До 1924 на территории Средней Азии и части Казахстана существовали три государственных образования: Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика, входившая в состав РСФСР, независимые Бухарская и Хорезмская народные советские республики.
Все три республики были созданы в административных границах бывших Туркестанского генерал-губернаторства, Бухарского эмирата и Хивинского ханства, которые не совпадали с этническими границами расселения народов Средней Азии.
В начале 1924 г. вопрос о национально-территориальном размежевании Средней Азии стал обсуждаться на партийных собраниях, беспартийных конференциях, на пленумах ЦК партии, съездах Советов и т. д.
Вопрос о размежевании республик Средней Азии широко обсуждался 10 марта 1924 г. на объединенном совещании Центрального Комитета Коммунистической партии (большевиков) Туркестана, Президиума Центрального Исполнительного Комитета Туркестана, членов Среднеазиатского Бюро и партийно-советских работников. Была создана специальная комиссия для детального изучения вопросов о размежевании Туркестана.
27 марта 1924 г. комиссия доложила пленуму ЦК КП Туркестана, что потребности развития национальностей края делают вполне своевременной постановку вопроса о размежевании Туркестана на национальные республики и области. Пленум принял решение о целесообразности национально-территориального размежевания Туркестанской АССР.
Справедливости ради следует отметить, что в этом вопросе полного единодушия у партийных работников не было. Так, например, выступивший на совещании 10 марта 1924 г. председатель Среднеазиатского экономсовета М.А. Паскуцкий предлагал не проводить национально-государственного размежевания, а объединить все три среднеазиатские республики. Свое мнение Паскуцкий обосновывал необходимостью и целесообразностью«политического и экономического единства». Выступавший на освещении член ЦК КП (б) Туркестана Ходжанов утверждал, что Туркестан невозможно размежевать на отдельные республики, что нет нации узбеков, туркмен и других и лишь после национального размежевания «тюркским племенам» искусственно будут прикреплены ярлыки «узбек»,«туркмен» и т.п.
Однако эти и другие вполне трезвомыслящие голоса лишь остались «гласом вопиющих в пустыне».
27 октября 1924 г. 2-я сессия ЦИК СССР приняла окончательное решение по вопросу о национально-государственном размежевании среднеазиатских народов. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской социалистических советских республик были образованы: Узбекская и Туркменская советские социалистические республики (27 октября 1924 г.); Таджикская АССР (14 октября 1924 г.) в составе Узбекской ССР; Кара-Калпакская автономная область (11 мая 1925 г.) в составе Казахской АССР и Кара-Киргизская автономная область (14 октября 1924 г.) в составе РСФСР.
Итак, в 1924 г. кыргызский народ обрел советское национально-государственное образование в форме автономной области.
Киргизская автономная область как одна из форм советской автономии, одна из форм национально-государственного образования киргизского народа была основана на базе Советов, возникла на основе диктатуры пролетариата. Она явилась политической формой самоопределения кыргызского народа в рамках Советской федерации, служившей средством обеспечения национального суверенитета.
Киргизская автономная область не обладала государственным суверенитетом, не располагала основными атрибутами государства, но располагала государственными установлениями, характеризующими ее как национально-государственное образование. Она обладала учреждениями, носящими политический характер и в определенных пределах наделенными властными полномочиями в целях осуществления функции государства. Киргизская автономная область имела свое территориальное решение и обладала элементами территориального верховенства, имела публичную власть, администрацию, суд и своего представителя в высшем органе власти СССР. Делопроизводство в государственных учреждениях, судопроизводство и обучение в школах проводилось на кыргызском языке.
Киргизская автономная область просуществовала недолго, немногим больше года. Президиум облисполкома КАО 6 декабря 1925 г. вошел в Президиум Всероссийского Центрального исполнительного Комитета РСФСР с ходатайством о преобразовании Киргизской автономной области в Киргизскую АССР. Президиум ВЦИК РСФСР 1 февраля 1926 г. постановил преобразовать Киргизскую автономную область в Киргизскую АССР. Была создана комиссия по выработке конституции автономной республики.
