Добавить статью
17:08 12 Июня 2015 0
Неординарный государственный деятель – Алымбек-датка Асан бий уулу

Постановлением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики № 4651-V от 31 декабря 2014 года «О 215-летнем юбилее Алымбека-датка Асан бий уулу» Правительству страны поручено проведение 215-летнего юбилея Алымбека-датка Асан бий уулу. Это решение принято с учетом его вклада в становление кыргызской государственности, в целях сохранения исторической памяти и увековечивания памяти славного сына кыргызского народа Алымбека-датки. Он - один из редких выдающихся деятелей, продержавшийся на политическом олимпе Кокандского ханства длительное время в течение 35 лет.

150612 Безусловно, Алымбек-датка является одной из ярчайших личностей в истории кыргызского народа XIXв. Он сыграл огромную роль в политической жизни не только кыргызов, но и Кокандского ханства. К сожалению, в годы Советской власти, диктатуры коммунистической идеологии и классового подхода, людей, подобных Алымбеку, сознательно вычеркнули из истории только из-за того, что они были выходцами из феодальных семей, представителями господствующего класса. При этом прививали молодому поколению знания о жизни того же А.Македонского, Чингизхана, Петра I и других сильных мира сего, тогда как о собственных выдающихся государственных деятелях забывали. Долгое время мы незаслуженно забывали тот факт, что Алымбек-датка и ему подобные сделали очень многое для своего народа, дальнейшего развития государственности кыргызов. И только в годы суверенитета и независимости мы получили возможность воздать должное таким выдающимся государственным деятелям как Барс-бег, Мухаммед Кыргыз, Кубат бий, Атаке бий, Алымбек-датка, Нузуп бий, Ормон хан и др.

И еще одно обстоятельство, которое нам необходимо признать. Это то, что в свое время слишком сильно увлекаясь изучением жизни его жены Курманжан-датки, отмечая ее юбилеи, как-то отодвинули на второй план Алымбека, без которого не состоялась бы Курманжан датка так, как она осталась в истории. Можно смело утверждать, что фактическим творцом политической фигуры Курманжан-датки стал именно Алымбек, и только благодаря ему она вышла на политическую авансцену сначала кыргызского народа, затем Кокандского ханства, а в последующем и Российской империи. Это бесспорный факт. Таким образом, даже в годы суверенитета и независимости Алымбек-датка как-то отошел на второй план, что недопустимо. До этого было 180, 190, 200, 210-летие Алымбека-датки, но до сих пор его историко-политический портрет не завершен, окончательно не создан, чему свидетельством и нынешние юбилейные мероприятия.

Алымбек Асан бий уулу по происхождению являлся выходцем из крупного и именитого рода Баргы из племени Адигене.

Адигене ►►►►► Баргы ►►►►► Сатыке ►►►►► Мырзаке ►►►►► Бокой ►►►►► Байбоочон ►►►►► Тилеке ►►►►► Ажыбек ►►►►► Шамурза ►►►►► Асан ►►►►► Алымбек ►►►►► Абдылдабек, Баатырбек, Маамытбек, Асанбек, Камчыбек (Акынбек – от первой жены).

В чем заключается неординарность Алымбек-датки как государственного деятеля?

Во-первых, с малых лет он рос прозорливым, умным, ловким и дальновидным, проявлял недюжинные способности, чем были довольны не только отец Асан-бий, но и сородичи. С юных лет он учился грамоте, и уже к 15-17-летнему возрасту все его соплеменники видели в нем наследника своего отца, будущего предводителя племени баргы и человека с большим политическим будущим. Увидев способности сына, Асан бий, наверняка, учил его и искусству управлять народом. Имеются также сведения, что в молодости он с помощью торговцев побывал в Самарканде, Бухаре, Стамбуле, Кашгаре и в других городах, что, несомненно, оставило неизгладимый след в его сознании, повлияло на его мировоззрение. В результате всего этого, Алымбек еще в молодом возрасте сформировался как мудрый и дальновидный правитель, политик. Своими способностями и положением он привлекал внимание не только кыргызских родоправителей, но и правителей Кокандского ханства.

Во-вторых, никто из кыргызских государственных деятелей того времени в таком молодом возрасте не был востребован правителями Кокандского ханства. А наш герой уже в 27-летнем возрасте был приглашен Мадали-ханом в Коканд на службу. В 31 год ему было присвоено тем же Мадали-ханом звание датка, а в следующем году его назначают беком, правителем Андижанского вилайета, который включал всю территорию Андижанской области нынешней республики Узбекистан, большую часть Ошской и часть Джалал-Абадской областей Кыргызской Республики. Это еще раз подтверждает неординарность Алымбека.

