Добавить статью
6:34 11 Июля 2011
Экспансия Российской империи
(часть вторая)

И теперь вопрос стоял о том, чью сторону примет Средняя Азия и Кыргызстан в том числе. Но империя на то и империя, что не хочет ждать, пока кто-нибудь сделает выбор. Она готова на всё, лишь бы прибрать к своим рукам побольше земель и богатства из их недр. Так что Цинская империя прибегла к древней китайской тактике «и и чжи и» («обуздывать одних варваров руками других варваров»), а Российская и Британская империи, в свою очередь, использовали заимствованную из римского права тактику «divide et impera» («разделяй и властвуй»), что по сути дела одно и то же. Благо для этой цели в то время уже существовали свои «мигранянчики» (по имени еще одного манкурта, теперь уже от армян, который, бросив свою родину Армению, обитает где-то в России и собирается разделить неведомый ему Кыргызстан на юг и север и распределить их меж опять-таки неведомыми ему Узбекистаном и Казахстаном. Так бы ретиво он распоряжался своей Арменией.), и они тоже были готовы разделить кого угодно на сколько угодно частей, чтобы угодить своим хозяевам, оплачивавшим все это разграблением.

Кыргызы называли таких людей «козкаманами». Помните в эпосе рассказывается о том, как после процветания кыргызских земель в период правления великодушного Манаса к нему из далеких калмыцких земель явились Козкаман, Кокчокоз и другие…

А давайте мы еще раз сделаем лирическое (здесь скорее уместно слово «мифологическое») отступление и более подробно расскажем о Манасе и козкаманах, чтобы была более понятна мысль о том, как кыргызский народ до сегодняшнего дня находится в руках своих доморощенных манкуртов и взращенных на чужбине «козкаманов» и «мигранянчиков».

Итак, слушайте…

Прошли годы, и кыргызы мирно жили друг с другом. Но именно это не давало покоя их врагам. И вот однажды кара-китайский правитель Эсен, встревоженный тем, что у соседей все хорошо, опасаясь, как бы не наступили для них трудные дни, собрал все сорок родов калмаков, кара китаев и манчжуров и начал свою речь так:

- Слушайте все и не говорите потом, что не слышали. Кыргызский правитель Манас объединил все свои племена в единый народ, прогнал оттуда хана Алооке. Они сейчас живут в мире и согласии, государство их процветает, народ счастлив и богат.

Если мы не уничтожим Манаса, не избавимся от таких его друзей и соратников, как Алмамбет, Чубак и Сыргак, то нам не будет спокойного житья. Есть ли среди вас герой, кто бы смог уничтожить Манаса? За голову его отдаем мы золотую корону.

Никто не посмел поднять голову и выйти вперед. Тогда придворные пошли искать-рыскать тех, кто бы осмелился уничтожить Манаса, они нашли Кокчокоза и Козкамана, Джелтийбеса и Чандаяка, Орозона и всех пятерых потащили к правителю кара-китаев. Они были когда-то захвачены в плен и являлись родственниками Манаса. Они забыли родной язык, забыли историю своего народа, утратили душу кыргызов - и вот их подкупили разными посулами, угрожали разными наказаньями и заставили идти против своего народа. Так удалось отправить козкаманов к кыргызам.

И вот козкаманы снарядились в путь, поклялись богатырей убить, целовали чужие святыни, готовили яд для своего народа.

На полпути Козкаман отправил вперед гонца с письмом к Манасу.

- Львоподобный Манас! – писал он в письме. – Мы одного с тобой крови, мы также были рассеяны, когда все сыновья Орозду оказались в изгнании. Мы долго бродили по свету, мыкались, были рабами, и вот, наконец, освободились мы от оков. Мы исстрадались, исхудали, в жизни многое познали, и вот ищем мы защиты у тебя.

Расстрогался Манас, принял козкаманов с почетом и уважением. Бакай зачитал письмо всему народу. Народ тоже пожалел бедных родственников своих.

