Если брать как первоисточник сам эпос «Манас», то везде наш праотец Манас является кан (царь). Это и по варианту С. Орозбакова и по варианту С. Каралаева. Да и в нашем законодательстве указано, что только вышеназванные два варианта являются законными источниками эпоса «Манас». В обоих вариантах Манас признается как сын кана Жакыпа или Орозду, но в конечном итоге оба последних сыновья другого кана Ногоя. А родословная Манаса и его отца ведется от самого кана Ногоя и далее от других канов (сказать – хан, как бы попривычнее, но в эпосе по кыргызски - кан). И там дается целое поколение таких канов, а именно: «Кара кандан кийинки Байгур, Бабыр тараган. Бабырдын уулу Тубой кан, кызмат кылган канча жан. Тубойдун уулу Когой кан, Когойдон Ногой, Шыгайдыр» (46 стр.). (Манас. По варианту Сагымбай Орозбакова. Бишкек, 2010).
Мы ранее говорили, что упомянутый в эпосе еще один герой Рустам сражался с Тураном. А как видно Туран является прапрадедушкой Манаса. И это происходит в 700-1000 года до нашей эры. А может и ранее. В то же время Китаем правит династия западная Чжоу с 1046 по 771 годов до нашей эры. И там же появляется учение конфуцианства. Значит в это время жил сам великий Конфуций. Тогда выходит, что многие произведения или записи этого большого философа сохранились. Может надо и в его записях поискать, что говорилось о Манасе? Так как эти люди и народы в то время жили почти рядом. А не выйдет ли по времени, что на эту династийную государственность Китая пошел в свое время походом по эпосу наш праотец Манас. Другое может подтверждение, действительно в это время еще не начато строительство Великой Китайской стены.
Так и в истории западной Чжоу тоже говорится, что в 771 году до нашей эры был внутригосударственный переворот. И в конечном итоге правителем стал сын отстраненной царицы, то есть царевич в опале. Конечно, это не есть факт, но Алмамбет то же был царевичем в опале. В эпосе он с Манасом пришел в Китай, где и стал правителем этих земель. Точно молвить нельзя, но совпадение какое – то и здесь, возможно просматривается. Так и в китайской истории тоже говорится, что гуны Чжень, Лу и Цинь признали этого правителя. Но факт, что с этого времени и столица и сами китайцы со своим правителем переходят в восточный Китай, а династия носит название восточный Чжоу. Даже точное время называют с 771 года по 256 годы до нашей эры. Но главное это указано в исторических записях самого Сыма Цяня, великого мыслителя или отца китайской историографии.
То есть, вновь узнаем, что разговор пошел опять возможно о гуннах. Тогда и кыргызы в то время тоже возможно были гуннами, а может их тогда так и называли? А ведь ранее в статьях мы тоже говорили, что кыргызы и гунны как минимум родственники, если не более. И если это так, то Манас возможно получается завоевывает западное Чжоу, а Алмамбет со своими родственниками создает восточное Чжоу. Однако, правильность данного утверждения или иное оставим конечно историкам. Мы только хотим узнать год рождения нашего праотца Манаса. Но вот и другое совпадение, что после этих лет, а именно 771 годов до нашей эры восточное Чжоу стали строить стены от кого -то и это положило строительству великой китайской стены. Некоторые говорят, что начали строить китайскую стену с 400 годов до нашей эры. Но все равно великую китайскую стену начали строить именно династия восточная Чжоу и это тоже факт.
И почему-то основную часть китайской стены строило только китайская династия восточное Чжоу с 770 года по 221 годы до нашей эры. Это тоже какое-то совпадение или вопрос на засыпку историкам. А если учесть, сколько книг было написано при династии Чжоу, не говоря про Сыма Цяня и его записей про то время. Так и некоторые историки сравнивают Алмамбета и его существование с империей Хань (в 200 годах до нашей эры и до 200 годах нашей эры). Аккурат в период 400 летней империи, как раз когда жил и сам Сымя Цянь. То есть тоже возникает вопрос, ну никак не мог великий историк Китая не упомянуть нашего праотца Манаса, если бы он жил в одно и то же время с ним. Тем более главенствовали в то время Гунны в великой степи и на территории Средней Азии и в горах Ала-Тоо, а далее до самого озера Байкал. (Одни говорят, что по кыргызски это – Байкол, то есть озеро богатая рыбой).
Да и взять реку Талас. Ведь в эпосе прямо сказано, что ее с названия Тулус переименовали в реку Талас. (Вспоминаем и великую битву между арабами и китайцами на реке Талас, то есть в 751 году река Талас уже была под таким названием). И потом Манас переезжает с Ферганской долины в Таласскую долину. «Ала-Тоого таянып, Алтай тоодон болунуп, арасы Текес, Жылдызды, ар тарапка тараган андап кор арбын кыргызды. Олтуруп жан-жун Тулусту, жерин атап Талас – деп, Кырк уруу келген кыргыздан он бири жердеп турушту» (1293 стр.). (Манас. По варианту Сагымбай Орозбакова. Бишкек, 2010). Краткий перевод – Манас пришел в долину реки Талас. Можем посмотреть аналогичную фактуру и поближе к нашему времени. Так в ущелье по дороге к Тоо-Ашуу есть река Кара-Балта. Но есть и река Абла, которая впадает в вышеназванную реку. Если посмотреть на кыргызские слова, то нет такого слова Абла в нынешнем обиходе. Но по старокыргызскому, слово Абла означает нынешние эже или апче, то есть старшая сестра.
А сколько таких как бы «старокыргызских» слов можно встретить в самом эпосе Манас. И почему мы свои кыргызские слова убрали в «старокыргызский» сундук. Может надо покопаться и в старокыргызских словах и найти какие - то решения по годам повествования самого эпоса Манас. И это тоже вопрос историкам. Да и с другой стороны, как кыргызские слова могут стать в одночасье старокыргызскими? Какого, однако? Может вернем слова, на котором говорил сам наш праотец Манас, опять в наш словарный запас кыргызов аль нет? Или с начала все таки может узнаем, когда же родился наш праотец Манас? И только после будем смотреть на остальные моменты по эпосу Манас. Тогда конечно, давайте уточнять!
Курманбек Иманалиев