Добавить статью
20:20 23 Декабря 2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Проблема происхождения хакасов
(16 часть)

(Читать сначала)

(Читать 15 часть)

161223_1

Территория современной Хакасии расположена в Минусинской котловине. Вокруг благодатных степей, где до превращения их в пашни возвышались курганы и могильники разных эпох, расположены горные системы, по краям степи текут реки. Саянский хребет включает в себе таежную зону. В средние века естественно место формирования тюркоязычных предков хакасов не ограничивалась территорией современной Хакасии, включала и территории современного Красноярского края и Кемеровской области.

В Минусинской котловине еще в бронзовом веке появились предпосылки для появления предгосударственной организации. Богатая мифология обитателей окуневской культуры, наличие оборонительных сооружений и святилищ свидетельствует о том, что уже тогда на заре бронзового века окуневцы стояли на стадии формирования государственной организации. Тагарскую культуру раннего железного века связывают с народом динлин китайских источников. Массивные каменные курганы типа Барсучьего Лога и Салбыкского кургана могли возводить только большие массы народа, имеющие отличную организацию и сильную сакральную власть. Поэтому тагарская культура считается государством Динлин-Го, постольку иероглиф го в китайской традиции обозначает государство. Археолог А.И.Мартынов считает, что уже в раннем железном веке в Южной Сибири образовались государственные организации.

Новая этнополитическая ситуация складывается в Минусинской котловине в таштыкскую эпоху. Таштыкцы считаются частью хуннских племен, привнесших тюркский язык в территорию Хакасии. Таштыкцы отождествляются с гяньгунь-кыргызами, по мнению исследователей в это время они переселились в страну динлинов и смешались с ними, дав начало средневековым хакасам. Гяньгуни-кыргызы являлись носителями европеидного антропологического типа и обозначение «хягас» - рыжий, относилось именно к ним. Миф о белокурых динлинах был основан Г.Е.Грумм-Гржимайло в самый разгар господства теории расового превосходства европеидной расы. Следовательно, именно гяньгуны-кыргызы должны считаться тагарцами, динлины же вероятно являются потомками древнего енисейского населения, оставившего карасукскую культуру.

Происхождение имени кыргызов восходит к тюркскому слову кыргыз со значением сражение, война и войско; хотя он связывается с именем черкесов, которых тоже обозначали как керкеты, киргизы. Значит, гяньгуны – северный этнос, покоренный хуннским шаньюем Маодунь, могли быть носителями тюркского языка. Хунны, покорившие гяньгуней-тагарцев, могли относиться к другой группе тюркских языков. В.Я.Бутанаев, опираясь на фольклорное самосознание хакасского этноса, самоназванием тюркоязычного этноса Среднего Енисея считает термин Хонгорай. Выделяется сходство этого имени с этнонимом кунграт-хонкират-хунгират-хунгар. Это название можно возводить к названию хуннов. Следовательно, под этим названием обозначало себя тюркоязычное население Среднего Енисея, считавшееся кыштымами енисейских кыргызов.

Современные тюркоязычные народы были известны под различными названиями, указывающими на их государственную и этническую принадлежность. Казахи выделились от Узбекской орды, часть предков казахов входила в состав Ногайской Орды и Моголистана, русские долгие время именовали их киргизами. Тувинцы в прежнее время именовались урянхайцами, русские обозначали их как сойотов. Алтайцы – потомки телеутов и теленгитов – именовались соседями ойротами и калмыками, так как их предки входили в состав Джунгарского ханства. Так же самоназвание тюркоязычного населения Минусинской котловины во многом определяет отношение к их этнической истории и этногенезу.

В царской России хакасов было принято именовать минусинскими или енисейскими татарами. В общем, все тюркоязычное население Западной и Южной Сибири обозначали под именем татар. Однако на уровне обыденного общения между представителями хакасского народа достаточно четко видно, что данный этноним давно и прочно укоренился в их сознании. Татарами называли хакасов и их южные соседи – тувинцы. В песне, записанной Н.Ф.Катановым, его называют сыном бельтиров и сыном татарского народа. В данном случае «бельтыр» и «татарин» являются синонимами, поскольку бельтырами тувинцы называли всех хакасов (также как шорцы называют их сагайцами). Данный пример свидетельствует в пользу того, что термин этноним татар укоренился в сознании местного населения в качестве этнического [Торбостоев, 2003, c.24].

