Добавить статью
22:11 10 Января 2023 Обновлено 17:21 14 Января 2023 79140
Енисейские кыргызы с древнейших времен до монгольского завоевания

Профессор, доктор Майкл Дромпп, Колледж Родса, исторический факультет/ США

Хотя кыргызы являются одним из первых тюркских народов, появившихся в исторических записях (в конце третьего века до н.э.), их история остается малоизученной. Те немногие местные источники, которые у нас есть, - это эпиграфические надписи, датируемые примерно восьмым веком нашей эры и позже. Другие источники разбросаны по всему миру и доступны на нескольких языках, включая китайский, персидский и греческий. В последние годы археологические исследования помогли расширить наши знания. Тем не менее, взятые вместе, письменные источники и физические останки все еще дают представление об истории и культура ранних кыргызов, которая далека от совершенства.

Первое известное упоминание о кыргызском народе содержится в китайских источниках эпохи Западной Хань (202 г. до н.э. - 9 г. н.э.), где они называются либо Ко-кун, либо Цзянь-кун. Однако китайская транскрипция этого имени не оставалась постоянной. Новые формы - Чи-ку и Хо-ку - записаны в шестом веке н.э., в то время как другие формы засвидетельствованы во времена династии Тан (618-907 гг. н.э.), в том числе Чти-ву, Чиех-ку, Хо-ко-ссу и Ся-чиа-ссу (который был иногда ошибочно пишется Чиа-чиассу или сокращается до Ся-чиа)1. В древнетюркских рунических надписях восьмого века их имя фигурирует как Киркиз (Qirqiz)2. В византийском источнике шестого века появляется этноним Керхир (в отношении женщины-рабыни – военнопленной, подаренной тюрками византийцам), который, по мнению ученых, также относится к кыргызам3. Кроме того, мы должны отметить тибетский текст восьмого века, в котором имя кыргызов, по-видимому, передается в нескольких формах: Кхе-ргед, Гир-тис, Хир-кис и, возможно, Хир-тис4.

В китайских источниках неясно точное географическое положение первых кыргызов; многие историки помещают кыргызов того времени в Южную Сибирь, в район долины верхнего Енисея (который кыргызы называли Керн), территорию, которую они, несомненно, населяли в эпоху Тан. Этот регион достаточно удален от Китая, чтобы объяснить довольно неясный образ кыргызов у китайцев. Краткие китайские описания этногенеза этого народа не представляют особой ценности.

Китайские источники периода Тан описывают кыргызов как «крупных, с рыжими волосами, белыми лицами и зелеными или голубыми глазами»5, и подобные описания встречаются также в тибетских и исламских источниках6. Из-за этого у ряда исследователей возник соблазн рассматривать ранних кыргызов как нетюркский народ или, по крайней мере, как этнически смешанный народ с большим нетюркским компонентом. Многие ученые поддержали эту идею после выявления того, что они считают примерами нетюркских (особенно самодийских) слов среди кыргызских слов, сохранившихся в китайских источниках7. Однако следует отметить, что связь между языком и «расой» весьма неубедительна. Внешний вид кыргызов может рассматриваться как указание на то, что они не были тюрками, не более, чем лексический вид нескольких, возможно, нетюркских слов, присутствие которых в кыргызском языке можно объяснить обычной практикой лингвистического заимствования8. Кыргызские надписи на Енисее (восьмой век н.э. и позже) на самом деле написаны на полностью тюркском языке, и танские китайские источники ясно утверждают, что письменный и разговорный язык кыргызов в то время был идентичен языку тюркских уйгуров (китайские хуэй-хо, хуэйху)9. Большинство кыргызских слов, сохранившихся в китайских источниках, на самом деле тюркские. Нет оснований предполагать нетюркское происхождение кыргызов, хотя такую возможность нельзя сбрасывать со счетов10.

Однако не у всех кыргызов были светлые глаза и волосы, по крайней мере, к танскому периоду. Китайские источники, описывающие кыргызов того времени, утверждают, что черные волосы они считали несчастливыми, а тех, у кого темные волосы и глаза, называли потомками ханьского полководца Ли Лина11. Ян ца-цзу писал, что темноволосые и темноглазые кыргызы были потомками Ли Лина и его китайских войск, что более логично, чем приписывать их существование одному Ли Лингу»12. Персидский источник Х века описывает кыргызов как имеющих «грубые лица и скудные волосы»13, в то время как газневидский автор XI века Гардизи, также писавший на персидском языке, связывает кыргызскую «рыжесть волос и белизну кожи» с предполагаемыми отношениями между кыргызами и славянами (cаглаб)14.

Ранняя политическая история Кыргызстана связана с историей Сюнну, который основал первую великую империю кочевников с центром на Монгольском плато. Китайские источники указывают, что кыргызы (и соседний Тин-лин) подверглись нападению правителя Сюнну Мо-туна (р. 209-174 до н.э.) примерно в 201 году до нашей эры15. После этого эти источники склонны рассматривать кыргызов как подданных Сюнну. Они также утверждают, что ханьский генерал Ли Лин (ум. 74 г. до н.э.), который сдался Сюнну в 99 г. до н.э., был послан ими в качестве должностного лица для наблюдения за кыргызами. Считалось, что Ли Лин и его войска вступали в смешанные браки с кыргызками; мы видели, что танские источники утверждают, что появление темных волос и глаз у кыргызов объяснялось этой примесью китайской крови. Сами кыргызы, по-видимому, верили, что это правда, и столетия спустя продолжали считать себя (или, по крайней мере, свой королевский клан) потомками Ли Лина16, несмотря на танские источники, утверждающие, что кыргызы считали темные волосы и глаза несчастливыми. Мы можем только предположить, что эта связь с китайской аристократией рассматривалась как средство повышения престижа кыргызских правителей. Это стало особенно важным в эпоху Тан, поскольку танский императорский дом Ли был - по традиции, если не по факту – связан с Ли Лином и, следовательно, с кыргызскими правителями.

Ранние енисейские кыргызы, как уже отмечалось, находились под политическим господством могущественной империи Сюнну. Что это означало, не совсем известно, но, вероятно, включало в себя какой-то политический надзор (как при назначении Ли Линга) и налогообложение. В первом веке до нашей эры кыргызы оказались втянуты в кризис наследования Сюнну, который начался в 58/57 году до н.э., когда пять кандидатов соперничали за пост верховного правителя. После того, как поле сузилось, два последних претендента ожесточенно сражались друг с другом. Один из них, Хухан-е, обратился за помощью к китайской династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.), в то время как его сводный брат Чих-чих двинулся на запад и  утвердил свою власть над несколькими народами, включая кыргызов, в 49 году до н.э.17 Однако попытка Чи-чи недолго была успешной, и его мечты об империи умерли вместе с ним, когда он потерпел поражение от китайской армии во главе с ханьским генералом Чен Тангом в 36 году до нашей эры. Следует предположить, что после его кончины кыргызы вновь попали под власть Сюнну. Но после того, как власть Сюнну еще больше ослабла в первом веке нашей эры, представляется вероятным, что кыргызы пользовались большей политической автономией, хотя у нас нет реальных доказательств этого.

