Добавить статью
6:39 2 Августа 2013 30627
Торговая война

Из цикла «Археология и история Кыргызстана. Избранное»

(предыдущая статья)

Несговорчивые ферганцы

В 105 г. до н.э. через усуньскую столицу проследовало ханьское посольство во главе с сановником Челином. Тем самым, который присоветовал императору выдать замуж Цветок Лотоса. Гневная принцесса даже не вышла к своим землякам.

Челин направлялся в Давань для покупки «небесных» коней.

130802_1
Глиняная статуэтка коня. Давань

С этого все и началось.

Даваньский правитель Мугуа сначала благосклонно отнесся к просьбе посла. Но тут встали на дыбы его советники - богатейшие и знатнейшие люди государства.

- Не продадим! - решили они. - Коням нашим цены нет, а посол хочет расплатиться только шелками.

- Хань - могущественная держава, заметил Мугуа.

- Ханьцы далеко, - возражали советники. - Что они нам сделают?

Мугуа тоже ничего не мог с ними сделать - ведь конские табуны принадлежали им.

И послу отказали.

Челин не обладал дипломатическим тактом Чжан Цяня. В раздражении он наговорил грубостей и даже, уходя, толкнул в знак презрения статую Золотого Коня - религиозную святыню даваньцев, стоявшую в тронном зале.

Это было уже прямое оскорбление.

По законам гостеприимства посла отпустили целым и невредимым до самой границы. И только там убили, забрав его имущество для возмещения морального ущерба.

Первый поход

Узнав об этом, император У-ди направил в Давань шеститысячный отряд во главе со знаменитым полководцем Ли Гуанли.

Войско шло тем же путем, который проложил Чжан Цянь. Но теперь жители городов Восточного Туркестана встретили захватчиков во всеоружии. Чтобы добыть провиант, приходилось брать эти города штурмом. Потери были значительными. И когда остатки ханьских войск добрались до границ Давани, опытный Ли Гуанли понял - надо поворачивать назад. Это был конфуз великой империи. Крах... Кто будет бояться Хань, если Давань не боится?

Могущественный Сын Неба не мог стерпеть поражения. Он мобилизовал все силы империи. На этот раз Ли Гуанли получил 60 000 солдат. Огромный обоз из 100 000 быков, 30 000 лошадей и 100 000 ослов, лошаков и верблюдов сопровождал доблестную армию. Для безопасности прохождения к даваньским границам выделили еще 18 000 человек. В самом войске были даже специальные мастера для отвода воды от вражеской столицы Эрши (город Эрши - Урешта - находился близ современного г.Ош на юге Кыргызстана).

Второй поход

Несметная сила шла на древнюю Фергану. Мало того! Китайский полководец потребовал от усуней, согласно договору, выставить союзную армию. Ведь ему было известно, что кунбаг в состоянии посадить в седло 18000 воинов.

130802_2

Кунбаг согласился. И послал 2000 человек... Горными тропами, окольными путями в Чигу пробрался небольшой караван - два десятка всадников и десяток верблюдов с тюками. Оказалось - послы даваньского царя Мугуа с богатыми дарами. Они сказали:

- О великий Кунбаг! Много лет мы живем в дружбе. Мы покупали у тебя баранов, ты покупал у нас пшеницу, ячмень и всякие плоды земные. Всем было хорошо. Зачем идешь на нас? Чем обидели?

Кунбаг Лецзяоми ответил:

- Дружба наша нарушена. Я зять императора. Я послал две тысячи. А мог послать в шесть десятков раз больше. Но и этим приказано не вступать с вами в бой.

- Но все-таки послал!

- Для вида. Ханьский главный начальник потребовал. В силу договора. Договор я нарушить не могу. Но говорю вам: ни одна стрела не полетит в вашу сторону, ни один меч не прольет вашу кровь. А при случае, ведь на войне все бывает, эти 2000 могут стать вашей последней опорой...

Давань в огне

Послы уехали удовлетворенные. Между тем Ли Гуанли вступил в Давань. Запылали городки и усадьбы. По каналам поплыли трупы.

В ответ поднялась вся страна. Многие бежали в Эрши - столицу. И когда ханьская армия подошла к ней, там уже были готовы к встрече. Кроме того, Мугуа послал за помощью к своему союзнику, правителю государства Кангюй (Древний Хорезм). Помощи ждали со дня на день.

Ли Гуанли начал правильную осаду. Специалисты отвели воду от Эрши. Затем в течение сорокадневных боев была разрушена внешняя оборонительная стена.

Мужественный Мугуа приказал отступить во внутренний город: он решил вести борьбу до конца. И простой народ его поддержал.

«Лучшие» люди Давани, т.е. крупные землевладельцы, купцы-богачи сначала были исполнены воинственного патриотизма. Но когда войско Ли Гуанли вытоптало их поля, разграбило их глиняные замки, настроение «первых» людей резко изменилось. Они уже больше не восхищались мужеством царя и героизмом народа.

- Что терять беднякам? Ведь у них никакого имущества, кроме жизней. Вот они и сражаются, глупцы. Мудрость же говорит: с сильным не борись, с богатым не судись...

- И царь наш с ними заодно.