Исполнительное бюро Киргизского областного комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) на своем заседании 16 октября 1926 г. рассмотрев проект Конституции одобрило его. Затем проект 19 октября 1926 г. рассматривался в. Президиуме областного исполнительного комитета, где также был одобрен и вынесен на обсуждение 5-го пленума облисполкома Киргизской автономной области, который открылся 1 декабря 1926 г. Пленум, одобрив проект, поручил Президиуму облисполкома подготовить его к Учредительному съезду Советов Киргизской АССР. Однако на этом съезде проект Конституции не обсуждался.
После более чем двухлетней работы новый дополненный и улучшенный проект был рассмотрен 19 февраля 1929 г. в Исполнительном бюро Киргизского обкома ВКП (б). Оно в основном одобрило проект и поручило в недельный срок представить окончательно отредактированный вариант. 16 апреля 1929 г. окончательная редакция проекта была представлена на рассмотрение исполбюро Киробкома ВКП (б), которое одобрило его и рекомендовало на рассмотрение Второго Всекиргизского съезда Советов, открывшегося 25 апреля 1929 г. Основным вопросом съезда было обсуждение и принятие Конституции (Основного Закона) Киргизской АССР.
Проект Конституции, представленный на рассмотрение съезда, состоял из 6 разделов, 14 глав, 96 статей. На съезде о проекте Конституции было сделано два доклада: на кыргызском и русском языках. В прениях выступили 6 человек. Все выступавшие одобрили проект и внесли ряд предложений: о необходимости всенародного обсуждения, об образовании Киргизской союзной республики и т.д.
Съезд на своем первом заседании одобрил текст проекта Конституции республики и избрал редакционную комиссию для внесения изменений и дополнений.
Наряду с изменениями и дополнениями редакционная комиссия ввела в проект Конституции новую главу XV «О проверке и отмене выборов», состоящую из 3 статей, и новый VII раздел, состоящий из одной главы XVI«О гербе, флаге и местопребывании правительства Киргизской АССР» с четырьмя статьями. После внесенных изменений и дополнений проект Конституции Кыргызской Республики состоял из 7 разделов, 16 глав и 97 статей.
30 апреля 1929 г. Второй Всекиргизский съезд Советов, рассмотрев окончательную редакцию проекта Конституции, утвердил ее.
Конституция (Основной Закон) Киргизской АССР подлежала утверждению вышестоящими органами государственной власти РСФСР. Это вытекало из статьи 44 Конституции РСФСР, которая устанавливала:«Основные законы (Конституции) автономных советских социалистических республик принимаются их съездами Советов, представляются на утверждение ВЦИК и вносятся на окончательное утверждение Всероссийского съезда Советов».
В соответствии с этим требованием Конституция Киргизской АССР была представлена на рассмотрение Всероссийского съезда Советов. Однако по определенным причинам объективного и субъективного характера Конституция Киргизской АССР так и не была утверждена. Так же не были утверждены и Конституции других автономных республик, входивших в то время в состав РСФСР (республика немцев Поволжья, Дагестанской, Крымской, Карельской, Башкирской, Татарской, Чувашской, Казахской, Бурят-Монгольской, Якутской).
Конституция Киргизской АССР, принятая на основе Конституции РСФСР, явилась законодательным закреплением государственности кыргызского народа в составе РСФСР и соответствовала периоду диктатуры пролетариата, периоду строительства основ социализма, периоду, когда кыргызская государственность решала задачи переходного периода от феодализма к социализму. Все это обусловило отличительные особенности Конституции 1929 г. В ней отразилась многоукладность экономики республики, наличие в экономике не только социалистического уклада, но и мелкотоварного производства и частнохозяйственного уклада, наличие в связи с этим прослойки баев, манапов и кулаков, эксплуатировавших чужой труд. Поэтому Конституция Киргизской ССР, как Конституция государства диктатуры пролетариата, устанавливала недемократичную избирательную систему: было закреплено дифференциальное избирательное право. Рабочий класс был представлен в высшем органе представительной власти большим числом делегатов, чем крестьянство. Не было установлено всеобщее избирательное право — отдельные категории граждан, эксплуататорские и нетрудовые элементы были лишены избирательных прав.
