Добавить статью
5:52 23 Сентября 2013 0
О «Раннем христианстве и тюркском мире Центральной Азии»

Живой предмет, желая изучить,

Ученый прежде душу изгоняет,

Затем предмет на части разделяет,

И видит их, да жаль, чудесная их связь,

Тем временем исчезла, унеслась.

Гете

Статья маститых академических ученых-историков С.Г.Кляшторного, В.М.Плоских и В.П.Мокрынина с весьма претенциозным названием «Раннее христианство и тюркский мир Центральной Азии» вызвала живой интерес, прежде всего тем, что в ней содержались оригинальные артефакты, найденные при археологических раскопках в Центральной Азии.

Однако, их толкование, что эти артефакты принадлежат ранней христианской культуре, вызывают вопросы. Причем, вопросы достаточно серьезные, мировоззренческого и религиозно-культурологического плана.

Следует отметить, что точка зрения, согласно которой наши далекие предки – тюрки, скифы, гунны и др. – жившие на территории Центральной Азии и вне ее пределов в первом тысячелетии были христианами, или некоторая их часть, в последнее время получает все большее распространение в академических исторических кругах и начинает пропагандироваться в СМИ.

В частности, об этом говорится в статье украинского автора В.Нероба «Скифы и сарматы были христианами до крещения Киевской Руси». Статья наших академиков-историков лишь подтверждает эту точку зрения.

При этом допускается «мирное» сосуществование и других духовных традиций – манихейства, зороастризма, буддизма, шаманизма и тенгрианства, или тенгризма в терминологии авторов вышеуказанной статьи. Однако совершенно не рассматриваются вопросы из взаимосвязи и взаимовлияния.

Между тем, более пристальное изучение этого вопроса приводит к выводу, что здесь не все так просто и однозначно.

Поэтому рассмотрим его более подробно, подвергнув критическому анализу указанную статью, сохраняя прежнюю методологию, использовавшуюся в предыдущих статьях – цитируя и комментируя ключевые положения.

«…Церковное и культурное единство греко-римского и восточного мира было впервые нарушено несторианской ересью (431 г.). Несториане, оказавшись гонимы, нашли приют в Персии и далее распространились в Среднюю Азию. Здесь они развили широкую миссионерскую деятельность и, то расцветая, то угасая, просуществовали до времен Тамерлана (XIV в.), толерантно сосуществуя с другими местными религиями: язычеством, буддизмом, исламом.

На территории Кыргызстана и у кыргызов Енисея христианство преимущественно имело форму несторианства. К настоящему времени на Тянь-Шане известно более 700 несторианских эпиграфических памятников и, по крайней мере, четыре христианских монастыря и церкви. Количество открываемых археологами памятников неизменно увеличивается. Нарастает и число исследовательских и информационных публикаций о них. Обобщающие сведения и конкретные дешифровки и переводы ранних христианских текстов с территории Кыргызстана мы находим в трудах В.В.Бартольда, С.Е.Малова, В.А.Лившица, С.Г.Кляшторного, Ч.Д.Джумагулова, в последних публикациях В.Д.Горячевой, С.Я.Перегудовой, Ю.С.Худякова, Г.Л.Семенова, В.Кляйна. Но чем больше публикаций появляется, тем больше всплывает новых нерешенных вопросов. Обнадеживает, однако, то, что открытие новых памятников и введение в научный оборот новых источников позволят со временем представить стройную картину истории раннего христианства в Кыргызстане…

… Жители Тараза оказали столь стойкое сопротивление мусульманским воителям, что через много лет бухарский историк Нершахи отметил в своем рассказе, сколь тяжкой для эмира Исмаила была эта осада. В конце концов город капитулировал, а Исмаил в знак новой победы ислама над «неверными» приказал обратить главный храм города в соборную мечеть. Главным храмом города, где жили согдийцы и тюрки, была христианская церковь.

Это сообщение Нершахи, казалось бы, резко диссонирует с привычными представлениями о конфессиональном преобладании зороастризма, манихейства и буддизма, традиционных в городских центрах по Великому Шелковому пути (Klyashtornyi S.G. Manichaen monasteries in the land of Arghи / / 8tиdia Manichaica. - Berlin, 2000. - 8.374-379.)

