымкула Асан уулу остался в памяти ферганцев как крупного государственного деятеля, талантливого полководца, главное - патриота и защитника независимости кыргызского, узбекского и других народов в борьбе против колониального захвата со стороны царской России, пытавшегося до последних дней своей жизни сохранить совместную государственность народов Ферганской долины.

У Алымкула лашкер башы остались три сыновья. Старшим был Ташмухаммад (Ташмат) мырза, который в колониальный период неоднократно избирался волостным управителем в Курган-Тюбе, Кугарте Сузакской долины. Второй сын Шермухаммад (Шермат мырза) проживал постоянно в городе Андижан и занимал должность местного городского царского самоуправления. Третий сын Рустамбек, согласно некоторым сведениям, до или после Октябрской революции 1917 г. перебрался в США и жил в эмиграции.

В государственном архиве Республики Узбекистан часто встречаются документы, связанные с Шер-Мухаммадом (Шермат) – вторым сыном Алымкула Лашкер башы. В одном из документов написано, что Мырза Алымкулов – выходец из Курган-Тюбе, происходит из кыргыз-кыпчаков и приходится сыном Алымкула амирлашкара47. Известно, что он в колониальный период работал волостным управителем в городе Андижан. В конце 90-х годов XIX века Шермат мырза, будучи волостным управителем города Андижана (в источниках именуется он как «минбашы»), многократно просил тогда уже изрядно состарившегося Мулло Юнусжана Мунши написать про отца книгу. Известно, что Мухаммад Юнус бин Мухаммад Амин или Мулло Юнусжан Мунши с 1850-х годов по 1865 год постоянно находился возле Алымкула лашкер баши в качестве секретаря и друга. После смерти Алымкула он обосновался в г.Андижан и все время был осведомлен о жизни семьи своего друга Алымкула лашкер баши. Как пишется в рукописи Юнусжана «Тарихи Алымкул Амир лашкар», он закончил книгу в 1320 году хиджры, то есть в 1902 году.

161107shermuhammad

Шер-Мухаммад, сын Алымкула Лашкер башы с семьей. 1915 г.

Во время восстания 1916 года Шер-Мухаммада, который успешно справлялся в ответственной должностью местного самоуправления колониального Андижана сняли с должности в связи бунтом горожан против царского Указа от 25 июня 1916 г. и отправили на тыловые работы. Последующая его судьба неизвестна. Один из сыновей Шер-Мухаммада Азизбек в 1941 году добровольно пошел на фронт против фашистов и не вернулся48. Впоследствии, потомки Шермухаммада проживали в Баткене, Андижанской области49. Поскольку село Таштак ближе к кышлаку Жийде Сузакского района Кыргызстана, многие потомки Алымкула позже обосновались в селах Жийде, Барпы, городах Ош и Кара-Суу, в Ноокатском и Араванском районах.

Потомки Алымкула ныне проживают и в Ташкенте. В советский период некоторые потомки Алымкула трудились на ответственных должностях. Например, правнук Алымкула Кайтпас Карабеков (он был сыном внука Алымкула лашкер башы Карабека, рожденного от его старшего сына Ташмата мырза), ныне работает заместителем Председателя Верховного суда Узбекистана. Его сын Ташматов Азиз Кайтпасович является председателем Ташкентской городской Счетной палаты.

Один из потомков Алымкула, ныне проживающий в Курган-Тюбинском районе, Гүламиддин Абдрахманов писал, что Молдо Дос имел сына Атам бий, от него Субанкул, от него Кайым, от него Абдрахман, отец Гуламиддина. Другой потомок С.Буркашев на заре независимости Узбекистана (август 1991 г.) написал открытое письмо, обращенное к президенту Исламу Каримову с просьбой обратить внимание общественности на жизнь и деятельность Алымкула Асан уулу как героя, боровшегося против колониальной экспансии России. Письмо было опубликовано на страницах парламентской газеты "Халк сузи". Вслед за этим С.Буркашев получил специальный ответ от аппарата Президента Узбекистана о том, что “письмо-обращение было отправлено в институт исследования истории АН Узбекистана”50.

