Добавить статью
10:12 15 Марта 2017
Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: племя Тумат
(21 часть)

(Читать сначала)

(Читать 20 часть)

Племя Тумат в исторических сочинениях, фольклоре и в родовом составе тюрко-монгольских народов

Одной из важнейших задач при изучении этнической истории соседних этносов является поиск родственных связей, идентичных названий племен и родов, чтобы на их основе реконструировать язык и этническую принадлежность средневековых племен. Например, средневековых хори-туматов своими предками считают ряд соседних и близких этносов.

170314

Рашид-ад-Дин указал на то, что в древности туматы обитали в Восьмиречье (Секиз-мурэн), где в его времена уже обитали ойраты [Рашид ад-Дин, 1952, c.118]. Отсюда считается, что пришедшие в X-XI вв. ойраты вытеснили большую часть туматов с их территории. По указанию письменных источников XIII в., туматы проживали поблизости от страны Баргуджин-Тукум, в пределах страны кыргызов. Следовательно, к этому времени туматы были разделены на две части. Часть туматов, оставшись на территории Секиз-мурэна, смешалась с ранними ойратами в X-XII вв., другая часть туматов объединилась в коалицию с монголоязычным племенем хори, и в предмонгольскую эпоху известно племя «хори-тумат» во главе с правителем Дайдула-Сохором [Авляев, 2002, c.195].

Первым, кто выдвинул предположение о проживании туматов в XII-XIV вв. на территории Прибайкалья, был Г.В.Ксенофонтов [Ксенофонтов, 1993, с.153-161]. Г.Н.Румянцев считал, что они проживали вместе с хори в районе современного г.Нижнеудинск, т.е. в северных предгорьях Восточных Саян [Румянцев, 1962, с.140]. По А.В.Харинскому, туматы в XI-XII вв. занимали Дархатскую котловину, северное и западное побережье оз.Хубсугул. И только в начале XII в. часть туматов «вместе с булагачинами и керемучинами переселилась в Приангарье» [Харинский, 2001, c.41-42].

Туматы в монгольских источниках XIII в. всегда фигурируют вместе с племенем хори, поэтому вытесненные со своих мест ойратами, они могли переселиться в регион Байкала и проживать вместе с хоринцами. По Рашид ад-Дину, туматы – ветвь баргутов, проживавшие в пределах страны кыргызов [Рашид ад-Дин, 1952, с.122].

Ц.Б.Цыдендамбаев в хоринской ономастике обнаружил этнонимы и эпонимы, не объяснимые на базе монгольских языков. Поэтому он обратился к тюркской, якутской ономастике, где нашел ряд сходств. Исходя из этого, он пришел к выводу о наличии в прошлом у хоринцев двух фратрий, имевших разные тотемы лебедя и собаки. Наличие двух тотемов вновь заставило его обратиться к мысли о сильной тюркской струе в хоринском этногенезе. Лебедь в его представлении оказался тотемом тюрков, а собака – монголов [Цыдендамбаев, 1972, с.220, 225]. Отсюда он делает вывод о союзе двух племен: «хори-туматы представляли союз племен, состоящий из туматов-тюрков, занимавших ведущее положение в союзе, и хоринцев протомонгольского происхождения» [Цыдендамбаев, 1972, с.226].

Бурятские исследователи, исходящие из текста ССМ, где речь идет о едином племени хори-туматов, отождествляют хоринцев с туматами и наоборот. Но по утверждению Б.Р.Зориктуева, при наличии двух разных, хотя и родственных, племен тумат и хори их имена не могут рассматриваться как синонимы. Тогда всех тюркоязычных туматов, а также племена тубас и тухас следовало бы считать хоринцами и, наоборот, современных хоринцев именовать туматами [Зориктуев, 2011, с.174-175].

Тюркоязычные племена туматов В.С.Николаев считает народом, создавшим усть-талькинскую культуру Южного Приангарья XII-XIV вв. По его утверждению, туматы мигрировали в конце XI в. в Прибайкалье с предгорий Саяно-Алтая. В результате проникновения новых племен с юга в начале XV в. происходит вытеснение части туматов в долину среднего течения р.Лена [Николаев В.С., 2004, c.158].

