Добавить статью
16:48 28 Декабря 2016
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Алтайцы – этнос, наиболее близкий к кыргызам
(17 часть)

(Читать сначала)

(Читать 16 часть)

Altais

Обычно процесс этногенеза народов приурочивают с современной территорией обитания. Поэтому регионом формирования алтайской народности считается Горный Алтай, горные районы которого изолированы от степной зоны. Усть-Коксинский район, расположенный на Уймонской долине раньше был почти изолирован от остального мира, это раньше был настоящий затерянный мир. То же самое можно сказать про Улаганский район, куда вплоть до 80-х гг. прошлого века можно было добраться только вертолетами. Так как узкий проход между горных хребтов был практически закрыт. Глубокая тайга также изолировала жителей Турочакского района, где в черневой тайге вокруг Телецкого озера сохранились малочисленные этносы: теленгиты, тубалары и челканцы. В Кош-Агачском районе расположено высокогорное плато Укок. В горных районах обычно веками сохраняется древнее население. Прекрасным примером является Северный Кавказ. Следовательно, и в Горном Алтае могли сохраниться реликтовые этнические группы.

Загадкой является тот факт, что алтайцам не известен тюркский этноним Огуз, зато есть племена, название которых сходствует с китайским наименованием предков огузских племен – теле. Это название пытаются воспроизвести как терек или связать с динлинами. Видимо, термин огуз возник в период существования Орхонского каганата как политический термин, обозначая покоренные тюрками-тугю племена теле. Поэтому он не известен в Горном Алтае и там сохранился старинный этноним теле. В телеутах можно увидеть прямых потомков древних телесцев – гаогюй. Об этом говорить и присутствие носителей названий телеских племен аба и киби в лице представителей сеоков аба и кобый. Теленгиты являются потомками телеского племени доланьгэ, сохранившегося вплоть до монгольских времен в лице племени теленгут. Телесы тоже упоминаются в монгольских хрониках как племя тулас. Следовательно, племена Горного Алтая также входили в состав лесных народов Баргуджин Тукума. Тот факт, что только в Алтае сохранились прямые потомки теле, говорить об их изолированном существовании в горных районах.

Б.Р.Зориктуев ставит знак равенства между теле и тюрками, то же самое можно сказать и об огузах, тождественных с древними тюрками. Китайский этноним теле воспроизводится как терек, что очень близко к тюрк или турук. Следовательно, телеуты или теленгиты - это не потомки племен теле, и их название не воспроизводится от имени теле. В телеутах и теленгитах можно увидеть потомков древних динлинов.

В древних тюрках принято видеть прямых потомков хунну. Но древние тюрки как сложившийся этнос вышли из гор Алтая. Их формирование связано с синкретичной булан-кобынской культурой, сформировавшейся из слияния пазырыкцев, считающихся ирано-самодийцами с пришлыми хуннами. Поэтому Горный Алтай можно считать прародиной тюркских народов. К тому же язык хуннов относили к тюркским, монгольским и тунгусским языкам. Поэтому его можно назвать праалтайским.

Современные алтайцы хранят древние легенды о происхождении древних тюрков от волчицы, хотя вполне вероятно, здесь прослеживаются влияние трудов Л.Н.Гумилева: «В древние времена в горах Алтая, жили тюркские племена, они были раздроблены. В это время в территории современного Кыргызстана жили племена алан. Аланы нападали на тюркские племена. Однажды они напали на тюркский род Ашин, убили всех мужчин, оставили шестилетнего мальчика, ему отрубили руки и ноги. Когда они ушли, Бог Тенгри отправил синюю волчицу. Она спустилась и взяв этого раненого мальчика привел в горы. По древнекитайским письменам, место, куда она привела мальчика - это слияние двух рек – Катуни и Чуи. Там есть пещера вход в благодатную долину и там она превратилась в девушку и вылечила мальчика. Когда он вырос, у него родилось десять сыновей. Они объединили тюркские племена и разбили алан, завоевали полсвета» [ПМА 2014, Экспедиция в Горный Алтай, Информация от В.Урчумаева].