Тепло приняли козкаманов кыргызы: обогрели, приласкали, лучшие куски им отдавали. Манас открыл им всю казну, раздал богатство и еду.

Скоро народ стал понимать, что козкаманы совсем иные люди: они говорили на чужом языке, соблюдали чужие обычаи, традиции – ничего кыргызского не осталось в них, это были обычные калмаки. Каныкей испугалась за кыргызов: уж не доведут они Манаса до добра.

Однажды козкаманы пригласили Манаса к себе в гости.

- Мы с тобой одной крови, - говорили они. – Ты приютил нас, приголубил, мы за это век тебе благодарны. Мы никогда не забудем твою доброту и щедрость.

И Козкаман протянул Манасу чашу с кумысом. Ничего не подозревавший Манас одним залпом опрокинул чашу и выпил кумыс. Мгновенно подействовал яд, и Манас тотчас упал на землю. Никого из друзей и соратников не было здесь, и тогда козкаманы все вооруженные обступили полуживого Манаса.

Все еще живой, но обессиленный Манас созывал друзей, родственников и соратников, звал на помощь Бакая и Алмамбета, звал Сыргака и Чубака, звал всех сорок витязей своих. Но далеко они были, не слышали они его.

Только Каныкей дома почуяла что-то неладное, сердце подсказывало ей, что стряслась с мужем беда. Она связала на макушке свои косы, оделась в ратный свой наряд, вскочила на неустанного скакуна Аккулу, взяла с собой Акаяра, единственного кто остался в стане витязя, и помчались они к козкаманам.

Прибыли в стан козкаманов они, а там вершили самосуд враги, обступили-обложили со всех сторон Манаса и пытались убить его. Каныкей стремглав ворвалась в круг, била вправо, била влево, убивала всех подряд, пробиралась к мужу в середину толпы. За ней пошел и Акаяр, жизни не жалея, бился с козкаманами.

Наконец, Акаяру удалось вырвать ослабевшего Манаса из рук противников, удалось вынести великана из разъяренной толпы. Передал Акаяр грузное тело Манаса жене Каныкей, велел скакать без остановки, не смотреть на него, а спасать Манаса. Сам же он прикрывал их, пытался задержать козкаманов, отбивался как мог, сражался, как велел ему бог.

А Каныкей все мчалась, козкаманы пытались догнать, посылали стрелы вслед, но не смогли достать – скрылась Каныкей в горах вместе со своим любимым Манасом.

Долго пряталась Каныкей в ущелье Кайыпчы, куда не могли добраться вороны и шакалы. Манас же долго не мог прийти в себя.

Вероломные враги Козкаман и Кокчокоз поймали отважного Акаяра, связали и бросили живьем в зиндан. В тот же день козкаманы собрались и бежали обратно через перевалы и отроги, через горы и реки назад к калмакам, боясь возмездия кыргызов.

В это время случайно вернулся Кырчылчал верхом на своем коне Карткурен, увидел все случившееся, остальное узнал от Акаяра, которого едва вытащил из ямы, расплакался, запричитал и помчался с тяжелой вестью к своим. Он стегал своего скакуна, мчался по горам и отрогам, мчался по селеньям и летовьям, сообщал всем подряд о случившемся, окликал Каныкей вместе с Манасом, звал на помощь всех кыргызов.

Собрались вместе все кыргызы, судили-рядили, обсуждали, как поступить и решили догнать козкаманов. И вот, когда они настигли наконец вероломных врагов, началось кровавое побоище. Сыргак сражался с Кокчокозом, остальные перебили всех девять сыновей Кокчокоза. Забрали все награбленное козкаманами и вновь вернулись к себе домой. Они рассказали Манасу, как уничтожили врагов, праздновали победу. И вот в завершение Бакай произнес свою речь:

- Дорогие мои сородичи! Я хочу с вами обсудить, посоветоваться кое о чем.

