Добавить статью
9:18 24 Марта 2017
Германия и Центральная Азия. Из истории политических взаимоотношений в годы Первой мировой войны (по архивным материалам МИДа Германии)

Читать также: Документы из Политического архива МИДа Германии

Антирусское антиколониальное восстание в Русском Туркестане 1916 г. потрясло всю Российскую империю и стало знаменательным событием в ходе Первой мировой войны. Оно заставило царское правительство снять части регулярной армии и казачьи полки с западного и кавказского фронтов и перебросить их на подавление сил восставших. Официальной датой начала восстания считается 25 июня 1916 г., когда вышло высочайшее повеление императора Николая II о призыве на тыловые работы в Туркестане. Как известно, восстание началось в Ферганской долине, а затем быстро перекинулось в области, заселенные кочевым населением. Но этому восстанию предшествовало другое восстание, начатое туркменами еще в феврале того же года в Хивинском ханстве. Оно было коротким и было подавлено русскими войсками.

170323_1

В годы, предшествовавшие началу Первой мировой войны в 1914 г., на недавно завоеванных в Азии землях Российской империи непрерывно шли восстания и мятежи покоренных народов, которые жестоко подавлялись царскими войсками. Начатое вслед за завоеванием массовое переселение в Туркестан жителей европейских частей империи сопровождались массовым отнятием земель у местного населения. Все азиатские земли были объявлены собственностью русской короны.

Особо пострадало от переселенческой политики царизма кочевое население - туркмены, кыргызы, казахи, которых изгоняли из родных мест, лишали пастбищ для выпаса скота и заставляли либо переходить к оседлости, либо вытесняли в труднодоступные для нормальной жизнедеятельности высокогорные, солончаковые или пустынные участки, непригодные для ведения земледелия. Многие вынуждены были и вовсе покидать родину и переселяться на земли соседних государств. В ходе русского завоевания Азии с последующей колонизацией Родину вынуждены были покинуть сотни тысяч среднеазиатов. Такова была обстановка в Туркестане накануне Первой мировой войны. Но помимо России на территории в Центральной Азии претендовали также и другие сильные европейские и азиатские державы.

На всем Востоке в XIX и особенно в начале XX века развернулось острое геополитическое соперничество между двумя крупными и расширявшимися на юго-восток и Центральную Азию европейскими империями - Русской и Британской, чьи интересы пришли в прямое столкновение в Афганистане и Персии, где номинально правили местные династии. При этом кайзеровская Германия и её стратегический военно-политический союзник на Востоке – османская Турция, предпринимали постоянные попытки вмешательства в их соперничество, оказывая определенное влияние на правителей Туркестана, Персии, Афганистана и мусульманских клериков Китая.

Такие действия с особой силой проявились в годы Первой мировой войны, когда Османская империя пыталась оказывать всяческую поддержку протестным антирусским движениям на территории Русской империи, заселенной тюркскими мусульманскими народами на Волге, в Туркестане, на Кавказе и Крыму. Этот огромный по протяженности «зеленый мусульманский пояс», протянувшийся вдоль южных границ Российской империи, был обозначен немецкими геополитиками особо - как «подбрюшье России». Этот термин, как известно, неслучайно снова прочно вошел в политический лексикон в недавние времена после распада СССР с лёгкой руки советского русского писателя-диссидента Александра Солженицына. Попытки дестабилизации России на Востоке, предпринимавшиеся другими европейскими державами-соперниками и османской Турцией, находили определенный отклик и встречное движение со стороны клерикально-просветительских кругов тюркскоязычных и персоязычных народов империи, которые мечтали о восстановлении своего утраченного политического суверенитета.

Одной из политических площадок для контактов между оппозиционно настроенными тюрками-мусульманами России и её противниками в лице османской Турции, Германии, Австро-Венгрии, Болгарии был «Комитет в защиту прав мусульманских тюрко-татарских народов России». Он был создан в Стамбуле в 1915 г. в самый разгар Первой мировой войны.

