Добавить статью
12:56 4 Октября 2017
«Маджму ат-Таварих» как источник по истории улуса Джучи

Жаксылык Сабитов, Евразийский Национальный Университет им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан

«Маджму ат-Таварих» является ценным источником по истории Золотой Орды. В данном сочинении есть целый ряд анахронизмов, но при этом также существуют уникальные и оригинальные сведения об истории Золотой Орды и кыргызов. Существует три списка данного источника. Первый список под инвентарным номером B 667 хранится в Институте восточных рукописей Академии наук в Санкт-Петербурге. Второй список под инвентарным номером 693 хранится в Восточном отделе библиотеки СПбГУ. Третий список под инвентарным номером 167а хранится в фонде Национальной академии Наук Кыргызской республики (Бишкек). Третий список был издан в переводе на кыргызский язык в 1996 году.

В данном источнике есть уникальные сведения о жизни и семье таких ханов Золотой Орды как Токтамыш, Кара-Ногай, Пулад. В данном сочинении есть рассказы о жизни таких эмиров как Мамай (из племени Кият), Тегиня (Тегин, Декне) из племени Ширин, Темир-ходжа (Даир-ходжа) и его сын Кара-ходжа из племени Аргын, Хусейн Ак-Суфи из племени Кунгират и его сын Ак Ногай, Мамай из племени Сарай, Баба Али из племени Хитай.

Также в «Маджму ат-Таварих» упоминаются легендарный Манас из племени Кыпчак (кыргызский кыпчак), его отец Якуб-бек и дядя Карнас, Тамерлан и его сын Омар-шейх, чагатайский бек Шир Бахрам, могулистанский бек Инга торе, могулистанский бек Камар ад-Дин из племени Дуглат, его отец Джолой и дед Чонкчи, мусульманский шейх Сейид Мир Джалил и т.д.

Главным информатором «Маджму ат-Таварих» о Золотой Орде был Баба Али из племени Хитай, который служил Тукай-Тимуриду Абдулкериму, хану Большой Орды и Астрахани, а также хорезмскому хану Султангази. Баба Али Хитай был также информатором Утемиша-хаджи в плане рассказов о Токтамыше, Кара-Ногае и Хусейне Ак-Суфи.

Сочинение «Маджму ат-Таварих» написано на персидском языке в XVI в. в Фергане муллой Сайф ад-Дином Ахсикенди. В.В.Бартольд получил первый список данного сочинения (B 667), который хранится сейчас в Институте восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге. Изучив его, В.В.Бартольд охарактеризовал данное сочинение как посвященное истории шейхов города Касан. При этом В.В.Бартольд считал, что в данном сочинении много анахронизмов и книга не имеет исторического значения. Переводчик данного сочинения В.А.Ромодин высказал иную точку зрения, согласно которой в данном сочинении есть исторические факты вперемешку с легендами и вымыслом [16, с. 200]. Кроме того, в данном сочинении впервые в письменных источниках был зафиксирован Манас [16, с. 201]. После В.В.Бартольда данный источник не изучался востоковедами до 1960 годов, когда А.Т.Тагирджанов описал второй список данного сочинения (№ 693 в Восточном отделе библиотеки ЛГУ).

В 1961 году К.И.Петров выпустил свою монографию, где использовал данные «Маджму ат-Таварих» [20, с. 138–148] и коротко пересказал некоторые ее части [20, с. 142–145]. При этом К.И. Петров отмечал, что Сайф ад-Дин Ахсикенди имел того же информатора, что и Утемиш-хаджи. Данным информатором являлся Баба Али Хитай [20, с. 139–140]. Баба Али из рода Хитай был главным беком (беклярибеком) хана Абдулкерима (из потомков Тимур-Кутлука), правившего в Большой Орде и Астрахани в конце XV – начале XVI века. После его смерти, Баба Али Хитай совершил хадж в Мекку, вернулся в Астрахань, а затем перебрался в Хорезм, где он служил Султангази (Шибанид из потомков Арабшаха), который «заставлял рассказывать предания о Токтамыше». Эти рассказы о Токтамыше были записаны Утемишем-хаджи [20, с. 139–140].

Позже Баба Али Хитай стал последователем Сейид Мир Джалила, руководителя суфийского тариката Ишкия. Мулла Сейф ад-Дин Ахсикенди также принадлежал к этому тарикату и был последователем Сейид Мир Джалила. Более того, «Маджму ат-Таварих» было написано по просьбе и с благословления Сейид Мир Джалила [20, с. 140]. Хотя тут встречается явное противоречие, Сейид Мир Джалил согласно источнику был современником Манаса, приобщал кыргызов к исламу и скончался около 1430-х годов [20, с. 141]. На основании вышеуказанной информации К.И.Петров считал, что Баба Али Хитай был основным информатором Муллы Сейф ад-Дина Ахсикенди касательно истории Улуса Джучи.