Только после возвышения тюрков (гоктюрков, китайское T'u-chueh) в 552 году н.э. дополнительная важная информация становится доступной для кыргызов. Согласно китайским источникам, кыргызы в это время были сильной нацией, контролировавшей территорию, граничащую на востоке с курыканом, на юге с территорией, находящейся под контролем Тибета, а на западе с карлуком. Говорили, что это царство было равно по размерам царству тюрок, с которыми кыргызы заключали брачные союзы. Китайские источники указывают, что кыргызы были «прикреплены» к Се-йен-то, который назначил элтебера для надзора за ними; высокопоставленных местных лидеров, которых было трое, звали бег. В течение этого времени кыргызы практически не контактировали с Китаем18.

Кыргызы перешли под прямой контроль тюрков около 560 года, когда тюркский правитель Мухан Каган (р. 553-572) распространил свою власть над ними. Власть тюрков над кыргызами должна была быть восстановлена во время правления Чи-пи кагана (645-650 гг.). Указ кисти суйского императора Вэнь-ти (р. 581-604), написанный в ярости из-за нападений тюрков на китайскую территорию, указывает на огромное негодование, испытываемое кыргызами против тюркского господства; он утверждал, что кыргызы «скрежещут зубами, ожидая своей возможности»19 - предположительно чтобы сбросить иго тюрков. Древнетюркские надписи сообщают нам, что кыргызы посылали представителей на похороны ранних тюркских лидеров Бумин Кагана (р. 552) и его брата Иштеми, но это не является значимым указанием на степень тюркского контроля, поскольку государства, явно независимые от этого контроля, такие как Тибет и Византия, также прислали представителей20.

После распада первой Тюркской империи в 630 году, за которым последовало китайское господство над тюрками в течение примерно пятидесяти лет, Се-йен-то, уйгуры и другие - а также китайцы - попытались увеличить свою собственную власть в восточной части Внутренней Азии. Китайский император Тан Тай-цзун (р. 626-649), который руководил разрушением государства восточных тюрков в 630 году, послал генерала для установления контакта с кыргызами в 632 году21. Немедленной реакции не последовало, но в 648 году кыргызы послали ко двору Тай-цзуна чиновника – эльтебера. Он был тепло встречен китайским императором, у которого были амбиции доминировать как в Китае, так и во Внутренней Азии. Согласно китайским источникам, эльтебер опьянел от вина, а затем попросил официального приема в Китае. Хотя мы видели, что ранние танские источники упоминают кыргызов в различных формах этнонима22, император Тай-цзун дал кыргызской земле архаичное название префектуры Цзянь-кун (напоминая название эпохи Хань, которое больше не использовалось) и дал элтеберу название титулы генерала (сенгун) и губернатора (тоток)23. После этого контакты между танским Китаем и енисейскими кыргызами продолжались на регулярной основе, при этом дипломатические миссии кыргызов приезжали к китайскому двору, часто с подарками или «данью» для китайского императора24. Согласно китайским источникам, наше первое указание на то, что китайцы приняли историю Ли Лина — очень важная связь, поскольку королевский дом Ли Тан утверждал, что происходит от одного из родственников Ли Лина – содержится в заявлении императора Чунцунга (р. 684, 705-710), который является сообщается, что он сказал: «Ваша нация и наша принадлежат к одной семье; вас нельзя сравнивать с другими иностранцами»25.

В это время власть восточных тюрков была восстановлена в Монголии Элтеришем каганом (р. 682- 691); древнетюркские рунические надписи Монголии говорят о попытках тюрков победить кыргызов, чей правитель называется каган – титул, зарезервированный (в этих надписях) только для правителей Монголии. Китай, Тибет, кыргызы и сами тюрки. Тюркские источники указывают на то, что кыргызы были враждебны этой возрождающейся тюркской державе на Монгольском плато26. Кыргызы были разбиты тюрками во время внезапного нападения в 710 году, а их каган убит27, но мы не знаем последующих масштабов господства тюрков над кыргызами. Кыргызский посланник был отправлен утешить тюрков в связи со смертью брата Бильге Кагана Кюл Тегина в 731 году28. Китайские источники предполагают, что кыргызы пользовались достаточной автономией, чтобы продолжать некоторые дипломатические обмены с танским двором после их поражения от тюрков29.

После распада восстановленной Тюркской империи в 742 году кыргызы, должно быть, наслаждались более высоким уровнем независимости; однако это было недолгим, поскольку вскоре они попали под господство другого народа — тюркских уйгуров, которые пришли к власти в 744 году после победы сначала над восточными тюрками, а затем над уйгурами - собственные союзники, карлуки и басмилы, в 758 году. Именно в том году уйгуры сообщили о громкой победе над армией численностью около 50 000 кыргызов30. После этого контакты с Китаем стали невозможны почти на столетие, и все же господство уйгуров над кыргызами, по-видимому, не было подавляющим, поскольку источники говорят о продолжающихся коммерческих связях кыргызов с карлуками, тибетцами и арабами31. Тем не менее, уйгурская «блокада» между Китаем и долиной верхнего Енисея была достаточно эффективной, поэтому о кыргызах известно очень мало до их свержения Уйгурской империи в 840 году — хотя китайский текст Карабалгасунской надписи начала девятого века указывает, что после периода слабости уйгуров, когда правление перешло от одного уйгурского клана к другому в 795 году32, уйгуры были вынуждены снова выступить в поход против кыргызов (которых они называют архаичным именем Чиен-кун), чтобы подтвердить свое господство над ними. В этой надписи утверждается, что кыргызы смогли выставить более 400 000 лучников в этом конкретном конфликте, и далее говорится, что уйгуры победили их и убили их правителя33.

По крайней мере, часть того времени, в течение которого кыргызы находились под господством уйгуров, китайские источники утверждают, что правителя кыргызов больше не называли каганом, а использовали термин, переведенный на китайский как а-дже, первоначальная форма которого неизвестна. Согласно китайским источникам, уйгуры даровали а-дже титул Бильге Тон Иркин34; неясно, использовался ли этот титул всеми а-дже или только одним. И все же в Карабалгасунской надписи говорится, что мятежными кыргызами правил каган в начале девятого века35. Поскольку источники, таким образом, противоречат друг другу, и поскольку китайцы утверждают, что А-дже также было фамилией кыргызского правителя, возможно, источники перепутались и что а-дже, таким образом, представляет собой имя собственное, а не титул.

Где-то около 820 года кыргызы возобновили усилия по свержению уйгурского владычества; в этот момент, согласно китайским источникам, Кыргыз а-дже принял титул кагана - явное указание на его стремление к политической автономии.

Возможно, его поощряли в этом фракционность при уйгурском дворе, которая ослабляла власть уйгуров, и тот факт, что у него были мощные семейные связи с тиргешами (через его мать) и карлуками (через его жену, которая была дочерью ябгу карлуков). Уйгуры попытались подавить восстание кыргызов, но безуспешно. Китайские источники рисуют драматическую картину растущей уверенности кыргызского правителя, который, как сообщается, насмехался над уйгурами следующими словами: «Ваша удача иссякла! Я возьму твой золотой шатер, и перед твоим шатром я буду скакать на своих лошадях и водружу свой флаг. Если ты можешь противостоять мне, тогда давай! Если ты не можешь, тогда поторопись уйти!»37 Наконец, в 840 году уйгурский генерал-отступник Кюл Бага помог кыргызам в нападении на уйгурского кагана, который был убит. Кыргызы разграбили столицу уйгуров, захватив сокровища уйгуров, и взяли под стражу принцессу Тай-хо, которая была послана танским двором замуж за уйгурского кагана в 821 году. Уйгурская империя была разрушена, и уйгуры бежали от кыргызского натиска практически во всех направлениях38.