Был ли Тараз исключением? Но в расположенном далее к востоку городе Мерке (Мирки) главным храмом также была христианская церковь. И она была обращена в соборную мечеть, но уже в Х в. И далее по северному торговому пути в Восточный Туркестан, в пределах владений карлукского ябгу, политическое преобладание во многих городских центрах принадлежало христианам. Мусульманские купцы из Ирана и Мавераннахра облагались там дополнительной податью. К востоку от Тараза и Мерке христианское кладбище VIII-IX вв. обнаружено археологами в Красной Речке (древний Невакет), а церковь раскопана на городище Ак-Бешим (древний Суяб). Последним городом на стыке торговых путей из Семиречья в Восточный Туркестан, где, по сообщению мусульманского автора, преобладали христиане, был Бай, к югу от перевала Музарт.

Следует еще раз оговорить, что преобладание христиан в карлукском Семиречье в IX - начале Х в. являлось не столько конфессиональным, сколько политическим фактором и было связано с внешнеполитическими приоритетами Карлукского государства. К этой теме мы еще вернемся, а пока попытаемся определить, когда же тенденции к восприятию христианства стали преобладающим фактором религиозной жизни карлуков…

…Окончательный разрыв обеих сирийских церквей с православием произошел в 451 г., когда на IV Вселенском соборе в Халкедоне был принят догмат о неслиянности и нераздельности божественной и человеческой природы Христа. Еще до этого события подвергшиеся гонениям в Византии сирийские несториане переместили свои религиозные центры в Иран, и в 484 г. персидские христиане приняли на своем соборе несторианское вероисповедание. Резиденцией несторианского патриарха стал Ктесифон. Несторианская церковь Ирана оказалась по ряду причин чрезвычайно активна в распространении своего учения на востоке. В Индии, Средней Азии, Восточном Туркестане и Китае появились несторианские миссионеры…

…Сибирский археолог Ю.С. Худяков также считает, что у южносибирских кыргызов Енисея и Минусинской котловины присутствовали как христианство в форме несторианства и манихейства, так и буддизм. Их каноническая символика широко представлена на кыргызской торевтике - рельефной обработке художественных изделий из металла (Худяков Ю.С. К вопросу о проникновении мировых религий в Южную Сибирь в эпоху средневековья / / Изучение культурного наследия Востока. Культурные традиции и преемственность в развитии древних культур и цивилизаций. - СПб., 1999. - С. 156.).

Возможно, однако, привлечение новых фактов. К настоящему времени изданы сотни древнетюркских рунических памятников VI-IX вв., обнаруженных на территории средневекового Кыргызского государства. Некоторые из них имеют символ креста. По форме он несколько отличается от распространенного в Средней и Центральной Азии несторианского креста, но генетически близок ему. Особенно сходны с несторианскими крестами из Семиречья кресты Уюк-Тарлака и Элегеша. Общим для семиреченских и енисейских крестов является изображение их на «горке» (символ Голгофы)…»

Таким образом, из приведенных выдержек следует, что появление и последующее распространение христианства в Центральной Азии связано с «несторианской ересью» 431 года и окончательным разрывом сирийских церквей с православием на IV Вселенском соборе в Халкедоне в 451 году.

Весьма интересны сведения о енисейских и семиреченских крестах, «обнаруженных на территории средневекового Кыргызского государства», по форме отличающегося от несторианского, но генетически близкого к нему.

Вот именно! Здесь появляется сакраментальный вопрос: что первично курица или яйцо?... Или в данном случае, что появилось раньше - енисейские кресты или несторианский?...

В статье «Салам, шалом и ассалоум алейкум – к истории кыргызов» автор уже акцентировал внимание на этом символе древних тюрков-тенгрианцев. В дополнение к сказанному в той статье, следует подчеркнуть, что на шлеме иссыкского «Золотого человека», который был найден недалеко от Алматы в конце 60-х годов и датируется 5-6 веком до нашей эры, т.е. за пятьсот лет до рождения Христа и почти тысячу лет до появления Нестория, был равносторонний крест.

Этот крест был снят со шлема «Золотого человека» советскими археологами, проводившими раскопки в то время, и спрятан в запасниках московских музеев, а сам факт утаен от широкой общественности по идеологическим соображениям. Однако он до сих пор не получил должной оценки и интерпретации среди современных ученых, как западных, так и восточных, поскольку нарушал все сложившиеся исторические взгляды и концепции на историю зарождения и распространения христианства.