В своей монографии 1961 года К.И.Петров писал, что «вместе с В.А. Ромодиным и другими намеревается подготовить перевод данного сочинения» [20, с. 139]. Но, несмотря на то, что К.И. Петров прожил еще три десятка лет, полный перевод данного сочинения так и не был осуществлен. В 1973 г. В.А.Ромодин издал перевод отрывков из «Маджму ат-Таварих» касательно истории кыргызов [16, с. 200–213]. К сожалению, в 1961 году информация по истории Улуса Джучи, опубликованная К.И.Петровым не была в должной мере оценена современниками. Некоторые его детали (личности Кара Ногая и Ак Хусейна) стали понятны только после ввода в научный оборот сочинения Утемиша-хаджи [33]. Другие детали его перевода не понятны без полного академического перевода данного источника.

В 1995 году О.К.Караев писал о том, что в «Маджму ат-Таварих», в отличие от эпоса, легендарных и мифических черт у Манаса не отмечено, то есть Манас обозначается полностью историческим персонажем [14]. В 1996 году «Маджму ат-Таварих» был переведен на кыргызский язык О.Соороновым и М.С.Досболовым [8]. Данный перевод был сделан на основе одного бишкекского списка без сверки разных списков. Исходя из этого и некоторых других деталей, данный перевод некоторыми исследователями признается неакадемическим.

В 2002 и 2015 годах Р.А.Абдуманапов использовал «Маджму ат-Таварих» как аргумент в дискуссии о родовой принадлежности Манаса. Согласно «Маджму ат-Таварих» Манас является каркаринским кыпчаком [3; 2, с. 156–161]. Эти данные подтверждаются санжыра (устные генеалогии) кыргызских кыпчаков, согласно которым Манас происходит от кыргызских торайгыр-кыпчаков [1, с. 8]. С.В.Плоских в 2009 году издала часть неопубликованныхпереводов В.А.Ромодина из «Маджму ат-Таварих», а также вкратце дала информацию по третьему бишкекскому списку, который хранится в фонде Национальной академии наук Кыргызской республики (№ 167а) [21] и который по устной информации Т.А.Акерова был переведен О.Соороновым и М.С.Досболовым в 1996 году. А.К.Исаева использовала части переводов из «Маджму ат-Таварих» для сравнения с эпосом Манас [11]. Т.А.Акеров в двух своих статьях описал и вкратце пересказал содержание кыргызского перевода «Маджму ат-Таварих» 1996 года [5; 6].

Ниже мы приведем свои комментарии к тем частям и отрывкам из «Маджму ат-Таварих», которые были опубликованы ранее. Сначала стоит затронуть некоторые исторические фигуры.

1. Онг-хан. Отцом Токтамыша назван Онг-хан, современник и сподвижник Чингиз-хана, после смерти которого он стал правителем Ташкента [20, с. 141]. Онг-хан является выходцем из рода кара йетти, Онг-хан выходец из страны Адыл (Итиль – Волга), где ранее находились земли печенегов, кереитов, а потом Золотой Орды. После смерти Онг-хана его владения поделили Токтамыш и Инга-торе, которые были друг другу двоюродные братья.

Первый правил в Золотой Орде, второй в Могулистане [6, с. 159]. Онг-хан ушел в приволжские степи бороться с Шамаем (Мамай, по мнению К.И.Петрова), который изгнал его вассалов: правителя Крыма Ак Хусейн-ногоя и правителя Булгара Кара-Хусейн-ногоя. Воспользовавшись отсутствием Онг-хана, калмаки (в смысле неверные, а не ойраты [24]) во главе с Дамбур-калмаком напали на Ширкент. Кыпчак-кыргызы Каркары и Ульмас-Кулана пришли на помощь Онг-хану. После этого, спустя некоторое время вождь калмаков Чонкчи напал на кыпчаков и Якуб-бека (сын Каркары и отец Манаса). Якуб-бек обратился за помощью к Онг-хану, тот с союзниками прогнал Чонкчи [20, с. 142]. У Т.А.Акерова сначала Онг-хан выделил 10 тысяч войска в помощь Якуб-беку; после поражения, Онг-хан выступил со своей армией лично [6, с. 160]. После этого сын Чонкчи по имени Джолой захватил половину Джете (Могулистана). Когда Онг-хан умер, Джолой захватил Кара-Кишлак и пленил его владельца Якуб-бека [20, с. 143].

2. Инга-торе. Согласно «Маджму ат-Таварих», он двоюродный брат Токтамыша. Но при этом их генеалогии не сходятся. Генеалогия Инга-торе приведена отдельно в этом же сочинении: Инга-тюря Бай-мурат Черик (полное имя Инга-торе) был сыном Кул-Джугач-тюря, а тот был сыном Атан-бия, сына Доуле-бия, сына Мары-бия, сына Ак-туга (по прозвищу Онг-хан), сына Турды-бия, сына Кули-бия, сына Ахмад-бека, сына Арсланг-бия, сына Гузхана, сына Аналхакка Лур-хана. У Инга-торе было два сына Ахмад-бек и Мухаммед-бек (по прозвищу Кок-буга) [16, с. 209].