После разгрома уйгуров кыргызы смогли восстановить контакт с Китаем через ряд посланников, первый из которых прибыл в 842 году. Этот посланник сообщил танскому двору, что кыргызы пытались вернуть принцессу Тай-хо в Китай (без сомнения, из желания как подтвердить предполагаемые семейные связи между кыргызским правящим домом и танским императорским домом Ли, так и заручиться поддержкой Тан как с точки зрения официального политическое признание и торговые привилегии), но узнала, что она была захвачена уйгурами, которые убили ее сопровождавших кыргызов и безуспешно пытались использовать ее в качестве пешки в переговорах с китайцами39. Письмо кыргызскому правителю, написанное главным министром Китая Ли Те-ю от имени императора У-цзуна (годы правления - 840-846), высоко оценило действия кыргызов — в частности, их попытку вернуть принцессу в Китай — и официально признало родственные связи между императорским домом Тан и кыргызами40. Имя кыргызского кагана было внесено в регистры императорской семьи Тан41. Следующему посланнику (843) оказали благосклонность и поставили выше посланника из корейского королевства Пархэ; третий посланник (также 843) подарил соколов и 100 лошадей танскому двору42. Хотя эти контакты способствовали установлению сердечных отношений между двумя народами, китайцы отклонили просьбу кыргызского кагана о присвоении ему титула Тенгри-кагана - титула, издавна ассоциировавшегося с уйгурами, - и вместо этого попытались возродить архаичный термин цзян-кун. Четвертый кыргызский посланник (844) привез больше подарков, в том числе двух белых лошадей, но пожаловался на трудности в общении с Китаем43, которые можно объяснить, посмотрев на действия кыргызов после их победы над уйгурами.

Несмотря на свое новое влияние и мощь, кыргызы не вытеснили уйгуров на Монгольском плато. Танский двор, обеспокоенный большим количеством уйгурских беженцев на своей северной границе, призвал кыргызов покончить с ними, но сотрудничество между двумя державами было минимальным — в значительной степени из-за большого расстояния между ними. Кыргызы действительно послали армию, чтобы сокрушить последние остатки уйгурской власти, но это не имело большого значения, поскольку китайцы уже поглотили или убили большинство уйгурских беженцев, прибывших к их границе44.

Хотя многие ученые предполагали, что кыргызы распространили свой контроль на Монгольское плато после 840 года, доказательств этому нет, однако ошибка продолжает сохраняться в многочисленных публикациях (несмотря на то, что некоторые исследователи, особенно китайские ученые, давно указали, что не было никаких доказательств значительного присутствия кыргызов на Монгольском плато)45. Похоже, что кыргызы по причинам, связанным с их традиционным образом жизни и контролем над определенными торговыми путями, довольствовались тем, что оставались сосредоточенными в долине верхнего Енисея46. Хотя они продолжали поддерживать некоторые дипломатические контакты с Китаем, они были нечастыми.

Проблемы в кыргызско-китайских коммуникациях усугубились смертью императора У-цзуна и изгнанием Ли Те-ю в 846 году, прежде чем план императора по назначению кыргызского правителя смог быть осуществлен47. Кроме того, кыргызский каган, сбросивший уйгурское иго, был убит одним из своих собственных чиновников не позднее 847 года. Несмотря на это, кыргызы послали около 50 000 солдат, чтобы собрать последних уйгурских беженцев в районе Монгольского плато. Китайский император Сюань-цзун (ум. 846-859) позже — после долгих проволочек — дал официальное китайское назначение одному из преемников убитого кагана как Ин-ву Ченг-мин Кагану48. Другое назначение записано на 867 год при императоре И-цзуне (правил в 859-873 годы)49. К сожалению, династия Тан в это время переживала свой окончательный упадок, поскольку китайские записи, которые могли бы предоставить больше информации о кыргызах, были утеряны после краха династии Тан в 907 году50.

Те же ученые, которые ошибочно предположили, что кыргызы захватили контроль над Монгольским нагорьем, также предположили, что они были изгнаны из этого региона расширением власти китаев в первой четверти десятого века. Опять же, никаких доказательств этому нет. Китайский правитель Апао-чи действительно распространил свое влияние на Монгольское плато в 924 году, но нет никаких указаний на какой-либо конфликт с кыргызами. Единственная информация, которой мы располагаем из источников в Китане (Ляо) относительно кыргызов, указывает на то, что две державы поддерживали дипломатические отношения51. Ученые, которые пишут о кыргызской «империи» примерно с 840 по 924 год, описывают фантазию. Все имеющиеся данные свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторое кратковременное распространение своей власти на Монгольское плато, кыргызы не сохранили там значительного политического или военного присутствия после своих побед в 840-х годах. Дипломатические контакты Китая с кыргызами в 840-х годах позволяют предположить, что кыргызы надеялись распространить свое влияние на бассейн Тарима и, возможно, на другие районы; также ясно, что они надеялись на китайское сотрудничество в этом проекте — сотрудничество, которое не было оказано, поскольку государство Тан само по себе было недостаточно сильным, чтобы заниматься экспансионизмом. В любом случае, планируемое совместное предприятие провалилось, и нет никаких доказательств того, что кыргызы действительно преследовали мечту об империи самостоятельно52.

В другом месте я предположил, что причина, по которой кыргызы не создали империю, основанную на Монгольском плато, аналогичную империи более ранних тюркских держав (тюрков и уйгуров), была связана прежде всего с их смешанной экономикой, которая имела как сельскохозяйственные, так и скотоводческие черты53. Как отмечали многие ученые, сельское хозяйство было частью многих скотоводческих экономик Внутренней Азии54, и доступная информация о кыргызах девятого века предполагает большую зависимость от сельского хозяйства, чем это было характерно для многих других скотоводческих народов. Мы также должны отметить важность торговли с устоявшимися схемами, связывающими кыргызов и другие народы, особенно на западе и юго-западе, с кыргызской экономикой55. Такая экономика, основанная на смешанном земледелии/скотоводстве и торговле, затруднила бы и, возможно, даже нежелательна для кыргызов перенос их образа жизни из бассейна Енисея в Южной Сибири в долину реки Орхон на Монгольском плато56. К этому следует добавить общее нежелание китайцев сотрудничать с кыргызами или повышать их престиж. Как мы видели, кыргызы действительно приложили много усилий для установления более тесных связей с Китаем; они были в значительной степени сведены на нет незаинтересованностью Китая и большими расстояниями между двумя государствами57. Представляется вероятным, что эта незаинтересованность заставила кыргызов еще больше сосредоточиться на своих торговых связях с Западом и Юго-Западом.

Китайские тексты периода Тан предоставляют нам большую часть нашей письменной информации о культуре ранних кыргызов, хотя она может быть дополнена из других источников, включая другие письменные (особенно исламские) документы, а также материальные остатки. Взятые вместе, эти источники могут дать представление — пусть и неполное — о кыргызской культуре, которое справедливо, по крайней мере, для периода примерно с шестого века нашей эры примерно до десятого или одиннадцатого.