Считается, что в начале II тыс. н.э. северная граница владений енисейских кыргызов доходила до места слияния Ангары и Енисея, где находился город Кикас, и «город тот принадлежит к области киргизов». Таким образом, владения кыргызов распространялись вплоть до низовьев Ангары, где, по сведениям Рашид-ад-дина, находился белокаменный кыргызский город Кикас [Савинов, 2008, с.121]. Однако легенду о белокаменном городе на Среднем Енисее упоминают и иностранные путешественники в XVI-XVII вв. [Алексеев, 1941]. Таким образом, рассказ о существовании огромного белокаменного города рядом с Полярным кругом можно считать бродячим мифом, миражом. Во всяком случае, пока археологами не обнаружены остатки его стен и домов.

Таким образом, возможно, алакчины или татары Ангары могли жить и в Северном Приангарье или на Среднем Енисее. В труде Рашид ад-Дина говорится, что их области (видимо алакчинов или татар) соприкасаются… далее пропуск, следует догадаться, что речь идет о кыргызах. Современные хакасы, имеющие самоназвание тадар кижи, состоят из племен качинцев и сагайцев, сформировавшихся на Среднем Енисее, в районе современного Красноярска.

В 1976 г. Л.Р.Кызласовым была обнаружена в Хакасии, близ р.Уйбат стела с рунической надписью (девятый памятник с Уйбата), изданный И.Л.Кызласовым, а затем повторно прочтенной и интерпретированной С.Г.Кляшторным [Кызласов, 1987, с.21-22; Кляшторный, 1987, с.33-36]. В первой строке этой надписи упомянут «татарский враждебный эль» и сообщается о выплате татарами дани или контрибуции [Кляшторный, 1993]. В деле это надпись могла быть написано значительно позже и свидетельствовать о покорении хакасами племени татар.

Сагайцы считаются потомками монгольского племени сакаитов, возможно, они также являются потомками татар сог-по. То же самое следует сказать о качинцах рода соххы. Таким образом, их действительно можно причислить к потомству единого народа татар. Татары саха могли содействовать распространению тюркского языка среди самодийских и енисейских родов Среднего Енисея и таежной зоны Кузнецкого бассейна.

В этой связи интересным представляется происхождение традиционного инструмента хакасов – чатхана. Впервые описание сибирского варианта продолговатой цитры отмечено в исторической хронике в связи с характеристикой народа улохэу, который жил в верховьях Амура и Забайкалье. Цитра улохэу имела форму деревянного короба с девятью струнами и кожаной декой. По описанию цитра напоминает хакасский чатхан и мифологический «струнный бубен» саха [Шейкин, 2002, с.353]. Дело в том, что улохэу - это те же южные шивэй, превратившиеся в буир-нурских татар. К тому же термин улохэу реконструируется как урянхай, этим термином обозначали тюркоязычные народы Южной Сибири.

Уже в раннем средневековье образовалось государство енисейских кыргызов, просуществовавшее вплоть до их ухода в Джунгарию в начале XVIII в. Хакасы представляются их ближайшими этническими потомками. Поэтому в 20-х г. XX в., когда в рамках Хакасского уезда, преобразованного в округ, потом в автономную республику, происходило формирование хакасской народности, были предложения переименовать минусинских татар в кыргызов. Однако наличие народа и республики с таким названием в Средней Азии помешало образованию в Сибири народа с аналогичным именем. Поэтому, обратившись к китайским источникам, вынули слово «хакас», которое, по мнению ведущего китаиста С.Е.Яхонтова, не что иное, как одна из искаженных китайских транскрипций этнонима «кыргыз».

Население Кыргызской земли «хакасами» стал называть именно Л.Р.Кызласов. По мнению Л.Р.Кызласова, кыргызской землей владел княжеский род кыргызов, кыргызы являлись сеоком среди подчиненных им кыштымов. При этом он исходил из исторических реалий XIX-XX вв., когда сеок кыргыз был представлен среди качинцев и сагайцев наравне с другими родовыми группами [Кызласов Л.Р. 1984]. Следовательно, имя хакас по нему объединял как кыштымов, так и господствующий род кыргызов.