Здесь также стоит добавить информацию о том, что Инга-торе (Анка тура) в «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Али Йазди назван как сын старшего брата Хаджи-бека из рода Аркинут [12, с. 124], а сам Хаджи-бек упоминается в 1360 году как соратник могулистанского хана Тоглук-Тимура [12, с. 20]. Родиной Хаджи-бека и Инга-торе был назван Каратал [12, с. 139]. В «Зафар-наме» последний раз Инга-торе упоминается под 1389 годом [12, с. 133].

Стоит отметить, что, судя по тексту, мулла Сейф ад-Дин Ахсикенди под одним персонажем объединил трех человек с именем Онг-хан. Первым Онг-ханом является Ван-хан кереитский (кара-йетти), современник Чингиз-хана.

Вторым Онг-ханом был Той-ходжа, отец Токтамыша. Предполагаем, что Онг-хан было его прозвищем, которое можно перевести как «правый хан» (хан правого крыла). Третьим Онг-ханом был Актуг («Белое знамя») по прозвищу Онг-хан, предок Инга-торе в пятом поколении. Здесь возможны два варианта:

1) Судя по именам из его генеалогий, данного Онг-хана можно связать с Он-ханом, отцом Тайбуги Сибирского. Присутствующий в генеалогии Инга-торе его предок по имени Мары-бий мог носить имя Умар, по аналогии с другим Тайбугидом Умар-бием буркутом (Мар, сын Ходжи), который считался потомком Тайбуги Сибирского. Таким образом, могулистанский эмир Инга-торе мог быть Тайбугидом, точнее потомком его брата Мары-бия (Умар), если генеалогия из «Маджму ат-Таварих» верна. Версия о том, что Инга-торе – из рода кереит (то есть потомок Ван-хана кереитского), мало обоснована в силу того, что они нигде не названы кереитами, более того, Хаджи-бек указывался в источниках как «из рода аркинут», а рядом с ним указывались эмиры из рода кереит (Улуг Тимур кереит) [12, с. 20]. Если бы Хаджи-бек или Инга-торе были действительно потомками Ван-хана, то этот факт был бы указан в источниках либо прямо либо косвенно (племенная принадлежность кереит).

2) Ак-туг по прозвищу Онг-хан это другой Онг-хан, не имеющий ничего общего с кереитским и тайбугидским Онг-ханами. Вполне возможно, он происходил из кыргызов, так как его генеалогия совпадает с генеалогиями Адигине, Тагая и других кыргызов из «Маджму ат-Таварих». Таким образом, в любом случае Инга-торе не мог быть кузеном Токтамышу. Данный домысел возник у автора «Маджму ат-Таварих» из-за совпадения прозвищ отца Токтамыша и предка Инга-торе, а также из-за их союзнических отношений друг с другом.

3. Токтамыш. Согласно «Маджму ат-Таварих» Токтамыш унаследовал владение от Ташкента до Волги от своего отца Онг-хана. Токтамыш оказывал помощь Манасу и был его сюзереном [20, с. 143]. Когда Манас и Якуб-бек начали воевать с Джолоем за Кара Кишлак, Токтамыш помог Манасу (пришел с Волги, где был его враг Мамай), вернул ему Кара Кишлак и заключил мир с Джолоем [20, с. 143]. Причем Токтамыш использовал силы улусов Бахрин и Каркыра [6, с. 160]. Потом Токтамыш воевал три года на Яике (Урал) и в Крыму против Пулада (ставленник Идегея) [20, с. 144].

4. Манас является сыном Якуб-бека и вассалом Токтамыша. Его дружина состояла из кыпчаков Каркары. Каркару здесь можно отождествить с местностью Каркаралы в Центральном Казахстане. После того как Онг-хан умер, Джолой напал на Якуб-бека и захватил Кара Кишлак. Манас откочевал на Талас и Чаткал [20, с. 143], в то время ему было 12 лет [21, с. 193]. Манас стал собирать союзников против Джолоя, и в итоге к нему на помощь пришли Токтамыш, Инга-торе, сын правителя Туркестана Кара-Ногая, Кукира мирза, Баба Али Хитай [20, с. 143].

Здесь стоит отметить присутствие сына золотоордынского хана Кара-Ногая, который в первой половине 1360-ых годов правил в Сыгнаке и контролировал города Южного Казахстана. Присутствие Баба Али Хитая странно, так как жил он чуть позже, в конце XV-начале XVI веков. Возможно, здесь отмечен предок (дед или прадед) Баба Али Хитая (Баба часто переводят как предок в тюркских языках), который был союзником Токтамыша и сына Кара-Ногая. В этом случае понятным становится то, откуда Баба Али Хитай знал столько много информации о Токтамыше и Кара-Ногае.

Среди оппонентов Манаса выделяются как калмаки (их мы опишем ниже), так и предводители племен с Волги, которые были врагами Токтамыша. Среди них ни разу ни упомянут Идегей, но зато есть такие люди как: «предводитель мангытов» Пулад-оглан (у К.И. Петрова он записан как Фулад), Ширин Тигана, Ямгурчи, Сарай Мамай (видимо Мамай из рода Сарай) [20, с. 143]. Здесь однозначно можно отождествить Пулад-оглана с Пулад-ханом, а Ширин Тигану с Тегиней (Декне) из рода Ширин [7, с. 194].