Как уже указывалось, из китайской информации и археологических записей ясно, что кыргызы Енисейского региона практиковали экономику, которая включала значительный сельскохозяйственный элемент наряду с скотоводством. Они жили в долинах рек региона или вблизи них58, и их окружающая среда была подходящей для выращивания зерновых культур сухого поля, таких как просо, ячмень и пшеница59. Китайские источники говорят о посеве и жатве60, а в ходе археологических раскопок в этом районе были обнаружены лемехи (от деревянных плугов, для перетаскивания которых требовались тягловые животные) и серпы61. Китайские источники также указывают, что это зерно использовалось как для приготовления пищи, так и для сбраживания спиртных напитков (хотя они добавляют, что кыргызы также пили кумыс — перебродившее кобылье молоко);62 археологи нашли жернова, которые подтверждают китайские сообщения о перемалывании зерна в муку и крупу. Китайцы сообщают, что кыргызы не выращивали фрукты или зеленые овощи63, для которых их климат был менее подходящим. Описание территории кыргызов, которое появляется в китайских источниках, довольно точно раскрывается как смешанная речная / горная система с лесами и лугами — хорошо подходящая для смешанной экономики, которая развивалась среди кыргызов. Жилища кыргызов отражали их окружающую среду и смешанную экономику сельского хозяйства и скотоводства; по словам китайцев, у кыргызов были постоянные деревянные дома, покрытые корой, особенно для использования в зимние месяцы, а также палатки64.

Животные, как домашние, так и дикие, были важной частью экономики кыргызов. Они разводили лошадей (которые были достаточно крупнее традиционных степных пони, чтобы быть прокомментированными китайскими историками), крупный рогатый скот, верблюдов и овец. Мясо, наряду с зерновыми, было важной частью рациона кыргызов. Охота и рыболовство дополняли рацион питания и экономику кыргызов, особенно в виде мехов для торговли65. «Худуд ал-алам» подтверждает важность охоты для экономики кыргызов66. По словам китайцев, кыргызы иногда охотились на лыжах, «поднимаясь и спускаясь по горам и утесам, как будто летели»67. Животные также были частью кыргызских общественных развлечений, поскольку кыргызы выполняли трюки с верблюдами и львами, а также с лошадьми и веревками — возможно, с лассо и т.д.68 Кыргызы также играли на различных музыкальных инструментах для развлечения69, и музицирование также, по-видимому, было связано с кыргызским шаманизмом (см. ниже). Наконец, мы должны отметить, что кыргызы, как и тюрки и уйгуры, отмечали время двенадцатичетырехлетним циклом животных70.

Археологические свидетельства также подтверждают китайские сообщения о деятельности кыргызов в металлургии. Золото, железо и олово использовались кыргызами для изготовления множества различных инструментов и других предметов. Известно, что они поставляли тюркам металлическое оружие, такое как высококачественные ножи и мечи, в период господства последних во Внутренней Азии. Китайские источники сообщают об использовании луков и стрел, а также деревянных доспехов для защиты живота, ног, бедер и плеч; кыргызы также использовали боевые знамена71.

Одежда кыргызов, которая, по словам китайцев, была такой же, как у тюрков, включала использование войлока и мехов, из которых особенно ценился соболь, а также различных тканей, включая шелка и парчу, полученных в результате торговли с городами-оазисами бассейна Тарима, арабами, и другие. Кыргызские мужчины носили на поясе ножи и точильные камни; оба пола носили серьги. Руки мужчин, прославившихся своей храбростью, были татуированы, а у замужних женщин были вытатуированы затылки72. Брак также был отмечен подношением овец и лошадей в качестве подарков на помолвку73, хотя один китайский источник утверждает, что кыргызы не дарили подарков на помолвку74.

Торговля была жизненно важной частью кыргызской экономики. Китайские источники ясно дают понять, что кыргызы торговали мехами и металлическими предметами; следует предположить, что домашние животные также были объектами торговли. К этому списку можно добавить предметы, упомянутые в «Худуд ал-алам»: мускус, особые породы дерева и рукояти ножей из слоновой кости75.

Наши источники мало что говорят нам о религии кыргызов. Китайцы сообщили, что кыргызы использовали прорицательную силу шаманов (кам), но что касается жертвоприношений богам или духам, они считали воду и траву первостепенными — очевидная связь с тюркским культом «Ыдук йер-суб» (священная земля и вода) - и не совершали их жертвы в определенное установленное время76. Один китайский источник, «Ю-ян ца-цзы», указывает, что кыргызы считали себя потомками союза духа и коровы. Этот союз состоялся в пещере, которую кыргызы впоследствии считали пещерой своих предков. Рассказывая об этой вере, Туан Ченг-ши демонстративно отделил кыргызов от тюрков, которые (по крайней мере, согласно некоторым легендам) считали, что один из их предков был волчицей77. Неизвестно, проводили ли кыргызы ритуалы на этом месте, как, как известно, делали тюрки в пещере своих предков78.

Что касается религии кыргызов, следует также помнить, что после разрушения Уйгурской империи в 840 году кыргызский правитель, как известно, попросил у Китая титул Тенгри-кагана — предполагая, что культ бога неба Тенгри, известный среди тюрков и уйгуров, был также известен среди кыргызов. Как уже отмечалось, китайцы сопротивлялись присвоению кыргызскому кагану такого могущественного титула79. Енисейские рунические надписи также содержат упоминание о Тенгри, в основном во фразе тенгри элим, «мое божественное царство»80, хотя представление о Тенгри как о могущественном божестве ясно просматривается в одной надписи, которая содержит фразу «üze Tengri yarlikadi», «Тенгри по высочайшему повелению»81.

Смерть у кыргызов сопровождалась особыми ритуалами; плакальщики трижды обошли вокруг трупа, рыдая, но не изрезали себе лица, как это делали многие другие тюркские народы (хотя, по крайней мере, один источник, Тан хуэй-яо, утверждает, что жены изрезали себе лица после смерти своих мужей). Тела были кремированы, а затем кости собраны и похоронены год спустя82. «Худуд ал-алам» утверждает, что кыргызы почитали огонь и кремировали своих умерших83. Гардизи не утверждает этого, но вместо этого утверждает, что кыргызское отношение к огню как к «чистейшей из вещей» было причиной кремации умерших кыргызами84. Следует, однако, отметить, что огонь и дым использовались многими тюркскими народами в целях ритуального очищения, в том числе восточными тюрками (гоктюрками), основными объектами почитания которых были верховный бог Тенгри и его супруга Умай, а также упомянутый выше «Ыдук йер-суб»85. Кыргызы возводили каменные погребальные надписи руническим шрифтом, который также использовался тюрками и уйгурами, хотя кыргызы использовали некоторые варианты графики86. Когда-то считавшиеся более древними, чем древнетюркские надписи Монгольского плато, эти надписи на самом деле являются современными или более поздними (т.е. с восьмого по одиннадцатый века нашей эры)87. Было найдено более 140 таких памятников88. Поскольку надписи на этих памятниках довольно кратки и обычно просто выражают скорбь умерших по поводу мирских вещей, которые были для них утрачены, они (в отличие от надписей ранних тюрков) мало что могут рассказать нам о политической истории кыргызов — хотя они свидетельствуют об отношениях как с Китаем, так и с Тибетом89.

