Добавить статью
10:22 18 Июня 2019 Обновлено 17:28 23 Июня 2019
Две цветные скульптуры енисейских кыргызов XVIII века (из коллекции «Народы России» Я.Рашета, созданной для императрицы Екатерины II)

190618

В конце XVIII в. идея культурного многообразия, «этнической пестроты» проникла в различные сферы художественной жизни России, а фарфоровые произведения, отражающие эту тему, стали неотъемлемой частью ассортимента всех отечественных видов производств. Ее популярности во многом способствовали иллюстрированные издания европейских и русских ученых XVIII века. В 1771–1776 гг. на немецком языке вышел в свет пятитомный труд П. С. Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи в 1768–1774 гг.».

По материалам «физических» экспедиций императорской Академии наук 1768–1774 гг. были изданы «Путешествие по России для исследования трех царств естества» (СПб., 1771–1785. Ч. 1–3) С. Г. Гмелина, «Дневные записки путешествия Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства» (СПб., 1771–1805. Ч. 1–4) и др. Эти и другие книжные издания стали источниками для создания фарфоровых фигур, выпущенных на Императорском фарфоровом заводе.

В конце XVIII века императрица Российской империи Екатерина Великая повелела выпустить серию фарфоровых статуэток «Народы России», которые были сделаны на основе данных этнографического исследования. Царский заказ выполнил скульптор французского происхождения Яков Рашет. Эти фигуры в ярких национальных костюмах точно передают весь комплекс этнических признаков, включая антропологию, соматику, материальную культуру и даже образ жизни и род занятий представителей разных народов империи того времени. При создании каждого образа учитывались исследования по сравнению черт лица, роста, телосложения, даже цвета кожи и структуры волос.

Высота этих скульптур составляет около 25 см. Первоначально фигуры предназначались для декорировки парадного стола, по образцу торжественного surtout-de-table, исполненного на Берлинской Королевской фарфоровой мануфактуре. Для претворения в жизнь данного проекта Я.Рашет изучил иллюстрированную книгу немецкого путешественника и этнографа И. Г. Георги, который составил подробное описание народов, заселявших в то время Российскую Империю. Его книга так и называется- «Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей».

Как пишет искусствовед Е.С.Хмельницкая, «фигуры представителей разных народностей, выполненные на Императорском фарфоровом заводе во времена правления Екатерины, можно назвать «объемными воспроизведениями» иллюстраций из фундаментального труда известного ученого и путешественника, академика И.Г.Георги… красочные иллюстрации показывают жителей страны в национальных костюмах». Гравюры для книги И. Георги были изготовлены мастерами Гравировальной палаты Академии наук и раскрашены вручную.

Иоганн Готлиб (Йохан Готтлиб) Георги, также в России был известен как Иван Иванович Георги - немецкий медик, натуралист, этнограф, путешественник, профессор минералогии и академик Императорской Академии наук и художеств. Прибыл в Россию по приглашению Императорской Академии наук и художеств в 1770 году (по другим данным, в 1768 году). Участвовал в «Физической экспедиции» Питера Симона Палласа, занимался исследованием Поволжья, Среднего и Южного Приуралья, Западной и Южной Сибири, Прибайкалья.

Итогом этнографических исследований Георги стало подробное иллюстрированное описание народностей, населяющих Россию. Этот труд вышел в Санкт-Петербурге в 1776-1780 годах на немецком языке под названием «Beschreibung aller Nationen des Russischen Reichs, ihrer Lebensart, Religion, Gebräuche, Wohnungen, Kleidung und übrigen Merkwürdigkeiten» («Описание всех народов Российского государства, их быта, вероисповедания, обычаев, жилищ, одежды и остальных отличий»). Частично он был переведён на русский и вышел под заглавием «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей». Эта работа была первым сводным этнографическим описанием народов России. Императрица Екатерина II, высоко ценившая труды Георги, подарила ему золотую табакерку, что считалось весьма почётным, и велела напечатать описания «за счёт кабинета, но в пользу автора».

Дело в том, что И.Г.Георги лично встречался с енисейскими кыргызами и не только сделал их описание, но и сделал точные цветные зарисовки, мужчины и женщины, причем с двух сторон, с тыла и с лица. На этой основе и были сделаны две фарфоровые цветные скульптуры «Киргиз» и «Киргизка».

Фото №1. Скульптура «Киргизка».

Фарфор, надглазурная роспись, позолота

Размер: 25 х 8,2 х 8,4 см

Вторая половина XVIII в.

Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург.

Фото №2. Скульптура «Киргиз».

Фарфор, надглазурная роспись, позолота

Размер: 25 х 8,2 х 8,4 см

Вторая половина XVIII в.

Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург.

В своей книге И.Г.Георги дал подробное описание многих народов, в их числе мещеряков, барабинцев, енисейских кыргызов, обских татаров (тюрков), чулымских татаров (тюрков), качинских татаров (тюрков), телеутов, кыштымских и тулебершских татаров (тюрков), абинцев, верхнетомских татаров (тюрков), бирюсинцев, саянских татаров (тюрков), бельтыров, якутов, и сделал точные цветные их зарисовки.

Художественный критик И.С.Лукаш о коллекции «Народы России» писал: «…Екатерининские фигурки - киргизку, мордвинку, татарку, черемиску, бухарца - следовало бы признать шедевром …». Фото №3.

Фото №4. Скульптуры из серии «Народности России» Н.Я.Рашета ( 1780-90 гг.). Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод.

Сверху вниз, слева направо: казанская татарка, самоед, армянка, киргизка, курилец, ингерская баба, казанский татарин, баба татарская, монгол, камчадалка, казак, якутская баба, армянин, лопарь, калмычка, чухонская баба, грузинка, казачка, камчадал, казак, сибирский бухар, лопарская баба.

Фото прикрепленное к статьеФото прикрепленное к статьеФото прикрепленное к статьеФото прикрепленное к статье
Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

26-08-2019
«Внешний облик кыргызов» (Physiognomie der Kirgisen). Немецкая иллюстрация XVIII века
28641

06-08-2019
Башкирские кыргызы. Обер-офицер Башкирских кантонов. Литография 1829-1830 гг.
10906

25-07-2019
Военный лагерь Енисейских кыргызов. Французская гравюра. 1837 г.
25312

01-07-2019
Енисейские кыргызы в работах русских и западноевропейских художников XVIII-XIX вв.
7690

13-07-2018
О происхождении термина «Ажо», обозначавшим в китайских летописях правителя кыргызов
4857

25-06-2018
О племени Азык, входящем в состав правого крыла кыргызского народа
5997

14-01-2016
Письменный памятник енисейских кыргызов конца VII-нач.VIII века н.э. с берегов реки Элегеш (Элегест) как исторический источник
3497

16-11-2015
Енисейские кыргызы
15694

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×