Также есть и другие союзники Манаса: предводитель кыпчаков Ульмас-Кулана, а также правитель Джете (Могулистана) Темир-ходжа и его сын Кара-ходжа. После перемирия Токтамыша с Джолоем, Якуб-бек и Манас получили от Токтамыша обратно Кара Кишлак, а Кара-ходжа получил город Манасию (Манас), который Токтамыш некогда построил для Манаса [20, с. 144]. Здесь Кара-ходжу можно отождествить с известным соратником Токтамыша Кара-ходжой Аргыном, который был послом Токтамыша к Тамерлану в 1405 году.

Также по данным Кадырали Жалаири Кара-ходжа Аргын погиб вместе с Токтамышем. Здесь есть одно противоречие: отцом Кара-ходжи в «Маджму ат-Таварих» назван Темир-ходжа. В то время как в казахских шежире Кара-ходжа имеет следующую генеалогию: Кара-ходжа, сын Даир-ходжи (прозвище Акжол), сына Кодана, сына Аргына [13, с. 42]. Вполне возможно, переписчики «Маджму ат-Таварих» могли исказить имя Даир-ходжа, переделав его в Темир-ходжу. Тем более, что помимо Темир-ходжа, этот человек называется и Ай-ходжа [6, с. 160]. После того как Токтамыш ушел в Крым и на Яик воевать с Пуладом, «калмаки» во главе с Джолоем и Солон Шивой напали на Кара Кишлак и Манасию. Манас в союзе с Кара-ходжой и Инга-торе воевал против них. Также им на помощь подошли силы чагатайского эмира Шир Бахрама, который был мюридом Сейид Мир Джалила (умер в 1430-х годах). После этого вернулся сам Токтамыш с Яика. Джолой был побежден.

К нему прибыл посол Тубай от Пулада. Джолой пытался использовать Тубая для того, чтобы отравить Манаса [20, с. 144]. После смерти Джолоя его сторонников возглавил сын Камар ад-Дин. Но при нашествии Аксак Тимура Камар ад-Дин вынужден был примириться с Манасом и его сторонниками и войти в состав коалиции против Тамерлана. В состав данной коалиции вошли Токтамыш, Камар ад-Дин, хан Могулистана Хызр-ходжа, Инга-торе, Кара-ходжа (из племени Аргын), кыпчаки Каркары и Ульмас-Кулана во главе с Карнасом (дядя Манаса). Судя по «Маджму ат-Таварих» данная коалиция нанесла поражение Омар-шейху, сыну Тамерлана [20, с. 145].

Примечательно, что сведения «Маджму ат-Таварих», подтверждаются самим эпосом Манас. В.М.Жирмунский на основе разных списков эпоса Манас отмечает связи Манаса с Токтамышем и Идегеем [10, с. 73–76], что подтверждает данные «Маджму ат-Таварих». Более того, эпос «Манаш» встречается у ногайцев [32, с. 72]. А.И.-М. Сикалиев переводит имя Манаша как людоед [32, с. 99], хотя такой перевод является довольно спорным, но, судя по всему, Манаш – это один из вариантов написания имени Манас. А.И.-М.Сикалиев не раз упоминает данный эпос [32, с. 126, 153, 168], при этом отмечая, что долина Иртыша была владением ногайского мурзы Манаша, а соседний народ хотел прогнать его оттуда [32, с. 166]. Также Манаш называется как Эртиш Бойлык Эр Манаш (Батыр Манаш из Иртыша), также у него отмечается наличие двух детей Саид-Ахмеда и Туякбая [32, с. 195]. Саид-Ахмеда можно отождествить с Сейтеком, внуком Манаса, согласно кыргызской эпической традиции.

У казахов встречается также эпос Манашы [9, с. 393–394] и Туякбай Манашыулы (сын Манашы) [9, с. 287–308] в рамках большого эпоса «Сорок батыров Крыма», который в XVIII веке пришел к казахам от ногайцев [30]. Таким образом, версия о том, что Манас был тесно связан с золотоордынскими кочевниками и ханами, подтверждается. Судя по эпическим данным, Манас был из кыпчаков, жил на Иртыше, на границе восточных владений Улуса Джучи и алтайских кыргызов в эпоху Токтамыша и Идегея.

5. Ак Хусейн и Кара Хусейн и их сыновья Ак Ногай и Кара Ногай. Согласно «Маджму ат-Таварих», Ак Хусейн был вассалом Онг-хана и правителем Крыма. Он был изгнан из Крыма Хулагу-ханом или Шамаем и оказался в Хорезме. Кара Хусейн был также вассалом Онг-хана и был правителем Булгара. Был изгнан Шамаем оттуда и оказался в Туркестане [20, с. 142]. Сын Ак Хусейна по имени Ак Ногай должен был стать правителем Хорезма, а сын Кара Хусейна Кара Ногай должен был стать правителем Сырдарьи до Туркестана [20, с. 143]. Также позже сын Кара Ногая стал соратником Токтамыша и Манаса в их борьбе с Джолоем калмаком [20, с. 143].