170323_2

В фондах Политического архива МИДа Германии в Берлине содержится целый блок документов, посвященных деятельности этого Комитета, его делегатов. Так, в докладной записке, датируемой 17 декабря 1915 г., впервые сообщается о «Комитете в защиту прав магометанских тюрко-татарских народов России», представленном в лице господ Юсуфа Оглы Акчура (Jussuf Olu Aktschura), Али Хуссеинзаде (Professor Dr. Ali Hüsseinsade), Мехмеда Челебизаде (Prof. Mehemed Cselebisade), Мукима Эддина Беджана (Mukim Eddin Bejdschan). Они представились делегатами Комитета и выступали от лица мусульманских народов Российской империи. В немецком документе говорится, что эти люди провели в Будапеште «массированную пропагандистскую работу, чем пробудили живой интерес к «туранскому вопросу» в европейских политических кругах, которые до этого мало что знали о народах мусульманской части России и их проблемах и чаяниях. Делегаты посетили Софию, Будапешт, Вену и Берлин, то есть столицы стран военного-политического блока, воевавшего против России, Франции и Великобритании (стран Антанты) в Первой мировой войне.

Во всех столицах они провели интенсивные переговоры и встречи в самых высших политических кругах, встречались с учеными-востоковедами, а также посетили военный лагерь в Германии, где содержались российские военнопленные мусульмане. Всю поездку делегация находилась в тесном контакте с представителями турецкого дипломатического корпуса. Как было отмечено в архивных документах, делегаты повсюду встречали самый теплый прием и находили живый отклик своим политическим заявлениям.

Главным программным документом Комитета был Меморандум, в котором были изложены политические цели, ключевыми из которых были восстановление политической целостности и суверенитета тюркских мусульманских народов в Сибири, в Средней Азии, на Кавказе и в Крыму, утраченных в результате российского завоевания, об объявлении зоны Волго-Каспия нейтральной. Экономической целью провозглашалось открытие свободной зоны для торгово-экономических контактов между восстановленными тюркскими государствами с Европой, минуя посредничество России.

Культурная платформа Меморандума подразумевала свободное развитие родного языка и культуры тюркских народов, которые на тот момент испытывали на себе жёсткую политику русификации и ассимиляции со стороны Российской империи. По мнению Комитета, всё вышеперечисленное было возможным после победы в войне над Российской империей и её последующего неизбежного территориального распада. Что же касается судеб русских владений в Туркестане, то некоторыми германскими кругами даже допускалось включении Туркестана в состав Османской империи.

Ниже в статье я бы хотела более подробно остановиться на раскрытии некоторых пунктов политической программы Комитета, их анализе и интерпретации со стороны немецких экспертов, которые были включены в особую комиссию по изучению Меморандума.

Касательно демографической ситуации в Российской империи к началу Первой мировой войны в тексте Меморандума сообщалось, что Россия насчитывала почти 200 млн населения, которое нельзя было представлять как единое целое. Юсуф Акчура, председатель Комитета и глава делегации, в своих выступлениях сообщал, что «на самом деле финны, поляки, евреи, украинцы прилагают усилия, чтобы доказать, что не все 200 млн людей в империи проявляют лояльность к русским-московитам». И что среди населения империи насчитывалось, как минимум, 20 млн мусульман из числа турков и татар, проживавших в восточных и юго-восточных регионах страны.

По его убеждению, они принадлежали к одной нации и исповедовали одну религию. При этом Ю.Акчура заметил, что на Западе, в Европе некоторые из мусульманских народов России рассматривались лишь в этнографическом аспекте и не более того. И поэтому Комитет хотел бы предложить западному миру «правильное представление об этих народах, и тем самым надеясь заручиться дружбой и симпатией со стороны гуманного и цивиллизованного мира». И одновременно с этим он прямо говорил о политической стороне вопроса, связанного с прогрессивным развитием мусульманских тюркских народов Российской империи, «их усилением, что одновременно могло быть также связано с ослаблением России, что отвечало бы интересам союзников... великого османского брата», заявлял Ю.Акчура.

Однако, немецкую сторону интересовала собственная альтернативная информация о народонаселении Российской империи. При этом они опирались на данные Демографического исследования, проведенного Венгерским этнографическим обществом. Там была озвучена цифра 23 млн тюркского населения, проживавшего в Российской империи, включая кавказских тюрков. Сами немцы различали среди тюркского населения империи следующие группы: северных тюрков, кыргыз-казахов (кыргызов и казахов - прим.авт.), туркестанцев, туркмен, кавказских тюрков и крымских тюрков.

К северным тюркам они относили население, проживающее в бассейне рек Волга (Итиль), Кама и Ока, а также склоны Уральских гор. Они носили различные (само)названия, такие как татар, башкир, мишарь, чептарь со схожими языком, обычаями, образом жизни и религиозными воззрениями. Как писали немецкие востоковеды, эти тюркские народы выделяли из своей среды и отправляли в разные концы империи торговцев и колонистов. Общая численность северных тюрков, по немецким данным, насчитывала 7 млн человек.

