Добавить статью
9:12 15 Июня 2011 9095
Письменное наследие древнего Кыргызстана
Автор: Выставка
Письменное наследие древнего Кыргызстана очень богато. Оно сохранились на камне, посуде, предметах быта, наскальных рисунках.

Как рассказал АКИpress тюрколог Четина Жумагулова, по разнообразию эпиграфических памятников Кыргызстан занимает одно из ведущих мест в Средней Азии.

О Кыргызстане говорят: «Музей под открытым небом». Самым ранним памятником письменности на территории Кыргызстана считается святилище Саймалуу Таш. Пещера находится на высоте 3700 м над уровнем моря. Найденные образцы древних петроглифов датируются примерно III тыс. до н. э. Среди них есть свастика, очковидные знаки, линии, точки. В историческом музее в Бишкеке выставлены образцы на камнях.

IMG_7443

Следующим этапом развития письменности были тюркские руноподобные надписи. По мнению профессора Кубата Табалдиева, на территории Кыргызстана насчитывается около 50 рунических надписей. В основном, это были эпитафийные (надгробные) камни в честь умерших. Они датируются V-XII веками н. э. Например, маска с руноподобной надписью из Таласской долины. По словам тюркологов, маска датируется VIII веком. Она находится в хранилище Исторического музея.

IMG_7446

Руническая надпись, найденная на камне гласит: «Младшая жена моя осталась в печали. Защитнику моего дома сыну моему мой завет: Чора (или мое геройское имя Кумар Чор), раб дружбы (то есть друзей) (или дружбы), вам, своим родственникам скажу: следовать как отец...». Чтение и перевод данной эпитафии принадлежит Ч. Жумагулову.

IMG_7457

Затем, по хронологии К. Табалдиева, следует тамговская символика, или геральдика. Изображались фигуративные знаки, например шарообразный знак, в виде креста. Тамги являлись символами родовых подразделений. Тамги были найдены на территории Таласской, Иссык-Кульской, Кочкоской долин.

Также следует отметить христианско-несторианские камни.

IMG_7422

По мнению Надежды Притеевой, организатора выставки камней в Историческом музее, распространение камней с крестом и сирийской надписью связано с прибыванием несторианских миссионеров из Ближнего Востока. Найденные камни датируются XI-XIV веками. В целом насчитывается около 700 единиц.

В связи с принятием ислама на территории Кыргызстана появились камни с арабографической надписью.

IMG_7427

В основном это были надгробные камни-кайраки. Языком данных эпитафий были арабский, персидский, тюркский.

По мнению К.Табалдиева, в кайраках обычно содержатся благожелательные надписи, сура из Корана, имя покойного. Специально отмечались на отдельных камнях факты паломничества покойных шейхов в города Мекку и Медину.

Например, надгробная надпись шейха из Баласагына, датируемого XI-XIII веками: «Это могила шейха, имама славнейшего, благородства, мира и веры, гордости спорящих, венца поучающих, прозываемого Мухаммадом, сыном законоведа ал-Умара ал-Баласагуни. Да озарит Аллах ложе его. Аминь». Перевод текста принадлежит профессору Н. Настичу (на фото: нижняя слева)

IMG_7447

На найденных кайраках частично присутствуют декоративные узоры. По мнению Н. Притеевой, встречаются мотивы орнаментов декоративно-прикладного искусства кочевников.

Содержание найденных камней уйгурского письма примерно такого же характера, то есть эпитафийные плачи, достижения человека. Например, такое содержание имеет следующий текст: «1) Я пришел к земле уйгурской Яглакару кан ата, 2) Я — сын кыргыза. Я Бойла Кундуг Йарган, 3) Я — Кутлуг Бага Таркан Уге, приказной Я 4) слава и спросы обо мне достигли до восхода и захода Солнца 5) Я был богат, моих загонов было десять, табуны были бесчисленны...»

Письменное наследие древнего Кыргызстана исследуется учеными до сих пор. По мнению тюрколога Ч. Жумагулова, еще много неисследованных источников.

IMG_7424

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×