Здесь стоит отметить, что Ак Хусейн – это известный по Утемиш-хаджи и другим источникам Хусейн Ак Суфи, сын золотоордынского эмира Нангудая из рода Кунгират, правитель Хорезма [33, с. 113] и основатель династии Суфи, правившей в Хорезме в 1360–1370-ых годах [25]. К сожалению, об Ак Ногае, сыне Хусейна Ак Суфи сведений в других источниках нет. Что касается Кара Хусейна, как известно согласно «Муизз ал-Ансаб» и «Таварихи Гузидайи Нусрат-наме», отцом Ногая (в Утемиш-хаджи Кара Ногая) был Сасы. Можно предположить, что Сасы имел также мусульманское имя Хусейн, и под этим именем (Кара Хусейн – Черный Хусейн) он сохранился в «Маджму ат-Таварих». Также интересен отрывок из Утемиша-хаджи: «Рассказывают. Устроил однажды этот злосчастный прием зимой, в лютую стужу. Вдруг послышались звуки мелодии. Скинули огланы эти, в соответствии с повседневным требованием, шапки свои и опустились на колени. Стоял мороз. [У того из них], кого звали Хусайн-оглан, [а] был он из родичей отцов Тимур-Кутлук-хана [и] Урус-хана (был Тукай-Тимуридом – Ж.С.), обморозились уши и более чем до половины отвалились. С тех пор стали называть его Корноухий Хусайн (Чонак Хусайн)» [33, с. 109].

Вполне возможно Чонак Хусейн (корноухий Хусейн) и Кара Хусейн (черный Хусейн) – это один и тот же человек, отец будущего сыгнакского хана Кара Ногая. По всей видимости, эпитеты Ак и Кара (белый и черный) были даны двум Хусейнам и двум Ногаям (их сыновьям) для того, чтобы различать живущих в одном времени людей, как это было с Кучук и Улуг Мухаммедами чуть позже.

6. Династия калмаков, традиционные враги Манаса и его отца. Врагами Манаса обозначены калмаки (немусульмане, «оставшиеся в вере своих отцов») Чонкче (Чонкчи), его сын Джолой и сын Джолоя Камар ад-Дин [20, с. 143–145]. Здесь наиболее логичным является отождествление Калмака Камар ад-Дина и Камар ад-Дина, могулистанского бека из рода Дуглат. В то время Камар ад-Дин свергнув могулистанских ханов стал фактическим правителем Могулистана. Как писал Мухаммед Хайдар Дулати: «Среди моголов ходит и такая [молва], что в один день он будто бы убил восемнадцать ханов, присвоил себе титул «хан», и дела Моголистана расстроились» [18, с. 61].

По письменным источникам генеалогия Камар ад-Дина известна очень слабо. Не известно имя его отца, но известны имена его четырех братьев: Тулак, Пуладжи (Буладжи), Шамс ад-Дин, Шайх Даулет [18, с. 661]. Их дедом (предком) назван эмир Уртубу, который от Чагатая получил местность Манглай Субе [18, с. 26]. Судя по генеалогическим расчетам, вряд ли Уртубу (современник Чагатая, который умер в 1242 году) был непосредственным дедом Камар ад-Дина (активно участвовал в политике Могулистана во второй половине XIV века). Уртубя являлся предком, но не дедом Камар ад-Дина.

Другим предком дуглатов назван Байдаган. «В пределах этих четырех сторон расположены Кашгар и Хотан. Первым, кто из дуглатов утвердился в тех владениях, был эмир Байдаган. От эмира Байдагана [это владение] из рода в род, из века в век, от сына к сыну перешло по наследству к упомянутому выше Мирза Аба Бакру» [18, с. 366]. Так как Байдаган назван «первым дуглатом», мы можем предположить, что он был отцом Уртубу и после его смерти Чагатай пожаловал Уртубу земли отца (Манглай субе). Генеалогия Камар ад-Дина из «Маджму ат-Таварих», таким образом, не противоречит данным других источников. Мы можем утверждать, что Чонкчи был потомком Байдагана и Уртубу и дедом Камар ад-Дина. Сыном Чонкчи был Джолой, у которого было 5 сыновей: Тулак, Пуладжи (Буладжи), Шамс ад-Дин, Камар ад-Дин, Шайх Даулет.

7. Пулад-оглан (Пулад-хан). В «Маджму ат-Таварих» он назван предводителем мангытов и соперником Токтамыша. Он в союзе с калмаками воевал против Манаса и Токтамыша. Эти сведения представляют собой точку зрения сторонников Токтамыша и Манаса, в то время как есть другой источник («Бахр ал-Асрар»), повествующий о данных событиях с точки зрения Пулад-хана.