Гардизи также утверждает, что среди кыргызов некоторые люди поклонялись таким животным, как быки, ежи, соколы и сороки, в то время как другие поклонялись деревьям или ветру. Он также упоминает шаманов среди кыргызов; эти шаманы собирались в определенные дни и под аккомпанемент музыкальных инструментов входили в измененное состояние бытия. Гардизи комментирует, что кыргызский народ тогда расспрашивал этих шаманов о многих вещах, касающихся будущего, «будь то бедствие или изобилие, дождь или недостаток, тревога или безопасность или победа над врагом. И они рассказывают все и большую часть того, что [по их словам] обычно происходит именно так, как они это сказали»90. Утверждения Гардизи повторяются в рассказе аль-Марвази на арабском языке начала двенадцатого века91. Попытки предположить, что согдийцы обратили в свою веру манихейскую религию среди кыргызов, не особенно убедительны92.

Что касается политического управления, у кыргызов были различные чиновники, упоминаемые в китайских источниках как китайскими, так и тюркскими титулами (тоток, таркан). Налогообложение было натуральным, выплачивалось в виде соболиных и других шкурок. Законы были строгими, предусматривавшими смертную казнь за ряд преступлений, включая отказ участвовать в сражении93. Это свидетельство противоречит утверждению Хаба тидал-Алана о том, что кыргызы были «непокорны», хотя оно может служить подтверждением следующего прилагательного этого источника - «безжалостный». Автор «Худуд ал-алам» также утверждает, что кыргызский каган жил в городе (который остается неопознанным), но что другие кыргызы не живут в деревнях или городах94. Действительно, описание, данное в этом источнике, подчеркивает их скотоводческую деятельность и вообще ничего не говорит о сельском хозяйстве среди кыргызов.

Исторический очерк, представленный выше, показывает, что кыргызы имели сильное стремление к независимости и часто вели войны, чтобы сохранить или восстановить ее. Действительно, ранняя история кыргызов во многих отношениях характеризуется подчинением кыргызов более сильным державам и последующей борьбой за восстановление кыргызской автономии. Как и большинство скотоводческих народов — даже тех, кто занимается значительной сельскохозяйственной деятельностью, - кыргызы явно считали ведение войны важным видом деятельности государства. Мы рассмотрели их войны против тюрков и уйгуров;  «Худуд ал-алам» десятого века утверждает, что кыргызы были превосходными бойцами и воинственны, и добавляет: «Они находятся в состоянии войны и во враждебных отношениях со всеми людьми, живущими вокруг них»95.

После десятого века существует мало дополнительной информации о кыргызах вплоть до их поглощения Монгольской империей в тринадцатом веке. Около 1130 года произошел конфликт между кыргызами и Кара-Китаем; кыргызы не были побеждены, но есть некоторые предположения, что в какой-то момент они попали под власть Кара-Китая96. Почти 80 лет спустя, в 1207-1208 году, кыргызы подчинились растущей мощи монголов под предводительством Чингисхана. Год спустя уйгуры Таримского бассейна добровольно подчинились монгольскому правлению, вновь связав кыргызскую и уйгурскую историю. Под монгольским владычеством кыргызы вскоре вступили в период нестабильности, поскольку они были втянуты в различные монгольские войны за престолонаследие между монгольскими князьями Хубилаем и Арыг Бокэ, а затем между Хубилаем и Кайду97. Эти конфликты положили начало некоторым движениям кыргызского народа.

Хотя после этого кыргызы продолжали населять регион верхнего Енисея, их связь с современными кыргызами Тянь-Шаньского региона неясна98. Некоторые ученые полагают, что некоторые кыргызы начали мигрировать на северные склоны Тянь-Шаня еще в первом веке до нашей эры и усилили свое движение в восьмом-десятом веках нашей эры, с еще более поздними этапами миграции в эпоху монголов, но противоречивых теорий множество99.

Хотя они не расширили свою власть значительно после 840 года, чтобы создать великую империю на манер сюнну, тюрков (гоктюрков) или уйгуров, кыргызы, тем не менее, исторически имеют большое значение, особенно в том, что касается последствий, которые их разрушение Уйгурской степной империи оказало на другие народы. Кыргызы не только вызвали миграцию уйгуров в бассейн Тарима и его окрестности, но они также повлияли на подъем власти как китаев, так и карлуков во Внутренней Азии, устранив уйгуров, которые сдерживали эти (и другие) народы100. Таким образом, политический центр евразийской степи сместился — вплоть до подъема монголов в тринадцатом веке — с Монгольского нагорья на восток (китан Маньчжурии) и запад (карлуки Семиречья). Мало того, что действия кыргызов по свержению уйгурской степной империи были весьма значительными сами по себе, так еще и их последствие – драматическое изменение структуры власти во Внутренней Азии.

Примечания

1 - With the exception of Chu-wu (mentioned in Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6146), all of these names are considered in Pulleyblank, "The Name of the Kirghiz”.

2 - For the location of this ethnonym's appearance in these inscriptions, see Orkun, Eski Turk YazitIan, pp. 914-915.

3 - Blockley, The History of Menander the Guardsman, pp. 120-121; see also the comments of Pulleyblank, "The Name of the Kirghiz," pp. 101-102.

4 - Blockley, The History of Menander the Guardsman, pp. 120-121; see also the comments of Pulleyblank, "The Name of the Kirghiz," pp. 101-102.

5 - Wang, T'ang hui-yao, ch. 100, p. 1784; Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 2176, p. 6147.

6 - An eighth-century Tibetan text describes the Kyrgyz (Gir-tis) as having blue eyes and red hair; see Bacot, "Reconnaissance en Haute Asie septentrionale," p. 146. The eleventh-century Ghaznavid writer Gardizi mentions the Kyrgyz as having red hair and white skin; see Martinez, "Gardizi's Two Chapters on the Turks," p. 126.

7 - Schott, "Uber die achten Kirgisen," pp. 441-447; Ligeti, "Mots de civilisation de Haute Asie en transcription chinoise," pp. 150-168, especially pp. 150-155; Kyzlasov, Istoriia Tuvy v srednie veka, pp. 88-90. See also the remarks of Golden, An Introduction to the History of the Turkic Peoples, pp. 176-179.

8 - See the comments of Pulleyblank, "The Name of the Kirghiz," pp. 104-105.

9 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6148.

10 - For some current theories on the ethnogenesis of the Kirghiz, see Golden, An Introduction to the History of the Turkic Peoples, pp. 177 and 404-406.

11 - Wang, T'ang hui yao, ch. 100, p. 6184; Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6147.

12 - Tuan, Yu-yang tsa-tsu, ch. 4, p. 36.

13 - Minorsky, p. 96.

14 - Minorsky, p. 96.

15 - Ssu-ma, Shih chi, ch. 110, p. 2893; Pan, Han shu, ch. 94a, p. 3753.

16 - Wang, T'ang hui-yao, ch. 100, p. 1785.

17 - Pan, Han shu, ch. 94b, p. 3800; Ssu-ma, Tzu-chih t'ung-chien, ch. 27, p. 891; see also Lin, Hsiung-nu li-shih nian-piao, pp. 34-55.