Понятно, что кокандским правителям нужен был не столько сам Алымбек, хотя его личные качества тоже занимали не последнее место, а авторитетный, влиятельный во всей Алайской долине человек, с помощью которого можно было бы получить доступ к ее богатствам, скоту, людским ресурсам, пастбищам и территории. Здесь необходимо отметить еще один немаловажный факт. Правителям Коканда нужен был безопасный Алайский тракт Великого Шелкового пути и выход к рынкам Китая для обеспечения не только торговых отношений, но для прохода безналоговых, беспошлинных контрабандных товаров. Чтобы обеспечить такое положение дел им нужен был влиятельный, гарантирующий безопасность человек из числа местных правителей. Таким человеком ко времени правления Мадали-хана и оказался Алымбек Асан-бий уулу.

С другой стороны, нам кажется, что Алымбек прекрасно понимал истинные цели приглашения его к Кокандскому двору. Да и кыргызам было не обойти это ханство, которое многие кыргызские родоправители считали собственным государством, в котором не последнюю роль играли именно кыргызы или кыргызская этнополитическая сила. Следовательно, молодой Алымбек Асан бий уулу, во-первых, хотел испытать себя на политической арене ханства, а во-вторых, ему была небезразлична судьба своего народа, который он хотел видеть независимым от инородного господства. Мы полагаем, что для этого ему необходимо было вникнуть во все тонкости государственной власти и политики по всем направлениям. В-третьих, ему было более выгодно защищать интересы кыргызов в самом центре политических игр - в Коканде. Полагаем, исходя из таких побуждений, он и принял предложение Мадали хана и других правителей Кокандского ханства.

В-третьих, из числа кыргызских государственных деятелей периода Кокандского ханства дольше всех на политическом олимпе продержался Алымбек-датка. Он, согласно первоисточникам, жил при 7 провозглашенных ханах Коканда: Алим хане (1798-1810 гг.), Омар хане (1810-22 гг.), Мадали хане (1822-42 гг.), Шерали хане (1842-44 гг.), Худояр хане (1844-58; 1862-63), Малля хане (1858-62 гг.), Шахмурад хане (1862 г). Его политический взлет был при Мадали, Худояр, Малля и Шахмурад ханах. Алымбек-датка принимал активное участие во многих, почти во всех военно-политических событиях Кокандского ханства, начиная со времен Мадали-хана и кончая временем правления Худояр-хана и Малля-хана. Как отмечал В.Наливкин, именно при Малля-хане он стал визирем Кокандского ханства.1

В-четвертых, как опытный государственный деятель в борьбе за власть он старался сохранить паритетное положение всех трех этнополитических сил ханства: узбеков из династии мингов, кыргызов и таджиков. Об этом свидетельствует многочисленная литература по истории Кокандского ханства, в том числе и “Тарих-и-Шахрухи”.2 Именно между этими тремя силами шла непрестанная борьба за политическое господство. Разумеется, Алымбек-датка стремился поднять политический авторитет, положение кыргызов в ханстве. Алымбек-датка стремился к тому, чтобы кокандские правители были вынуждены считаться с кыргызами и чтобы за кыргызскими правителями родов и племен сохранялись их автономные права.

В случае необходимости с целью защиты интересов кыргызов, он поднимал на восстание народ. Известно о восстании ошских кыргызов в 1845 г., упомянутом в “Тарих-и-Шахрухи”. В ферганских источниках “Миротул-фтух” и “Тарих-и-джахан намаи” непосредственно подчеркивают не только участие, но и указывают на то, что Алымбек-датка возглавил восстание ошских кыргызов. Следует отметить, что Ошское восстание, направленное против господства и жестокости кипчаков в правящих кругах ханства, было жестоко подавлено ханскими войсками во главе c лидером кипчаков Мусулманкул аталыком. Это было одним из трагических периодов в истории Оша, когда для подавления восстания было направлено более чем 20-тысячное войско и было взято в плен 5-10 тыс. человек.3 Алымбек-датка пытался усилить влияние кыргызов не только в ханском дворце, но и по всему ханству. В этих целях он подготовил своих сподвижников, опору из числа кыргызских правителей на местах.4

В-пятых, одной из целей Алымбека-датки было не только поднятие авторитета кыргызов внутри Кокандского ханства, но и создание самостоятельного национального государства кыргызов. Ярким примером этому служит восстание под руководством Алымбека-датки после Узун-Агачских событий. В Нарыне, где к нему присоединились крупные правители родов и племен Уметалы, сын Ормон хана, Ажы-бий, Адыл, Торогелди и другие, Алымбек поднял восстание и выступил против хана. По свидетельству Ч.Валиханова, «во время кипчаков Алимбек-датха нынешний кокандский визирь, враждуя с кипчаками, ушел в Нарын и поднял всех киргиз. Куртка была осаждена, комендант... убит».5,6 Восстание кыргызов во главе с Алымбек-даткой быстро набирало силу и грозило тяжелыми последствиями. Он хотел сделаться независимым правителем своего народа, предварительно вступив с русскими в дружеские отношения.7

Особенностью этого восстания было то, что в отличие от других восстаний Алымбек-датка действительно стремился к созданию самостоятельного государства кыргызов. Узбекский ученый Х.Бабабеков отмечал, что “восстание Алымбека заслуживает особого внимания и дополнительного поиска материалов. На наш взгляд, если предыдущие восстания кыргызов в основном ставили своей целью решение экономических вопросов или смену правителей ханства, а также первенство в государственной иерархии, то Алымбек стремился к образованию самостоятельного и независимого государства”.8 Во многом Х. Бабабеков совершенно прав. Ибо, зная о том, что на юге все кыргызские роды и племена поддержат его, Алымбек отправился на север, где тамошние правители с особым почетом, уважением встретили и поддержали его. Там созрели идеи и планы о создании самостоятельного государства кыргызов. Вместе с тем, он понимал и то, что разрозненные, автономно управляемые и независимые друг от друга кыргызские роды и племена не были готовы к этому.