Вышеуказанные неполные сведения об исторической личности Алымкула лашкер башы Асан бий уулу (1831-1865 гг.) все больше и больше вызывают исследовательский интерес в исторической науке. Его деятельность во благо народов Ферганского региона, патриотизм и интернационализм, уроки его поступков как государсвенного деятеля, так и мудрого и справедливого вождя простого народа, достойны глубокого изучения в будущем. 


1 Набиев Р.Н. Из истории Кокандского ханства. Правление Султана Саида (1280/1863-1282/1865).-Т.,1973, с.67-69.

2 Бабабеков Х.Н. Народные движения в Кокандском ханстве и их социально-экономические предпосылки.-Т., 1990.

3 Усенбаев К. Общественно-экономические отношения киргизов в период господства Кокандского ханства.—Фрунзе: Изд.АН Кирг. ССР, 1961.—165 с.

4 Плоских В.М. Киргизы и Кокандское ханство.-Фрунзе:Илим,1977.-368 с

5 Халфин Н. А. Политика России в Средней Азии (1857–1868). М., 1960, 272 с.; он же. Присоединение Средней Азии к России. М., 1965,467 с.

6 Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (ХVI—сер.ХIХ в.).—М.: Изд-во Вост. лит-ры,1958.-247 с.

7 (Наливкин В.)Краткая история Кокандского ханства.-Казань,1886.-215 с.

8 Кун А. Некоторые сведения о Ферганской долине // Военный сборник,1876 .–.№4, -421-422, 441-бб.; он же: Очерки Кокандского ханства // Известия РГО.– СПБ., 1876. –Т.12.

9 Веселовский Н. Бадаулет Якуб-Бек. Аталык Кашкарский.—СПб.,1898.—с.90; он же. Веселовский Н. Киргизский рассказ о русских завоеваниях в Туркестанском крае. (на казакском языке) Текст перевода и приложения.—СПб., 1894

10 Петровский Н. Очерки Кокандского ханства.//ТС—Т.76.

11 Терентьев М.А. Россия и Англия в Средней Азии. – СПб., 1875; он же. История завоевания Средней Азии. – Т. 1-3. – СПб., 1906.

12 Хорошхин А. П. Заметки о Коканде // ТВ. −Т.23; он же. Очерки о Коканде // Сборник статьей, касающихся до Туркестанского края.− СПб., 1876.

13 Валиханов Ч.Ч.Записка о Кокандском ханстве.// Собрание сочинений в 5-ти т.—Алма-Ата, 1985. Т.3.

14 Кененсариев Т. Корень народа в его истории.//СТ. —1990.— № 12.—С.71—78.

15 Койчиев А.К. Алымкул — аталык.//газета Кут Билим.—1994.— 16-июнь

16 Молдокасымов К. Алымкул Аталык.// Кыргыз Туусу гезити, 2009-ж. 25.09.2009; 02.10.2009; 06,10,2009; 09.10.2009; он же. Алымкул Аталыктын теги жана өспүрүм кези.// http://www.azattyk.org/a/1219017.html. январь 23, 2004; он же. Молдо Калбек Муса уулу. Анжыяндык.//http://www.azattyk.org/a/1203679.html. январь 02, 2003.

17 Алымбаев Ж. Алымкул Аталык.//Ош шамы, 1997, 12 ноября.

18 Кененсариев Т. Кыргыздар жана Кокон хандыгы. Ош: ОшМУ, 1997.— 64 с.; он же. Кыргызстандын Орусияга каратылышы.-Бишкек: Кыргызстан, 1997. 360 с.; он же. Кыргызстандын ХIХ кылымдын 50-70-жылдарындагы саясый өнүгүүсү. -Бишкек, 2009, 380 с. 156-б.; он же. The Kyrgyz and Kokand Khanate. Translated by: Alireza Khodagholipour, на фарси на основе арабского шрифта. — Tehran,2002/— 73 p.; он же. The Kyrgyz and Kokand Khanate (на английском языке).—Osh, 2000, 63 p.