В связи с этим А.В.Харинский обращает внимание на отсутствие погребальных обрядов с остовом коня на территориях, откуда туматы прибыли, т.е. на территории Тувы [Харинский, 2005]. В то же время Рашид ад-Дин, говоря о расселении ойратов в Верхнем Енисее, намекает на вытеснение с этих мест туматов в Баргуджин-тукум – т.е., в Прибайкалье. Предположительно, эти события происходили в XII в.

Именно на Усть-Талкине впервые зафиксированы представители центральноазиатской расы и низкорослая лошадь, генетически близкая к якутской. Существует предположение о роли метисации в формировании центральноазиатского типа. О европеидной примеси в его составе говорят и данные одонтропологии [Гоголев, Указ. соч. с.119].

Археологи сделали очень важный вывод для этногенеза саха: «во многих чертах погребального обряда якутские погребения с конем повторяют захоронения усть-талькинской культуры: присутствие внутримонгольских конструкций в виде колоды и ящика-гроба, трупоположение покойных вытянуто на спине, наличие погребений животных (коней) в отдельной могильной яме» [Константинов, 1970, с.194-196; 1975, с.173; Васильев, 1995, с.41; Николаев, 2004, с.156-157].

При этом В.С.Николаев допускает ошибку, когда утверждает, что Ф.Ф.Васильев волну переселенцев, практиковавших обряд погребения с конем, который характеризирует ранний этап якутского этногенеза, связывает с племенами кыргыс, хоро и тумат [Николаев, В.С., 2004, с.157]. Ф.Ф.Васильев ранний скотоводческий кулун-атахский этап связывал с означенными племенами, носителей погребений с конем относил к кангаласцам [1995, с.40].

Имеются сведения о том, что монголы не понимали язык туматов, поэтому взяли переводчика из племени ойратов. Следовательно, туматы могли говорить на оригинальном тюркском языке, возможно близком к якутскому языку, ведь в источниках нет упоминания о трудности в общении монголов с носителями остальных тюркских языков. Возможно, эти сведения свидетельствуют о принадлежности туматов к южным самодийцам.

Не является случайным тот факт, что в фольклоре и топонимии Бурятии нет ни одного упоминания о туматах и отсутствуют связанные с ними географические названия. По утверждению Б.Р.Зориктуева, туматы во время монгольских походов жили на территории Верхнего Енисея. Поэтому он приходит к выводу, что монголам противостояло тувинское племя тумат [2011, с.174-175].

Следовательно, какие доводы есть в пользу того утверждения, что туматы являлись тувинским племенем? В средневековой истории Тувы, туматы также представлены в качестве чрезвычайно воинственного народа, в Туве есть местность под названием Тумат-тайга. В ССМ рассказывается о труднодоступной горно-таежной местности проживания туматов, путь к лагерю которых монгольские воины проложили по тропе буйболов и, поднявшись высоко на гору, внезапно обрушились на пировавших беспечно около реки туматов. Восточные Саяны, где сейчас расположена Тофалария и Сойотия, подходят под описание страны туматов.

Туматы на первом этапе войны с монголами нанесли им ряд тяжелых поражений. Так были взяты в плен предводитель ойратов Худуха-беки, Хорчи – которому были подарены все «лесные народы», уничтожен один из 4 кюлюков Чингисхана Борохул. Безусловно, такие личности не ходили в одиночку, их сопровождали сильные военные отряды. Только Дорбай-Докшин, взяв часть монгольской армии, внезапно обрушился на не ожидавших внезапного нападения туматов и уничтожил враждебное племя [Рашид ад-Дин, 1952, т.1.].

Также этноним Тумат стал именем божества в алтайской мифологии. Так, на десятом слое неба проживает один из персонажей шаманского пантеона телеутов – Адам т’ериак-Тумат [Функ, 2005, с.111]. По фольклорным источникам, на территории Абакана обитало богатое и многочисленное племя туматов [Бутанаев, Бутанаева, 2008]. Таким образом, туматы выступают в качестве общего саяно-алтайского этноса, чьи корни, безусловно, уходят в глубокую древность.