Фольклорные источники могут дать много полезной информации при изучении вопросов этногенеза. Но часто они абстрагируются из поздних этнических реалий и вряд ли могут иметь отношение к древней истории этноса. На основе отрывочных сведений хакасского фольклора, выдвинута версия о единой этнополитической организации хакасского народа с названием «хоорай», а в русских документах «хонгорой» соответствующего понятию «Кыргызской земли». Утверждается, что кыргызы и кыштымское зависимое население составляли общность – Хоорай [Бутанаев, 1992].

С.Г.Кляшторный считает, что этноним «татары» существует на территории Саяно-Алтая с конца XIV века, когда владения ойратов (куда вошла и территория Хакасии) официально стали называться «Дадань». Чуть позже, в 30-х гг. XVIII века Г.Ф.Миллер отнес коренное население Хакасско-Минусинского края к части одного большого народа – татар, проживавшего на территории от Тобола до Енисея [Миллер, 1999, 1-2]. При этом он разделил основную часть тюркоязычного населения и ряд мелких племен нетюркского происхождения – аринцев, камашинцев, котовцев и койбалов – которые платили ясак киргизам. Далее он отметил, что «от этого еще и сейчас татары называют их бранным словом кыштымы» [Миллер, 1999, 66].

В китайских источниках, относящихся ко времени правления династии Тан, название племени гяньгунь (цзянькунь) эпохи династии Хань и шаньюя Маодунь стало отождествляться со средневековым обозначением кыргызов - хягясы, хагасы (сяцзясы): «Хакас есть древнее государство Гяньгунь». В рунических памятниках упоминаются кыргызы, отождествление их с хягясами (сяцзясами) и гянгунями (цзянькунями) китайских летописей стало неоспоримым [Худяков, 2001].

Н.А.Сердобов считал недопустимым именовать енисейских киргизов хакасами, так и относить киргизов к отдельному роду [Сердобов, 1971]. Отдельное мнение по этому поводу имел Н.В. Кюнер, он считал, что этнонимы хакасы и кэргизы в монгольскую эпоху XIII в. обозначали различные группы (части) одного и того же народа [Кюнер, 1958, c.203]. Для имени кыргыз существуют более ранние транскрипции — гйегу, гйегунь, гяньгунь, поэтому термин хягас имеет самостоятельное происхождение [Кюнер, 1954, c.120-121].

В китайском оригинале говорится, что слово «хягас», т.е. рыжий, служило обозначением кыргызов их соседями – древними уйгурами. До сих пор в якутском языке есть слово кугас с тем же значением – рыжий. В источнике говорится, что гяньгуны (кыргызы) смешались с динлинами и их потомки имели рыжие волосы и голубые глаза.

Согласно трактовке И.Л.Кызласова, современной производной формой от исторически реального в домонгольскую эпоху этнонима хакас является имя хаас. Одна из групп хакасов — качинцы действительно называют себя хаас или хааш. По данным письменных источников, до начала XVIII в. носители этого имени обитали на северной периферии долины Среднего Енисея в районе Красноярска, где до сих пор протекает р.Кача. Согласно свидетельству Г.Ф.Миллера, русское название качи или качинцы появилось в XVII в. и связано с названием самого крупного сеока хашха (хасха). Русская форма качи затем была перенята хакасским населением как хааш (хаас), но уже в значении общего обозначения скотоводов Качинской степной думы [Бутанаев, 1992, c.52-76].

Согласно К.Г.Копкоеву, енисейские кыргызы в племенном отношении были качинцами. По его мнению, название Езерского княжества произошло от сеока качинцев «ызыр» и будто бы качинцы составляли основную часть населения этого княжества [Копкоев, 1960, c.146-158].

По мнению Л.И.Шерстовой, не происходило массового включения кыргызов в качинскую общность. Качинцы, кызыльцы, сагайцы, бельтиры явились потомками «кыштымов» и в их этническом самосознании прослеживается противопоставление кыргызам. К началу XX в. в Минусинской котловине идет формирование трех этнотерриториальных объединений: качинцев, кызыльцев и сагайцев [Шерстова, 2008, c.177-180].

