История политических контактов кайзеровской Германии с Русским Туркестаном в годы Первой мировой войны все еще остается полем для широких исследований для отечественных историков. Мы мало знаем об экономических и геополитических интересах кайзеровской Германии в отношении Центральной Азии и Среднего Востока в конце 19-начале 20 веков. А между тем это было время глобальных судьбоносных перемен для народов Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, во многом предопределившие их дальнейшее историческое развитие.
Шла активная колонизация обширных территорий и народов Российской и Британской империями. На этих территориях развернулось острое соперничество за новые азиатские территории, ценные ресурсы, рынки и дешевую, если не рабскую рабочую силу между сильнейшими европейскими державами. Оставаясь в тени главных действующих акторов Большой игры на мусульманском Востоке - Британской и Российской империй с их все нарастающим соперничеством, тем не менее тогдашняя монархическая Германия проявляла огромный интерес к этому региону, временами активно вмешиваясь в те или иные политические события на локальном уровне. Этот интерес открыто проявился в годы Первой мировой войны, когда она вступила в войну с обеими империями, составившими против нее и ее союзников - Османской Турции, Австро-Венгрии, Болгарии - совместно с Францией военный союз Антанту.
Не имея прямых границ с мусульманскими окраинами Российской империи в Азии, Германия не могла напрямую влиять на события в Туркестане, но благодаря помощи Османской империи, ее главного стратегического и военного союзника на Востоке, она все же оказывала определенное политическое влияние на развитие событий в азиатском регионе. Как известно, во время Первой мировой войны линия фронта между странами Оси и Антантой, в первую очередь, с Россией на южном направлении пролегала на Кавказе, населенном среди других также и тюркоязычными мусульманскими народами. Здесь германская армия, захватив Баку, готовилась к скорому военному броску дальше на юго-восток вглубь Азии в Туркестан через каспийские территории.
Однако этим планам, как оказалось, не суждено было сбыться в силу ряда причин. В частности, из-за отсутствия прямого железнодорожной ветки между Баку и населенными пунктами в Туркестане, по которой можно было бы перебросить военные отряды и вооружение. Этому также помешали события на европейском Восточном фронте, который являлся основным в войне между Россией и Германией. И по «неожиданному» приказу, последовавшему из Генштаба в Берлине немецкая дивизия, дислоцированная в Баку под командованием молодого и талантливого военачальника генерала Люддендорфа, вынуждена была отступить с Кавказского театра военных действий.
Таким образом немецкая армия не достигла туркестанских территорий. Но, как известно, война предполагает не только активные военные операции на фронтах, но и умело выстроенную тактическую пропагандистскую войну, которая должна при сложении или создании определенных обстоятельств привести к саботажу и открытому восстанию в тылу врага. И такая пропагандистская война имела место и в Первую мировую войну, в частности, против Российской империи с задействованием антиколониальных и антивоенных сил и настроений среди покоренных ею мусульманских народов, к числу которых прежде всего относились мусульмане Кавказа и Туркестана.
Народы Туркестана относительно недавно до начала Первой мировой войны были завоеваны и приведены в подданство Российской короны. Процесс колонизации и заселения обширного Туркестанского края русскими переселенцами, военным казачеством и колониальной администрацией шел очень активно. И он сопровождался повсеместным отнятием земель у местного мусульманского населения, насильственным оседанием кочевников на землю, правовой дискриминацией инородческого населения, что вкупе приводило к массовой маргинализации сотен тысяч коренных туркестанцев, лишавшихся своих традиционных занятий, земель и скота, и, естественно, недовольных новым порядком. Колонизация Туркестана повсеместно сопровождалась различными акциями протеста на местах против русской администрации, крестьян-переселенцев и пр. Все это хорошо было известно в странах Оси. Германия и османская Турция вели постоянный военно-политический и экономических мониторинг состояния дел в Русском Туркестане с самого начала появления России в Средней Азии.
Говоря о конкретных мерах, предпринятых кайзеровской Германией в идеологической войне против России, нельзя не упомянуть о деятельности созданного в годы войны «Комитета в защиту прав магометанских тюрко-татарских народов России», который развернул активную пропагандистскую работу среди военнопленных тюрков-мусульман, направленную против Российской империи на территории стран Оси (Германии, Австро-Венгрии и Турции). Этот комитет был создан представителями различных мусульманских (как тогда называли «магометанских» - авт.) тюркоязычных народов Российской империи Урало-Поволжья, Кавказа, Крыма и Туркестана.
Последний в основном был завоеван и включен в состав империи во второй половине 19 века. На территории Русского Туркестана еще сохраняли свою формальную самостоятельность Бухарский эмират и Хивинское ханство, хотя фактически они попали под протекторат России и почти полностью ею контролировались. Покоренные туркестанцы из всех социальных слоев населения не чувствовали себя полноправными подданными империи, повсеместно испытывали гнет царской власти и хорошо помнили свою былую независимость.