Во-первых, от нашей беспечности, от безделья, от праздной жизни нашей мы чуть не лишились любимого нами львоподобного Манаса.

Во-вторых, вы знаете, у нас есть правила и законы. Не соблюдая их, мы чуть не лишились нашей родины. Никто не имеет права нарушать эти законы и правила: ни хан, ни бек – никто.

В-третьих же, мы слишком раздобрились, друзья, раскрыли объятия пред всеми, раскрыли все ворота, открыли все двери и стали принимать всех подряд, как братьев. Но, вы видели, они нам не братья: они лишь с виду кажутся нам братьями, но сами точат против нас ножи.

Неизвестно, что ждет впереди кыргызов. Но что бы там не ждало нас, давайте будем бдительны и осторожны, будем отличать добро от зла, белое от черного, друзей от врагов.

Кругом одни враги, но есть и друзья. Одни готовы прийти на помощь, другие же готовят для нас сети. Давайте объединимся и будем крепки в единстве, дорогие сородичи! До сих пор жившие вольно, мы забыли про порядок и бдительность. Давайте вернемся к порядку и будем осторожны. Что на это скажете, друзья?

Народ некоторое время молчал и затем огласился радостным криком, поддерживая все сказанное Бакаем.

После долгих споров и обсуждений кыргызы определили правила и законы, по которым им жить в дальнейшем, назначили своих глав, решили выделить воинов и защитников к ним, согласовали действия и разошлись по домам.

Несчастная Каныкей искала средства для лечения. Нашла их на родной земле. Нашла их у своего народа. Нашла их у своих сородичей. Тысячи средств нашла она и стала лечить Манаса. Дала она эти средства богатырю, ложками измеряла каждую каплю лекарства, вылечила-таки своего мужа. Для укрепления здоровья Манаса зарезали сорок кобылиц, обвязали тело его брюшным жиром и ждали сорок дней, пока львоподобный богатырь снова не встанет на ноги. Вскоре он и на коня сел.

С одного края до Коканда, с другого – до Кашгара расселились кыргызы, сорок витязей Манаса обжились на благодатной земле Таласа, охраняли все пути-дороги от Кангая и до Запада. И зажили кыргызы вместе с Манасом…

Нет на свете более врагов, чем те, которые вышли из кыргызов, они повсюду кричат про кыргызов, но ломаного гроша не стоят, они забыли родной язык, свою религию и собственную историю. Они худшие из врагов потому, что всегда бьют исподтишка. Они коварные из всех потому, что разрывают народ изнутри. Они вероломные из всех потому, что предают свой народ в трудные дни.

И вот по прошествии многих веков в Кыргызстане и во всей Средней Азии к власти снова рвались козкаманы и манкурты под улюлюкание и подбадривание со стороны более могущественных соседей и их прихвостней-мигранянчиков. Они делили кыргызов на северных (аркалыков) и южных (ичкиликов), делили на еще более мелкие роды: сарыбагышей, саяков, бугу, кыпчаков, тейитов и других.

Но сильнее всех оказалась Российская империя…

(продолжение следует)

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

«Знание, дающее счастье»
(28 часть)

«Знание, дающее счастье»
(27 часть)

«Знание, дающее счастье»
(26 часть)

«Знание, дающее счастье»
(25 часть)

«Знание, дающее счастье»
(24 часть)

«Знание, дающее счастье»
(23 часть)

«Знание, дающее счастье»
(22 часть)

«Знание, дающее счастье»
(21 часть)

«Знание, дающее счастье»
(20 часть)

«Знание, дающее счастье»
(19 часть)

Еще статьи

Поделись реакцией: Муж. Жен.
Улыбка
Грусть
Удивление
Злость
Необходимо авторизоваться
Комментарии
Комментарии в ВЫХОДНЫЕ дни и НОЧНОЕ время (с 18.00 до 9.00 по Бишкеку) будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком