К тысячелетию Юсуфа Баласагуни, великого поэта и мудрого учёного
«Во имя аллаха милостивого, милосердного. Хвала и восхваление, благодарение и слава аллаху, могучему и великому, ибо он — величественный владыка, всемогущий властитель: он создал все земное и небесное, всему живому дал пропитание; все желанное ему свершил он; все, на что ни будут воля его и благоволение, свершает он; все, что ни вознамерится осуществить, воплощает он; все, что ни предрешает он, свершается…»
Так начинал свою великую книгу «Знание, дающее счастье» великий поэт средневековья Юсуф хасс-хаджиб Баласагуни, видимо, уже тогда чувствуя свою сопричастность к вечности, к истории и культуре своего народа, народов, населявших близкие и далекие края, извечных и новоявленных, древних и молодых, великих и малых.
Далее он продолжал: «Книга сия величественна в славе своей. Читающий книгу сию, созданную по изречениям мудрецов Чина и украшенную стихами мудрецов Мачина, и возвещающий стихи ее сам возвеличен ею. Ученые и мудрые мужи Мачина согласны в том, что в восточных владениях, в государствах Туркестана никто не составил свода лучше этой книги, сочиненной на языке бограхановском и тюркской речью…»
И только затем: «Сочинитель сей книги — уроженец Баласагуна, муж воздержный и благочестивый. Завершил же книгу сию он в Кашгаре и представил ее ко двору властителя Востока Табгач-хана; повелитель почтил и возвеличил сочинителя, дав ему титул хасс-хаджиба; посему и известна слава имени его — Юсуфа, Великого хасс-хаджиба…» (пер. С.Иванова)
А теперь, с вашего позволения, начнём наш неспешный и более подробный разговор о великом нашем земляке из славного города Баласагун, второе название которого было Куз-Орду, и который являлся столицей Великого каганата, гораздо позже получившего с лёгкой руки В.В.Григорьева (1816-1881) в русской науке название империи Караханидов.
Мы расскажем вам о том, кто был этот великий поэт и мудрый учёный; где он родился и где работал; какими знаниями он обладал, и какие премудрости он узнал с юных лет; как он оказался во дворце правителя, и что с ним в дальнейшем стало. Мы расскажем вам о государстве, в котором жил этот мудрец; расскажем об его значении в истории Кыргызстана и других соседних стран; расскажем об его политике и экономике, об его культуре и религии, о письменности и литературе того времени.
Итак, приступаем к первому рассказу…
Рассказ первый
О великом поэте Юсуфе, о его поэме «Знание, дающее счастье»
Давным-давно, ровно тысячи лет назад, в городе Баласагун, находившейся в Чуйской долине, недалеко от современного кыргызского города Токмок, родился великий поэт Юсуф, автор книги «Кутадгу билиг» («Знание, дающее счастье»). Юность и молодость его прошли, как у всех людей: с радостями и горестями, с забавами и заботами, с усладой и утратой, с песнями и плачами, с подвигами ратными и потерями безвозвратными. Об этом сам поэт написал позже в заключительных главах своей знаменитой поэмы:
Пронеслась моя молодость тучей летучей,
Пронеслась и вся жизнь, словно ветер бегучий.
Мои годы младые, как жалко мне вас,
Удержать вас не смог я, утратил, не спас!
Всех отрад и услад, что даны юным летам,
Жизнь потом не дает, — всех спросил я об этом!
Милых детских забав, молодых моих сил
Мне теперь не дано, а имел — не ценил!
О младая пора моя, мне тебя жаль,
Ты умчала красу мою в дальнюю даль!
Быстро юность минула и младость ушла,
И поник я и сник — жизнь мутна и тускла.
И вдруг неожиданная откровенность, не свойственная авторам назидательных поэм средневековья:
Я, подобно скоту, ел и пил оголтело,
Пыль вздымал я, гонясь за утехами тела.
Словно сокола гон, меня радовал блуд,
Быстрой птицей мой конь вырывался из пут!..
А теперь я, как пьяница, сбросивший сон,
Перед богом стою, за грехи пристыжен.
Только людям служил я, забывши о боге,
Гнался я за мирским в бесполезной тревоге.
И за бегом страстей я гонялся вослед,
И, как бешеный волк, я неволил весь свет.
Я неволил людей, забирал деньги силой,
Мучил, грыз, обижал, притеснитель постылый!
А ведь спросит господь о свершенном вреде!
Что сказать мне в ответ? Лишь поникну в стыде.
Есть ли в мире дурнее глупцы-сумасброды?
Я в пустых развлеченьях сгубил свои годы!