Люди, принадлежавшие к одному роду, считаются родственниками. Они называют себя карындаш, что означает «единоутробный». У южных алтайцев насчитывается около 30 сеоков. Наиболее многочисленными родами являются сеоки кыпчак, толос, тодош, майман, иркит. Каждый сеок имеет своего родового хранителя. Это может быть родовая гора, родовое дерево и родовое животное. Телецкое озеро является родовым хранителем для сеоков толос, алмат, тас и кобок.

Древнетюркские корни прослеживаются у сеоков телес и тодош. В них можно увидеть потомков крыльев древних тюрков: тёлёс и тардуш. Видимо, такие две фратрии имелись у древних тюрков в начальный период существования их в горах Алтая. В сеоке Ярык можно увидеть потомков тюркского племени джарук. Если хакасов принято считать потомками енисейских кыргызов, то алтайцев следует считать прямыми потомками древних тюрков.

По информации, полученной от Кыдраша Нёкуровича Шумарова, тёлёсы поклонялись волкам. Старинная присказка о тёлёсах говорит: Тёрт тёлёс тёрт былажып тёбёлёскён – «Четыре телеса почетное место не поделили, друг друга по голове били» [ПМА, 2014: информация от К.Н.Шумарова, Онгудайский район, с.Кулады]. Значит, четыре тёлёса не смогли поделить почетное место. Другая присказка подчеркивает их могущественность: Тёнён дьал малы чох, тёлёстён кёп чон чох. По легендам, тёлёсы отразили нападение казаков, воевали с ними, у них было огнестрельное оружие [Там же].

В первой половине н.э. именно в Горном Алтае происходил процесс формирования древних тюрков, его можно назвать прародиной древних тюрков. Поэтому в Горном Алтае до сих пор можно найти прямых потомков древних тюрков, часть которых осталась на своей родине после ухода большей части в степи Центральной Азии. Так, кумандинцы состояли из родов со и куманды. В куманды можно увидеть потомков древних куманов – кыпчаков. Кумандинцы до сих пор сохранили предания о своих голубоглазых и русоволосых предках – легендарном народе дин. В них видят динлинов. Следовательно, кумандинцы могут являться потомками угро-самоедоязычных динлинов. Хотя этноним куман, кубан - тюркский и восходит к тотемному названию куба – лебедь. В сеоке куманды можно видеть потомков древних кыпчаков, формирование которых, видимо, связано с территорией Алтая. По древнетюркскому генеалогическому преданию, они вышли из страны Со. Этот этноним связан с качинским сеоком со, соххы (во множ. числе - сахалары). Их в свое время связывали с саха. Предположительно, происхождение носителей этого этнонима связано с саками.

Согласно Л.П.Потапову, к северным алтайцам принято относить следующие родоплеменные группы: 1) Тубалары (Туба-кижи, множ. число - Тубалар). 2) Челканцы, расселившиеся в бассейне р.Лебеди и особенно ее притока Байгола. 3) Кумандинцы, живущие по берегам Бии от р.Лебеди вниз, почти до самого Бийска. 4) Шорцы, обитающие в Кузнецком Алатау в верхнем течении р.Томи и ее притоков: Кондомы и Мрассы. Южные Алтайцы еще во второй половине 19 в. делились на три родоплеменные группы, каждая из которых занимала вполне определенную территорию Горного Алтая. Г.Н.Потанин во время своего путешествия в конце 1870-х годов записал со слов южных алтайцев следующих три, как он выразился, "отделения" тюркского племени русского Алтая: Алтай, Теленгит и Тёлес [Потапов, 1969].

К глубокой древности относится формирование североалтайских этносов. Так, в легенде о происхождении предков древних тюрков упоминается человек, превратившийся в Лебедя. В них можно увидеть лебединцев, т.е. челканцев. Челканцы разделялись на два сеока, которые по-челкански именовались: Чалканыг и Шакшылыг [Потапов, 1974]. В старинном предании о сеоке Шакшылыг говорится, что предки людей этого сеока жили раньше около Телецкого озера. При нападении кыргызов якобы спасся один парень, спрятавшийся под доской [Потапов, 1957, с.161-168]. По данным Л.П.Потапова, шакшылыги были в бассейне Байгола не аборигенами, а пришельцами. Он считал этот род телесским по происхождению, исходя из запрета на браки шакшылыгов с телесами и целого пласта скотоводческих, степных элементов [Там же]. Насчет другого рода - Чалканыг/Шалганну, проанализированного Потаповым, их характеризуют как аборигенов своих мест, кровно родственных с тубаларами и шорцами [Там же].