Не получил он должной оценки и в рассматриваемой статье наших академиков-историков, поскольку он также рушит всю их конструкцию-гипотезу о появлении и распространении так называемого «раннего» христианства несторианского толка в Центральной Азии.

Между прочим, как пишет весьма оригинальный и глубокий неакадемический исследователь тюркской истории М.Аджи в своей книге «Без вечного синего неба» при своей встрече с президентом Казахстана уже в годы независимости он обратил внимание на этот факт. Крест тут же нашли и вернули на свое место.

Другой «Золотой человек», найденный на Алтае, и вошедший в историческую науку под названием «алтайский золотой человек», как пишется в Википедии, идентичен иссыкскому.

Как быть с другими равносторонними тенгрианскими крестами и другими артефактами тюркской культуры, обнаруженными при раскопках Аркаима, датируемыми IV-V тысячелетиями до нашей эры, а также другими находками на Алтае, датируемых в дохристианскую эпоху, т.е. возраст которых более 2000 лет?..

Размышления над этим артефактами – посланиями наших далеких предков через толщу не веков, а тысячелетий, приводят к весьма интересным выводам. Некоторые из них уже изложены в предыдущих статьях по данной теме, их перечень приводится ниже.

Ведь, если вдуматься, допустим, в создание такого артефакта как наряд «Золотого человека», то какой уровень знаний и технологий нужен был в то время для того, чтобы добыть и переработать такой объем золота, а затем ювелирно оформить его. И какой уровень культуры должен был быть, чтобы потом, надо полагать, принародно, воздавая почести и дань памяти, захоронить это золото вместе с знатным человеком в кургане.

Цивилизациям Запада да и, пожалуй, Востока в то время такие достижения были просто не доступны, но они яркое свидетельство технологической мощи и культурного могущества наших далеких предков-тюрков.

Мощи и могущества, длившиеся все первое тысячелетие нашей эры до середины второго, вплоть до распада империи Чингисхана – последнего из императоров, кто верил в Тенгри и ведший свои войны за чистоту веры. Факт, кстати, тоже затиравшийся и затираемый многими западными и советскими историографами, бывшими и современными.

Возвращаясь к теме статьи, хотелось бы отметить, что история возникновения раннего христианства, его трансформации из вероучения Тенгри, покрытая многими темными пятнами, тайнами и мифами, тщательно рафинировалась и переписывалась историками от церкви и различных государств с конца 1 тысячелетия, во времена инквизиции в средние века, вплоть до последнего времени. И здесь наши академики от истории абсолютно правы: «чем больше публикаций появляется, тем больше всплывает новых нерешенных вопросов».

В этом отношении 70-летняя советская цензура истории - это детский лепет по сравнению с более чем тысячелетней церковной цензурой, но воспринявшая очень многие элементы у последней.

Резюмируя сказанное, хотелось бы подчеркнуть, что описываемая история «раннего» христианства в Центральной Азии второй половины первого тысячелетия, представляется скорее историей позднего тенгрианства, впоследствии эволюционировавшего в христианство и ислам, но это, как говорится, уже совсем другая история…

Продолжение

Другие авторские статьи на данную тему:

«Ала-Тоо – Божественные горы»

«К истокам духовной культуры – небесные горы Кыргызстана»

«Салам, шалом и ассалоум алейкум – к истории кыргызов»

«Плаха» - пророческий образ или программа действий?»

«Манас и Мухаммад – Тенгри и Ислам»

«Манас», Тора и Библия – о сравнительном анализе Саяка»

«Образ Тенгри в творчестве Ч.Айтматова»

«О духовной консолидации кыргызов»

«Символы и архетипы»

«Почему в Кыргызстане возможна единая идеология?»

«Об «Истории кыргызов»

«О лирике и истории»

«Этнос и этногенез»

«История, Религия и Политика»

«Об истоках кыргызской культуры и возрождении Кыргызстана»

«Жети-ата» - фундамент духовно-нравственного возрождения»

«Культура и идеология»

«В поисках национальной идеи»

«Глубинная экология» - отправная точка формирования нового сознания и культуры»

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

07-10-2013
О «Раннем христианстве и тюркском мире Центральной Азии»
(часть 3)
0

26-09-2013
О «Раннем христианстве и тюркском мире Центральной Азии»
(часть 2)
0

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×