По этим же данным этническая группа кыргыз-казахов к 1916 г. насчитывала не менее 6 млн человек. (В настоящее время численность кыргызов в пределах Кыргызстана насчитывает около 4,3 млн человек). Туркестанцы, то есть смешанное оседло-земледельческое население части Русского Туркестана и частично независимых ханств Бухары и Хивы, составляли в начале XX века около 6 млн человек. Туркмены были выделены в отдельную группу с территорией проживания между Каспийским морем, рекой Амударьей и Персидским государством и составляло около 1 млн человек.

Тюрки Кавказа, выделенные также в самостоятельную группу, проживали на юго-востоке Кавказских гор и составляли большинство населения кавказского региона с числом около 3 млн человек. Последней группой тюрков мусульман Российской империи были крымские татары, насчитывавшие немногим менее 500 тысяч человек. По сравнению с другими этническими группами Российского государства тюркское население в оседло-земледельческой зоне Туркестана, а также на землях кочевых кыргызов, казахов и туркмен и на части территории Кавказа составляли численное большинство.

Северные тюрки составили абсолютное большинство в Уфимской губернии и некоторых районах Казанской губернии. Немецкие аналитики отмечали, что характерной чертой тюрко-татарского населения России была традиция рано обзаводиться семьей. Ими было замечено, что большое количество детей особенно широко распространено среди кыргызов, казахов, туркмен и сельского населения северных тюрков. Кроме того, было сказано, что среди казахов, кыргызов, туркмен и туркестанцев нередко можно было встретить полигамные семьи. Это объяснялось тем, что «алкоголизм и распущенность запрещены исламской религией, и тем самым болезни, вызываемые таким поведением, встречаются гораздо реже, чем среди русских.» Но «... однако соблюдение гигиенических условий не сильно отличается от тех, что у русских. Хотя у них (тюрко-татар – авт.) материальная и духовная жизнь впоследствие определенных нормативных предписаний оценивается выше, чем у русских. Из этого проистекает то, что здоровье и мораль у тюрков находится в лучшем состоянии», - писали немцы.

Общее количество рождаемости, браков, разводов и смертей среди тюрских народов невозможно было установить, поскольку в особых регистрах, заведенных властями, мусульманское население не разделялось по группам. И потому, отмечали немецкие аналитики, не представлялось возможным дать более или менее точные сведения о росте численности тюрского населения. Так, только в Оренбургским муфтияте начиная с 1885 г. велась статистика численности священнослужителей, из чего следовало, что в этом округе численность населения возросла. Они отмечали, что демографические показатели упали только у одной тюрской группы - литовских татар, проживавших в районах Вильно, Минска и Смоленска.

Литовские татары в далеком прошлом (эпоха Золотой Орды - прим. авт.) откололись от основого массива тюркского народа и с течением времени подверглись ассимиляции со стороны русских, что и послужило причиной падения их численности. Литовские татары начали постепенно терять свои «цивиллизационные особенности и язык» начиная ещё с эпохи литовских княжеств. Последним они утеряли свои религиозные отличия, благодаря которым они выделялись от окружавшего населения, и позже были практически полностью ассимилированны русскими. В аналитической записке также отмечалось, что в последние столетия русские оказывали определенное давление на политическую и экономическую сферы жизнедеятельности тюркских народов, но в XIX веке им так и не удалось ассимилировать татарское население, за исключением вышеупомянутых литовских татар.

Анализируя социальную структуру населения, немецкие аналитики отмечали, что они не принадлежали к одному социальному классу: «...Они делятся на несколько социальных классов. Но и эти социальные группы не везде однородны. К примеру, аристократическая группа у казанских татар немногочисленна. У мишар, чептарей и башкир она более многочисленна. Среди всех социальных групп выделяются городские торговцы и ремесленники, а также крестьянские хозяйства. Они самые многочисленные.