Для наиболее активных антиколониально и антирусски настроенных мусульман империи было очень важно найти поддержку своему стремлению восстановить былую политическую независимость от Российской империи у её военных противников. И такая поддержка была найдена, о чем свидетельствуют архивные документы, хранящиеся в фондах Политического архива МИДа Германии в Берлине.
Ниже приводится соответствующая информация из обнаруженных мною документов в политическом архиве, касающихся деятельности вышеуказанного комитета. Так, среди прочих были найдены докладная записка на имя тогдашнего рейхсканцлера фон Бетманн Хольвига (von Bethmann Holweg), составленная в Будапеште и датируемая 17 декабрем 1915 г., сам текст обращения комитета к народам Европы и Америки, стенограмма выступления руководителей комитета перед российскими мусульманскими военнопленными в военном лагере Цоссен (Zossen), а также другие интересные касающиеся деятельности и руководителей комитета материалы.
Так, в докладной записке подробно говорится о некоем «Комитете в защиту прав магометанских тюрко-татарских народов России», представленном в лице господ Юсуфа Оглы Акчура (Jussuf Olu Aktschura), Али Хуссеинзаде (Professor Dr. Ali Hüsseinsade), Мехмеда Челебизаде (Prof. Mehemed Cselebisade), Мукима Эддина Беджана (Mukim Eddin Bejdschan) (последний был представителем из Туркестана - авт.) Эти лица провели в Будапеште «массированную пропагандистскую работу, чем пробудили живой интерес к «туранскому вопросу», говорится в докладной записке. При помощи некоего Николаса фон Зцемере (Nikolaus von Szemere), они провели в Будапеште собрание, на котором на венгерском и тюркском языках были поставлены некоторые острые политические вопросы, и, в частности, вопрос о тесном сотрудничестве туранских (тюркских) народов в борьбе с русским колониальным владычеством. Кроме того, вышеуказанные персоны имели возможность встретиться со множеством известных и высокопоставленных особ в европейских столицах. В докладе сообщалось, что они собираются приехать в Берлин после своего визита в Вену, которое должно было последовать после визита турецкого маршала Фуад-паши (Fuad Pascha).
После многочисленных встреч и переговоров членов комитета, проведенных с различными официальными и влиятельными гражданскими лицами в Вене, Будапеште и Берлине было принято решение, что в Германии большим тиражом будет выпущено специальное обращение к лидерам и широкой общественности западных стран за подписью руководителей комитета, что и было осуществлено при финансовой поддержке немецкой стороны. В этом довольно длинном и изобилующим подробными историческими ракурсами обращении лидеры комитета информировали главы европейских стран и Америки и широкую общественность об умонастроениях в Русском Туркестане, на Кавказе, в Крыму и Урало-Поволжье.
В нем довольно подробно излагалась политическая история и этнический состав покоренных российской империей мусульманских народов с перечислением национальных характеристик различных тюркоязычных племен и народов. И главное, в обращении говорилось о страстном желании этих в недавнем времени покоренных народов к обретению и восстановлению утраченной ими политической независимости от сильной в военном отношении империи. В своем обращении через средства массовой информации Германии руководители комитета открыто призывали главы европейских стран и США помочь мусульманским народам Российской империи в их борьбе за независимость и политический суверенитет.
Надо заметить, что в то время идея о создании новых национальных государств на землях старых империй от арабского Магриба до Туркестана и Сибири витала в воздухе, став главным лозунгом в антиколониальной освободительной борьбе. И сама идея, и лозунги разрабатывались, поддерживались и распространялись среди колонизованных мусульманских народов Востока политически соперничавшими и воевавшими друг с другом странами-империалистами. Так, в архивных документах говорится о целесообразности поддержания Германией идеи создания национальных государств среди народов Ближнего и Среднего Востока, колонизированных британцами.
Из обращения Комитета, в частности, следовало: «…что же… касается туркмен, то они - народ, созданный для свободы и независимости.» И «…передача этих высококультурных по свидетельству истории народов в корыстные интересы России могло бы означать дачу согласия на их уничтожение. Чтобы избежать этого, освобождение ханств Бухара и Хива от русского подчинения и воссоздание их полной независимости является необходимостью. И Россией узурпированный Туркестан, который сегодня составляет ее лакомую часть, должен снова вернуться в состав бухарского и хивинского ханств. Туркмены демонстрируют такую жизненную и прогрессивную способности, так что даже в одно время английские власти пришли к идее создания большого туркменского султаната. Этому благородному и отважному народу-племени, которого России несмотря на все жестокости, не удалось принести в свое полное подчинение, следовало бы вернуть свободу и независимость. В интересах этого народа-племени, а также ханств Бухара и Хива, объединение тюркских земель с одним из этих ханств, представляется желательным.»
Фотокопия оригинала обращения Комитета по защите мусульманских тюрко-татарских народов России от 1915 г.
И далее о кыргызах: «главная цель, к которой стремятся кыргызы, кто наряду с туркменами являют собой мужественный и склонный к военной организации народ тюркского происхождения, находящийся в настоящее время в русских владениях, совместно со своими культурно развитыми соплеменниками, является стремление к не притесненному развитию собственной национальной организации, и это возможно только через законом гарантированную политическую и административную независимость.»
