Добавить статью
13:34 21 Июня 2017 69442
Кыргызы в боях и походах – энциклопедия военного искусства Кыргызского государства

(Статья-предисловие к ранее не публиковавшейся книге профессора Ю.С.Худякова с одноименным названием, которая в скором времени будет издана Кыргызско-Чешской палатой в Словакии)

«Решение проблем истории кыргызов выходит за пределы интереса одного этноса к своему прошлому, эта часть истории всей Азии, часть всемирной истории. Понимание закономерностей исторического пути кыргызского этноса поможет в осмыслении исторических судеб и других тюрко-монгольских народов. Это должно способствовать преодолению негативных тенденций и расширить возможности для развития культуры и сотрудничества».

В.Я. Бутанаев, Ю.С. Худяков

История енисейских кыргызов.

// Абакан: ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2000.

Предисловие

Мне посчастливилось познакомится с Юлием Сергеевичем несколько лет тому назад, во время одной из его экспедиций в Кыргызстан.

Наша встреча стала для меня знаковым событием, так как близкое знакомство со столь удивительной личностью и выдающимся ученым дало мне толчок для серьезного осмысления и углубленного изучения истории собственного народа.

Со времен глубокой древности и по сегодняшний день, судьба кыргызского народа насыщена взлетами и падениями, блистательными победами и сокрушительными поражениями, драматическими событиями и великими достижениями.

История кыргызов сложна, мозаична, полна противоречий, и одновременно интересна.

- Один из древних этносов и в тоже время относительно молодых наций.

Кочевой народ, строящий города и крепости, занимающийся торговлей и земледелием. Имеющий в свое время уникальною письменность и могучую империю, простирающуюся от Енисея до Байкала, Приленья и Приобья, от Саяно-Алтайских гор до Тянь-Шаня, от Монголии до Восточного Туркестана, потом утерявших и то и другое. Кстати, как раз об этих границах империи, названных В.В. Бартольдом «Кыргызским Великодержавием» и справедливо принятых подавляющим большинством исследователей, повествовали китайские летописи династии Тан, где указано, что площадь территории государства Кыргызов равна территории Тюркского каганата.

Именно так характеризует кыргызов в статье «Основные этапы политогенеза у древних кочевников Центральной Азии» известный тюрколог, доктор исторических наук, профессор С.Г. Кляшторный и особо отмечает высочайший для той эпохи культурный уровень народа и государства кыргызов.

В частности, он пишет: «…Скотоводы и пахари, воины и строители,… кыргызы активно участвовали в политической и культурной жизни Центральной Азии».

Кыргызы – удивительный народ, совмещающий в своем фено- и генотипе признаки сразу двух больших рас: европеоидной и монголоидной, за более чем двухтысячелетнюю историю, не раз стоящего перед реальной угрозой исчезновения, который в последующем не только выживал, но вопреки всему развивался и процветал.

Поистине, долгий и сложный путь этнического развития прошли наши предки. Этноним «кыргыз», возникший, как минимум, еще во второй половине первого тысячелетия до нашей эры в Центральной Азии, получил широкое распространение от Енисея и Байкала до Волги и Крыма, от Алтая и Тянь-Шаня до Кавказа.

Слова «кыргыз», «кыргызские» наличествуют в текстах рунических эпитафий, написанных как самими кыргызами, так и древними тюрками и уйгурами. Этноним "кыргызы" присутствует в различных вариантах и в текстах, записанных и на других языках: греческом - херкис; монгольском - хиргис, хяргис; латинском - керкис; арабском и персидском - хырхыз, хырхыр.

Сильно различалось написание данного названия в китайских текстах. Из всех имеющихся вариантов основными считаются следующие: для ханьских текстов характерна - цзянь-гунь, для танских – сяцзясы (хагясы), для юаньских- цзилицзисы.

В настоящее время лингвистами доподлинно установлено, что известные по китайским источникам этнонимы, а именно: гэгунь, гяньгунь, кигу, цигу, гегу, хегусы, хагясы, являются лишь разновременными фонетическими вариантами одного и того же этнонима – «кыргыз».