Туматы считаются потомками древних дубо, есть мнение, что они были самодийского происхождения и подверглись языковой ассимиляции племенами теле [Потапов, 1969, с. 183]. Название «тумат» считается вариантом этнонима «туба» (во множественном числе монгольского языка), хотя, по Б.И.Татаринцеву, эти этнонимы совершенно разного происхождения. Исходной формой имени тумат он считает слово «туман». Последнее слово по происхождению являлось тюркским словом и обозначало значительную группу людей [Татаринцев, 1990, N: 2]. Действительно, в преданиях саха туматы иногда фигурируют как племя туман. В тюркских языках тјбэ, туфа, тува, наряду с другими, имеет значение «род, племенное объединение».

Носителей этнонимов туба, тува, тофалары, туматы можно назвать этническими группами тувинского этноса. Судя по тому, что тофаларов, тоджинцев и сойотов вплоть до конца XIX в. считали самодийцами, тувинцы имели значительный самодийский компонент. Г.Н.Прокофьев, утверждая о самодийском происхождении дубо-туматов, исходит из того, что в селькупском языке Тибэ – означает мужчина. Словом таубу (саянское туба) энцы именуют нганасан. Отсюда предполагалось, что самодийские племена Саян каса и туба (туба, тиба) (человек, мужчина), продвинувшись на Север, могли дать начало оленным самодийским группам [Прокофьев, 1940, с.23].

Нужно заметить, что по сообщению тувинского информатора О.Д.Куулара тувинский род тумат первоначально проживал в верховьях реки Амур примерно с IV в. н.э. под названием тыва. Затем этот термин трансформировался по схеме тыва-тоба-туба-тума-тумат [Молдобаев, 1995, С.114].

В связи с этим следует сказать, что этноним тува (тума) связывается с древними тоба (табгачи). А.М.Малолетко считает, что тоба в конце I тыс. до н.э. были изгнаны из Хингана хуннами в верховья р.Амур, в бассейн р.Онон, где они вошли в контакт с нетюркским населением. При этом из Забайкалья они мигрировали по горам Южной Сибири на запад с уходом части населения на север (будущие якуты) и в Прибайкалье (будущие курыканы). На Алтае-Саяно-Хангайском нагорье в сфере обитания тоба (тума) сложился своеобразный тип комплексного хозяйства, в котором преобладала охота. Здесь сформировалась культура, которая в какой-то мере законсервировала архаичные особенности языка, древний быт горно-таежных племен. Уже в средние века жители нагорья были обозначены как лесные племена [Малолетко, 2004, с.211].

Часть туматов жила и живет на р.Селенга в Бурятии, Хубсугульском районе Монголии, в Тоджинском районе Тувы. Тума являлись якобы потомками хуннер, т.е. хуннов. Среди тувинцев бытует даже изречение «Хун унер чуктун улусу бис!» («Мы народ восходящего солнца!») [Молдобаев, 1989, c.96]. С этим можно сравнить подобное изречение саха «Кюн улууhун ёркён уустара» («Племена народа восходящего солнца»). Весьма интересно здесь выведение названия хуннов от тувинского слова хун – солнце. Точно такая же версия существует о слове «кюн улууhа» в изречении саха.

Согласно Л.А.Гребневу, часть самодийского племени дубо отуречилась, другая попала под влияние монголоязычных, став известным под именем туматов. По мнению Н.А.Сердобова, туматы не являлись частью дубо, автохтонов Восточных Саян. К тому же в ССМ наряду с туматами, упоминаются тухасы и тубасы. Ойраты из современной Тоджи только вытеснили часть туматов, которые из Восьмиречья были оттеснены в сторону юго-западной Тувы. Хотя в прошлом туматы были тюрками, предполагается монголоязычность туматов к началу XII в. [Сердобов, 1971, c.122].