Одно из самых распространенных общих самоназваний тубаларов – йыш кижи, что означает «человек черновой тайги». Отсюда их обычное название в литературе – «черневые татары». Современные тубалары называют себя также «тубаларами» и реже - «татарами» [Функ, Сарбашева, 2006, с.491].

Как считают В.Д.Славнин и Л.И.Шерстова, в этногенезе тубаларов значительную роль играли представители Кондомских волостей начала XVII в., вытесненные из Кузнецкой землицы. Вторым основным компонентом стали автохтонные общности Верхней Бии и прителецкой черни у северного берега озера (комляж, тиргеш-кергеж, юс). И на эту основу наложились телесско-теленгитские и саянские (тувинско-самодийские) пласты, все это привело к сложению общности, получившей от соседей название «тубалар». Термин «туба» закрепился в сознании окружающего эту общность населения с подвижками населения с Саян в предджунгарское и джунгарское время [Славнин, Шерстова, 2008, с.64].

По В.В.Радлову, черневые татары состояли из пяти племен. Среди этих племен упоминаются кюзены, тиргеши, кемнеши и паланы, юсы, и торгулы [Радлов, 1989, с.68]. Л.П.Потапову удалось зафиксировать семь собственно тубаларских родов и два пришлых – ялан (или тогул) и ярыг [Потапов, 1935, с.494].

Согласно Н.В.Екееву, с Нижнего Прииртышья на Северный Алтай после разгрома Сибирского ханства связано появление родов тас, чагат, тогус, тибер, jарык, jус, кузен, шалканду и сагал. Об этом свидетельствует и исторический фольклор. По одним данным, предки алтайцев расселялись вплоть до Урала, некоторые алтайские роды считались подданными хана Кучума. Кузнецкие телеуты, кумандинцы, челканцы и значительная часть тубаларов (кюзены, чагаты, юсы) иногда использовали как самоназвание этноним «тадар», т.е. татар [Екеев, 2011, с.81].

Первые упоминания о телеутах в русских исторических документах относятся к началу XVII в. В тот период телеуты кочевали в Верхнем Приобье и представляли, по словам историка И.Э.Фишера, «знатнейший народ Сибири». Телеутское княжество, возглавляемое князем Абаком, являло собой одно из наиболее сильных и влиятельных на юге Западной Сибири государственных объединений [Функ, 2006, с.177]. Сложение группы «бачатских телеутов» происходило в результате ассимиляции телеутских родов-мигрантов различных тюркоязычных групп – тюльберы, ач-кыштымы, тогулы и др., живших в Кузнецкой котловине и на Средней Томи задолго до появления здесь собственно телеутов [Функ, 2006, с.179].

По преданию тюрков, кости людей каждого рода сделаны из дерева особой породы. Алтайцы считают, что каждый род имеет свое родовое дерево – джайаачы, от которого он ведет свое происхождение. Родовым деревом у сеоков майман, кыпчак, мундус, кергил является береза (кайын); у сеока монгжаан – кедр (мош); у сеоков тодош, чапты и байлагас – молодая лиственница (чет); у сеока кебек – можжевельник (арчын); а у сеоков сойон и алмат – тальник (тал).

Раньше каждый род имел своего почитаемого животного или птицу. Такое животное называлось байана. Для сеока майман им является косуля, глухарь, орел, собака; у мундусов – беркут (муркут), сова, бык (бука); у комдошей - выдра; у кебеков – волк (бору), а у тодошей – заяц (койон). Охотники в разговоре не называют конкретным именем свое родовое животное, а используют косвенное описание [Лебедев, 2009, с.18-19].

Так название рода кыпчак происходит от слова кабук (кыбчак), означающего дуплистое дерево. Согласно алтайским преданиям, кыпчаки произошли в одном случае от змеи, а в другом - из зернышка кедрового ореха, принесенного журавлем в свое гнездо [Лебедев, 2009, с.69].