В таких крупных городских центрах как Уфа, Оренбург, Казань выделился свой слой аристократии. Основу богатства городской аристократии составляла торговая деятельность. И она соревнуется по степени своего влияния и богатства со старой земледельческой аристократией. Среди мишарей и башкир сохранилась аристократическая группа, возникшая еще в старые времена, которая была официально выделена в империи в качестве благородного сословия. Среди них назывались некоторые наиболее известные аристократические фамилии - Тамбофли, Пекчура, Танкачи, Касымли, Девлетгельди, которые до сих пор носят титул князей»,- сообщается в архивных документах

Говоря о социальных группах среди кыргызов, казахов, туркмен и туркестанцев, немцами была выделена общественная иерархия, где самую высшую социальную группу составляла так называемая «золотая кость», которая вела свое происхождение от ханов-правителей. В Туркестане благородное сословие называли «ак-сёёк», а народ – «кара-сёёк» («белая кость» и «черная кость» - авт.)

У кавказских тюрков немцами было отмечено, что у них все еще сохранились потомки хана Бакинского и Гянджи, на Кавказе аристократию назвали «бек». Что же касается потомства крымских татар хана Гиреев, то они проживали частично на Кавказе, частично в Турции. В Крыму знатное сословие составляли «мирзы». В Туркестане и на Кавказе помимо земельной аристократии выделяли средний класс, состоявший из крестьян и скотоводов, а в городах Бухара, Самарканд, Коканд, Баку и Пяндж проживало довольно зажиточное торгово-ремесленное население.

Наиболее зажиточным средним классом из всех тюрко-татарских народов считалось городское население Баку. К концу XIX века их общее состояние оценивалось в 10 млн (рублей). К их числу относились также представители духовенства и интеллигенция. Эта группа, по мнению немецких востоковедов, тем не менее, не представляла из себя особого социального класса, но была сформирована из людей, представлявших все классы общества. Это были имамы, работавшие в мечетях, ахунды - знатоки исламской теологии, ишаны, учителя школ и медресе, профессора высших учебных заведений, доктора-медики, адвокаты, государственные чиновники, писатели, журналисты, политики.

Анализируя социальные классы тюркских народов Российской империи, немецкие эксперты выделили в особый класс рабочих людей, занятых на больших предприятиях. В большинстве городов проживали торговцы, меньшую часть горожан составляли частные предприниматели. Они писали, что определенняя часть современного городского населения выделилась из сельской местности и благородного сословия, в дальнейшем превратившегося в предпринимателей-промышленников.

Тюрко-татары, занимавшиеся промышленным производством, проживали в губерниях вокруг Симбирска, Саратова, Казани, Баку, Оренбурга и в Туркестане. В Симбирской и Саратовской губерниях насчитывалось от 8 до 10 современных ткацких предприятий с числом 2500 рабочих в больших и около 200 рабочих в малых предприятиях. В Казани существовали предприятия, производившие мыло-моющую продукцию, кожевенные изделия, обувь. В Баку работала большая хлопкоперерабатывающая фабрика. В различных частях империи тюркам принадлежали примерно 20 больших паровых мельниц. В Туркестане они владели несколькими крупными хлопкоочистительными предприятиями. В Уральских горах выходцы из тюркских народов владели золотыми и платиновыми плавильными цехами.

Немцы отмечали, что русское правительство хорошо осознавало, что промышленная власть было влиятельнейшим средством для поддержания достойного существования для тюрко-татарского населения. И поэтому русские власти принуждали мусульман платить высокие налоги, но при этом не выделяли никаких финансовых средств на их духовное и интеллектуальное развитие. На удовлетворение же своих духовных и интеллектуальных потребностей тюрки-татары вынуждены были платить из собственного кармана. Таким образом, они выплачивали в российскую казну двойной налог. Немцы также отмечали, что помимо вышеуказанного, царское правительство запрещало северным и кавказским тюркам приобретать земельные владения, которые были выгодны в экономическом отношении и располагались на землях туркестанцев, кыргызов и туркмен. Власти даже запретили им заниматься торговлей в Туркестане на временной основе, включая занятия мелкой торговлей.

В целом же в началу XX века был отмечен сильный прирост населения среди казанских татар. Именно эта группа тюрков составляла колонистов-переселенцев в различные части империи и показала себя удачливой переселенческой группой. Казанские татары создали в европейских российских городах свои торговые колонии.

Говоря о политике, проводимой империей в Туркестане, они пришли к выводу, что русское правительство изыскивало различные неправовые нормы для того, чтобы казанские и кавказские тюрки не получали разрешения селиться среди кыргызов, казахов, туркмен и туркестанцев. При этом царское правительство отправляло ежегодно около 10 тысяч человек из числа православных русских подданых во все стороны империи и принуждало туземное население отдавать русским колонистам свои земли безо всякой денежной компенсации. При этом они отмечали, что русские крестьяне были гораздо более отсталыми, чем туркестанские земледельцы.