18 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 2176, p. 6149.

19 - Li, Pei shih, ch. 99, p. 3292; Wei, Sui shu, ch. 84, p. 1866. The text of Sui shu writes Khitan (Ch'i-tan) instead of Kyrgyz (Ch'i-ku), but this is believed to be an error; see Liu, Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-Tiirken (T'u-lciie), vol. 2, p. 246, n. 52.

20 - Tekin, A Grammar of Orkhon Turkish, p. 264.

21 - Wang, Tang hui-yao, ch. 100, p. 1784.

22 - Wang, T'ang hui-yao, ch. 100, pp. 1784-1785.

23 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6149; Ssu-ma, Tzu-chih t'ung chien, ch. 198, pp. 6252-6253.

24 - Suprunenko, "Nekotorye istochniki po drevnei istorii kyrgyzov," pp. 240-241.

25 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6149.

26 - Tekin, A Grammar of Orkhon Turkish, p. 265.

27 - This event is described in all three major Old Turkic monuments; see Tekin, A Grammar of Orkhon Turkish, pp. 269, 276, 287.

28 - Tekin, A Grammar of Orkhon Turkish, p. 272.

29 - Suprunenko, "Nekotorye istochniki po drevnei istorii kyrgyzov," pp. 241-242. The author notes evidence for Kyrgyz envoys to China in 707 and 709 (prior to their defeat by the Turks), and at least five or six such envoys between 711 and 758.

30 - Liu, Chiu Tang shu, ch. 195, p. 5201.

31 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6149.

32 - Mackerras, The Uighur Empire, pp. 10-12.

33 - Schlegel, "Die chinesische Inschrift auf dem uigurischen Denkmal in Kara Balgasun," pp. 80-86. On the identity of the Uygur kagan whose deeds included this re-conquest of the Kyrgyz, see Mackerras, The Uighur Empire, pp. 184-187.

34 - Ou-yang, Hsin Tang shu, ch. 217b, p. 6149.

35 - Schlegel, "Die chinesische Inschrift," p. 84.

36 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, pp. 6147-6148.

37 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6149.

38 - Liu, Chiu Tang shu, ch. 195, p. 5213; Ou-yang, Hsin Tang shu, ch. 2176, pp. 6149-6150; Ssu-ma, Tzu-chih t'ung-chien, ch. 246, pp. 7946-7947.

39 - Drompp, "Breaking the Orkhon Tradition," pp. 393-395.

40 - Li, Li Wei-kung Hui-ch'ang i-p'in chi, ch. 6, pp. 37-38, translated in Drompp, "The Writings of Li Te-yil," pp. 276-282.

41 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6150.

42 - Li, Li Wei-kung Hui-ch'ang i-p'in chi, ch. 6, pp. 38-40, translated in Drompp, "The Writings of Li Te-yu, " pp. 303-309.

43 - Li, Li Wei-kung Hui-ch'ang i-p'in chi, ch. 6, pp. 40-42, translated 79 in Drompp, "The Writings of Li Te-yu, " pp. 320-324.

44 - Drompp, "The Writings of Li Te-yu, " pp. 275-335.

45 - Drompp, "Breaking the Orkhon Tradition," pp. 391-393, especially n. 19, and p. 398.

46 - See Drompp, "Breaking the Orkhon Tradition".

47 - Ou-yang, Hsin Tang shu, ch. 2176, p. 6150; Wang, T'ang hui-yao, ch. 100, p. 1786; Ssu-ma, Tzu-chih t'ung-chien, ch. 248, p. 8015.

48 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6150; Ssu-ma, Tzu-chih t'ungchien, ch. 248, pp. 8030, 8032.

49 - Ssu-ma, Tzu-chih t'ung-chien, ch. 250, p. 8117. For additional evi- 82 dence of T'ang contact with the Kyrgyz at this time, see, Butanaev and Khudiakov, Istoriia eniseiskikh kyrgyzov, pp. 89-90.

50 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, pp. 6150-6151.

51 - Drompp, "Breaking the Orkhon Tradition," p. 398.

52 - Drompp, "Breaking the Orkhon Tradition," pp. 393-394 and 396- 397; Drompp, "The Writings of Li Te-yti, " pp. 283-286.

53 - Drompp, "Breaking the Orkhon Tradition, " pp. 398-403. On the mixed agricultural/pastoral economy of this region, see Di Cosmo, "Ancient Inner Asian Nomads," pp. 1100-1104 (especially pp. 1103- 1104), and Vainshtein, Nomads of South Siberia, pp. 145-146 and 164.

54 - See in particular Di Cosmo, "Ancient Inner Asian Nomads.”

55 - Drompp, "Breaking the Orkhon Tradition," pp. 401-403.

56 - This interpretation is in opposition to the thesis of Thomas J. Barfield, who has argued that the Kyrgyz were "wild" and "ignorant" nomads lacking the sophistication required to create a confederated steppe empire; see Barfield, The Perilous Frontier: Nomadic Empires and China, pp. 164-165.

57 - Drompp, "The Writings of Li Te-yii," pp. 275-335.

58 - Wang, T'ang hui-yao, ch. 100, p. 1784.

59 - On agriculture among the early Kyrgyz, and the Yenisei region's suitability for agricultural production, see Drompp, "Breaking the Orkhon Tradition," pp. 400-401.

60 - Ou-yang, Hain T'ang shu, ch. 217b, p. 6147.

61 - Kyzlasov, Istoriia Tuvy v srednie veka, p. 116; Okladnikov, "Ancient Population of Siberia and Its Cultures," p. 57.

62 - Ou-yang, Hain T'ang shu, ch. 217b, p. 6147.

63 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6147.

64 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6148. According to Bacot, a Tibetan text of the eighth century states that the Kyrgyz (Khe-rged) covered their tents with birch bark, but "tents" must be an error for "houses"; see Bacot, "Reconnaissance en Haute Asie septentrionale par cinq envoyes ouigours au VIIIe siecle," p. 146. For petroglyph images of houses from the Yenisei basin, see Martynov, The Ancient Art of Northern Asia, pp. 65-66 and 224-22.

65 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6147.

66 - Minorsky, Huded al-'Alam, p. 96.

67 - Wang, T'ang hui-yao, ch. 100, p. 1784.

68 - Ou-yang, Hain T'ang shu, ch. 217b, p. 6148.

69 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 2176, p. 6148.

70 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 2176, p. 6148.

71 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 2176, p. 6147. On Kyrgyz arms and armor, see Khudiakov, Vooruzhenie eniseiskikh kyrgyzov VI-XII vv.

72 - Ou-yang, Hsin Tang shu, ch. 217b, pp. 6147-6148. Some of these features (belts with knives or sabers, earrings, etc.) can be seen in the stone "portrait statues" of the seventh to ninth centuries, some of which are found in lands associated with the Kyrgyz; see Martynov, The Ancient Art of Northern Asia, pp. 95-98 and 256-258. Some scholars see the Kyrgyz heartland (i. e., the Minusinsk basin) as the place of origin of such statues; see Martynov, pp. 96-97.

73 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6148.

74 - Wang, T'ang hui-yao, ch. 100, p. 1784.