Лыжные тукюэ или дубо, проживавшие около «малого моря», состояли из трех племен. И.Бичурин их местоположение определил около оз.Хубсугул, тем самым они отождествляются с предками тувинцев. В идентичном источнике говорится, что в «малое море» впадают все великие реки [Бичурин, 1952]. В Хубсугул ни одна река не впадает, поэтому связь этого озера с местообитанием дубо представляется проблематичной. Нужно заметить сходство описания «малого моря» с Байкалом. Потомки трех племен Дубо в монгольскую эпоху частично жили около Байкала. Так, потомками дубо считаются туматы, милиге идентифицируются с меркитами, иероглифическое название хэчже прочитывается как эчжень-урянха [Гумилев, 1993а].

Ю.А.Зуев название племен лыжных тюрков – мума тукюе или дубо расшифровывает следующим образом: дубо (тува), милиге (меркит)и хэйчэжцы (канглы) [Зуев, 2002]. Следовательно, потомки гаогюйцев – канглы могли входить в состав тюрко-уйгурских племен Дубо. С.Е.Яхонтов имя одного из племен дубо гээчжи (в современном чтении) реконструирует по средневековой китайской форме как кангач [цит по: Татаринцев, 2009, с.243]. Б.И.Татаринцев хакасские этнонимы хаас – хасха считает родственным этнониму канг [2009, с.246].

Различные толкования сложных китайских иероглифов позволяют по-разному представлять этническую историю того или иного этноса. Так, этноним эчжи также связывают с упоминаемым в одном из сосудов в Копенском чаатасе названием племени: «Золото дар Ача», с ними Д.Г.Савинов связывает имя качинцев и города Ачинск. Следовательно, можно придти к выводу, что упоминаемые в XVII в. на территории Хакасии Тубинский улус и качинцы являются потомками средневековых дубо и эчжи [Савинов, 2008, с.115].

В научных дискуссиях об этнической принадлежности туматов, наличие туматов в составе саха еще не стали темой активного научного обсуждения. Имеется фольклорное сведение о том, что туматов с долины Туймаады изгнал Омогой Баай, победив их. Особое воинственное племя тумат, проиграв в войне с Омогоем, перекочевало на север и в сторону Вилюя и там осело. От их потомков произошли туматские роды северных районов [Боло, 1994, c.256]. Судя по этим преданиям, туматы до прихода саха могли проживать на территории Средней Лены и только потом сосредоточиться на Нижнем и Среднем Вилюе. Имя туматов запечатлено в названии долины Туймаады.

В Маньчжурии существовало эвенкийское княжество Эхе, насчет его происхождения известно, что его основал монгол из племени Тумот [Мелихов, 1974]. Отсюда даже есть гипотеза о связи хоринцев с правящей династией княжества Ехэ в Маньчжурии [Цыбикдоржиев, 2005].

Поэтому нам предстоит внимательно еще раз проанализировать фольклорные и письменные источники. Туматы, по материалам фольклорных источников XVIII в., выступают в качестве мигрантов с юга: «в рукописном сочинении иркутского надворного советника Ивана Эверса на основании устных свидетельств якутов сообщается, что туматы, не желавшие подчиняться монголам, «со всеми семействами перебрались к началу реки Лены» и спустились вниз по ее течению до пределов нынешней Якутии» [цит. по: Туголуков, 1985, c.214].

Поэтому неудивительно, что туматы являются в письменных источниках XVII в. одним из этнолокальных групп саха. В свое время Б.О.Долгих пришел к выводу, что «туматы – общее племенное название якутов, плативших ясак в Средневилюйское зимовье (за исключением Оргутского рода, кангаласского по происхождению), а тагусы, кыргыдаи, кирикеи, онтулы, лучинцы и олесы – названия туматских родов» [Долгих, 1960, с.468–469].

У этих «пеших» якутов не только не было лошадей, но не было, по-видимому, и крупного рогатого скота. Средства к существованию давали им только рыболовство, охота и добыча сосновой заболони [Долгих, 1960, с.460-462]. Таким образом, «пешие» вилюйские якуты имели лесное хозяйство, схожее с культурой таежных тюрков – тофаларов, тубаларов и челканцев.