И только небольшому числу русских переселенцев удавалось обосноваться в Туркестане. На землях же кыргыз-казахов русским колонистам удалось закрепиться лучше, чем среди туркестанцев. По их мнению, кыргыз-казахи еще не осознавали всю опасность своего положения, проистекавшего из массового заселения русскими колонистами их земель, в то время как туркестанцы это хорошо осознавали. Но, несмотря на все усилия русского правительства, предпринятые для сдерживание их развития, тюрко-татарские народы демонстрировали большой прогресс в своем развитии, заключили немецкие аналитики.

Так, во второй половине XIX века среди тюрко-татарского населения развилось и распространилось замечательное интеллектуальное движение, зародившееся в кругу теологов в исламских медресе, отмечали немецкие ученые (речь идет о джадидах-реформаторах - прим. авт.). Позже это движение впитало в себя новых приверженцев, широко распространяясь по стране благодаря сторонникам внедрения западного образования. Социальную базу этого движения составили представители среднего класса.

В аналитической записке отмечалось, что школы и медресе российских татар не особо отличались от таковых в других мусульманских землях империи. За исключением знаменитых школ в Бухаре, Самарканде и Туркестане татарские школы в бассейне реки Волги стали для кыргызов и туркмен центрами, где можно было получить высшее образование. Казань и ее окрестности превратились в образовательный центр для всех северных тюрков. В ней расположились большие и ставшие широко известными школы-медресе. Средние школы были также открыты в сельских районах вокруг Казани в деревнях Мечкере и Кашкар.

Медресе, расположенные в Трансоксании (древние населенные оазисы в бассейнах рек Амударья и Сырдарья - авт.) послужили образцами для новых медресе в Казани. Мусульманские мальчики получали образование в стенах медресе и обычных школах, а девочки обучались у жен учителей, имамов или профессоров. Занятия для девочек проходили в их собственных домах или же в домах учительницы. В школах преподавалось чтение Корана, письмо и родной язык, а также немного арифметики. В медресе мальчиков и юношей обучали арабскому языку, логике, келяму (спекулятивной логике), религиозному праву и немного персидскому языку. Девочки получали лишь часть той программы, которую проходили в школах и медресе мальчики.

В архивных документах говорится, что в последней четверти XIX века в Казанской губернии число образованных крестьян из тюрков-татар превышало число грамотных русских крестьян. В 1895 г. был создан музей в Казани и в его стенах были обнаружены статистические документы, доказывавшие превосходство в численности граммотных крестьян-тюрков-мусульман над русскими православными крестьянами.

Таким образом, мусульманские тюрко-язычные народы Российской империи к началу XX века в основной своей массе за исключением литовских татар сохранили свою национальную идентичность, религию, традиции, язык, письменные и устные навыки ретрансляции своего богатого наследия и продолжали их развивать, следуя требованиям времени.

Как отмечали лидеры «Комитета в защиту прав мусульманских тюрко-татарских народов России», русификаторская и ассимиляторская государственная политика, проводимая царизмом в отношении покоренных народов, ставила под угрозу сохранение и развитие их самобытной культуры. И политические требования Комитета о воссоздании утраченных суверенитетов мусульманских народов империи в Сибири, в Туркестане, на Кавказе и в Крыму должны были остановить эту опасную политику и открыть дорогу дальнейшему самостоятельному культурному и экономическому развитию мусульманских тюркских народов, что было возможным, на их взгляд, после поражения Российской империи в Первой мировой войне.

Чынара Исраилова-Харьехузен, кандидат исторических наук.

Читать продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

Германия-Центральная Азия в годы Первой мировой войны. О делегатах и политических целях «Комитета в защиту прав мусульманских тюрко-татарских народов России» (по архивным материалам МИДа Германии)

Германия-Центральная Азия. Немецкие эксперты о культурно-образовательном развитии тюркских мусульманских народов Российской империи накануне Первой мировой войны и своей экономической и политической стратегии в Азии (по архивным материалам МИДа Германии)

Германия-Центральная Азия. О деятельности Комитета в защиту прав мусульманских тюрко-татарских народов Российской империи в Европе в годы Первой мировой войны (по архивным материалам МИДа Германии)