Сеок кыпчак один из многочисленных родов Республики Алтай. В алтайском фольклоре рассказывается о том, что один человек раздает кыпчакам часть конины. Интересна версия, объясняющая возникновение рода тумат кыпчак: человек из рода кыпчак в обмен на соль – тус - берет ребенка из племени туба северных алтайцев. Ребенка называет Тумат Кыпчак. А.С.Тебеков сообщил Ядановой, что тотемным животным рода кыпчак является волк: во время войны бродячего ребенка вскормил волк, поэтому в знамени кыпчаков нарисован волк [Яданова, 2013, c.110].

По народной этимологии названия трех родственных сеоков иркит, мÿркут и меркит происходят от слова мÿркут (беркут), ибо, как повествует легенда, первопредком носителей этих этнонимов был беркут, преображенный по воле бога в мужчину [Дыренкова, 1926, с.252]. Такие же сведения имеются о роде меркут среди монголов-торгаутов (торгоутов).

Ключевую роль в формировании алтайской народности сыграло существование Теленгитского ханства. Нынешние теленгиты и телеуты, а также представители их сеоков, принимавшие участие в сложении алтай-кижи, являются незначительным остатком многочисленного этноса, переселенного джунгарами в глубь Центральной Азии и полностью там погибшего вместе с гибелью Джунгарского ханства.

Утверждая о наличии среди алтайцев найманов, отождествляют их с майманами, которых можно назвать отдельной этнографической группой в составе алтай-кижи. Майманы Горного Алтая могли получить свое имя от названия речки Майма. Но у них есть предание о появлении предков с дальних мест, когда большая часть народа была истреблена врагами [Тюхтенева, 2004, c.38-42].

Но Алтай также затронули бурные события кыргызского, монгольского, ойратского владычества в степях Центральной Азии. Так, на формирование алтайцев большое влияние оказали кыпчаки, сохранившиеся в качестве отдельного сеока. Связь маймаларов с найманами гипотетична и основана на случайном сходстве этнонимов. В Горном Алтае оказались меркиты, бежавшие из Забайкалья от полчищ Чингисхана.

Джунгары или ойраты оказали огромное влияние на формирование алтайского этноса. Об этом говорит и обозначение алтайского этноса как Ойрот. Безусловно, оседание монголоязычных ойратов в Алтае, бежавших от геноцида со стороны Цинской империи, сыграло огромную роль на формирование алтай-кижи. Но они, как и ранние мигранты, растворились в составе тюркоязычных потомков древних тюрок и теле.

По взглядам Н.Я.Бичурина, этнонимы ойрат и уйгур имеют одинаковую семантику близкие, союзные. Бурятский ученый Д.Банзаров считал, что этноним ойрат означает «лесной народ». Значит, этнонимы ойрат и уйгур почти тождественны. В.В.Радлов попытался обосновать идею о том, что ойрат вообще произошел от уйгур. Согласно Г.Рамстедту, термин ойрат происходит от слова огуз [цит по: Екеев 2011, с.71].

В источниках XIII в. упоминается племя тулас, часть народа баргут. Следует напомнить, что Горный Алтай со времени арабской летописи «Худуд-ал-Алам» (983 г.) назывался горной страной Тюлес (Тулас), по имени крупного племени алтайских тюрков – тёлэс [цит. по: Екеев, 2011, с.37]. Таким образом, смело можно сделать вывод, что под туласами в летописях упоминаются предки народа алтай-кижи. Любопытно, что туласы считаются частью народа баргут, а в более поздних - ойратов. В то же время ойраты – это самоназвание алтай-кижи, в источниках предки алтайцев также упоминаются под именем ойратов.

Известно, что этническое формирование алтайцев происходило и в составе Джунгарии, о чем свидетельствует их родовой состав – сёоки "чорос", "тумат", "тербет", "чагандык" связаны с ойратским периодом [Екеев, 2011]. В память о вхождении алтайцев в состав Джунгарии российская администрация в отношении них использовала этнонимы "калмык" и "ойрот" [Тадина, 2009, с.424]. А диаспора казахов, живущая в Горном Алтае на протяжении полутора столетий, называет алтайцев "калмаками", что связано с периодом противоборства Казахских ханств и Джунгарии [Тадина, 2008].