Тем самым, можно считать установленным, что этноним "кыргыз" не только аутентичен, так как безусловно применялся представителями разных стран и народов от запада Европы до востока Азии для обозначения одного и того же этноса, но являлся самоназванием народа, поскольку присутствует в текстах, написанных самими кыргызами.

Несмотря на многочленные доказательства, указывающие на прямую преемственность и подтверждающие, что современные кыргызы и хакасы в равной мере являются потомками славных предков из берегов Енисея, до настоящего момента не утихали споры о роли енисейских кыргызов в этногенезе нынешних кыргызов.

Поразительная схожесть, а иногда даже полная идентичность культуры и быта, родословной и устного народного творчества, обрядов и традиций тянь-шаньских кыргызов и хакасов, а также тех народов Сибири, в этногенезе которых в той или иной мере приняли участие енисейские кыргызы, лишнее тому доказательство. Об этом в свое время писали Н.А.Аристов, В.В.Радлов, А.Н.Бернштам, С.И.Вайнштейн, Е.И.Кычанов, доказывают сегодня В.Я.Бутанаев, В.Ушницкий и многие другие исследователи.

В частности, известный историк-востоковед и этнограф Н.А.Аристов в книге «Усуни и Кыргызы или Кара-кыргызы. Очерки истории и быта населения западного Тянь-Шаня и исследования по его исторической географии» убедительно утверждал: «По многим данным, нынешние кыргызы или кара-киргизы, суть потомки усуней и во всяком случае единоплеменны с народом того же имени, жившим на Енисее». Это обстоятельство, по признанию самого автора, заставило включить в книгу специальный очерк по истории енисейских кыргызов.

Интересен факт, что именно эту книгу отказались публиковать во время царской России, а затем и в период Советской власти. Фундаментальный труд Н.А.Аристова пролежал в архивах более века и увидел свет после обретения независимости благодаря стараниям академика В.М.Плоских.

Профессор С.И.Вайнштейн в научной статье «К вопросу о происхождении оленеводства. (Об одной параллели в материальной культуре киргизов и саянских оленеводов)» также писал: «…Приведённые выше факты позволяют полагать, что детское седло с перекрещивающимися луками было известно далеким сибирским предкам среднеазиатских киргизов, живших на Енисее. Оно, по всей вероятности, использовалось древними киргизами, так же как и теперь, в качестве детского конского седла и было заимствовано жителями саянской тайги в период освоения ими верхового оленеводства у енисейских киргизов. К некоторым группам казахов это седло проникло, вероятно, от киргизов, после переселения последних в Среднюю Азию.

…Таким образом, описанный выше факт существования сходных детских сёдел у саянских оленеводов и киргизов служит любопытным и весьма интересным свидетельством пребывания последних в Сибири».

И все же, только прогресс современных технологий и развитие таких дисциплин как популяционная генетика и ДНК-генеалогия позволят поставить точку в этих бесконечных дебатах.

В связи с чем, приведу один лишь небольшой пример. Генетические исследования проведенные с 2004 по 2010 годы лабораторией популяционной генетики человека МГНЦ РАМН совместно с Кемеровским государственным университетом при партнерстве научных учреждений Центральной Азии среди 13 тюркоязычных народов России, Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана выявили весьма любопытный факт. Данные исследования показали, что памирские кыргызы (Республика Таджикистан) на 24% состоят из гаплогрупп N-P43, которые вообще не наблюдаются у соседних народов.

Данная гаплогруппа, между прочим, является чисто сибирской и присуща только самодийским и финно-угорским народам. Думаю, комментарии здесь излишни.

И подобных фактов на сегодня предостаточно, что пора уже закрывать дискуссии об отсутствии этногенетических связей и преемственности енисейских кыргызов с современными хакасами и кыргызами.

На непосредственную связь и преемственность современных кыргызов с енисейскими кыргызами указывает в настоящей монографии доктор исторических наук Ю.С.Худяков и пишет: «…первостепенными наследниками культуры древних и средневековых кыргызов, несомненно, является современный кыргызский народ, который освоил, сохранил и развил основные достижения культуры древних и средневековых кыргызов».