После массового угона кыргызов в Джунгарию произошла кыштымизация. В ход пошел термин, навязанный со стороны, – «татары», и сейчас даже сами хакасы называют себя «тадар». Так, кызыльцы рассказывали, что раньше они жили по Тоболу и Иртышу, входя в Кучумово ханство, после его гибели откочевали на восток. Н.А.Томилов выделяет культурный комплекс, сближающий кызыльцев с сибирскими татарами [Шерстова, 2005, c.173]. Сагайцев Л.И.Шерстова тоже считает пришельцами в долине Абакана: еще в конце XVII в. они жили в Верхотомье и на реке Балыксу [Указ.соч. c.170].

К.М.Торбостоев также считает, что после ухода в 1703 г. енисейских кыргызов освободившиеся территории стали заниматься жителями притаежных областей Северного Алтая, Прииртышья, Восточных Саян и др. родовыми группами некыргызского происхождения, которых ранее обозначали термином «кыштымы». Однако, по его мнению, противопоставлять эти группы населению «Кыргызской земли» (Хонгороя) нельзя. Енисейские кыргызы, которые возвращались на родину предков вошли в новые этнотерриториальные группы (качинцы, сагайцы, койбалы, кызыльцы, бельтиры). Также происходило растворение небольших кето и самоедоязычных этнических групп в составе тюркоязычного населения Минусинского края [Торбостоев, 2003, c.24]. Так, аринцы, коты-байкотовцы, камасинцы вошли в состав хакасов. В формировании качинцев участвовали многочисленные семьи монголоязычных джунгар, бежавшие от геноцида со стороны Цинов.

Согласно исследованиям тюркологов, слово «хонгорой» восходит к географическому обозначению горностепных просторов Минусинской котловины. В эпоху позднего средневековья при возрождении кыргызской государственности имя «Хонгорой» стало политическим знаменем, под которым объединились различные по происхождению, но единые по месту проживания этнические группы. По утверждению В.Я.Бутанаева, среди новорожденного хонгорского этноса (по хакаски «хоорай») ведущую роль заняли потомки кыргызских родов [Очерки по истории Хакасии, 2008, с.194].

В этнотопониме хоорай / хонгорай усматривают монгольское название. Это предполагает участие монголоязычных племен хори или хонкират / кунгират в этногенезе хакасов, после завоевания монголами страны енисейских кыргызов [Майногашева, 2008, c.111-116]. По словам Б.И.Татаринцева, по своей форме тув. хоорай «город» восходит к достаточно древнему тюркскому слову, выступающему в качестве этнонима и нарицательного обозначения народа вообще. По тувинским материалам, Хоорай и его варианты служили названием местности (страны), находящейся к северу от Тувы, на Среднем Енисее, и ее населения [Татаринцев, 2009, c.118].

Прежде всего зададимся вопросом, есть ли соответствие этому термину в восточных и китайских источниках, если он имел столь широкое бытование в средние века, обозначая всю совокупность объединения хакасских племен? Что интересно, такое объединение в Среднем Енисее и в Северном Приангарье действительно имелось. Это многократно потертые в советской историографии сведения о племени кури в арабо-персидском источнике X в. Сведения об этом племени появляются в связи с рассказом о стране енисейских кыргызов и их кыштымах – данниках.

Безусловно, современные хакасы являются потомками кыргызов Енисея и в политическом, и в историческом отношении. Поэтому они имеют полное право именоваться хакасами и кыргызами. К тому же название хакас прочно укрепилось в качестве административного и научного термина, ассоциировавшись с тюркоязычным населением Минусинской котловины, отражая этническую преемственность и историческую непрерывность на ее территории.