Территория складывающейся общности, центром которой были юго-западные районы Центрального Алтая – «канские, каракольские земли» - распространялась отчасти и на нынешный Восточный Казахстан. Кан-каракольские («урянхайские») кочевья вплотную подходили к собственно джунгарским владениям. Основную тенденцию этнического развития Горного Алтая вплоть до середины XVIII в. можно определить как начальный этап сложения этнотерриториальной канн-каральской общности [Шерстова, 2006, с.384].

В то же время к середине XVIII в. следует отнести формирование в западной половине Центрального Алтая особой этнической общности, в которой наряду с тюркским (телеуто-теленгитским) субстратом определенную роль сыграли ойратские этнические компоненты. «Алтай-кижи» и «алтайцев» Л.И.Шерстова предлагает рассматривать в качестве наследников этих «калмыков» и «ойратов» [Шерстова, 2005, с.49].

Телеуты, теленгиты и телесы в прошлом были единой, тюркоязычной общностью [Потапов, 1969, с.44]. Этот единый этнос в начале XX в. принимал участие в этногенезе трех самостоятельных этносов: алтай-кижи, теленгитов и бачатских телеутов, к которым примыкают томские телеуты [Шерстова, 2005, с.49].

Интересным взглядом на древнюю историю Горного Алтая являются народные представления в изложении Н.А.Шодоева, основателя учения «Билик». Самыми первыми жителями Алтая были сартакпай, люди крупного телосложения. Сартах в алтайском языке обозначает колосья, зерно, значит, они были земледельцами. Случилось наводнение, и они все погибли. Появились их потомки - сарты. От сартов происходят их потомки - тургуты (местные). По словам бабки, огромные курганы делали тургуты. Их потомки - jele. В это время случилась длительная засуха. Куу jele – бледнолицые, куу куманы из-за недостатка пастбищ стали уходить на запад. От остатков племен, ушедших на Запад, образовались 6 племен: jелеут, jеленет, тёлёс, куман, тодош, кыпшак. Эти события происходили в I-V вв. н.э. В IX в. пришли войной уйгуры, кыргызы. 6 племен перемешались с ними. Образовалось племя иркит. В начале XIII в. пришли монголы, иркиты защищали от них Алтай. В XIII-XVII вв. все перемешались и образовалось 8-е племя - найман. За полторы века русские по Иртышу обогнули Алтай. 500 лет нужно, чтобы образовалось новое племя. Русский алтаец еще не родился, только воплощается [ПМА, 2014 – Шодоев Н.А.]

По словам И.В.Тенгерекова, о том, что теленгеты имели свою государственность, а Теленгетское ханство с середины 16 века до 1717 года занимало обширную территорию Юга Сибири, включая территории современных регионов: Республики Алтай, Алтайского края, Новосибирской области, части территорий Омской, Томской и Кемеровской областей Российской Федерации, территорию Восточно-Казахстанской области, и части территорий Семипалатинской, Павлодарской областей Республики Казахстан в советский период времени не принято было распространяться [Тенгереков, 2008]. Впервые о государственности теленгетов, в своих научных трудах: "Телеуты и русские в 17 и 18 веках", "Телеуты и их соседи в 17 - первой четверти 18 века", заговорил советский историк, профессор Уманский А.П.

В XIX в. в Горном Алтае распространились территориальные наименования: алтай-улус, чуй-улус, байат-улус [Екеев, 2011, с.77]. По наблюдениям российских исследователей, группа населения семи алтайских дючин [адм. единица у алтайцев в дореволюционное время. Соответствовала рус. волости, но не имела определенной территории, поскольку в ее основе лежало родовое строение. Поэтому в каждой речной долине, где разбросано хотя бы несколько аилов, можно было встретить представителей нескольких дючин] длительное время параллельно использовала три самоназвания: ойрат, теленгет и алтай (алтай-улус) [Екеев, 2011, с.78].