Т.А.Акеров считает, что данное столкновение имело место в 1407 году, когда Пулад-хан совершал поход на кыргызов [6, с. 160]. А. Мокеев приводит данные «Бахр ал-Асрар» о походе Пулад-хана на кыргызов: «Махмуд ибн Вали рассказывает, что когда Пулад-хан установил свою власть в стране, он решил наказать кыргызские племена (аквам-и кыргыз), которые совершали набеги в пограничные районы Ак-Орды. Однако, Шейбаниды по той причине, что во время нашествия Тимура бежали к кыргызам и пользовались их покровительством, отказались принять участие в походе Пулад-хана. Несмотря на это, Пулад-хан сам отправился против кыргызов и отчистил от них окрестности Ак-Орды. В этих же рассказах Махмуд ибн Вали сообщает, что Ак-Орда находилась в восточной части Дашт-и Кыпчака и соприкасалась с землями кыргызов» [19, с. 101]. Как отмечал Р.А. Абдуманапов: «по сообщению автора «Бахр ал-асрар» потомки Орды присоединились к Пулад-хану в этом походе; после победоносного завершения которого хан поручил охрану прииртышских пределов Ак-Орды амирам племени байрин, полностью преградившим путь кыргызам» [3, с. 43–44]. Здесь под Ак Ордой стоит понимать не государство-улус потомков Орда-ичена [27], а ставку-резиденцию джучидских правителей [26; 15].

Как известно, Токтамыш погиб зимой 1406 года [17, с. 148], точнее зимой 1406–1407 годов [22, с. 189], во времена правления Шадибека, а не Пулада. В «Маджму ат-Таварих» Пулад назван огланом, но в «Бахр ал-Асрар» он назван ханом. Скорее всего, поход Пулад-хана был в 1407–1408 годах, в промежутке после своего воцарения и до похода Идегея на Москву в 1408 году, так как в походе на Москву участвовали Ширин Тегиня и Сарай (Сарай-Мамай), которые были соратниками Пулад-хана в походе на кыргызов (Манаса и его союзников). Военные действия Пулада против Манаса в переводе В.А.Ромодина приведены в статье С.В.Плоских. Согласно этому переводу, Темир-ходжа (Даир-ходжа) остался в крепости Манассия. Манас с войском пошел на Пулада. Случилась битва батыров от двух войск. От войска Пулада был Ямгурчи, а от войска Манаса – Карнас (ранее упоминался как дядя Манаса).

После этого Манас ночью атаковал лагерь Пулад-хана. Разгневанный Пулад повел войско на Манассию. Погибло тысяча человек. Ямгурчи запалил ворота и проник в крепость. Темир-ходжа вышел с ним на поединок и ранил саблей. Ямгурчи выбрался из крепости. Пулад перевязал ему раны. После этого войско Пулада отступило. Манас вернулся к Темир-ходже и укрепил ворота Манассии [21, с. 194]. Интересно отсутствие Кара-ходжи, сына Темир-ходжи в этих отрывках. Видимо, он действительно погиб зимой 1406–1407 годов вместе с Токтамышем, как сказано у Кадырали Жалаири.

Также есть и другое описание битвы Манаса с Пуладом. Видимо, мы имеем здесь описание другого эпизода столкновения Манаса и Пулада, не 1407 года. Т.А.Акеров вкратце пересказывает сведения о битве между Пулад-ханом и Манасом: «Решающее сражение сторон происходит в Яике, т.е. на Урале. Манас выходит на поединок с Пуладом и ранит его. Во втором поединке Манас ранит Жолоя, а его союзник Темиркожо (Айкожо) сразил копьем Пулада, а затем отрубил ему голову. Союзники, одержав победу, возвратились в свою резиденцию – город Манассию» [6, с. 160]. Сама локализация битвы на Яике показывает, что это вряд ли имеет отношение к походу Пулад-хана на кыргызов, проживавших на Алтае. Скорее тут события прямо противоположные: бывшие сторонники Токтамыша и кыргызы могли сами напасть на ставку Пулад-хана в Волго-Уральском междуречье. Упоминание в «Маджму ат-Таварих» того, что Темир-ходжа (Даир-ходжа Аргын) убил Пулада и отрубил ему голову, интересны. Здесь возможны два варианта хронологии этой битвы.

(1) Даир-ходжа Аргын (отец Кара-ходжи) действительно убил Пулад-хана. Тогда это могло случиться только в 1411 году, когда Пулад-хан умер [31, с. 186].

(2) Либо эта битва имела место в 1408 году, когда Идегей со своей армией совершал поход на Москву и получил весть от Пулад-хана о том, что на него напал некий царевич, который «много мятежа в Орде сотворил» [31, с. 185]. Во втором случае Пулад-хан не был убит.

Помимо коротких пересказов К.И.Петрова и Т.А.Акерова есть еще переводы В.А.Ромодина как в статье С.В.Плоских, так и в рамках «Материалов по истории киргизов и Киргизии». К сожалению, там данных об истории Улуса Джучи мало. Ниже мы прокомментируем ряд отрывков из «Материалов по истории киргизов и Киргизии» касательно истории Улуса Джучи.

8. Приведена генеалогия золотоордынского племени Юз. Это племя происходит от Туркан-хана Атабека Караджа, который был сыном Салгура, сына Фа Сельджука, сына Атабека Нуштегина [16, с. 204–205]. Таким образом, есть две версии происхождения данного племени. С одной стороны они могут быть потомками Сельджука, из огузского племени Кынык. С другой стороны, они могут быть потомками хорезмшаха Ануштегина (правил в 1077–1097 годах), происходящего из огузского рода Бекдили. Второй вариант более предпочтителен, так как, согласно историческим данным, Сельджук имел другую генеалогию: сын Токака (Тукак, Дукак), сына Лукмана, происходившего из рода Тугшырмыша, сына Керекучи-ходжи. В любом случае «Маджму ат-Таварих» свидетельствует об огузском происхождении золотоордынся представителем боковой ветви династии Хорезмшахов (Ануштегиниды), правившей с 1077 по 1231 года.