В то же время нельзя не отметить противопоставление в архивных документах татар и кыргызов, отдельное упоминание кыргызов. Так что до вхождения в состав Русского государства эти три группы воспринимались как отдельные этносы. Объясачивание в пользу Москвы обозначало уничтожение кыргызской элиты, кыргызских княжеств. Поэтому новые административные единицы, образованные на месте кыргызских княжеств, уже носили названия родов кыштымов. Надо отметить, что не было отдельного народа под названием кыштым. Хотя в средневековых восточных источниках говорится о племени «кишдем» или «куштеми», которых ловили и употребляли в рабство кыргызы, под этим именем видимо фигурируют предки северных алтайцев и шорцев. О кыштымах, фури-кури говорится, что они являлись частью народа кыргызов. Следовательно, кыштымы и кыргызы различались не в этническом и языковом плане, а между ними существовало социальное различие.

В исследованиях томского этнографа Л.И.Шерстовой, полностью отрицается наличие в прошлом и настоящем у народов Южной Сибири самоназвания «татар» («тадар»). Таким образом, этноним татар становится обозначением тюркоязычного населения Сибири после прихода русских. Это связано, безусловно, с этническими процессами и этнополитической ситуацией сложившейся в Южной и Западной Сибири после XIII в. Вхождение кыргызов Енисея в состав Монгольского улуса связано с началом нового витка в этногенезе хакасского народа, как и присоединение к Русскому государству привело к формированию совершенно нового этноса в Минусинском крае.

Следует подчеркнуть, что татарские этносы Сибири не имели ничего общего с монголо-татарами и очень слабые этнические связи с поволжскими и другими западными татарами. Но этот термин обозначал тюрко-монгольскую метисацию в Южной Сибири, участие тюркских групп в походах и монгольских ханов, формирование новых территориальных структур в составе татарских ханств. Поэтому термин татар обозначает этнополитическое единство сибирских тюрков в постмонгольский период. Разделение этого единства сибирских татар по названиям рек и речек, по которым они обитают (абинские, чулымские, абаканские, барабинские), связано с гибелью государственного объединения, во главе которого стояли чингизиды. В пределах Среднего Енисея потомки средневековых кыргызов после изгнания монгольских войск сумели возвратить былую власть и даже снова создали пять княжеств, существовавших в домонгольский период.

Взятый из фольклорных источников В.Я.Бутанаевым термин хонгорай применяется в качестве альтернативы китайскому слову хакас. Есть и сторонники этого имени, и противники переименования. Таким образом, термин хакас за почти 90 лет существования стал восприниматься современными хакасами в качестве самоназвания, как и слово тадар – обозначение минусинских тюрков, данное им русской администрацией, прочно укрепился в качестве названия в народе. Будет ли термин хонгорай также восприниматься в качестве самоназвания - это вопрос времени.

В.Я.Бутанаев в своих многочисленных научных трудах убедительно доказал преемственность между современными хакасами и средневековыми кыргызами. Фольклорные, языковые и этнографические материалы, приводимые им, доказали, что хакасы являются потомками енисейских кыргызов. Еще Л.Р.Кызласов доказал величие и мощь Кыргызского каганата, находя остатки городов в территории Минусинского края и доказывая влияние аскизской культуры вплоть до Восточной Европы и Дальнего Востока. Так что повезло хакасам с изучением своей древней истории благодаря таким великим ученым. Увы, этого нельзя сказать про тувинцев, алтайцев, саха.

Фольклорные источники хакасов подтверждают историческую преемственность от кыргызов. Наиболее почитаемым героем хакасских преданий является Ир Тохчын. Он жил в устье р.Абакан под горой Ызых, был великим богатырем и прекрасным хайджи. Имя культурного героя восходит к древнетюркским словам: ир – «муж, воин» и титулу тохчын (туксин) – «человек, занимающий третью после хана ступень в тюркской административной иерархии» [Бутанаев, 2008, с.159].

В начале XVII в. первые русские послы главу «Кыргызской земли» величали «кирбицким царем», т.е. признавали его суверенитет. Н.Козьмин считал, что объединение кыргызов в XVII в. «было именно государство, но находящееся в упадке». В.И.Огородников считал, что «Кыргызское государство дожило до XVII в. лишь в виде обломков» [Очерки по истории Хакасии, 2008, с.197].