Согласно Л.П.Потапову, после джунгаро-китайской войны с середины XVIII в. началось формирование алтай-кижи из конгломерата телеуто-телегитских, телесских, саянских (тувинских), ойратских компонентов [Потапов, 1969, с.45]. По мнению Л.И.Шерстовой, этнической основой алтай-кижи послужили осколки телеуто-теленгитской общности [Шерстова, 2005, с.204].

По определению Л.И.Шерстовой, к началу XX в. у алтайцев (алтай-кижи, алтайские горные калмыки) были налицо все признаки сформировавшегося этноса: этническая однородность дючин; единая территория обитания; общая материальная и хозяйственная культура; единое этническое самосознание, выраженное в общем этнониме [Шерстова, 2005, с.206].

По словам Н.А.Тадиной, в Республике Алтай актуальной остается проблема деления алтайцев на ряд "этносов": кумандинцев, челканцев, тубаларов, теленгитов и внесение их в 2000 г. постановлением Правительства РФ в список малочисленных народов Севера и Сибири. Выходят публикации, авторы которых стараются обосновать новый статус этнотерриториальных групп алтайцев [Тадина, 2008, с.178]. Одним из ярких примеров является монографический труд "Тюркские народы Сибири", в котором каждый "новый этнос" описан отдельно, а кумандинцы даже вынесены из списка алтайцев [Тюркские народы Сибири, 2006, с.324-533].

Таким образом, современные алтайцы - динамично развивающийся этнос, находящейся на стадии становления и развития. Искусственное его этногеографическое разделение по рекам и озерам (Каракол, Майма, Телецкое озеро, Улаган), где они обитают, замедляет этот процесс.

Алтайцы, безусловно, наиболее близкий к кыргызам этнос. Горный Алтай был отдельной областью в составе Кыргызского каганата. Этнонимы монолдор, мундус и тёлёс есть только в составе кыргызов и алтайцев. Алтайский и кыргызский языки настолько близки между собой, что возникает ощущение, что эти народы некогда были единой общностью. Безусловно, совместное нахождение тянь-шаньских кыргызов и алтайцев-теленгитов в составе Джунгарского ханства позволило более тесному этническому общению. И в раннем ойратском союзе кыргызы были представлены как племя кергуд, занимая господствующее положение. В более раннюю эпоху, начиная с эпохи Кыргызского Великодержавья вплоть до падения монгольских империй, кыргызы могли формироваться на территории Алтая, потом переместиться в территорию Тянь-Шаня.

На примере родового состава алтайцев видно главенство территории в формировании этноса. Через Алтай перемещались орды кочевников: телесцев, тардушей, кыпчаков, найман, меркитов, кыргызов, ойратов, сойотов, все они оставили след в этнической истории алтайцев в виде существующих поныне родовых названий - сеоков. В истории Горного Алтая можно выделить сако-юэчжийскую, хуннскую, сяньбийскую, древнетюркскую, огузо-телесскую, кыргызскую, кимако-кыпчакскую, монголо-татарскую, ойратскую эпохи. Этническая история современных кыргызов связана только с кыргызской эпохой. В то же время из источников известно о том, что кыргызы продолжали обитать на Алтае и Иртыше еще в кимако-кыпчакскую (X-XII вв.) и монголо-татарскую эпоху (XIII-XV вв.). Продолжительное пребывание предков кыргызов на Алтае и Иртыше безусловно оставило огромный след в их этнической истории.

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: племя Тумат
(21 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Баргуты - поиск потомков в евразийском регионе
(20 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Бома (алаты) – предки алат кыргызов
(19 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Ангарская провинция кыргызов
(18 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Проблема происхождения хакасов
(16 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Этнонимы «бурут» и «бурят» имеют единое происхождение?
(15 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Монгольские народы и кыргызы - общность исторических судеб в Центральной Азии
(14 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Меркиты – загадочное племя Центральной Азии
(13 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Загадочное племя кереитов
(12 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Найманы и кереиты: исчезнувшие племена «неизвестного происхождения»?
(11 часть)

Еще статьи

X
Для размещения комментария авторизуйтесь
АКИpress. Новости Кыргызстана, которые интересуют всех.


Закрыть