75 - Minorsky, Hudiad p. 96; see also Schafer, The Golden Peaches of Samarkand, p. 242. According to Schafer, this ivory, known as khutO in Arabic and hu-t'u in Chinese, refers primarily to walrus ivory, but could possibly also refer also to fossil mammoth ivory from Siberia or fossil narwhale ivory from the Pacific coast.

76 - Ou-yang, Hsin Tang shu, ch. 2176, p. 6148.

77 - Tuan, Yu-yang tsa-tsu, ch. 4, p. 36; see also Sinor, "The Legendary Origin of the Turks."

78 - Ling-hu, Chou shu, ch. 50, p. 910.

79 - Li, Li Wei-kung Hui-ch'ang i-p'in chi, ch. 6, p. 39; see also Drompp, "Breaking the Orkhon Tradition," p. 400.

80 - Orkun, Eski Turk Yazitlan, pp. 441, 449, 527, 529; see also Clauson, An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth-Century Turkish, p. 524.

81 - Orkun, Eski Turk Yazitlan, p. 554; see also Clauson, An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth-Century Turkish, p. 280. Tengri is also used in these inscriptions to mean simply "the sky"; see Orkun, Eski Turk Yazitlan, p. 590, and Clauson, An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth-Century Turkish, p. 709.

82 - Ou-yang, Hsin T'ang shu, ch. 217b, p. 6148; Wang, T'ang hui-yao, ch. 100, p. 1784. Scholars looking for cultural differences between the Kyrgyz and other early Turkic peoples-to support the notion of a non-Turkic origin for the Kyrgyz-have emphasized the fact that the Kyrgyz did not lacerate their faces in mourning (although we have seen that there is contradictory evidence concerning this particular practice) and burned their dead.

83 - Minorsky, Huclud al4tlam, p. 96.

84 - Martinez, "Gardizi's Two Chapters on the Turks," p. 128.

85 - For some recent comments on the religion of the Turks (Goktiirks), see Kljastornyj, "Les Points Litigieux dans l'Histoire des Turcs Anciens," pp. 163-170. It should be noted that the name of the goddess Umay appears in one of the Yenisei inscriptions, where it oddly seems to be part of a man's name-Umay Beg; see Orkun, Eski Turk Yazulan, pp. 511-512 and Clauson, An Etymological Dictionary of Pre-Thirteenth-Century Turkish, p. 165.

86 - See the chart of runiform graphs in Rona-Tas, An Introduction to Turkology, p. 111.

87 - Rona-Tas, An Introduction to Turkology, pp. 56-57.

88 - For a recent collection, see Vasil'ev, Korpus tiurkskikh runicheskikh pamiatnikov basseina Eniseia.

89 - See Orkun, Eski Ttirk Yazitlan, p. 483 (China) and p. 515 (Tibet) as well as Kormushin, Tiurkskie eniseiskie epitafii, pp. 270-276 (China) and pp. 66-74 (Tibet). In addition, see Bazin, "Eine Inschrift vom oberen Jenissei als Quelle zur Geschichte zentralasiens.".

90 - Martinez, "Gardizi's Two Chapters on the Turks," p. 128. What exactly Gardizi meant by "worship" is uncertain.

91 - Minorsky, Sharaf al-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India, p. 30.

92 - Maenchen-Helfen, "Manichaeans in Siberia.".

93 - Ou-yang, Hsin Tang shu, ch. 217b, p. 6148.

94 - Minorsky, Hudtid p. 97.

95 - Minorsky, Hudild p. 96.

96 - Golden, An Introduction to the History of the Turkic Peoples, p. 187.

97 - Golden, An Introduction to the History of the Turkic Peoples, p. 295.

98 - Golden, An Introduction to the History of the Turkic Peoples, pp. 343-345 on the development of the modern Kyrgyz; pp. 404-406 on the relationship between the Yenisei Kyrgyz and the T'ien-shan Kyrgyz, and pp. 413-414 on the modern "Khakas. For a more detailed discussion of the relationship between the Kyrgyz and the "Khakas," see Butanaev and Khudiakov, Istoriia eniseiskikh kyrgyzov, pp. 18-40.

99 - Bernshtam, "On the Origin of the Kirghiz People," pp. 120-124; Butanaev and Khudiakov, Istoriia eniseiskikh kyrgyzov, pp. 137- 144.

100 - On the Khitans, see Li, Li Wei-icing Hui-ch'ang i-p'in chi, ch. 14, pp. 115-116 and Ssu-ma, Tzu-chih t'ung-chien, ch. 246, p. 7967, both translated in Drompp, "The Writings of Li Te-yii," pp. 208- 210; on the Karluks, see Golden, "The Karakhanids and Early Islam," p. 350.

Список литературы

Bacot, Jacques, "Reconnaissance en Haute Asie septentrionale par cinq envoyes ouigours au Ville siecle, " Journal Asiatique, vol. 244 (1956). pp. 137-153.

Barfield, Thomas J. The Perilous Frontier: Nomadic Empires and China (Oxford: Basil Blackwell, 1989).

Bartol'd, V. V. "Kirgizy. in V. V. Bartol'd, Sochineniia, vol. 2, part (Moscow: Akademiia Nauk SSR, 1963), pp. 471-543.

Bazin, Louis. "Eine Inschrift vom oberen Jenissei als Quelle zur Geschichte zentralasiens, " Materialia Turcica, vol. 2 (1976), pp. 1-11.

Bernshtam, A. "On the Origin of the Kirgiz People, " in H. N. Michael, ed., Studies in Siberian Ethnogenesis, (Toronto: University of Toronto Press for the Arctic Institute of North America, 1962), pp. 119- 128.

Blockley, R. C. The History of Menander the Guardsman: Introductory Essay, Text, Translation, and Historiographical Notes (Liverpool: Francis Cairns Ltd, 1985).

Butanaev, Viktor Ia. and Iurii S. Khudiakov. Istoriia eniseiskikh kyra zov (Abakan: Khakasskii Gosudarstvennyi Universitet, 2000).

Butanaev, Viktor Ia. and Iurii S. Khudiakov. Istoriia eniseiskikh kyra zov (Abakan: Khakasskii Gosudarstvennyi Universitet, 2000).

Butanaev, Viktor Ia. and Iurii S. Khudiakov. Istoriia eniseiskikh kyra zov (Abakan: Khakasskii Gosudarstvennyi Universitet, 2000).

Czegledy, K. "From East to West: The Age of Nomadic Migrations in Eurasia, " Archivum Eurasiae Medii Aevi, vol. 3 (1983), pp. 25-125.

Di Cosmo, Nicola. "Ancient Inner Asian Nomads: Their Economic Basis and Its Significance in Chinese History, " The Journal of Asian Studies, vol. 53/4(1994), pp. 1092-1126.

Drompp, Michael R. "Breaking the Orkhon Tradition: Kirghiz Adherence to the Yenisei Region after A. D. 840, " Journal of the American Oriental Society 119/3 (1999), pp. 390-403.

Drompp, Michael R. "The Writings of Li Te-yil as Sources for the History: of Tang-Inner Asian Relations" (Ph. D. dissertation, Bloomington: Indiana University, 1986).

Golden, Peter B. "The Karakhanids and Early Islam, " in Denis Sinor, ed., The Cambridge History of Early Inner Asia (Cambridge: Cambridge University Press, 1990), pp. 343- 370.