О тюрках-мусульманах Крыма говорилось, что «…из числа магометан Крымского ханства, то одна большая часть их вынуждена была перебраться в Турцию из-за русской тирании. Но несмотря на это, число жителей Крыма достигает еще полумиллиона человек, и малая часть его оберегает османско-тюркскую культуру. Закабаленные жители Крыма ждут со страстным томлением своего освобождения и требуют, чтобы под покровительством османско-тюркского султаната и магометанского халифата Крым был снова воссоздан.»
О сибирских татарах: «Казанские татары демонстрируют, что из всех тюркских народов, проживающих в России, они наиболее восприимчивы к воздействию западной цивилизации, распространяя её среди соседних народов.»
И «…если Туркестанское ханство, кыргызы (здесь под «кыргызами» подразумевались как собственно кыргызы, так и казахи - авт.) и туркмены смогут вернуть себе свободу, тогда Казань сможет сыграть роль форпоста магометано-тюркской культуры в будущем, но в еще более великолепном виде, чем в более ранние века. Старое Татарское ханство (речь идет о Золотой Орде - авт.) на реке Волге должно возродиться, а бассейн Волги и Каспийское море должны снова стать нейтральными территориями.
Подытоживая данную заметку, следует отметить, что Россия украла у магометано-тюркских народов их элементарные и святые права. Она желает уничтожения всех культурных и жизненных навыков этих несчастных народов.
Мы, тюрки из Казани, Крыма и Туркестана, кто подготовил сей меморандум и кто является представителями вышеназванного Комитета, который создан для представления национальных интересов этих схожих в расовом, языковом и религиозном отношении народов, приносим свою просьбу всему цивилизованному миру.
И наша просьба обращена не только к победоносным противникам нарушающей все права народов тиранической России - к Австро-Венгрии, Германии и Болгарии, но и к нейтральным государствам - Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария и США. Мы надеемся, что знаменосцы западной цивилизации - Австро-Венгрия и Германия, в ближайшем будущем переведут эти народы на культурные пути. И установление восточно-европейских и центрально-азиатских ханств могло бы это стремление в высшей степени облегчить.
А до сего времени мы просим во имя прогресса человечества австрийцев, венгров и немцев о помощи. Венгры и болгары являются союзниками и товарищами по оружию османским тюркам, и кроме того, они также приходятся нам родственными по своему расовому происхождению и братьями.
С воздвигнутыми к нему руками мы обращаемся с просьбой к союзникам и друзьям исламского халифа и великого Турецкого султана, к императору Австрийскому и королю Венгерскому, к немецкому кайзеру и к королю Болгарии, а также к их героическим народам освободить от русских оков тех, кто наиболее дружески расположен к Вам, с Вами связанные народы на востоке цивилизованной Европы и на огромных просторах Азии!»
Такими словами-воззванием заканчивалось обращение Комитета по защите прав магометанских тюрко-татарских народов России к правителям и народам Европы, Америки.
Надо сказать, что как сами руководители комитета, так и их антироссийская инициатива были встречены немцами с большим скепсисом, если не сказать с подозрением. За руководителями комитета была установлена постоянная слежка. Спецслужбы вели за ними наблюдение во всех пунктах их пребывания, отслеживая контакты и разговоры как в помещении, так и на улице. Это говорило о том, что немецкая сторона не проявляла особого доверия к этим людям, хотя они заранее заручились всяческой поддержкой со стороны ряда официальных лиц Османской империи.
Как следует из архивных материалов, немцев интересовала не только их политическая благонадежность, но в первую очередь, какими реальными материальными и человеческими ресурсами они располагали у себя на Родине. И не были ли они просто амбициозными одиночками, искавшими нового счастья и удачи в Европе. В переписке между господином Акчурой и немецкой канцелярией содержится письмо с просьбой выплаты ему и его товарищам надлежащего жалованья для проживания в Европе.
Так или иначе, идея и инициатива, проявленные политическими оппозиционерами царского режима из числа российских мусульман-тюрков в Европе, была подхвачена германской стороной. Все речи и любая информация, исходившая от вышеуказанных лиц, подвергалась тщательному анализу со стороны немецких экспертов-востоковедов на предмет их достоверности. Все их дальнейшие выступления и доклады на публике проходили предварительную цензуру и корректировку немецким МИДом и другими министерствами и службами. В конечном итоге, господа из комитета были задействованы в деле проведения антирусской антивоенной пропагандистской работы и агитации среди военнопленных из числа тюрков-мусульман в различных лагерях для военнопленных, в частности, в Цоссене (нынешняя земля Бранденбург в ФРГ - авт).
Подытоживая, можно резонно предположить, что деятельность основателей вышеуказанного комитета в определенной степени послужила предтечей к созданию известного мусульманского Туркестанского легиона СС, состоявшего из советских военнопленных. Он был одним из этнических легионов вермахта в будущей национал-социалистской Германии, задействованных против СССР в годы Второй мировой войны.
Чынара Исраилова-Харьехузен, кандидат исторических наук.
Продолжение следует.