В-шестых, как дальновидный политик он все же понимал необходимость сближения с русскими. Известный русский генерал-лейтенанта М.А.Терентьев не указал в числе участников битвы в Узун-Агаче между русской и кокандской армиями армии Алымбека. Он сообщает, что основное сражение происходило между 20-тысячным войском Кокандского ханства во главе с Канаат Шаа и русскими под командованием подполковника Колпаковского.9 Это доказывает, что в Узун-Агачских военных действиях Алымбек-датка не принимал участия, чем и вызвал недовольство Канаат Шаа, а затем и Малля-хана.

С другой стороны, согласно сообщению генерал-губернатора Западной Сибири Дюгамеля, Алымбек-датка искал сближения с русскими, и генерал-губернатор предписал главному виновнику победы русской армии в Узун-Агаче полковнику Колпаковскому не отказывать ему в случае проявления этих попыток.10 Скорее всего, учитывая свои интересы в Китае, российские власти хотели воспользоваться древней ветвью Великого Шелкового пути, проходящей через Алайскую долину в Кашгар. В свою очередь, Алайская долина была полностью под контролем Алымбека-датки. Следовательно, заручившись его поддержкой, русские могли получить наиболее краткий, безопасный и, возможно, беспошлинный коридор для своих караванов в Китай. Поэтому еще в Узун-Агаче, задолго до окончательного завоевания владений Кокандского ханства, русские генералы искали пути сближения с алайским правителем. Эти факты свидетельствуют о том, что в отличие от кокандских правителей, он хотел наладить доброжелательные отношения с российскими властями.

Продолжение

Байболот Капарович Абытов, доктор исторических наук, профессор, проректор ОшГЮИ

1 Наливкин В. Краткая история Кокандского ханства. -Казань, 1886. -С.188-189.

2 Бейсембиев Т. К. “Тарих-и Шахрухи” как исторический источник. -Алма-Ата: Наука, 1987. -С. 144-152.

3 Материалы по истории киргизов и Киргизии. -М.: Наука, 1973. -Вып.1.-С. 233-234; Бабабеков Х. Народные движения в Кокандском ханстве и их социально-экономические и политические предпосылки. (XVIII-XIX вв.).-Ташкент: Фан, 1990. -С.64.

4 Молдокасымов К. Алымбек датка-Кокондун баш вазири //Кыргыз руху. -10,17 марта; Он же. Исхак молдо Асан уулу Кокондун акыркы ханы // Заман Кыргызстан. -1994. -18,25 ноября, 2 декабря.

5 История Киргизской ССР... - С.518; История кыргызов и Кыргызстана... - С. 135.

6 Валиханов Ч.Ч. //Собрании сочинений. В 5-ти томах. - Алма-Ата: Глав. Ред. Казахской советской энциклопедии, 1962. - Т. 2. - С. 200, 255.

7 Там же.

8 Бабабеков Х. Народные движения. - С.80.

9 Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии. -СПб., 1906. - Т.1. - С. 252-259.

10 Бабабеков Х. Народные движения... - С. 80.

Стилистика и грамматика авторов сохранена.
Добавить статью

Другие статьи автора

01-11-2019
Становление милиции Кыргызстана
39994

17-05-2019
Какие факты о Великой Отечественной войне не нужно забывать
42135

22-04-2019
Ош как важный военно-стратегический, торгово-экономический и культурный центр Великого Шелкового пути
30524

24-07-2018
Ош в конце XIX – начале XX века
26529

11-07-2018
Об отношениях Курманджан-датки и российских царских властей
42029

18-05-2018
Алымбек Датка и Алымкул Аталык: соратники в политике или непримиримые конкуренты?
35035

03-03-2017
Государственному флагу Кыргызской Республики – 25 лет
47208

29-06-2016
А.Ф.Керенский ким? Кыргыз элинде, жеринде анын атын түбөлүккө калтырууга татыктуубу?
81425

05-05-2016
Архивдер түгөнбөс кенч, чыныгы тарыхый мурастар байлыгы
37511

08-04-2016
Махмуд Кашгарский - великий энциклопедист, выдающийся ученый-тюрколог
92745

Еще статьи

Комментарии
Комментарии будут опубликованы после проверки модератором.
Для добавления комментария необходимо быть нашим подписчиком

×