Счастья нет, да и муки прошли б уж скорей,
Сломлен я покаянною мукой своей…
И тут же через несколько бейтов – философское размышление о бренности мира, о вечном и преходящем, о боге и людях, о смысле жизни и скоротечности человеческого бытия. Совсем как у классиков восточной поэзии до и после него:
Что в том пользы? Все в землю уйдет все равно,
Два полотнища мне получить суждено!
Бос и наг я пришел, и уйду бос и наг,
Что мне печься о славе мирских этих благ!
Вся минувшая жизнь пронеслась ураганом,
Жизнь беспечно я прожил, отравлен дурманом…
И вот наконец – итог жизни. Всё прошло и утеряно, мир постыл, и теперь он со своей старостью наедине: без друзей и родственников, без денег и богатства, без власти и славы:
В моих близких друзьях разуверился я,
Даже братья враждебны — что речь им моя!
Не обрел я друзей, сир я в доле утрат,
Чахну в думах тяжелых, лишь мигу и рад!..
Только скудные сведения из его же поэмы дошли до нас о молодых годах Юсуфа. Нам неизвестно, кто были его родители (хотя можно догадаться, что он был не из бедной семьи, раз успел получить такое великолепное образование), кем он работал и как он зарабатывал себе на жизнь, кто были его учителя, кто ученики. Но мы можем более или менее определенно рассказать о его родном городе Баласагуне.
В.В.Бартольд отождествлял Баласагун с развалинами Бураны и Ак-Пишина или Ак-Пешина (Ак-Бешима), при этом он полагал, что Баласагун «с большей степенью вероятности можно отождествить с Ак-Пишином, причем Бурана в таком случае могла составлять какое-нибудь загородное предместье» (Бартольд В. В. Сочинения, т. IV. М., 1966, с. 56—57; см. там же, т. III. M., 1965, с. 255.).
Башня Бурана расположена в 12 километрах от г.Токмак, на территории развалин городища Бурана. Многолетние, кропотливые исследования историков и археологов, дают основание полагать, что городище представляет собой развалины древнего города Баласагун - столицы каганата Караханидов. С середины X до начала XIII века (940-1212гг.) существовало могущественное государство Караханидов. Центральные части крупных городов стали благоустраиваться и украшаться, в них стали размещаться помещения для справления мусульманских обрядов. Многочисленные находки, сделанные при археологических раскопках, остатки сооружений, фрагменты водопроводных труб, изделия ремесленников и мастеров декоративного искусства красноречиво свидетельствуют о высоком развитии искусства и ремесел в те времена.
Город существовал до XIV-XV вв. Но в то время он уже утратил прежнее значение. В XV в. строения города превратились в развалины, только остатки крепости и огромная башня свидетельствует о существовании когда-то столицы могучих Караханидов. И ныне минарет Бурана как первоклассный памятник культурного наследия охраняется государством.
Башня Бурана
Город Баласагун упоминается в исторических сочинениях «в качестве резиденции первого завоевателя Мавераннахра Богра-хана Харун б. Мусы (ум. 382х./992-993 г. н.э.)... Позже Баласагун, по-видимому, принадлежал обычно тому же правителю, что и Кашгар» (Бартолъд В. В. Сомнения, т. II, ч. 2, с. 288—289; т. III, с. 356.). Последнее указание имеет весьма важное значение: Кашгар — один из культурных центров Туркестана — вместе с Баласагуном, который уже в середине X в. «рассматривался как мусульманский город», являлись в XI в. форпостами мусульманской учености. Особую роль в культурной жизни в ту пору играл Кашгар, где, среди других, первоначальное образование получил и великий тюрколог из тюрков, современник Юсуфа Баласагуни, Махмуд Кашгари (XI в.). «Не случайно поэтому Юсуф, родом из Баласагуна, творил в Кашгаре, о чем он сам дважды упоминает: «Сочинитель этой книги — родом из Баласагуна, муж воздержанный и благочестивый. Эту книгу закончил в Кашгаре и представил ее ко двору царя Востока Табгач-Богра-хана» (предисловие в прозе, 24—25); ср. еще: «Он все написал, твердо двигаясь к цели / И труд завершен был в Кашгарском пределе» (предисловие в стихах, бейт 59) (А. Н. Кононов. Поэма Юсуфа Баласагунского «Благодатное знание». В кн. Юсуф Баласагунский. Благодатное знание, изд. «Наука», 1983, с. 500.).
Итак, два караханидских города сыграли важную роль в жизни Юсуфа Баласагуни. В Баласагуне он родился, провел свое детство и юность, а может и всю молодость, а в Кашгар он прибыл лишь на склоне лет. Но об этом мы поговорим с вами в следующий раз.