Когда Путь потерян, возникает «нравственность».
Когда потеряна нравственность, возникает «мораль».
Когда потеряна мораль, возникает «ритуал».
Ритуал суть высохший кокон истинной веры,
Начало хаоса
Дао Дэ Дзин [1]
Традиции и обычаи – это всего лишь листья древа любой культуры, практическое воплощение культуры в обыденной жизни. И если эти традиции не имеют никакой связи с ветвями и стволом дерева, и тем более, с корнями, такие традиции являются больше грузом, нежели стержнем народа. Это мешок опавших листьев. Золотых – если принять во внимание то, что все обычаи и обряды стали ложиться грузом финансовых обязательств. Обычаи являются листьями веток под названием справедливость, взаимовыручка, дружба, великодушие, любовь и т.п. И если этой связи не существует, а большая часть энергии уходит на формальное соблюдение обычаев при полном разладе между родственниками, то такие обычаи – это ярмо, а не благо.
2017-й объявлен «годом нравственности, воспитания и культуры». Как и в прошлом году, миллионы будут направлены на конференции, издание книг, форумы, культурные мероприятия, вместо того, чтобы, например, вложить в образование, облегчить положение больных или пенсионеров. Само по себе такие мероприятия при том, что есть другие проблемы, являются показателем безнравственности общества и власти. Точнее власти и следующего за ним общества, потому что многое решается наверху.
Есть пример того, как формальность в идеологии вкупе с коррупцией и бездушной государственной машиной привела к результатам, которые хотели избежать. В 1935 году шах Персии переименовывает страну в Иран, женщины снимают чадру. Шахский режим берет курс на восстановление былого величия ариев и провозглашает верховенство собственных персидских ценностей над исламскими. Ислам считается чуждой религией завоевателей арабов, которые разрушили древнюю иранскую цивилизацию. Это преподается в школах, в университетах, становится частью государственной идеологии. «Древняя доисламская культура процветает», «истинно иранские ценности вытесняют пришлые», несколько поколений выросло на истинно арийских ценностях, пока в 1979 году не происходит исламская революция и шах бежит.
В стране, где летоисчисление вели не от хиджры, а от начала династии Ахеменидов (в 1976 году праздновали 2535 год шахской власти), ввели европейскую одежду, начисто переписали историю в сторону идеологии иранизма без ислама – происходит исламская революция.
Игры арийцев, призванные поднять дух нации
Почему это происходит? Потому что те правила и законы, которые должны были соблюдаться всеми, на самом деле не соблюдались на уровне власти, а были предназначены для удержания власти над подданным населением. Формализм и коррупция, с которыми вводились «национальные ценности взамен внешних», начисто убивали эти национальные ценности. Вспомним хотя бы 7 заветов Манаса, которые сами по себе неплохи, но исходили от коррупционного режима, который тем самым сильно подпортил авторитет как эпоса, так и Манаса. Это происходит тогда, когда важнее формы, нежели содержание. Исламская революция в Иране происходит потому, что у народа и мусульманского духовенства было хотя бы пять общих правил (5 канонов ислама), которые их связывали. Что связывает с народом наши власти? Какие общие правила соблюдают как простые люди, так и власть имущие? Не формально, для вида, а по-настоящему?
Даже такие лидеры становятся примером для остального народа. Почему-то теорию разбитых окон любят приводит в пример для простых граждан, но то же самое происходит и в системе власти. Можем ли мы винить семьи в растрате денег трудовых мигрантов на тои вместо вложения в образование детей, если государство само подает пример и вместо обещанных школ проводит расточительный той под названием «игры кочевников»? Те же тои начались с подачи государства, а не простых граждан, когда в 1990-е годы для списания бюджетных средств проводились сотни мероприятий, юбилеев.
Лидеры и власть имущие создают правила для себя и только затем распространяют их на остальное общество. И если в обществе успех достигается совсем безнравственными методами и отрицательный отбор явно преобладает, то общество будет следовать этим правилам.
Современные исследователи, в том числе и обладатель Нобелевской премии Дуглас Норт, также ставят подчинение закону и правилам самими элитами. По теории авторов коллективной монографии, такое положение должно продлиться минимум 50 лет для закрепления подобного общественного порядка. Верховенство закона начинается с элит, а не с низов [2].
Воспитание и нравственность тогда – это продажа дорогих машин, чтобы помочь больному ребенку, остановка правительственного кортежа, чтобы дорогу перешла старая бабушка, спешащая в аптеку (был случай, когда сам кровожадный султан Махмуд Газневи остановил войско, чтобы дать перейти дорогу старику), отказ от дорогостоящего содержания аппарата президента или правительства, или парламента в пользу повышения пенсий. Вот это и есть нравственность, все остальное будет нравоучениями, что нас и ожидает. Эти нравоучения будут опираться на мудрость и традиции предков, в результате чего эти мудрость и традиции утратят авторитет, как теряет авторитет пьяный отец, решивший поучать сына. Слова вроде правильные, но действия и пример противоположны.
Обычаи и традиции не могут объединять народ, если они оторваны от ветвей и ствола общих правил, основанных на простых человеческих ценностях. Формальность в соблюдении тех или иных традиций, нравоучения вместо примера, в конце концов, погубят остатки кыргызчылыка и вместо него придут новые правила и традиции.
Примечания
1. Лао Цзы. Дао Дэ Дзин. Перевод-интерпретация Стивена Митчелла. (Tao Te Ching. A New English Version with Foreword and Notes by Stephen Mitchell. Harper Perrenial, 1991)
2. Норт, Дуглас; Уоллис, Джон; Вайнгаст, Барри. «Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества» (Douglass С. North, John Joseph Wallis, Barry R. Weingast. «Violence and Social Orders. A Conceptual Framework for Interpreting Recorded Human History. Cambridge University Press 2009).