- Из-за его упрямства и по злонравию безродных оборванцев мы теряем все: и сады, и виноградники, и пашни, и все нажитое отцами...

- Пусть царь заплатит головой за наши убытки!

Вокруг благородного Мугуа плелась паутина черной измены.

Как явствует из китайской хроники «Xoуханьшу», все старейшины каким-то образом вдруг в полном составе попали в плен. А может быть, просто перебежали к врагу, чтобы договориться о мире?

И договорились: царя Мугуа подло зарезали, голову отправили китайскому полководцу.

Мир был заключен. Ли Гуанли получил несколько десятков «небесных» коней (тянь-ма) и 3 000 жеребцов и кобыл более низкого качества. Забрав эти, с таким трудом добытые трофеи, третья часть ханьской армии (все, что от нее оставалось) тронулась в обратный путь.

Усуни тоже вернулись домой - в полном составе, так и не обнажив оружия.

Таковы оказались итоги войны. Разумеется, не знаменитые кони были ее истинной причиной. Ханьское правительство добивалось полного контроля над Шелковым путем. И этой цели оно достигло.

130802_3

Шестнадцать веков

Гимн Великому Шелковому пути

Уже в ближайшие десятилетия после смерти Чжан Цяня его план «10 000 ли» начал приносить результаты. Давань и Усунь вошли в сферу китайского влияния. Торговые коммуникации, раньше разрозненные и оторванные друг от друга, теперь слились. Торговые караваны из Китая начинали свой путь от Чанъани и шли к Дуньхуа - городу на границе, у Великой стены. Отсюда расходились уже два пути: северный и южный. Южная ветвь шла через Хотан, Яркенд, Балх, Мерв. Северная - через Турфан, Кашгар, проходила по территории Кыргызстана, т.е. страны Усунь. Здесь она опять-таки разделялась еще на две ветви - вдоль северного и южного берегов Иссык-Куля.

Далее - Фергана (Давань), Самарканд...

В Мерве (Туркменистан) обе ветви соединялись. А за Мервским оазисом тянулись дороги в Парфию и Месопотамию. К берегам Средиземного моря или в Индию.

На этом громадном пространстве народы и племена сменяли друг друга: юэчжи, усуни, тюрки, карлуки, тюргеши, арабы, монголы. Создавались и рассыпались могущественные державы: Кушанское царство, государство эфталитов, Тюркский каганат, Саманиды, Караханиды, империи потомков Чингисхана и Тимур-ленга...

А Великий шелковый путь продолжал действовать. От города к городу, от оазиса к оазису, от колодца к колодцу шли и шли караваны, пробирались паломники с посохами, торопились авантюристы всех мастей...

Великий шелковый путь! За всю историю человечества не было равного ему по значению. Тысячу шестьсот лет он действовал с небольшими перерывами. Это - не просто торговый путь. Он - дружеский мост между Востоком и Западом, мирная рука, протянутая двумя половинами человечества друг другу.

Обмен товарами. Обмен культурами. Расширение зримых горизонтов. Познание прародины. И, как следствие, переделка удельно-ограниченного мировоззрения на вселенский лад.

Взаимное обогащение - нет, не просто меркантильными товарами. Знаниями! Прогрессом!

Уже в древности Китай получил такие важные сельскохозяйственные культуры, как виноград, люцерну, фасоль, гранатовое дерево, грецкий орех, шафран. Везли в Срединное государство также стекло, драгоценные камни, ковры, лекарства, косметику и «небесных коней».

Китайская бумага, компас, чай, шелк пришли в Европу с Востока. Не будем перечислять все осязаемые блага, которые принес Путь множеству народов.

По этому Пути прошли Гильом Рубрук, Плано Карпини, Марко Поло и множество безымянных...

Этот Путь вносил Порядок, Содружество и Мир во всеобщий хаос средневековья по крайней мере, в тех местах, где он проходил. Азиатские владыки, степные вожди поняли в конце концов, что грабеж караванов - менее прибыльное дело, чем защита этих же караванов от разбойников. От кочевья к кочевью шли «корабли пустыни» - верблюды, покачивая тюками, и степные богатыри охраняли их от себе подобных.

Сколько историй разыгралось на Великом Пути за 1600 лет! Если бы можно было заглянуть в прошлое!...

Открытие морского пути в Индию Васко да Гамой положило конец этой странице в истории человечества. Но значение этой страницы мы ощущаем и по сей день: ведь сегодняшний мир есть продукт, следствие всех предыдущих эпох...

Продолжение

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

02-09-2013
Технические приемы орнаментирования средневековой керамики
60790

26-07-2013
Поиски на дне залива Иссык-Куля продолжаются
30942

19-07-2013
Реквием былой культуре
41275

12-07-2013
Благоустройство средневековых городов Прииссыккулья
51381

05-07-2013
Появление письменности на территории Кыргызстана
116354

28-06-2013
Культура средневековых поселений
61161

21-06-2013
Города Прииссыккулья глазами средневековых авторов. Верхний Барсхан
87716

14-06-2013
Города Прииссыккулья глазами средневековых авторов
68232

07-06-2013
Сарыбулун - Чигу?
55070

31-05-2013
Кочевники и земледельцы
95182

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×