19 Мухаммад Юнус бин Мухаммад Амин, Tarixi Aliquli (Alimquli) amirlashkar, «Sharq yulduzi», 1996, № 1-2. (узбек.)

20 Алымкул Аталык: Тарыхый-булакнаамалык бейне /Түзгөн жана комментариялаган Т.Кененсариев, өзбек тилинен которгон А.Топчуев. —Бишкек -Ош: 1999.— 80 б.

21 Өмүрбеков Т.Н. Улуу инсандардын Кыргызстандын тарыхындагы ролу жана орду: (19-к. ортосу – 20-к. башы). – Бишкек: Бийиктик, 2003. – 288 бет.

22 Акматов М. Алымкул Аталык.//http://aimak.kg/taryhyi_okuyalar/1770-alymkul-atalyk.html. 27 - август 2014 12:26.; он же.

23 Буркашев С. Алымкул аталык боюнча саамалык//Кыргыз Туусу 23.10.09.

24 Орозбаев К.Т. Кокон хандыгы жана ичкилик кыргыздары.// Искак Асан уулу Полот хан. Азаттык жана мамлекеттуулук. Материалы конференции. Б., 2015, с. 214-223.

25 Таиров М.М., Мусаев О. Кокон хандыгындагы Алымкул аталык менен Ташбек датканын ээлеген орду.//Искак Асан уулу Полот хан. Азаттык жана мамлекеттъълък. Материалы конференции. Б., 2015, с. 172-178.

26 Молдо Нияз. Санат дигарастар.-Б.,1993

27 Молдокасымов К. Молдо Калбек Муса уулу. Анжыяндык.//http://www.azattyk.org/a/1203679.html. январь 02, 2003.

28 Шамсутдинов Р., Равшанов П. Амир лашкар Алимкул тарихи, Алимкул жангномаси.-Т., 1997.

29 Зиёев X. Туркистонда Россия тажовузи ва хукмронлигига карши кураш (XVIII XX аср бошлари). - Тошкент: Шарк, 1998.

30 Каримов Ш., Шамсутдинов Р. Туркистон Русиң боскини даврида. —Андижан: Мэрос, 1995.—161 с.; они же. Ватан тарихи. –Ташкент: «Укитувчи», 1997.

31 Шамсутдинов Р., Равшанов П. Амир лашкар Алимкул тарихи, Алимкул жангномаси.-Т., 1997.

32 Турсунматов Х., Шамсутдинов Р. Елкин.-Ташкент, Шарк, 2001.

33 Каримов Ш., Шамсутдинов Р. Туркистон Русиң боскини даврида. —Андижан: Мэрос, 1995, - с.62-92.

34 Абдуллаев М., Хошимов С. Алимкули хакидаги янги китоб тугрисида мулохазалар.//Жур. Водийнома, № 1.-Андижон, 2016.- с. 108.

35 Ибрат. Фаргона тарихи. // Мерос.Тарихий эссе.— Ташкент: Камолак, 1991.-с. 266—327.

36 Бейсембиев Т.К. Кокандская историография. Исследование по источниковедению Средней Азии XVIII –XIX веков.–Алматы, – 2009.

37 Beisembiev Timur . «The Life of Alimqul: A Native Chronicle of Nineteenth Century Central Asia». Published 2003,Routledge (UK). 280 pages. (англ.)

38 Абубекир С. Коканнын сонгы ханы кыпшак Алимкул Хасанби (Амирлашкер).-Б., 2016, с 288.

39 Буркашев С.Алымкул аталык боюнча саамалык//Кыргыз Туусу 23.10.09.