Кыргызы и тубинцы в XVII в. составляли одно целое с маторами и другими племенами, находившимися в положении кыштымов. Постепенно путем упорных войн кыргызы распространили свою власть далеко за пределы приенисейских степей. Кыргызам нужна была пушнина, а ее они могли получить только путем объясачиванья таежных звероловов. Тубинцы в течение всего XVII в. с успехом оспаривали у русских бассейн реки Канна, непосредственно связанный с бассейном Упсы (Тубы), и собирали ясак с каннских татар и с камасинцев. Киргизы и тубинцы проникали еще дальше на северо-восток, под Удинский острог, и брали ясак с бурят. На запад киргизы распространили свою власть на верховья Оби – Чулым, Кондому, Мрасу и Бию. До основания Томска даже далекие еуштинцы, «князь Тоян со всеми своими тоянцы», платили им дань, были их «лучшие холопы». И после того как в Томске и Кузнецке создались русские военные центры, они продолжали ездить в Мелесские и Ачинские волости за ясаком [Бахрушин, 1955].

Именно сильные потестарные традиции кыргызов долго мешали русским завоевать Минусинский край. Согласно исследованиям В.Я.Бутанаева, в облике хакасского фольклорного героя Оджен-бега раскрывается исторический портрет известного кыргызского князя Еренака Ишеева. Он указывает, что по отношению к кыргызским князьям употреблялись титулы – яйзан-бахши, тархан-яйзан, мерген-тайши, яйзан-кашка, но ни в одном русском документе XVII в. не встречается титул бег [Бутанаев, 2008, с.175-176].

Существовали и другие названия, объединяющие тюркоязычное население Минусинского края в раннем средневековье, как господствующее племя кыргызов, так и покоренных динлин. Этим словом можно назвать слово хягас или в русской огласовке хакас. Так же источники говорят о большем народе кури, входивших в состав кыргызов Енисея. Это название можно отождествить с термином хоорай. Забывается другое общее обозначение кыргызов как Саяно-Енисея, так и Тянь-Шаня. Это бурут.

Термин хакас равнозначен имени кыргызов. Притом имя кыргыз относилось не только к аристократии, но обозначало все население, входившее в состав Кыргызского каганата, потом и отдельных княжеств. Термином кыштым обозначались племена, проживавшие на окраине государства, с которых собирался ясак. Именем хоорай или хонгорай мог обозначаться вся совокупность тюркоязычного населения Саяно-Енисея. Конгурей – страна городов, потерянное государство предков, воспевается в песнях тувинцев и алтайцев. Безусловно, в этом отразилась общность судьбы тюрков Саяно-Алтая, имевших мощные государственные образования в лице Кыргызского каганата и Джунгарского ханства.

Хакасы и кыргызы – оба этноса являются потомками енисейских кыргызов. Кыргызы могли уйти из Саяно-Алтайского нагорья лишь после похода Джучи в 1224 г. В этой связи интересны сведения Юаньши о переселениях племен кыргыз, кули-ангу-хэшэ и усухань в Наян (Маньчжурию). Возможно, после падения Юаньской империи предки современных кыргызов через территорию Монголии могли прикочевать в Тянь-Шань. Ойраты, как и кыргызы Енисея в начале XIII в. были небольшим «лесным» народом, что не помешало им значительно увеличиться в численности и основать могущественное ханство. Видимо, то же произошло с кыргызами, ушедшими в просторы Центральной Азии. Енисейские хакасы и тянь-шаньские кыргызы - такие же две ветви одного крупного племени как волжские и дунайские булгары. Однако смешение с местными народами, привело к значительному различию в менталитете, в языке и в родовом составе.

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: племя Тумат
(21 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Баргуты - поиск потомков в евразийском регионе
(20 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Бома (алаты) – предки алат кыргызов
(19 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Ангарская провинция кыргызов
(18 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Алтайцы – этнос, наиболее близкий к кыргызам
(17 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Этнонимы «бурут» и «бурят» имеют единое происхождение?
(15 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Монгольские народы и кыргызы - общность исторических судеб в Центральной Азии
(14 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Меркиты – загадочное племя Центральной Азии
(13 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Загадочное племя кереитов
(12 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Найманы и кереиты: исчезнувшие племена «неизвестного происхождения»?
(11 часть)

Еще статьи

X
Для размещения комментария авторизуйтесь
АКИpress. Новости Кыргызстана, которые интересуют всех.


Закрыть