Golden, Peter B. An Introduction to the History of the Turkic Peoples: Ethnogenesis and State- Formation in Medieval and Early Modern Eurasia and the Middle East. Turcologica 9 (Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1992).

Khudiakov, Iurii S. Vooruzhenie eniseiskikh kyrgyzov VI-XII vv. (Novosibirsk: Izdatel'stvo Nauka, 1980).

Kljastornyj, S. G. "Les Points Litigieux dans l'Histoire des Turcs Anciens," in Hans Robert Roemer, ed., History of the Turkic Peoples in the Pre-Islamic Period. Philologiae et.

Historiae Turcicae Fundamenta 1 (Berlin: Klaus Schwarz Verlag, 2000), pp. 146-176.

Kormushin, I. V. Tiurkskie eniseiskie epitafii: Teksti i issledovaniia (Moscow: Izdatel'stvo Nauka, 1997).

Kyzlasov, L. R. Istoriia Tuvy v srednie veka (Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo Universiteta, 1969).

Li Te-yil. Li Wei-kung Hui-ch'ang i-p'in chi (Shanghai: Shang-wu Yinshu-kuan, 1936).

Li Yen-shou et al. Pei shih (Beijing: Chung-hua Shu-chu, 1974).

Ligeti, Louis. "Mots de civilisation de Haute Asie en transcription chinoise, " Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hugaricae, vol. 1 (1950-1951), pp. 141-185.

Lin Kan. Hsiung-nu li-shih nian-piao (Beijing: Chung-hua Shu-chu, 1984).

Ling-hu Te-fen et al. Chou shu (Beijing: Chung-hua Shu-chii, 1974).

Liu Hsu et al., Chiu Tang shu (Beijing: Chung-hua Shu-chii, 1975).

Liu, Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der OstDarken (T'u-kile) (Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1958).

Mackerras, Colin. The Uighur Empire According to the T'ang Dynastic Histories: A Study in Sino-Uighur Relations 744-840 (Columbia: University of South Carolina Press, 1973).

Maenchen-Helfen, Otto. "Manichaeans in Siberia," in Walter J. Fischel, ed., Semitic and Oriental Studies: A Volume Presented to William Popper on the Occasion of his Seventy-fifth Birthday, October 29, 1949. University of California Publications in Semitic Philology, vol. I I (Berkeley, University of California Press, 1951), pp. 311-326.

Martinez, A. P. "Gardizi's Two Chapters on the Turks," Archivum Eurasiae Medii Aevi, vol. 2. (1982), pp. 109-217.

Martynov, Anatoly I. The Ancient Art of Northern Asia, ed. and trans. Demitri B. Shimkin and Edith M. Shimkin (Urbana: University of Illinois Press, 1991).

Minorsky, V., trans. Hudud al-'Alam, 'The Regions of the World': A Persian Geography 372 A. H. -982 A. D., 2nd ed., Gibb Memorial Series, n. s., vol. 11 (London: Messrs. Luzac & Co., Ltd., 1970).

Minorsky, V. Sharg al-Zaman Tahir Marvazi on China, the Turks and India (London: The Royal Asiatic Society, 1942).

Okladnikov, A. P. "Ancient Population.of Siberia and Its Cultures." Russian Translation Series of the Peabody Museum of Archaeology and Ethnology, Harvard University, vol. 1, no. 1. (New York: ANIS Press, 1959).

Orkun, Huseyin Namtk. Eski Turk Yazitlan. (Ankara: Turk Tarih Kurumu Basimevi, 1986).

Ott-yang Hsiu et al. Hsin Tang shu (Beijing: Chung-hua Shu-chti, 1975).

Pan Ku et al. Han shu (Beijing: Chung-hua Shu-chii, 1964).

Pulleyblank, E. G. "The Name of the Kirghiz, " Central Asiatic Journal, vol. 34/1-2 (1990), pp. 98-108.

Ramstedt, G. J. "Zwei uigurische Runeninschriften in der Nord-Mongolei, " Journal de la Societe Finno-Ougrienne, vol. 30 (1913).

Rona-Tas, Andras. An Introduction to Turkology. Studia Uralo-Altaica 33 (Szeged: Attila Jozsef University, 1991).

Schafer, Edward H. The Golden Peaches of Samarkand: A Study of T'ang Exotics (Berkeley:. University of California Press, 1963).

Schlegel, Gustay. "Die chinesische Inschrift auf dem uigurischen Denkmal in Kara Balgasun, " Memoires de la Societe Finno-Ougrienne, vol. 9 (1896).

Schott, W. "Uber die achten Kirgisen, " Abhandlungen der koniglichen Akademie der Wissenschaften, Berlin 1864, pp. 429-474.

Sinor, Denis. "The Legendary Origin of the Turks," in E. V. Zygas and P. Voorheis, eds., Folldorica: Festschrift for Felix J. Oinas. Indiana University Uralic and Altaic Series, vol. 141 (Bloomington: Indiana University Publications, 1982), pp. 223-257.

Sinor, Denis. "The Uighurs in Mongolia and the Kyrgyz," in M. S. Asimov and C. E. Bosworth, eds., History of Civilizations of Central Asia, vol. 4: The Age of Achievement: A. D. 750 to the End of the Fifteenth Century, Part One: The Historical, Social and Economic Setting (Paris: UNESCO, 1998), pp. 191-200.

Ssu-ma Chien. Shih chi (Beijing: Chung-hua Shu-cla 1962).

Suprunenko, G. P. "Iz istorii yzaimootneshenii Tanskoi imperil s eniseiskimi Kyrgyzami," in Sibir', tsentral'naia i vostochnaia Aziia v srednie veka (Novosibirsk: Akademiia Nauk SSSR, 1975), pp. 59- 64.

Suprunenko, G. P. "Nekotorye istochniki po drevnei istorii kyrgyzov," in Istoriia i kul'tura Kitaia (Moscow: Akademiia Nauk SSSR, 1974), pp. 236-248.

Tekin, Talat. A Grammar of Orkhon Turkish. Indiana Univeristy Uralic and Altaic Series, vol. 69 (Bloomington: Indiana University Publications, 1968).

Tuan Ch'eng-shih. Yu-yang tsa-tsu. Ts'ung-shu chi-ch'eng ed. (Shanghai: Shang-wu Yin-shu-kuan, 1937).

Vainshtein, Sevyan. Nomads of South Siberia: The Pastoral Economies of Tuva, ed. Caroline Humphrey, trans. Michael Colenso. Cambridge Studies in Social Anthropology, vol. 25 (Cambridge: Cambridge University Press, 1980).

Vasil'ev, D. D. Korpus tiurkskikh runicheskikh pamiatnikov basseina Eniseia. (Leningrad: Nauka, 1983).

Wang P'u et al. T'ang hui-yao (Taipei: Shih-chieh Shurchd, 1974).

Wei Cheng et al. Sui shu (Beijing: Chung-hua Shu-chu, 1973).

Из книги «The Turks» / 1, Early Ages./ под ред. Хасана Джелаля Гузеля, С.Чем Огуза, Османа Каратая. – Анкара: Издательство Yeni Türkiye Publications, 2002. 

Перевод свободный.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

01-02-2023
Нарушение орхонской традиции: Присоединение кыргызов к енисейскому региону после 840 года н.э.
13714

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.

×