Название рода Модут, имя которых в архивных документах встречается под именем Маданская волость, сравнимо с тувинским этнонимом мада. Также род Чорду имеет в Туве своих однородцев в лице носителей этнонима чоду. Насчет эргитов и модутов можно сказать, что они являются носителями кыргызского компонента в составе саха, так как иргиты и мада упоминаются как ближайшие родственники кыргызов Енисея.

Следует допустить, что среди туматского племени, как позднее среди тувинцев, существовало деление на группы охотников и рыболовов – потомков аборигенного населения и группу скотоводов-коневодов тюркского происхождения. В отличие от хоринцев, большинство туматов были физически уничтожены монгольскими армиями в ходе кровопролитных военных операций. Поэтому, говоря о туматах как о тюрках и предках саха, следует сказать, что небольшое количество уцелевших мужчин могли составить этническое ядро объединения, вокруг которого ассимилировались тунгусские родовые группы. В то же время источники монгольских времен говорят о нескольких племенах туматов, живших в разных регионах.

В историографии есть гипотеза, что имя тумат могло употребляться в понятии тайга и «чернолесье» - «горы», покрытые лесом. По одному мнению, название «тыва кижи», как и якутское тыа киhитэ, означает горный человек [Ксенофонтов, 1937 (1992), c.32-34]. Таким образом, название тумат могло обозначать любое лесное племя, будь они вилюйчане или обитатели Саян. Исходя из этого, тюркский этноним тумат следует можно воспринимать в качестве кальки имени монгольского племени ойрат, ведь их имя тоже выводится от слова ой – лес. О прародине ойратов Секиз-Мурене говорится, что прежде там сидело племя тумат [Рашид ад-Дин, 1952]. Следовательно, часть туматов могла превратиться в ойратов.

Интересно отметить, что на калмыцком и татарском языке слово «тума», а во множественном числе «томут», относится к обозначению метисов – рожденных от двух разных народов людей. Отсюда этимология слова тумат мог иметь значение метиса.

Упоминание туматов в союзе с племенем хори предполагает их этническое единство в качестве фратрий единого племени в прошлом. Можно выдвинуть различные версии по данному поводу. Туматы как вероятные потомки древнетюркского (уйгурского) племени Дубо, с которыми в добрососедских отношениях состояли гулиганы, то это для нас является одним из доказательств тождества гулиганей и хори (хоро), а также преемственности между дубо и туматами. Против этой версии, выступает этимологическая связь между именем туматов и названием сяньбийского племени Тоба, населявшего до переселения в Северный Китай территорию Забайкалья. Допускается связь между племенем хоро (хори) и шивей (сяньби), отсюда этническая связь туматов как потомков Тоба с хори-шивеями нам становится вполне понятной.

Тот факт, что туматы обнаруживаются на значительном расстоянии друг от друга, говорит о том, что этим термином могли называть целый народ – тюркизированные племена южносамодийского происхождения. Их потомками можно назвать чулымцев, камасинцев-кангаласцев, карагасов-тофаларов, тоджинцев и маторов.

Наличие племени тумат в родовом составе кыргызов, свидетельствует о южносибирских корнях этноса. Племя тумат упоминается рядом с кыпчаками, возможно, поражение от монгольской армии привело к миграции части племен далеко от своей родины.

Продолжение следует

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Баргуты - поиск потомков в евразийском регионе
(20 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Бома (алаты) – предки алат кыргызов
(19 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Ангарская провинция кыргызов
(18 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Алтайцы – этнос, наиболее близкий к кыргызам
(17 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Проблема происхождения хакасов
(16 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Этнонимы «бурут» и «бурят» имеют единое происхождение?
(15 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Монгольские народы и кыргызы - общность исторических судеб в Центральной Азии
(14 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Меркиты – загадочное племя Центральной Азии
(13 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Загадочное племя кереитов
(12 часть)

Этногенез кыргызских племен в аспекте изучения проблемы происхождения тюрко-монгольских этносов: Найманы и кереиты: исчезнувшие племена «неизвестного происхождения»?
(11 часть)

Еще статьи

X
Для размещения комментария авторизуйтесь
АКИpress. Новости Кыргызстана, которые интересуют всех.
Закрыть