40 Молдокасымов К. Алымкул Аталыктын теги жана өспүрүм кези.// http://www.azattyk.org/a/1219017.html

январь 23, 2004

41 Ферганские кыпчаки //forum-eurasica.ru › История народов Евразии › Тюрки Автор Хак-Назар б. Касым, 08 Май 2004 18:14

42 Молдокасымов К. Алымкул Аталыктын теги жана өспүрүм кези.// http://www.azattyk.org/a/1219017.html

январь 23, 2004

43 Буркашев С. Алымкул аталык боюнча саамалык//Кыргыз Туусу 23.10.09.

44 Зиявуддин Магзуми – Зияддин Максым был известный писарь Кокандской урды в период Малабека, Султан Сейита, Алымкула лашкер башы и ханствования Кудаяр хана до 1875 г. Зиябидин Максым Мамашарип уулу происходил из племени доолос ичкиликского колена кыргызов, проживающих в Ноокатском районе. Он стал впоследствии крупным ученым и муллой. В течении почти 22 лет (1865-1887) по велению Кудаяр хана он трудился над рукописи “Фаргона ханларынын тарихы” . В конце написал сочинение на староузбекском языке в объеме 1000 листов арабским шрифтом. После завоевания ханства Россией в 1876 г. он продолжал жить в Коканде, Асаке, позже вместе с известным Дукчи Эшеном в Минг-Тепе. В 1888 г. он дал рукопись турецкому общественному деятелю Абдурахим эфенди, который приезжал в Фергану по просьбе бывшего Кокандского хана Кудаяра, который еще в 1883 г. просил навестит сыновей, проживающих в Коканде и оказать им помочь. Таким образом рукопись лежал более века в Стамбулской библиотеке и только 1994 году был обнаружен кыргызским историком Анварбеком Мокеевым (A.Mokeev. Hokand hanligl tarihine ait yeni bilgiler. Istambul.//Bir, № 1., 1994, стр.107-113.) А в 2007 году рукопись Магзуни издан в Бишкеке на кыргызском языке (Магзуни. Фаргана хандарынын тарыхы. –Б., 2007.-275 с.)

45 Ибрат Фаргона тарихи.//Мерос.-Ташкент,1991, с.305-306; Кененсариев Т. Алымкул аталык.., с.41.

46 Алимкул это: Что такое Алимкул? // dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/277884. 10/2/16.

47 Молдокасымов К. Алымкул Аталыктын теги жана өспүрүм кези.// http://www.azattyk.org/a/1219017.html

январь 23, 2004

48 Акматов М. Алымкул Аталык.//http://aimak.kg/taryhyi_okuyalar/1770-alymkul-atalyk.html. 27 - август 2014 12:26

49 Британияда Алымкул - аталык тууралуу кол жазма жарык көрдү//http://www.bbc.com/kyrgyz/news/story/2007/06/printable/070622_kyrgyzfriday. 22 Июнь, 2007

50 Буркашев С. Алымкул аталык боюнча саамалык//Кыргыз Туусу 23.10.09.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

Алымбек датканын татыктуу тарыхый ордун табуу жөнүндө...

1916-жылкы Улуу укөтөрүлүштүн өбөлгөлөрү жана себептери

Основные методологические принципы изучения истории Кыргызстана XVIII-начала XX вв.

Опубликованный «доклад Керенского» не является оригиналом, и задача кыргызских историков найти его

Кыргызско-Андижанскому восстанию 115 лет

Феномен Курманжан Датки
(часть IV)

Феномен Курманжан Датки
(часть III)

Феномен Курманжан Датки
(часть II)

Феномен Курманжан Датки

Об исторических предпосылках этнического конфликта 1990 и 2010гг.

Еще статьи

X
Для размещения комментария авторизуйтесь
АКИpress. Новости Кыргызстана, которые интересуют всех.


Закрыть