Восстание 1916 года. Документы из Политического архива МИДа Германии

Из истории политических взаимоотношений Германии и Туркестана. О деятельности «Комитета в защиту прав магометанских тюрко-татарских народов России» в годы Первой мировой войны

Еще статьи

X
Для размещения комментария авторизуйтесь
Нет аватара
juanjuan
15:38, 25 мая 2017
На каком сайте христианском, я прочитала, что вот мол испанцев незаслуженно обвиняют в геноциде индейцев, а на самом деле конкистадоры были вынуждены дикарей проучить, так как они были в таком зачаточном развитии, чуть ли не уровне пещерного человека и вот типа богобоязненный и такой весь религиозный колумб со своей братво при виде зверств индейцев пообещал, что прекратит это все! То есть, там как бы оправдывали колонизацию Америки и уничтожение индейцев тем, что они людоеды и такие жестокие дикари! Это щас стало модно вдруг пользоваться предсказаниями майя, использовать их календари, музыку, как это делает певица Шакира, вдруг вспомнили,что кофе, табак, шоколад, картофель, кукурузу и прочее все благодаря индейцам...Но, я к чему это все, к тому, что колонизатор-истребитель всегда найдет способ оправдать свое поведение, и повторяю в любом случае, мы не были на таком первобытно-общинном уровне как те же индейцы, на феодальном - да, но не на таком, чтобы говорить, вот мол, типа мы цивилизовали людоедов-дикарей! надеюсь моя мысль ясна...
Нет аватара
juanjuan
15:20, 25 мая 2017
Мало ли, что в романах пишут, скорее это иносказательное повествование, но просматривая форумы на культурно-исторические темы тюркских коренных народов Сибири ни разу не встречала упоминаний о человеческих жертвоприношениях, как раз-таки наоборот хакасы и якуты пишут, что никогда их предки таким не занимались! А вместе с тем, известно, что такие жертвоприношения имело место быть во многих культурах, приносили их: древние славяне, скандинавы, кельты-"плетеному человеку", до сих пор практикуется в Индии и Непале, кажись богине Кали, у монголов было да, эту жертву требовало тёмное божество, но потом заменили на курицу, в Африке само собой, в Китае, Японии, особ при строительстве для укрепления сооружения, даже на сегодня ходят слухи, что бывает такое в поднебесной, древние персы тоже, если верить Геродоту, но уж поверьте если б тюрки таким промышляли-недображелатели сразу об этом начали кричать, тех же гуннов римляне, а византийцы турков людоедами прозвали бы, в любом случае такой тип жертвоприношений имело место быть в Древнем Мире, а индейцы практиковали вплоть да того как их колонизировали, ну понятно ввиду географической изоляции
Нет аватара
Umny
13:21, 25 мая 2017
Цитата: juanjuan 01:11, 20.05.2017
И ещ, ужасно бесит когда нас кто-то сравнивают с американскими индейцами, при всем уважении к их самобытной культуры, учитывая их значительный вклад в мировую цивилизацию от возделывания кукурузы, картофеля, томата до кофемании, но уж извините, на момент колонизации мы, жители СА не пребывали в первобытно-общ. строе и тем более у нас никогда не было человеческих жертвоприношений!