9. «Маджму ат-Таварих» является первым произведением, где приведен список 92 узбекских племен илатийа [16, с. 210–213]. Как мы писали ранее, данный список является отражением родоплеменного состава кочевников всего Улуса Джучи, а не только его Восточной части [29]. Если касаться источника информации, то есть два варианта. Возможно, источником данной информации являлся вышеупомянутый Баба Али Хитай. Также существует возможность того, что немногочисленные узбеки Шейбани-хана (см. о численности узбеков Шейбани-хана [28]) либо представители золотоордынских родов Аргын [23], Минг (Бабур упоминает их в Фергане в конце XV века) или Юз (их происхождение указано в сочинении, то есть автор контактировал с ними), переселившиеся в государство Тимуридов до Мухаммеда Шейбани, могли быть информаторами Сейф ад-Дина Ахсикенди.

Подводя итоги статьи, стоит отметить, что «Маджму ат-Таварих» является ценным источником по истории Улуса Джучи, несмотря на наличие в сочинении целого ряда анахронизмов. В данном источнике упоминаются такие ханы Золотой Орды как Токтамыш, Кара-Ногай и его сын (был союзником Токтамыша), Пулад, Онг-хан (возможно, прозвище отца Токтамыша), Кара Хусейн (отец Кара-Ногая, правил Булгаром как вассал Онг-хана). Среди эмиров Улуса Джучи упоминаются Мамай (из племени Кият), Тегиня (Тегин, Декне) из племени Ширин, Темир-ходжа (Даир-ходжа) и его сын Кара-ходжа (из племени Аргын), Хусейн Ак-Суфи из племени кунгират и его сын Ак Ногай, Мамай из племени Сарай, сторонники Пулада Ямгурчи и Тубай, некий Кукира мирза, Баба Али из племени Хитай и, возможно, его предок (соратник Токтамыша и сына Кара Ногая).

Также в «Маджму ат-Таварих» упоминаются легендарный Манас из племени Кыпчак, его отец Якуб-бек и дядя Карнас, Тамерлан и его сын Омар-шейх, чагатайский бек Шир Бахрам, могулистанский бек Инга-торе, Камар ад-Дин из племени Дуглат, его отец Джолой и дед Чонкчи (Чонкче), мусульманский шейх Сейид Мир Джалил (умер в 1430-х годах) и т.д. Одним из результатов заблуждений автора представляется одиночная фигура Онг-хана, под именем которой на самом деле скрывалось три действительных исторических лица (Тогрул (Тоорил), кереит по прозвищу Ван-хан, Актуг по прозвищу Онг-хан, предок Инга-торе, Той-ходжа по прозвищу Онг-хан, отец Токтамыша).

Главным информатором «Маджму ат-Таварих» в плане сведений об Улусе Джучи был Баба Али из племени Хитай, который служил Тукай-Тимуриду Абдулкериму, хану Астрахани, а также Шибаниду, хорезмскому хану Султангази из потомков Арабшаха. Баба Али Хитай был информатором Утемиша-хаджи о Токтамыше и, возможно, Кара-Ногае и Хусейне Ак-Суфи. Так как он был информатором и для Сейф ад-Дина Ахсикенди, Кара Ногай также встречается и в сочинении «Маджму ат-Таварих».

К сожалению, несмотря на всю свою научную ценность, «Маджму ат-Таварих» так и не был переведен полностью с учетом всех существующих списков и с научными комментариями (переведенная на кыргызский язык бишкекская копия может отличаться от других копий «Маджму ат-Таварих»). Введение в научный оборот данного источника позволит обогатить информацию как по истории Золотой Орды, так и по истории Могулистана и кыргызов, граничивших с восточными владениями Улуса Джучи.

Жаксылык Муратович Сабитов, Ph.D. (политические науки), доцент кафедры регионоведения Евразийского Национального Университета им.Л.Н.Гумилева

Литература:

1. Абдрахманов Г. Улуу Эл урпактары. Т. 2. Бишкек, 2015. 788 с.

2. Абдуманапов Р.А. Кипчаки в истории Кыргызов. Бишкек, 2015. 200 с.

3. Абдуманапов Р.А. К истокам организации родоплеменной структуры кыргызов // Тюркологический сборник 2006. М.: Восточная литература, 2007. С. 40–50.

4. Абдуманапов Р.А. О кыпчакских корнях кыргызского эпоса Манас // Четвертые востоковедческие чтения памяти С.Г. Лившица. Материалы IV региональной конференции. Барнаул. 26 апреля 2002 г. Барнаул: Изд-во БПГУ, 2002. С. 211–217.

5. Акеров Т.А. Версия эпоса Манас в книге Маджму ат-Таварих С. Ахсикенди как исторический источник по истории Кыргызского народа // Мир Евразии. Горно-Алтайск, 2016. № 1 (32). С. 2–12.