Статья 1 Конституции Киргизской АССР гласила, что «Конституция (Основной закон)... имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти». То есть, Конституция по своей сути полностью соответствовала марксистко-ленинским воззрениям того времени.
Конституция Киргизской АССР состояла из 7 разделов и 16 глав.
«Общее положение»;
«Об устройстве Советской власти»;
«О местной власти»,
«Бюджетные права Киргизской АССР»,
«О взаимоотношениях Киргизской АССР с РСФСР и Союзом ССР в области законодательства и управления»;
«Об избирательных правах»;
«О гербе, флаге и местопребывании правительства Киргизской АССР».
Конституция определяла правовое положение республики в составе РСФСР и законодательно закрепило общественное и государственное устройство: статья 2 гласила:«Киргизская АССР является автономной республикой — государством рабочих и дехкан (крестьян) и входит на началах федерации в РСФСР, а через посредство ее в Союз ССР».
Согласно Конституции (статья 4) Киргизская АССР пользовалась правом свободного определения своего государственного устройства в пределах, установленных Конституцией.
В Конституции указывалось на наличие гражданства республики, и в ряде статей определялись права и обязанности граждан. Конституция закрепляла территориальное деление республики (статья 20); принципы организации и деятельности высших органов государственной власти и управления — Всекиргизского съезда Советов, КирЦИКа, Президиума КирЦИКа, Совета народных комиссаров (СНК) и народных комиссариатов; права республики в области самостоятельного законодательствования.
Законодательство в соответствии со статьей 82 Конституции осуществлялось Всекиргизским съездом Советов, ЦИКом Советов, Президиумом ЦИКа и Советом народных комиссаров Киргизской АССР. Самостоятельная законодательная деятельность Киргизской АССР определялась потребностями общественно-политического, хозяйственного и культурного строительства республики и осуществлялась на основе законодательных прав РСФСР и СССР.
Законодательство Киргизской АССР осуществлялось путем:
1) самостоятельного создания законов по вопросам внутри-республиканской жизни, не входящим в компетенцию РСФСР;
2) приспособлением общефедеративных законов РСФСР к внутренним условиям республики путем законодательного внесения изменений и дополнений с последующим представлением на утверждение высших органов государственной власти и управления РСФСР;
3) издания законов на основе и во исполнение общефедеративных законов РСФСР.
Все законодательные акты (декреты, постановления и другие нормативные акты, исходившие от органов власти) публиковались одновременно на кыргызском и русском языках.
В Конституции имелся специальный раздел о бюджетных правах Киргизской АССР, в котором определялись ее полномочия в области составления, утверждения и исполнения республиканского и местного бюджетов (статьи 62—66).
Киргизская АССР имела право самостоятельно осуществлять правосудие в республике. Правосудие осуществлялось Главным судом Киргизской АССР и народными судами.
Киргизская АССР была призвана обеспечить ликвидацию пережитков патриархально-феодальных отношений, преодоление экономического и культурного неравенства кыргызского народа, приобщение трудящихся — кыргызов к политической жизни и переход от феодализма к социализму. Для успешного решения этих задач Киргизская АССР обладала широкими полномочиями в области: 1) общественно-политической жизни; 2) управления народным хозяйством и культурным строительством; 3) укрепления социалистической законности и охраны правопорядка.
Компетенция республики в области общественно-политической деятельности включала в себя: разработку и принятие Конституции Киргизской АССР; внесение ее на утверждение Всероссийского съезда Советов и контроль за ее соблюдением; законодательство; установление административно-территориального деления и внесение его на утверждение высших органов власти РСФСР.
В области руководства народным хозяйством и культурным строительством компетенция Киргизской АССР охватывала все стороны хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной функции государства.
В области укрепления социалистической законности к ее компетенции относились: обеспечение исполнения советских законов, осуществление правосудия, охрана социалистической собственности, охрана личных и имущественных прав граждан: и т.д.
Компетенция Киргизской АССР осуществлялась ее высшими органами государственной власти и управления — Всекиргизским съездом Советов, ЦИКом Советов Киргизской АССР, его Президиумом, Советом Народных Комиссаров и народными комиссариатами Киргизской АССР.