А что вы скажете по поводу приношения в жертву юноши при выборе хана в романе "Сломанный меч" нашего глубокоуважаемого автора Тологона Касымбекова? Художественный вымысел или все-таки основано на реальных фактах?
Нет аватара
juanjuan
01:15, 20 мая 2017
Извиняюсь за тех.опечатки, буквенции стерлись на клаве, вот по памяти и стучу по ним, иногда не попадая
Нет аватара
juanjuan
01:11, 20 мая 2017
И ещ, ужасно бесит когда нас кто-то сравнивают с американскими индейцами, при всем уважении к их самобытной культуры, учитывая их значительный вклад в мировую цивилизацию от возделывания кукурузы, картофеля, томата до кофемании, но уж извините, на момент колонизации мы, жители СА не пребывали в первобытно-общ. строе и тем более у нас никогда не было человеческих жертвоприношений!
Нет аватара
juanjuan
00:48, 20 мая 2017
Ой, ну история-это как известно, не точная наука, которая может писаться-переписываться и прогибаться под кого и как угодно, ее пишут победители пока следующие победители ее не перепишут в свою угоду.
Я конЭш не ученая и не историк, но тем не менее, знаю, что династия романовых всероссийских императоров начиная с Петра III (который ваЩето родился и рос как готторпский герцог Карл Петер Ульрих) в спец. литературе по генеалогии и во всех императорских гербовниках именуют «Гольштейн-Готторп-Романовыми», которая является младшей ветвью Ольденбургского дома-династией немецкого происхождения!
Кстати от этих ольденбургов происходят и Виндзоры-всем известная правящая королевская династия Великобритании, поглядите на фото нами "обожаемого" николашки кровавого и георга пятого-они чуть ли не на одно лицо, как близнецы, в инете полно их дореволюционных фоток! А то, что начали хаваться в первой мировой, так близкородственные народы и правители часто дрались, синдром Каина и Авеля никто не отменял, в той же Османской империи, взошедший на трон султан полностью ликвидировал семьи своих родных братьев, таковы минусы монархии!
И еще, здесь ниже пишут, что империя не была сахаром для своего народа, ну если это так, что же эту семейку тогда канонизировали, а?!
комментарий удален администрацией сайта
комментарий удален администрацией сайта
комментарий удален администрацией сайта
комментарий удален администрацией сайта
Нет аватара
Prizma
11:08, 24 марта 2017
Ч. И-
Харьехузен - вы кто и для чего всë это пишите, все давно обо всем знают и ваша историческая помощь здесь не нужна. На что расчëт?
аватар
Emil
09:24, 24 марта 2017
Цитата: Razid 16:38, 23.03.2017
Немцы были виновники первой мировой войны, которая заставила росс. империю призвать на военно-тыловые работы население со всей частей и волостей. Они же развязали и вторую мировую.
Российская империя, не была сахаром ни для русской бедноты, не для туркестанской, обычная империя того времени, что расширяла границы и боролась за своё существование. Она не была демократическим государством, как и все остальные страны того времени.
Однако в отличии от Британии, РИ не сделала из кыргызов и казахов - рабов, и не сократила их население до 0, 00001 %. Ни один народ российской империи не испытал участь индейцев в Америке. Та же Курманджан Датка, Шабдан баатыр получили чины полковников российской армии. К ним относились, как к князьям. 1916 - это в первую очередь ошибки царского руководства, изматывающая первая мировая, во время которой Германия применила химическое оружие, предтеча гражданской войны в России. Не читайте всяких заумных профессоров немецких с их нарисованными документами, правда такова, что на территории всех империй того времени восстания подавлялись крайне жестоко. На территории самой России, люди так же голодали, умирали от эпидемий, страдали от непосильного барского гнёта и отсутствия мед. помощи, так же восставали и шли на плаху. Вспомните декабристов. Их ведь тоже ждала кара царская.. а они были знатью.

комментарий удален администрацией сайта
Нет аватара
Chingizbek
21:34, 23 марта 2017
Razid
Если бы не революция!!! кыргызы, дунганы, казахи, узбеки были бы истреблены! в особенности кыргызы так как мы были самым малочисленным!
комментарий удален администрацией сайта
Нет аватара
amantay
16:46, 23 марта 2017
Чынара Исраилова, большое спасибо Вам за эту замечательную статью. Вы очень грамотный человек, замечательный ученый. Я вам признателен. спасибо!
Нет аватара
Razid
16:38, 23 марта 2017
Немцы были виновники первой мировой войны, которая заставила росс. империю призвать на военно-тыловые работы население со всей частей и волостей. Они же развязали и вторую мировую.
Российская империя, не была сахаром ни для русской бедноты, не для туркестанской, обычная империя того времени, что расширяла границы и боролась за своё существование. Она не была демократическим государством, как и все остальные страны того времени.
Однако в отличии от Британии, РИ не сделала из кыргызов и казахов - рабов, и не сократила их население до 0, 00001 %. Ни один народ российской империи не испытал участь индейцев в Америке. Та же Курманджан Датка, Шабдан баатыр получили чины полковников российской армии. К ним относились, как к князьям. 1916 - это в первую очередь ошибки царского руководства, изматывающая первая мировая, во время которой Германия применила химическое оружие, предтеча гражданской войны в России. Не читайте всяких заумных профессоров немецких с их нарисованными документами, правда такова, что на территории всех империй того времени восстания подавлялись крайне жестоко. На территории самой России, люди так же голодали, умирали от эпидемий, страдали от непосильного барского гнёта и отсутствия мед. помощи, так же восставали и шли на плаху. Вспомните декабристов. Их ведь тоже ждала кара царская.. а они были знатью.