6. Акеров Т.А. Золотая Орда в легендарном сочинении «Маджму ат-таварих»

С. Ахсикенди // Золотоордынская цивилизация. Казань: Институт истории АН РТ, 2016. № 9. С. 158–161.

7. Акчурин М.М. Начальная генеалогия ширинских князей // Золотоордынское наследие. Казань: Институт истории АН РТ, 2011. Вып. 2. С. 191–202.

8. Ахсикенди Сайф ад-Дин Тарыхтардын Жыйнагы (Мажму атут таворих) // Акыл / под редакцией Досболова М. и Сооронова О. Бишкек, 1996. 126 с.

9. Бабалар сөзі: Жүз томдық. Батырлар жыры. Астана: Фолиант, 2008. Т. 51. 448 б.

10. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 728 с.

11. Исаева А.К. Интерполяции эпоса «Манас» (от Маджму ат-Таварих до «Айкёл Манаса») // Известия вузов Кыргызстана. Бишкек: Изд-во: «Наука и новые технологии», 2016. № 1. С. 163–167.

12. Йазди Шараф ад-Дин Али. Зафар-наме. Ташкент: Sanat, 2008. 486 с.

13. Қазақ ру-тайпаларынын тарихы. Арғын. Т. 9. Книга 3. Алматы: «Алаш» Тарихи Зерттеу Орталығы, 2007. 660 с.

14. Караев О.К. Ранние сообщения о Манасе // Эпос «Манас» как историко-этнографический источник. Тезисы международного научного симпозиума, посвященного 1000-летию эпоса Манас. Бишкек, 1995. С. 32–33.

15. Кушкумбаев А.К. «Алтыннан Соққан ақордаң…»: О термине «Ақ Орда» в героическом эпосе «Ер Едiге» // Золотоордынская Цивилизация. Казань: Институт истории АН РТ, 2016. № 9. С. 144–152.

16. Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып. I. (под редакцией Ромодина В.А.). М.: Изд-во «Наука», 1973. 283 с.

17. Миргалеев И.М. Политическая история Золотой Орды периода правления Тохтамыш-хана. Казань: Алма-Лит, 2003. 164 с.

18. Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди / пер. А.Урунбаева, Р.П. Джалиловой. Ташкент: Фан, 1996.

19. Мокеев А. Кыргызы на Алтае и на Тянь-Шане. Бишкек, 2010.

20. Петров К.И. К истории движения киргизов на Тянь-Шань и их отношений с ойратами. Фрунзе, 1961. 213 с.

21. Плоских С.В. Памятники письменности Кыргызстана в рукописном фонде Национальной Академии Наук // Письменные памятники Востока. СПб.: Институт восточных рукописей РАН, 2009. № 2. С. 192–203.

22. Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб.: Евразия, 2010. 408 с.

23. Сабитов Ж.М. Аргуны во владениях Тимуридов в 1450–1550-е гг. // Средневековые тюрко-татарские государства. 2011. № 3. С. 128–133.

24. Сабитов Ж.М. Калмаки Восточного Дашт-и Кыпчака в XIV–XVI веках // Global Turk. Астана, 2014. № 3/4. C. 134–143.

25. Сабитов Ж.М. Кунгираты в восточном Дешти-Кипчаке в XIII–XV веках // Вестник Евразийского Национального Университета. Астана. 2012. № 3(88). С. 121–124.

26. Сабитов Ж.М. Кушкумбаев А.К. Термины Ак-Орда и Кок-Орда в письменных и устных источниках (к вопросу о семантике терминов) // Научный Татарстан. 2015. № 3. С. 33–42.

27. Сабитов Ж.М., Кушкумбаев А.К. Улусная система Золотой Орды в XIII–XIV веках: к вопросу о локализации Ак орды и Кок орды // Золотоордынское обозрение. Казань: Институт истории АН РТ, 2013. № 2. С. 60–72.

28. Сабитов Ж.М. К вопросу о составе войск Шейбани-хана // Мир научных исследований. Астана, 2014. № 7–12 (85–90). С. 7–11.

29. Сабитов Ж.М. О происхождении этнонима «узбек» и «кочевые узбеки» // Золотоордынская цивилизация. Казань: Институт истории АН РТ, 2011. № 4. С. 166–173.

30. Сабитов Ж.М. Эпос «Сорок батыров Крыма» в Казахском Народном фольклоре // Global Turk. Астана, 2015. № 3/4. C. 46–57.

31. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960. 278 с.

32. Сикалиев А.И.-М. Ногайский героический эпос. Черкесск: КЧИГИ, 1994. 328 с.

33. Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические примечания, исследования В.П. Юдина. Подготовила к изданию Ю.Г.Баранова. Комментарии, указатели М.Х.Абусеитовой. Алма-Ата: Гылым. 1992. 296 с.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

Происхождение кыргызов c точки зрения генеалогических сказаний (санжыра) и ДНК генеалогии

Арийский след среди тюркоязычных народов

Еще статьи

X
Для размещения комментария авторизуйтесь