Носителем высшей власти в Киргизской АССР являлся Всекиргизский съезд Советов, созываемый ежегодно Центральным исполнительным Комитетом Советов Киргизской АССР.
К полномочиям Всекиргизского съезда Советов относились: принятие (внесение изменений и дополнений) Конституции с последующим утверждением Всероссийским съездом Советов; утверждение государственного бюджета Киргизской АССР и контроль за его исполнением; утверждение Положений о центральных органах власти Киргизской АССР; рассмотрение, отмена и изменение постановлений и иных решений всех нижестоящих органов власти; утверждение народнохозяйственного плана Киргизской АССР, объявление общей и частной амнистии; выборы ЦИК Киргизской АССР; определение количества его членов; выборы делегатов на Всероссийский и Всесоюзный съезды Советов.
Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом между Всекиргизскими съездами Советов являлся ЦИК Киргизской АССР. Он работал в сессионном порядке, сессии созывались Президиумом ЦИК один раз в три месяца.
ЦИК Киргизской АССР издавал декреты, постановления и распоряжения, утверждал проекты декретов, постановлений и другие акты, вносимые Советом Народных Комиссаров и отдельными ведомствами, объединял работу по законодательству и по управлению Киргизской АССР, направлял работу Президиума ЦИК и Совнаркома, наблюдал за проведением в жизнь постановлений Всесоюзного, Всероссийского и Всекиргизского съезов Советов.
Высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики в период между сессиями ЦИК являлся Президиум ЦИКа, который избирался на первой сессии ЦИК Киргизской АССР.
ЦИК Советов Киргизской АССР для общего управления республикой образовал Совет Народных Комиссаров Киргизской АССР и для руководства отдельными отраслями народного хозяйства — народные комиссариаты.
Совет Народных Комиссаров Киргизской АССР объединял управление всеми отраслями общественно-политической, народно-хозяйственной и социально-культурной деятельности республики. Что же касается отдельных отраслей народного хозяйства, то ими непосредственно руководили народные комиссары.
Киргизская АССР была автономной частью Российской Советской Федерации. Следовательно, на ее территории распространялось полномочие высших органов государственной власти РСФСР. Органы государственной власти и управления Киргизской АССР в своей повседневной деятельности руководствовались Конституцией, законодательством РСФСР.
В целях максимального учета специфики республики КирЦИК и его Президиум имели право опротестовать декреты и постановления СНК РСФСР по линии одноименных объединенных наркоматов в Президиум Всероссийского ЦИК, не приостанавливая их исполнения (статья 72 Конституции Киргизской АССР). Кир ЦИКу и его Президиуму принадлежало право входить во Всероссийский ЦИК и через Совет Национальностей в ЦИК СССР с представлением об отмене или изменении декретов и постановлений всех центральных органов, если они признавались ими неприемлемыми в конкретных условиях жизни республики или нецелесообразными по местным условиям.
Следовательно, есть основания утверждать, что по Конституции Киргизская АССР обладала широкими правами для обеспечения специфических национальных интересов в составе Российской Советской Федерации.
Киргизская АССР имела своего представителя при Президиуме Всероссийского ЦИК, который пользовался правом совещательного голоса во всех центральных органах РСФСР по вопросам, касавшимся Киргизской АССР; участвовала в образовании верховных органов власти РСФСР и СССР через своих 12 делегатов на съездах Советов РСФСР и 5 делегатов в Совете Национальностей ЦИК СССР.
В целом необходимо отметить, что для кыргызского народа государственность в форме автономной республики сыграла положительную роль. И это несмотря на то, что переход от патриархально-феодальных отношений к социализму проходил в условиях ожесточенной борьбы, больше насильственными методами. В основном была преодолена вековая отсталость народа в хозяйственной и культурной жизни; созданы основы промышленности, транспорта, связи, сельское хозяйство получило технику, культурный уровень народа неизмеримо возрос. Появились письменность, стали издаваться на кыргызском языке газеты, книги, возросло количество образовательных учреждений и т.д. Появились предпосылки для преобразования Киргизской АССР в союзное государство в составе СССР.