Автор совершенно верно подмечает, что единый прежде кыргызский этнический массив был разделен многочисленными монгольскими племенами, в частности киданями, создавшим в свое время мощную империю Ляо, на две территориально обособленные, удаленные друг от друга, группы населения.

Одна группа осталась на Саяно-Алтае, другая расселилась на Восточном Тянь-Шане или иначе Тенир-Тоо. Именно Тенир-Тоо – край «небесных» гор называет уважаемый профессор исторической прародиной енисейских кыргызов.

«Среди многих древних и средневековых кочевых этносов, прошедших за столетия нескончаемой чередой по необъятным просторам степного пояса Евразии, невольно привлекает к себе особое внимание многовековой исторический опыт кыргызского народа, который вышел на историческую арену еще в период поздней древности и смог пронести через долгие последующие века и тысячелетия, включая исторические периоды Средних веков, Нового и Новейшего времени свое историческое самоназвание, основанное на этническом самосознании, оказался способен сохранить и развить характерные особенности своей традиционной этнической культуры» - пишет Ю.С.Худяков.

Далее, подытоживая, автор делится своим мнением: «Перед ним [кыргызским народом] открылись новые широкие возможности самостоятельного, независимого государственного, экономического, научного и культурного развития, с учетом многовекового исторического опыта и многих славных и трудных периодов предшествующей многовековой истории.

Возвращаясь к личности автора данной книги, следует особо отметить, что Юлий Сергеевич Худяков - признанный специалист в области археологии, этнокультурной истории, исторического оружиеведения кочевых народов Евразии.

Его деятельность оценена многими государственными наградами и званиями. Ю.С.Худяков - заслуженный работник науки Российской Федерации и Кыргызской Республики, удостоен орденом «Данакер» и «Манас» Кыргызской Республики, лауреат премии имени академика А. Алтымышбаева и премии имени член-корреспондента А.Табалдиева, почетный профессор Кыргызского национального университета и Института восточных языков и культур Кыргызской Республики, член Международного института кочевых цивилизаций ЮНЕСКО в Монголии, и список этот далеко не окончательный.

Начиная с 1975 г. по настоящее время Ю.С.Худяков руководит работой Южно-Сибирского отряда Института истории, филологии, философии Сибирского Отделения Академии Наук СССР, а ныне Института археологии и этнографии Сибирского Отделения Российской Академии Наук. Там же трудится главным научным сотрудником.

Сфера его научных интересов обширна: от изучения функциональных свойств предметов вооружения древних и средневековых номадов и археологических раскопок памятников Южной Сибири и Центральной Азии до исследований проблем полеоэкологии и истории взаимодействия человека и природной среды в аридных ландшафтах Внутренней Азии.

Ю.С.Худяков ученик известного ученого, академика А.П.Окладникова. На сегодняшний день он подготовил более десятка дипломированных специалистов, докторов и кандидатов наук. Под его руководством разработаны 12 учебных программ и более 10 учебных пособий.

Он также является автором более чем 1300 научных публикаций, в том числе 33 монографий, 146 статей и тезисов докладов в различных отечественных и зарубежных изданиях.

Уверен, что настоящая книга «Кыргызы в боях и походах», название которого передает суть воинственного и мужественного кочевого народа, прошедшего в своей многовековой истории через многое, пополнит ряды лучших трудов не только самого Юлия Сергеевича Худякова, но и станет значимым изданием посвященным истории кыргызского народа и займет действительно достойное место, которая она заслуживает.

Ведь в данной книге в доступной форме изложены основные вехи военной истории древности и средних веков, в которых принимали участие кыргызы Енисея и Тянь-Шаня.

Она также рассказывает о высоком уровне развития военного дела кыргызов и существенном вкладе наших предков в историю военного искусства тюркских и монгольских народов Евразии.

Ну а предисловие к данной книге хотел бы завершить словами испанского писателя с мировым именем Мигеля де Сервантеса: «История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

Эрлан Сапарбаев, общественный деятель. Братислава, Словакия, 2017.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью
Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×